Игорь Старый

 

 Деяния языческого князя Руси Игоря Старого (911—945 гг.)

Князь Игорь Старый (?)

                                                                    Князь Игорь Старый

Расскажем о языческом князе Киевской Руси — Игоре Старом, сыне Рюрика, опороченном нашими летописями (якобы пострадал за жадность третий раз запросив дань с древлян). И будем, как и прежде в статье о Святославе Игоревиче, реконструировать его жизнь, включив малоизвестные её части из Булгарской летописи.

Первые годы и начало правления князя Игоря

         Князь Игорь из царского Титулярника                                                                            Князь Игорь из царского Титулярника

Князь Игорь родился не позже 879 года (когда умер   Рюрик). Даты же рождения князя Игоря в летописях сильно разнятся, называется, к примеру, и весьма вероятный 861 год.

Согласно "Повести временных лет", именно Олег Вещий просватал за Игоря княжну Прекрасу из рода Гостомыслова, прозванную затем Ольгою — в честь самого князя Олега.  

Она родилась, как будто, в 893 году, хотя, конечно, и эта дата условна.

Вначале, когда Игорь был ещё ребёнком, власть в Киеве захватил Олег Вещий.  

Но поскольку он вечно был в походах, на деле правил его союзник — воевода Олом (между прочим, отец древлянского князя Мала). И так продолжалось немалое время.

Перенесёмся теперь в те времена, ко­гда Олег Вещий и возмужавший Игорь правили на Руси вместе. Время текло неумолимо... И вот уже Олегу Вещему много лет. А князю Игорю всё еще не передали бразды правления.

Олег уверен в военной мощи варяжской дружины, в союзе с ним булгары и венгры. А кто против? Кто недоволен варяжской властью в Киеве? С кем можно было бы заключить Игорю союз для обретения настоящей власти?

Вполне очевидно, что и среди окружающих Игоря людей немало недовольных засильем иноземцев. В Киеве стихийно складывается прорусская антиваряжская партия, связывающая свои надежды на возвращение русской власти с именем князя Игоря Старого из рода Гостомысла. Ведь и сам Олег именно возвращением власти роду Рюрика и Гостомысла, а значит, вечевых порядков и древней веры, оправдывал свержение Аскольда и Дира

До поры русская партия пасует перед мощью варяжской дружины Олега. Однако тут до Киева доходит весть, что в Хазарии произошёл анти-иудейский переворот, что сразу поменяло расстановку сил и в Киеве.

Языческий переворот и приход к власти Яруслана в Хазарии в 911 году, а также приход к власти Игоря в Киеве.

Согласно Булгарской летописи, события развивались следующим образом. В то время Хазарский каганат был на вершине могущества. Он охватывал значительные земли, ранее входившие в Великую Русколань.  

Хазарию по правившему в ней клану ныне почитают страной иудей­ской, но на деле иудаизм там исповедовали только купеческие кланы, а ещё перешедшие в иудаизм тюркские по происхождению половецкие роды. В целом же страна оставалась языческой, открытой разным религиозным течениям как с запада, так и с востока.

Булгарская летопись сообщает, что при княжении Игоря Старого в Хазарии правил каган Исхак, правнук Обадии (бывшего то ли каганом, то ли визирем при кагане). Тюркское его имя было Аксак-­Тимер, и был он из влиятельного половецкого рода Калги, перешедшего в иудаизм. Воеводою при дворе сего «глуповатого Исхака», как его характеризует Булгарская летопись, стал некий Арслан из рода «урус».

Имя Арслан — русколанское: «арий из княжеского рода алан», старорусское будет Яруслан, его и оставим. Да и костяк войска хазарского, судя по известиям восточных историков, составляли урус­-тарханы: то есть бывшие на хазарской службе казаки.

Яруслан Лазаревич. Русский лубок.

                                                               Яруслан Лазаревич. Русский лубок.

Причём значительная часть казачьих земель на Дону и в Пятигорье в то время сохраняла независимость от Хазарии. Лишь степи между Волгой и Доном и часть прикаспийских земель на Северном Кавказе отошли хазарам. За Дон же, по свидетельству «Велесовой книги», хазар не пускали никогда.

