Крещение Руси

    Крещение Руси: величайшая точка бифуркации в истории

«Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?
Они же рассуждали между собою:
если скажем: «с небес», то Он скажет нам:
«почему же вы не поверили ему?»
(Евангелие от Матфея 21:25)


«Не секрет и то, что губернатор Пензенской области Иван Белозерцев лично патронирует обе стройки, выезжая периодически на каждую из них, понимая, что духовное единение россиян, пусть и исповедующих разные религиозные взгляды, это одно из ключевых системообразующих звеньев России, делающих нацию – Нацией, а не географической территорией центробежных негативных процессов». Забавная фотография и еще более забавная подпись. Вот ведь какой был хороший губернатор. Вопросами духовного единения россиян занимался. А что выяснилось потом? Так что вывод один: ни люди, ни народы, ни государства, ни даже религии судьбы своей не знают!

Крещение Руси: величайшая точка бифуркации в истории
Поход на Царьград Аскольда и Дира из Радзивилловской летописи, XV век.

История великих событий. Начну с того, что мне очень понравился начатый Эдуардом Ващенко цикл, посвященный истории Древней Руси. Но тема эта поистине необъятная, так что о каких-то событиях он рассказывает более подробно. Какие-то лишь упоминает. Поэтому с его любезного разрешения я позволил себе вклиниться в его тему и чуть более подробно рассказать, во-первых, о первом крещении Руси, а во-вторых – о глобальных последствиях этого события, ставшего едва ли не самой значимой точкой бифуркации (метаморфозы) в истории человечества.

Первое крещение Руси

Ну, а теперь можно и написать, что христианство на Руси стало известно еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году.

Речь идет о так называемом первом Крещение Руси, состоявшемся за 100 с лишним лет до этого события, а именно еще в IX веке.
Как оно произошло?
Да очень просто: обращение в христианство являлось традиционной византийской практикой в отношении с народами-язычниками, доставлявшими империи неприятности. В том же IX веке византийцы попытались христианизировать Великую Моравию (862) и Болгарию (864–920), так что Русь, возможно, была первой, но и не последней на этом пути.
Русы напали на Константинополь в 860 году, после чего Константинопольский патриарх Фотий I отправил своих миссионеров в Киев, где они сумели окрестить Аскольда и Дира, и даже некоторое количество их приближенных.

Впрочем, есть сообщения о том, что первое крещение Руси имело место позднее, во времена правления Василия I (867–886) и патриарха Игнатия (867–877). Но в любом случае, именно Аскольдово крещение стало первым на Руси, а крещение Владимира всего лишь вторым, хотя и, безусловно, более значимым.


«Великий князь Владимир выбирает веру». Иван Эггинк (1787–1867). 1822. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Второе крещение Руси

«Повесть временных лет» рассказывает о том, что князь Владимир устроил своеобразное «испытание вер», что сначала в 986 году к нему прибыли послы из Волжской Булгарии, предлагавшие ему ислам.  

Затем послы из Рима, сулившие католичество, но и они были отвергнуты. Иудеи из Хазарии также получили княжеское «нет» по той простой причине, что Хазария была разгромлена отцом Владимира Святославом, к тому же у иудеев не оказалось собственной земли. Понятно, что такая религия была просто выше понимания киевского князя.
Тут-то на Русь и прибыл византиец, за мудрость названный философом. Слова его о вере запали в душу Владимиру. Но, будучи недоверчивым от природы, он отправил «бояр» в Константинополь посмотреть на то, как совершаются обряды по вере византийцев. И те, вернувшись, очень его обрадовали:
«Не ведали, где мы есть – на небе или на земле».

Вот так и получилось, что Владимир свой выбор сделал в пользу христианства греческого образца.
О последствиях сделанного князем в 1930 году в книге «Церковь и идея самодержавия в России» было сказано так:
«Принесённое к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нём звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само, пьянствуя и подхалимствуя, древнерусское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой – проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского – тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами».

На этом воспитывались поколения советской молодежи, но потом отношение к реформе веры в том же СССР претерпело серьезную перемену. В частности, в 1979 году в «Пособии по истории СССР для подготовительных отделений вузов» сказано об этом событии было уже так:
«Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским народам <…> Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры».

