Скифы

Скифы

                                                         ДРЕВНИЕ СКИФЫ: ИХ ИСТОРИЯ, РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА

  • Скифы, видео

    Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок). 

  • В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

    Где жили скифы 

  • Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

  • Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

    Карта археологических находок скифов

    Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

    Происхождение скифов

  • На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды древнегреческого историка Геродота.
  • По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

    Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

    Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

  • Мифы о происхождении скифов

    Ге­род­от со­об­ща­ет о трёх ска­за­ни­ях о про­ис­хож­де­нии ски­фов:

     

    5. По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена.

    Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: ЛипоксайАрпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

    6. Пер­вым уви­дел эти вещи стар­ший брат. Едва он по­до­шёл, чтобы под­нять их, как зо­ло­то за­пы­ла­ло. Тогда он от­сту­пил, и при­бли­зил­ся вто­рой брат, и опять зо­ло­то было объ­ято пла­ме­нем. Так жар пы­ла­ю­ще­го зо­ло­та ото­гнал обоих бра­тьев, но, когда по­до­шёл тре­тий, млад­ший, брат, пламя по­гас­ло, и он отнёс зо­ло­то к себе в дом. По­это­му стар­шие бра­тья со­гла­си­лись от­дать цар­ство млад­ше­му. Так вот, от Ли­по­кса­и­са, как го­во­рят, про­изо­шло скиф­ское племя, на­зы­ва­е­мое ав­ха­та­ми, от сред­не­го брата — племя ка­ти­а­ров и трас­пи­ев, а от млад­ше­го из бра­тьев — царя — племя па­ра­ла­тов. Все пле­ме­на вме­сте на­зы­ва­ют­ся ско­ло­та­ми, то есть цар­ски­ми. Эл­ли­ны же зовут их ски­фа­ми.

    7. Так рас­ска­зы­ва­ют скифы о про­ис­хож­де­нии сво­е­го на­ро­да. Они ду­ма­ют, впро­чем, что со вре­мён пер­во­го царя Тар­ги­тая до втор­же­ния в их землю Дария про­шло как раз толь­ко 1000 лет. Упо­мя­ну­тые свя­щен­ные зо­ло­тые пред­ме­ты скиф­ские цари тща­тель­но охра­ня­ли и с бла­го­го­ве­ни­ем по­чи­та­ли их, при­но­ся еже­год­но бо­га­тые жерт­вы. Если кто-ни­будь на празд­ни­ке за­снёт под от­кры­тым небом с этим свя­щен­ным зо­ло­том, то, по мне­нию ски­фов, не про­жи­вёт и года. По­это­му скифы дают ему столь­ко земли, сколь­ко он может за день объ­е­хать на коне. Так как земли у них было много, то Ко­лак­са­ис раз­де­лил её, по рас­ска­зам ски­фов, на три цар­ства между сво­и­ми тремя сы­но­вья­ми. Самым боль­шим он сде­лал то цар­ство, где хра­ни­лось (не до­бы­ва­лось) зо­ло­то. В об­ла­сти, ле­жа­щей ещё даль­ше к се­ве­ру от земли ски­фов, как пе­ре­да­ют, нель­зя ни­че­го ви­деть и туда невоз­мож­но про­ник­нуть из-за ле­та­ю­щих пе­рьев. И дей­стви­тель­но, земля и воз­дух там полны пе­рьев, а это-то и ме­ша­ет зре­нию.

    8. Так сами скифы рас­ска­зы­ва­ют о себе и о со­сед­них с ними се­вер­ных стра­нах. Эл­ли­ны же, что живут на Понте, пе­ре­да­ют иначе. Ге­ракл, гоня быков Ге­ри­о­на (чаще — коров), при­был в эту тогда ещё необи­та­е­мую стра­ну (те­перь её за­ни­ма­ют скифы). 

    Ге­ри­он же жил да­ле­ко от Понта, на ост­ро­ве в Оке­ане у Гадир за Ге­рак­ло­вы­ми Стол­па­ми (ост­ров этот эл­ли­ны зовут Эри­фи­ей). Океан, по утвер­жде­нию эл­ли­нов, течёт, на­чи­ная от вос­хо­да солн­ца, во­круг всей земли, но до­ка­зать этого они не могут. От­ту­да-то Ге­ракл и при­был в так на­зы­ва­е­мую те­перь стра­ну ски­фов. Там его за­ста­ли непо­го­да и холод. За­ку­тав­шись в сви­ную шкуру [тут ошиб­ка, ис­ход­но шкура была львиной], он за­снул, а в это время его упряж­ные кони (он пу­стил их па­стись) чу­дес­ным об­ра­зом ис­чез­ли.

