Истребители Японии
Современные японские истребители и их вооружение
В составе Воздушных сил самообороны имеется 12 строевых эскадрилий, оснащенных истребителями, способными решать задачи ПВО. Эти эскадрильи оперативно подчинены региональным командованиям воздушных сил и распределены между ними примерно поровну. Для страны, площадью 377 944 км², Япония обладает достаточно внушительным по численности парком истребителей. Согласно справочным данным, без учёта снятых к настоящему времени с вооружения устаревших F-4EJ Phantom II, в воздушных силах самообороны по состоянию на 2020 год имелось 308 реактивных истребителей. Для сравнения: на Дальнем Востоке России им потенциально могут противостоять немногим более сотни размещённых здесь на постоянной основе Су-27СМ, Су-30М2, Су-35С и МиГ-31БМ.
Актуальное состояние истребителей F-15J/DJ и пути их модернизации
В настоящее время основным японским истребителем-перехватчиком является F-15J. Двухместная версия F-15DJ – в основном используется в тренировочных целях, но в случае необходимости «спарка» может применяться как полноценный боевой самолёт. Подробней японские истребители F-15J/DJ были рассмотрены здесь: Японские истребители-перехватчики в годы холодной войны.
В 2020 году в Воздушных силах самообороны числилось 155 одноместных F-15J и 45 двухместных F-15DJ. Этими истребителями вооружены шесть авиационных крыльев, в каждом из которых по две эскадрильи.
2-е авиакрыло, авиабаза Титосэ:
– 201-я тактическая истребительная эскадрилья;
– 203-я тактическая истребительная эскадрилья.
6-е авиакрыло, авиабаза Комацу:
– 303-я тактическая истребительная эскадрилья;
– 306-я тактическая истребительная эскадрилья.
5-е авиакрыло, авиабаза Нютабару:
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-15J/DJ на авиабазе Нютабару
– 202-я тактическая истребительная эскадрилья;
– 305-я тактическая истребительная эскадрилья.
9-е авиакрыло, авиабаза Наха:
– 204-я тактическая истребительная эскадрилья;
– 304-я тактическая истребительная эскадрилья.
Схема расположения японских аэродромов и авиабаз
Аэродром | координаты | Длина х ширина ВПП, м | Посадочный курс, град. | Покрытие | |
с. ш. | в. д. | ||||
Ирума
ВВС |
35'50 | 139'25 | 6562x45 | 170-350 | бетон |
Нютабару
ВВС |
32'05 | 131'27 | 8858x45 | 100-280 | бетон |
Титосе
ВВС, ГА |
42'48 | 141'40 | 3000x60 | 180-360 | асфальтобетон |
Мисава
ВВС, USA |
40'43 | 141'23 | 3060x45 | 100-280 | асфальтобетон |
Йокота
USA |
35'45 | 139'21 | 3355x60 | 180-360 | бетон |
Нарита
ГА |
35'46 | 140'23 | 4000x60 | 160x340 | бетон |
Ханеда
ГА |
35'33 | 139'46 | 3150x60 | 150-330 | асфальтобетон |
Осака
ГА |
34'47 | 135'27 | 3000x60 | 140-320 | асфальтобетон |
Кумамото
ВВС, ГА |
32'50 | 130'51 | 3000x45 | 70-250 | асфальтобетон |
Нагасаки
ГА |
32'55 | 120'55 | 3000x60 | 140-320 | асфальтобетон |
Кагосима
ГА |
31'48 | 130'43 | 3000x45 | 160-340 | асфальтобетон |
Кадена
USA |
26'21 | 127'46 | 3690x90 | 50-320 | асфальтобетон |
Наха
ВВС, ВМС, ГА |
26'12 | 127'39 | 3000x45 | 180-360 | асфальтобетон |
Симодзисима
ГА |
24'49 | 125'09 | 3000x60 | 170-350 | бетон |
Обихиро
ГА |
42'44 | 143'13 | 2500x45 | 170-350 | асфальтобетон |
Хакодате
ГА |
41'46 | 140'49 | 2500x45 | 120-300 | асфальтобетон |
Акита
ГА |
39'37 | 140'19 | 2500x60 | 100-280 | асфальтобетон |
Мацусима
ВВС |
38'24 | 141'13 | 2700x45 | 140-320 | бетон |
Комацу
ВВС, ГА |
36'23 | 136'25 | 2700x45 | 60-240 | бетон |
Хякури
ВВС |
36'11 | 140'25 | 2700x45 | 30-210 | бетон |
Гифу
ВВС |
35'23 | 136'52 | 2700x45 | 100-280 | бетон |
Комаки
