ПВО НАТО в Европе
Система ПВО НАТО в Европе
После начала «Холодной войны» и образования Североатлантического Альянса перед странами, входящими в него, встал вопрос об обеспечении противовоздушной обороны объектов и воинских контингентов, находящихся в Западной Европе. В середине 50-х годов территория ФРГ, Бельгии, Дании, Нидерландов и Франции находилась в зоне досягаемости советских фронтовых бомбардировщиков Ил-28. Боевой радиус действия дальних бомбардировщиков Ту-4 позволял наносить ядерные и конвенционные бомбовые удары по всей территории Европы.
Тактико-технические характеристики самолета:
Разработчик - ОКБ Туполева;
Первый полет – 1947 год;
Начало серийного производства – 1947 год;
Длина самолета – 30,18 м;
Высота самолета – 8,95 м;
Размах крыла – 43,05 м;
Площадь крыла – 161,7 м2;
Колея шасси – 8,67 м;
Двигатели – 4 поршневых двигателя АШ-73ТК;
Мощность двигателя – 1770 кВт (2400 л.с);
Масса:
- пустого самолета – 32270 кг;
- нормальная взлетная 47500 кг;
- максимальная – 66000 кг;
Максимальная скорость полета – 558 км/ч;
Максимальная дальность полета – 6200 км;
Пробег – 1070 м;
Разбег – 960 м;
Практический потолок – 11200 м;
Экипаж – 11 человек
Вооружение:
- первоначально 10 х 12,7-мм пулеметов УБ, затем 10 х 20 мм пушек Б-20Э, позже 23-мм НС-23;
- бомбовая нагрузка – от 6000 до 8000 кг (от 6 до 8 ФАБ-1000).
Угроза для НАТОвских объектов в Европе ещё больше возросла после принятия на вооружение в СССР в 1954 году дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16.
Модификация | Ту-16 |
Размах крыльев, м | 33.0 |
Длина, м | 34.8 |
Высота, м | 10.4 |
Площадь крыла, м2 | 164.65 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 37200 |
нормальная взлетная | 72000 |
максимальная взлетная | 79000 |
Топливо, кг | 36000 |
Тип двигателя | 2 ТРД РД-3М |
Тяга, кгс | 2 х 9500 |
Скорость, км/ч | |
максимальная | 1050 |
крейсерская | 850 |
Перегоночная дальность, км | 7200 |
Дальность полета, км | 5925 |
Боевой радиус действия, км | 3150 |
Практический потолок, м | 12300 |
Экипаж, чел | 6 |
Вооружение: | семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). |
Боевая нагрузка - 9000 кг в отсеке оружия | |
Бомбы до ФАБ-9000 Подробнее на: https://avia.pro/blog/tu-16 |
Первоначально ПВО «Старого света» обеспечивалась истребительной авиацией. В начале 50-х это в основном были дозвуковые истребители: американские F-86 «Сейбр» и британские «Хантер». В сухопутных контингентах американских и британских оккупационных войск в ФРГ и на военных базах стран НАТО имелось несколько сотен зенитных орудий, управление огнём которых осуществлялось с помощью РЛС, это были американские 75-мм M51, 90-мм М2 и британские 94-мм 3.7-Inch QF AA.
Американское 75-мм автоматическое зенитное орудие M51
Однако по мере роста скорости и увеличения числа советских реактивных бомбардировщиков истребители первого послевоенного поколения и зенитные орудия уже не могли считаться эффективным средством обеспечения ПВО. К концу 50-х в истребительных эскадрильях стран НАТО появились сверхзвуковые и всепогодные перехватчики, а в наземных подразделениях ПВО зенитно-ракетные комплексы.
Первыми НАТОвскими массовыми сверхзвуковыми истребителями в Европе стали американский F-100 «Суперсейбр» и французский «Супер Мистер». В 1956 году во Франции на вооружение приняли двухместный всепогодный перехватчик «Вотур IIN» , а в Великобритании «Джавелин». На французском и британском перехватчиках устанавливалась мощная американская БРЛС, позволявшая обнаруживать цели днем и ночью в любых погодных условиях. Наведение перехватчика на цель осуществлялось по командам оператора, располагавшегося в задней кабине, где был установлен индикатор РЛС и аппаратура управления.
ЗУР MIM-3 Nike-Ajax на ПУ
В 1953 году на вооружении Сухопутных войск США был принят ЗРК средней дальности MIM-3 Nike-Ajax. Дальность поражения ЗУР «Найк-Аякс» на средних высотах составляла 48 км. К 1958 году было построено более 200 огневых батарей, большая их часть развёртывалась на территории США, но после появления более совершенного комплекса MIM-14 Nike-Hercules, «Найк-Аяксы» передали подразделениям ПВО Греции, Италии, Турции, Нидерландов и ФРГ. По сравнению с ЗРК «Найк-Аякс» с жидкостной ЗУР, твердотопливная ракета комплекса «Найк-Геркулес» имела более в чем вдвое большую дальность поражения цели и не требовала заправки токсичным топливом и едким окислителем. Впрочем, в отличие от первого массового советского ЗРК С-75, американские «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес» фактически были чисто стационарными комплексами, их перебазирование было затруднено, а для развёртывания требовались оборудованные капитальные позиции.
Для защиты авиабаз RAF в Великобритании с 1959 года развернуты ЗРК Thunderbird (дальность пуска в варианте Мк 1 – 40 км), с 1964 года они прикрывали гарнизоны Рейнской армии в ФРГ. После доводки до требуемого уровня надёжности и улучшения боевых характеристик для защиты британских объектов на континенте развернули несколько батарей ЗРК Bloodhound Mk II с дальностью пуска 80 км. В конце 1967 года на вооружении в Великобритании принят ЗРК малой дальности Tigercat, предназначавшийся для замены в частях войсковой ПВО 40-мм зенитных автоматов.
ПУ ЗРК «Тайгеркэт»
В свою очередь на вооружение американских армейских противовоздушных подразделений в середине 60-х начал поступать маловысотный ЗРК MIM-23А HAWK с дальностью поражения целей 25 км. В отличие от комплексов семейства «Найк», все компоненты ЗРК «Хок» обладали неплохой мобильностью. Впоследствии «Хок» неоднократно подвергался модернизации, что обеспечило ему долгую жизнь и поддержание боевых характеристик на требуемом уровне. Помимо американских вооруженных сил ЗРК «Хок» имелся в Бельгии, Греции, Дании, Италии, Испании и ФРГ.
Во второй половине 60-х в ВВС стран НАТО начали массово поступать сверхзвуковые перехватчики: «Лайтнинг» F.3 , F-104 «Старфайтер», «Mираж III» и F-4 «Фантом II». На всех этих самолётах имелись собственные БРЛС и управляемые ракеты. К тому моменту в Западной Европе была создана широкая сеть аэродромов с твёрдым покрытием. Все авиабазы, где на постоянной основе базировались перехватчики, имели бетонированные укрытия для самолётов.
В 1961 году создана объединённая система ПВО НАТО в Европе. Она состояла из четырёх зон ПВО с собственными органами управления: Северная (оперативный центр в Колсос, Норвегия), Центральная (Брюнсюм, Нидерланды), Южная (Неаполь, Италия) и Атлантическая (Станмор, Великобритания). Границы первых трех зон совпадали с границами Северо-Европейского, Центрально-Европейского и Южно-Европейского ТВД. Каждая зона была разделена на районы и разбита на сектора. Районы ПВО территориально совпадали с зонами ответственности тактических авиационных командований. Командование объединенными силами ПВО осуществлялось Верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе через свой штаб. Командующие объединенными вооруженными силами НАТО на ТВД руководили силами и средствами ПВО в зонах ответственности, а командующие тактических авиационных командований — в районах ПВО.
