Капитан Брусилов

Шхуна «Святая Анна»

Вот уже более века ученые и энтузиасты пытаются понять, куда пропала шхуна «Святая Анна», отправившаяся в арктическую экспедицию под предводительством Георгия Брусилова. Последнее путешествие было неудачным, судно бесследно исчезло с частью экипажа.

Больше века не удается разгадать тайну незаконченной экспедиции «Святой Анны».

Четыре имени

Июльский день 1867 года ознаменовался для небольшого уэльского городка Пембрук-Док спуском очередного военного корабля, созданного для пополнения флота Великобритании. Парусно-паровая шхуна проектировалась по типу «Филомель», всего было заложено 26 судов, имеющих конструктивные особенности и дизайн нового типа.

История шхуны «Святая Анна»                                                                Шхуна «Святая Анна» в акватории Невы

Новенький корабль был оснащен паровой машиной, имел один винт, такелаж с парусами и четыре пушки. Военная шхуна имела водоизмещение 570 тонн и могла перемещаться со скоростью 5 узлов. Кораблю дали имя «Ньюпорт».

Новый корабль недолго пребывал в рядах английской флотилии, менее чем через год его «перевели» в статус экспедиционного и назначили капитаном Джорджа Нэрса. После чего «Ньюпорт» отправился в Средиземное море с целью проведения работ по измерению глубин при строительстве Суэцкого канала. Кстати, в ноябре 1869 года «Ньюпорту» выпала честь стать первым кораблем, прошедшим по Суэцкому каналу. 

История путешествий щхуны «Святая Анна»

Новый вираж судьбы ожидал шхуну в 1881 году, корабль продали сэру Алену Юнгу. Ранее путешественник владел шхуной типа «Филомель», называвшейся «Пандора», на которой пытался совершить проходку по Северо-Западному проходу за одну навигацию. И в память об этом событии назвал новое приобретение «Пандора II», шхуна стала персональной яхтой Юнга.

Еще одним хозяином шхуны стал англичанин Либурн Пофам. Судовладелец провел ряд восстановительных работ и улучшил шхуну. Корпус укрепила тройная дубовая обшивка, была установлена новейшая паровая машина, увеличившая скорость корабля до 7,5 узлов. Обновленную шхуну назвали «Бленкатра».

 

Экспедиция на шхуне «Святая Анна» под руководством Брусилова

В 1890 году корабль отправился к Енисею. Экипаж под командованием Джозефа Виггинса занимался созданием баз с припасами для арктической экспедиции Нансена.  

Путешествия на «Бленкатре» к Новой Земле совершал шотландский исследователь Уильям Брюс. Сорокапятилетняя шхуна была вполне крепка и пригодна для дальних путешествий. В 1912 году ее увидел исследователь Георгий Львович  Брусилов.        

Заплатив 20000 рублей, он дал ей новое имя - «Святая Анна».

Последний рейс 

Пришвартованная у Николаевского моста в Санкт-Петербурге «Святая Анна» отличалась простотой и изяществом линий, крепким такелажем с большим количеством парусов, и бочкой на грот-мачте. Георгий Брусилов мечтал провести свое судно, с гордо реющим российским флагом, через Северный морской путь. Поэтому перед отплытием он охотно общался с журналистами, всячески привлекая к экспедиции внимание общественности. 

Последнее путешествие шхуны «Святая Анна»

Все газеты обсуждали предстоящий поход и нахваливали прочность, защиту и оснастку шхуны. Описывали ее опыт плаваний в арктических водах. Также все восторженно перепечатывали историю шхуны, отмечая ее роль в экспедиции Фритьоф Ведаль Ярлберг Нансена. 

И вот «Святая Анна» после торжественных проводов покинула порт и отправилась в свое последнее плаванье. Во время остановок на борт шхуны поднимаются профессиональные охотники, последней свое место занимает медсестра Ерминия Александровна Жданко. 

 Путешествие проходит в нормальном режиме, на шхуне царит прекрасное настроение, члены экипажа даже успевают отправить домой обнадеживающие письма.   
                                                                      Команда экспедиции Брусилова

                                                  Л.Г,Брусилов и Н. Андреев на палубе «Святой Анны»
                                                          .Июль 1912г.  (Фото из архива И.В. Ходкиной)

Шхуна «Святая Анна» и её таинственное исчезновение во льдах

В октябре, подойдя к Ямалу, «Святая Анна» попадает в ледяную ловушку. Запасы на борту позволяют спокойно продержаться полтора года, так что повода для паники не было. Однако дрейфующие льды не спешили отпускать шхуну, увлекая ее на север. Весной 1914 года корабль находился в районе Земли Франца-Иосифа

Часть экипажа решила добраться до суши по льдам, группу возглавил штурман  Альбанов. Тринадцать человек, во главе с Брусиловым, остались на шхуне, продовольствия им хватило бы почти до конца 1915 года.

