Древняя Русь при Святополке
Древняя Русь в княжение Святополка (1093 - 1113).
Владимир Мономах
В последнее десятилетие XI века политические события продолжали развиваться довольно интенсивно. Междоусобная борьба среди феодальной верхушки Древней Руси вышла на новый уровень. Центробежные силы продолжают усиливаться. Ещё Всеволод Ярославович, хоть и победил в междоусобице своих племянников, но на старости лет вынужден был изменить прежний курс в политике.
Он убирает из своего окружения представителей старых бояр-дружинников и приближает "молодших". Более энергичных, способных преступать черту. Во всех дошедших до нас с того времени летописях, так и сквозит идея, что уходят старые времена, и наступают, какие-то новые. Летописцы с тревогой об этом сообщают, и первые признаки этого нового времени весьма неприятны. Это было время, когда на Руси окончательно утверждается вотчинная система хозяйствования. Именно вотчина, как форма частной собственности, начинает больше заботить феодалов, чем дела государственные. Всё больше нарастают противоречия в целях удельных князей и великого князя киевского. Который всю территорию Руси воспринимал, как свою вотчину. Многочисленное потомство Ярослава Мудрого, понимая, что им и их потомству никогда не сидеть на киевском столе, начали отрывать от страны хоть какую-то частицу в пожизненное владение. Междоусобная борьба за земли с крестьянами становится главным лейтмотивом этого и последующего времени. То, что государство, с его народом, верой и традициями в такой борьбе мало заботило феодалов-вотчинников, говорит тот факт, что против своих соперников-соплеменников они нанимают или привлекают в уплату пограбить и набрать полон рабов, иноземные отряды и даже целые орды кочевников
Полон из Руси.
Параллельно с этим в летописях отмечается тот факт, что вотчинники стали "грабить и продавать люд" — на лицо усиление феодальной эксплуатации подвластного населения. Во все времена так было, что когда ослабевает центр, увеличивается беспредел властной верхушки всех рангов.
Вот в это безвременье на киевский престол и взгромоздился Святополк Изяславович, который после смерти Всеволода Ярославича в 1093 году, был самый старший среди рюриковичей. Годы правления Святополка Изяславовича — 1093 - 1113, довольно внушительный срок для правителя. Видно время действительно выбирает деятелей себе под стать. В современной исторической литературе, в том числе и научной и учебной, Святополк Изяславович изображается, как сподвижник Владимира Мономаха. Но, как только вникаешь в детали его жизнедеятельности и поступков, так перед нами вырисовывается обыкновенный феодал-водчинник, который воспринимал государство с его народом просто, как кормушку для собственной наживы и обогащения.
Для этого он использовал всех и вся, в том числе и Владимира Мономаха. Последнего особенно тогда, когда суровая жизнь загоняла в угол, и нужно было более широко пораскинуть мозгами, так сказать — применить государственный ум в решении проблем, что не совпадает с алчностью и простым стремлением личного обогащения.
Посудите сами, кто бы мог ещё до такого додуматься. Святополку Изяславовичу видно показалось, что его "чиновничий аппарат" не способен обирать народ , что называется, до нитки. Он не придумал ничего лучшего, как пригласить для этого из Германии ростовщиков евреев. Эти установили в Киеве такую финансовую систему, что конечно, деньги потекли рекой в кубышку Святополка, но большое количество людей, целыми семьями, за долги попадали в рабство. С каждым годом у них аппетиты росли, и всё это закончилось киевским восстанием 1113 года, но об этом по позже.
Ко всему прочему добавились и природные бедствия, к феодальной прибавилась натуральная саранча
Только прибыв, 24 апреля 1093г., в Киев на княжение, он уже возомнил себя "пупом земли". Не взвесив трезво свои возможности Святополк, что называется, "отступил от дипломатического протокола". Узнав, что на киевский стол взошел новый князь, половцы послали послов налаживать отношения. В те времена был обычай одаривать послов, как представителей своего народа, богатыми подарками: чем богаче подарок, тем больше уважение к этому народу. Святополка просто "задавила жаба", он не придумал ничего лучше, как взять и бросить половецких послов в темницу. Такой, мягко скажем — не дружественный шаг, до глубины души возмутил степняков, и они пошли войной
В этом же 1093 году русские войска терпят ряд поражений от половцев. Понимая, что "вляпался", Святополк подвязал к этому делу Владимира Мономаха. Тот, как и положено уважаемому человеку, подписался за брата, тем более, что половцы для его пограничного родового переяславского княжества нависали постоянной угрозой.
