" Тройной "
Тройной одеколон - самый старый и самый важный
"Тройной одеколон" - самый старый из ныне выпускаемых продуктов Новой зари: его делали еще при Генрихе Брокаре. Для пущей важности Новая заря упоминает в своей современной рекламе аж Наполеона, но тот не имел прямого отношения к нашему "Тройному", хотя кое-что для одеколонов как таковых он все-таки сделал.
Современный "Тройной" от Новой зари
Во-первых, распорядился, чтобы были обнародованы все рецепты лекарств, к каковым до начала 19 века относилась и "кельнская вода" (ее употребяли как какой-нибудь "бальзам Битнер") - и тогда производители одеколона, чтобы сохранить коммерческую тайну, объявили его парфюмерно-косметическим средством. А во-вторых, наполеоновские войска, подцепившие в Германии моду на одеколон, разнесли ее по всей Европе. На этом все, "Тройной" в наполеоновской истории никак не фигурировал.
"Тройной" - Triple от Piver
Поначалу настоящий одеколон - Eau de Cologne, т.е. "кельнская вода" - был только один, фирмы Farina, и именно его запах пытались воспроизвести все подражатели. Но со временем одеколон превратился в отдельный жанр, разные производители стали предлагать свои варианты аромата и придумывать для них завлекательные названия. Кто первым предложил назвать одеколон "Triple", т.е. "Тройным", сейчас уже сложно установить, но многие европейские парфюмерные фирмы продавали продукт с таким названием - в качестве примера можно привести L.T.Piver. Есть две версии появления названия "Тройной". Согласно первой, так производители подчеркивали, что используют для ароматизации целых три наименования цитрусовых масел: апельсина, лимона и бергамота. Согласно второй, концентрация душистых веществ в тройном одеколоне была в три раза выше, чем в обычном.
Страница из дореволюционного каталога Сiу и Ко.
"Тройные", а также "Двойные" и даже "Чертверные" фигурировали в каталогах почти всех дореволюционных российских производителей. А вот реклама их попадается редко - потому что это был недорогой товар. К дорогим относились всевозможные "Цветочные" одеколоны, для которых зачастую и упаковку придумывали необычную - вроде того же "Северного". А "Тройной" был базовым, гигиеническим - т.е. предназначенным не для, как сейчас принято говорить, "создания образа", а для освежения и дезинфекции. Именно эти качества, освежение и дезинфекция, и обеспечили ему долгую жизнь: в первые годы после Октябрьской революции парфюмерные фабрики сосредоточились на производстве мыла и гигиенических одеколонов - точно так же они поступили во время Великой Отечественной войны, и главным одеколоном был именно "Тройной".
Реклама "Тройного", 1930е
"Тройной", как сода, имелся практически в каждом доме. Он массово применялся в качестве средства после бритья, а также как подручное медицинское средство: для обработки небольших ранок (ссадин, царапин, комариных укусов), для компрессов, для обтираний при переохлаждении и солнечных ожогах, в качестве горючего для медицинских банок. Использовали его для протирки магнитофонных головок и заправки фломастеров.
Реклама "Тройного", СССР
"Тройной" производили все без исключения советские парфюмерные фабрики - даже славившийся изысканной продукцией Дзинтарс.
"Тройной" от Дзинтарса на аукционе "Мешок"
Репутацию "Тройного" одеколона очень сильно подпортила его популярность как заменителя водки - особенно во времена горбачевского сухого закона. Возникла стойкая ассоциация "Тройного" с дешевым алкоголем - многим стало казаться, что от "Тройного" разит спиртом. К тому же начиная с 1950-х советские фабрики выпускали все больше и больше одеколонов более выского класса - не гигиенических, а фантазийных, которые использовались женщинами в качестве дневных духов, а мужчинами в качестве основного парфюмерного средства. К 1980-м мужские советские одеколоны вышли на совершенно иной уровень - это уже была настоящая высокая парфюмерия: "Эдгар", "Миф", "Консул", "Арбат", "Сардоникс", "Саша" и т.д. В них содержался более высокий процент ароматических композиций и веществ-фиксаторов, продляющих звучание, а спиртовое начало было очень сильно смягчено. Но большинство потребителей просто не понимали, что эти одеколоны и "Тройной" - продукты разного предназначения, и не стоит их сравнивать.
"Тройной", 1970е
Между тем аромат "Тройного" довольно приятный - это слегка измененный вариант исторической "Кельнской воды". Согласно учебнику для парфюмеров пирамида советского "Тройного" одеколона выглядела так:
начало - нероли, бергамот, лимон;
середина - розмарин, лаванда, роза, иланг-иланг, жасмин;
база - бензоин, мускус.
"Тройной" одеколон исторически не содержал дорогих ингредиентов - душистые вещества на основе цитрусовых довольно дешевы, так что и в современной версии новозаревского "Тройного" одеколона использованы натуральные масла.
"Тройной" от Северного сияния, 1960е