ВТА ВКС РФ

     День создания военно-транспортной авиации России

1 июня 2019 года исполняется 88 лет с момента создания в нашей стране военно-транспортной авиации (ВТА). Именно первый день лета традиционно считается датой рождения ВТА. Сегодня военно-транспортная авиация организационно входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС) России. За почти 90 лет своего существования отечественная воздушно-транспортная авиация прошла огромный путь развития, а возможности транспортных самолетов за эти годы выросли на порядок. Сегодня ВТА России в состоянии решать все типы оперативно-тактических, оперативных и стратегических задач, поставленных вышестоящим командованием.
В реалиях сегодняшнего дня военно-транспортная авиация в России развивается по следующим направлениям: проведение десантных воздушных операций, обеспечение развертывания частей и подразделений ВС РФ на разных театрах военных действий, транспортировка по воздуху войск, техники и грузов. Для реализации данных задач российская военно-транспортная авиация должна пополняться современными моделями транспортных самолетов, к которым относят Ил-76МД-90А, Ил-112В и Ан-70. Также реализации стоящих перед ВТА целей способствует работа по модернизации имеющегося самолетного парка, в частности таких машин как Ил-76МД и Ан-124 «Руслан».  

Возникновение отечественной военно-транспортной авиации

По традиции датой возникновения российской военно-транспортной авиации называют 1 июня 1931 года. В этот день в составе Ленинградского военного округа завершился процесс формирования первого специального военно-транспортного подразделения в составе ВВС. Новое подразделение получило название – Опытный воздухо-десантный отряд. Первоначально отряд состоял всего из двух эскадрилий, которые получили очень разные самолеты как по своим размерам, так и по своим возможностям. Одна эскадрилья отряда была вооружена одним из самых массовых бипланов в советской истории, самолетом-разведчиком Р-5.  

Модификация   Р-5
Размах крыла, м   15.30
Длина, м   10.56
Высота, м   2.62
Площадь крыла, м2   50.20
Масса, кг  
  пустого самолета   1965
  нормальная взлетная   2805
Тип двигателя   1 ПД М-17Ф
Мощность, л.с.   1 х 680
Максимальная скорость, км/ч   244
Крейсерская скорость, км/ч   210
Практическая дальность, км   800
Скороподъемность, м/мин   295
Практический потолок, м   6100
Экипаж, чел   2
Вооружение:   1 синхронизированный 7.62-мм пулемет ПВ-1 и
 спаренные 7.62-мм пулеметы ДА на кольцевом лафете над задней кабиной
  бомбовая нагрузка - до 400 кг

Многоцелевой самолет получил массу военных специальностей, среди которых были почтовые и грузо-пассажирские варианты. Вторая эскадрилья была вооружена тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1, созданными Туполевым. Примечательным представляется тот факт, что советский ТБ-1 стал первым в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком. 

Модификация   ТБ-1
Размах крыла, м   28.70
Длина, м   18.00
Высота, м  
Площадь крыла, м2   120.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4520
  нормальная взлетная   6810
Тип двигателя   2 ПД М-17
Мощность, л.с.   2 х 680
Максимальная скорость , км/ч   207
Крейсерская скорость , км/ч   178
Практическая дальность, км   1000
Максимальная скороподъемность, м/мин   170
Практический потолок, м   4830
Экипаж   6
Вооружение:   шесть 7.62-мм пулеметов ПВ-1
  бомбовая нагрузка - 1000 кг
Подробнее на: https://avia.pro/blog/tb-1

На вооружении ВВС РККА этот тихоходный гигант оставался до 1936 года, после чего оставшиеся в строю машины были переданы в Аэрофлот, где использовались как минимум до 1945 года уже в роли исключительно грузовых машин.
Несмотря на то, что датой образования воздушно-транспортной авиации считается 1 июня 1931 года, по-настоящему заявила о себе она чуть раньше. 2 августа 1930 года произошло знаменательное для истории российских вооруженных сил событие. В этот день под Воронежем впервые в отечественной истории с борта самолета было выброшено на парашютах полноценное десантное подразделение. Сегодня в Российской Федерации 2 августа отмечается как День воздушно-десантных войск, но представить себе ВДВ без транспортной авиации просто невозможно. Впервые этот симбиоз доказал военным свою эффективность и жизнеспособность именно на учениях ВВС Московского военного округа. 

