Советские стратонавты

                            Катастрофа «Осоавиахима-1»: тайна гибели советских стратонавтов

В СССР испытали 8 стратостатов, и только первый полет прошел сравнительно удачно, никто из воздухоплавателей не погиб, а летательный аппарат справился со своими задачами. Катастрофа «Осоавиахима-1» не остановила Сталина – он приказал продолжить работу над испытанием подобных аэростатов.

«…Кончаю. Скоро удар…»

Как писал в своей книге «Утерянные победы советской авиации» Михаил Маслов, вначале проект этого аэростата разрабатывало бюро воздушной техники при ленинградском Осоавиахиме, руководил проектом один из трех будущих воздухоплавателей на данном стратостате Андрей Васенко. Изготовлять стратостат начали в 1932 году. Оболочка аппарата имела объем, превышающий при наполнении 22 тысячи кубометров. Обшивка конструкции была сварной, в кабине устроили 4 герметичных иллюминатора.

             

Стартовал «Осоавихим» 30 января 1934 года с подмосковной площадки (поселок Кунцево).

В экипаже были командир Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богдвнович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.

Стратостат должен был вести непрерывную радиосвязь с землей, у него имелся позывной «Сириус». Данный полет широко освещался в советских СМИ, радиостанция имени Коминтерна на протяжении нескольких часов транслировала сообщения о нем, «Осоавихим» постоянно принимал поздравительные радиограммы. Воздухоплаватели и сами были воодушевлены, радировали на землю просьбы присвоить стратостату имя Сталина.

Через 2,5 часа стратостат достиг высоты в 20,6 км – это был второй мировой рекорд (первый, 19-километровый – у стратостата «СССР-1»).

Затем были радиосообщения о том, что стратонавты проводят научные наблюдения и опыты. Однако в полдень связь прервалась. Как пишет издание gazeta.ru, около часа дня некий гомельский радиолюбитель поймал радиограмму воздухоплавателей, в которой сообщалось, что стратостат обледенел и падает. Последними словами радиста были: «Кончаю, скоро удар...».

По официальной версии и опросам свидетелей катастрофы, жителей мордовской деревни Потиж-Острог, гондола аэростата упала на землю в пятом часу дня. Все трое воздухоплавателей погибли.

                   И. В. Сталин и В. М. Молотов на похоронах экипажа «Осоавиахим-1». 2 февраля 1934 года

Причины катастрофы

В официальном заключении о причинах трагедии «Осоавиахима-1» (оно было опубликовано в советской прессе) говорится, что крушение стратостата произошло из-за его прогрессивно возрастающей скорости при снижении, в результате чего, очевидно, разорвались части строп и равновесие всей системы нарушилось. Все это спровоцировало отрыв гондолы от оболочки и удар ее о землю.

По мнению научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН Дмитрия Соболева, эксперта в области использования стратостатов, причиной крушения могла послужить воздействовавшая на резину «Осоавиахима-1» солнечная радиация – оболочка потеряла герметичность и начала пропускать водород. Как позже установили эксперты, если бы стратостат остановился на 21-километровой высоте, возможно, трагедии бы и не случилось – это был оптимальный высотный предел для такого рода аппаратов.

Сталин не собирался останавливаться

Урны с прахом для захоронения в Кремлевской стене нес не только Иосиф Сталин, но и Вячеслав Молотов с Климом Ворошиловым. Некрологи о героях стратосферы опубликовали все советские газеты, а самих погибших посмертно наградили орденами Ленина. Отечественный публицист Игорь Пыхалов, автор ряда комплиментарных книг об Иосифе Сталине, полагает, что личное участие главы государства в похоронах погибших испытателей стратостата – одно из подтверждений того, что Сталин не стремился скрывать недостатки тех или иных советских технических проектов.

Однако оппоненты Пыхалова убеждены, что дело в другом: в советской печати довольно подробно освещались подготовка к этому полету, пристально следила за ним и зарубежная пресса. Соответственно, не рассказать о последствиях испытания «Осоавиахима-1» и не упомянуть о причинах его трагического финала было уже нельзя.