Сей рус Яруслан, с верными ему казаками, восстал против хакана Исхака, сына Манасии, объявив, что тот тайно служит Византии. И  полагаю (в отличие от мнения, изложенного в Булгарской летописи), что сие было чистой правдой.

Казачье восстание, кое возглавил Яруслан, было анти-иудейским и антивизантийским, и шло под знамёнами реставрации языческой веры: «Возмущённые им, Ярусланом, казары­-язычники… разгромили ставку Исхака и прикончили Аксак­-Тимера с его яхудскими (иудейскими) наставниками…»

После сего Яруслан стал владыкой Хазарии, хотя правил он от имени сына Исхака Бачура, коего он по тюркскому обычаю возвёл на трон «для успокоения близких к роду Калги и влиятельных куманских биев (половецких князей)». Сей сын последнего иудей­ского правителя Хазарии из рода Обадии был «надёжно упрятан Ярусланом от посторонних глаз, так что никто толком не знал даже, какой веры придерживается новый каган».

На сём недолгое иудейское правление в Хазарии почти и закончилось. Впрочем, среди вельмож сего царства иудеи, оставались и далее. А спустя какое-­то время в результате очередного заговора, им вновь удалось посадить на трон хазарского правителя из другой ветви того же, принявшего иудаизм половецкого рода Калги.

В тот 911 год весть о языческом перевороте в Хазарии и приходе там к власти руса вселила надежду на возрождение Великой Русколани и в Киеве. Весть сию принёс явившийся под стены Киева с варяго­-русской ратью воевода Хоть (иначе — Худ), бывший на службе у хазар. И он объявил, что пришёл изгнать незаконного князя Олега и посадить на киевский престол русского князя Игоря Рюриковича.

Олег, услышав сие, заточил Игоря в поруб. Однако воевода Хоть, опираясь на киевлян, поднявшихся на защиту природного князя, а также на примкнувших к нему варягов, захватил Киев и князя Игоря освободил. И Олег не стал поднимать дружину на бой с киевлянами и варягами Хотя, тем паче, что Игорь был ему племянником (его мать Эфанда была сестрою Олега). И он мирно ушёл на княжение в Ростов, признав сим правоту Яруслана.

Тогда исполнилась заветная мечта киевлян-­язычников: христиане и варяги были потеснены, киевский престол занял потомок старого русского княжеского рода.

Игорь Старый — правитель и вассал князя Яруслана. Персидский поход и попытка восстановления Арийского союза (914-915).

Сам Игорь Старый был ярым приверженцем языческой веры, освящавшей власть династии Рюриковичей, внуков Дажьбожьих. Потому и к христианской проповеди он относился нетерпимо, зная коварство византийцев и их умение плести заговоры.

Но он не мог ссориться с хазарами и венграми, посадившими его на трон и являвшими мощную силу. Ему также приходилось платить хазарам дань, признавая свой вассалитет. И сам Игорь тогда стал сборщиком дани для Яруслана, ведшего войны на всех границах.Присяга Игоря и дружины Перуну, а христиан св. Илье

                                           Присяга Игоря и дружины Перуну, а христиан св. Илье

Хазария-Казария, тогда объединила большую часть земель Русколани, вновь подчинила и Киев, стремилась расширять пределы на весь древний Арийский союз. То есть там вновь возобладала ведическая идеология... Однако население её уже было очень пёстрым, там жили и иудеи, и мусульмане и язычники разных толков.

Война шла «на три поля», то есть против: 1) греков — христианского войска Византии; 2) арабов и персов — мусульманского войска Аббасидского халифата; 3) булгар-­тенгрианцев, отчасти исламизированных.

Тогда же, судя по сообщению арабского историка аль­-Масуди, на халифат напало варяго-­русское войско, возглавляемое вождём Хелгу, в коем многие не без основания видят Олега Вещего (полагаю, однако, что это был поход объединённых сил Казарии, Руси и Булгарии, возможно к тому времени вновь названных Русколанью).