Объединенная система ПВО в Европе опиралась на зональные оперативные центры управления, на районные центры, посты управления и оповещения, а также РЛС освещения воздушной обстановки. Основу управления составляла автоматизированная система оповещения и наведения Neji, запущенная в работу в 1974 году. Система «Нейдж» предназначалась для оповещения включённых в неё структур о воздушном противнике и управления боевыми силами объединенной системы ПВО НАТО. С ее помощью было возможно производить перехват воздушных целей, летящих со скоростью около 2М, на высотах до 30 000 м. В систему вошли силы ПВО 14 стран. Вооруженные силы Франции после выхода страны из военной структуры НАТО имели собственную сеть оповещения, но пользовались данными «Нейдж». Система «Нейдж» получала информацию от более чем 80 РЛС, протянувшихся цепью с севера Норвегии до восточных границ Турции на 4800 км. 37 постов, расположенных в ключевых районах Западной Европы, были оборудованы быстродействующими ЭВМ и автоматизированными средствами передачи информации. В эксплуатации и обслуживании системы «Нейдж» в середине 70-х было задействовалось около 6000 человек. В начале 80-х в систему «Нейдж» вошли корабельные РЛС 6-го флота США в Средиземном море, самолёты ДРЛО АВАКС, а также радиолокационные посты в Испании.
Основной РЛС дальнего обнаружения системы «Нейдж» являлась стационарная трёхкоординатная станция «Palmiers-G» французского производства, работающая в сантиметровом диапазоне. Эта станция с мощность в импульсе 20 МВт обладала высокой помехозащищенностью и обеспечивала обнаружение высотных воздушных целей на дальности до 450 км. РЛС «Пальмье-G» формировала многолучевую в вертикальной плоскости диаграмму, лучи которой располагаются с некоторым перекрытием друг над другом, охватывая, таким образом, широкий сектор обзора (от 0 до 40°). Благодаря этому обеспечивалось точное определение высоты обнаруженных целей и высокая разрешающая способность. Кроме того, используя подобный принцип формирования лучей с разносом по частоте, удавалось с большей достоверностью определить угловые координаты цели и осуществлять её надёжное сопровождение.
В 1975 году в Европе было развернуто 18 РЛС «Palmiers-G». Места для размещения РЛС выбирались из расчета максимально возможного обзора воздушного пространства и возможности обнаружения целей на малых высотах. Предпочтение отдавалось расположению радаров в безлюдной местности на естественных возвышенностях. Кроме того, в систему «Нейдж» были включены двухкоординатные РЛС обнаружения воздушных целей AN/FPS-20 и AN/FPS-88 с дальностью обнаружения до 350 км, а также высотомеры S2G9 и AN/FPS-89.
РЛС AN/FPS-20
Эти радиолокаторы, по замыслу командования НАТО, должны были обеспечить максимально возможную дальность обнаружения воздушных целей к востоку от границ стран НАТО. Кроме того, в случае военной опасности в заранее намеченные районы выдвигались мобильные РЛС, размещённые в буксируемых фургонах и на автомобильном шасси. Командование НАТО резонно полагало, что большая часть стационарных станций, координаты которых были известны советскому командованию, будут уничтожена в считанные часы после начала военных действий. В этом случае мобильные РЛС, пусть и обладающие худшими характеристиками дальности обнаружения, должны были хотя бы частично закрыть образовавшиеся в радиолокационном поле бреши. Для этого использовался ряд мобильных станций обзора воздушного пространства. В 1968 году на вооружение американской армии поступила РЛС AN/TPS-43, работающая в диапазоне 2,9 — 3,1 ГГц, с дальностью обнаружения высотных воздушных целей до 400 км.
РЛС AN/TPS-43 американского производства на грузовике M35
Самой компактной являлась РЛС AN/TPS-50, работающая в диапазоне 1215-1400 МГц. Её дальность действия составляла 90— 100 км. Все оборудование станции могли переносить семь военнослужащих. Время развёртывания - 30 мин. В 1968 году был создан усовершенствованный вариант этой станции — AN/TPS-54, транспортируемый в фургоне. РЛС AN/TPS-54 имела дальность действия 180 км и аппаратуру опознавания «свой-чужой».
В конце 70-х в информационную систему «Нейдж» были увязаны все имеющиеся в распоряжении европейского командования ПВО НАТО базы истребителей-перехватчиков и дивизионы ЗРК средней и большой дальности. Северная зона, включающая в себя Норвежский и Датский районы ПВО, имела 96 ПУ ЗУР «Найк-Геркулес» и «Хок» и около 60 истребителей-перехватчиков.
Центральная зона, контролировавшая ФРГ, Нидерланды и Бельгию, была самой многочисленной. ПВО Центральной зоны обеспечивали: 36 дивизионов ЗРК «Найк-Геркулес» и «Хок» вооруженных сил США, Бельгии, Нидерландов и ФРГ. В британской «Рейнской армии» имелось 6 батарей ЗРК «Бладхаунд». Всего в Центральной зоне насчитывалось более 1000 ПУ ЗУР. Впрочем, в конце 70-х британское командование решило вывести все ЗРК из ФРГ, их вернули в Англию для обеспечения ПВО баз атомных подводных лодок и аэродромов стратегических бомбардировщиков. Помимо ЗРК в Центральной зоне размещалось свыше 260 истребителей-перехватчиков. Наибольшую боевою ценность для перехвата советских бомбардировщиков представляли 96 американских F-4Е с ракетами AIM-7 Sparrow и 24 британских «Лайтиниг» F.3 с ракетами Red Top.
Британский истребитель-перехватчик «Лайтнинг» F.3
В годы «Холодной войны» в ФРГ наблюдалась наибольшая плотность размещения позиций ЗРК среди всех стран НАТО. Для защиты от бомбовых ударов административно-промышленных центров, а также главной группировки вооруженных сил НАТО в ФРГ ЗРК были развёрнуты на двух рубежах обороны. Вблизи границы ГДР и Чехословакии размещался первый рубеж позиций маловысотных ЗРК «Хок», а в 100—200 км за ним — ЗРК «Найк-Геркулес». Первый пояс предназначался для поражения воздушных целей, прорывающихся на малых и средних высотах, а второй — на больших высотах.
Атлантическая зона охватывала территорию Великобритании, а также Фарерские и Шотландские острова. Британские острова защищало несколько батарей ЗРК «Бладхаунд» и шесть эскадрилий истребителей-перехватчиков. В Южную зону входили Италия, Греция, Турция и часть бассейна Средиземного моря. В силах ПВО Италии имелось 3 дивизиона ЗУР «Найк-Геркулес» (108 ПУ) и 5 эскадрильи истребителей F-104 (около 100 самолетов). В Турции и Греции имелось 8 эскадрилий истребителей-перехватчиков (140 самолетов) и 3 дивизиона ЗУР «Найк-Геркулес» (108 ПУ). Манёвр силами ПВО в этом районе мог осуществляться с помощью пяти дивизионов ЗРК «Хок» (120 ПУ) сухопутных войск Италии и Греции. На острове Кипр размещалась батарея ЗРК «Бладхаунд» и эскадрилья перехватчиков «Лайтиниг» F.3. Всего в Южной зоне ПВО НАТО находилось свыше 250 истребителей-перехватчиков и 360 ПУ ЗУР.
В середине 70-х в объединенной системе ПВО НАТО в Европе имелось свыше 1500 ПУ ЗУР и более 600 истребителей-перехватчиков. В 70-80-е годы в странах НАТО для непосредственной защиты сухопутных подразделений от бомбардировочной и истребительно-бомбардировочной авиации разрабатывались комплексы ПВО ближнего действия. В британские подразделения ПВО сухопутных войск в 1972 году стал поступать комплекс Rapier. Этот ЗРК имел полуавтоматическое радиокомандное наведение и предназначался для замены устаревшего малоэффективного ЗРК «Тайгеркэт». ЗРК «Рапира» первых вариантов мог поражать воздушные цели на дальности до 6800 метров и на высоте 3000 метров. Помимо британской армии ЗРК «Рапира» поставлялся в вооруженные силы других стран членов альянса. Для обеспечения ПВО американских авиабаз в Европе несколько комплексов закупило Министерство обороны США.
