ПВО Японии

Современные японские радиолокационные средства контроля воздушного пространства и система управления ПВО Японии
   Схема секторов ПВО и мест расположения командных пунктов

  Современные японские зенитные ракетные комплексы

К моменту окончания холодной войны Япония обладала научно-техническим потенциалом, позволявшим самостоятельно создавать вполне современные зенитные ракетные комплексы малой и средней дальности. В настоящее время японские Силы самообороны в основном оснащены ЗРК, разработанными в Японии. Исключение составляют американские комплексы большой дальности «Пэтриот», но они были закуплены по политическим мотивам и из желания сэкономить время. В случае острой необходимости, ведущие японские корпорации, работающие в сфере электроники, авиа- и ракетостроения, могли бы создать ЗРК такого класса самостоятельно.\

В связи с тем, что законодательство Японии не допускает продажу оружия за рубеж, противоздушные комплексы японского производства не поставлялись иностранным покупателям. В случае снятия законодательных ограничений, японские ЗРК малой и средней дальности могут составить острую конкуренцию на мировом рынке вооружений другим продавцам, предлагающим товар такого рода.

ПЗРК Туре 91

В 1979 году, когда вопрос с поставкой в Японию ПЗРК FIM-92А Stinger ещё не был решен, японское правительство инициировало конкурс на создание собственного переносного зенитного комплекса. В 1980 году военно-технической комиссии, созданной Силами самообороны, свои проекты представили компании Kawasaki Heavy Industries и Toshiba Electric. В итоге предпочтение было отдано проекту Toshiba. Но, в связи с положительным решением о поставке в Японию американских «Стигеров», официально разработку собственного ПЗРК отложили на 7 лет. Однако все эти годы фирма Toshiba вела исследования в инициативном порядке. В 1988 году начались практические испытания опытных образцов, а в 1990 году несколько экземпляров ПЗРК передали на войсковые испытания.

Современные японские зенитные ракетные комплексы
ПЗРК Туре 91

В 1991 году японский ПЗРК Туре 91 официально поступил на вооружение. Для ускорения работ и снижения стоимости разработки некоторые второстепенные детали были заимствованы у «Стингера», но в целом, несмотря на внешнее сходство с американским ПЗРК, японский Туре 91 – это оригинальный, самостоятельно созданный комплекс. В японских Силах самообороны ПЗРК Туре 91 имеет войсковое обозначение SAM-2.

В 1993 году три строевых зенитных подразделения, куда в общей сложности поступило 39 переносных комплексов, были признаны полностью боеготовыми.

Масса готового к применению комплекса составляет 17 кг. Длина пусковой установки – 1470 мм. Диаметр ракеты – 80 мм. Масса ракеты – 9 кг. Масса пусковой трубы – 2,5 кг. Масса пускового механизма с радиолокационным запросчиком и прицелом – 5,5 кг. Максимальная скорость полёта ракеты – 650 м/сек. Максимальная дальность стрельбы – 5 км.
Ракета поступает в войска снаряженная в одноразовую стеклопластиковую пусковую трубу, на которую монтируется съёмное оборудование: радиолокационный запросчик системы «свой-чужой», пусковой механизм с баллоном хладогента и прицел.
Охлаждаемая головка самонаведения Туре 91, в отличие от использовавшегося в Силах самообороны ПЗРК FIM-92А Stinger, с самого начала имела комбинированную систему наведения: инфракрасную и фотоконтрастную.

С 2007 года серийно производится ПЗРК Туре 91 Kai (войсковое обозначение SAM-2В) с улучшенной головкой самонаведения и оптоэлектронным прицелом. Новая модификация лучше защищена от тепловых помех и может использоваться в условиях плохой видимости, также снижена минимальная высота поражения.
В период с 1991 по 2010 год Силы самообороны получили 356 комплектов съёмного оборудования для ПЗРК Туре 91 и Туре 91 Kai. Зенитных ракет поставлено около 1000 единиц.

Мобильный ЗРК малой дальности Туре 93

Еще до принятия на вооружение ПЗРК Туре 91 велась разработка его самоходного варианта. Серийное производство комплекса, известного как Туре 93 (войсковое обозначение SAM-3), началось в 1993 году. До 2009 года было построено 113 самоходных комплексов Туре 93. Производителем аппаратной части и ЗУР являлась компания Toshiba Electric .