Кроме того, как писали в своей научной работе «Полеты в статосферу в СССР в 30-е годы» кандидаты технических наук Юрий Дружинин и Дмитрий Соболев, у Сталина были основания считать использование таких аэростатов перспективным – в сентябре 1933 года стратостат «СССР-1» установил 19-километровый мировой рекорд набора высоты и успешно приземлился на землю.

Однако дальнейшие испытания таких аэростатов при жизни Сталина оказались менее успешными – «СССР-2» в 1934 году потерпел катастрофу еще до поднятия с земли (сгорела оболочка), у «СССР-1-бис» в 1935 году при снижении оболочка повредилась и двум испытателям пришлось прыгать с парашютами, при аварийном снижении «Союза-3» в 1937 году трое испытателей получили ранения, а в результате падения субстратостата ВВА-1 в 1938 году четверо воздухоплавателей погибли.  
18 июля 1938 года стратостат "ВВА-1" взлетел в подмосковном Звенигороде.
Экипаж составляли 
Я.Г. Украинский (командир экипажа), второй пилот С.К. Кучумов, исследователь П.М. Батенко и врач Д.Е. Столбун.
На большой высоте отказало кислородное оборудование, а индивидуальное кислородное оборудование не справилось с поддержанием жизнеобеспечения.
Экипаж стратостата погиб от удушья.
Стратостат приземлился в Сталино

(ныне - г. Донецк, Украина).
Он попал на линию электропередачи.
Шар стратостата взорвался, так как он был заполнен водородом.
Стратонавты были похоронены в 
Сталино, на пересечении бульвара Пушкина и проспекта 25-летия РККА.

В 1940 году при взлете стратостата «Осоавиахим-2» гондола отделилась от оболочки и упала на землю, двое пилотов получили ушибы.

… Последний советский стратостат «Волга» запустили в 196 году. При катапультировании с 25-километровой высоты один из двух воздухоплавателей погиб – у него разгерметизировался скафандр (температура за бортом достигала минус 65˚).                                                               пымятник экипажу   « Осоавиахим-1 "

                                                                                                                      Николай Сыромятников

Человек со «Звезды». Как парашютист Андреев поставил секретный рекорд мира. 

В 1962 году советский испытатель-парашютист совершил успешный прыжок из «ближнего космоса».

Человек со «Звезды». Как парашютист Андреев поставил секретный рекорд мира. Парашютисты, Прыжок с парашютом, Испытание, Герой Советского Союза, История, Прыжок из стратосферы, Космос, Длиннопост

Непревзойдённое достижение

14 октября 2012 года австрийский парашютист-экстремал Феликс Баумгартнер совершил успешный прыжок с высоты около 39 километров, развив в свободном падении скорость 1357,6 километра в час.  

25 октября 2014 года топ-менеджер Google Роберт Алан Юстас превзошёл результат Баумгартнера, совершив прыжок с высоты 41 420 м и развив скорость 1321 км в час.

      


