Депортация народов
Сталинские депортации народов глазами генерала-исполнителя
В Советском Союзе перед войной депортации подвергались социальные классы, выселялось «классово чуждое население», а во время войны депортировались уже народы-враги, обвиненные Сталиным в поголовном предательстве.
В общей сложности депортации подверглось 12 народов, которые лишились родной земли, а многие и национально-территориальных автономий. В течение нескольких суток сотни тысяч человек под конвоем войск НКВД эшелонами отправлялись в отдаленные районы страны, как правило, в Сибирь или Среднюю Азию.
Сталин не был исключением. В 1940 году, с началом Второй мировой войны, Великобритания интернировала 74 тысячи немцев,
а в США в лагеря интернированных вывезли 120 тысяч японцев.
К большинству советских депортаций имел отношение и генерал Серов, бывший в то время заместителем главы НКВД и откровенно описавший эти процессы в своем дневнике (не так давно обнаруженном). Интересен взгляд человека, непосредственно организовывавшего по команде государственных органов переселение народов.
Депортация «классово чуждого населения» в 1939-1941 годах проводилась после присоединения Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии и стран Прибалтики.
Это была не самодеятельность местных руководителей, все оформлялось постановлениями Политбюро и Указами Президиума Верховного Совета, исполнителями были органы НКВД. Операции по депортации серьезно готовились, скрытно составлялись списки выселяемых с указанием их мест нахождения, готовились эшелоны и неожиданно в течение одного или нескольких дней их задерживали, грузили в вагоны и отправляли в места ссылки.
Депортация из Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии
Советские войска вошли в Западную Украину и Западную Белоруссию только 17 сентября, когда польское правительство уже эмигрировало. Польская армия сопротивления не оказывала, но в городах бывали перестрелки, поскольку не все согласились с вводом Красной Армии и были обозлены, к тому же в той суматохе зачастую перестрелки начинали бойцы Красной Армии. За эту кампанию потери с советской стороны были 1475 человек, с польской — 3500 погибших.
Приказом НКВД предписывалось организовать на местах оперативные группы и принять меры по задержанию офицеров, руководителей местных властей, начальников полиции, погранохраны, воевод, членов белогвардейских, эмигрантских и монархических партий, а также лиц, изобличенных в организации политических эксцессов.
В общей сложности по итогам операции было арестовано 240–250 тысяч польских военнослужащих, пограничников, полицейских, жандармов, тюремных стражников. Большинство солдат и унтер-офицеров вскоре были освобождены, часть офицеров 21 857 человек были направлены в Катынь, остальные в лагеря на территории СССР.
Репрессии также коснулись и их родственников, Берия подписал 7 марта 1940 года приказ о выселении в районы Казахской ССР сроком на 10 лет всех членов семей ранее арестованных. Операция проводилась одновременно во всех городах, с собой выселяемым разрешалось взять до 100 кг вещей на человека, под конвоем депортируемые доставлялись на железнодорожные станцию для погрузки в вагоны. В общей сложности в Западной Украине и Белоруссии таких насчитывалось порядка 25 тысяч семей, почти 100 тысяч человек. Вся их недвижимость, собственность и активы конфисковывались в доход государства. За предвоенный период силами НКВД было проведено четыре массовых волны депортации «социально чуждых» поляков. Например, в феврале 1940 года за два дня была проведена операция по выселению 95 314 «осадников» — польских военных участников советско-польской войны 1920 года, получивших там земельные наделы.
Также в целях борьбы с активизировавшимся бандеровским подпольем в мае 1940 года были арестованы и отправлены в ссылку на поселение в отдаленные районы СССР сроком на 20 лет с конфискацией имущества 11 093 членов семей бандеровцев.
При присоединении в июне 1940 года Бессарабии и Северной Буковины, захваченных Румынией в 1918 году, по соглашению между СССР и Германией немецкое население с юга Бессарабии (около 100 тысяч человек) и из Северной Буковины (около 14 тысяч) было переселено в Германию, а на освободившиеся территории было завезено население из Украины.