Будучи полководцем от бога, Владимир Мономах начал давать старшему брату советы, как бить "супостата". Но пока спесь с физиономии Святополка была не сбита, он действовал, как подсказывало его скудное умишко. Результат не заставил себя долго ждать — в битве на реке Стугне, по вине Святополка, погибает брат Владимира Мономаха — Ростислав Всеволодович
Битвы половцев с Русью 1093 - 1094 гг. закончились перемирием, которое скрепили свадьбой дочери хана Тугоркана со Святополком.
1094 - 1097 гг. — на Руси разгорелась междоусобная война. С одной стороны дети Святослава Ярославича: Олег Гореславич, Давид и Ярослав, бились за отцовскую вотчину — Черниговское княжество, против Святополка Изяславича и Владимира Мономаха.
Эта война показала, что стороны за своё добро будут сражаться до последней капли крови, что все князья готовы выжечь дотла землю Русскую, и перебить его народ, но не отступятся от своих притязаний. Поэтому решено было договариваться: открывается новая страница во взаимоотношениях в семействе рюриковичей — съезды князей.
1097 г. — съезд князей в Любече
Съезд князей. Художник Билибин И.Я
К этому моменту стало понятно, что Лествичная система изжила себя, необходимо вырабатывать другие правила, прекращать разорительные междоусобные войны и объединять усилия в борьбе с кочевниками. Были приняты следующие решения:
Князья разделили Русь следующим образом
Так и веет душком Беловежской пущи (как сказал В.О. Ключевский: "История ничему не учит, она только наказывает за незнание её уроков")
Таким образом, на Руси официально была закреплена феодальная раздробленность. Объединить на некоторое время Древнерусское государство смогли, скорее своим авторитетом, Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий. Со смертью последнего в 1132 году Русь окончательно распадётся на самостоятельные, зачастую враждующие между собой, государства.
Не успел развеяться дух Любечского съезда, как тут же великий князь киевский Святополк Изяславович, нарушает клятву и идёт на коварное и подлое преступление. С помощью своего подельника Давида Игоревича ослепляют князя Василька Теребовлянского. Этот князь, хоть и владел небольшим уделом на юго-западе Руси, но был человеком очень способным, деятельным и патриотично настроенным, его опасались не только родственнички, но и иноземные соседи, а поляки невзлюбили его пуще всего. Связи Святополка с поляками тянулись ещё от его отца Изяслава Ярославича, вот они и заказали ему Василька, чтобы вывести его из политической борьбы (видно хорошо заплатили!)
Ослепление Василька Теребовлянского
Фактически Святополк Изяславович является не только клятвопреступником, но и предателем своей страны (этакий древнерусский "Горби"). Понятно, что это развязало новую междоусобную войну.
1097 - 1110 гг. — междоусобная война. Владимир Мономах с другими князьями, следуя данной, на любечском съезде, клятве вступили в конфронтацию со Святополком и Давидом
1103 - 1111 гг. — войны с половцами. Организатором и вдохновителем борьбы с кочевниками выступает Владимир Мономах.
Весной 1103 года Мономах начал организацию похода в степь, против выступили дружинники Святополка, утверждая, что для похода нужны крестьянские лошади, но начинаются полевые работы, это нанесёт крестьянским, соответственно, вотчинным хозяйствам ущерб. Владимир Мономах сказал, что настоящий ущерб будет, когда половцы совершат набег, нужно упредить. В начале апреля объединённые русские войска (не пошел только Олег Гореславич) двинули в степь
На половецкие степи. Художник Жабский А.
4 апреля 1103 г. на реке Сутени половцы были наголову разгромлены.
Как раз в этом году исполнилось 50 лет, как они обосновались на границах с Русью. За это время им впервые был нанесён такой основательный разгром: в этой битве погибло 20 ханов. В плен был взят один из видных половецких военачальников — хан Бельдюз. За свою голову он пообещал большой выкуп, на что Мономах сказал:
Допрос и казнь Бельдюзя (хана разрубили на части). Рис. из Радзивилловской летописи
1105 - 1106 гг. — новые набеги половцев. Пострадали союзники Руси торки и берендеи, жившие на границе со степью. Но основные события развернулись на следующий год.
Май 1107 г. — половецкая орда Боняка напала на приграничные районы Переяславского княжества, захватили множество табунов коней.
Пронюхав об этом, потирая руки и предвкушая хорошую добычу, к ним подошла орда Шарукана, и начали они рыскать в районе города Лубен, по левому берегу реки Сулы. Русские князья собрались в большой силе и 12 августа нанесли зарвавшимся половцам полное поражение: был захвачен их обоз и большой полон
Времена Владимира Мономаха. Худ. Серебряков А.В.
Кипчаки запросили мира, который был скреплён династическими браками: несколько русских князей и сам Владимир Мономах взяли в жены половчанок
Герасимов А. М. Половецкие пляски
Но не долго этот мир длился, уже в 1110 г. половцы опять возобновили набеги, в первую очередь терзая всё тоже Переяславское княжество, вотчину Владимира Мономаха.