Стоит, однако, заметить, что эксперты выделяют достижение Юстаса в особую категорию — он при прыжке использовал стабилизирующий парашют, значительно облегчающий положение человека при прыжке и избавляющий от смертельно опасной «закрутки», при которой тело переходит в неконтролируемое вращение.
Так что достижение Феликса Баумгартнера является более «чистым». Но австрийский экстремал, обновивший во время своего прыжка многие рекорды, не превзошёл достижение советского парашютиста Евгения Андреева по продолжительности свободного падения. Баумгартнер находился в свободном падении 4 минуты 20 секунд, а Андреев — 4 минуты 30 секунд.
Парашют вместо фронта
В отличие от Баумгартнера и Юстаса, прыжки с парашютом для Евгения Андреева были не спортом, не экстремальным увлечением, а настоящей профессией.
Он родился в Новосибирске 4 сентября 1926 года, воспитывался в детдоме города Серова.
Когда началась война, 14-летний Женя учился в ремесленном училище, по окончании которого встал к заводскому станку, точил болванки для снарядов.
В разгар войны его призвали в армию, направив для учёбы в запасной полк. Евгений мечтал о флоте, но, попав в пехоту, всё равно рвался на фронт, драться с гитлеровцами.
Однако физически крепкого и здорового парня оставили в запасном полку, из которого затем направили на медкомиссию. После неё молодому солдату объявили: он направляется в Армавирскую школу пилотов, где ему предстояло освоить профессию парашютиста.
Как и все курсанты, он сначала досконально освоил обязанности укладчика парашютов и только затем был допущен до прыжков. Самый первый прыжок курсант Андреев осуществил уверенно, без страха, чем заслужил одобрение инструкторов.
После прохождения специальной подготовки Евгений Андреев стал членом группы испытателей парашютной техники НИИ ВВС.
Акулу видишь? А ведь она есть!
В 1947 году Андреев вместе с сослуживцами начал испытывать средства спасения для пилотов новых, только поступавших на вооружение реактивных самолётов.
Среди испытательных прыжков были прыжки с приводнением, причём не в тёплом Чёрном море, а в студёном Баренцевом.
Как говорится, ничего не боятся только дураки. Парашютист-испытатель Андреев ничего не боялся в небе, но в море ему стало не по себе от… акул. Накануне прыжков бывалый моряк рассказал ему, как в этих водах в годы войны лётчик, прыгнувший с парашютом в море, был съеден акулой.
Уж насколько этот рассказ был правдой, неизвестно, но только, как вспоминал сам Андреев, всю ночь ему снились исключительно акулы.
Однако работа есть работа, и на следующий день парашютист, одетый в испытательный костюм, выполнил прыжок. Вместе с ним должна была приводниться резиновая лодка, привязанная к нему шнуром.
Однако всё пошло наперекосяк. Лодку унесло сильным ветром, причём шнур, соединявший её с парашютистом, вырвал деталь из костюма Андреева. Ледяная вода стала попадать внутрь спасательного костюма, который потерял плавучесть. С огромным трудом Андрееву удалось надуть ворот костюма, оставшись на плаву.

 

Но сам парашютист признавался, что всё это ему казалось мелочами на фоне возможной «акульей угрозы». Однако обошлось — прилетевший вертолёт благополучно забрал испытателя.
По примеру Маресьева
Испытания катапультных кресел и другого оборудования таили для парашютистов немало опасностей. Во время одного из катапультирований со скоростного бомбардировщика, которое сам Андреев считал не очень сложным, парашютист сразу после покидания кабины самолёта почувствовал дикую боль. Падение шло нештатно, и он вдруг увидел свою правую ногу, которая лежала горизонтально на потоке воздуха под углом девяносто градусов к туловищу, словно посторонний предмет.
Каким-то невероятным образом травмированному испытателю удалось совершить относительно мягкую посадку. Как выяснилось потом, в момент отделения в его бедро ударило кресло. Травма была чудовищной — нога превратилась в кровавое месиво, 16 сантиметров кости были раздроблены на мелкие кусочки.
Врачи Института имени Склифосовского вынесли вердикт: ампутация! Но 27-летний парашютист настаивал — сохраните ногу, хочу вернуться в профессию. Совершить невозможное решилсяхирург Алексей Смирнов, который вместе с коллегами два месяца «склеивал» искалеченную кость по кусочкам. Ещё год ушёл на реабилитацию, после чего Андреев предстал перед медкомиссией.
Члены комиссии, изучив медицинские документы, объявили: служить будешь, но никаких прыжков.
И тогда Евгений Андреев поступил почти так же, как лётчик Алексей Маресьев, — решил наглядно показать комиссии свои возможности.
Из воспоминаний Евгения Андреева: «Смотрят врачи, головами качают. Нет, мол, друг, служить служи, но прыгать — прости. Ах так?! — думаю. Да как разбежался, сделал заднее сальто, на одной руке стойку зафиксировал… „Чёрт с тобой, — махнул рукой генерал, председатель комиссии. — Прыгай“».
После той страшной травмы одна нога парашютиста стала короче другой на 4 сантиметра. Но это не помешало ему совершать уникальные испытательные прыжки.

