Кавказская Прохоровка

 

Этот бой у Сагопшина называют Кавказской прохоровкой, почему?

Что снилось во "Владимирском Централе" гитлеровскому фельдмаршалу Паулю Людвиг  Эвальду фон Клейсту? Его победное шествие на Юго-Западном фронте в начале войны, когда награды сами шли в руки? Поверженный Ростов, который Клейст брал дважды, и каждый успех, казалось, открывал ему ворота на заветный и вожделенный фюрером Кавказ. Или небольшой ингушский городок Малгобек, который эту дорогу закрыл? Закрыл, когда он уже был в двух шагах от знаменитого  Дарьяла, Военно-Грузинской дороги и щедрого на фрукты и нефть Закавказья.

     

Эта не самая известная, но крайне важная битва, началась теплым сентябрем 1942 года. Вермахт, оправившийся от тяжелой стальной оплеухи под Москвой, вновь предстал лучшей армией мира, того периода. Дивизии Паулюса неудержимо рвались к Волге. "Панцеры" одного из самых удачливых гитлеровских полководцев начального периода войны - Клейста, переправились через Терек в районе Моздока и основательно устроились на двух плацдармах, которые, постепенно, расширялись.

Танковая бойня дивизии "Викинг" под Малгобеком. Битва за нефть. Один из малоизвестных эпизодов, где решалась судьба войны.

Приз этой яростной гонки, северокавказские месторождения Грозного и Малгобека, уже находились в пределах одного танкового броска и, как спелое яблоко, готовы были упасть в руки гитлеровских генералов. Согласно директиве №45 и плану "Брауншвейг", здесь разворачивались две армии Вермахта и ряд подразделений СС. Среди них была 5ая моторизованная дивизия "Викинг". Её танкистам и гренадерам предстояло взять большое ингушское село Сагопши, которое являлось ключом к входу в стратегически важную Алханчуртскую долину.

Танковая бойня дивизии "Викинг" под Малгобеком. Битва за нефть. Один из малоизвестных эпизодов, где решалась судьба войны.

Здесь эсэсовцев ждали хорошо подготовленные позиции Красной Армии, в составе 52ой бригады, с приданными пехотными и противотанковыми подразделениями. 

Удар вермахта по Кавказу в 1942 году преследовал две цели. Второстепенную — перерезать иранский канал ленд-лизовских поставок — и главную — добраться до местной нефти. В то время её доля в общей добыче СССР составляла ни много ни мало 70%. Можно себе представить, каким ударом потеря месторождений Кавказа стала бы для Советского Союза, которому в 1942 году и так было несладко. И какая мощная получилась бы терапия для германского нефтяного малокровия.

2 сентября 1942 года немцы пересекли реку Терек и вклинились в советскую оборону. Ожесточённые бои разгорелись в районе Малгобека.  

Это и близлежащие сёла перекрывали немцам путь в Алханчуртскую долину, от которой до заветной нефти было рукой подать. Точкой для решительного удара немцы выбрали село Сагопшин (сейчас — Сагопши) южнее Малгобека. А наступать здесь должна была элитная 5-я моторизованная дивизия СС «Викинг».

Этот бой у Сагопшина называют Кавказской прохоровкой, почему?

Противотанковое ущелье Танковая бойня дивизии "Викинг" под Малгобеком. Битва за нефть. Один из малоизвестных эпизодов, где решалась судьба войны.

Под Сагопшин 5-я дивизия перебросила нешуточную группировку: моторизованные полки «Вестланд» и «Нордланд», танковый батальон, части самоходного противотанкового дивизиона, всю артиллерию. Хотя немцы были потрёпаны в предыдущих боях и испытывали снарядный голод, их силы всё равно превосходили советских защитников как в бронетехнике, так и в пехоте. 

Сражение на Кавказе историки иногда называют «нефтяным фронтом» Германии. В жестоком танковом бою у Сагопшина этот фронт потерпел одну из своих главных неудач

В танковом батальоне «Викинга» насчитывалось 48 машин, в основном — Pz III с длинноствольными 50-мм пушками (34 машины).

Было также девять Pz IV и пять Pz II. В придачу к танкам противник располагал десятком самоходных установок «Штуг». 

Вооружение 75-мм пушка KwK 37; 2×7,92-мм пулемета MG 34
Длина, м 5,92
Ширина, м 2,84
Высота, м 2,68
Боевая масса, т 22,3
Скорость по шоссе, км/ч 42
Запас хода по шоссе, км 200
Экипаж, чел. 5

Советская 52-я танковая бригада майора Владимира Иваноаича Филиппова могла выставить только 30 машин: две «тридцатьчетвёрки, пять КВ-1, и лёгкие Т-60 и «Стюарты» (13 и 8 соответственно).  

