Внедорожники СССР
ПЕРВЕНЦЫ КОРОЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯ: ИСТОРИЯ И ТЕСТ УНИКАЛЬНЫХ ВЕЗДЕХОДОВ ВИТАЛИЯ ГРАЧЁВА
Для наших дорог: удивительные советские
вездеходы инженера Грачёва
В продолжение нашего подробного материала о десятиколёсном ГАЗ-21 и штабном ГАЗ-25 вспоминаем последующие творения выдающегося конструктора Виталия Грачёва — человека, которого сверхзадачи волновали, кажется, больше собственной судьбы. От первого в СССР серийного легкового полноприводного автомобиля до амфибий и легендарных спасательных комплексов «Синяя птица».
Виталий Андреевич Грачёв (23 января 1903, Томск — 24 декабря 1978, Москва) — советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники.
Биография
Отец, выходец из крестьян, основал своё дело, мать работала земским врачом. Виталий Андреевич был пятым ребёнком в большой семье. Родители Виталия были очень разными по характеру людьми: мать была прирожденным лидером, женщиной с твердым и непростым характером, а отец — полная ей противоположность — мягким и покладистым. Сам Грачёв унаследовал материнский характер. Он рано ушёл из семьи в самостоятельную жизнь.
Молодой Грачёв служил техником в авиационных частях, затем работал киномехаником, окончил несколько курсовТомского технологического института, однако был изгнан оттуда за непролетарское происхождение. Он так никогда и не получил высшего образования.
В декабре 1931 года он был безработным и по мобилизации был направлен в техотдел строящегося в то времяНижегородского автозавода. В 1936 году, за рулём самостоятельно разработанной машины «ГАЗ-АААА» участвовал в знаменитом Каракумско-Памирском автопробеге. В 1937 году под его руководством был разработан грузопассажирский трехосный автомобиль ГАЗ-21 (впоследствии тот же индекс дали первой «Волге»), на базе которого впоследствии был создан семиместный легковой автомобиль и два бронеавтомобиля.
В 1938—1939 годах проектирует первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 (на базе шестицилиндровой «Эмки»), который до наших дней так и остался непревзойдённым по динамике и проходимости для машин этого класса. Решение о начале разработке ГАЗ-61 Виталий Андреевич «пробил» с огромным трудом, у самого Ворошилова. Эта машина пошла в серию уже в конце 1940 года.
В 1941—1944 годах под его руководством были разработаны армейский джип ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б на его базе, автомобиль ГАЗ-67Б, а также колёсная самоходная пушка ГАЗ-68 (КСП-76) и другие образцы колёсной военной техники. Главный конструктор автозавода в Днепропетровске с сентября 1944 года, где им был создан армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485.
С 1951 года — заместитель главного конструктора и с 1954 года главный конструктор специального конструкторского бюро автозавода ЗИС (ЗИЛ) в Москве, где под его руководством были созданы автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносецЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортёрыБТР-152А, БТР-152Б, средние колёсные артиллерийские тягачи, многоцелевые армейские транспортеры и установки на их базе.
В 1980 им был создан поисково-спасательный мобильный комплекс с абсолютной проходимостью — машины комплекса «490» — «Синие птицы».
ГАЗ-61
В конце 1930-х, изучая опыт зарубежных коллег, Грачёв бросает сам себе вызов — сконструировать полноприводный автомобиль вместо трёхосных моделей, над которыми он работал несколько лет. Для этого пришлось решить по меньшей мере два серьёзных вопроса. Первый — объяснить руководству бесперспективность «трёхосок» и получить разрешение на новую модель. Это было сделано путём обращения к наркому обороны СССР Ворошилову.
Второй вопрос заключался в разработке переднего ведущего моста с раздаточной коробкой и, что важнее, шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), прежде не выпускавшихся в стране. Сами по себе ШРУСы к тому времени свободно продавались в американских магазинах (и в первичной конструкции новой модели были использованы импортные детали), однако массовая их закупка для серийного выпуска машин была невозможна по понятным причинам. Грачёву удалось досконально изучить сложную деталь, и впоследствии аналогичные шарниры начали производить на ГАЗе.