Запуск ЗУР «Рапира»
Практически одновременно с британским ЗРК «Рапира» во Франции был создан мобильный ЗРК малой дальности Crotale. Он предназначался для борьбы со средствами воздушного нападения в диапазоне средних и малых высот. Комплекс создавался по техзаданию французского Министерства обороны для непосредственного прикрытия боевых порядков войск и обеспечения ПВО стратегически важных объектов, штабов, стратегически важных РЛС, стартовых позиций баллистических ракет и т.д. Дальность поражения воздушных целей составляет 0,5-10 км, высота поражения до 6000 метров. В комплексе «Кроталь» радиолокационные средства обнаружения и самоходная пусковая установка со станцией наведения разнесены на разных машинах.
ЗРК «Кроталь»
В 1977 году на вооружение частей ПВО Сухопутных войск Германии и Франции начал поступать мобильный ЗРК малой дальности «Roland». Комплекс разработан совместно французской компанией «Аэроспасьяль» и немецкой «Мессершмитт-Бельков-Блом». Радиокомандные ЗУР комплекса «Роланд» способны уничтожать цели, летящие со скоростью до 1,2 M на дальностях от 0,5 до 6,3 км и на высотах от 15 до 5500 метров. ЗРК «Роланд» размещался на колёсной базе тяжелых грузовиков повышенной проходимости и различных гусеничных шасси.
ЗРК «Роланд» на шасси БМП Marder
На несколько лет раньше, чем в Европе, в 1969 году, на вооружение американской армии был принят самоходный ЗРК MIM-72A Chaparral. В целях экономии времени и финансовых ресурсов конструкторы фирмы Lockheed Martin Aeronutronic использовали в данном комплексе ракеты воздушного боя AIM-9 Sidewinder с ТГС, разместив их на шасси гусеничного транспортёра. Собственных радиолокационных средств обнаружения ЗРК «Чапаррел» не имел и получал целеуказание по радиосети от РЛС AN/MPQ-49 с дальностью обнаружения цели около 20 км, или от наблюдателей. Наведение комплекса осуществлялось вручную оператором, визуально отслеживающим цель. Дальность пуска в условиях хорошей видимости по цели, летящей с умеренной дозвуковой скоростью, могла достигать 8000 метров, высота поражения 50-3000 метров. Недостатком ЗРК «Чапаррел» являлось то, что он мог в основном обстреливать реактивные самолёты вдогон. Это значит, что обстрел боевого самолета зенитными ракетами, как правило, осуществлялся уже после того, как он сбросил бомбы. В то же время более дорогие и сложные комплексы с радиокомандными ЗУР, разработанные в Европе, могли бороться с целями, летящими с любого направления.
Пуск ЗУР «Чапаррел»
Буксируемые и самоходные ЗРК, предназначенные для прикрытия отдельных объектов, таких как командные пункты, авиабазы и сосредоточения войск, имели сравнительно небольшую дальностью действия (от 0,5 до 10 км) и могли бороться с воздушными целями на высотах от 0,05 до 6 км.
Помимо ЗРК в странах НАТО на вооружение приняли ряд самоходных зенитно-артиллерийских самоходных установок, способных сопровождать войска на марше. В США это была ЗСУ M163, также известная как Vulcan Air Defence System. ЗСУ «Вулкан», принятая на вооружение в 1969 году, представляла собой 20-мм малокалиберный зенитный автомат, разработанный на базе авиационной пушки, установленный во вращающейся башне на шасси гусеничного бронетранспортера М113. Боекомплект пушки составлял 2100 снарядов. Прицельная дальность ведения огня по воздушным целям до 1500 метров, хотя в некоторых источниках указывается дальность до 3000 метров. Досягаемость по высоте 1200 метров. Управление огнём осуществлялось с помощью оптического прицела со счетно-решающим устройством, радиодальномера и ночного прицела. При входе воздушной цели в зону поражения наводчик-оператор ЗСУ «Вулкан» в зависимости от параметров полёта и характера цели может вести огонь по ней короткими и длинными очередями по 10, 30, 60 и 100 выстрелов.
ЗСУ M163
20-мм пушка с вращающимся блоком стволов имела переменный темп стрельбы. Огонь с темпом 1000 выстрелов в минуту обычно ведется по наземным целям, с темпом стрельбы 3000 выстрелов в минуту – по воздушным целям. Кроме ЗСУ, существует также упрощённая и облегченная буксируемая версия – M167, которая также находилась на вооружении армии США и поставлялась на экспорт. Ещё в 70-е годы эксперты указывали на ряд существенных недостатков ЗСУ «Вулкан». Так, установка изначально не имела собственного радиолокационного прицела и станции обнаружения воздушных целей. По этой причине она могла бороться только с визуально видимыми целями. Кроме того, наводчик располагался в открытой сверху башне, что повышало уязвимость и снижало надёжность из-за воздействия метеорологических факторов и пыли.
ЗСУ «Вулкан» в вооруженных силах США организационно сводились совместно с ЗРК «Чапаррел». В армии США зенитный дивизион «Чапаррел-Вулкан» состоял из четырех батарей, две батареи с ЗРК Chaparral (по 12 машин в каждой батарее), а две другие – с ЗСУ М163 (по 12 в каждой батарее). Буксируемый вариант М167 в основном использовался воздушно-штурмовыми, аэромобильными дивизиями и Корпусом морской пехоты.
Боевой порядок дивизиона строился, как правило, побатарейно в две линии. Первую линию составляли огневые батареи ЗАК "Вулкан", вторую – ЗРК "Чапарэл". При сопровождении войск на марше ЗСУ располагается в походных колоннах по всей глубине. На каждую батарею с середины 70-х выделялось до трёх РЛС обнаружения низколетящих воздушных целей AN/MPQ- 32 или AN/MPQ- 49.
РЛС AN/MPQ- 49
Антенная система станции AN/MPQ- 49 смонтирована на телескопической мачте, высота которой может регулироваться в зависимости от внешних условий. Это даёт возможность поднимать приёмо-передающую антенну над складками местности и деревьями. Имеется возможность дистанционного управления РЛС на расстояниях до 50 м с помощью выносного пульта. Вся аппаратура, включая связную радиостанцию AN/VRC-46, размещена на полноприводном грузовом автомобиле. Американское командование использовало эту РЛС, работающую в 25-см диапазоне, для оперативного управления средствами войсковой ПВО.
В конце 80-х часть ЗСУ «Вулкан» была модернизирована в рамках программы PIVADS. Программа повышения боевых характеристик предусматривала внедрение цифровой системы управления огнем и РЛС, а также введение в боекомплект нового бронебойного снаряда Мк149, с увеличенной до 2600 метров дальностью ведения эффективного огня.
В 50-е годы во Франции на базе танка АМХ-13 создана счетверённая 12,7-мм зенитная установка, по своим боевым характеристикам аналогичная американской ЗСУ Maxson Mount, выпущенной во время Второй мировой. Французская 12,7-мм ЗСУ пользовалась популярностью в армии, но уже в 60-е годы категорически не соответствовала современным требованиям. В связи с этим на базе АМХ-13 в конце 50-х был создан ряд ЗСУ с 20-мм и 40-мм зенитными автоматами. Однако, ввиду того, что эти ЗСУ не оснащались современной системой управления огнём, военных они не устроили. В конце 1969 году на вооружение поступила ЗСУ АМХ-13 DCA.
ЗСУ АМХ-13 DCA
В закрытой стальной башне этой зенитной самоходки монтировалась спарка 30-мм зенитных автоматов HSS-831A с суммарной скорострельностью 1200 выстрелов в минуту. Дальность ведения эффективного огня по воздушным целям достигала 3000 метров. Боекомплект каждой пушки — 300 снарядов. В зависимости от обстановки и характера цели у наводчика имеется возможность выбора режима стрельбы: одиночный, очереди в 5 или 15 снарядов или полностью автоматический. Наведение на цель осуществляется с помощью оптических прицелов командира и наводчика по данным, получаемым от импульсно-доплеровской РЛС DR-VC-1A, с дальностью обнаружения воздушных целей 12 км. В походном положении антенна радиолокатора складывалась за башню. В систему управления огнем входит также аналоговое вычислительное устройство, рассчитывающее углы возвышения и упреждения. Машина получилась достаточно лёгкой, её вес составлял немногим более 17 тонн.