ЗРК Туре 93

В качестве базы использовано шасси Toyota Mega Cruiser. Максимальная скорость – 125 км/ч. Запас хода – 440 км. Хотя Туре 93 концептуально сходен и внешне сильно напоминает американский самоходный комплекс AN/TWQ-1 Avenger, на японском ЗРК нет 12,7-мм зенитного пулемёта.
На вращающейся платформе размешены два контейнера на четыре ракеты Туре 91 в каждом. Между ними находится блок с прицельно-поисковой аппаратурой.

Для поиска и захвата воздушной цели на ЗРК Туре 93 используются тепловизизор и телекамера, способная работать в условиях низкой освещённости.

После захвата цели она берётся на сопровождение, дистанция измеряется лазерным дальномером. Поиск и обстрел цели осуществляется оператором из кабины машины. В составе экипажа: командир, оператор и водитель.

Модернизированный ЗРК малой дальности Туре 81 Kai

В 1995 году начались испытания модернизированного ЗРК Туре 81 Kai, разработанного компанией Toshiba Electric. В связи с необходимостью увеличить дальность стрельбы, существенной модернизации подверглась РЛС пункта боевого управления. Судя по материалам, имеющимся в японской прессе, благодаря улучшенным энергетическим показателям, дальность обнаружения радиолокатора достигает 50 км. Для обнаружения воздушных целей без включения РЛС в состав оборудования пункта боевого управления и самоходных пусковых установок ввели пассивный тепловизионный прицел, совмещённый с широкоформатной видеокамерой. Отсутствие демаскирующего радиолокационного излучения позволяет увеличить скрытность действий и снизить уязвимость комплекса.


СПУ ЗРК Туре 81 Kai с ЗУР разных типов

Помимо обновлённых электронных блоков вычислительного комплекса, средств связи и отображения информации, в боекомплект СПУ ввели новые ЗУР Туре 81С с комбинированной помехозащищённой ГСН (ИК+фотоконтрастная). Масса ракеты увеличилась до 105 кг. Масса боевой части – 9 кг. Длина – 2710 мм. Благодаря использованию нового более энергоёмкого реактивного топлива с временем горения 5,5 с, максимальная скорость возросла с 780 до 800 м/с. Дальность стрельбы – до 9000 м. Досягаемость по высоте – 3000 м.

Ещё одним существенным новшеством стала ракета с активным радиолокационным наведением. Масса этой ЗУР составляет 115 кг. Длина – 2850 мм. Дальность стрельбы – 13000 м. Досягаемость по высоте – 3500 м.

Использование двух типов ракет с различными головками самонаведения позволило расширить тактическую гибкость модернизированного самоходного комплекса, повысить помехозащищенность и увеличить дальность действия. Серийное строительство ЗРК Туре 81 Kai завершилось в 2014 году.


Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК Туре 81 на базе Корияма, префектура Фукусима

В настоящее время в Сухопутных силах самообороны комплексами семейства Туре 81 вооружены восемь отдельных зенитных дивизионов и четыре бригады. В Воздушных силах самообороны они стоят на вооружении четырех зенитных групп прикрытия авиабаз.

ЗРК MIM-23 Hawk

С первой половины 1970-х годов маловысотные ЗРК «Хок» различных модификаций в мирное время обеспечивали защиту от средств воздушного нападения крупных японских военных баз, а в угрожаемый период и в военное время должны были прикрывать места концентрации войск, штабы, склады и стратегически важные объекты. Подробней про японские ЗРК «Хок» рассказано: здесь.

До 2018 года на постоянной основе три зенитных ракетных дивизиона, оснащённые комплексами модификации Hawk Type III (японского производства), несли боевое дежурство на стационарных позициях в центральной части Японии.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция зенитного ракетного дивизиона «Хок» на военной базе Симошизу в городе Чиба

В настоящее время все комплексы «Хок», имеющиеся в центральной и южной частях Японии, сконцентрированы на базах хранения, и боевого дежурства не несут.

На боевом дежурстве остались три батареи Hawk Type III, развернутые в окрестностях авиабазы Титосэ на острове Хоккайдо. Имеющиеся в этом районе пусковые установки ЗРК «Хок» защищены быстросъёмными куполообразными укрытиями, предохраняющими от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов.

Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК «Хок» в 4 км северо-западней города Энива, о. Хоккайдо

Стоит ожидать, что ЗРК Hawk Type III, находящиеся в резерве и несущие боевое дежурство на Хоккайдо, в ближайшее время будут заменены современными комплексами японского производства.


Спутниковый снимок Google Earth: элементы ЗРК «Хок», находящиеся на хранении на военной базе Симошизу

ЗРК средней дальности Type 03

В 1990 году компания Mitsubishi Electronics совместно с научно-исследовательским институтом TRDI (Technical Research and Development Institute) оборонного агентства Японии приступила к созданию ЗРК, который должен был заменить комплексы семейства «Хок». Предполагалось, что с момента начала работ, до принятия на вооружение пройдёт не более 10 лет. Однако сложности, возникшие в процессе доводки комплекса потребовали дополнительных испытаний, проводившихся с 2001 по 2003 год на американском полигоне White Sands (шт.Нью Мексико). Официально новый ЗРК средней дальности, получивший обозначение Type 03 (войсковое обозначение SAM-4), был принят на вооружение в 2005 году.


Самоходная пусковая установка ЗРК Type 03

В состав зенитной ракетной батареи входят три пусковые установки, транспортно-заряжающие машины, пункт управления огнем, пункт связи, многофункциональная РЛС и мобильная дизельная электростанция.


Многофункциональная РЛС ЗРК Type 03

Самоходная пусковая установка, многофункциональная РЛС, дизель-генератор и ТЗМ, используемые в составе ЗРК Type 03, размещены на четырёхосном полноприводном шасси Kato Works. Унифицированные контейнерные модули командного пункта и машины связи установлены на автомобиль повышенной проходимости Toyota Mega Cruiser.


Командный пункт ЗРК Type 03

Многофункциональная РЛС с АФАР способна сопровождать до 100 воздушных целей и обеспечивать одновременный обстрел 12 из них. Информация о воздушной обстановке, техническом состоянии элементов комплекса и наличии готовых к пуску ракет отображается на дисплеях пункта управления огнем. Комплекс оснащен аппаратурой сопряжения с автоматизированной системой управления ПВО Японии JADGE, что позволяет оперативно распределять цели между разными батареями.
Боекомплект каждой пусковой установки составляет 6 ракет, размещённых в ТПК. В боевом положении СПУ горизонтируется с помощью четырех гидравлических домкратов, пакет ТПК устанавливается вертикально.
Для поражения воздушных целей в составе ЗРК Type 03 используется ЗУР с активной радиолокационной головкой самонаведения, заимствованной у ракеты «воздух-воздух» ААМ-4. Масса зенитной ракеты – 570 кг, длина – 4900 мм, диаметр корпуса – 310 мм. Масса боевой части – 73 кг. Максимальная скорость – 850 м/с. Дальность стрельбы – 50 км. Досягаемость по высоте – 10 км.

Наличие системы управления вектором тяги и развитые цельноповоротные передние и задние аэродинамические рулевые поверхности обеспечивают ЗУР высокую маневренность.

Ракета стартует вертикально, после чего она направляется в сторону цели. На начальном участке траектории ракета управляется инерциальной системой управления, по данным, загруженным до старта. Линия передачи данных используется для передачи команд коррекции на среднем участке траектории до захвата цели головкой самонаведения.
В 2003 году ещё до официального принятия на вооружение первая батарея Type 03 была поставлена в Учебный центр ПВО Сухопутных сил самообороны, расположенный на базе Симошизу в городе Чиба (примерно в 40 км к востоку от центра Токио).


Спутниковый снимок Google Earth: элементы ЗРК Type 03 на военной базе Симошизу, принадлежащие Учебному центру ПВО Сухопутных сил самообороны

В 2007 году требуемого уровня боеготовности достигла 2-я зенитная группа Восточной армии. Зенитная ракетная батарея этого подразделения также несёт боевое дежурство на базе Симошизу. Ранее на этой позиции была развернута зенитная батарея ЗРК «Хок».


