ВТА ВКС РФ
День создания военно-транспортной авиации России
1 июня 2019 года исполняется 88 лет с момента создания в нашей стране военно-транспортной авиации (ВТА). Именно первый день лета традиционно считается датой рождения ВТА. Сегодня военно-транспортная авиация организационно входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС) России. За почти 90 лет своего существования отечественная воздушно-транспортная авиация прошла огромный путь развития, а возможности транспортных самолетов за эти годы выросли на порядок. Сегодня ВТА России в состоянии решать все типы оперативно-тактических, оперативных и стратегических задач, поставленных вышестоящим командованием.
В реалиях сегодняшнего дня военно-транспортная авиация в России развивается по следующим направлениям: проведение десантных воздушных операций, обеспечение развертывания частей и подразделений ВС РФ на разных театрах военных действий, транспортировка по воздуху войск, техники и грузов. Для реализации данных задач российская военно-транспортная авиация должна пополняться современными моделями транспортных самолетов, к которым относят Ил-76МД-90А, Ил-112В и Ан-70. Также реализации стоящих перед ВТА целей способствует работа по модернизации имеющегося самолетного парка, в частности таких машин как Ил-76МД и Ан-124 «Руслан».
Возникновение отечественной военно-транспортной авиации
По традиции датой возникновения российской военно-транспортной авиации называют 1 июня 1931 года. В этот день в составе Ленинградского военного округа завершился процесс формирования первого специального военно-транспортного подразделения в составе ВВС. Новое подразделение получило название – Опытный воздухо-десантный отряд. Первоначально отряд состоял всего из двух эскадрилий, которые получили очень разные самолеты как по своим размерам, так и по своим возможностям. Одна эскадрилья отряда была вооружена одним из самых массовых бипланов в советской истории, самолетом-разведчиком Р-5.
Модификация | Р-5 |
Размах крыла, м | 15.30 |
Длина, м | 10.56 |
Высота, м | 2.62 |
Площадь крыла, м2 | 50.20 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1965 |
нормальная взлетная | 2805 |
Тип двигателя | 1 ПД М-17Ф |
Мощность, л.с. | 1 х 680 |
Максимальная скорость, км/ч | 244 |
Крейсерская скорость, км/ч | 210 |
Практическая дальность, км | 800 |
Скороподъемность, м/мин | 295 |
Практический потолок, м | 6100 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | 1 синхронизированный 7.62-мм пулемет ПВ-1 и спаренные 7.62-мм пулеметы ДА на кольцевом лафете над задней кабиной бомбовая нагрузка - до 400 кг |
Многоцелевой самолет получил массу военных специальностей, среди которых были почтовые и грузо-пассажирские варианты. Вторая эскадрилья была вооружена тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1, созданными Туполевым. Примечательным представляется тот факт, что советский ТБ-1 стал первым в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком.
Модификация | ТБ-1 |
Размах крыла, м | 28.70 |
Длина, м | 18.00 |
Высота, м | |
Площадь крыла, м2 | 120.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 4520 |
нормальная взлетная | 6810 |
Тип двигателя | 2 ПД М-17 |
Мощность, л.с. | 2 х 680 |
Максимальная скорость , км/ч | 207 |
Крейсерская скорость , км/ч | 178 |
Практическая дальность, км | 1000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 170 |
Практический потолок, м | 4830 |
Экипаж | 6 |
Вооружение: | шесть 7.62-мм пулеметов ПВ-1 |
бомбовая нагрузка - 1000 кг Подробнее на: https://avia.pro/blog/tb-1 |
На вооружении ВВС РККА этот тихоходный гигант оставался до 1936 года, после чего оставшиеся в строю машины были переданы в Аэрофлот, где использовались как минимум до 1945 года уже в роли исключительно грузовых машин.
Несмотря на то, что датой образования воздушно-транспортной авиации считается 1 июня 1931 года, по-настоящему заявила о себе она чуть раньше. 2 августа 1930 года произошло знаменательное для истории российских вооруженных сил событие. В этот день под Воронежем впервые в отечественной истории с борта самолета было выброшено на парашютах полноценное десантное подразделение. Сегодня в Российской Федерации 2 августа отмечается как День воздушно-десантных войск, но представить себе ВДВ без транспортной авиации просто невозможно. Впервые этот симбиоз доказал военным свою эффективность и жизнеспособность именно на учениях ВВС Московского военного округа.