Модификация   ТБ-3
Размах крыла, м   41.80
Длина, м   25.10
Высота, м   8.5
Площадь крыла, м2   234.50
  пустого самолета  
  нормальная взлетная   18877
Тип двигателя   4 ПД МФ-34ФРН
Мощность, л.с.   4 х 900
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   245
  на высоте   300
Крейсерская скорость , км/ч   182
Практическая дальность, км   2000
Максимальная скороподъемность, м/мин   75
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   4
Вооружение:   четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб
 

                               Посадка в самолёт ТБ-3 советской авиадесантной группы, 1942 год

В течение длительного периода времени основной задачей военно-транспортной авиации в Советском Союзе оставалась выброска в тылу противника парашютных десантов. Полноценным дебютом ВТА можно назвать советско-финскую войну 1939-1940 годов, во время которой советские транспортные самолеты активно использовались командованием для переброски по воздуху войск, грузов и эвакуации с фронта раненых. Действия в реальной боевой обстановке были очень важные как для молодых экипажей, так и для советского командования, они давали ценный ни с чем не сравнимый практический опыт использования военно-транспортной авиации.
Большой удачей для советской военно-транспортной авиации в предвоенный период стало появление самолета ПС-84, который в 1942 году обрел новое имя Ли-2.  

Тактико-технические данные самолёта Ли-2НБ обр.1942 г. : Длина – 19,65 м Размах крыла – 28,81 м Площадь крыла – 91,7 м.кв. Высота — 5,17 м Вес пустого – 7650 кг Вес взлётный – 10700 кг Скорость максимальная – 320 км\ч Скорость у земли – 300 км\ч Скороподъёмность – 240 м\мин Дальность – 2500 км Потолок – 5600 метров Двигатель – два радиальных М-62ИР, воздушного охлаждения, мощностью 1000 л.с. каждый Экипаж — 4 человека Вооружение – один 12,7-мм пулемёт УБТ Бомбовая нагрузка — до 1000 кг бом
Источник: http://aviarmor.net/aww2/aircraft/ussr/li-2.htm

Это был сверхудачный самолет, представляющий собой лицензионную копию американского ближнемагистрального транспортного самолета Douglas DC-3. И в США, и в СССР машина была выпущена огромной серией. Самолет получился настолько удачным, что активно эксплуатировался и несколько десятилетий после завершения Великой Отечественной войны. Изначально самолет закупался Советским Союзом для гражданских пассажирских перевозок. Но война внесла свои коррективы, и ПС-84 превратился в военный Ли-2, который очень любили в войсках. Машина была многогранной и использовалась для транспортировки людей и грузов, проведения десантных операций и доставки помощи партизанским отрядом, а также в качестве ночного бомбардировщика. Ли-2, которых в годы войны было выпущено 1214 штук, стал самым массовым отечественным военно-транспортным самолетом 1940-х годов.

                                                                                              Ли-2

Сегодня мы с вами можем оценить вклад советской военно-транспортной авиации в победу в Великой Отечественной войне. Известно, что советской авиацией за четыре года конфликта было совершено примерно 1,7 миллиона самолетовылетов, из которых более 31 процента относятся к вылетам, направленным на решение транспортно-десантных задач. К этим вылетам в разное время привлекались как соединения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, так и самолеты, мобилизованные из                пассажирской авиации – ПС-40 и ПС-41.  

Модификация: ПС-40 / ПС-41
Размах крыла, м: 20,30
Длина самолета, м: 12,30
Высота самолета, м: 3,48
Площадь крыла,м2: 56,00
Масса, кг
-пустого самолета:
-максимальная взлетная: 5760 / 7000
Тип двигателя: 2 х ПД М-100A / M-103
-мощность, л.с.: 2 x 860 / 960
Максимальная скорость, км/ч: 423 / 428
Крейсерская скорость, км/ч: 396 / 398
Практическая дальность, км: 2150 / 1130
Практический потолок, м: 9560 / 7750
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка, кг: 1568 / 2450.

Уже в годы войны советские ВВС пополнились транспортными самолетами собственного производства. Машины удалось спроектировать и запустить в серийное производство в самое тяжелое для страны время. Речь идет о специализированных военно-транспортных самолетах Ще-2 и Як-6, которые отличались своей технологичностью и простотой конструкции, что лучше всего соответствовало возможностям и условиям производства предприятиями военного времени, у станков которых часто стояли женщины и дети. 