Почему коровы не любят парашютистов
Иногда у испытателей случались совершенно неожиданные проблемы при приземлении. Однажды группа, в которую входил Андреев, совершала прыжки на точность приземления в указанном районе. Приземляться предстояло на обыкновенный и не предвещавший никаких проблем луг.
Но когда парашютисты стали спускаться, выяснилось, что на месте приземления мирно пасётся стадо коров. И садиться испытателям пришлось прямо среди бурёнок.
Первый же парашютист сел на корову верхом. Он поспешил с неё соскочить, но тут на бедное животное опустился купол, накрыв его целиком. Корова, запаниковав, начала метаться, таща за собой не успевшего отстегнуться парашютиста. Через несколько минут на поле начался настоящий хаос. Коровы отчаянно мычали, парашютисты пытались собрать парашюты и выбраться из этого кошмара. И тут появился бык, явно намеревавшийся проучить незваных гостей.
Порядок восстановился лишь с появлением старика-пастуха, который отогнал быка, помог парашютистам выбраться и горько посетовал:  «Что ж вы, соколы, всю скотину мне разогнали?»

Эксперимент по заданию Королева

В начале 1960-х годов Евгений Андреев, как один из лучших парашютистов-испытателей, был включён в группу, работавшую над испытаниями средств спасения для первых советских космонавтов.
Уже после полёта Гагарина, осенью 1962 года, по заданию главного конструктора советской космической техники Сергея Королёва, было запланировано проведение эксперимента по прыжку с парашютом из «ближнего космоса» — с высоты в 25 000 метров.

         Человек со «Звезды». Как парашютист Андреев поставил секретный рекорд мира. Парашютисты, Прыжок с парашютом, Испытание, Герой Советского Союза, История, Прыжок из стратосферы, Космос, Длиннопост                                                                        Пётр Долгов — испытатель парашютной техники, полковник ВВС.

Секретный эксперимент получил название «Звезда». Его участниками были назначены Евгений Андрееви Пётр Долгов.
Долгову предстояло испытать парашютную автоматику собственной конструкции, которая должна раскрыть парашют сразу после прыжка. Он должен был совершать прыжок в специальном скафандре. Прыжок Андреева должен был осуществляться в обычном высотном противоперегрузочном костюме для лётчиков-истребителей. Ему предстояло пролететь в свободном падении около 24 километров, раскрыв купол лишь в километре от земли.
1 ноября 1962 года с полигона, расположенного под городом Вольском Саратовской области, поднялся стратостат «Волга», кабина которого имитировала спускаемый аппарат космического корабля «Восток». Перед подъёмом Долгова и Андреева подвергли десатурации — продувке лёгких кислородом, из крови был удалён азот, чтобы она при больших перепадах атмосферного давления не «закипела».
Подъём продолжался три часа 25 минут. За это время «Волга» достигла высоты 25 458 метров. По программе эксперимента, первым предстояло совершить прыжок Евгению Андрееву.

4 минуты 30 секунд

Из воспоминаний Евгения Андреева: «Я отстрелил крышку своего люка, через который мне предстояло катапультироваться, на прощание помахал Долгову, перевернулся на спину, чтобы теплоотдача была меньше, и — вперёд. До этого мне приходилось много прыгать ночью. И тем не менее небо поразило: густого, чернильного цвета, и звёзды — близко-близко. Покосился через плечо вниз, а там голубизна, ярко-оранжевое солнце… Красотища».
Свободное падение из «ближнего космоса» началось в 10:13. Андреев летел к земле спиной вниз, в положении, в котором крайне сложно управлять своим телом. Перевернуться удалось примерно на высоте 12 000 метров. Руки замёрзли так, что потеряли чувствительность, а стекло гермошлема оледенело. Пытаясь согреть руки, которые необходимы парашютисту в качестве рулей, Андреев сжимал и разжимал их, что привело к срыву в штопор. Но сжимания-разжимания дали эффект — вернувшаяся чувствительность в руках позволила парашютисту стабилизировать полёт.