Перед самой войной 13 июня 1941 года за одну ночь одновременно во многих местах была проведена операция по депортации около 29 839 «социально чуждых» молдаван.
Депортация в Литве, Латвии и Эстонии
После включения Литвы, Латвии и Эстонии летом 1940 года в состав Советского Союза армии этих государств были преобразованы в стрелковые корпуса в составе Красной Армии. Однако под руководством своих офицеров они сопротивлялись принятию присяги, в связи с этим было принято решение разоружить и депортировать всех литовских, латвийских и эстонских офицеров.
Разоружать офицеров оказалось не таким легким делом, пришлось разрабатывать специальные операции. Эстонских офицеров пригласили на совещание, объявили о решении правительства Эстонии расформировать эстонскую армию и предложили сдать оружие. На выходе у них изымали пистолеты и автомобилями отправляли на вокзал для отправки в глубь территории СССР. Литовских офицеров вывезли в лес как бы на учения и там их разоружили и депортировали, а латышей собрали, объяснили о необходимости разоружения, и они подчинились.
Перед войной в 1941 году было принято решение об аресте бывших полицейских, помещиков, фабрикантов, русских эмигрантов и отправке их в лагеря сроком на 58 лет с конфискацией имущества, члены их семей ссылались на поселение в отдаленные районы Советского Союза сроком на 20 лет. В результате этой депортации из Эстонии было выслано 9156 человек, из Литвы около 17500 и из Латвии 15 424 человека.
Депортация немцев Поволжья
Основанием для депортации немцев Поволжья, где они исторически селились еще со времен Екатерины II, стала возможность удара поволжских немцев в тыл Красной Армии, а поводом для Сталина послужила шифровка от командования Южным фронтом от 3 августа 1941 года, в которой сообщалось: «Военные действия на Днестре показали, что немецкое население стреляло из окон и огородов по отходящим нашим войскам…. Вступающие немецко-фашистские войска в немецкой деревне 1 августа 1941 встречались хлебом-солью».
В августе принимается постановление ГКО и Указ Президиума Верховного Совета о массовом выселении немцев Поволжья в Сибирь и Казахстан, одновременно упразднялась и автономная немцев Поволжья. В Указе о выселении бездоказательно утверждалось, что среди немецкого населения, проживающего в Поволжье, имеются диверсанты и шпионы, которые по сигналу из Германии должны произвести взрывы и другие диверсионные акты.
В результате хорошо подготовленной операции в период с 3 по 20 сентября в Сибирь и Казахстан было вывезено 438,7 тыс. поволжских немцев, основная масса была депортирована в течение одного дня. Выселение немцев проходило без эксцессов, они безропотно выполняли предписание, покидали свои дома и отправлялись в ссылку.
Когда Серов проехал по оставленным немцами деревням, он был поражен существующим в них порядком и их ухоженностью: стояли хорошие дома, ходили стада хорошо упитанных и сытых коров, овец, лошадей, в хлевах и копнах заготовлено сено, на полях урожай пшеницы. Как-то противоестественно все это выглядело, людям пришлось все это бросить и покинуть родные места.
Параллельно с депортацией поволжских немцев начались депортации немецкого населения из других регионов: из Москвы, Ростова, Крыма, Кавказа, Запорожья, Воронежа, например, из Крыма было депортировано под видом эвакуации в глубь страны около 60 тысяч крымских немцев. К октябрю 1941 года депортации было подвергнуто 856 158 немцев.
Депортация карачаевцев, балкарцев и калмыков
Причиной депортации карачаевцев явилось их пособничество немцам во время оккупации, создание Карачаевского национального комитета и наличие бандформирований, поддерживаемых населением после освобождения от немцев. С февраля 1943 года на этой освобожденной территории активизировалось деятельность карачаевского антисоветского подполья, и Серов руководил чекистско-войсковыми операциями по их ликвидации. Только за первую половину 1943 года здесь было ликвидировано 65 банд.