До начала 90-х АМХ-13 DCA являлась штатным средством ПВО французских механизированных дивизий и состояла на вооружении их зенитно-артиллерийских полков. В целом французам по сравнению с ЗСУ «Вулкан» удалось создать более приспособленную для европейского ТВД зенитную установку. АМХ-13 DCA имела собственную РЛС обнаружения, была лучше защищена и могла действовать в одних боевых порядках с танками.
ЗСУ VAB VADAR
В середине 70-х фирмами Thomson-CSF и GIAT была создана лёгкая колёсная ЗСУ VAB VADAR с 20-мм автоматическими пушками F2 и радаром EMD 20. Эта зенитная установка должна была прикрывать транспортные колонны от истребителей-бомбардировщиков и боевых вертолётов, но после выпуска небольшого числа ЗСУ в 1986 году заказ был аннулирован. По всей видимости, военных не устроила малая эффективная дальность 20-мм зенитных автоматов. Также рассматривался 30-мм вариант на базе 6-ти колёсного БТР, но серийно он также не строился.
В 50-х годах в ФРГ поставлялись спаренные 40-мм американские ЗСУ M42 Duster. Они имели неплохую дальность стрельбы, но к середине 60-х устарели по причине отсутствия системы управления огнём. В 1976 году в подразделениях войсковой ПВО Бундесвера «Дастеры» начали заменять ЗСУ «Gepard». Самоходная установка «Гепард» вооружена двумя 35-мм автоматическими пушками «Эрликон» KDA со скорострельностью 550 выстр./ мин, боекомплект — 310 унитарных снарядов. Масса 35-мм снаряда составляет 550 гр, что примерно в 5 раз больше массы 20-мм снаряда ЗСУ «Вулкан». Благодаря этому при начальной скорости 1175 м/с наклонная эффективная дальность ведения огня составляет 3500 метров. Высота поражаемых целей – 3000 метров. Огонь ведётся с короткой остановки. ЗСУ «Гепард»
ЗСУ «Гепард» создавалась на базе западногерманского танка «Леопард-1» и по массе составляющей в боевом положении 47,3 т была близка к нему. В отличие от ЗСУ «Вулкан» западногерманская зенитная установка имела достаточно совершенный поисково-прицельный аппаратный комплекс. Он включал в себя: импульсно-доплеровскую РЛС обнаружения с аппаратурой опознавания, РЛС сопровождения цели, оптический прицел, два аналоговых счетно-решающих прибора. РЛС обнаружения видела воздушные цели на расстоянии до 15 км. По комплексу боевых характеристик ЗСУ «Гепард» значительно превосходила американскую ЗСУ «Вулкан». Она имела гораздо лучшую броневую защиту, большие дальность стрельбы и могущество действия снаряда. Благодаря наличию собственной РЛС обнаружения цели могла действовать автономно. В то же время ЗСУ «Гепард» была существенно тяжелей и дороже.
Помимо самоходных зенитных артиллерийских установок в 60-80 годы в войсковых подразделениях ПВО НАТО в Европе имелось значительное количество буксируемых зенитных автоматов. Так, на вооружении армий ФРГ, Норвегии, Италии, Турции и Нидерландов находилось несколько сот 40-мм зенитных пушек Bofors L70. В каждой зенитной батарее «Бофорс» имелась РЛС обнаружения и сопровождения цели с аппаратурой выдачи команд на автоматические следящие приводы зенитных орудий. За годы производства этой зенитки, до сих пор остающейся на вооружении, было создано несколько вариантов, которые отличались схемой питания и прицельными приспособлениями. Последние модификации «Бофорс» L70 имеют скорострельность 330 выстрелов в минуту и наклонную дальность стрельбы 4500 метров.
40-мм зенитный автомат «Бофорс» L70
В странах НАТО до сих пор широко распространен потомок знаменитых «Эрликонов» - изделие фирмы «Рейнметалл» - 20-мм спаренный зенитный автомат МК 20 Rh 202. Его поставки в Бундесвер начались в 1969 году. 20-мм буксируемая зенитная установка МК 20 Rh 202 предназначена для борьбы низколетящими средствами воздушного нападения днем в простых метеоусловиях.
20-мм МЗА МК 20 Rh 202
При боевой массе 1,640 кг спаренная 20-мм зенитка обладает высокой мобильностью и может использоваться как в буксируемом варианте, так и на различных транспортных средствах. Её наклонная дальность эффективного огня составляет 1500 метров. Темп стрельбы – 1100 выстрелов в минуту.
В целом сухопутные подразделения НАТО в Европе в 70-80-е годы имели неплохое зенитное прикрытие. Так, в каждой американской механизированной и бронетанковой дивизии, дислоцированной в ФРГ, имелось по одному зенитному дивизиону (24 СПУ ЗРК «Чапарэл» и 24 20-мм шестиствольные установки «Вулкан»).
По мнению западных аналитиков, ПВО НАТО, опиравшаяся на информационную систему «Нейдж», истребители-перехватчики и ЗРК, была достаточно эффективна против бомбардировщиков Ил-28, Ту-16 и Ту-22. Однако после принятия на вооружение в СССР фронтовых бомбардировщиков Су-24 и дальних бомбардировщиков Ту-22М с изменяемой геометрией крыла эффективность системы ПВО НАТО в Европе оказалась под вопросом. Согласно западным оценкам, новые советские бомбардировщики могли летать на высотах 50 метров и ниже со скоростью 300 м/с. В этом случае наземные средства контроля воздушной обстановки испытывали большие трудности с их обнаружением. ЗРК «Найк-Геркулес» вообще не могли поражать воздушные цели на такой высоте. А у маловысотного «Хок» не оставалось времени для поражения, так как с момента обнаружения собственным радиолокатором до выхода цели из зоны поражения проходило не более 30 секунд.
РЛС обнаружения ЗРК «Хок»
В конце 70-х - начале 80-х западноевропейские страны вкладывали значительные средства в совершенствование региональной системы ПВО. Её усиление шло по двум направлениям. В первую очередь совершенствовались уже имеющиеся структуры, вооружение, средства обнаружения и управления. В массовом порядке производилась модернизация относительно новых РЛС и дальнобойных ЗРК путём внедрения компьютеризированных АСУ и высокоскоростных линий связи. В первую очередь это касалось стационарных РЛС системы «Нейдж» и ЗРК большой дальности «Найк-Геркулес». В зенитно-ракетные дивизионы поставлялись кардинально модернизированные комплексы: MIM-23C Improved Hawk с новой РЛС обнаружения AN/MPQ-62 и модернизированной РЛС сопровождения, подсветки цели и наведения ЗУР AN/MPQ-57. Благодаря чему уменьшилось время реакции комплекса, и возросли возможности по борьбе с маловысотными целями. Часть ламповой элементной базы заменена твердотельной, что увеличило наработку на отказ. Использованию ЗУР с более мощным двигателем и совершенной аппаратурой наведения позволило увеличить дальность поражения цели до 35 км, а высоту до 18 км.
В 1983 году британские армейские подразделения ПВО получили усовершенствованные ЗРК малой дальности Tracked Rapier, предназначенные для сопровождения танковых и механизированных частей. На шасси «Гусеничной Рапиры» смонтировали все элементы комплекса, кроме РЛС сопровождения. Значительным усовершенствованиям подверглись мобильные ЗРК «Чапаррел», «Кроталь» и «Роланд». Работы по их модернизации велись в направлении увеличения надежности, помехозащищённости и дальности стрельбы. ЗРК «Чапаррел» получил новые помехозащищённые ракеты с неконтактным взрывателем. В 1981 году на вооружение был принят ЗРК «Роланд-2», способный бороться с воздушными целями ночью и в сложных метеоусловиях. Также осуществлялась программа модернизации части ранее построенных комплексов. На первых вариантах комплекса «Кроталь» после совершения марша для перехода в боевое положение была необходима кабельная стыковка пункта боевого управления и пусковых установок. В 1983 году в войска пошел вариант, на котором обмен информацией между пунктом боевого управления и пусковой на дальности до 10 км осуществляется по радиоканалу. Все машины комплекса объединяются в радиосеть, возможна передача информации на пусковую установку не только с пункта боевого управления, но и с другой пусковой установки. Кроме значительного сокращения времени приведения комплекса в боевую готовность и увеличения дистанции между пунктом боевого управления и пусковыми установками, повысилась помехозащищенность и выживаемость. Модернизированный «Кроталь» получил возможность ведения боевых действий без демаскирующего включения РЛС — с помощью тепловизионной камеры, осуществляющей сопровождение цели и ракет, как днем, так и ночью.