ВВС, ГА |
36'15 | 136'56 | 2700x45 | 160-340 | асфальтобетон |
Хамамацу
ВВС |
34'45 | 137'42 | 2550x60 | 90-270 | бетон |
Фукуока
ГА |
33'35 | 130'27 | 2800x60 | 160-340 | бетон |
Оита
ГА |
33'29 | 131'44 | 2500x45 | 10-190 | асфальтобетон |
Футема
USA |
26'16 | 127'45 | 2745x45 | 60-240 | асфальтобетон |
Иводзима
ВВС, ВМС |
24'47 | 141'19 | 2655x45 | 70-250 | асфальтобетон |
Истребитель F-15J 305-й тактической эскадрильи
Кроме того, F-15J/DJ имеются в 23-й эскадрилье Испытательно-тренировочного авиакрыла, приписанного к авиабазе Нютабару.
Хотя «Орлы» Воздушных сил самообороны нельзя назвать новыми (последний построен компанией Heavy Industries в 1997 году), они находятся в очень хорошем техническом состоянии, регулярно проходят ремонт и модернизацию на предприятии Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-15J проходящие ремонт и модернизацию на предприятии Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя
В отличие от американских F-15C/D японские F-15J/DJ не имеют аппаратуры, позволяющей вести обмен данными в формате Link 16, но все современные японские истребители, привлекаемые для выполнения задач противовоздушной обороны, интегрированы в японскую автоматизированную систему управления JADGE. На самолётах F-15J/DJ вместо американской системы РЭБ AN/ALQ-135 используется японская J/ALQ-8, а вместо оригинального приёмника предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56 на японских «Орлах» установлен J/APR-4.
Поэтапная модернизация истребителей F-15J/DJ началась в конце 1980-х. Усовершенствованию подверглись центральный компьютер, двигатели, система управления вооружением. Самолёты, прошедшие капитальный ремонт, получили комплект средств противодействия J/APQ-1.
В декабре 2004 года в соответствии с новыми руководящими принципами программы национальной обороны правительство Японии утвердило среднесрочную программу модернизации F-15J. В рамках поэтапного совершенствования стоящих на вооружении истребителей предусматривалась установка нового катапультного кресла, замена двигателей F100-PW-220 усовершенствованными F100-PW-220E (производства японской корпорации IHI). Модернизированный истребитель F-15J Kai получил высокопроизводительный процессор главного компьютера, более мощный энергогенератор, системы охлаждения БРЭО и усовершенствованный радар AN/APG-63 (V) 1 (производился Mitsubishi Electric по лицензии). В состав вооружения введена ракета «воздух-воздух» большой дальности AAM-4, которая используется вместо американской УР AMRAAM.
В конце октября 2019 года удалось договориться с США продаже Японии РЛС АФАР APG-82 (v), аппаратуры Advanced Display Core Processor II и станций РЭБ AN/ALQ-239. В перспективе в распоряжении японских пилотов должна появиться нашлемная система целеуказания и новая ракета AAM-5, которая заменит УР ближнего боя AAM-3. Модернизированный истребитель F-15JSI может нести ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-158B JASSM-ER или AGM-158C LRASM. Предусмотрена модернизация 98 F-15J до уровня F-15JSI. Начало работ запланировано на 2022 год. Предварительная сумма сделки составляет $4,5 млрд.
Первоначально японское правительство намеривалось обменять все свои F-15J на истребители 5-го поколения F-35А Lightning II. Однако с учётом того, что «Лайтнинг» не оптимален для использования в роли перехватчика, от этих планов отказались. Ожидается, что японские «Орлы», имеющие значительный эксплуатационный ресурс, после окончания программы модернизации смогут активно эксплуатироваться ещё 15 лет.
