Несостоявшиеся катастрофы

                               Не уследили: 10 ядерных бомб, которые случайно потеряли

Иногда даже ядерные бомбы теряются /Фото: chrontime.com.

Иногда даже ядерные бомбы теряются 

Давно известно, что контролировать абсолютно все просто невозможно. Поэтому каждый из нас хотя бы однажды что-нибудь да терял или забывал, называя себя невнимательным. А вот Министерство обороны США придумало использовать специальный термин – «сломанная стрела» - в случаях, если они нечаянно потеряют…ядерную бомбу.
1. Крушение В-36

Самолет В-36. /Фото: animalworld.com.ua                                                                             Самолет В-36.
Первая потеря атомной бомбы произошла 13 февраля 1950 года. Во время тренировочного полета бомбардировщика В-36 произошло возгорание трех из шести его двигателей. Экипаж из 17 человек катапультировался, 12 из которых удалось спасти через несколько дней. Обломки самолета, который упал в незаселенном районе Британской Колумбии, нашли только через четыре года.
Но судьба бомбы была неизвестна в течение 66 лет. И лишь в 2016 году ее удалось найти дайверам. По информации Novate.ru, боеголовка на В-36 была муляжом и не имела плутониевого ядра. Поэтому угроза радиоактивного заражения минимальна.
Это интересно: сначала находку посчитали останками разбившегося НЛО, и только после уточнения места стало ясно, что это та самая потерянная в 1950 году атомная бомба.

2. Пропавший «Боинг»

Боеголовка Mark 15. /Фото: animalworld.com.ua                                                                           Боеголовка Mark 15.
Бомбардировщик В-47 совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на базу ВВС "Ben Guerir" в Марокко. 

На его борту находились две ядерные бомбы Mark 15. Самолет исчез в воздухе во время полета.
Детали пропажи неизвестны: из двух плановых дозаправок в воздухе, одна прошла успешно, а до точки второй в Средиземном море бомбардировщик так и не долетел, Дальнейшую судьбу экипажа самолета и ядерных бомб на его борту выяснить так и не удалось.

3. Авиакатастрофа под Голдсборо

Ликвидация последствий катастрофы. /Фото: animalworld.com.ua                                                             Ликвидация последствий катастрофы

В ночь с 23 на 24 января 1961 года стратегический бомбардировщик ВВС США B-52G нес две термоядерные бомбы Mark 39. 

Около полуночи к самолету приблизился воздушный танкер, но дозаправку внезапно отменили. Оказалось, что B-52G имеет поломку в крыле, из-за которой происходит утечка топлива. Экипажу бомбардировщика приказано было уйти в зону ожидания и совершить там аварийную посадку после выработки топлива. Но утечка оказалась слишком быстрой, и на высоте более 3 километром летчики потеряли управление.

Авиакатастрофа под Голдсборо
Одна из двух находившихся на борту самолёта ядерных бомб после приземления
Одна из двух находившихся на борту самолёта ядерных бомб после приземления

ССамолет разрушился в воздухе, из 8 членов экипажа в живых осталось 5. Ядерные бомбы тоже ждала разная участь: у одной раскрылся парашют, и она приземлилась на землю, не разорвавшись, хотя и перешла в режим боевой готовности. А вот вторая боеголовка сгинула в болоте, и ее обломки опустились глубоко в грунт.

4. Столкновение над островом Тайби

Бомбардировщик В-47 и истребитель F-86. /Фото: chrontime.com                                                                         Бомбардировщик В-47 и истребитель F-86.

В февраля 1958 года произошел авиационный инцидент над островом Тайби. Бомбардировщик В-47, возвращаясь из учебного полета на базу во Флориду, столкнулся с летящим из другого задания истребителем F-86 на высоте более 11 тысяч метров. Оба самолета стали стремительно терять высоту. В результате столкновения погибших и пострадавших нет, но была потеряна атомная бомба.
Боеголовка находилась на борту В-47, экипаж которого перед катапультированием принял решение сбросить бомбу в болото. Взрыва не произошло. По официальной версии, боеголовка находится на дне залива Уоссо к югу от города Тайби-Айленд.