Модификация | ТБ-3 |
Размах крыла, м | 41.80 |
Длина, м | 25.10 |
Высота, м | 8.5 |
Площадь крыла, м2 | 234.50 |
пустого самолета | |
нормальная взлетная | 18877 |
Тип двигателя | 4 ПД МФ-34ФРН |
Мощность, л.с. | 4 х 900 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 245 |
на высоте | 300 |
Крейсерская скорость , км/ч | 182 |
Практическая дальность, км | 2000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 75 |
Практический потолок, м | 8000 |
Экипаж, чел | 4 |
Вооружение: | четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб |
Посадка в самолёт ТБ-3 советской авиадесантной группы, 1942 год
В течение длительного периода времени основной задачей военно-транспортной авиации в Советском Союзе оставалась выброска в тылу противника парашютных десантов. Полноценным дебютом ВТА можно назвать советско-финскую войну 1939-1940 годов, во время которой советские транспортные самолеты активно использовались командованием для переброски по воздуху войск, грузов и эвакуации с фронта раненых. Действия в реальной боевой обстановке были очень важные как для молодых экипажей, так и для советского командования, они давали ценный ни с чем не сравнимый практический опыт использования военно-транспортной авиации.
Большой удачей для советской военно-транспортной авиации в предвоенный период стало появление самолета ПС-84, который в 1942 году обрел новое имя Ли-2.
Тактико-технические данные самолёта Ли-2НБ обр.1942 г. : Длина – 19,65 м Размах крыла – 28,81 м Площадь крыла – 91,7 м.кв. Высота — 5,17 м Вес пустого – 7650 кг Вес взлётный – 10700 кг Скорость максимальная – 320 км\ч Скорость у земли – 300 км\ч Скороподъёмность – 240 м\мин Дальность – 2500 км Потолок – 5600 метров Двигатель – два радиальных М-62ИР, воздушного охлаждения, мощностью 1000 л.с. каждый Экипаж — 4 человека Вооружение – один 12,7-мм пулемёт УБТ Бомбовая нагрузка — до 1000 кг бом
Источник: http://aviarmor.net/aww2/aircraft/ussr/li-2.htm
Это был сверхудачный самолет, представляющий собой лицензионную копию американского ближнемагистрального транспортного самолета Douglas DC-3. И в США, и в СССР машина была выпущена огромной серией. Самолет получился настолько удачным, что активно эксплуатировался и несколько десятилетий после завершения Великой Отечественной войны. Изначально самолет закупался Советским Союзом для гражданских пассажирских перевозок. Но война внесла свои коррективы, и ПС-84 превратился в военный Ли-2, который очень любили в войсках. Машина была многогранной и использовалась для транспортировки людей и грузов, проведения десантных операций и доставки помощи партизанским отрядом, а также в качестве ночного бомбардировщика. Ли-2, которых в годы войны было выпущено 1214 штук, стал самым массовым отечественным военно-транспортным самолетом 1940-х годов.
Сегодня мы с вами можем оценить вклад советской военно-транспортной авиации в победу в Великой Отечественной войне. Известно, что советской авиацией за четыре года конфликта было совершено примерно 1,7 миллиона самолетовылетов, из которых более 31 процента относятся к вылетам, направленным на решение транспортно-десантных задач. К этим вылетам в разное время привлекались как соединения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, так и самолеты, мобилизованные из пассажирской авиации – ПС-40 и ПС-41.
Модификация: ПС-40 / ПС-41
Размах крыла, м: 20,30
Длина самолета, м: 12,30
Высота самолета, м: 3,48
Площадь крыла,м2: 56,00
Масса, кг
-пустого самолета:
-максимальная взлетная: 5760 / 7000
Тип двигателя: 2 х ПД М-100A / M-103
-мощность, л.с.: 2 x 860 / 960
Максимальная скорость, км/ч: 423 / 428
Крейсерская скорость, км/ч: 396 / 398
Практическая дальность, км: 2150 / 1130
Практический потолок, м: 9560 / 7750
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка, кг: 1568 / 2450.
Уже в годы войны советские ВВС пополнились транспортными самолетами собственного производства. Машины удалось спроектировать и запустить в серийное производство в самое тяжелое для страны время. Речь идет о специализированных военно-транспортных самолетах Ще-2 и Як-6, которые отличались своей технологичностью и простотой конструкции, что лучше всего соответствовало возможностям и условиям производства предприятиями военного времени, у станков которых часто стояли женщины и дети.