M3 Stuart
Классификация лёгкий танк
Боевая масса, т 12,7
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 4
История
Годы производства 19411944
Годы эксплуатации с 1941
Количество выпущенных, шт. 23 685[1]
Основные операторы Соединённые Штаты Америки Великобритания Союз Советских Социалистических Республик Франция Бразилия
Размеры
Длина корпуса, мм 4531
Ширина, мм 2235
Высота, мм 2640
Клиренс, мм 420
Бронирование
Тип брони стальная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 38 / 17°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 16 / 69°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 44 / 23—90°
Борт корпуса, мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 25 / 59°
Корма корпуса (середина), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 20°
Днище, мм 10—13
Крыша корпуса, мм 13
Лоб башни, мм/град. 38 / 10°
Маска орудия, мм/град. 38 / 0—14°
Борт башни, мм/град. 25 / 0°
Корма башни, мм/град. 25 / 0°
Крыша башни, мм 13 / 75—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм M6
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 53,1
Боекомплект пушки 103
Углы ВН, град. −10…+20°
Прицелы M40A2
Пулемёты 5 × 7,62-мм Браунинг M1919A4
Подвижность
Тип двигателя звездообразный 7-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 250
Скорость по шоссе, км/ч 61
Запас хода по шоссе, км 113
Запас хода по пересечённой местности, км 72
Удельная мощность, л. с./т 17,9
Тип подвески сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,60
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 1,8
Преодолеваемый брод, м 0,9

Также в бою должны были принимать участие батальон мотопехоты и 863-й истребительно-противотанковый полк майора Фёдора Маркоаича Долинского.

          

Зато в нашу пользу «играли» выгодные оборонительные позиции и грамотные действия командиров.

Филиппов и Долинский разработали план сражения вместе. Они решили защищаться на узком участке между Терским и Сунженским горными хребтами. Были созданы три линии противотанковых оборонительных пунктов (ПТОПов). Каждый из них состоял из танковой засады, противотанковых пушек на флангах и автоматчиков. Первая линия, состоявшая из трёх таких засад, должна была разбить главный ударный «таран» немцев, рассредоточить их силы и нанести противнику максимальный урон. На этой линии находились «Стюарты» и, скорее всего, обе «тридцатьчетвёрки». На второй линии ПТОПов стояли КВ и 76-мм орудия. Третья линия была нужна по большей части затем, чтобы добивать немецкие силы, которые умудрились бы проскочить первые два рубежа. В общем, советские командиры выстроили настоящий эшелонированный капкан.

И когда эсэсовцы ударили через это бутылочное горло, они в эту ловушку благополучно угодили. То, что произошло дальше, вошло в историю как самое жестокое танковое сражение в битве у Малгобека. Современный исследователь Т. Матиев назвал его «кавказской Прохоровкой».

Побоище в долине

На рассвете 28 сентября 1942 года немцы готовились атаковать, когда по ним ударили советская артиллерия и миномёты. К сожалению, урон от этого налёта немцы понесли больше моральный, чем физический. Далее советские документы сообщают, что противник «силою 120 танков, поддержанных автоматчиками и сильным артиллерийско-миномётным огнём, повёл наступление из района Озёрный двумя колоннами, трёхэшелонного состава». Здесь, конечно, документы сильно преувеличивают количество вражеской техники. Реально в немецкой атаке участвовало всего около 50 танков и самоходок.

Этот бой у Сагопшина называют Кавказской прохоровкой, почему?

Танкисты «Викинга» не заметили, что от них отсекли пехотную поддержку. Они решили выдвинуться вплотную к советским позициям. Уже на первом рубеже сгорели шесть вражеских танков. Один из снарядов угодил в машину командира эсэсовского танкового батальона штурмбаннфюрера (майора) Йоханнеса-Рудожьфа Мюленкампа. «Первое попадание пришлось сразу за моей башней. Мотор загорелся, башню немного приподняло. Спинку моего сиденья разорвало, я лежал, отброшенный вперёд на пушку, и кричал: “Всем из машины!”» Мюленкамп выбрался, но его наводчика убило.

         

Немецкие танки завязали дуэли с советской бронетехникой. Танкисты 52-й бригады подбили машины командиров 1-й и 3-й немецких рот, оставив эсэсовцев без командования. К танкам и противотанковым орудиям подключились советские гаубицы и «катюши», батареи которых занимали позиции в Сагопшине и Малгобеке. В воздухе появилась наша штурмовая авиация.