5. Авиакатастрофа над базой Туле

Самолет В-52, аналогичный разбившемуся. /Фото: wikipedia.org

                                                        Самолет В-52, аналогичный разбившемуся.

21 января 1968 года бомбардировщик B-52, на борту которого находились четыре термоядерные бомбы, был задействован в боевом патрулировании при проведении операции «Хромированный купол». На борту самолета возник пожар, началось разрушение. Экипаж катапультировался, а B-52 разбился недалеко от базы ВВС США Туле в Гренландии.

Боеголовки, которые находились на борту самолета, разрушились и привели к радиоактивному заражению местности. Однако, как выяснилось в ходе исследования места крушения, из четырех ядерных бомб сдетонировали только три. Но останки четвертой так и не были найдены.

6. Сброс бомбы в Марс-Блаффе

Бомба, упавшая в Марс-Блаффе. /Фото: animalworld.com.ua                                                                          Бомба, упавшая в Марс-Блаффе.

11 марта 1958 г. в 16:34 американский реактивный бомбардировщик Boeing B-47E-LM "Stratojet" начал свой полет английскую авиабазу "Брантингторп" в Лестершире. 

На борту находилась атомная бомба в 30-килотонн. Во время полета экипажем была замечена поломка в фиксаторе механизма сброса в бомбоотсеке.
Штурман попытался ликвидировать неисправность, но вместо этого случайно активировал сброс бомбы. Произошел взрыв, в результате которого несколько зданий было разрушено, шесть человек получили ранения, погибших нет.

7. Инцидент на авиабазе «Майнот»

Cамолет В-52. /Фото: wikipedia.org                                                                            Cамолет В-52.

В этом случае бомбы были не потеряны, а наоборот, найдены. 29 августа 2007 года на базе ВВС США «Майнот» на стратегический бомбардировщик должны были быть размещены шесть учебных боеголовок для дальнейшей их транспортировки на авиабазу "Барксдейл" в Луизиане.

Однако во время подготовки была допущена ошибка и на трех из шести бомбах оказались не муляжи, а боевые части.
Экипаж самолета и сотрудники авиабазы проигнорировали выполнение нескольких проверок и вывели на отправку бомбардировщик с тремя настоящими боеголовками. И только внимательность офицеров на взлетной полосе позволила обнаружить и исправить несоответствие.

8. Сброс бомбы в Нью-Мехико

Инцидент в Нью-Мехико. /Фото: virtoo.ru

Инцидент в Нью-Мехико.

22 мая 1957 г. бомбардировщик B-36 с термоядерной боеголовкой на борту совершал полет с авиабазы "Биггс" на базу "Киртлэнд" в Нью-Мехико. Практически у конечной точки маршрута бомба выпала из самолета. Боеприпас упал в 7 км от авиабазы "Киртлэнд" и всего в 500 м от склада ядерного оружия "Сандия".

Падение привело к детонации обычного взрывчатого вещества бомбы, которое должно было инициировать детонацию плутониевого ядра, однако взрыва не произошло.

9. Инцидент в Нью-Джерси

Тяжелый самолет С-124./Фото: boeingisback.com                                                                       тяжелый самолет С-124

Грузовой самолет C-124 перевозил на борту три ядерные бомбы и заряд для четвертой и совершал полет в Европу с базы "Довер" штата Делавэр. Вскоре после вылета произошел отказ двух двигателей из четырех.Удерживать тяжелый самолет с грузом на высоте не представлялось возможным. Было принято решение посадить машину на ближайшем аэродроме ВМФ США в Атлантик-Сити.
Но самолет стремительно терял высоту, и сброс топлива не помог. Экипаж был вынужден «отправить» в океан две из трех бомб примерно в 160 км от побережья штата Нью-Джерси.
Взрыва не произошло, боеголовки ушли под воду. После сброса бомб самолет благополучно совершил посадку.

10. Инцидент в Калифорнии

Ядерная боеголовка Mark 4. /Фото: animalworld.com.ua                                                                              Ядерная боеголовка Mark 4.

В августе 1950 г. в период Корейской войны десять бомбардировщиков ВВС США B-29 совершали полет из авиабазы в Калифорнии.