Как видите, время смягчало нравы не только буйных воинов Владимира, но и советских коммунистов-пропагандистов от исторической науки.
Впрочем, несомненно, что Русь актом крещения в «греческую веру» была вовлечена в ареал так называемый «Византийской цивилизации». Он обеспечил древнерусскому обществу возможность доступа к плодам тысячелетнего развития многих наук, познакомил с неведомой дотоле античной философией, римским правом. А уж Русь, оглядываясь на греков, создала собственные властные институты, ориентируясь на европейское сообщество, начиная с государственного устройства и епископата, вплоть до школы и суда.
Патриарх Фотий в послании к восточным патриархам (ок. 867) еще ранее сообщал:
«…Даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, …вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И… приняли они у себя епископа и пастыря, и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды».

И впрямь, дерзновения и жесточи убыло. В «Повести…» говорится, что Владимир после крещения стал совсем другим. Куда девался прежний блудодей и насильник? Размножились на Руси разбойники… «Что не казнишь их? – спрашивают князя. Тот отвечает: «Греха боюсь!»
Сейчас трудно, а подчас и просто невозможно, вычленить из наших летописей и позднейшие вставки, и прямые заимствования из Библии. Какие, например, попали даже в описание Куликовской битвы. В любом случае, вне всякого сомнения, принятие христианства привело к смягчению нравов наших предков и знакомству с культурой народов, с которыми русам до этого приходилось лишь только воевать. Кстати, обогащение это носило характер взаимный…
Ведь Русь трижды подвергала осаде Константинополь – в 860 (866), 907 и также в 941 годах.

Однако после крещения нападения с севера прекратились. Интересно также, что в честь чудесного избавления их столицы от осады русов в 860 году византийцами был учрежден праздник Покрова Пресвятой Богородицы, заступившей город от врага.
И… если сегодня этот праздник греками практически забыт, то у нас в России он до сих пор почитается великим и торжественно отмечается верующими. В его честь построен и знаменитый храм Покрова на Нерли. Но самое-то удивительное заключается в том, что для наших предков эта битва под стенами Константинополя закончилась… поражением. Так что, пожалуй, лишь два народа в мире (русские и испанцы) отмечают свое военное поражение как праздник! Что, опять-таки, говорит лишь об одном – время стирает из людской памяти очень многое. Да еще и то, что худое может обернуться к добру, а добро – к худу.


Карта современного расположения религиозных культов на планете

Но давайте подумаем, так, в порядке «упражнения для мозга», а что было бы, если бы князь Владимир не поддался на тонкий пиар византийцев, которые завели посольство его «боляр» («детей леса») в храм Святой Софии и позволили присутствовать при богослужении, а был бы малость «пограмотнее», поумнее и ориентировался бы на некоторые иные «дивиденды» от крещения? Что было бы тогда?

Первая гипотеза

Для начала посмотрим, что могло быть – прими он мусульманскую веру? Тогда Русь стала бы форпостом мусульманской религии в Европе. Ей на столетия раньше открылись бы учения Аль-Бируни, Авиценны, поэзия Фирдоуси, рифмованная проза Абу Бакра аль-Хорезми, узнала бы, кто такие Джамиль и Бусайна, Меджнун и Лейла, Кайс и Лубне.

Страну покрыли бы прекрасные мечети и удобные караван-сараи. Естественно, мосты строили бы каменные, как и здания. А все потому, что границу нужно укреплять.
Конечно, имели бы место жестокие войны с христианами. Но зато и Испания была бы мусульманской! Войны на два фронта христианская Европа бы не выдержала. Посмотрите на карту распространения мусульманской религии, если бы она была принята Владимиром. Выбран самый щадящий христиан вариант. И тем не менее – сколько на ней зеленого цвета?


Карта гипотетического распространения мусульманской религии

В руках современных мусульман были бы практически неисчерпаемые запасы нефти и газа. Вся Индия с ее богатствами, Северная и Центральная Африка – колоссальные запасы кофе и чая, ценной древесины, алмазы, изумруды, золото. Могущество союза мусульманских стран было бы исключительно велико. А христианскими были бы обе Америки, Европа и некоторые другие территории. То есть мир был бы типично биполярным, но с главенством одной могущественной религии.
Вторая гипотеза

Ну, а если бы Владимир выбрал католичество, то ситуация поменялась бы на диаметрально противоположную.