В феврале 1111 г. большая коалиция князей во главе с Владимиром Мономахом двинула в степь.
Этому выступлению был придан статус крестового похода. Таким образом, Русь стала левым флангом в общем наступлении христиан-европейцев на Восток. На этот раз русское войско продвинулось далеко в степи. Крупное сражение произошло 27 марта на реке Сальнице. Сюда, с сопредельных территорий, стянулось половцев видимо-невидимо. Князья струхнули, и заговорили даже об организации обороны. Но наш средневековый Суворов — Владимир Мономах предложил ударить неожиданно всей силой. Сеча была лютая, половцы сильно надавили, среди русских дружинников уже было начиналась паника, но положение спасла дружина Мономаха, стремительно атаковав неприятеля
Атака русской дружины
На поле боя полегло до 10 тысяч половцев. Часть из них ушла аж в Грузию и были приняты на службу к царю Давиду IV, остальные, во главе с Шаруканом, без оглядки бежали в степь. Об этом крестовом походе Руси, и разгроме кочевников, узнали во всех столицах Европы
Карта русско-половецких войн
Под конец своего правления Святополк Изяславович дал полную свободу действий в Киеве евреям-ростовщикам. Те рады стараться — резко взвинтили цены на соль. Дело дошло до того, что сердобольные монахи Печерского монастыря, владея запасами соли, начали раздавать её народу. Ростовщики быстро об этом донесли Святополку Изяславовичу, и он не долго думая, отобрал у монахов и запасы соли и соляные промыслы. Ремесленники и менее состоятельные жители Киева были накалены до придела. У них была связь с крестьянством из окружных вотчин, там особенно тяжёлым было положение закупов, вотчинники драли с них три шкуры, что в науке называется сверх эксплуатацией.
16 апреля 1113 года, на 62 году жизни умирает Святополк Изяславович. Когда умирал великий князь, глава государства, летописцы, хоть короткую, но оставляли запись. Про этого князя летописец не написал н и ч е г о! Наверное уже тогда ходила поговорка Хилона из Спарты в сокращённом виде — "О мёртвых говорят либо хорошо, либо ничего". А ведь в действительности он сказал вот такую, на самом деле, мудрую фразу — "О мертвых говорят либо хорошо, либо ничего, кроме правды", то есть, философ призывал только не клеветать на умершего, так как ответить он уже не сможет, а вот правду даже нужно говорить, тем более об исторических деятелях. Но русский летописец, узнав про смерть Святополка, просто наверное с облегчением вздохнул и не стал себя утруждать писаниной про человека, который возглавлял государство 20 лет, но не оставил о себе добрую память
А народ Киева поднялся на восстание. Сразу были перебиты все евреи-растовщики, Лев Гумилёв отметил это событие, как первый еврейский погром в Киеве. Дальше пошли дома родственников, приближенных и дружины Святополка: так дом ненавистного тысяцкого Путяты разнесли просто в щеп
Восстание в Киеве в 1113 г.
К восставшим низам Киева примкнули крестьяне киевского княжества, громили вотчины. Выступление приобрело невиданный по тем временам размах. Нужно отметить, что это не первое известное восстание народных масс на Руси. Но до этого выступления летописцы упоминали, что во главе их всегда стояли языческие волхвы (сопротивление насаждению христианства было видно). О киевском восстании 1113 года нигде волхвы не упоминаются, остаётся одно — это восстание носило ярко выраженный классовый антифеодальный характер. Об этом ещё говорит тот факт, что "степенные люди" (владеющие собственностью по имущественному цензу, что давало им право голоса на вече), собрались не на площади, как обычно, а спрятались в стенах Софийского собора. Там они постановили пригласить на киевский стол Владимира Мономаха. Их не смущало даже то, что грубо нарушалось право принятое на любечском съезде: "Каждый отныне держит отчину свою".
Нужно сказать, что вече в то время на Руси играло большую роль не только в Новгороде. На примере киевского восстания 1113 г. мы видим, что и в столице, где всегда была сильна княжеская власть, вече сыграло решающую роль. А вообще, из 50 князей, занимавших киевский стол, 14 из них пригласило вече. Это довольно большой процент и говорит о том, что местная знать тогда ещё имела политический вес, и приглашала тех князей, которые были выгодны ей.
Владимир Мономах сомневался, стоит ли встревать ему в это дело, ведь здесь попахивало новой полномасштабной гражданской войной. Но "степенные люди" пригрозили, что если Владимир Мономах не явится в Киев, то могут пострадать от восставших его родственники. Он принимает решение занять киевский стол (может он побоялся, что могут передать киевский стол другому князю).