Игорь Старый
Деяния языческого князя Руси Игоря Старого (911—945 гг.)
Князь Игорь Старый
Расскажем о языческом князе Киевской Руси — Игоре Старом, сыне Рюрика, опороченном нашими летописями (якобы пострадал за жадность третий раз запросив дань с древлян). И будем, как и прежде в статье о Святославе Игоревиче, реконструировать его жизнь, включив малоизвестные её части из Булгарской летописи.
Первые годы и начало правления князя Игоря
Князь Игорь из царского Титулярника
Князь Игорь родился не позже 879 года (когда умер Рюрик). Даты же рождения князя Игоря в летописях сильно разнятся, называется, к примеру, и весьма вероятный 861 год.
Согласно "Повести временных лет", именно Олег Вещий просватал за Игоря княжну Прекрасу из рода Гостомыслова, прозванную затем Ольгою — в честь самого князя Олега.
Она родилась, как будто, в 893 году, хотя, конечно, и эта дата условна.
Вначале, когда Игорь был ещё ребёнком, власть в Киеве захватил Олег Вещий.
Но поскольку он вечно был в походах, на деле правил его союзник — воевода Олом (между прочим, отец древлянского князя Мала). И так продолжалось немалое время.
Перенесёмся теперь в те времена, когда Олег Вещий и возмужавший Игорь правили на Руси вместе. Время текло неумолимо... И вот уже Олегу Вещему много лет. А князю Игорю всё еще не передали бразды правления.
Олег уверен в военной мощи варяжской дружины, в союзе с ним булгары и венгры. А кто против? Кто недоволен варяжской властью в Киеве? С кем можно было бы заключить Игорю союз для обретения настоящей власти?
Вполне очевидно, что и среди окружающих Игоря людей немало недовольных засильем иноземцев. В Киеве стихийно складывается прорусская антиваряжская партия, связывающая свои надежды на возвращение русской власти с именем князя Игоря Старого из рода Гостомысла. Ведь и сам Олег именно возвращением власти роду Рюрика и Гостомысла, а значит, вечевых порядков и древней веры, оправдывал свержение Аскольда и Дира.
До поры русская партия пасует перед мощью варяжской дружины Олега. Однако тут до Киева доходит весть, что в Хазарии произошёл анти-иудейский переворот, что сразу поменяло расстановку сил и в Киеве.
Языческий переворот и приход к власти Яруслана в Хазарии в 911 году, а также приход к власти Игоря в Киеве.
Согласно Булгарской летописи, события развивались следующим образом. В то время Хазарский каганат был на вершине могущества. Он охватывал значительные земли, ранее входившие в Великую Русколань.
Хазарию по правившему в ней клану ныне почитают страной иудейской, но на деле иудаизм там исповедовали только купеческие кланы, а ещё перешедшие в иудаизм тюркские по происхождению половецкие роды. В целом же страна оставалась языческой, открытой разным религиозным течениям как с запада, так и с востока.
Булгарская летопись сообщает, что при княжении Игоря Старого в Хазарии правил каган Исхак, правнук Обадии (бывшего то ли каганом, то ли визирем при кагане). Тюркское его имя было Аксак-Тимер, и был он из влиятельного половецкого рода Калги, перешедшего в иудаизм. Воеводою при дворе сего «глуповатого Исхака», как его характеризует Булгарская летопись, стал некий Арслан из рода «урус».
Имя Арслан — русколанское: «арий из княжеского рода алан», старорусское будет Яруслан, его и оставим. Да и костяк войска хазарского, судя по известиям восточных историков, составляли урус-тарханы: то есть бывшие на хазарской службе казаки.
Яруслан Лазаревич. Русский лубок.
Причём значительная часть казачьих земель на Дону и в Пятигорье в то время сохраняла независимость от Хазарии. Лишь степи между Волгой и Доном и часть прикаспийских земель на Северном Кавказе отошли хазарам. За Дон же, по свидетельству «Велесовой книги», хазар не пускали никогда.