В соответствии с постановлением ГКО и Указом ПВС ликвидировалась карачаевская автономия. Выселение карачаевцев проводилось 2 ноября 1943 года, и именно Серову было поручено произвести депортацию. Операция была проведена за один день, в результате было подвергнуто депортации 68 938 карачаевцев.
С февраля 1944 года началась подготовка к депортации балкарцев, которая официально обосновывалась фактами их участия в коллаборационистских формированиях, пособничестве немцам в захвате перевалов Кавказа, создании антисоветского подполья и наличии на территории Кабардино-Балкарской автономии большого количества бандформирований. По состоянию на май 1943 года в республике действовали 44 антисоветских банды, активно сотрудничавших с немцами и получавших от них вооружение и продукты. В соответствии с постановлением ГКО и Указом ПВС на территории республики 8–9 марта была проведена специальная операция, в результате которой было депортировано 37 713 балкарца.
Поводом для депортации калмыков также послужило слишком активное массовое сотрудничество населения с немцами во время оккупации, активное противодействие бандформирований советским войскам после освобождения Калмыкии в 1943 году, а также дезертирство калмыкской кавалерийской дивизии и переход к немцам в 1941 году.
В 1943 году Сталину с фронта докладывали, что успешным действиям на ростовском направлении сильно мешают калмыкские эскадроны из дивизии, перешедшей на сторону немцев, и просили ликвидировать эти бандформирования. Действительно, бывший герой гражданской войны кавалерист Городовиков, калмык по национальности, в патриотическом порыве в 1941 году предложил Сталину сформировать калмыкскую кавалерийскую дивизию, а когда он вернулся в Москву, вскоре стало известно, что дивизия почти в полном составе перешла на сторону немцев.
На территории Калмыкии после отступления немцев активно действовало и поддерживалось населением до 50 вооруженных банд из числа бывших легионеров сформированного немцами калмыкского кавалерийского корпуса. В течение 1943 года они совершали вооруженные налеты и грабили военные обозы, идущие на фронт, убивали солдат и офицеров, совершали налеты на колхозы и советские учреждения и терроризировали население. В ходе операций войск НКВД под руководством Серова вооруженное сопротивление было подавлено, банды уничтожены. В декабре 1944 года постановлением ГКО и Указом ПВС калмыкская автономия была упразднена. 28-29 декабря 1944 года Серовым была проведена операция «Улусы» по депортации калмыков, в результате которой в Сибирь было депортировано 93 919 человек.
Депортация чеченцев и ингушей
Наиболее серьезно пришлось организовывать депортацию чеченцев и ингушей, поскольку в Чечено-Ингушской автономии было хорошо организовано вооруженное антисоветское сопротивление. Постановлением ГКО в январе 1944 года и Указом ПВС от 7 марта 1944 года упразднялась Чечено-Ингушская автономия, а все население республики «за пособничество фашистским захватчикам» подлежало депортации в Среднюю Азию.
Операцией «Чечевица» лично руководил Лаврентий Павлович Берия, она проходила с 23 февраля по 9 марта, общее руководство было возложено на Серова.
Он еще осенью 1942 года принимал участие в обороне Владикавказа и имел возможность убедиться в существовании в Чечено-Ингушетии экстремистского подполья, в основном из числа дезертиров и уголовных элементов. Когда немцы, казалось, вот-вот возьмут Кавказ, чеченские повстанцы взялись за оружие, практически во всех горных районах поднимались антисоветские восстания, координируемые неким Временным народно-революционным правительством Чечни.