Опытный образец ГАЗ-61
Так, летом 1939 года были выпущены опытные полноприводные ГАЗ-61-40 с открытым кузовом. В целях ускорения работы конструкторы использовали шасси, кузов и прочие элементы фаэтона ГАЗ-11-40, а под капотом был установлен 87-сильный двигатель компании Dodge. С ним экспериментальный образец разгонялся до 107,5 км/ч, преодолевал 40-градусные подъёмы и таскал за собой 700-килограммовый прицеп. Испытания в целом прошли очень успешно, а одними из самых необычных «показательных выступлений» стали подъёмы автомобиля по крутым уличным лестницам.
Опытный образец ГАЗ-61
Грачёв предполагал выпускать фаэтон ГАЗ-61, а также версию с закрытым кузовом и пикап. В конце 1940 года модель была готова к серийному производству, однако открытых машин собрали всего несколько штук. В «серию» же пошла модификация 61-73 с кузовом от ГАЗ-11-73 и уже с советским шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11. Считается, что ГАЗ-61-73 стал первым в мире комфортабельным внедорожником с закрытым кузовом типа «седан».
ГАЗ-61-73
Война не позволила ГАЗ-61 стать массовой моделью. Всего не было выпущено и двух сотен экземпляров 11-73 (к слову, фаэтоны со временем тоже переделали в седаны), однако многие из них долгое время использовались высшим командным составом РККА. Такие были у Жукова, Конева, Рокоссовского, уже упомянутого Ворошилова. Помимо седанов на свет появилось несколько десятков лёгких артиллерийских тягачей (пикапов), получивших название ГАЗ-61-417, но из-за нехватки двигателей их выпуск свернули уже в 1941 году.
ГАЗ-61-73
ГАЗ-64 и ГАЗ-67
В начале 1941 года ГАЗу и Грачёву лично поручено задание — спроектировать советский вариант лёгкого армейского внедорожника. Этому поспособствовала заинтересованность начальника ГБТУ (Главного бронетанкового управления) РККА американскими разработками. По разным сведениям, речь шла о Bantam BRC40 либо о Ford Pygmy. Как бы то ни было, опытный образец требовалось представить очень скоро: всего через 2,5 месяца от официального запроса ГБТУ.
Но команда Грачёва справилась даже быстрее! Опытная машина ГАЗ-64-416 покинула цех уже 25 марта. Согласно первоначальным техническим требованиям, составленным по образу американской модели, автомобиль должен был получиться компактным (до 3,1 метра длиной), обладать колеёй всего в 1,2 метра и грузоподъёмностью 400 кг, будучи четырёхместным.
Опытный образец ГАЗ-64
Первый образец ГАЗ-64 почти полностью соответствовал тем цифрам, но провалил испытания и чуть было не исчез как проект. Однако всё же был отправлен на доработку и в начале лета того же года вернулся — с улучшенными кузовом и шасси. Немногим позже автомобиль был в спешке испытан и принят на вооружение: началась война.
Основой для 64-го во многом послужил ГАЗ-61 (его укороченное шасси, рулевой механизм, раздатка и т.д.), но двигатель и коробка передач достались от лёгкого грузовичка ГАЗ-ММ: четырёхцилиндровый 50-сильный агрегат объёмом 3,3 литра и четырёхступенчатая «механика».
ГАЗ-64
Небольшой автомобиль с открытым бездверным кузовом и прозвищем «Пигмей» (в честь Ford Pygmy) выпускался с 1941 по 1943 годы, а общий тираж, несмотря на применённые «простые» решения для ускорения производства, составил всего 672 штуки — во многом из-за сделанного на его основе бронеавтомобиля БА-64 (о нём чуть позже).
Опытный образец ГАЗ-64
Появившийся в 1943 году ГАЗ-67 стал модернизированным вариантом 64-го. Модель с прозвищами «Иван-Виллис» и ХБВ («Хочу быть Виллисом», ввиду внешнего сходства с американскими Willys) главным образом отличалась нормальной шириной колеи (1446 мм) и более надёжной подвеской. Наряду с этим она получила усиленную раму, дополнительный бензобак, более мощный двигатель (54 л.с.) и ряд других технических улучшений.