Тайна исчезновения шхуны «Святая Анна»

Одиннадцать человек выдвинулись в путь 23 апреля, это был последний раз, когда кто-либо видел «Святую Анну». Через три месяца моряки с судна «Святой Фока», проходившего мимо Земли Франца-Иосифа, взяли на борт Альбанова и матроса Конрада. 

                                           Алекса́ндр Эдуа́рдович Ко́нрад (1890—1940) — русский моряк, получивший известность в результате своего участия в трагически завершившейся арктической экспедиции Брусилова, где он оказался одним из всего двоих участников (вместе с В. И. Альбановым), сумевших остаться в живых. В честь Александра Конрада назван мыс Конрада на острове Мейбел (архипелаг Земля Франца-Иосифа)

Алекса́ндр Эдуа́рдович Ко́нрад (1890—1940) — русский моряк, получивший известность в результате своего участия в трагически завершившейся арктической экспедиции Брусилова, где он оказался одним из всего двоих участников (вместе с В. И. Альбановым), сумевших остаться в живых. В честь Александра Конрада назван мыс Конрада на острове Мейбел (архипелаг Земля Франца-Иосифа)

Тайна «Святой Анны»

«Два капитана». К 115-летию со дня рождения В. А. Каверина : https://blog.ufa-lib.ru/assets/images/12_kniga/43/i(2).jpg

«Два капитана». К 115-летию со дня рождения В. А. Каверина :

Кто из нас в детстве не зачитывался книгой Вениамина Каверина «Два капитана» и с замиранием сердца не смотрел одноименный фильм Евгения Карелова? 

                                         Вениамин Каверин и первое издание романа «Два капитана»

Однако, не все знают, что послужило основой для создания этих удивительных произведений. Многие исследователи склоняются к мысли, что их сюжет связан с экспедицией шхуны «Святая Анна» (1912 год). А прототипом капитана Татаринова является знаменитый русский полярный исследователь, лейтенант флота Георгий   Львович Брусилов, который во время экспедиции таинственным образом пропал без вести вместе с девятью оставшимися на шхуне членами экипажа. 

                                                  Г.Л. Брусилов . Июль 1912 г.  (Фото из архива И.В. Ходкиной)

Блестящий морской офицер, участвовавший русско-японской войне и служивший на миноносцах в Балтийском море, Георгий Львович Брусилов всегда интересовался географическими открытиями. После участия в 1910 году в гидрографической экспедиции по Северному Ледовитому океану и дважды (в 1906-1907 и 1910-1911 годах) пройдя морем из Владивостока в Кронштадт вокруг Европы и Азии, Брусилову пришла мысль о том, что существует и другой, более короткий, через моря Северного Ледовитого океана морской путь на Дальний Восток. Эту идею он решил воплотить в реальность, что и стало смыслом всей его жизни. 

Для того, чтобы окупить экспедицию, Брусилов обратился за помощью к своему дяде – богатому московскому землевладельцу, действительному статскому советнику Борису Алексеевичу Брусилову. В результате достигнутой договоренности было решено, что в ходе плавания экипаж шхуны будет вести добычу морского зверя, что окупило бы расходы на экспедицию и приносило коммерческую прибыль, при этом сам капитан мог рассчитывать только на четвертую часть прибыли, но нес полную ответственность за сохранность судна и добычу животных. Условия были достаточно жесткими. Трехмачтовая парусно-моторная шхуна была куплена в Англии и из «Пандоры», переименована в «Святую Анну».

В планах Брусилова был проход из Петербурга вокруг Скандинавии, затем по Северному морскому пути с запада на восток. Завершение экспедиции планировалось в 1913 году во Владивостоке. Поскольку Георгий Львович не имел достаточного опыта в полярных экспедициях, его помощником был назначен старший штурман Валериан Иванович Альбанов, который имел репутацию отличного штурмана дальнего плавания.                

Неприятности преследовали экспедицию с самого начала. Сначала несколько членов экипажа, в том числе и судовой врач, по неизвестным причинам просто не явились на борт. Затем, во время одной из стоянок со шхуны сбежал судовой механик. В дальнейшем из-за болезни вынужден был сойти на берег второй штурман. Боясь остаться без медицинской помощи, Брусилов был вынужден взять в экспедицию в качестве медика 22-летнюю Ерминию Жданко - племянницу начальника Гидрографической экспедиции, которая грезила морскими путешествиями.