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК Type 03 на военной базе Симошизу

В 2008 году началось перевооружение с ЗРК «Хок» на Type 03 8-й зенитной группы из состава Центральной армии, дислоцированной на базе Аонохара, в 5 км севернее города Оно, префектура Хёго.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК Type 03 на военной базе Аонохара, СПУ и многофункциональная РЛС находятся в боевом положении

В 2014 году Сухопутные силы самообороны приступили к тестированию модернизированного комплекса Type 03 Kai. Летом 2015 года состоялись стрельбы 10 ракетами на полигоне White Sands в США. Реальные характеристики модернизированного комплекса не раскрываются. Известно, что благодаря использованию более мощного радара и новых ракет дальность стрельбы превысила 70 км и появилась возможность борьбы с баллистическими целями. Таким образом, Type 03 Kai получил противоракетные возможности. Однако планы массовой закупки модернизированных комплексов пока не обнародованы. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, по состоянию на 2020 год было выпущено 16 ЗРК Type 03 всех модификаций.

Мобильный ЗРК малой дальности Type 11

В 2005 году компания Toshiba Electric приступила к созданию мобильного ЗРК малой дальности, который должен был заменить устаревающие комплексы Туре 81. Благодаря имеющимся наработкам, уже в 2011 году на испытания был представлен опытный образец. После доводки комплекс приняли на вооружение в 2014 году под обозначением Type 11.


Испытательный пуск ЗРК Type 11

В отличие от ЗРК Type 81, в составе нового комплекса используются только ракеты с активным радиолокационным наведением. В остальном структура огневой батареи ЗРК Type 11 сходна с Type 81. В состав ЗРК входит командный пункт, оснащённый РЛС с АФАР, и две самоходные пусковые установки с четырьмя ЗУР.


Многофункциональная РЛС ЗРК Type 11

В отличие от ЗРК Type 81, на самоходных пусковых установках Type 11 зенитные ракеты находятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах, что защищает их от неблагоприятного воздействия окружающей среды и позволяет использовать транспортно-заряжающие машины.


Самоходная пусковая установка ЗРК Type 11 на шасси грузовика Type 73

Так же, как и на Type 81, на самоходной пусковой установке имеется выносной прицел, позволяющий в случае необходимости вести огонь по визуально наблюдаемым целям независимо от командного пункта.

Официально характеристики ЗРК Type 11 не озвучивались. Но с учётом внешнего сходства ЗУР с активным радиолокационным наведением, используемым в составе ЗРК Туре 81 Kai, можно предположить, что их характеристики очень близки. Однако в состав ЗРК Type 11 введён новый командный пункт с более мощной РЛС и современными средствами обработки информации и связи.
Первоначально ЗРК размещался на шасси трёхосного полноприводного грузовика. Такая модификация используется Сухопутными силами самообороны. По заказу Воздушных сил самообороны создан вариант с СПУ на шасси автомобиля Toyota Mega Cruiser, который в основном предназначен для противовоздушной обороны авиабаз, стационарных радиолокационных постов и региональных командных пунктов ПВО.

По состоянию на 2020 год в Сухопутных силах самообороны имелось 12 ЗРК Type 11, которыми оснащены 3 зенитных дивизиона в Северо-Восточной, Центральной и Западной армиях.


Спутниковый снимок Google Earth: элементы ЗРК Type 11 в окрестностях авиабазы Наха

В Воздушных силах самообороны шесть ЗРК Type 11 стоят на вооружении трёх зенитных групп, прикрывающих авиабазы Ниттахара, Цуики и Наха.

Радиолокационные станции обнаружения воздушных целей, используемые совместно с японскими ЗРК малой дальности

Рассказывая про японские ЗРК малой дальности, используемые в войсковой ПВО и для защиты аэродромов, было бы неправильно не упомянуть мобильные радиолокаторы.
Хотя на командных пунктах японских ЗРК Type 11 и Туре 81 и ЗСУ Туре 87 имеются собственные радары, зенитным ракетным бригадам и дивизионам (в Сухопутных силах) и зенитным группам (в Воздушных силах) придаются роты управления, оснащённые средствами связи и радиолокаторами на автомобильных шасси. Такие же радиолокаторы выдают предварительное целеуказание расчётам ПЗРК Туре 91, мобильных ЗРК Туре 93 и ЗСУ Туре 87. Следует отметить, что эти радары не несут постоянного дежурства и не входят в систему постоянного контроля воздушного пространства Японии.
В 1971 году на вооружение поступила двухкоординатная РЛС Туре 71, известная также как JTPS-P5. Эта станция, созданная компанией Mitsubishi Electric, размещалась в контейнерах массой 2400–2600 кг на двух грузовых автомобилях и по своим характеристикам была близка к американской мобильной РЛС AN / TPS-43. В случае необходимости элементы станции, демонтированные с грузовых шасси, могли транспортироваться вертолётами СН-47J.