Модификация   Ще-2
Размах крыла, м   20.48
Длина, м   14.27
Высота, м   3.80
Площадь крыла, м2   63.90
Масса, кг  
  пустого самолета   2270
  нормальная взлетная   3400
  максимальная взлетная   3600
  топлива   370
Тип двигателя   2 ПД М-11Д
Мощность, л.с.   2 х 115
Максимальная скорость , км/ч   160
Крейсерская скорость , км/ч   140
Перегоночная дальность, км   2160
Практическая дальность, км   850
Максимальная скороподъемность, м/мин   72
Практический потолок, м   2400
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 16 человек или 9 десантников или 9 носилок или
  1130 кг груза (максимально - 1330 кг)

 

Модификация   Як-6
Размах крыла, м   14.00
Длина, м   10.35
Высота, м  
Площадь крыла, м2   29.60
Масса, кг  
  пустого самолета   1433
  нормальная взлетная   2350
Тип двигателя   2 ПД М-11Ф
Мощность, л.с.   2 х 140
Максимальная скорость , км/ч   230
Крейсерская скорость , км/ч   185
Практическая дальность, км   900
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   3380
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   4 пассажира
Вооружение:   один 7.62-мм пулемет ШКАС
  бомбовая нагрузка - до 500 кг, 5 держателей для бомб весом от 50 до 250 кг.

 

Действия военно-транспортной авиации в наши дни

Сегодня ни одну проверку боевой готовности, которые часто проводятся в российских Вооруженных Силах, невозможно представить себе без привлечения военно-транспортных самолетов. Это еще раз свидетельствует о том, что ВТА играет одну из ведущих ролей в ВКС России, представляя собой эффективное средство, позволяющее максимально быстро влиять на военно-политическую обстановку в мире. При любом военном конфликте, особенно на его начальном этапе главная задача военно-транспортной авиации – переброска частей и подразделений вместе с боевой техникой и материальными средствами. Имеющиеся в распоряжении отечественной военно-транспортной авиации самолеты в состоянии преодолевать по воздуху до 8000 километров, отмечает командующий ВТА России генерал-лейтенант Владимир Валентинович Венедиктов.

      

В качестве примера эффективного использования военно-транспортной авиации генерал привел учения «Восток-2018». Во время учений военно-транспортные самолеты совершили больше 100 вылетов, перевезя по воздуху примерно 150 единиц различной военной техники, более 4 тысяч солдат и более 1,3 тысяч тонн разных грузов. 

За подготовку кадров для отечественной военно-транспортной авиации отвечает высшее военное учебное заведение, расположенное в Воронеже. Речь идее об учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Дополнительно за подготовку и переучивание летчиков военно-транспортной авиации, повышение их квалификации отвечает Центр боевого применения и переучивания летного состава, расположенный в городе Иваново. Центр располагает современным набором оборудования и необходимой материальной базой, а также крепким преподавательским составом. На курсах в Иваново проходят обучения не только люди, которые садятся за штурвалы многотонных машин, но и представители инженерно-технического состава.                                                                аэродром Северное Иваново

Подготовка и переобучение ведется и на самые современные отечественные транспортные машины, среди которых Ил-76МД-90А и модернизированный самолет Ил-76МД-М.

                                                                                        Ил-76МД-90А

ХАРАКТЕРИСТИКИ Максимальная взлетная масса, т 210 Длина, м 46,6 Высота, м 14,16 Размах крыла, м 50,5 Площадь крыла, м² 300 Диаметр фюзеляжа, м 4,8 Количество x тип двигателя 4хТРДД Модель двигателя, кгс ПС-90А-76 Максимальная тяга (МСА, H=0), кгс 16 000 Крейсерская скорость, км/ч 750–800 Высота полета, м 9 100–12 100 Дальность полета с полезной нагрузкой 52 т, км 5 000 Длина разбега, м 1 540 Длина пробега, м 960 Число мест Экипаж, чел. 6 1-палубный вариант: • 126 десантников • 145 личный состав • 114 раненых 2- палубный вариант: • 225 личный состав

Процесс обучения и подготовки экипажей военно-транспортной авиации ведется с учетом отработки приоритетных задач, среди которых выделяют взлеты и посадки с грунтовых ВПП, а также заснеженных и ледовых полос; полеты с максимально возможной разницей высот (набор высоты и снижение); отработка бомбометаний. Главными мероприятиями, в которых примут участие самолеты и экипажи российской военно-транспортной авиации в 2019 году, станут масштабные учения «Центр-2019», а также показное полковое тактическое учение ВДВ. К проведению двух перечисленных учебно-тренировочных мероприятий командование ВТА планирует привлечь значительное число самолетов и экипажей, в том числе молодых. 
По заверениям генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, российская военно-транспортная авиация эксплуатирует сегодня 13 типов летательных аппаратов, которые были спроектированы инженерами конструкторских бюро «Туполева», «Антонова», «Илюшина» и «Миля». Сегодня основную часть парка российской ВТА представляют транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-124-100 «Руслан» и Ан-22А «Антей».  