ГАЗ-67
Выпуск 67-го в военные годы достиг уже почти 5 тысяч экземпляров. После войны его производство продолжилось: автомобиль использовался уже не только в армии, но и в МВД или сельском хозяйстве — и к 1953 году объём превысил 92 тысячи машин.
БА-64 и БА-64Б
Но вернёмся к ГАЗ-64 и построенному на его основе лёгкому бронеавтомобилю БА-64, за работу над которыми Виталий Андреевич Грачёв был награждён почётной Сталинской премией. Между прочим, не единственной в своей жизни!
БА-64Б и БА-64
БА-64 был запущен в серийное производство весной 1942 года и выпускался до начала 1946-го. Количество машин в различных модификациях перевалило за девять тысяч — уже в 42-м почти все ГАЗ-64 собирались в качестве «донора» для БА-64. Модель стала первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем и заменила знаменитый БА-20.
БА-64
Планы на новую машину были велики: разведка и связь, служба управления боем и преследование отступающего противника, а также использование против авиадесанта. Это породило множество экспериментальных модификаций с различным вооружением и даже с железнодорожными колёсами.
Однако и проблем с небольшим броневиком тоже хватало. В БА-64 было невыносимо жарко (это вскоре частично решили вентиляционным отверстием в крыше), а из-за небрежного управления — движения на низших передачах без подключения «передка» — постоянно выходил из строя задний мост. Эту проблему устранили с помощью неотключаемой передней оси.
БА-64Б
Также одной из неприятных особенностей стала недостаточная боковая устойчивость. Это был результат сочетания узкой колеи «донорского» ГАЗ-64 и конструкции броневичка с высоким центром масс. Поэтому уже в первый год жизни был создан и запущен в производство доработанный вариант БА-64Б — на основе ГАЗ-67 с нормальной колеёй.
ЗИС-485 (ДАЗ-485)
В 1944 году Грачёва назначают главным конструктором нового автозавода в Днепропетровске (ДАЗ). Здесь в деятельности Виталия Андреевича начинается новая глава: амфибии и по-настоящему большие вездеходы. Так, в конце 1948 года ДАЗу поручена разработка водоплавающей машины по образу американской амфибии GMC DUKW-353.
В 1950-м завод выпускает два опытных образца. Испытания, в которых активно участвовал сам Грачёв, проходят хорошо, и ДАЗ-485 получает «добро» на серийное производство, а в 1951 году поступает на вооружение (позже модель называлась ЗИС-485 и ЗИЛ-485). Задачи амфибии — перевозка личного состава и техники при форсировании водных преград.
ДАЗ-485
Конструктивно 8,6-метровая амфибия массой более семи тонн представляла собой стальной сварной корпус из трёх отсеков и лонжеронную раму. В движение её приводил 5,55-литровый шестицилиндровый двигатель мощностью 112 лошадиных сил в паре с пятиступенчатой коробкой передач, а на воде помогал трёхлопастной винт диаметром более 0,6 метра. Машина была трёхосной и со всеми ведущими колёсами, подвеску и рулевой механизм позаимствовали у грузовика ЗИС-151.
Двигатель располагался в носовом отсеке, центральный отсек нёс функцию рубки, а кормовой был грузовым. К слову, грузоподъёмность амфибии составляла 2500 кг на суше и 2900 кг на воде!
ДАЗ-485
ДАЗ-485 мог пройти по воде до 70 километров (запас топлива составлял 240 литров) с максимальной скоростью свыше 10 км/ч, а на суше он развивал 73 км/ч. За откачку воды из корпуса отвечали центробежный и вихревой насосы суммарной производительностью 450 л/мин. Таким образом, машина была способна плыть при пробоинах площадью до 500 см².
В последующие годы модель неоднократно модернизировали, однако с 1953 года — уже без участия Грачёва. Тем не менее, за работу над амфибией, которая вплоть до 1970-х использовалась военными, именитый конструктор был награждён уже второй Сталинской премией.