      

Только представьте, тогда к южному берегу Каспийского моря подошла флотилия в 500 кораблей, по 100 человек каждый! Это была огромная языческая армия в 50 000 воинов! 

Не случайно, по разным версиям, в том походе участвовали и Олег Вещий, и Хоть, и даже как будто сам князь Игорь — всё это были на ту пору союзники и данники князя Яруслана. И надо полагать, он сам возглавил сей поход, по крайней мере отголоски сего сохранились в сказке о Яруслане Лазаревиче.

Видимо, цель их была заручиться союзом с персами-зороастрийцами, нередко восстававшими против арабского владычества, и потом возродить Арийский союз, направленный против главного врага — Византийской империи.

Ведь Персия во времена расцвета Арийского союза была подвластна царям Великой Русколани, там находились величайшие святыни ариев. Там остались ещё с прежних времён великолепные дворцы, грандиозные храмовые комплексы старой веры, которые теперь стали разрушать арабские халифы.

Халифат, простиравшийся от Индии до Египта, был уже на закате своего могущества. Повсеместно вспыхивали антиисламские и антиарабские восстания, шедшие под красными «кавеянскими» знаменами, призывающие восстановить старую веру и вернуть на трон «Владыки вселенной», арийскую династию. Полагаю, и у Яруслана, как владетеля «золотого трона», переданного на Русь последним зороастрийским царём Персии Яздигердом, были на сей счёт права.

      

Боевые действия распространились широко в Закавказье. По сообщению аль­-Масуди: «Войско высадилось в Иране, Дилеме, Табаристане, Абескуне, Нефате, Антропатене…» Однако ни поддержки от местного населения, ни антиарабских восстаний тогда не последовало...

К тому времени Аббасидский халифат под влиянием народных и сепаратистских движений уже столетие разваливался на отдельные куски. Однако в этой части исламского мира он был ещё силён. Тахариды Ирана и Саманиды Средней Азии подчинялись халифу багдадскому. Эти династии как раз и были основаны теми военными вождями новой знати, местной по происхождению, кои разгромили народные движения «сурх алем», т.е. краснознамённых.

И тогда войску Яруслана, потерявшему в сражениях с персами и арабами треть воинов, пришлось отступать обратно к Каспию и уходить назад в столицу Хазарии — Итиль.

Закат Хазарии и падение в ней языческой власти. Железно-знамённая война.

В Итиле вскоре узнали о возвращении ослабевшей русско-­варяжской «языческой» рати с добычей и пленными мусульманами. А надо сказать, что в столице зрело недовольство сей властью...

Расклад сил в Итиле изменился. Мусульманских воинов вкупе с христианами теперь стало больше, чем язычников. И тогда мусульмане подняли восстание. Явившись к  Яруслану, они заявили: «Не хотим тебе повиноваться, ибо ты позволяешь россам лить кровь и пленять правоверных».

Яруслан не желал ссоры с мусуль­манами. Он, по языческому и арианскому обычаю, стремился быть правителем всех подданных. И он известил о том воеводу Хотя. А тот сошёл на берег с ратью, вознамерившись покарать восставших против власти языческого князя (рати Игоря и Олега Вещего в тех событиях уже не участвовали; видимо, Олег отправился в Ростов, а Игорь — в Киев). 

И воеводе Хотю пришлось одному сражаться как с мусульманами, так и с примкнувшими к ним хазарами-­христианами. Иудеи же, которые, судя по всему, и затеяли всю эту смуту, отрешились от участия в распре и не примкнули ни к одной из сторон. Хазаро­-иудейское войско было заблаговременно удалено из столицы. И пока язычники, мусульмане и христиане взаимно уничтожали друг друга, — иудеи копили силы, дабы воспользоваться плодами смуты, названной Железно-знамённой войной.

В той битве под стенами Итиля, по свидетельству аль-­Масуди, от рук мусульман и христиан пали около 30 000 язычников русов и варягов. И, разумеется, — о чём он умалчивает, — пало не меньше их противников. А значит, полегли чуть не все воины­-русы, варяги и те из хазар, что не исповедовали иудаизм, не менее 60 тысяч ратников! Это было всеобщее поражение, означавшее по сути закат Хазарии. 

