Операция " Смерч "
Незаслуженно забытые сражения: операция «Смерч»
Хотя мы все больше и больше узнаем неизвестные страницы Великой Отечественной войны, для многих она всё ещё воспринимается лишь как отдельные крупные операции.
Была Сталинградская битва, одновременно с ней, как теперь все знают, шла Ржевская битва, непрерывно практически пытались деблокировать Ленинград. В огне этих сражений сгорали целые армии. Но в тени этих, теперь известных сражений, и на всех прочих участках фронта шли, путь и не столь крупные, но не менее кровопролитные бои. И отнюдь не «местного значения». Вот про одну такую, довольно крупную операцию лета 1942 года, я и хочу напомнить.
Речь идёт про боевые действия на левом фланге Западного фронта.
В советских источниках они практически не освещены. Интересно, что в справочнике Г.Ф. Кривошеева «Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил», упоминается «Контрудар войск Западного фронта в р-не Сухиничи, Козельск (22-29.8.42 г.).3ападный фронт (16-я, 61-я армии, 3-я танковая и 1-я воздушная армии)», где указано, что за неделю потери составили 34 549 человек, из них безвозвратные 12 134. Потери огромные, но почему взят лишь период с 22-го по 29-е августа?
Как мы теперь знаем, этому контрудару предшествовало немецкое наступление, под кодовым названием «Смерч». А немецкому наступлению, в свою очередь, предшествовало советское. И потери там были немалые… они где-то учтены?
Впрочем, давайте сначала.
Карта из «Истории второй мировой войны 1939 -1945» (В двенадцати томах) © Воениздат, 1973
Наступление левого крыла Западного фронта
Наступление проводилось силами двух армий (16-й и 61-й), и, как иногда пишут, целью ставилось отвлечь немецкие силы от южного направления. Что мало похоже на правду, так как в советское время вообще все боевые действия в 42-м году пытались выдать за отвлечение немцев от Сталинграда. Но на самом деле наступление велось постоянно и на всех участках советско-германского фронта. А если оно и отвлекало при этом, ну что же, тоже хорошо.
16-я армия, которой командовал генерал Константин Константинович Рокоссовский включала 7 стрелковых и 1 кавалерийскую дивизии, 4 стрелковых и 3 танковых бригады, 2 отдельных танковых батальона (од
ин из них огнеметный). Плюс ей был передан 10-й танковый корпус (это ещё 132 танка). Всего в армии было 384 танка.
Отчет автобронетанкового управления 16 А о руководстве боевой деятельностью танковых соединений, входящих в состав 16 А за 1942 год. Указано количество танков к началу операции.
61-я армия, командовать которой был назначен бывший командир 1-го гв. кавкорпуса генерал Павел Алекмеевич Белов, имела в своём составе 7 стрелковых дивизий, 5 стрелковых и 2 танковые бригады (107 танков), плюс 3-й танковый корпус (около 190 танков).
Наступали наши войска на участке 2-й немецкой танковой армии. Танковой, она, конечно, была весьма условно. В трёх танковых дивизия (4-й, 17-й и 18-й) оставалось по списку 166 танков.
61-я армия наступала на участке 53-го армейского корпуса (25-я моторизованная, 56-я, 112-я, 134-я и 296-я пехотные дивизии), 16-я армия действовала против 47-го танкового корпуса (17-я и 18-я танковые, 208-я, 211-я и 239-я пехотные дивизии). Хотя немецкие дивизии имели огромный некомплект, зато они успели за период затишья создать весьма сильную оборону. Кроме того, подготовка советского наступления была вскрыта немецкой разведкой, и они были к нему готовы.
Наступление началось 5-го июля 61-й армией и на день позже 16-й. Целью операции был захват Болхова и Жиздры и с последующим развитием наступления на Орёл и Брянск.
Действовали наши войска неудачно, хотя на отдельных участках и удалось продвинуться. Организовано наступление было не очень хорошо, взаимодействие между войсками не налажено: танки действовали в отрыве от пехоты, имели место и удары авиации по своим, и артиллерия наши же танки из строя выводила. Обычная картина для 42-го года.
Да и перевес в силах у наших войск были невелик. Тем более что немцы перебросили к 9-му июля против действовавшей более успешно 16-й армии 19-ю танковую (до 80 танков) и 52-ю пехотную дивизии.
13-го июля вместо Рокоссовского армию возглавил генерал Иван Христофорович Баграмян, наступление закончилось.
О потерях советских войск в этой операции точных данных я не нашёл. Немцы заявили об уничтожении 446 советских танков и 161 самолета, но эти цифры нуждаются в проверке и едва ли точны. Известно, что 10-й танковый корпус потерял 124 танка и 10 бронетранспортёров, 3-й танковый корпус потерял 74 танка и 16 бронетранспортёров. 16-я армия, по мнению моего коллеги Вячеслава Гончарова, потеряла за неделю до 15000 человек, из них до трети убитыми.
Отчёт 3-го танкового корпуса о результатах июльского наступления
Немецкие потери по 2-й танковой армии за первые двадцать дней июля составили чуть более 7000 человек, и большая часть их приходится на советское наступление.
Операция «Смерч»
Мнение о том, что в Ржевской битве немцы лишь держали оборону, мягко говоря, ошибочно. Они ещё и наступали, правда не все запланированные наступательные операции удались. На лето 42-го года была запланирована операция «Ураган» целью которой было срезать кировско-юхновский выступ силами 4-й, 9-й и 2-й танковых армий, и нанести серьёзное поражение войскам нашего Западного фронта. Если бы это удалось, то, кроме прочего, открывалась дорога на Москву. Обстановка на Ржевском выступе (начавшееся советское наступление) не позволила провести эту операцию, остановились на её усеченной версии под названием «Смерч». А «Смерч» как раз предполагал наступление 2-й танковой армии на левом фланге Западного фронта.