Истребители F-2А/В
В середине 1980-х командование Воздушных сил самообороны озаботилось необходимостью замены не слишком удачного истребителя-бомбардировщика F-1, созданного в начале 1970-х японской компанией Mitsubishi Heavy Industries. Помимо решения ударных задач, новый боевой самолёт должен был быть способным вести воздушный бой с современными истребителями и осуществлять перехват в ближней зоне.
Одним из основных претендентов на роль лёгкого истребителя в японских ВВС являлся американский F-16С/D Fighting Falcon. Однако к тому моменту Япония стала экономической сверхдержавой, и верхушку национальных корпораций уже не устраивало лицензионное производство боевого самолёта, разработанного в другой стране. Уровень развития японской авиастроительной отрасли, достигнутый в конце 1980-х, вполне позволял спроектировать и построить лёгкий истребитель 4-го поколения. Но, исходя из политической конъюнктуры и желания сэкономить, было решено создавать новый истребитель совместно с США.
При строительстве «японо-американского» лёгкого истребителя предполагалось использовать последние достижения японской промышленности в области композитных материалов, металлургии, новых технологий обработки металлов, дисплеев, систем речевого распознавания, а также радиопоглощающих покрытий.
С японской стороны главными подрядчиками выступали компании Mitsubishi Heavy Industries, Kawasaki Heavy Industries и Fuji Heavy Industries, с американской – Lockheed Martin и General Dynamics.
Японский истребитель, получивший обозначение F-2, имеет много общего с американским «Сражающимся соколом», но при этом, безусловно, является самостоятельной конструкцией. F-2 отличается конструкцией планера, используемыми материалами, бортовыми системами, радиоэлектроникой, вооружением, и он несколько крупнее.
F-16C (Block 40) и F-2А
По сравнению с F-16C в конструкции F-2 значительно шире использованы новые композитные материалы, что обеспечило снижение относительной массы планера. Конструкция японского лёгкого истребителя технологически проще и легче. Крыло F-2 полностью новое, и его площадь на 25 % больше, чем крыло F-16C. Стреловидность «японского» крыла несколько меньше, чем у американского, под каждой консолью имеется 5 узлов подвески. В качестве силовой установки выбран усовершенствованный ТРДД General Electric F-110-GE-129. Истребитель F-2 почти полностью оснащён японской авионикой (с частичным использованием американских технологий).
Первый полёт прототипа состоялся 7 октября 1995 года. Всего было изготовлено 2 прототипа для наземных испытаний и 4 – лётных: два одноместных и два двухместных. В 1997 году лётные прототипы для проведения опытной эксплуатации передали Воздушным силам самообороны. Решение о серийном производстве было принято в сентябре 1996 года, поставки серийных образцов начались в 2000 году.
В Японии F-2А/В классифицируют как истребители поколения 4+. Считается, что именно этот серийный самолёт первым в мире получил бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой.
БРЛС J / APG-1
БРЛС J/APG-1 создана компанией Mitsubishi Electric. Подробно характеристики станции, работающей в частотном диапазоне 8–12,5 ГГц, не раскрываются. Известно, что её масса составляет 150 кг, дальность обнаружения цели с ЭПР 5 м², летящей с превышением, составляет 110 км, на фоне поверхности – 70 км.
В 2009 году началось производство улучшенной БРЛС J/APG-2. Одновременно с сокращением массы БРЛС удалось увеличить дальность обнаружения и количество одновременно сопровождаемых целей. В состав станции добавлен передатчик кодированных команд, что позволило ввести в состав вооружения модернизированного истребителя УР средней дальности AAM-4.
На самолётах, построенных после 2004 года, может устанавливаться тепловизор контейнерного типа J/AAQ-2, способный осуществлять обнаружение воздушных целей в передней полусфере. В состав БРЭО также входят интегрированная оборонительная система J/ASQ-2, система передачи данных J/ASW-20 и аппаратура «свой-чужой» AN/APX-113 (V).