Поскольку в соответствии с договором, экспедиция позиционировалась как коммерческая, в Александровске-на-Мурмане на борт были приняты пассажиры. Спустя три месяца после отплытия, в октябре 1912 года, «Святая Анна» была зажата льдами у берегов Ямала и вскоре вмерзла в них. 

Затем шхуну унесло далеко на север, в высокие широты, поэтому «Святая Анна» не пришла во Владивосток в назначенный срок. Попав в вынужденный длительный дрейф, судно бесследно исчезло во льдах Центральной Арктики.

Летом 1914 года, возвращавшийся из экспедиции к Северному полюсу, экипаж с корабля «Св. Фока», обнаружил во льдах возле Земли Франца-Иосифа двух человек. Одним из них оказался штурман «Святой Анны» Альбанов, который рассказал, что «Святая Анна» застряла во льдах у берегов полуострова Ямал. Большинство членов экипажа заболели цингой и трихиниллезом. Капитан судна также оказался тяжело болен. После семи месяцев борьбы с недугом Брусилов пошел на поправку и у экипажа появилась надежда на продолжение плавания. Хотя коммерческий проект «Святой Анны» был безнадежно провален, но Брусилов продолжал вести научные наблюдения за дрейфом, которые, как оказалось впоследствии, сыграли большую роль в изучении гидрографии Карского моря.

Пытаясь продолжить плавание, моряки долбили лед и взрывали его порохом, но все усилия освободить судно из ледяного плена были тщетными. Моряки пережили три зимовки, которые не были запланированы. Положение на шхуне усугублялось нарастанием неприязни между Брусиловым и Альбановым. В результате капитан отстранил штурмана от исполнения обязанностей, а последний решил покинуть «Святую Анне» и достигнуть земли самостоятельно. Не смотря на уговоры капитана, большинство членов экипажа поддержали штурмана, так как считали, что провизии, оставшейся на судне, не хватит для того, чтобы пережить еще одну зимовку. Риск гибели был реален для обеих сторон, но, однако, 15 (23) апреля 1914 года часть экипажа  во главе со штурманом Альбановым покинула борт «Святой Анны»

На судне остались: начальник экспедиции лейтенант Г. Л. Брусилов, сестра милосердия Е.А. Жданко, боцман, старший машинист, стюард, повар, 2 гарпунера и 2 молодых, неопытных матросов.

      Ерминия Жданко : https://www.nvgazeta.ru/upload/medialibrary/6d0/6d08d20607835bc451a55aa93228aa1d.jpg                                                                            Ерминия Александровна Жданко 

Члены команды Альбанова пережили невероятные трудности. О чем свидетельствует его дневник. У них не было собак, поэтому провизию и вещи приходилось тянуть на себе. Люди находились в состоянии постоянного стресса, поэтому трое из матросов, не выдержав, решили вернуться на судно, но не дошли до него, а пропали без вести. Два матроса украв продовольствие, сбежали из лагеря, один из которых, в последствии, был найден, но прощен штурманом до возвращения на родину. Пробираясь сквозь толщу льда, путешественники, наконец-то, обнаружили какой-то остров – это был, расположенный на западе последнего из островов архипелага Франца-Иосифа.

Продвигаясь от острова к острову, группа разделилась: каяков на всех не хватало. Пятеро шли пешком по берегу, четверо плыли по морю, приняв на каяки основной груз.

                                          

Пешая партия не пришла к условленному месту встречи - она пропала где-то на мысе Гранта. Передвижение по морскому дрейфующему льду.

Вместе с Альбановым осталось трое матросов. Группа разделилась на две части, которые плыли на разных каяках. Одна из них погибла во время шторма. В живых остался только штурман и один матрос. После изнурительного перехода они наконец-то высадились на мысе Флора, где увидели сначала шест, потом бревенчатый дом и амбар, в котором нашли сухари и консервы.  

На стене дома моряки обнаружили надписи: «Первая Русская полярная экспедиция лейтенанта Седова».

       Валериан Альбанов: https://www.siberiantimes.com/PICTURES/OTHERS/Helicopter-crash-on-Yamal/inside_Konrad.jpg                                                                                                Валериан Альбанов

Будучи опытным моряком, Альбанов правильно рассчитал, что экспедиция шхуны «Св. Фока» зайдет на мыс Флора, во время возвращения. И штурман не ошибся. По возвращении на родину штурман Альбанов служил на ледорезе «Канада», плавал на гидрографическом судне «Север» по Енесею, где и погиб в 1919 году по возвращению из Омска, где был в командировке. Матрос, который вместе с Альбановым, спася, дожил до 1940 года и не любил рассказывать об экспедиции «Святой Анны».