С приближением линии фронта обстановка заметно накалилась, в горах активно начали действовать банды, контактировавшие с немецкой агентурой. С середины 1942 года начались заброски немецкой агентуры на парашютах для связи с повстанцами, до августа 1943 года НКВД зафиксировал заброску не менее 8 диверсионных команд. В горы были переброшены несколько офицеров во главе с полковником, перед которыми стояла задача организовать из чеченцев и ингушей диверсионный отряд 200–300 человек и в нужный момент ударить в тыл и занять Грозный.
Повстанцы в горной Чечне во времена ВОВ. Как пишут на чеченских ресурсах на фото запечатлены: Первый ряд, слева направо: 1) Пралакашвили Цуцаевич, 2) Хунариков Мус (Хилдехаро), 3) Тохосошвили Махама-Бока, 4) Саид Хожаев (Серноводск), 5) Хунариков Расул (Хилдехаро), 6) Мохьмад Исраилов (сын Хасана Исраилова). Второй ряд: 1) Канишев 1абдул Керим (Серноводск), 2) Дуишвили Мохьмад.
Обстановка в Грозном была тревожная, командование чеченцам не доверяло, они нагло ходили по городу и грозились убить русских, когда придут немцы. Имелись случаи нападения и убийств солдат. При этом подавляющее большинство призванных на фронт чеченцев и ингушей сражалось геройски, среди них были герои Советского Союза. Деятельность подполья не прекратилась, в 1944 году бандформирования продолжали действовать и поддерживались населением.
Операция «Чечевица» тщательного готовилась, под видом учений «в горной местности» были стянуты до 100 тысяч войск и до 19 тысяч оперативников НКВД. Войска и оперативники были распределены по секторам, хорошо проинструктированы, как быстро и решительно действовать. Операция прошла за один день, к вечеру все было закончено, какое-то время потом в горах разыскивали и депортировали успевших скрыться.
В этот день выселяемые были настроены особенно враждебно, на улицах русские улыбались и грозили кулаками отъезжающим. Во время выселения было несколько случаев столкновений и стрельбы по бойцам и офицерам войск НКВД, при этом было арестовано 2016 человек, пытавшихся оказать сопротивление или скрыться. К вечеру все эшелоны были отправлены, в них было 475 тысяч депортированных.
Депортация крымских татар
Поводом для депортации крымских татар также послужило их активное сотрудничество с немецкими оккупантами, поддержка деятельности созданных при содействии немцев «татарских национальных комитетов», содействие татарским воинским формированиям, карательным и полицейским отрядам. Численность татарских воинских формирований, подчинявшихся немцам, составляла около 19 тысяч человек, в том числе 4 тысячи отряды вооруженной самообороны. Они принимали активное участие в карательных операциях против партизан и мирного населения.
Мирные жители с ужасом рассказывали, как зверствовали татары, как добивали окруженных защитников Севастополя, даже немцы и румыны по сравнению с ними казались порядочными людьми. Массовое предательство татар ни у кого не вызывало сомнения, слишком много фактов свидетельствовало об этом.
Серов с бригадой оперативников прибыл в Симферополь в конце апреля 1944 года, когда еще южное побережье Крыма и Севастополь находились в руках у немцев. В их задачи входило выявить предателей и арестовать их, определить количество оставшихся татар и места их проживания для последующей депортации, которую предполагалось провести в кратчайшие сроки. Также они должны были определить количество армян, греков и болгар. В процессе работы они выяснили, что с татарами активно сотрудничали армяне, а греки и болгары в зверствах участия практически не принимали. В списки на депортацию были включены татары, и 11 мая 1944 постановлением ГКО упразднялась татарская автономия и татар депортировали за измену Родине и зверские расправы с советскими партизанами. С 18 по 20 мая 193 тысячи татар эшелонами были отправлены в места ссылки.
Берия настоял на высылке еще армян, греков и болгар «за активную борьбу против партизан», 2 июня вышло дополнительное постановление ГКО об их высылке, и 36 тысяч армян, греков и болгар также были депортированы.
Автор: Юрий Апухтин