Европейские аэродромы НАТО в 80-е годы начали осваивать новые американские истребители F-16A, итало-британо-германские перехватчики «Торнадо» ADV и французские «Мираж 2000». Параллельно с поставками новых самолётов осуществлялась модернизация БРЭО и вооружения уже имеющихся истребителей F-104 «Старфайтер», F-4 «Фантом II» и «Мираж F1». В деле обеспечения контроля воздушного пространства важную роль стали играть самолёты Е-3 «Сентри» системы АВАКС. Самолёты ДРЛО, размещаемые на постоянной основе в Великобритании, Германии и Италии, ежедневно вели воздушное патрулирование. Их ценность была особенно велика в связи с хорошими характеристиками по обнаружению маловысотных воздушных целей.
Помимо глубокой модернизации существующих зенитных комплексов в первой половине 80-х на вооружение в странах НАТО принимали вновь разработанные ЗРК, созданные на основе современных достижений в области радиолокации, информационных технологий и ракетостроения. Новые противовоздушные системы создавались с учётом опыта боевых действий в локальных конфликтах. Ко всем без исключения ЗРК, появившимся в 80-е годы, предъявлялось требование реализации максимально возможной мобильности, помехозащищенности, способности эффективно действовать как в составе централизованных сил ПВО, так и автономно.
Ещё в середине 60-х наметилась тенденция создания зенитных комплексов на базе ракет воздушного боя. Пионером в этом отношении был американский ЗРК «Чапаррел» с ракетой AIM-9 Sidewinder. Использование уже готовой УР позволяло существенно снизить расходы и ускорить разработку. В то же время по сравнению с дальностью применения с авиационного носителя, дальность поражения воздушных целей при пуске с наземной пусковой установки несколько снижалась.
Швейцарская компания «Oerlikon Contraves Defence» в 1980 году создала зенитно-ракетно-артиллерийский комплекс — Skyguard-Sparrow. В нём использовалась комбинация двух систем: аппаратура управления огнем «Скайгард» спаренной 35-мм буксируемой зенитной установки «Эрликон» и американская ракета средней дальности «воздух-воздух» Sparrow AIM-7 с изменённой системой наведения. В ЗРАК «Скайгард-Спарроу» контроль воздушного пространства и опознавание обнаруженных целей осуществляется обзорной импульсно-доплеровской РЛС с дальностью обнаружения до 25 км. Сопровождение обнаруженных воздушных целей может вестись либо РЛС сопровождения, либо оптико-электронным модулем. Максимальная дальность пуска ЗУР — 10 км, досягаемость по высоте — 6 км.
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Скайгард-Спарроу» на позиции
В отличие от авиационной ракеты AIM-7 «Спарроу», где использовалась полуактивная радиолокационная ГСН, в зенитной ракете наведение на цель осуществляется с помощью ИК ГСН, созданной на базе пассивной инфракрасной головки самонаведения южноафриканской авиационной управляемой ракеты Darter. Захват воздушной цели (угол обзора 100°) может осуществляться как при нахождении ракеты на пусковой установке (до пуска), так и после старта. Второй способ используется для поражения целей, находящихся на удалении более 3 км от позиций ЗРК. При этом ракета запускается с упреждением в точку перехвата, вычисленную по данным РЛС сопровождения.
Пусковая установка комплекса «Скайгард-Спарроу» с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами монтировалась на шасси 35-мм спаренной буксируемой ЗСУ. Аппаратура управления ЗРК размещается в унифицированном буксируемом фургоне, в бронетранспортере или ином шасси. При относительно невысокой цене комплекс «Скайгард-Спарроу» в 80-е годы являлся достаточно эффективным средством объектовой ПВО ближней зоны. Его важным достоинством было использование в одной связке зенитно-артиллерийской и ракетной части, что в целом повышало эффективность и ликвидировало свойственную ЗРК «мёртвую зону». В то же время некоторые страны НАТО приобрели данный комплекс без зенитных орудий.
В Италии с использованием УР воздушного боя в начале 80-х создан всепогодный зенитный ракетный комплекс средней дальности Spada. В качестве средства поражения воздушных целей в ЗРК Spada применена твердотопливная ракета Aspide-1А, спроектированная на базе американской ракеты AIM-7E «Спарроу» с полуактивной ГСН.
Пуск ЗУР «Спада»
В состав комплекса входят: радиолокатор обнаружения, оперативный командный пункт и центр управления огнем. Все они размещены в стандартных аппаратных контейнерах на буксируемых прицепах. Аппаратные могут быть также установлены на местности с помощью домкратов. На домкратах также вывешиваются ПУ ЗУР, платформы с антеннами радиолокаторов обнаружения и подсвета. В огневой секции имеется один пункт управления и три пусковые установки ракет (по 6 ЗУР).
По сравнению с американским ЗРК «Хок» итальянский зенитный комплекс уступает по дальности — 15 км и высоте поражения цели — 6 км. Но при этом имеет более высокую степенью автоматизации, помехозащищенность, надежность и меньшее время реакции. В 1990 году в итальянских вооруженных силах имелось 18 ЗРК «Спада». Комплекс неоднократно модернизировался, самый современный вариант, созданный в конце 90-х, получил обозначение «Спада-2000». Дальность поражения воздушных целей у этого ЗРК составляет 25 км, что уже сравнимо с дальностью действия ЗРК «Хок».
Схема размещения позиций ЗРК «Спада-2000» в Италии
С помощью комплексов «Спада-2000» в Италии в прошлом осуществлялось прикрытие военно-воздушных баз. В настоящий момент итальянские ЗРК «Спада-2000» и «Хок» не несут постоянного боевого дежурства и лишь эпизодически разворачиваются во время учений.
При всех своих достоинствах комплексы «Спада» и «Скайгард-Спарроу» обладали возможностями борьбы с одиночными воздушными целями в пределах прямой видимости. Их возможности не позволяли бороться с групповыми целями и тактическими ракетами. То есть данные ЗРК могли относительно эффективно противодействовать фронтовой авиации, осуществляющей удары НАР и свободнопадающими бомбами, против бомбардировщиков с крылатыми ракетами они были малоэффективны. Практические работы по созданию ЗРК, предназначенного для замены одноканального ЗРК большой дальности «Найк-Геркулес», велись в США с начала 70-х годов. В 1982 году на вооружении подразделений ПВО Сухопутных войск США был принят новый многоканальный мобильный ЗРК большой дальности Patriot МIМ-104. Комплекс "Пэтриот" предназначен для прикрытия крупных административно-промышленных центров, районов сосредоточения войск, военно-воздушных и военно-морских объктов от всех существующих средств воздушного нападения. РЛС с ФАР AN/MPQ-53 способна одновременно обнаруживать и опознавать более 100 воздушных целей, непрерывно сопровождать восемь из них, представляющих наибольшую угрозу, осуществлять подготовку исходных данных для стрельбы, пуск и наведение до трех ракет на каждую цель. Зенитная батарея включает в себя 4-8 пусковых установок с четырьмя ракетами на каждой. Батарея является минимальным по составу тактико-огневым подразделением, которое может, самостоятельно выполнять боевую задачу.