    9. Про­бу­див­шись, Ге­ракл ис­хо­дил всю стра­ну в по­ис­ках коней и, на­ко­нец, при­был в землю по имени Гилея. Там в пе­ще­ре он нашёл некое су­ще­ство сме­шан­ной при­ро­ды — по­лу­де­ву, по­луз­мею (Бо­ги­ня со зме­я­ми, ро­до­на­чаль­ни­ца ски­фов, из­вест­на по ряду ан­тич­ных изоб­ра­же­ний). Верх­няя часть ту­ло­ви­ща от яго­диц у неё была жен­ской, а ниж­няя — зме­и­ной.

    Уви­дев её, Ге­ракл с удив­ле­ни­ем спро­сил, не ви­да­ла ли она где-ни­будь его за­блу­див­ших­ся коней. В ответ жен­щи­на-змея ска­за­ла, что кони у неё, но она не от­даст их, пока Ге­ракл не всту­пит с ней в лю­бов­ную связь. Тогда Ге­ракл ради такой на­гра­ды со­еди­нил­ся с этой жен­щи­ной. Од­на­ко она мед­ли­ла от­да­вать коней, желая как можно доль­ше удер­жать у себя Ге­рак­ла, а он с удо­воль­стви­ем бы уда­лил­ся с ко­ня­ми. На­ко­нец, жен­щи­на от­да­ла коней со сло­ва­ми: «Коней этих, при­шед­ших ко мне, я со­хра­ни­ла для тебя; ты отдал те­перь за них выкуп. Ведь у меня трое сы­но­вей от тебя. Скажи же, что мне с ними де­лать, когда они под­рас­тут? Оста­вить ли их здесь (ведь я одна вла­дею этой стра­ной) или же ото­слать к тебе?». Так она спра­ши­ва­ла. Ге­ракл же от­ве­тил на это: «Когда уви­дишь, что сы­но­вья воз­му­жа­ли, то лучше всего тебе по­сту­пить так: по­смот­ри, кто из них смо­жет вот так на­тя­нуть мой лук и опо­я­сать­ся этим по­я­сом, как я тебе ука­зы­ваю, того оставь жить здесь. Того же, кто не вы­пол­нит моих ука­за­ний, ото­шли на чуж­би­ну. Если ты так по­сту­пишь, то и сама оста­нешь­ся до­воль­на и вы­пол­нишь моё же­ла­ние».

    10. С этими сло­ва­ми Ге­ракл на­тя­нул один из своих луков (до тех пор ведь Ге­ракл носил два лука). Затем, по­ка­зав, как опо­я­сы­вать­ся, он пе­ре­дал лук и пояс (на конце за­стеж­ки пояса ви­се­ла зо­ло­тая чаша) и уехал. Когда дети вы­рос­ли, мать дала им имена. Од­но­го на­зва­ла Ага­фир­сом, дру­го­го Ге­ло­ном, а млад­ше­го Ски­фом. Затем, помня совет Ге­рак­ла, она по­сту­пи­ла, как велел Ге­ракл. Двое сы­но­вей — Ага­фирс и Гелон не могли спра­вить­ся с за­да­чей, и мать из­гна­ла их из стра­ны. Млад­ше­му же, Скифу, уда­лось вы­пол­нить за­да­чу, и он остал­ся в стране. От этого Скифа, сына Ге­рак­ла, про­изо­шли все скиф­ские цари. И в па­мять о той зо­ло­той чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это толь­ко и сде­ла­ла мать на благо Скифу).