Сей рус Яруслан, с верными ему казаками, восстал против хакана Исхака, сына Манасии, объявив, что тот тайно служит Византии. И полагаю (в отличие от мнения, изложенного в Булгарской летописи), что сие было чистой правдой.
Казачье восстание, кое возглавил Яруслан, было анти-иудейским и антивизантийским, и шло под знамёнами реставрации языческой веры: «Возмущённые им, Ярусланом, казары-язычники… разгромили ставку Исхака и прикончили Аксак-Тимера с его яхудскими (иудейскими) наставниками…»
После сего Яруслан стал владыкой Хазарии, хотя правил он от имени сына Исхака Бачура, коего он по тюркскому обычаю возвёл на трон «для успокоения близких к роду Калги и влиятельных куманских биев (половецких князей)». Сей сын последнего иудейского правителя Хазарии из рода Обадии был «надёжно упрятан Ярусланом от посторонних глаз, так что никто толком не знал даже, какой веры придерживается новый каган».
На сём недолгое иудейское правление в Хазарии почти и закончилось. Впрочем, среди вельмож сего царства иудеи, оставались и далее. А спустя какое-то время в результате очередного заговора, им вновь удалось посадить на трон хазарского правителя из другой ветви того же, принявшего иудаизм половецкого рода Калги.
В тот 911 год весть о языческом перевороте в Хазарии и приходе там к власти руса вселила надежду на возрождение Великой Русколани и в Киеве. Весть сию принёс явившийся под стены Киева с варяго-русской ратью воевода Хоть (иначе — Худ), бывший на службе у хазар. И он объявил, что пришёл изгнать незаконного князя Олега и посадить на киевский престол русского князя Игоря Рюриковича.
Олег, услышав сие, заточил Игоря в поруб. Однако воевода Хоть, опираясь на киевлян, поднявшихся на защиту природного князя, а также на примкнувших к нему варягов, захватил Киев и князя Игоря освободил. И Олег не стал поднимать дружину на бой с киевлянами и варягами Хотя, тем паче, что Игорь был ему племянником (его мать Эфанда была сестрою Олега). И он мирно ушёл на княжение в Ростов, признав сим правоту Яруслана.
Тогда исполнилась заветная мечта киевлян-язычников: христиане и варяги были потеснены, киевский престол занял потомок старого русского княжеского рода.
Игорь Старый — правитель и вассал князя Яруслана. Персидский поход и попытка восстановления Арийского союза (914-915).
Сам Игорь Старый был ярым приверженцем языческой веры, освящавшей власть династии Рюриковичей, внуков Дажьбожьих. Потому и к христианской проповеди он относился нетерпимо, зная коварство византийцев и их умение плести заговоры.
Но он не мог ссориться с хазарами и венграми, посадившими его на трон и являвшими мощную силу. Ему также приходилось платить хазарам дань, признавая свой вассалитет. И сам Игорь тогда стал сборщиком дани для Яруслана, ведшего войны на всех границах.
Присяга Игоря и дружины Перуну, а христиан св. Илье
Хазария-Казария, тогда объединила большую часть земель Русколани, вновь подчинила и Киев, стремилась расширять пределы на весь древний Арийский союз. То есть там вновь возобладала ведическая идеология... Однако население её уже было очень пёстрым, там жили и иудеи, и мусульмане и язычники разных толков.
Война шла «на три поля», то есть против: 1) греков — христианского войска Византии; 2) арабов и персов — мусульманского войска Аббасидского халифата; 3) булгар-тенгрианцев, отчасти исламизированных.
Тогда же, судя по сообщению арабского историка аль-Масуди, на халифат напало варяго-русское войско, возглавляемое вождём Хелгу, в коем многие не без основания видят Олега Вещего (полагаю, однако, что это был поход объединённых сил Казарии, Руси и Булгарии, возможно к тому времени вновь названных Русколанью).
Только представьте, тогда к южному берегу Каспийского моря подошла флотилия в 500 кораблей, по 100 человек каждый! Это была огромная языческая армия в 50 000 воинов!