И всё же поле битвы тогда осталось за мусульманами. А разбитый воевода Хоть с небольшим отрядом из 5 000 ратников отступил. Он стал подыматься вверх по Волге к границе с Булгарией, желая соединиться с хазарами принца Иосифа, которые выжидали, как будто оставаясь верными Яруслану.

Но и последние надежды Хотя оказались тщетны, с ратью Иосифа он разминулся. Незадолго до сего иудейское войско «трусливого Иосифа» бежало от булгаро­-русского ополчения Олега Вещего.

И так Иосиф, убегая от варяго-­булгарской рати, намеренно обошёл отряды Хотя, то есть предательски выдал его старому недругу — Олегу, коего Хоть некогда изгнал из Киева. Тот был пленён и казнён.  

И далее Олег двинулся на Киев, дабы вернуть себе там власть, видя что Яруслан уже не князь в Итиле, а значит он свободен принимать любые решения.

Это была уже смута, никто не знал кто здесь князь и чья власть. На какое-то время Олегу удалось захватить Киев, но потом Яруслан, коему остались верны калмыки-буддисты, выбил его оттуда и вернул власть князю Игорю. Олег же ушёл и вскоре погиб "от коня своего".

В Итиле же тем временем, куда вернулся князь Яруслан, он вновь остался без союзников и верных войск, что и привело к новому перевороту. И вначале власть захватили стоящие в городе мусульманские войска, состоящие из туркмен и башкир.

Посему Яруслану пришлось бежать из своей ставки в Итиле на Кавказ, в город Самандар, столицу княжества берендеев. Кавказские берендеи после веков владычества тюрок и хазар отчасти отюрчились и перешли в суфизм (ислам, соединённый с древней ведической традицией).

Город Самандар («Дар прародителя Сама») располагался в ту эпоху недалеко от современной Махачкалы. Впрочем, берджаны­-берендеи и в то время хорошо помнили, что они происходят из рода Урус, то есть по происхождению — русы. 

Яруслан, затворившийся в Самандаре, по свидетельству Булгарской летописи, обратился к берендеям: «Помогите мне — ведь я из русского рода, в котором никогда не было иудеев…»

И берендеи вступились за Яруслана, когда к стенам Самандара подошло хазарское (иудейское и мусульманское) войско во главе с предавшим Яруслана принцем Иоси­фом. Однако силы были неравны, город пал. Яруслан был убит в бою, а берендеи­-бурджаны были частью истреблены, а частью изгнаны в Кумские степи, где стали известны под именем кумыков, другая же их часть затем вошла в русское казачество или растворилась в местных кавказских родах. Часть их, кстати, затем осела и на Средней Волге, и на Плещеевом озере, где они вернулись к вере предков...

Взятие Самандара укрепило положение Иосифа в Итиле.  

И вскоре сие принесло ему также трон великого кагана. После очередного переворота в столице, Хазария вновь, и в последний раз, обрела иудейского правителя. Что, кстати, впоследствии и привело к падению и разгрому Хазарского каганата.

Провозглашение независимости Киевской Руси, правление и гибель князя Игоря.

Князь Игорь собирает дань. Картина К.В. Лебедева

                                     Князь Игорь собирает дань. Картина К.В. Лебедева

Узнав о гибели Яруслана, князь Игорь провозгласил независимость Киевской Руси от избравшей иудейского государя Хазарии. Он отказался платить дань вассала и объявил, что отныне будет платить только за охрану границы с халифатом (то есть содержать казачье войско, воюющее в Закавказье). В это время Игорь и становится полноправным правителем Киевской Руси.

И, заметим, последующие 30 лет (!) его правления почитаются годами мира и спокойствия. Киевскую Русь тогда, судя по всему, не беспокоили ни нашествия иноплеменных орд, она ни с кем не воевала. Это кажется поразительным. Летописцам, судя по всему, не о чем было писать и они сразу переходят к событиям середины сороковых годов.

