Покорение Западной Сибири

               Кто на самом деле покорил Сибирь?

Храбрый атаман Ермак ведет рать в Сибирь

                                            Храбрый атаман Ермак ведет рать в Сибирь

Так уж вышло, что история нашей страны ковалась в европейской части России. По мере удаления от Москвы и Санкт-Петербурга снижается число исторических событий, которые достойны упоминания в учебниках. А чего там изучать? Взять хотя бы Западную Сибирь. Что там до Ермака было-то? На севере кочевали ханты и манси, гоняя стада оленей и колотя в бубны, а на юге - татары.  

Ни письменности, ни архитектуры, дикари, что с них взять? В общем, за Урал цивилизацию принесли русские казаки в XVI веке, натыкали острогов и всему хорошему научили местных аборигенов.

Само собой всё было совершенно не так 

Вот на таких ушкуях новгородцы ходили в Югру.

                                                       Вот на таких ушкуях новгородцы ходили в Югру.

Освоение бассейна Оби началось задолго до Ермака, который, если честно, особой роли в этом вообще не сыграл. Первые русские появились в Югре в те времена, когда они еще русскими-то не назывались, это были новгородские авантюристы. Для них низовья Оби представлялись настоящим Эльдорадо. Уже в VIII веке тогда еще в Ладоге, велась активная торговля основным товаром будущей Новгородской республики — пушниной. Добывалась она на северо-востоке, куда регулярно отправлялись охочие люди. Неизвестно, то ли они обменивались с пермяками товарами, то ли отбирали добычу, а, может, вообще сами настреливали.  

Понятное дело, что отстрел зверья не способствует росту его численности, а потому предприимчивым словенам приходилось продвигаться все дальше и дальше на восток, пока они не уперлись в непреодолимую стену — Урал. К этому времени Ладога уже стала Старой Ладогой, новый город - Новгородом, а словены - новгородцами. В отличие от своих менее развитых предков, новгородцы решили обойти горы, но до полного просветления еще оставалось несколько веков, поэтому обходить Урал они решили с севера. Так себе затея, если честно, но кое-кто, видимо, доходил до Обской губы, донося до метрополии невероятные истории о богатствах местной фауны. С этого момента алчные купцы начали искать способ попасть в заветный край, вполне реальный, в отличие от мифического Эльдорадо. И они его нашли, даже несколько.

Печорский путь

Конечно, он не был единственным. Ходили и через Карское море и южнее через реку Сосьву

 Хроники новгородской экспансии. Заглянуть за горизонт.

Конечно, он не был единственным. Ходили и через Карское море и южнее через реку Сосьву

Основной дорогой в Западную Сибирь стал печорский путь (по Печоре до Усы, от нее волоком до Соби, а та уже сама впадает в Обь). 

По нему в Югру караванами шли купцы, бойцы и разнообразное отребье, мечтавшее разбогатеть. Любопытно, но многие тоскующие по Новгородской республике, как оплоте демократии, которая могла повести историю России другим путем (если бы не маньяк-тиран Грозный), как-то упускают, что основным товаром этого государства было отобранное у аборигенов имущество и дань. Не гнушались новгородцы и банальным разбоем: ушкуйники грабили поселения и торговые суда на Оке и Волге вплоть до XV века. Первый зафиксированный поход новгородцев на Урал отмечен Нестором под 1030 годом:

«Улеб иде на железная ворота из Новгорода и вспять мало их возвратишася, но многи тамо погибоша».

Летописный сборник, именуемый Патриаршей, или Никоновской летописью // Полное собрание русских летописей. СПб., 1862. Т. IX.. С. 79.

А между тем, Улеб - это не просто непонятное имя, а целый двоюродный племянник жены Ярослава МудрогоУльф Рагнвальдсон, посадник в Новгороде, в общем совсем не простой казачок (если честно, меня гложут сомнения по поводу «Железных ворот».  

Таковые находятся на реке Сысола, возле села Вотчи, там до Урала еще идти и идти).  

Как видно поход оказался неудачным, но он точно не был первым и, конечно, не стал последним. Ясно одно, каким-то образом югорские аборигены были поставлены на дань и превращены в колонию Новгорода.

Югорские городки

                       Многочисленные югорские городки. А сколько еще предстоит найти?                                                                            Многочисленные югорские городки. А сколько еще предстоит найти?

Наверняка у вас уже возник логичный вопрос: как собирать дань с ханты и манси, если они постоянно кочуют? Неужто новгородские воеводы гонялись за ними по тайге? Вот это устойчивое мнение, что ханты и манси всегда жили исключительно в чумах, пора выкинуть из головы. Тут ведь как получилось: сначала в Югру пришли русские, и только после этого аборигенам пришлось начать от них бегать, используя мобильные жилища (на самом деле, конечно нет. Чум - это просто походное жилище на время промыслов). Ханты и манси прекрасно жили в обычных срубах, мало чем отличавшихся от тех, что стояли вокруг все того же Новгорода.  