Не случайно, по разным версиям, в том походе участвовали и Олег Вещий, и Хоть, и даже как будто сам князь Игорь — всё это были на ту пору союзники и данники князя Яруслана. И надо полагать, он сам возглавил сей поход, по крайней мере отголоски сего сохранились в сказке о Яруслане Лазаревиче.
Видимо, цель их была заручиться союзом с персами-зороастрийцами, нередко восстававшими против арабского владычества, и потом возродить Арийский союз, направленный против главного врага — Византийской империи.
Ведь Персия во времена расцвета Арийского союза была подвластна царям Великой Русколани, там находились величайшие святыни ариев. Там остались ещё с прежних времён великолепные дворцы, грандиозные храмовые комплексы старой веры, которые теперь стали разрушать арабские халифы.
Халифат, простиравшийся от Индии до Египта, был уже на закате своего могущества. Повсеместно вспыхивали антиисламские и антиарабские восстания, шедшие под красными «кавеянскими» знаменами, призывающие восстановить старую веру и вернуть на трон «Владыки вселенной», арийскую династию. Полагаю, и у Яруслана, как владетеля «золотого трона», переданного на Русь последним зороастрийским царём Персии Яздигердом, были на сей счёт права.
Боевые действия распространились широко в Закавказье. По сообщению аль-Масуди: «Войско высадилось в Иране, Дилеме, Табаристане, Абескуне, Нефате, Антропатене…» Однако ни поддержки от местного населения, ни антиарабских восстаний тогда не последовало...
К тому времени Аббасидский халифат под влиянием народных и сепаратистских движений уже столетие разваливался на отдельные куски. Однако в этой части исламского мира он был ещё силён. Тахариды Ирана и Саманиды Средней Азии подчинялись халифу багдадскому. Эти династии как раз и были основаны теми военными вождями новой знати, местной по происхождению, кои разгромили народные движения «сурх алем», т.е. краснознамённых.
И тогда войску Яруслана, потерявшему в сражениях с персами и арабами треть воинов, пришлось отступать обратно к Каспию и уходить назад в столицу Хазарии — Итиль.
Закат Хазарии и падение в ней языческой власти. Железно-знамённая война.
В Итиле вскоре узнали о возвращении ослабевшей русско-варяжской «языческой» рати с добычей и пленными мусульманами. А надо сказать, что в столице зрело недовольство сей властью...
Расклад сил в Итиле изменился. Мусульманских воинов вкупе с христианами теперь стало больше, чем язычников. И тогда мусульмане подняли восстание. Явившись к Яруслану, они заявили: «Не хотим тебе повиноваться, ибо ты позволяешь россам лить кровь и пленять правоверных».
Яруслан не желал ссоры с мусульманами. Он, по языческому и арианскому обычаю, стремился быть правителем всех подданных. И он известил о том воеводу Хотя. А тот сошёл на берег с ратью, вознамерившись покарать восставших против власти языческого князя (рати Игоря и Олега Вещего в тех событиях уже не участвовали; видимо, Олег отправился в Ростов, а Игорь — в Киев).
И воеводе Хотю пришлось одному сражаться как с мусульманами, так и с примкнувшими к ним хазарами-христианами. Иудеи же, которые, судя по всему, и затеяли всю эту смуту, отрешились от участия в распре и не примкнули ни к одной из сторон. Хазаро-иудейское войско было заблаговременно удалено из столицы. И пока язычники, мусульмане и христиане взаимно уничтожали друг друга, — иудеи копили силы, дабы воспользоваться плодами смуты, названной Железно-знамённой войной.
В той битве под стенами Итиля, по свидетельству аль-Масуди, от рук мусульман и христиан пали около 30 000 язычников русов и варягов. И, разумеется, — о чём он умалчивает, — пало не меньше их противников. А значит, полегли чуть не все воины-русы, варяги и те из хазар, что не исповедовали иудаизм, не менее 60 тысяч ратников! Это было всеобщее поражение, означавшее по сути закат Хазарии.