      Человек со «Звезды». Как парашютист Андреев поставил секретный рекорд мира. Парашютисты, Прыжок с парашютом, Испытание, Герой Советского Союза, История, Прыжок из стратосферы, Космос, Длиннопост

       Человек со «Звезды». Как парашютист Андреев поставил секретный рекорд мира. Парашютисты, Прыжок с парашютом, Испытание, Герой Советского Союза, История, Прыжок из стратосферы, Космос, Длиннопост                               Картины Вадима Окладникова. Петр Иванович Долгов  и Евгений Николаевич Андреев

Внезапно Андреева резко тряхнуло — сработавшая автоматика выпустила парашют. Вскоре он благополучно приземлился.
В свободном падении Евгений Андреев провёл 4 минуты 30 секунд, пролетев за это время вниз 24 500 метров.

«Только он не вернулся из боя…»

Оказавшись на земле, парашютист первым делом посмотрел в небо — там был заметен купол парашюта Петра Долгова. Казалось, прыжок второго испытателя тоже идёт по плану.
Техника действительно не подвела, но напарник Андреева приземлился уже мёртвым.
Специалисты, разрабатывавшие программу эксперимента «Звезда», не учли одного нюанса — на высоте свыше 25 километров кабине стратостата необходимо было больше времени для того, чтобы в условиях разреженного воздуха прийти в состояние стабильности после прыжка Андреева.
Пётр Долгов начал выполнение задания во время, предусмотренное планом эксперимента. Но в этот момент кабина ещё продолжала раскачиваться. Из-за этого при выходе из кабины Долгов ударился гермошлемом о маленький штырь в проёме люка. Штырь пробил в гермошлеме отверстие 9×16 мм. Испытатель погиб в результате разгерметизации.

        Человек со «Звезды». Как парашютист Андреев поставил секретный рекорд мира. Парашютисты, Прыжок с парашютом, Испытание, Герой Советского Союза, История, Прыжок из стратосферы, Космос, Длиннопост

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1962 года за мужество и героизм, проявленные при испытании парашютной техники, Евгению Андрееву было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Такой же награды посмертно был удостоен Пётр Долгов.
Евгений Андреев завершил военную службу в звании полковника, а в 1985 году стал одним из первых в стране, кому было присвоено звание «Заслуженный парашютист-испытатель СССР». Андреев получил нагрудный знак под номером 3.

Человек со «Звезды». Как парашютист Андреев поставил секретный рекорд мира. Парашютисты, Прыжок с парашютом, Испытание, Герой Советского Союза, История, Прыжок из стратосферы, Космос, Длиннопост

До рекорда Феликса Баумгартнера его предшественник не дожил. Евгений Николаевич Андреев умер 9 февраля 2000 года в возрасте 73 лет. Он похоронен на кладбище села Леониха Щёлковского района Подмосковья.

Человек со «Звезды». Как парашютист Андреев поставил секретный рекорд мира. Парашютисты, Прыжок с парашютом, Испытание, Герой Советского Союза, История, Прыжок из стратосферы, Космос, Длиннопост

   П.И. Долгов похоронен он на Воинском кладбище недалеко от станции "Чкаловская",в черте города Щёлково, Московской области.                   Московская область, г. Щёлково, Воинское кладбище недалеко от станции "Чкаловская", Могила П.И. Долгова (Фото Андрея Симонова)                                                                                                              

                                                                                                                  © Андрей Сидорчик