Для наступления сил выделено было много: 3 танковых, 1 моторизованная и 4 пехотных дивизии. В трёх выделенных для наступления новых танковых дивизиях было по списку 386 танков: в 9-й было 144, в 11-й их было 155 и в 20-й всего 87. С учетом же действовавших на этом участке фронта 4-й и 19-й (в последней к концу советского июльского наступления оставалось 57 машин) танковых дивизиях, можно говорить о не менее чем 450 немецких танках.
Силы немцев к началу операции «Смерч» по советским оценкам
Наступление немецкое шло на участке тех же 16-й и 61-й наших армий, которые успели к тому времени пополнить. Так, в 16-й армии к началу немецкого наступления имелся 441 танк.
Количество танков в 16-й армии к началу операции «Смерч»
Изначально немецкое наступление, начавшееся 11-го августа, шло успешно. Им удалось окружить три стрелковых дивизии 61-й армии, ударные группировки вышли к реке Жиздра. Но генерал Баграмян предпринял контрудар силами 1-го гвардейского кавалерийского и вновь пополненного 10-й танкового (48 КВ, 44 «Матильды» и 54 Т-60) корпусов.
Так как кавкорпусу была придана 6-я гв. танковая бригада, то общее число танков составило 252 машины, что не так уж мало.
В ходе тяжелых боёв к 19-му августа немецкое наступление было остановлено. Окруженные дивизии удалось вывести, сохранив их боеспособность, из резерва подошёл 9-й танковый корпус (166 танков).
Данных о потерях точных по этой операции нет, известно, что в 10-м корпусе выбыло 64 танка, а 9-й, который вступил позже, но, видимо, сражался менее удачно, потерял 72 машины.
Немецкие потери 2-й танковой армии за десять дней с 10-го по 20-е августа составили 10 063 убитых, раненых и пропавших без вести, что очень много по немецким меркам.
Немецкие потери по итогам августовского наступления по советским оценкам.
Контрудар войск Западного фронта
Вклинившиеся в нашу оборону немецкие войска, советское командование, разумеется, решило окружить. Это ведь не под Сталинградом впервые вдруг возникло «другое решение». Окружать немцев пытались с 41-го года регулярно. Просто это не удавалось, вот и не писали об этом.
Для удара с востока под основание немецкого клина было решено использовать 3-ю танковую армию генерал Павел Лагвинович Романенко.
В её состав кроме двух танковых корпусов (12-го и 15-го) и двух стрелковых дивизий включили ещё и 1-ю гвардейскую мотострелковую дивизию, а также много артиллерийских и пр. частей. Всего в армии было 436 танков (48 КВ, 223 Т-34, 3 Т-50, 162 Т-60 и Т-70) и 168 бронемашин. Да ещё её и усилили войсками 61-й армии, в частности 3-м танковым корпусов (ещё 78 танков).
С запада должна была подрезать клин 16-я армия.
Положение на 22-е августа и общий план наступления 16-й, 61-й и 3-й танковой армий
Немцы подготовку к наступлению обнаружили и стали готовить оборону.
На подготовку операции было всего три дня, что не могло не сказаться на её результатах.
22-го августа советские войска перешли в наступление. Но операции на окружение не получилось, ударная группа 16-й армии практически не продвинулась. И сил было мало выделено, и местность для наступления не самая удачная. При этом основные силы 16-й армии наступали успешнее и выдавили немцев из потенциального «котла».
Что касается 3-й танковой, то наступление хоть и развивалось, но не столь успешно, как хотелось бы. В результате начали менять планы, перегруппировывать войска, что только ухудшало ситуацию. Потери были велики, танковая армия (с учетом приданного корпуса 61-й армии) потеряла 333 танка, правда, почти все были эвакуированы и большая часть восстановлена. Но и немцы несли большие потери (с 20-го по 31-е августа 2-я танковая армия потеряла 9226 человек), в результате чего 1-го сентября их войска отошли на более удобные для обороны позиции.
Советские войска на этом не остановились, и 2-го сентября начали наступление, которое продолжалось до 9-го сентября и не принесло никаких результатов, кроме потерь. После чего и наше наступление прекратилось. Вскоре 3-ю армию вывели в тыл для восстановления. Немцы же, избегая возможного окружения в будущем своих войск отвели их на прежние позиции.
В ходе всех летних боёв линия фронта практически не изменилась. Если не изучать внимательно документы, то покажется, что на всем левом фланге Западного фронта ничего существенного не происходило. Однако, даже из предельно краткого моего описания, думаю, видно, что бои шли ожесточенные, с обеих сторон полегло огромное количество людей, было потеряно немало техники.
Операция «Смерч» 10 августа - 10 сентября 1942 г.
По количеству задействованных танков можно было бы говорить и о крупном танковом сражении. Другое дело, что на самом деле танков было с нашей стороны во всех операциях много.
В целом же хочется отметить, что назвать эту операцию совсем неудачной для Красной Армии нельзя. Задачи наступательного характера выполнить не удалось, но в 42-го году такие задачи не удавалось решать практически нигде. Весной 43-го та же 16-я армия Баграмяна столь же неудачно там же будет пытаться наступать в ходе Жиздринской операции.
Но зато удалось сдержать наступление весьма крупных немецких сил, и даже успешно контрнаступать. Для 1942 года столь удачных операций крайне мало. И очень жаль, что в советское время об этих боях не писали.