И всё же поле битвы тогда осталось за мусульманами. А разбитый воевода Хоть с небольшим отрядом из 5 000 ратников отступил. Он стал подыматься вверх по Волге к границе с Булгарией, желая соединиться с хазарами принца Иосифа, которые выжидали, как будто оставаясь верными Яруслану.
Но и последние надежды Хотя оказались тщетны, с ратью Иосифа он разминулся. Незадолго до сего иудейское войско «трусливого Иосифа» бежало от булгаро-русского ополчения Олега Вещего.
И так Иосиф, убегая от варяго-булгарской рати, намеренно обошёл отряды Хотя, то есть предательски выдал его старому недругу — Олегу, коего Хоть некогда изгнал из Киева. Тот был пленён и казнён.
И далее Олег двинулся на Киев, дабы вернуть себе там власть, видя что Яруслан уже не князь в Итиле, а значит он свободен принимать любые решения.
Это была уже смута, никто не знал кто здесь князь и чья власть. На какое-то время Олегу удалось захватить Киев, но потом Яруслан, коему остались верны калмыки-буддисты, выбил его оттуда и вернул власть князю Игорю. Олег же ушёл и вскоре погиб "от коня своего".
В Итиле же тем временем, куда вернулся князь Яруслан, он вновь остался без союзников и верных войск, что и привело к новому перевороту. И вначале власть захватили стоящие в городе мусульманские войска, состоящие из туркмен и башкир.
Посему Яруслану пришлось бежать из своей ставки в Итиле на Кавказ, в город Самандар, столицу княжества берендеев. Кавказские берендеи после веков владычества тюрок и хазар отчасти отюрчились и перешли в суфизм (ислам, соединённый с древней ведической традицией).
Город Самандар («Дар прародителя Сама») располагался в ту эпоху недалеко от современной Махачкалы. Впрочем, берджаны-берендеи и в то время хорошо помнили, что они происходят из рода Урус, то есть по происхождению — русы.
Яруслан, затворившийся в Самандаре, по свидетельству Булгарской летописи, обратился к берендеям: «Помогите мне — ведь я из русского рода, в котором никогда не было иудеев…»
И берендеи вступились за Яруслана, когда к стенам Самандара подошло хазарское (иудейское и мусульманское) войско во главе с предавшим Яруслана принцем Иосифом. Однако силы были неравны, город пал. Яруслан был убит в бою, а берендеи-бурджаны были частью истреблены, а частью изгнаны в Кумские степи, где стали известны под именем кумыков, другая же их часть затем вошла в русское казачество или растворилась в местных кавказских родах. Часть их, кстати, затем осела и на Средней Волге, и на Плещеевом озере, где они вернулись к вере предков...
Взятие Самандара укрепило положение Иосифа в Итиле.
И вскоре сие принесло ему также трон великого кагана. После очередного переворота в столице, Хазария вновь, и в последний раз, обрела иудейского правителя. Что, кстати, впоследствии и привело к падению и разгрому Хазарского каганата.
Провозглашение независимости Киевской Руси, правление и гибель князя Игоря.
Князь Игорь собирает дань. Картина К.В. Лебедева
Узнав о гибели Яруслана, князь Игорь провозгласил независимость Киевской Руси от избравшей иудейского государя Хазарии. Он отказался платить дань вассала и объявил, что отныне будет платить только за охрану границы с халифатом (то есть содержать казачье войско, воюющее в Закавказье). В это время Игорь и становится полноправным правителем Киевской Руси.
И, заметим, последующие 30 лет (!) его правления почитаются годами мира и спокойствия. Киевскую Русь тогда, судя по всему, не беспокоили ни нашествия иноплеменных орд, она ни с кем не воевала. Это кажется поразительным. Летописцам, судя по всему, не о чем было писать и они сразу переходят к событиям середины сороковых годов.