Управление ЗУР МIМ-104 на траектории осуществляется комбинированной системой наведения. На начальном этапе полета ракета, управляемая микропроцессором, по программе выводится в заданную точку, на среднем – корректировка курса ракеты осуществляется с помощью радиокоманд, на конечном — наведение по методу сопровождение через ракету, сочетающем командное наведение с полуактивным. Использование указанного метода наведения позволило значительно снизить чувствительность аппаратуры зенитного комплекса к организованным радиоэлектронным помехам, а также даёт возможность осуществлять наведение ЗУР по оптимальным траекториям и поражать цели с высокой эффективностью
Пуск ЗУР МIМ-104
Пусковые установки монтируется на двухосном полуприцепе или четырёхосном тяжелом тягаче повышенной проходимости. На пусковой установке имеется подъемная стрела, механизм подъема ЗУР и наведения по азимуту, привод для установки радиомачты, которая используется для передачи данных и приема команд на пункт управления огнем, аппаратура связи, агрегат питания и электронный блок управления. Пусковая может разворачивать ЗУР в контейнере по азимуту в пределах от +110 до −110° относительно своей продольной оси. Угол старта ракет фиксированный — 38° от линии горизонта. При расположении ЗРК «Пэтриот» на позициях за каждой пусковой установкой закреплён сектор стрельбы, при этом для предотвращения возникновения «мёртвых зон» сектора многократно перекрываются.
Несмотря на отдельные недостатки, ЗРК «Пэтриот» получил широкое распространение, в том числе и в вооруженных силах стран НАТО. В американские подразделения ПВО в Европе первые комплексы этого типа начали поступать в середине 80-х. Вскоре после принятия на вооружения встал вопрос о модернизации комплекса, в первую очередь с целью придания ему противоракетных свойств. Самой совершенной модификацией считается Patriot PAC-3. ЗУР МIМ-104 последнего варианта обеспечивает поражение воздушных целей на дальности 100 км и высоте 25 км. Противоракета ERINT, введённая в состав ЗРК специально для поражения баллистических целей, имеет максимальную дальность стрельбы до 45 км и высоту до 20 км.
Во второй половине 80-х в Западной Европе была создана самая мощная группировка ПВО за всю историю Североатлантического Альянса. Помимо ЗРК большой и средней дальности, в окрестностях авиабаз и крупных гарнизонов были развернуто на постоянной основе ЗРК малой дальности. Руководство альянса всерьёз опасалось прорыва на малых высотах советских самолётов фронтовой авиации, в первую очередь это относилось к фронтовым бомбардировщикам с изменяемой геометрией крыла Су-24, способным совершать скоростные маловысотные броски.
Расположение ликвидированных позиций ЗРК в Германии по состоянию на 1991 год
После окончания «Холодной войны» и роспуска «Организации варшавского договора» необходимость в столь масштабной и дорогостоящей системе противовоздушной обороны исчезла. Угроза вооруженного конфликта упала до минимального уровня, вооружение и техника некогда внушавшей странам Запада страх Советской армии оказались разделены «независимыми республиками», образовавшимися на просторах СССР. В этих условиях в армиях государств-членов НАТО на фоне сокращения военных бюджетов началось массовое списание противовоздушных систем и истребителей-перехватчиков, построенных в 60-70-е годы. В течение нескольких лет большинство эксплуатантов избавились от дальнобойных, но устаревших и громоздких ЗРК «Найк-Геркулес». Дольше всего эти комплексы прослужили в Италии и Турции, последние «Найк-Геркулес» были списаны в 2005 году. В 1991 году Великобритания отказалась от ЗРК большой дальности «Бладхаунд Мк 2», после чего ПВО Британских островов осуществлялось только истребителями. Противовоздушные комплексы средней дальности «Хок» ранних модификаций на ламповой элементной базе требовало значительных средств на поддержание их в рабочем состоянии, и от них тоже поспешили избавиться в большинстве стран НАТО.
В истребительных авиачастях без сожаления расстались с чрезвычайно аварийными «Старфайтерами». Однако и здесь были исключения, ВВС Италии эксплуатировали свои F-104S до февраля 2004 года. Вслед за «Старфайтерами» наступил черёд «Фантомов». Однако эти самолёты на службе задержались дольше, первыми от них отказались в 1992 году в британских RAF, в Испании F-4C служили до 2002 года, а «Люфтваффе» списали свой последний F-4FS 29 июня 2013 года. В Турции и Греции модернизированные «Фантомы» летают до сих пор.
В 1998 году в Сухопутных войсках США ЗРК MIM-72 Chaparral был заменён мобильным зенитным комплексом M1097 Avenger. Он создан с использованием уже существующих шасси и ракет. На базе автомобиля HMMWV («Хаммер») установлены два транспортно-пусковых контейнера по 4 ракеты FIM-92 Stinger с комбинированной ИК/УФ ГСН и зенитный пулемёт калибра 12,7-мм. Дальность поражения воздушных целей – 5,5 км, высота поражения – 3,8 км. Обнаружение воздушных целей осуществляется оптоэлектронной станцией, дальность до цели определяется лазерным дальномером. По дальности поражения «Эвенджер» несколько уступает ЗРК «Чапаррел», но при этом он значительно проще и надёжней.
По сравнению с 1991 годом в XXI веке боевой состав истребительной авиации стран НАТО сократился в разы. То же самое можно сказать и про ЗРК. Самыми современными комплексами, несущими боевое дежурство в Западной Европе, являются американские Patriot PAC-3. По состоянию на сегодняшний день они имеются на территории Германии, Греции, Голландии, Испании и Турции.
Спутниковый снимок Google earth: позиции ЗРК «Пэтриот» в Турции
Турция несколько лет назад организовала тендер на закупку ЗРК большой дальности. Победителем в нём оказался китайский FD-2000 (HQ-9), но под давлением США итоги конкурса были дезавуированы, и туркам был навязан американский ЗРК «Пэтриот». В данный момент несколько батарей «Пэтриот» установлены на позициях вдоль турецко-сирийской границы и в районе Босфора. При этом некоторые батареи «Пэтриот» используют инфраструктуру ранее имевшихся в Турции ЗРК «Найк-Геркулес». По всей видимости, эта часть батарей обслуживается турецкими расчётами, а другая часть находится под непосредственным контролем американских военных. Так, из западной Европы были переброшены две батареи для защиты американской авиабазы Инжерлик.
Спутниковый снимок Google earth: позиции ЗРК «Пэтриот» в ФРГ
В целом же количество зенитных комплексов большой дальности в Европе, эксплуатируемых американскими военными, сильно сократилось. Задачи ПВО американских объектов в ФРГ и находящихся здесь воинских контингентов возложены на ЗРК «Пэтриот» РАС-3 10-го командования противовоздушной и противоракетной обороны армии США (AAMDC). В настоящее время в ФРГ на постоянной основе несут дежурство 4 ЗРК. Но зачастую в целях экономии зенитные батареи несли дежурство в сокращённом составе, на позициях находилось всего 2-3 пусковых установки.
ПВО НАТО (NATINADS) разбито на две зоны: «Север» (оперативный центр Рамштайн, ФРГ) и «Юг» (оперативный центр Неаполь, Италия). Границы зон совпадают с границами региональных командований блока «Север» и «Юг». Северная зона ПВО распространяется на территории ФРГ, Бельгии, Чехии, Венгрии и Норвегии. Южная зона ПВО контролирует территорию Италии, Испании Греции, Португалии и Турции, части Средиземного и Черного морей. ПВО НАТО тесно взаимодействует с американской НОРАД, с национальными системами ПВО Франции, Испании, Португалии и Швейцарии, боевыми кораблями 6-го флота США в Средиземном море. Система ПВО НАТО в информационном плане опирается на сеть стационарных, мобильных и корабельных радиолокаторов и самолёты ДРЛО системы АВАКС, базирующиеся на аэродромах Великобритании, Германии и Франции. Кроме оборонных целей, система NATINADS используется для управления движением гражданских воздушных судов. Так, только на территории ФРГ постоянно действует два десятка радиолокационных постов. Главным образом, это стационарные РЛС двойного назначения, используемые также гражданскими диспетчерскими службами, а также мобильные радиолокаторы: AR 327, TRS 2215/TRS 2230, AN/MPQ-64, GIRAFFE АМВ, M3R сантиметрового и дециметрового диапазонов. Наибольшими возможностями обладают французская РЛС GM406F и американская AN / FPS-117.
РЛС AN / FPS-117
Обе станции позволяют контролировать воздушное пространство на дальности 400-450 км, могут работать в сложной помеховой обстановке и обнаруживать тактические баллистические ракеты. В 2005 году во Франции, в 100 км от Парижа, была введена в работу загоризонтная РЛС NOSTRADAMUS, способная обнаруживать высотные и средневысотные цели на дальности до 2000 км.