ЗИС-Э134, ЗИЛ-134, ЗИЛ-135
В 1954 году при непосредственном участии замминистра обороны СССР маршала Жукова на ЗИСе, куда ещё в 1951-м Грачёв был переведён в качестве заместителя главного конструктора, учреждается специальное конструкторское бюро (СКБ). Виталий Андреевич возглавил бюро, основным направлением которого стала подготовка многоосных машин для нужд Минобороны. Первая же задача заключалась в разработке совершенно новой модели сверхвысокой проходимости с большой грузоподъёмностью.
Первопроходцем в целой россыпи будущих моделей и модификаций становится экспериментальный четырёхосный ЗИС-Э134. С усиленной рамой грузовика ЗИС-151, доработанным шестицилиндровым мотором ЗИС-120ВК и невиданными прежде решениями: равными расстояниями между осями и специальными шинами с широким диапазоном допустимого давления и возможностью большой деформации. Вместе с Э134 появляется и усовершенствованная система регулирования давления в колёсах с подводом через ступицу.
ЗИС-Э134
Спустя почти два года испытаний команда Грачёва готовит следующую опытную машину под названием ЗИЛ-134. Появившаяся в 1957 году модель получила специально созданный 12-цилиндровый V-образный двигатель мощностью 240 лошадиных сил, автоматическую трёхступенчатую трансмиссию, две двухступенчатые раздаточные коробки, независимую торсионную подвеску всех колёс, гидроусилитель руля и, опять же, особые шины с регулируемым давлением.
ЗИЛ-134
Испытания десятитонной машины показали проходимость на уровне гусеничных вездеходов. ЗИЛ-134 был способен преодолевать полутораметровые рвы и подъёмы до 40 градусов, а также снежную целину глубиной до 1,2 метра. Тем не менее, сложная трансмиссия и «сырой» 12-цилиндровый двигатель не позволили 134-му перейти в статус серийного.
ЗИЛ-135Б
После работы над ЗИЛ-134 конструкторское бюро предлагает проект машины с необычной схемой трансмиссии, где два двигателя через автоматические коробки передач по отдельности приводят в движение колёса своего борта. Осенью 1958 года появляется построенный по этому «рецепту» плавающий четырёхосный ЗИЛ-135Б с двумя проверенными шестицилиндровыми двигателями ЗИЛ-123В мощностью по 120 лошадиных сил, шинами сверхнизкого давления и двумя водомётами.
ЗИЛ-135Е
Машины серии 135 изначально задумывались для размещения пусковых ракетных установок. В 1960-м СКБ выпускает ЗИЛ-135Е, предназначенный для ракетного комплекса «Марс». Эта модель получила 180-сильные двигатели ЗИЛ-375 и автоматические 6-ступенчатые коробки передач, а также стеклопластиковую кабину — так как штампованная стальная кабина не выдерживала ударный импульс реактивной струи во время запуска ракеты. Позже стеклопластик будет использоваться для многих внешних элементов машин и конструкторы выпустят даже экспериментальную раму из этого материала.
ЗИЛ-135К разных образцов
В дальнейшем появляется серийная модификация 135К (под монтаж пусковой установки комплекса ФКР-2 с крылатой ракетой С-5), а в 1965 году СКБ совместно с инженерными войсками создаёт ещё одну плавающую модель — ЗИЛ-135П с несущим корпусом из стеклопластика. Сочетание удачных форм корпуса и конструкции гребных винтов сделали его невероятно эффективным при движении на воде. Однако в серийное производство машина так и не пошла ввиду отсутствия интереса военных.
ЗИЛ-135П
ПСК «Синяя птица»
История разработки поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», как и многих других работ Грачёва и СКБ, связана с весомым поводом. В 1965 году экипаж ракеты «Восход-2», возвращаясь на Землю после легендарного полёта, вынужденно осуществил посадку на «незапланированной» таёжной местности под Пермью. Космонавтам тогда пришлось двое суток жить в лесу и пробираться по снегам к месту, где их смог подобрать вертолёт.