Обский бассейн был усеян многочисленными городками, которые по ходу визитов западных соседей все чаще превращались в укрепленные остроги. И да, новгородцы регулярно огребали от манси:

«В то же лето (1193 год) идоша из Новагорода в Югру ратью с воеводою Ядреиком; и приидоша в Югру и взяша город, и приидоша к другому городу, и затворишася в граде, и стояша под городом пять недель; и посылаху из города к ним с льстивою речью, ркуще тако: яко'' сбираем сребро, и соболе, и иная узорочиа, а вы не губите нас, своих смердов и своеи дани…»

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С 232.

Правда, Ядреик так на родину и не вернулся, видать не такими уж смердами оказались манси.

Былинный город Эмдер

Реконструкция "Сибирской Трои", города Эмдер

                                      Реконструкция "Сибирской Трои", города Эмдер

«Когда-то очень давно, в старые времена, на берегах Эмдера стоял славный богатырский город с тем же названием. В нем жили пятеро братьев-богатырей...»

Былина про богатырей города Эмдер. Серафим Патканов, исследователь Сибири XIX в.

Сказка перестала быть вымыслом в 1993 году, когда археологи недалеко от Нягани раскопали городок. Среди прочего, в нем, например, нашли сосуды алтымского типа, датируемые X-VIII вв. до н.э – в это время в Древней Греции зарождалась эллинская культура, легендарный Ромул основывал Рим, а славяне еще не выделились из индоевропейской группы. Жители Эмдера занимались скотоводством (понятное дело - олени, куда без них), гончарным ремеслом, кожевенным делом и даже плавкой металлов. И таких городков в Западной Сибири около 60-ти, и это только те, которые раскопали. Представляли они из себя укрепленные поселения площадью 2000 - 3000 кв. м., обнесенные валом и частоколом. В городке жил князь, его родные, слуги и небольшая часть жителей - классика средневековья. К приходу новгородцев в бассейне Оби уже сформировались мансийские княжества (с севера на юг): Обдорское, Ляпинское, Сосьвинское, Казымское, Кодское, Белогорское, Кондинское, Пелымское и другие. Именно они стали объектом промысла новгородских ушкуйников и воевод. В том же Эмдере были найдены фрагменты русских кольчужных доспехов XIII-XIV вв.

     Реконструкция вооружения и доспехов таёжных воинов Среднего Приобья

                           Реконструкция вооружения и доспехов таёжных воинов Среднего Приобья

С попаданием Новгорода в зависимость к Москве частота походов увеличивается. Пользуясь все тем же печорским путем, теперь уже московские воеводы регулярно ходят за Урал, поднимаясь по Оби все выше и выше (соответственно, с севера на юг). В 1483 году, за 100 лет до Ермака, воевода Федор Семенович Курбский, на пару с более титулованным боярином Иваном Ивановичем Салтык Травиным (тогда было принято подсовывать в поход важных особ) доходят до Пелымского княжества, грабят его и берут в плен местного князя Молдана с сыновьями. 

 

Далее, согласно Архангелогородской летописи, вниз по Тавде, мимо Тюмени (очевидно, Чимги-Туры), вторгаются в «Сибирскую землю», где сталкиваются с татарами хана Ибака.

        

Разбив их, с добычей возвращаются в Москву (Иосиф Магидович. Очерки по истории географических открытий. Т. 1. с. 221). А уже через два года Иван III добавляет к существующим новый титул — Великий князь Югорский.  

С этого момента владения Московии в Западной Сибири доходят до Иртыша, то есть вплотную к Тюменскому ханству. После взятия Казани русскими войсками в 1487 году (а вы думали ее только Грозный брал?), хан Ибак лишился мощного союзника и был вынужден искать дружбы с Иваном III. К 1493 году, после ряда дипломатических интриг (не без кровавых побоищ), союз был оформлен. А вы говорите, Ермак, Ермак.

А, кстати, почему Ермак-то?

Иван Кольцо сообщает царю о завоевании Искера. "Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным". Картина С. Р. Ростворовского, 1884 год.

Иван Кольцо сообщает царю о завоевании Искера. "Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным". Картина С. Р. Ростворовского, 1884 год.

Начиная с летописей и заканчивая археологией, выходит, что Западная Сибирь время от времени покорялась Руси (Новгородской, а затем Московской), а при Иване III так и вовсе стала частью Московии. В этом длительном процессе интеграции поход Ермака стал лишь одним из многочисленных эпизодов завоевания края, причем даже не последним. Только в 1598 году боярин Андрей Матвеевич Воейков поставил финальную точку в покорении Сибири, разбив в Ирменском сражении хана Кучума

       

И произошло это благодаря не походу Ермака, а троицы стрелецких голов: Василия Сукина, Ивана Мясного и Даниила Чулкова, заложивших первые русские опорные остроги Тюмень и Тобольск. Так почему же все помнят славного атамана, а фамилию Воейкова с ходу даже не все прочтут? Это политика, не более. Но фоне тотального провала в Ливонской войне, известие о взятии столицы Сибирского ханства Искер (он же Кашлык, он же Сибирь) стало для Ивана Грозного спасительным способом сохранения государева лица в холопской среде.

Маленькая победа (а по сути, обычный казацкий набег) разрослась до грандиозного триумфа, а Ермак из удачливого разбойника превратился в национального героя. Все ради пиара, чтобы смерды не роптали по углам: «говорят, царь ненастоящий!».