Немцы утверждают, что танковый батальон и самоходный артиллерийский дивизион «Викинга» угодили под встречный удар более 80 советских танков. Учитывая то, что в бригаде Филиппова было всего 30 машин, это не соответствует действительности. Тем не менее совместные действия наших танкистов, артиллеристов и лётчиков произвели страшное опустошение. «Когда я позднее прибыл на командный пункт 1-го батальона полка “Вестланд”, я увидел там командира батальона штурмбаннфюрера фон Хадельна, в полной растерянности разбирающегося с погибшими своего батальона… Никогда не забуду этой ужасной картины!» — вспоминал Мюленкамп.

Битва двух майоров

Во второй половине дня немцы, придя в себя и перегруппировавшись после советского контрудара, снова перешли в наступление. К этому времени танковый батальон «Викинга» потерял примерно треть своих машин, а Мюленкампа, пересевшего на другой танк, успели подбить ещё раз.

Этот бой у Сагопшина называют Кавказской прохоровкой, почему?

Ситуация оставалась тяжёлой, поэтому Филиппов бросил в бой резерв — роту из семи танков, которая атаковала эсэсовцев фланга и подбила несколько машин. Умелый маневр высоко оценил даже Мюленкамп: «И тут я увидел, что русские Т-34 нас обошли и вклиниваются между танковым батальоном и полком “Вестланд”. Замечательно кто-то командовал этой русской танковой частью». Кстати, эсэсовского командира к этому времени подбили уже третий раз за день! 

Командир противотанкового артиллерийского полка Долинский тоже лично встал к орудию, расчёт которого погиб в бою. Майор подбил два танка. Отличилась батарея старшего лейтенанта П. Дыма, уничтожившая за день несколько автомобилей, немецкую артбатарею и несколько танков (по документам — 17, но это явное преувеличение). 

Советская пехота схватилась с немецкой, бронебойщики расстреливали из противотанковых ружей самоходки и бронетранспортёры. Понеся большие потери, но так и не прорвав нашу оборону, немцы отошли и до ночи строили оборонительную позицию в низине перед Сагопшином.

Прорыв Флюгеля: козырь, который не сработал

28 сентября немцы не ограничились фронтальным ударом. Около десятка танков под командованием оберштурмфюрера Г. Флюгеля с автоматчиками на броне обошла советскую оборону с фланга и устремилась в обход Сагопшина с севера.  

Движение эта группа начала ещё до начала бойни в долине. По меткам-шестам, случайно забытым советскими сапёрами, немцы нашли проход в минном поле и воспользовались им.

К счастью для наших бойцов, прорвавшаяся группа наткнулась на советские танки, расположившиеся на пологих склонах ущелья. Бой завязался на дистанции броска камня — в полсотни метров. Немцы, по их утверждению, подбили два Т-34. Учитывая, что обе «тридцатьчетвёрки» воевали в долине, это заявление ошибочно, речь должна идти о Т-60 или «Стюартах». Ко второй половине дня группа Флюгеля блокировала дорогу Сагопшин — Нижние Ачалуки. Флюгель решил закрепить успех, бросив три танка левее, но из этой затеи ничего не вышло. Тогда эсэсовцы оттянули свои силы обратно к дороге и заняли оборону.

   Этот бой у Сагопшина называют Кавказской прохоровкой, почему?                                                                                             Филиппов В.И.

Вскоре Флюгеля атаковала… немецкая авиация, не распознавшая свои танки. Вслед за ней — добавили советские гаубицы. Командир эсэсовцев приказал своим танкам и пехоте укрыться в советском противотанковом рву. К этому моменту он уже знал о плачевном для «Викинга» исходе боя на главном направлении, а потому решил дождаться темноты и отступить. Ночью внезапно пришёл приказ занять круговую оборону, так что Флюгель отправил к своим три танка с ранеными. Ночью «викинги» смогли взять в плен несколько групп советских пехотинцев, не знавших о дерзком прорыве противника. А на следующий день Флюгель был вынужден прорываться к своим, неся потери.

          

Бой 28 сентября 1942 года у Сагопшина длился около десяти часов. По советским данным, противник потерял 54 танка, из них 23 — сгоревшими. Потери бригады Филиппова — 10 танков, из них половина безвозвратно. Немецкие документы подтверждают, что собственные потери бронетехники у «Викинга» в этот день были больше, чем советские. 29–30 сентября эсэсовцам пришлось наступать преимущественно пехотой.

У Сагопшина во многом решилась судьба Малгобекского сражения. А оно, в свою очередь, поставило крест на немецком «нефтяном походе» на Кавказ. А ведь заветные месторождения были ближе к немцам, чем Москва зимой 1941 года.