Модификация | Ще-2 |
Размах крыла, м | 20.48 |
Длина, м | 14.27 |
Высота, м | 3.80 |
Площадь крыла, м2 | 63.90 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2270 |
нормальная взлетная | 3400 |
максимальная взлетная | 3600 |
топлива | 370 |
Тип двигателя | 2 ПД М-11Д |
Мощность, л.с. | 2 х 115 |
Максимальная скорость , км/ч | 160 |
Крейсерская скорость , км/ч | 140 |
Перегоночная дальность, км | 2160 |
Практическая дальность, км | 850 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 72 |
Практический потолок, м | 2400 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | до 16 человек или 9 десантников или 9 носилок или 1130 кг груза (максимально - 1330 кг) |
Модификация | Як-6 |
Размах крыла, м | 14.00 |
Длина, м | 10.35 |
Высота, м | |
Площадь крыла, м2 | 29.60 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1433 |
нормальная взлетная | 2350 |
Тип двигателя | 2 ПД М-11Ф |
Мощность, л.с. | 2 х 140 |
Максимальная скорость , км/ч | 230 |
Крейсерская скорость , км/ч | 185 |
Практическая дальность, км | 900 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | |
Практический потолок, м | 3380 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 4 пассажира |
Вооружение: | один 7.62-мм пулемет ШКАС бомбовая нагрузка - до 500 кг, 5 держателей для бомб весом от 50 до 250 кг. |
Действия военно-транспортной авиации в наши дни
Сегодня ни одну проверку боевой готовности, которые часто проводятся в российских Вооруженных Силах, невозможно представить себе без привлечения военно-транспортных самолетов. Это еще раз свидетельствует о том, что ВТА играет одну из ведущих ролей в ВКС России, представляя собой эффективное средство, позволяющее максимально быстро влиять на военно-политическую обстановку в мире. При любом военном конфликте, особенно на его начальном этапе главная задача военно-транспортной авиации – переброска частей и подразделений вместе с боевой техникой и материальными средствами. Имеющиеся в распоряжении отечественной военно-транспортной авиации самолеты в состоянии преодолевать по воздуху до 8000 километров, отмечает командующий ВТА России генерал-лейтенант Владимир Валентинович Венедиктов.
В качестве примера эффективного использования военно-транспортной авиации генерал привел учения «Восток-2018». Во время учений военно-транспортные самолеты совершили больше 100 вылетов, перевезя по воздуху примерно 150 единиц различной военной техники, более 4 тысяч солдат и более 1,3 тысяч тонн разных грузов.
За подготовку кадров для отечественной военно-транспортной авиации отвечает высшее военное учебное заведение, расположенное в Воронеже. Речь идее об учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Дополнительно за подготовку и переучивание летчиков военно-транспортной авиации, повышение их квалификации отвечает Центр боевого применения и переучивания летного состава, расположенный в городе Иваново. Центр располагает современным набором оборудования и необходимой материальной базой, а также крепким преподавательским составом. На курсах в Иваново проходят обучения не только люди, которые садятся за штурвалы многотонных машин, но и представители инженерно-технического состава. аэродром Северное Иваново
Подготовка и переобучение ведется и на самые современные отечественные транспортные машины, среди которых Ил-76МД-90А и модернизированный самолет Ил-76МД-М.
ХАРАКТЕРИСТИКИ Максимальная взлетная масса, т 210 Длина, м 46,6 Высота, м 14,16 Размах крыла, м 50,5 Площадь крыла, м² 300 Диаметр фюзеляжа, м 4,8 Количество x тип двигателя 4хТРДД Модель двигателя, кгс ПС-90А-76 Максимальная тяга (МСА, H=0), кгс 16 000 Крейсерская скорость, км/ч 750–800 Высота полета, м 9 100–12 100 Дальность полета с полезной нагрузкой 52 т, км 5 000 Длина разбега, м 1 540 Длина пробега, м 960 Число мест Экипаж, чел. 6 1-палубный вариант: • 126 десантников • 145 личный состав • 114 раненых 2- палубный вариант: • 225 личный состав
Процесс обучения и подготовки экипажей военно-транспортной авиации ведется с учетом отработки приоритетных задач, среди которых выделяют взлеты и посадки с грунтовых ВПП, а также заснеженных и ледовых полос; полеты с максимально возможной разницей высот (набор высоты и снижение); отработка бомбометаний. Главными мероприятиями, в которых примут участие самолеты и экипажи российской военно-транспортной авиации в 2019 году, станут масштабные учения «Центр-2019», а также показное полковое тактическое учение ВДВ. К проведению двух перечисленных учебно-тренировочных мероприятий командование ВТА планирует привлечь значительное число самолетов и экипажей, в том числе молодых.