РЛС JTPS-P5

Станция с импульсной мощностью 60 кВт, работающая в дециметровом частотном диапазоне, могла обнаруживать крупные цели, летящие на средних высотах на дальности более 250 км. На дальности 90 км точность выдачи координат составляла 150 м.
На первом этапе радиолокаторы JTPS-P5 придавались зенитно-артиллерийским частям, а с 1980 года зенитным ракетным бригадам и дивизионам Туре 81. В настоящее время все РЛС JTPS-P5 сняты с вооружения строевых зенитных подразделений и используются для контроля полётов в окрестностях авиабаз.
В связи с тем, что станция JTPS-P5 не могли эффективно работать по маловысотным воздушным целям, в 1979 году на вооружение поступила двухкоординатная РЛС Туре 79 (JTPS-P9). Как и предыдущая модель, она была создана компанией Mitsubishi Electric.


РЛС JTPS-P9 в походном положении

Основные элементы РЛС JTPS-P9 размещались на шасси полноприводного двухосного грузовика, мотор-генератор, обеспечивающий автономное энергоснабжение, находится в буксируемом прицепе. В рабочем положении антенна радиолокатора поднимается выдвижной телескопической мачтой.


РЛС JTPS-P9 в рабочем положении

РЛС JTPS-P9 работает в частотном диапазоне 0,5–0,7 ГГц. На дистанции 56 км может быть обнаружена воздушная цель с ЭПР 1м², летящая на высоте 30 м. Максимальная дальность обнаружения – 120 км.
Как и РЛС JTPS-P5, станции JTPS-P9 входили в состав радиолокационных рот, придаваемых зенитно-артиллерийским и зенитно-ракетным частям. Но, в отличие от JTPS-P5, РЛС JTPS-P9 до сих пор активно используется Сухопутными силами самообороны Японии.
В 1988 году в опытную эксплуатацию поступила первая трёхкоординатная РЛС JTPS-P14 с фазированной антенной решеткой. Её производителем традиционно являлась компания Mitsubishi Electric.


РЛС JTPS-P14

Несмотря на то, что станция принята на вооружение давно, точные характеристики РЛС JTPS-P14 не раскрываются. Известно, что масса контейнера с аппаратурой и антенной около 4000 кг. Радиолокатор работает в дециметровом частотном диапазоне, дальность обнаружения – до 320 км.

В случае необходимости контейнер с РЛС может быть демонтирован с грузового шасси и оперативно доставлен тяжелым транспортным вертолётом СН-47J в район, недоступный для колёсной техники. Известно, что часть имеющихся радиолокаторов JTPS-P14 установлена на возвышенностях в окрестностях японских авиабаз.
В настоящее время компания Mitsubishi Electric производит мобильную двухкоординатную РЛС JTPS-P18, которая предназначена для замены маловысотной станции JTPS-P9.


РЛС JTPS-P18 в рабочем положении

Все элементы этого радиолокатора размещены на шасси автомобиля повышенной проходимости Toyota Mega Cruiser. Как и на РЛС предыдущего поколения JTPS-P9, антенна радиолокатора JTPS-P18, работающего в сантиметровом частотном диапазоне, может подниматься специальной выдвижной мачтой. Характеристики РЛС JTPS-P18 не известны, но надо полагать, что они как минимум не хуже, чем у старого радиолокатора JTPS-P9.
Новейшим японским радаром, работающим в войсковой ПВО, является JTPS-P25. Эта станция была официально представлена компанией Mitsubishi Electric в 2014 году и предназначена для замены JTPS-P14. Поставки в войска начались в 2019 году.


Антенна РЛС JTPS-P25

В РЛС JTPS-P25 применена оригинальная схема с четырьмя неподвижными активными фазированными антенными решетками. Все элементы станции размещены на грузовом шасси, унифицированном с ЗРК Type 03. Масса станции – около 25 т.