Модификация   Ан-124-100М-150
Размах крыла, м   73.30
Длина самолета,м   69.10
Высота самолета,м   21.10
Площадь крыла,м2   628.50
Масса, кг  
  пустого самолета   173000
  нормальная взлетная   392000
  максимальная взлетная   402000
Внутреннее топливо, кг   212350
Тип двигателя   4 ТРДД Прогресс Д-18Т сер.3 (4)
Тяга, кН   4 х 234,30 (254,0)
Максимальная скорость, км/ч   865
Крейсерская скорость, км/ч   850
Перегоночная дальность, км   16500
Практическая дальность, км   5400
Практический потолок, м   11060
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   88 пассажиров или  до 150000 кг коммерческого груза

Модификация   Ан-22
Размах крыла, м   64.40
Длина самолета,м   57.92
Высота самолета,м   12.53
Площадь крыла,м2   345.0
Масса, кг  
  пустого самолета   114000
  нормальная взлетная   225000
  максимальная взлетная   250000
Внутреннее топливо, кг   43000
Тип двигателя   4 ТВД ККБМ (Кузнецов) НК-12МА
Мощность, э.л.с.   4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч   760
Крейсерская скорость, км/ч   560
Практическая дальность, км   10950
Дальность действия, км   5250
Практический потолок, м   7500
Экипаж, чел   5-6
Полезная нагрузка:   290 солдат или 150 парашютистов или 4 ед.тяжелой техники или 60000-80000 кг груза
 

Военно-транспортные самолеты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» можно отнести к стратегическим (дальним тяжелым) машинам, а Ил-76МД и его модификации – к оперативно-стратегическим (тяжелым) самолетам.

                                                                                                 Ил-112В

Модификация   Ил-112В
Размах крыла, м   27.60
Длина самолета,м   24.15
Высота самолета,м   8.89
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   15000
  максимальная взлетная   210000
Внутреннее топливо, л   7200
Тип двигателя   2 ТВД Климов ТВ7-117СТ
Мощность, л.с.   2 х 3500
Максимальная скорость, км/ч   550
Крейсерская скорость, км/ч   450-500
Практическая дальность, км   2400
Практический потолок, м   7600
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   44 пассажира иди до 5000 кг груза

Военно-транспортная авиация развивается сегодня по комплексной программе, которая предполагает поставку в войска новой самолетной и вертолетной техники и обновление имеющегося парка. В настоящее время в России уже спланированы и ведутся ОКР по созданию и модернизации транспортников Ил-76МД-90А и Ил-76МД-М, разработке военно-транспортных самолетов среднего и легкого классов. К перспективным отечественным военно-транспортным самолетам легкого класса относят Ил-112В, который совершил свой первый полет 30 марта 2019 года. По планам Ил-112В создается, как замена транспортникам Ан-24 и Ан-26 еще советского производства. 

Модификация   Ан-26
Размах крыла, м   29.20
Длина самолета,м   23.87
Высота самолета,м   8.58
Площадь крыла,м2   74.98
Масса, кг  
  пустого самолета   15850
  нормальная ная взлетная   22000
  максимальная взлетная   24000
Внутреннее топливо, кг   5500
Тип двигателя  
  основные   2 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-24ВТ
  дополнительный   1 ТРД МНПК Союз (Туманский) РУ-19А-300
Мощность  
  основные, э.л.с   2 х 2820
  дополнительный , кН   1 х 7.85
Максимальная скорость, км/ч   540
Крейсерская скорость, км/ч   435
Перегоночная дальность, км   2660
Практическая дальность, км   1100
Практический потолок, м   7300
Экипаж, чел   6
Полезная нагрузка:   30 десантников или 24 носилок с сопровождением до 38 пассажиров или 5500 кг груза