ПЭУ-1
Годом ранее по инициативе С.П. Королева СКБ ЗИЛа уже получил задание по выпуску поисково-спасательной машины с абсолютной проходимостью, которая могла бы транспортировать спускаемые аппараты космических кораблей и, при потребности, спасать экипажи. Так, пользуясь опытом работы над амфибиями и многоосными вездеходами, в 1966 году конструкторское бюро выпускает поисково-эвакуационную установку ПЭУ-1.
Это был шестиколёсный полноприводный вездеход-амфибия с лёгкой рамой, корпусом из стеклопластика, независимой подвеской двух мостов и управляемой задней осью, 80-сильным двигателем ЗИЛ-375 и водомётом. Коробка передач была гидромеханической, так как Грачёв считал «автоматы» исключительно важными для свойств вездеходов.
ПЭУ-1
Кроме того, четырёхместный ПЭУ-1 получил кран грузоподъёмностью до трёх тонн и приспособления для перевозки на автомобиле специальных грузов. При этом конструкторам удалось соблюсти компактные габариты, необходимые для транспортировки в грузовых отсеках самолётов.
Испытания модель прошла успешно, но таких машин выпустили лишь 13 экземпляров — по разным сведениям, во многом из-за разногласий СКБ и руководства ЗИЛа.
Следом в СКБ подготовили ПЭУ-2 (ЗИЛ-5901), который по сути стал сильно увеличенным вариантом ПЭУ-1 — для транспортировки большего числа пассажиров и более габаритных грузов.
ПЭУ-2
ПЭУ-2 был приспособлен для работы в любых условиях: 11,6-метровую машину оборудовали в общей сложности шестью отопителями (четыре из них приходились на большой салон для пассажиров), кондиционером от лимузина ЗИЛ-114, дровяной печью и газовой плитой. В оснащение входили также радиостанции, бензопила, надувная лодка, инструменты, медицинское оборудование и огнетушители.
Однако до серийного выпуска дело не дошло — среди прочего, из-за нестандартных габаритов, что требовало разрешения ГАИ для любого выезда на дороги общего пользования. Кроме того, ПЭУ-2 не мог транспортироваться в грузовых отсеках самолётов и в общем показался слишком огромным для спасательных операций. Поэтому в СКБ перешли к идее создания спасательных комплексов из двух более компактных машин разного назначения.
Параллельно в СКБ велись работы над альтернативными вездеходами — шнекороторными. Такие машины используют два винта Архимеда из лёгкого сплава. Раздельное управление винтами позволяет шнекоходам двигаться в любом направлении по снегу, грязи и так далее. Однако для «шнеков» абсолютно недопустим контакт с твёрдыми поверхностями
Так, в 1975 году СКБ выпускает первые экземпляры амфибий ЗИЛ-4906 («Кран») и ЗИЛ-49061 («Салон») с алюминиевыми рамами и стеклопластиковыми корпусами. Первый вездеход с манипулятором служил для транспортировки компактной шнекороторной машины ЗИЛ-29061 — её предполагалось использовать в самых тяжёлых условиях, где не могли проехать колёсные вездеходы. Шнекоход был оснащён двумя 70-сильными двигателями и развивал скорость до 25 км/ч.
ЗИЛ-4906 «Кран»
«Кран» и «Салон» получили 150-сильные двигатели ЗИЛ-130, механические коробки передач, независимые торсионные подвески всех осей, управляемые задние колёса и систему регулировки давления в шинах. На суше максимальная скорость достигала 75 км/ч, на воде — 8 км/ч.
ЗИЛ-49061 «Салон»
«Синие птицы» оснащались новейшими радиолокационными комплексами, а «Салон», среди прочего, обладал надёжной климатической установкой, медицинским оборудованием (включая носилки) и отсеками для хранения пищи. В кабине и салоне могли разместиться по четыре человека.
ЗИЛ-29061
Своё необычное название «Синие птицы» получили одновременно за фирменный яркий цвет, который был заметен почти в любых условиях, и за принадлежность к авиационной тематике.
В 1981 году комплексы поступили в Единую государственную авиационную поисково-спасательную службу СССР, однако Виталий Андреевич Грачёв до этого момента не дожил. Легендарный конструктор скончался 26 декабря 1978 года, незадолго до этого покинув завод.
ПОДБОРКИ МИХАИЛ КОНДРАТЬЕВ