Но я думаю, что это всё легко объяснить не особым миролюбием князя Игоря и тем паче соседей Киевской Руси. Всё дело в том, что после Железно-знамённой войны и Русь, и Хазария, да и Булгария лежали в руинах. На месте городов — пепелища... В той "гражданской войне" погибло только воинов около 200 тысяч... "О поле, поле, кто тебя усеял русскими костями..." Кому и воевать-то было?..
Нужен был мир, нужно было зализывать раны, и... рождать и воспитывать новых воинов. На это и понадобились около 30 лет (впрочем, сей срок вполне может быть и сокращен на десятилетие из-за календарных разночтений)...
И к концу того срока Игорь уже создал войско, равного которому, пожалуй, не было и у Византии. Тогда только, а именно в 941 и в 943 годах, князь Игорь совершает походы на Константинополь. В первом походе он направил против византийцев 10 000 кораблей .
Корабли Игоря под стенами Царьграда. Радзивилловская летопись
По крайней мере столько насчитал перепуганный "Продолжатель Феофана" :«11 июня четырнадцатого индикта (941 года) на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы…».
Впрочем, итальянец Лутпранд Кремонский, посол короля Италии в Византии, писал только о более чем тысяче кораблей у «короля русов Ингере», что тоже немало, 100 000 воинов, и ближе к правде, ведь не миллионная же армия была у князя Игоря?
В том морском бою огромный русский флот был частично уничтожен "греческим огнём". И русский летописец так передал слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их».
Использование "греческого огня" византийцами. Радзивилловская летолпись
Однако Игорь вскоре оправился и через два года пошёл на Византию уже и по суше, и по морю. И ромеям пришлось идти на переговоры и платить Игорю умирительную дань.
Византийцы приносят дары князю Игорю и тот возвращается в Киев. Радзивилловская летопись.
Затем наши летописи рассказывают о гибели Игоря Старого под Искоростенем, и о мести за него супруги Ольги, датированной 945 годом. В той истории много несообразностей, она по сути является сказкою (пересказанной скоморошиной), о чём я уже рассказывал ранее в статье о княгине Ольге.
История же, судя по Булгарской летописи, была совершенно иной. И опять-таки в данном случае сведения булгарского летописца, на мой взгляд, выглядят более историчными, правдоподобными, да и любопытными также.
Итак, судя по Булгарской летописи, начало всем сим событиям в 944 году положил очередной переворот (на сей раз анти-иудейский) в Итиле, столице Хазарии.
Иудейский каган Иосиф, приход которого к власти уже привёл к отложению Киева, правил там уже тридцать (или, б.м. двадцать?) лет и, очевидно, ослабел, либо пал жертвою старческой мании...
Там вновь восстали против иудеев-хазар аланы-язычники, заключившие теперь союз с мусульманами, понявшими, что иудеи — их общие враги. Поводом для восстания было жесточайшее преследование каганом Иосифом всех бывших претендентов на хазарский престол с их родами, а также убийство Мухтасара, сына свергнутого иудеями мусульманского правителя.
После восстания власть в Итиле вновь на время перешла к мусульманам, каганом был объявлен хан Угез-бек, предводитель туркменского войска и брат убитого Мухтасара. Хазары-яхуды (иудеи) в этой смуте тоже разделились. Одни остались верными Иосифу, однако большая часть во главе с беком Кубарой нашла для себя выгодным переметнуться на сторону восставших.
И, судя по тому, что затем сей Кубара и стал править (от имени кагана Угез-бека), причиною сего были именно его, Кубары, разногласия с «трусливым Иосифом». Полагаю, он просто-напросто боялся за свою жизнь, видя, как расправляется с соперниками Иосиф, и потому использовал восстание для укрепления своего положения, да и прихода к власти.
Иосиф же бежал из Итиля в Путивль к оставшемуся ему верным князю Малу, сыну Олома.
Кстати, сей Мал был и прежде его союзником, он посылал войска, которые способствовали восхождению Иосифа на престол Хазарии. И вот тогда-то новый хазарский правитель Кубара, от имени кагана Угез-бека, и направил посольство к князю Игорю в Киев.
