1-я русско-китайская война
В наши дни между Россией и Китаем сложились дружеские добрососедские отношения, которые можно даже назвать союзническими. К сожалению, так было не всегда. В истории отношений между Китаем и Россией встречались и серьезные конфликты, которые не редко доходили до кровопролития. Об одном из таких конфликтов, а в частности о первой русско-китайской войне мы поговорим сегодня.
На протяжении всего семнадцатого века русское царство активно осваивало Сибирь, стремительно расширяя собственную территорию. Освоение Сибири осуществлялось в основном силами казаков, стремящихся к славе и богатству.
Дело это было действительно выгодным, так как, присоединив к русскому царству новые земли, можно было не только рассчитывать на поощрение от царя, но и начать собирать ясак(по сути, дань) с местного населения. Так как особого контроля со стороны властей за сбором ясака не было, существенную его часть можно было оставлять себе и довольно быстро обогатиться.
В процессе освоения Сибири у русского царства возник конфликт интересов с империей Цин.
Несмотря на то, что основную часть населения империи составляли китайцы, правили в ней покорившие в 1636 году империю Мин маньчжуры. В 17 веке империя Цин находилась в своем рассвете и так же, как и русское царство, стремительно расширяло собственные границы.
Первая русско-китайская война. Освоение Приамурья
Наша история начинается в 1649году, когда Ерофей Павлович Хабаров с отрядом из 70 казаков отправился вниз по течению реки Амур с целью присоединения новых территорий к русскому царству.
Так как в 17 веке границы в привычном для нас понимании отсутствовали, Хабаров, сам того не ожидая, попал на территорию Империи Цин, где перезимовал поблизости от укрепленного даурского городка Албазино. Во время зимовки люди Хабарова времени зря не теряли, а разведывали прилегающую к лагерю территорию. После наступления весны Хабаров возвращается в Якутский острог за подмогой. В этом же году он приплывает в окрестности Албазино и берет город штурмом. Укрепившись в Албазино и заняв несколько расположенных поблизости даурских и дючерских крепостей, он начинает требовать ясак с проживающих в округе племен.
Тем, естественно, пришлось согласиться, так как спорить с вооруженными «до зубов» казаками дело опасное и бесперспективное.
На протяжении всего 1651 года Хабаров продолжает освоение новых территорий. Он вместе с отрядом, состоящим из 200 казаков, спускается вниз по течению амура и, достигнув земель анчанов, принимает решение остаться на зимовку. В октябре 1651 года зимовье Хабарова подвергается нападению анчанов и дючеров, которые собрали довольно крупный отряд численностью около 800 человек. Атака была успешно отбита, что позволило Хабарову привести к покорности окрестные селения и начать собирать с них ясак. На месте зимовья казаки Хабарова возводят небольшой анчанский острог.
После поражения от казаков, анчаны и дючеры просят помощи у маньчжуров, которым они платили дань. Весной 1652 года маньчжурский отряд численностью 600 человек, вооруженный шестью легкими пушками, соединяется с отрядами анчанов и дючеров, после чего скрытно подходит к анчанскому острогу. Казаки заметили врага лишь после того, как они оказались вблизи острога. Началась перестрелка, которая продолжалась практически весь день.
Вечером маньчжуры предприняли попытку приблизиться к стенам острога, прячась от выстрелов казаков за домами, расположенными поблизости. Манчьжурам удается вырубить в бревенчатой стене три звена. Этот пролом они планировали использовать для проникновения в острог. Казалось бы, победа близка, но Хабаров разгадал намерения китайцев и подвел к пролому в стене большую медную пушку. Попытка цинских воинов проникнуть в острог была встречена огнем в упор из пушки, который заставил их быстро отступить. Для развития успеха Хабаров оставил 50 казаков в остроге для обеспечения огневого прикрытия, а сам вместе с 156 казаками организовал вылазку. После непродолжительной рукопашной схватки маньчжуры были обращены в бегство. Хабарову достались солидные военные трофеи в виде двух пушек, 17 пищалей, 830 лошадей, 8 вражеских знамен и большого количества продовольственных запасов. Потери казаков составили 10 человек убитыми, в то время как маньчжуры и союзные им анчаны и дючеры потеряли убитыми 676 человек.
Маньчжуры считали все Приамурье своей родовой территорией, поэтому не желали уступать его русским. После поражения цинские военачальники Хайсэ и Сифу были отстранены от командования войсками, а их место занял опытный китайский полководец Шархуда, который сразу же занялся подготовкой новых отрядов. В 1653 году Хабаров направился в среднее течение амура и принялся собирать дань с населявших его гиляков. Шархуда, помня про сокрушительное поражение своих предшественников, не спешил ввязываться в новое сражение с русскими, а вместо этого решил лишить их продовольствия. Он заставил народы дючеров, гиляков и дауров переселиться с Амура в верхнее течение реки Сунгари. В этом же году на берегу реки Нерча казаки основывают новое поселение, которое получило название «Нерченск».
Лишившись племен, с которых можно было собирать дань, русские начали испытывать серьезную нехватку продовольствия. В этот момент от командования отстраняют Хабарова, которого заменяет десятник Онуфрий Степанов. Степанов вместе со своим отрядом сразу же предпринимает экспедицию вверх по течению Сунгури, где находит дауров и дючеров и забирает у них продовольствие.