Судьба Георгия Львовича Брусилова и членов экипажа, которые остались с ним, до сих пор остается неизвестной. Исследователи считают, что, вероятнее всего люди погибли от болезней и голода, а судно с мертвым экипажем могло дрейфовать еще несколько лет.

Брусилов хотел покинуть «Святую Анну» и идти на поиски ближайшей земли, возможно, он осуществил свое намерение, но попытка оказалась безуспешной, а может быть судно потерпело кораблекрушение или течения унесли шхуну далеко к полюсу, что она на долгие годы попала в круговое движение ледовых полей в приполярных широтах. Существует также версия, что судно стало жертвой немецкой подводной лодки в период Первой мировой войны. Так или иначе, до сего дня следов «Святой Анны» не обнаружено. На этом загадки экспедиции Георгия Львовича Брусилов не заканчиваются. В 1939 году в редакцию журнала «Вокруг света» поступила информация от одной из дальних родственниц Ерминии Жданко, которая утверждала, что девушка навещала одну из своих родственниц в Риге и была под фамилией Брусилова. Вместе с ней был ребенок. Выходит, что сестра милосердия могла спастись? Но как, же тогда сложилась судьба самого Брусилова и оставшихся членов экипажа? Многочисленные исследования так и не смогли пролить свет на эту тайну. Возможно, «Святой Анне» все-таки удалось освободиться из ледяного плена, но капитан решил не возвращаться на родину, так как его там ждали только многочисленные долги и клеймо неудачника? Учитывая, что трагедия со «Святой Анной» произошла во время Первой мировой и гражданской войны, возможно, Георгий Брусилов и Ерминия Жданко могли осесть где-нибудь за границей, тщательно скрывая свое местоположение.

И все-таки, тайна исчезновения экспедиции Георгия Брусилова на «Святой Анне» является одной из самых запутанных и сложных, которая не нашла еще своего решения. Саня Григорьев из известного романа В. Каверина нашел разгадку, нынешним и будущим исследователям их еще придется обнаружить. А пока о судьбе пропавшей экспедиции напоминают ледник Брусилова, мысы Альбанова и Ерминии Жданко на карте архипелага Земли Франца-Иосифа.

На поиски «Святой Анны»

Никакие новшества и возможности конца двадцатого века и технологии двадцать первого не помогли отыскать потерянное судно. Судьба «Святой Анна» и спустя сто лет не дает покоя, ведь она, как и другие исторические парусники, могла стать музеем, памятником отважным исследователям и мореплавателям.

Поиски пропавшей шхуны «Святая Анна»

В 2010 году на Землю Франца-Иосифа десантировалась поисковая экспедиция. Группу энтузиастов, работающую по программе «По следам двух капитанов», возглавил Олег Леонидович Продан. Олег Продан на Земле Франца-Иосифа. 2011 год. Фото из архива национального парка "Русская Арктика"              Олег Продан на Земле Франца-Иосифа. 2011 год. Фото из архива национального парка "Русская Арктика"

В результате удалось найти останки неопознанного члена экспедиции Брусилова (на острове Святого Георга), дневник и личные вещи.

Последующие экспедиции на поиски шхуны и пропавших членов экипажа предпринимались в 2011, 2012 и 2013 годах. Были найдены несколько страниц из дневника моряка, предположительно принадлежавшего машинисту Владимиру Губанову, и части скелета. 

Затерявшаяся во льдах шхуна «Святая Анна»

Весной 2016 год была отправлена последняя экспедиция, разыскивающая исчезнувшую шхуну. Предполагалось, что поисковая экспедиция установит буи на месте начала дрейфа вмерзшей в лед «Святой Анны» и проследит за движением льдов в регионе, вычислив таким образов возможный маршрут пропавшего судна.

Такая идея появилась после изучения архивов авиационной станции с острова Рудольфа, датируемых 1937 годом. В одном из донесений сообщалось о неизвестном судне, плененном льдами. Однако Олегу Продану и его команде было не суждено раскрыть тайну исчезновения «Святой Анны». Из-за плохих погодных условий вертолет разбился возле острова Белый, погибли все присутствовавшие на борту люди.

Памятный крест в память вышедшей на Землю Франца-Иосифа группы Альбанова. Участники поисковой экспедиции изготовили его из плавника

Памятный крест в память вышедшей на Землю Франца-Иосифа группы Альбанова. Участники поисковой экспедиции изготовили его из плавника

Море любит собирать трофеи и коллекционировать корабли. В его ловушки попадали корабли древних цивилизаций, средневековые армады, судна исследователей и легендарные яхты. Где-то в его запасниках хранится и «Святая Анна», не закончившая экспедицию и унесшая с собой все тайны. Но, может, наступит тот день, когда новые технологии и специалисты все же найдут остатки шхуны.