А он только что вернулся из уже второго похода на Византию . Как утверждает Булгарская летопись, послы Кубары объявили Игорю, что каган не будет противодействовать захвату Игорем древлянской земли и всего Кара-Булгара с городами Хорасдан, Хурса, Харька, то есть Коростень (его потом переименовали в Путивль), Курск, Харьков и прочими, суля по всему, оставшимися в подчинении Иосифа.
Да и как было хазарам сему противостоять? Ведь Игорь сохранил в византийском походе войско, надо полагать сто тысячное... А в Хазарии смута и два правителя разрывают её на части.
И вот тогда, чтобы спровоцировать войну с древлянами, Игорь потребовал от Мала дани, направив, как известно по русским летописям, за нею воеводу Свенельда. Мал согласился и дал требуемое. Тогда Игорь потребовал дань и второй раз, уже для жены своей Ольги. Мал безропотно отдал и её. И тогда Игорь явился с частью своего войска (показавшегося ему достаточным) под стенами столицы и потребовал дани уже для сына Святослава.
Тогда и случилось сражение, Игорь был взят в плен. А потом жена князя Мала, отобранная им некогда у князя Игоря (либо изгнанная «по проискам» Ольги), свела с ним старые счёты. Она повелела привязать Игоря к деревьям и так его разорвать.
Смерть Игоря. Рис. Бориса Шорикова
Овдовевшая княгиня Ольга в ответ собрала большое войско из киевлян, а также примкнувших к ним галичан. Древляне «из рода Роштау», то есть «горных русов», тоже встали под знамёна княгини Ольги. И, как сообщает Булгарская летопись, лишь благодаря им и была одержана победа. Но никаких легендарных жестокостей при сём Ольга не творила.
Булгарская летопись сообщает, что после падения Искоростеня были взяты в плен и князь Мал, и его союзник, бывший хазарский каган Иосиф. Причём Иосифа, бросили в темницу, откуда тот никогда не вышел. А вот плен князя Мала оказался почётным.
Мал сохранил немалую свободу, и даже княжил в Любиче, прозванном «ключом к Киеву». Он долгое время был в ближнем окружении княгини Ольги и добился её расположения в той степени, что уже почитался её тайным супругом (вот откуда в русской летописи появилась легенда о его сватовстве). Но при сём Мал изменил Ольге с некой служанкой, оказавшейся дочерью знатного боярина, и, дабы замять скандал, ему пришлось взять её в жёны.
Потому Мал удалился из Киева в город, где правил тот боярин, и потом сам стал княжить в нём, причём назвал сей град в память своей бывшей столицы и перенесённых из неё святынь рода Искоростенем. Тогда же, как сообщают булгары, и сын Игоря, князь Святослав, женился на дочери Мала — Малуше, почитавшейся пленницей (ключницей). И от их брака родился князь Владимир Святославич.
А сын Мала — Добрыня стал «первым урусским боярином».
Так что никаких иудеев и хазар в роде Владимира Святославича по линии Малуши Булгарская летопись не видит. И вообще, этот анекдот был запущен одним иудейским историком, Даном Роттенбергом в книжке «Путеводитель по еврейской генеалогии», выпущенной в Нью-Йорке в 1977 году, и уже потом подхвачен у нас... Но об этом лучше рассказать отдельно и в своё время, слишком уж тема токсична.
Заключение
Мы же подведём итог. Кем был для русской истории князь Игорь Старый? Поначалу это был "наследник рода Гостомысла" и глава русской партии в Киеве, противостоящей варягам и хазарам. Вел войны с Аббасидским халифатом и с Византией, присоединил к Киевской Руси земли древлян, уличан, а также те, что ныне называются Слобожанщиной. Он организовал войско, кое и перешло затем к его сыну Святославу. И он же первым провозгласил независимость Киева от Хазарии. Он подготовил почву для будущих блистательных побед своего сына князя Святослава Игоревича.