РПКСН " Борей "

 

                «Бореи»: не останавливаться на достигнутом


Источник: forum.militaryparitet.com
В материале на тему строительства новых подводных лодок для российского флота Ура тем, кто сдал «Казань» было высказано несколько соображений на тему того, как вообще должно по идее развиваться это направление. Приятно сообщить, что появилась информация о том, что атомные стратегические подводные лодки класса «Борей» будут выпускать и после того, как флот получит законтрактованные десять кораблей.
Член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, член Морской коллегии при правительстве Владимир Поспелов в интервью РИА «Новости» сообщил, что Россия может продолжить строительство «Бореев» после 2030 года.
Здесь, конечно, несколько напрягает слово «может». Потому что Россия может продолжить строить подводные ракетоносцы, а может не продолжать. Элемент подвешенности ситуации все-таки присутствует. Но мы будем исходить из того, что «может» - значит «будет».
На самом деле 2030 год – это очень важная веха для флота. Это последний рубеж эксплуатации и последующий вывод из состава флота атомных подводных лодок советской постройки. Речь идет о проектах 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», которые после 2030 года отправятся на утилизацию.

Из 14 лодок проекта 667БДР в строю на сегодняшний день осталась только одна. В составе ТОФ служит К-44 «Рязань», находящаяся в строю с 1982 года. «Всего» 39 лет. А с перспективой вывода из состава флота – и все 48.
С «Дельфинами» все проще и сложнее одновременно. Спускали на воду их позже, чем «Кальмаров», с 1984 по 1990 годы, по одной лодке в год. К-64 «Подмосковье» была переоборудована в носитель малых подводных лодок специального назначения, остальные шесть служат, пройдя череду ремонтов и перевооружений с Р-29РМ на более современные Р-29МУ2 «Синева» и Р-29МУ2.1 «Лайнер».

То есть, на момент «Рубикона» в 2030 году лодкам будет от 46 до 40 лет. Прямо скажем – возраст предельный. И рисковать, продолжая использовать лодки, пусть и вооруженные современным оружием, не стоило бы. Это реально опасно.
И давайте посмотрим правде в глаза – мы должны иметь возможность строить новые лодки взамен старых. По крайней мере, если уж совсем станет никак в плане финансов, у нас в государстве волею судьбы есть человек, способный одолжить у друзей. Все-таки в нашем случае не на Олимпиаду, а на более важное дело. Так что…
Так что действительно, есть ли смысл останавливаться на десяти «Бореях»? Конечно, нет. У нас есть один основополагающий документ, а именно Договор СНВ-3. Ограничивающий стратегические наступательные вооружения, которые составляют вооружение «Борея», «Кальмара», «Дельфина».
Что говорит буква Договора СНВ-3?
Договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу (договор ратифицирован в 2010 году) и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: - -- 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ);
- 1 550 единиц для боезарядов на них;
- 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ.
Договор ввел понятие «неразвернутые» носители и ПУ, то есть, не находящиеся в боевой готовности, а используемые для обучения или испытания, и не имеющие боеголовок (СНВ-1 и СНВ-2 охватывали ядерные боезаряды, размещенные на развернутых стратегических носителях).

Как видите, Договор СНВ-3 четко ограничивает количество ракет и зарядов, но совсем не ограничивает количество носителей (корабли, подводные лодки, самолеты) за исключением стратегических бомбардировщиков. Ту-95 и Ту-160 с нашей стороны и В-52, В-1 и В-2 с американской.
Значит, подводные лодки строить можно, а значит, нужно. Ибо Договор не делает разницы между ракетой, запущенной из наземной ПУ или шахты и с борта подводной лодки. Да, подводный ракетоносец стоит намного больше, чем наземная ПУ. Но и засечь его намного сложнее, чем наземную установку. А где располагаются шахтные пусковые установки, и так все давно знают.
А ракет у нас все равно меньше, чем у американцев. Так что согласно Договора СНВ-3 можно тихо и спокойно строить лодки, которые тихо и спокойно донесут ракеты до точки залпа. На некотором удалении от объектов уничтожения, но все равно, на много меньшей дистанции, чем наземные ПУ. Чтобы не то что сложнее было перехватить – невозможно. В упор.
«Борей», ракетоносец проекта 995А, в общем показал себя как очень удачный и – главное – дешевой лодкой. 23,2 миллиарда рублей (313 миллионов долларов) по сравнению с 47 миллиардами рублей у «Ясеня-М» проекта 885 (600 миллионов долларов).
В США, кстати, любят обсуждать тему последствий удара российского подводного крейсера ракетами «Булава». Уважаемое и по-своему объективное издание «We Are The Mighty» смоделировало ситуацию с одной российской подводной лодкой типа «Борей», которая, даже находясь к западу от Гавайев, может испарить Нью-Йорк.