    11. Су­ще­ству­ет ещё и тре­тье ска­за­ние (ему я сам боль­ше всего до­ве­ряю). Оно гла­сит так. Ко­че­вые пле­ме­на ски­фов оби­та­ли в Азии. Когда мас­са­ге­ты вы­тес­ни­ли их от­ту­да во­ен­ной силой, скифы пе­ре­шли Аракс и при­бы­ли в ким­ме­рий­скую землю (стра­на, ныне на­се­лён­ная ски­фа­ми, как го­во­рят, из­д­рев­ле при­над­ле­жа­ла ким­ме­рий­цам). С при­бли­же­ни­ем ски­фов ким­ме­рий­цы стали дер­жать совет, что им де­лать пред лицом мно­го­чис­лен­но­го вра­же­ско­го вой­ска. И вот на со­ве­те мне­ния раз­де­ли­лись. Хотя обе сто­ро­ны упор­но сто­я­ли на своём, но по­бе­ди­ло пред­ло­же­ние царей. Народ был за от­ступ­ле­ние, по­ла­гая ненуж­ным сра­жать­ся с таким мно­же­ством вра­гов. Цари же, на­про­тив, счи­та­ли необ­хо­ди­мым упор­но за­щи­щать род­ную землю от за­хват­чи­ков. Итак, народ не внял со­ве­ту царей, а цари не же­ла­ли под­чи­нить­ся на­ро­ду. Народ решил по­ки­нуть ро­ди­ну и от­дать за­хват­чи­кам свою землю без боя; цари же, на­про­тив, пред­по­чли ско­рее лечь ко­стьми в род­ной земле, чем спа­сать­ся бег­ством вме­сте с на­ро­дом. Ведь царям было по­нят­но, какое ве­ли­кое сча­стье они из­ве­да­ли в род­ной земле и какие беды ожи­да­ют из­гнан­ни­ков, ли­шён­ных ро­ди­ны. При­няв такое ре­ше­ние, ким­ме­рий­цы раз­де­ли­лись на две рав­ные части и на­ча­ли между собой борь­бу. Всех пав­ших в бра­то­убий­ствен­ной войне народ ким­ме­рий­ский по­хо­ро­нил у реки Ти­ра­са (мо­ги­лу царей там можно ви­деть ещё и по­ныне). После этого ким­ме­рий­цы по­ки­ну­ли свою землю, а при­шед­шие скифы за­вла­де­ли без­люд­ной стра­ной.

    12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули вглубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

    — Геродот, История, 1972, Кн. 4. Мельпомена

    »

    Ге­род­от за­фик­си­ро­вал также ле­ген­ды о про­ис­хож­де­нии скифов. В одной из них утвер­жда­лось, что скифы по­яви­лись на своей земле (как пер­вый её народ) за ты­ся­чу лет до на­ше­ствия Дария (в се­ре­дине II ты­ся­че­ле­тия до н. э.) и что они были свя­за­ны с Дне­пром, по­сколь­ку их пер­во­пре­док Тар­ги­тай счи­тал­ся сыном Зевса и нимфы — до­че­ри Бо­ри­сфе­на (Дне­пра).

    Дру­гая ле­ген­да, ко­то­рую рас­ска­за­ли Ге­род­о­ту греки, от­но­си­ла про­ис­хож­де­ния ски­фов до Ни­зо­вья Дне­пра, по­то­му что пер­вым скиф­ским царём был Скиф — сын Ге­рак­ла и де­вы-Ехид­ны, ко­то­рая жила в Гилеи.

    Обе ле­ген­ды ин­те­рес­ны тем, что пер­вая рас­ска­зы­ва­ет о ски­фах-зем­ле­дель­цах (их сим­во­ла­ми были плуг, ярмо, се­ки­ра, чаша), а вто­рая — о степ­ных скотоводах, сим­во­ла­ми ко­то­рых на­зва­ны лук, пояс, чаша.

    На се­год­ня во­прос про­ис­хож­де­ния ски­фов окон­ча­тель­но не решен. Как пра­ви­ло, ссы­ла­ясь на то, что ос­нов­ной ком­плекс ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры ски­фов — Степи — был ино­род­ным мест­ным тра­ди­ци­ям, степ­ных ски­фов счи­та­ют приш­лы­ми. При этом учи­ты­ва­ют со­об­ще­ние Ге­род­о­та и Ари­стея о при­хо­де ски­фов из Азии.