По заверениям генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, российская военно-транспортная авиация эксплуатирует сегодня 13 типов летательных аппаратов, которые были спроектированы инженерами конструкторских бюро «Туполева», «Антонова», «Илюшина» и «Миля». Сегодня основную часть парка российской ВТА представляют транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-124-100 «Руслан» и Ан-22А «Антей».
Модификация | Ан-124-100М-150 |
Размах крыла, м | 73.30 |
Длина самолета,м | 69.10 |
Высота самолета,м | 21.10 |
Площадь крыла,м2 | 628.50 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 173000 |
нормальная взлетная | 392000 |
максимальная взлетная | 402000 |
Внутреннее топливо, кг | 212350 |
Тип двигателя | 4 ТРДД Прогресс Д-18Т сер.3 (4) |
Тяга, кН | 4 х 234,30 (254,0) |
Максимальная скорость, км/ч | 865 |
Крейсерская скорость, км/ч | 850 |
Перегоночная дальность, км | 16500 |
Практическая дальность, км | 5400 |
Практический потолок, м | 11060 |
Экипаж, чел | 4 |
Полезная нагрузка: | 88 пассажиров или до 150000 кг коммерческого груза |
Модификация | Ан-22 |
Размах крыла, м | 64.40 |
Длина самолета,м | 57.92 |
Высота самолета,м | 12.53 |
Площадь крыла,м2 | 345.0 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 114000 |
нормальная взлетная | 225000 |
максимальная взлетная | 250000 |
Внутреннее топливо, кг | 43000 |
Тип двигателя | 4 ТВД ККБМ (Кузнецов) НК-12МА |
Мощность, э.л.с. | 4 х 15000 |
Максимальная скорость, км/ч | 760 |
Крейсерская скорость, км/ч | 560 |
Практическая дальность, км | 10950 |
Дальность действия, км | 5250 |
Практический потолок, м | 7500 |
Экипаж, чел | 5-6 |
Полезная нагрузка: | 290 солдат или 150 парашютистов или 4 ед.тяжелой техники или 60000-80000 кг груза |
Военно-транспортные самолеты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» можно отнести к стратегическим (дальним тяжелым) машинам, а Ил-76МД и его модификации – к оперативно-стратегическим (тяжелым) самолетам.
Модификация | Ил-112В |
Размах крыла, м | 27.60 |
Длина самолета,м | 24.15 |
Высота самолета,м | 8.89 |
Площадь крыла,м2 | |
Масса, кг | |
пустого снаряженного самолета | 15000 |
максимальная взлетная | 210000 |
Внутреннее топливо, л | 7200 |
Тип двигателя | 2 ТВД Климов ТВ7-117СТ |
Мощность, л.с. | 2 х 3500 |
Максимальная скорость, км/ч | 550 |
Крейсерская скорость, км/ч | 450-500 |
Практическая дальность, км | 2400 |
Практический потолок, м | 7600 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 44 пассажира иди до 5000 кг груза |
Военно-транспортная авиация развивается сегодня по комплексной программе, которая предполагает поставку в войска новой самолетной и вертолетной техники и обновление имеющегося парка. В настоящее время в России уже спланированы и ведутся ОКР по созданию и модернизации транспортников Ил-76МД-90А и Ил-76МД-М, разработке военно-транспортных самолетов среднего и легкого классов. К перспективным отечественным военно-транспортным самолетам легкого класса относят Ил-112В, который совершил свой первый полет 30 марта 2019 года. По планам Ил-112В создается, как замена транспортникам Ан-24 и Ан-26 еще советского производства.
Модификация | Ан-26 |
Размах крыла, м | 29.20 |
Длина самолета,м | 23.87 |
Высота самолета,м | 8.58 |
Площадь крыла,м2 | 74.98 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 15850 |
нормальная ная взлетная | 22000 |
максимальная взлетная | 24000 |
Внутреннее топливо, кг | 5500 |
Тип двигателя | |
основные | 2 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-24ВТ |
дополнительный | 1 ТРД МНПК Союз (Туманский) РУ-19А-300 |
Мощность | |
основные, э.л.с | 2 х 2820 |
дополнительный , кН | 1 х 7.85 |
Максимальная скорость, км/ч | 540 |
Крейсерская скорость, км/ч | 435 |
Перегоночная дальность, км | 2660 |
Практическая дальность, км | 1100 |
Практический потолок, м | 7300 |
Экипаж, чел | 6 |
Полезная нагрузка: | 30 десантников или 24 носилок с сопровождением до 38 пассажиров или 5500 кг груза |