РЛС JTPS-P25 в рабочем положении

Основным назначением РЛС JTPS-P25 является обнаружение воздушных целей на средних и больших высотах. Заявлено, что эта станция, работающая в сантиметровом частотном диапазоне, отличается улучшенными возможностями при работе с целями, обладающими малой ЭПР. Дальность обнаружения высотных целей – около 300 км.
 

ЗРК большой дальности Patriot PAC-2/ РАС-3

В период с 1990 по 1996 год на территории Японии происходило развёртывание ЗРК Patriot PAC-2, который пришел на смену устаревшему одноканальному зенитному ракетному комплексу большой дальности Nike-J .


Пусковая установка M901 японского ЗРК Patriot PAC-2

В 2004 году была достигнута договорённость с США о поставке трёх ЗРК Patriot PAC-3, но, в связи с северокорейскими испытаниями баллистических ракет, впоследствии было закуплено ещё 3 комплекса.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК Patriot PAC-3 на авиабазе Ирума, в левой части снимка хорошо видна РЛС AN/MPQ-65

Развертывание первого ЗРК Patriot PAC-3, принадлежащего 1-й ракетной группе (в её составе 4 батареи PAC-2 и РАС-3), состоялось на авиабазе Ирума в 2007 году. Ещё две батареи РАС-3 к 2009 году были развёрнуты на базах Касуга и Гифу.


Схема расположения и зоны поражения ЗРК «Пэтриот» по состоянию на 2009 год

В 2010 году была запущена программа модернизации, в ходе которой часть ЗРК Patriot PAC-2 довели до уровня PAC-3. С 2014 года Patriot PAC-3 поэтапно модернизируются в PAC-3 MSE.


Пусковая установка M902 японского ЗРК Patriot PAC-3

Согласно информации, опубликованной в японских источниках, на вооружении шести ракетных групп имеется 24 зенитных ракетных батареи PAC-2/РАС-3, в составе которых 120 пусковых установок.


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК «Пэтриот» на базе Цитиура

Однако на огневых позициях постоянно развёрнуто не более 20 батарей (10 PAC-2 и 10 PAC-3). Два ЗРК проходят ремонт и модернизацию, два – находятся в Учебном центре ПВО на базе Хамамацу (один – периодически несёт дежурство).


Спутниковый снимок Google Earth: позиция ЗРК «Пэтриот» на базе Кумурэ, о. Окинава

На общедоступных спутниковых снимках видно, что значительная часть ЗРК «Пэтриот» несёт боевое дежурство усечённым составом. Вместо положенных по штату 5 пусковых установок на огневых позициях находится 3–4 ПУ.


Схема расположения ЗРК в центральной части Японии

По всей видимости, нештатное количество пусковых установок на позициях связано с тем, что Командование ПВО Воздушных сил самообороны предпочитает беречь ресурс дорогостоящих зенитных ракет и держит их на складах.


Схема расположения ЗРК на острове Окинава (без американских)

На представленных схемах видно, что основная часть японских ЗРК средней и большой дальности расположена в центральной части Японии (12 ЗРК «Пэтриот» и 4 – «Тип 03») и на острове Окинава (6 – «Пэтриот» и 2 – «Тип 03»).


Схема расположения ЗРК на острове Хоккайдо

На острове Хоккайдо три батареи ЗРК «Пэтриот» и три последних, сохранившихся в строю батареи ЗРК «Хок» прикрывают самую северную японскую военно-воздушную базу Титосэ.

Можно констатировать, что для страны с относительно небольшой площадью Япония имеет очень развитую и весьма эффективную систему противовоздушной обороны. Она управляется одной из лучших в мире АСУ и опирается на многочисленные круглосуточно действующие радиолокационные посты, обеспечивающие радиолокационное поле с многократным перекрытием. Перехват воздушных целей на дальних подступах возложен на достаточно солидный парк современных истребителей, а ближние рубежи защищают ЗРК средней и большой дальности.
С учётом прикрываемой территории, по плотности размещения современных ЗРК Япония занимает одно из первых мест в мире. В этом отношении со Страной восходящего солнца могут сравниться только Израиль и Южная Корея.

                                                                                                                               Автор:  Линник Сергей