    Племена Скифии

    Крым во II веке до н. э.      Скифы в Крыму      Боспорское царство      Языги      Роксоланы      Сираки      Меоты      Тавры

  • Крым во II веке до н. э.     Скифы в Крыму   B- Боспорское царство   J-  Языги   R-  Роксоланы  Sr-   Сираки   M-  Меоты    T- Тавры

    Ос­нов­ная тер­ри­то­рия рас­се­ле­ния ски­фов — степи между ниж­ним те­че­ни­ем Дуная и Дона, вклю­чая степ­ной Крым и рай­о­ны, при­ле­га­ю­щие к Се­вер­но­му При­чер­но­мо­рью. Се­вер­ная гра­ни­ца неяс­на. Скифы раз­де­ля­лись на несколь­ко круп­ных пле­мён. По со­об­ще­нию Ге­род­о­та, гос­под­ству­ю­щи­ми были цар­ские скифы — самое во­сточ­ное из скиф­ских пле­мён, гра­ни­ча­щее по Дону с сав­ро­ма­та­ми, за­ни­ма­ли также степ­ной Крым. За­пад­нее их жили ски­фы-ко­чев­ни­ки, а ещё за­пад­нее, на ле­во­бе­ре­жье Дне­пра — ски­фы-зем­ле­дель­цы. На пра­во­бе­ре­жье Дне­пра, в бас­сейне Юж­но­го Буга, близ го­ро­да Оль­вия оби­та­ли кал­ли­пи­ды, или эл­ли­но-ски­фы, се­вер­нее их — ала­зо­ны, а ещё се­вер­нее — ски­фы-па­ха­ри.

    В степи к во­сто­ку от Бо­ри­сфе­на (Дне­пра), в ГЕРОС (Мо­лоч­ной) жили ски­фы-ко­чев­ни­ки , а даль­ше — до Мео­ти­ды (Азов­ско­го моря) и Та­наи­са (Дона) и в Степи Крыму — цар­ские скифыНа се­ве­ро-во­сто­ке от Дне­пра- ан­дро­фа­ги и ме­лан­х­ле­ны . Со­се­дя­ми ски­фов в то время, как по­ла­га­ют, были: к югу от Дуная — фра­кий­цы , в Кар­па­тах- ага­фир­сы , на Пра­во­бе­реж­ном По­ле­сье — неври , на Ле­во­бе­реж­ном По­лис­си- ме­лан­х­ле­ны , на во­сток за До­ном- сав­ро­ма­ты , в Сред­нем и Верх­нем По­до­нье — бу­ди­ны и ге­ло­ны , в гор­ном Крыму — тавры .

    В ан­тич­ных ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ет­ся целый ряд дру­гих пле­мён, оби­тав­ших в Ски­фии или со­пре­дель­ных тер­ри­то­ри­ях, как род­ствен­ных ски­фам, так и ино­языч­ных: бо­рус­киага­фир­сыабииге­ло­ныневры (нер­вии), ари­мас­пыфис­са­ге­тыииркибу­ди­ныме­лан­х­ле­ныав­ха­ты (ли­по­ксаи), ка­ти­а­ры (ар­пок­саи), трас­пии (ар­пок­саи), па­ра­ла­ты (ко­лок­саи, ско­ло­ты), ис­се­до­нытаврыар­гип­пеиан­дро­фа­ги.

    История скифов

    Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

    В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

  • Скифы

    Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов. 

Руины столицы скифов в Симферополе

Принято считать, что Симферополь сравнительно молодой город, основанный согласно указу Екатерины II в 1784 году. Однако, на территории современной столицы Крыма располагалось гораздо более древнее поселение, которое являлось новой столицей скифского государства - Неаполь Скифский, руины которого мы можем лицезреть и по сей день.

Визитная карточка Неаполя - мавзолей царя Скилура. Фото автора                                           Визитная карточка Неаполя - мавзолей царя Скилура. Фото автора

Крымская столица скифов

Точная дата основания города учёным неизвестна, считается, что поселение было заложено ещё в III веке до нашей эры. Примечательным фактом является то, что это по счёту была вторая крымская столица Скифии, ведь неспроста древние греки и прозвали вторую скифскую столицу - Неаполь, то есть "новый город".

  • Культура скифов

    Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

    скифы

    Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

  • К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

    Обычаи скифов

    В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

    Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

    Искусство скифов

    Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

    Скифское ожерелье

    Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

    Искусство скифов

    Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

    скифское звериное искусство

    Военное дело скифов                              Бой славян со скифами (В. М. Васнецов)

  • Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

    Скифы в бою

    Религия скифов

    В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

    Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

    Скифы, видео

    И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

    Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.