Окончание противостояния между США и СССР привело к прекращению реализации ряда программ перспективных образцов вооружений. В 90-е годы до стадии практического воплощения был доведён единственный совместный американо-норвежский проект NASAMS (англ. Norwegian Advanced Surface to Air Missile System).
Пуск ЗУР NASAMS
В ЗРК NASAMS, разработанном норвежской компанией Kongsberg Defence & Aerospace совместно с американской Raytheon, используется адаптированная для наземного использования ракета «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM с активной радиолокационной ГСН. Поставки в войска комплекса NASAMS начались в конце 90-х. Наклонная дальность поражения ЗРК NASAMS составляет около 25 км, высота – около 10 км. Первоначально комплекс создавался как средство объектовой ПВО с возможностью быстрого перебазирования, для замены устаревающего ЗРК «Хок». В 2000-е появился мобильный вариант NASAMS-2. Сообщается, что в 2019 году планируется начать поставки модернизированного варианта с дальностью пуска 45-50 км и досягаемостью по высоте 15 км. В данный момент ЗРК NASAMS в НАТО помимо Норвегии используется вооруженными силами США и Испании.
Франция до середины 90-х проводила самостоятельную политику военного строительства. Но в этой стране не было на постоянном боевом дежурстве ЗРК средней и большой дальности, и ПВО страны обеспечивалось истребителями. Однако периодически во время учений неподалёку от важных центров промышленности, энергетики и военно-воздушных баз и на заранее подготовленных позициях происходит развёртывание ЗРК малой дальности Crotale-NG. Серийное производство Crotale-NG началось в 1990 году. В отличие от первых вариантов, благодаря достижениям в области миниатюризации электроники, все элементы комплекса размещены на одном шасси.
ЗРК Crotale-NG
ЗРК может размещаться на колесной или гусеничной платформе. В основном используются шасси полноприводных тяжелых армейских грузовиков, бронетранспортера М113 или танка АМХ-30В. Комплекс полностью автономен в процессе обнаружения до уничтожения воздушной цели, и в отличие от ранних вариантов «Кроталь» не нуждается во внешнем целеуказании. Дальность поражения Crotale-NG составляет от 500 до 10000 метров, высота - 15-6000 метров. Однако, несмотря на серьёзно возросшие характеристики, большого распространения обновлённый «Кроталь» не получил, и объём заказов в связи с международной разрядкой был сокращён в несколько раз. Помимо вооруженных сил Франции, Crotale-NG в НАТО имеется ещё в Греции.
Ракета VT1, входящая в состав ЗРК Crotale-NG, также используется в обновлённом германском войсковом комплексе Roland-3. Новая ракета «Роланд-3» по сравнению с ракетой «Роланд-2» имеет увеличенную скорость полета и дальность поражения воздушных целей. В Германии ЗРК устанавливается на шасси 10-тонного грузового автомобиля повышенной проходимости MAN (8x8). Авиатранспортабельный вариант на буксируемом полуприцепе для сил быстрого развертывания получил обозначение Roland Carol, он принят на вооружение в 1995 году. В ВВС ФРГ для защиты аэродромов используется 11 ЗРК «Роланд-3». Французские экспедиционные и аэромобильные силы имеют 20 комплексов в варианте Roland Carol.
Для борьбы с самолётами и вертолетами, действующими на малых высотах, предназначен немецкий самоходный ЗРК модульной конструкции «Ozelot», известный также как ASRAD. В качестве средства поражения в ЗРК используются ракеты «Stinger» или «Mistral».
ЗРК Ozelot
Комплекс может монтироваться на различные колёсные или гусеничные шасси. В случае размещения на компактном шасси БМД «Wiesel-2» трехкоординатная РЛС обнаружения HARD устанавливается на другой машине. Боевая машина ЗРК «Ozelot» имеет собственные средства обнаружения - телевизионную камеру и инфракрасный обнаружитель. Для определения дальности в состав оборудования входит лазерный дальномер. ЗРК «Ozelot» поступил на вооружение в 2001 году, всего в Бундесвер поставлено 50 комплексов. Ещё 54 машины на колёсном шасси «Хаммер» закупила Греция.
В 90-2000 годы во Франции, Италии, Великобритании и ФРГ предпринимались попытки создания перспективных зенитных систем. Это связано как с необходимостью замены устаревающих американских комплексов, созданных во время «Холодной войны», так и с желанием поддержать собственную промышленность. В 2000 году на выставке Asian Aerospace в Сингапуре был продемонстрирован французский ЗРК VL MICA. В нём используется УР MICA класса "воздух-воздух". Комплекс ближнего действия отличается компактностью и высокой эффективностью. В состав ЗРК входит четыре самоходных пусковых установки, командный пункт и РЛС обнаружения.
ЗРК MICA
В зависимости от боевой обстановки могут использоваться ракеты с активной импульсно-доплеровской радиолокационной головкой самонаведения (MICA-EM) или тепловизионной (MICA-IR). Максимальная дальность стрельбы - 20 км, максимальная высота поражаемых целей – 10 км.
Несколько лет назад начались испытания ЗРС SAMP-T. Данная зенитная система создавалась тремя европейскими государствами: Францией, Италией и Великобританией. Проект предполагал создание универсальной системы, опирающейся на ракеты Aster 15/30, способной бороться как с аэродинамическими, так и с баллистическими целями. Проектирование и испытания системы длились более 20 лет, и программа создания сухопутной ЗРС большой дальности неоднократно находилась под угрозой закрытия.
Испытания ЗРС SAMP-T
ЗРС SAMP-T во многом является прямым конкурентом американскому «Пэтриот», и американцы оказывали давление с целью свернуть создание европейской зенитной системы. На контрольных стрельбах, прошедших в 2011-2014 годах, продемонстрирована способность SAMP-T уничтожать воздушные цели на дальности до 100 км, на высоте до 25 км и перехватывать оперативно-тактические ракеты на дальности до 35 км. Зенитная система находится в опытной эксплуатации с 2011 года. В настоящий момент несколько батарей SAMP-T имеется в вооруженных силах Франции и в Италии, но постоянного боевого дежурства они не несут.
Более сложной и дорогостоящей зенитной системой является ЗРС MEADS. В данной программе задействованы фирмы ФРГ, Италии и США. В ЗРС MEADS предполагается использовать два типа ракет: IRIS-T SL и PAC-3 MSE. Первая является наземным вариантом германской УР "воздух-воздух" ближнего боя IRIS-T, вторая - модернизированной версией ракеты PAC-3. В состав зенитной батареи входит РЛС кругового обзора, две машины управления огнем и шесть мобильных пусковых установок с 12 ЗУР. Однако перспективы ЗРС MEADS пока туманны, только США потратили на эту программу уже больше 1,5 млрд. долл. Согласно заявленным рекламным характеристикам, новая система ПВО и ПРО будет способна поражать как самолеты, так и тактические баллистические ракеты с радиусом действия до 1000 километров. Изначально MEADS создавался для замены ЗРК «Пэтриот». В настоящее время зенитная система находится в стадии доводки и контрольных испытаний. Как ожидается, окончательное решение по ЗРС MEADS будет принято в 2018 году.
В Великобритании имеются только зенитные комплексы малой дальности. В середине 90-х на вооружение британских противовоздушных подразделений начал поступать глубоко модернизированный буксируемый ЗРК «Рапира-2000». По сравнению с ранними вариантами данного семейства «Рапира-2000» обладает существенно возросшими возможностями по борьбе с воздушным противником. Дальность пуска ЗУР Мк.2 возросла до 8000 м, кроме того, количество ЗУР на ПУ увеличилось в два раза — до восьми единиц. Благодаря введению в состав ЗРК РЛС Dagger появилась возможность одновременно обнаружить и вести до 75 целей. Сопряженная с РЛС ЭВМ распределяет и обстреливает цели в зависимости от степени их опасности. Новая РЛС наведения Blindfire-2000 обладает большей помехозащищённостью и надёжностью. В сложной помеховой обстановке или при угрозе поражения ЗРК противолокационными ракетами используется оптоэлектронная система наведения. Она сопровождает ЗУР по трассеру и выдаёт координаты вычислителю. С использованием РЛС сопровождения и оптических средств возможен одновременный обстрел двух воздушных целей.