Но я думаю, что это всё легко объяснить не особым миролюбием князя Игоря и тем паче соседей Киевской Руси. Всё дело в том, что после Железно-знамённой войны и Русь, и Хазария, да и Булгария лежали в руинах. На месте городов — пепелища... В той "гражданской войне" погибло только воинов около 200 тысяч... "О поле, поле, кто тебя усеял русскими костями..." Кому и воевать-то было?..

Нужен был мир, нужно было зализывать раны, и... рождать и воспитывать новых воинов. На это и понадобились около 30 лет (впрочем, сей срок вполне может быть и сокращен на десятилетие из-за календарных разночтений)...

И к концу того срока Игорь уже создал войско, равного которому, пожалуй, не было и у Византии. Тогда только, а именно в 941 и в 943 годах, князь Игорь совершает походы на Константинополь. В первом походе он направил против византийцев 10 000 кораблей . 

Корабли Игоря под стенами Царьграда. Радзивилловская летопись

                                    Корабли Игоря под стенами Царьграда. Радзивилловская летопись

По крайней мере столько насчитал перепуганный "Продолжатель Феофана" :«11 июня четырнадцатого индикта (941 года) на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы…».

Впрочем, итальянец Лутпранд Кремонский, посол короля Италии в Византии, писал только о более чем тысяче кораблей у «короля русов Ингере», что тоже немало, 100 000 воинов, и ближе к правде, ведь не миллионная же армия была у князя Игоря?

В том морском бою огромный русский флот был частично уничтожен "греческим огнём". И русский летописец так передал слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их».

Использование "греческого огня" византийцами. Радзивилловская летолпись

                                        Использование "греческого огня" византийцами. Радзивилловская летолпись

Однако Игорь вскоре оправился и через два года пошёл на Византию уже и по суше, и по морю. И ромеям пришлось идти на переговоры и платить Игорю умирительную дань. 

Византийцы приносят дары князю Игорю и тот возвращается в Киев. Радзивилловская летопись.

                              Византийцы приносят дары князю Игорю и тот возвращается в Киев. Радзивилловская летопись.

Затем наши летописи рассказывают о гибели Игоря Старого под Искоростенем, и о мести за него супруги Ольги, датированной 945 годом. В той истории много несообразностей, она по сути является сказкою (пересказанной скоморошиной), о чём я уже рассказывал ранее в статье о княгине Ольге.

История же, судя по Булгарской летописи, была совершенно иной. И опять-­таки в данном случае сведения булгарского летописца, на мой взгляд, выглядят более историчными, правдоподобными, да и любопытными также.

Итак, судя по Булгарской летописи, начало всем сим событиям в 944 году положил очередной переворот (на сей раз анти-иудейский) в Итиле, столице Хазарии.  

Иудейский каган Иосиф, приход которого к власти уже привёл к отложению Киева, правил там уже тридцать (или, б.м. двадцать?) лет и, очевидно, ослабел, либо пал жертвою старческой мании...

Там вновь восстали против иудеев-хазар аланы-язычники, заключившие теперь союз с мусульманами, понявшими, что иудеи — их общие враги. Поводом для восстания было жесточайшее преследование каганом Иосифом всех бывших претендентов на хазарский престол с их родами, а также убийство Мухтасара, сына свергнутого иудеями мусульманского правителя.

После восстания власть в Итиле вновь на время перешла к мусульманам, каганом был объявлен хан Угез-бек, предводитель туркменского войска и брат убитого Мухтасара. Хазары-­яхуды (иудеи) в этой смуте тоже разделились. Одни остались верны­ми Иосифу, однако большая часть во главе с беком Кубарой нашла для себя выгодным переметнуться на сторону восставших.

И, судя по тому, что затем сей Кубара и стал править (от имени кагана Угез-бека), причиною сего были именно его, Кубары, разногласия с «трусливым Иосифом». Полагаю, он просто­-напросто боялся за свою жизнь, видя, как расправляется с соперниками Иосиф, и потому использовал восстание для укрепления своего положения, да и прихода к власти.

Иосиф же бежал из Итиля в Путивль к оставшемуся ему верным князю Малу, сыну Олома.  

Кстати, сей Мал был и прежде его союзником, он посылал войска, которые способствовали восхождению Иосифа на престол Хазарии. И вот тогда-­то новый хазарский правитель Кубара, от имени кагана Угез-бека, и направил посольство к князю Игорю в Киев.