Летом 1654 года Степнов организует новый поход за продовольствием, но тут его ожидает довольно неприятный сюрприз. В нижнем течение Сунгури Степанова встречает маньчжурская флотилия, а также созданные ими на берегу укрепления. Степнов разбивает флотилию, но его попытки взять береговые укрепления не приводят к успеху. В итоге ему пришлось отступить, так и не пополнив свои продовольственные запасы.
Для решения проблемы с хлебом Степанов в 1654 году основывает на берегу реки Кумары Усть-Кумарский острог и начинает сбор продовольствия и дани с местного населения.
Весной 1655 к острогу подходит объединенное войско маньчжуров и приамурских племен, состоящее из 1000 маньчжурских солдат, а также 9 тысяч дауров и дючеров, в их распоряжении также находилось около 15 орудий. Степанов в свою очередь располагал лишь 500 казаками и тремя пушками.
Несколько дней цинская армия обстреливала острог, после чего предприняла попытку штурма с четырех сторон. Казаки встретили врага огнем из пушек и пищалей, после чего предприняли вылазку, в результате цинской армии пришлось отступить. Больше попыток штурма китайцы не предпринимали. Так как взять острог у китайцев на получилось, они применили использованную ранее тактику и переселили местные племена вглубь своих территорий, оставив казаков без продовольствия. В итоге русским пришлось покинуть Усть-Кумарский острог.
На протяжении нескольких лет наблюдалось затишье. В это время казаки плавали по Амуру и добывали пушнину, а маньчжуры занимались подготовкой войск и созданием речного флота.
В 1657 году на русский отряд численностью 365 человек, в распоряжении которого находилось 11 судов с 6 пушками, напала крупная Флотилия Шархуда, состоящая из 50 судов, каждое из которых было вооружено пушкой. Численность цинского отряда составляла около 1400 челок. В результате речного сражения отряд Степанова был уничтожен, а сам он погиб в бою.
На протяжении двух последующих лет активные боевые действия не велись, за исключением небольших стычек.
Онуфрий Степанов и Ерофей Хабаров
Завершающая фаза конфликта
В 1670 году между русскими и маньчжурами было заключено перемирие, после чего в район Албазина начали прибывать поселенцы, которые построили монастырь и около 20 слобод.
Перемирие закончилось летом 1685 года, когда в окрестностях Албазина появились цинские войска, которые осадили город. Защитники Албазина оказались в невыгодном положении, так как их численность составляла всего 450 казаков и стрельцов, которые располагали всего тремя орудиями. Маньчжурский полководец Лантань имел в своем распоряжении 5000 воинов и 30 орудий. В ожидания подкрепления защитникам Албазина удается отбить один штурм, но из-за нехватки пороха пришлось начать переговоры. По итогу переговоров защитникам Албазина предоставили беспрепятственный проход в Нерченск. После ухода русского отряда китайские войска разрушают Албазин.
В Нерченске защитники Албазина объединяются с не успевшим к ним на помощь подкреплением и принимают решение вернуть город. К моменту возвращения русских маньчжуры успели покинуть окрестности Албазина, что позволило без боя занять и восстановить город.
Узнав о том, что русские снова заняли Албазин, император Канси приказывает своему полководцу Лантаню снова захватить город и использовать его как базу для наступления на Нерчинск. Летом 1686 года начинается новая осада Албазина.
Маньчжуры располагали войском численностью 5 тысяч человек и 40 орудиями, численность защитников Албазина составляла 826 человек, в их распоряжении было 12 пушек. Несмотря на внушительный численный перевес китайцам не удалось взять город штурмом, и его осада продлилась почти год. Защитники Албазина начали умирать от цинги, но сдавать город отказывались. К счастью для них, русским послам удалось заключить с цинскими властями перемирие и в мае 1687 года осада была снята. Покидая окрестности Албазина, маньчжуры сожгли посевы.
Федор Головин и Сонготу
В 1689 году были назначены мирные переговоры между русским царством и империей Цин. Со стороны русского царства участвовал прибывший из Москвы боярин Федор Головин, а со стороны маньчжуров – первый министр Цинской империи Сонготу.
Китайцы по-своему подготовились к переговорам, расположив рядом с Нерченском, в котором они проходили, 15 тысячную армию, которая в несколько раз превосходила гарнизон Нерченска, численностью всего 2,5 тысячи казаков и стрельцов.
Головин рассчитывал запугать маньчжуров огромной русской армией, которая придет из Москвы, если империя Цин не примет условия русского царства. К сожалению, для русских, в качестве переводчиков с Цинской стороны выступали иезуиты, которые сообщили Сонготу о том, что для прибытия в Китай русской армии потребуется, как минимум, два года.
В итоге ни одной из сторон не удалось добиться поставленных целей. По итогам переговоров граница прошла по рекам Аргунь и Горбица, а также по становому хребту. Цинская империя, в свою очередь, обязалась не усиливать военное присутствие на возвращенных территориях.
Сказать, кто именно стал победителем в этом конфликте, довольно трудно, так как русскому царству все-таки удалось присоединить к себе часть цинской территории, правда значительно меньшую, чем изначально планировалось.