В британских армейских подразделениях ПВО используются самоходные зенитные комплексы малой дальности Starstreak SP с лазерным наведением. ЗРК Starstreak SP может устанавливаться на различные колёсные и гусеничные шасси. В британской армии в качестве базы для зенитной самоходной установки выбрана гусеничная бронемашина Stormer. Поиск и сопровождение воздушных целей осуществляется пассивной инфракрасной системой ADAD.
ЗРК Starstreak SP
Оптоэлектронная система ADAD обнаруживает вертолёт на дальности 8 км, а истребитель – 15 км. Дальность поражения воздушных целей Starstreak SP составляет 7000 метров, но во время дождя или тумана, когда прозрачность воздуха падает, она может сокращаться в несколько раз. Использование ЗУР относительно компактного возимого комплекса «Старстрик» позволило существенно снизить стоимость разработки британского ЗРК, а собственная пассивная поисковая оптоэлектронная система расширила возможности по обнаружению воздушных целей.
ЗУР комплекса «Старстрик»
Особенностью ЗУР «Старстрик» является то, что после выхода ракеты из ТПК, маршевый, а правильнее сказать, разгонный двигатель работает в течение очень малого времени, разгоняя боевую часть до скорости более 3,5М. После этого автоматически отделяются три стреловидных боевых элемента, массой 900 г каждый. После отстрела разгонного блока «стрелы» на траектории летят по инерции и располагаются треугольником вокруг лазерного луча. Расстояние в полёте между «стрелами» составляет 1,5 м. Каждый стреловидный боевой элемент наводится на цель индивидуально по двум сканирующими пространство лазерным лучам. Лазерное излучение формируется прицельным узлом, один из лучей проецируется в вертикальной, а другой в горизонтальной плоскостях. Такой принцип наведения известен как «лазерная тропа». Бронепробиваемость боевого элемента «Старстрик» примерно соответствует 40-мм бронебойному снаряду, он способен пробить лобовую броню советской БМП-1.
В 2000-е годы, во Франции на вооружение ВМС и ВВС поступил новый многофункциональный истребитель Dassault Rafale, а в ВВС Германии, Италии, Испании и Великобритании начались поставки Eurofighter Typhoon. Первоначально Франция и другие ведущие европейские страны создавали новый истребитель совместно. Однако впоследствии взгляды сторон на то, каким должен быть новый боевой самолёт, разошлись, и Франция официально вышла из консорциума. Однако это не помешало крупному французскому капиталу продолжать участие в проекте Eurofighter. Истребитель «Тайфун» является детищем консорциума Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. В настоящий момент в ВВС стран НАТО имеется более 400 истребителей «Еврофайтер Тайфун» и около 150 «Рафаль» во Франции. Одновременно с началом поставок истребителей 4-го поколения произошло списание истребителей-перехватчиков «Фантом» и «Торнадо».
На данный момент в составе ВВС НАТО в Европе имеется около 1600 боевых самолётов, способных выполнять задачи противовоздушной обороны. Впрочем, реальная боевая ценность этих машин не одинакова. Наряду с американскими F-15C, базирующимися на авиабазе Лейкенхит в Великобритании, F-16 различных модификаций, составляющими около половины авиационного парка ВВС НАТО, современными «Тайфунами», «Рафалями» и «Грипенами», имеется немало откровенно устаревших: F-4, F-5, МиГ-21 и нуждающихся в ремонте и модернизации МиГ-29 ранних серий.
Примерно столь же разношерстным является парк ЗРК. На момент распада «Восточного блока» в странах «Варшавского договора» без учёта ПВО СССР имелось около 200 стационарных позиций ЗРК С-125, С-75 и С-200. Если ЗРК С-75 и С-125 массово поступали союзникам СССР с середины-конца 60-х годов, то дальнобойные ЗРК С-200 в экспортном исполнении поставлялась в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию со второй половины 80-х. После «торжества демократии» страны Восточной Европы стали лихорадочно избавляться от «тоталитарного наследия». Большая часть зенитных комплексов была спешно «утилизирована» в течение нескольких лет.
СПУ ЗРК «Newa SC»
Однако в Польше сохранились маловысотные С-125. Более того, поляки их модернизировали, разместив пусковые на шасси танков Т-55. Польский вариант получил обозначение «Newa SC». Параллельно в польских подразделениях ПВО эксплуатируются несколько батарей американских ЗРК «Усовершенствованный Хок» для защиты от «российской угрозы». При строительстве национальной системы ПВО «Висла» в Польше запланирована закупка американских РЛС освещения воздушной обстановки AN / FPS-117 и ЗРК «Пэтриот» РАС-3.
Помимо маловысотных С-125 с твердотопливными ЗУР в ряде стран НАТО до недавнего времени эксплуатировались ЗРК С-75 с ракетами, требующими заправки жидким топливом и окислителем. Наиболее уникальной в этом отношении была Албания, где до 2014 года воздушное пространство страны охраняли ЗРК НQ-2 (китайский клон С-75). До сих пор в Румынии подступы к Бухаресту защищают советские ЗРК С-75М3 «Волхов».
Запуск ЗУР румынского ЗРК С-75М3«Волхов» на черноморском полигоне Корби
Незадолго до роспуска «Варшавского договора» Болгария и Чехословакия получили по одному зенитному дивизиону ЗРС С-300ПМУ. После «развода» с Чехией зрдн С-300ПМУ отошел Словакии. Там же до 2015 года эксплуатировались последние НАТОвские ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант войскового ЗРК «Куб»). Согласно последней информации, словацкий С-300ПМУ нуждается в ремонте и модернизации, и постоянного боевого дежурства не несёт. Недавно стало известно, что словацкие официальные лица во время своего визита в Москву поднимали данный вопрос. Болгарский зрдн С-300ПМУ пока находится в рабочем состоянии и на постоянной основе защищает столицу Болгарии – Софию. Однако в связи с тем, что его срок эксплуатации уже превышает 25 лет, болгарский С-300 потребует ремонта и модернизации в самое ближайшее время.
СПУ словацкого ЗРК «Квадрат»
В 1999 году владельцем С-300ПМУ-1 стала Греция, при этом современные на тот момент ЗРС поставлялись в страну, являющуюся членом НАТО. Хотя первоначально заявлялось, что покупателем российских зенитных систем выступает Кипр. Болгарские и греческие С-300ПМУ/ПМУ-1 неоднократно участвовали в военных учениях НАТО. При этом главный упор на учениях делался не на противодействие средствам воздушного нападения, а на отработку методов борьбы с зенитными системами советского и российского производства. Кроме систем и комплексов большой и средней дальности, в ряде стран НАТО в подразделениях войсковой ПВО имеются мобильные ЗРК: «Стрела-10», «Оса» и «Тор». С учётом обострившихся в последнее время международных отношений и введённых против России санкций поставки для них запчастей, ремонт и обслуживание этих зенитных комплексов представляется проблематичным.
Схема размещения РЛС и ЗРК в странах НАТО (цветные треугольники – ЗРК, другие фигуры – РЛС)
При детальном рассмотрении структуры ПВО НАТО в Европе обращает на себя внимание явный дисбаланс между оборонительными зенитными системами и истребительной авиацией. По сравнению с временами советско-американского противостояния, количество ЗРК в странах НАТО сокращено в разы. В настоящий момент упор в деле обеспечения противовоздушной обороны делается на многофункциональные истребители, при этом практически все «чистые» истребители-перехватчики с вооружения сняты. Это означает, что в Североатлантическом Альянсе произошел отказ от оборонительной доктрины ПВО и акцент сделан на борьбу с воздушными целями как можно дальше от собственных прикрываемых объектов. Одновременно истребители, выделяемые для борьбы с воздушным противником, способны эффективно выполнять ударные задачи и даже быть носителями тактического ядерного оружия. Данный подход может быть эффективен только в случае завоевания превосходства в воздухе, что наряду с расширением НАТО на Восток вызывает большую озабоченность в России.
Автор: Сергей Линник