На каждом из самолетов находились ядерные бомбы "Марк IV" по пути в Гуам. У одного из самолетов начались проблемы с двигателем.
Экипаж принял решение развернуться и вернуться на базу, но перед приземлением, самолет потерпел крушение в отдаленном районе авиабазы. Из 20 летчиков в живых осталось 8. Персонал военно-воздушных сил не успел обезвредить боеголовки и 2270 кг взрывчатых веществ взорвались.
Хочешь узнать, как человек, создавая оружие не только обращал внимание на его боеспособность, но и проявлял творческую жилку? 

                 Паломарес. Водородные бомбы на пляже

Авиакатастрофа над Паломаресом (Испания) произошла 17 января 1966 года, когда американский стратегический бомбардировщик B-52 с термоядерным оружием на борту столкнулся с танкером KC-135 во время дозаправки в полёте. В результате катастрофы погибли 7 человек и были потеряны четыре термоядерные бомбы.
Три из них были найдены сразу, четвёртая — лишь после более чем двухмесячных поисков.
Эпизод Паломарес (Palomares) - один из тех инцидентов, в результате которых лицо нашей планеты могло измениться до неузнаваемости. А если точнее, то юго-восточная часть средиземноморского побережья Испании могла превратиться в радиоактивную пустыню.
Во времена холодной войны Стратегическое авиационное командование ВВС США проводило операцию «Хромовый купол» (Chrome Dome), в рамках которой в воздухе постоянно находилось какое-то число стратегических бомбардировщиков, несущих ядерное оружие и готовых в любой момент изменить курс и нанести удар по заранее определённым целям на территории СССР. Такое патрулирование позволяло в случае начала войны не тратить время на подготовку самолёта к вылету и значительно сократить его путь к цели.
17 января 1966 года бомбардировщик B-52G «Стратофортресс» (сер. номер 58‑0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля капитан Чарльз Вендорф) вылетел с авиабазы Сеймур-Джонсон (США) на очередное патрулирование. На борту самолёта находились четыре термоядерные бомбы B28RI (1,45 Мт). Самолёт должен был совершить две дозаправки в воздухе над территорией Испании.

Во время выполнения второй дозаправки около 10:30 по местному времени на высоте 9500 м бомбардировщик столкнулся с самолётом-заправщиком KC-135A «Стратотанкер» (сер. номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) в районе рыбацкого посёлка Паломарес, муниципалитет Куэвас-дель-Альмансора.

В катастрофе погибли все четыре члена экипажа танкера, а также три члена экипажа бомбардировщика, остальным четырём удалось катапультироваться.
Вспыхнувший пожар заставил экипаж стратегического бомбардировщика применить аварийный сброс водородных бомб. Четверо из семи членов экипажа бомбардировщика успели его покинуть. После этого произошел взрыв. В силу конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.
Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся, спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.
Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.
Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной.

Паломарес. Водородные бомбы на пляже

Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили $84 миллионов долларов.

Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.

Эта бомба, упав в Паломаресе, чудом не взорвалась. Но могло быть иначе...

Произошел взрыв тротила внутри одной из бомб, который не привел к детонации и взрыву плутониевой начинки.
Результатом взрыва стал выброс в атмосферу облака радиоактивной пыли.

Первые испанские военные на месте падения самолетов.
                                                                           Место падения В-52. Образовалась воронка 30 x 10 x 3 m

После авиакатастрофы над Паломарес США заявили, что прекращают полёты бомбардировщиков с ядерным оружием на борту над Испанией . Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.
США провели очистку заражённой территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.

Бочки с собранной почвой готовятся к отправке в Соединенные Штаты для обработки.

Участники радиоактивной очистки из армии США.  

Карта радиоактивного заражения почвы в районе Паломарес и местонахождение регистрирующей аппаратуры.

Ещё 14,5 тыс. долларов было выплачено рыбаку, наблюдавшему падение бомбы в море.
В том же году испанский чиновник Мануэль Фрага Илибарн (в центре) и американский посол Ангьер Бидл Дюк (слева) плавали в море, чтобы продемонстрировать его безопастность.

В какой то мере, инцидент в Паломаресе, послужил идеей для создания антивоенной комедии "День, когда всплыла рыба" (The Day the Fish Came Out).

В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».


                                                     Место падения одной из бомб.