Фото: ЦКБ МТ Рубин

Компьютеры американцев показали, что 96 боеголовок суммарной мощностью более 9 000 килотонн с 16 ракет «Булава» могут практически безнаказанно наделать весьма печальных (с американской точки зрения) дел на территории США.
И необязательно перезаряжать. В случае Третьей Мировой будет и негде, и незачем. Нью-Йорк стоит дороже 300 миллионов долларов. Не так ли?
А ведь «Борей» дойдет. Его не просто так обнаружить, а даже если и обнаружили, корабль более чем зубастый. Восемь торпедных аппаратов 533-мм, из которых можно запустить что угодно. Набор богатый: торпеды, ракето-торпеды, самоходные мины, противолодочные ракеты ПЛРК «Водопад», крылатые ракеты «Калибр-ПЛ», в общем, все что в аппарат можно загрузить – тем можно и шарахнуть.


На борт можно принять до 40 различных торпед и ракет.
Кроме того, на базе (в море не перезаряжаются) можно зарядить такие интересные вещи, как самоходный прибор гидроакустического противодействия (СГАПД) МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл». Несмотря на то, что калибр этих штуковин тоже 533-мм, заряжают их не в торпедные аппараты, а в специальные ПУ РЭПС-324 «Шлагбаум». Очень похожий на торпеду аппарат плывет под водой и рассказывает всем гидроакустическим станциям противника, что он очень большая и наглая подводная лодка. Маневрирует, меняет курс, глубину, ставит помехи. А потом, когда израсходует ресурс, просто пускает пузыри и уходит на дно.
Очень приятное впечатление производит картина наличия 10 «Бореев» в нашем флоте. Но еще лучше будет картина из 15 или 20 таких кораблей.
И вот почему.
Американцы совсем не дураки. Сегодня роль стратегических ракетоносцев у них играют 18 лодок типа «Огайо».

 Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа «Огайо»:
Габаритные размеры: длина — 170,7 м, ширина — 12,8 м, осадка — 11,1 м.
Водоизмещение — 16 746 т (подводное), 18 750 т (надводное).
Скорость подводного хода — 25 узлов.
Скорость надводного хода — 17 узлов.
Глубина погружения — 365 м (рабочая), 550 м (предельная).
Силовая установка: атомная, водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, две турбины по 30 000 л.с., два турбогенератора по 4 мВт, дизель-генератор мощностью 1,4 мВт.
Ракетное вооружение: 24 МБР Trident II D-5.
Торпедное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм, 10 торпед Мк-48.
Экипаж — 155 человек (140 матросов и 15 офицеров).

Первая была принята в строй в 1981 году, последняя – в 1996-м. И менять их планируют начиная с 2031 года. Фактически через 50 лет после того, как «Огайо» пошли в дело.
То есть, в США дело обстоит ну ничуть не лучше, чем у нас, а даже и похуже. У нас «Бореи» есть, а вот их «Колумбия» только разрабатывается. Разница между бумагой и волнами ощутимая.
И вот, начиная с 2031 года, США планируют построить и ввести в строй 12 лодок типа «Колумбия». А все 18 «Огайо» уйдут на покой.
Соответственно, у нас есть время на спокойную и планомерную замену «Акул», «Дельфинов» и «Кальмара» на «Бореи». Это не так сложно, как кажется, процесс освоен и идет. Надо просто его продлить.
«Трайдент-2», которыми планируется вооружать «Колумбии» - это очень неплохая ракета.

«Бореи»: не останавливаться на достигнутом
Источник: wikipedia.org

Мощная, быстрая, с РГЧ, но… Но она все-таки 1990 года. Наша «Булава» просто не может оказаться хуже, хотя бы потому, что ее разрабатывать начали в 1998 году, прекрасно зная, что представляет собой «Трайдент».
«Колумбия» может оказаться хорошей подводной лодкой, американцы умеют строить корабли, это факт. И «Трайдент-2» очередной итерации D-5 вполне серьезное оружие. 8 боеголовок по 475 килотонн, либо 14 боеголовок по 100 килотонн.
И этому надо что-то противопоставлять. Даже несмотря на то, что «Колумбия» будет нести 16 ракет вместо 24 у «Огайо», чем больше у нас будет «Бореев», тем лучше. Это как раз и есть то, что называют «ядерным сдерживанием».
192 ракеты на «Колумбиях» (а сейчас 432 на лодках «Огайо») лучше всего будут сдерживать 320 ракет «Булава» на 20 «Бореях».
А потому действительно, предпочтительнее не распылять силы на сомнительные проекты, а наращивать реальный щит и меч страны.
«Бореи» необходимо продолжать строить серийно. Те 10 подводных лодок надо считать первой серией, а за ней обязательно должна последовать вторая.
Мы не испугаем врага постройкой авианосца к 2055 году. Наши потенциальные противники вряд ли испугаются. А вот быстрое и неотвратимое возмездие из-под воды…

«Бореи» надо продолжать строить.

ТТХ лодки:
Экипаж – 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая –170 м;
Ширина наибольшая – 13,5 м;
Осадка корпуса средняя – 10 м;
Водоизмещение подводное – 24 000 т;
Водоизмещение надводное – 14 720 т;
Скорость подводного хода – 29 уз;
Скорость надводного хода – 15 уз;
Глубина погружения предельная –480 м;
Глубина погружения рабочая – 400 м;
Автономность плавания – 90 суток;
Вооружение – 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А – 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.

                                                                                                                        Автор:  Роман Скоморохов