А он только что вернулся из уже второго похода на Византию . Как утверждает Булгарская летопись, послы Кубары объявили Игорю, что каган не будет противодействовать захвату Игорем древлянской земли и всего Кара­-Булгара с городами Хорасдан, Хурса, Харька, то есть Коростень (его потом переименовали в Путивль), Курск, Харьков и прочими, суля по всему, оставшимися в подчинении Иосифа.

Да и как было хазарам сему противостоять? Ведь Игорь сохранил в византийском походе войско, надо полагать сто тысячное... А в Хазарии смута и два правителя разрывают её на части.

И вот тогда, чтобы спровоцировать войну с древлянами, Игорь потребовал от Мала дани, направив, как известно по русским летописям, за нею воеводу Свенельда. Мал согласился и дал требуемое. Тогда Игорь потребовал дань и второй раз, уже для жены своей Ольги. Мал безропотно отдал и её. И тогда Игорь явился с частью своего войска (показавшегося ему достаточным) под стенами столицы и потребовал дани уже для сына Святослава.

Тогда и случилось сражение, Игорь был взят в плен. А потом жена князя Мала, отобранная им некогда у князя Игоря (либо изгнанная «по проискам» Ольги), свела с ним старые счёты. Она повелела привязать Игоря к  деревьям и так его разорвать.

Смерть Игоря. Рис. Бориса Шорикова

                                                         Смерть Игоря. Рис. Бориса Шорикова 

Овдовевшая княгиня Ольга в ответ собрала большое войско из киевлян, а также примкнувших к ним галичан. Древляне «из рода Рош­тау», то есть «горных русов», тоже встали под знамёна княгини Ольги. И, как сообщает Булгарская летопись, лишь благодаря им и была одержана победа. Но никаких легендарных жестокостей при сём Ольга не творила. 

Булгарская летопись сообщает, что после падения Искоростеня были взяты в плен и князь Мал, и его союзник, бывший хазарский каган Иосиф. Причём Иосифа, бросили в темницу, откуда тот никогда не вышел. А вот плен князя Мала оказался почётным.

Мал сохранил немалую свободу, и даже княжил в Любиче, прозванном «ключом к Киеву». Он долгое время был в ближнем окружении княгини Ольги и добился её расположения в той степени, что уже почитался её тайным супругом (вот откуда в русской летописи появилась легенда о его сватовстве). Но при сём Мал изменил Ольге с некой служанкой, оказавшейся дочерью знатного боярина, и, дабы замять скандал, ему пришлось взять её в  жёны.

Потому Мал удалился из Киева в город, где правил тот боярин, и потом сам стал княжить в нём, причём назвал сей град в память своей бывшей столицы и перенесённых из неё святынь рода Искоростенем. Тогда же, как сообщают булгары, и сын Игоря, князь Святослав, женился на дочери Мала — Малуше, почитавшейся пленницей (ключницей). И от их брака родился князь Владимир Святославич.

 

А сын Мала — Добрыня стал «первым урусским боярином».

Так что никаких иудеев и хазар в роде Владимира Святославича по линии Малуши Булгарская летопись не видит. И вообще, этот анекдот был запущен одним иудейским историком, Даном Роттенбергом в книжке «Путеводитель по еврейской генеалогии», выпущенной в Нью-­Йорке в 1977 году, и уже потом подхвачен у нас... Но об этом лучше рассказать отдельно и в своё время, слишком уж тема токсична.

Заключение

Мы же подведём итог. Кем был для русской истории князь Игорь Старый? Поначалу это был "наследник рода Гостомысла" и глава русской партии в Киеве, противостоящей варягам и хазарам. Вел войны с Аббасидским халифатом и с Византией, присоединил к Киевской Руси земли древлян, уличан, а также те, что ныне называются Слобожанщиной. Он организовал войско, кое и перешло затем к его сыну Святославу. И он же первым провозгласил независимость Киева от Хазарии. Он подготовил почву для будущих блистательных побед своего сына князя Святослава Игоревича.