Истребитель F-2В
Сборка истребителей велась на предприятии компании Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя. Всего с 2000 по 2010 год построено 58 F-2А и 36 F-2В. Последний заказанный самолёт поставлен Воздушным силам самообороны в сентябре 2011 года.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-2А на предприятии Mitsubishi Heavy Industries в Нагоя
В Воздушных силах самообороны истребители F-2А/В стоят на вооружении четырёх истребительных эскадрилий в трёх авиационных крыльях:
– 7-е авиакрыло, авиабаза Хаякури;
– 3-я истребительная тактическая эскадрилья;
– 4-е авиакрыло, авиабаза Мацусима;
– 21-я истребительная тактическая эскадрилья;
– 8-е авиакрыло, авиабаза Цуйки;
– 6-я истребительная тактическая эскадрилья;
– 8-я эскадрилья истребительная тактическая эскадрилья.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-2А и УТС Т-4 на авиабазе Мацусима
Несколько истребителей F-2А/В также имеются в лётно-испытательном центре на авиабазе Гифу и на авиабазе Хамамацу в школе лётчиков-истребителей.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-2А, F-4ЕJ и F-15J на авиабазе Гифу
Максимальная взлётная масса F-2А составляет 22 100 кг, нормальная, с 4 УР «воздух-воздух» малой дальности и с 4 УР средней дальности – 15 711 кг. Боевой радиус – 830 км. Потолок – 18000 м. Максимальная скорость на большой высоте – до 2460 км/ч, у земли – 1300 км/ч.
Против воздушных целей может использоваться выпускаемая по лицензии встроенная 20-мм шестиствольная пушка JM61A1, а также американские УР средней дальности AIM-7М Sparrow, японские УР средней дальности AAM-4, японские УР ближнего боя AAM-3 и AAM-5.
Истребители F-2А/В принимают участие в обеспечении контроля воздушного пространства и регулярно поднимаются навстречу самолётам, приближающимся к зоне ответственности системы ПВО Японии. Однако в последние несколько лет интенсивность полётов лёгких японских истребителей снизилась.
11 марта 2011 года 18 F-2А/В, находящихся на авиабазе Мацусима, были серьёзно повреждены в результате землетрясения и цунами. К марту 2018 года 13 самолётов удалось восстановить, а 5 истребителей списали.
Истребители F-35А/В
Приблизительно 10 лет назад японское правительство определилось с истребителем, который должен был заменить устаревший F-4EJ. Вполне предсказуемо им стал F-35А Lightning II. До этого Япония безуспешно пыталась приобрести лицензию на производство F-22А Raptor.
Судя по всему, японские F-35А в основном ориентированы на решение ударных задач. «Лайтнинг» с максимальной взлётной массой 29 000 кг, боевым радиусом без дозаправки и ПТБ – 1080 км, способный развить скорость не более 1930 км/ч – больше подходит именно для этого. Перехватом и завоеванием господства в воздухе будут заниматься эскадрильи, вооруженные модернизированными тяжелыми истребителями F-15J Kai и F-15JSI.
Истребитель F-35А Воздушных сил самообороны Японии
Хотя по ряду критериев F-35А сложно считать истребителем 5-го поколения, он оснащён достаточно совершенным БРЭО. На самолёте установлена многофункциональная БРЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям. В распоряжении пилота имеется электронно-оптическая система AN/AAQ-37 с распределённой апертурой, состоящая из датчиков, расположенных на фюзеляже, и вычислительного комплекса обработки информации. ЭОС позволяет своевременно предупреждать о ракетной атаке самолёта, обнаруживать позиции ЗРК и зенитной артиллерии, производить пуск ракеты «воздух-воздух» по цели, летящей за самолётом.
Всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения AAQ-40 обеспечивает захват и сопровождение любых наземных, надводных и воздушных целей без включения БРЛС. Она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также фиксировать облучение самолёта лазером. Станция постановки помех AN/ASQ-239 в автоматизированном режиме противодействует различным угрозам: ЗРК, наземным и корабельным радиолокаторам, а также БРЛС истребителей.
В декабре 2011 года состоялось подписание контракта стоимостью $10 млрд на поставку 42 истребителей F-35A. Первые четыре F-35A были построены корпорацией Lockheed Martin на предприятии в Форт-Уорт (Техас). Головной самолёт этой партии передан японской стороне 23 сентября 2016 года.
Остальные 38 F-35А должны быть собраны на предприятии Mitsubishi Heavy Industries в городе Нагоя. Выкатка первого серийного японского истребителя 5-го поколения, собранного на территории Японии, состоялась 5 июня 2017 года.