Карта гипотетического распространения христианства

На этой карте все христианские страны залиты красным. И видно, что могущество объединенных одной верой держав было бы крайне велико. Конфликты? Да, они бы тоже были. Но они были бы между «братьями по вере». Реформация? Да, она бы тоже началась. И распространилась бы значительно шире. В том числе и на Россию, что при трудолюбии нашего народа принесло бы фантастические результаты. Вышел бы и в этом случае классический биполярный мир. То есть достаточно устойчивая и стабильная социальная система. Огромные территориальные и людские ресурсы России и в том, и в другом случае, брошенные на чашу весов во взаимоотношениях «братьев по вере», имели бы, безусловно, решающее значение.

Что вышло

Не так у нас сегодня. Из-за того, что Владимир выбрал веру Византии, страны достаточно слабой, зажатой между католиками и мусульманами, он выиграл независимость своего престола, хотя культурного подчинения все равно не избежал.
И вышло, что в союзниках у нас по вере болгары, сербы, македонцы, греки… Народы, государства которых очень слабы. На их помощь нам рассчитывать не приходилось и не приходится.
Мы стали третьей стороной в этом мире. Третьей силой, которой до конца не доверяют ни западные христиане, ни мусульмане.
Грубо говоря, мы для всего мира что «навоз в проруби. И тонуть не тонет, и плавает не так, чтобы шибко!» Это провоцирует страны одной веры и культуры на оказание на Россию постоянного давления. Что, конечно, жизни нам не облегчает.
А сюзников по вере у нас, по сути, в этом мире нет!
Так что всего лишь одно решение князя Владимира изменило сегодня весь геополитический расклад балансов и интересов. Поставило человечество на грань тотальной ядерной войны и полного уничтожения. Знай он, что последствия его решения будут таковы, уж, наверное, он поступил бы иначе…

P. S. Красота во имя веры

А сейчас мы посмотрим на созданную человеческими руками красоту во имя веры. Рассмотрим культовые здания разных стран мира, как снаружи, так и изнутри…
Все фотографии в разные годы сделаны автором


Собор св. Петра в Риме. Почему-то издали он совсем не впечатляет…


Собор св. Михаила в Каркассоне
Собор в Брно виден из любой точки города


Собор св. Стефана в Будапеште


Служба в этом соборе
Интересно, что в этот собор пускали даже в шортах…


Готический свод собора в Барселоне. Снаружи удушающая жара, а внутри… прохлада


Пучки колонн и вот эти каменные своды производят очень сильное впечатление


Витражные окна являются характерной особенностью всех готических соборов


В некоторых местах готические соборы строили из кирпича. Один из соборов города Вроцлава


Собор св. Марии Жиронской – самый большой собор в Европе после собора св. Петра в Риме


Его алтари...


Фигурки людей показывают масштаб этого поистине огромного сооружения


Епископский дворец Жироны сегодня превращен в музей церковной утвари и принадлежностей. Например, там можно увидеть вот этот золотой реликварий


Ларец из кости и серебра для святых даров


Массивный серебряный подсвечник. Можно себе представить, сколько серебра находилось и находится в культовых зданиях христианской религии


Все знают этот собор в Барселоне и его создателя – Антонио Гауди


А вот этот собор стоит на площади в Загребе – столице Хорватии, и у него уникальная и очень красивая кровля


Самый настоящий греческий храм. Но на самом деле это католический собор в городе Эгер


А так он выглядит внутри


Купола собора св. Марка в Венеции


Вид одного из них изнутри


Кружевной декор собора св. Марка


Православная церковь Х века в городке Паралимни на Кипре


Ее внутренний вид


Очень даже современный храм в Париже у заставы Порт-д'Орлеан


А это очень современный Свято-Троицкий православный собор в VII округе Парижа, освященный в 2016 году


Строящийся Спасский собор в Пензе


Внутренний вид собора во время строительства


А вот так он выглядел пару месяцев назад
 


Иконостас уже стоит, но еще не закончен


Площадь перед собором немного неровная, но таков уж здесь рельеф местности


А это еще одно новое культовое здание Пензы: соборная мечеть. Первоначально мечеть планировали открыть в 2013 году – к 350-летию Пензы. Однако строительство затянулось…

                                                                                                                 Автор:  Вячеслав Шпаковский