Истребители F-35A Воздушных сил самообороны на авиабазе Мисава
По состоянию на конец 2020 года, Воздушные силы самообороны Японии получили 18 самолетов F-35A, один из которых (первый самолет японской сборки) потерпел катастрофу 9 апреля 2019 года.
Истребители F-35A должны заменить в 301-й и 302-й тактических истребительных эскадрильях снятые с вооружения F-4EJ Kai. При перевооружении на F-35A обе эскадрильи переводятся из состава 7-го крыла в Хякури в состав 3-го крыла в Мисава.
Спутниковый снимок Google Earth: выведенные из эксплуатации истребители F-4EJ Kai на авиабазе Хякури
9 июля 2020 года Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) уведомило Конгресс США о предстоящей продаже Японии 105 истребителей 5-го поколения F-35 Lightning II – в том числе 63 истребителей F-35A и 42 истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Данная поставка одобрена Государственным департаментом США. Общая стоимость предполагаемой поставки составит $23,11 млрд. В стоимость контракта входят пакеты обучения и технической поддержки. Вооружение будет оплачено отдельно.
Истребители F-35BJ (cпециально доработанные в соответствии с японскими требованиями) должны войти в состав авиакрыльев «эсминцев-вертолетоносцев» проектов 22DDH/24DDH (Izumo и Kaga). При существующих размерах авиационных ангаров ЭВ проектов 22/24DDH в них можно разместить 10 истребителей F-35BJ.
Истребители F-35В на палубе корабля
Максимальный взлётный вес F-35BJ составляет 27,2 т. В зависимости от соотношения массы топлива и боеприпасов палубные F-35BJ имеют минимальный боевой радиус 830 км и максимальный – 1110 км. При выполнении задач ПВО истребитель оснащается четырьмя УР AIM-120C и двумя УР AIM-9Х. С таким вооружением самолет обладает максимальным боевым радиусом.
Авиационные эксперты считают, что палубные истребители F-35BJ, благодаря своим мощным радиолокационным станциям, смогут осуществлять поиск воздушных целей и после их классификации в режиме реального времени передавать данные по цифровым каналам шифрованной связи типа MADL на командные пункты ПВО, оснащённые элементами АСУ JADGE.
Ракеты «воздух-воздух», используемые в составе вооружения японских истребителей
На первом этапе японские истребители несли ракеты американского производства. Ракетами ближнего боя с ИК ГСН AIM-9В/Е Sidewinder оснащались истребители F-86F и F-104J, УР AIM-9Р входили в состав вооружения F-4J. В настоящее время УР AIM-9В/Е/Р не используются. Ракетами AIM-9L/M вооружались истребители F-4EJ Kai и F-15J. С 1961 года в Японию было поставлено 4541 AIM-9.
Ракеты средней дальности с полуактивным радиолокационным наведением AIM-7Е Sparrow поступили вместе с «Фантомами». Впоследствии они были заменены УР AIM-7F, в состав вооружения японских «Орлов» входили AIM-7М, но сейчас они почти полностью вытеснены ракетами японского производства. Всего Воздушные силы самообороны получили 3098 ракет AIM-7 всех модификаций.
Первой ракетой воздушного боя, созданной в Японии, стала ААМ-3, этих ракет было выпущено более 1930 единиц (подробней здесь: Японские истребители-перехватчики в годы холодной войны). К настоящему времени усовершенствованный вариант УР ААМ-3 практически полностью вытеснил американские ракеты AIM-9L/M на японских «Орлах».
В 1985 году компания Mitsubishi Electric приступила к созданию ракеты «воздух-воздух» большой дальности. Работы в этом направлении стартовали после того, как правительство Японии решило подстраховаться на случай отказа США экспортировать УР AIM-120 AMRAAM. Испытания новой ракеты начались в 1994 году, а в 1999 году она была принята на вооружение под обозначением ААМ-4.
Незадолго до принятия решения о массовых закупках УР ААМ-4 от США была получена небольшая партия ракет AIM-120 AMRAAM модификаций В и С-5, испытания которых проходили на нескольких истребителях F-15J/DJ, принадлежащих Учебному корпусу. Однако по итогам тестирования предпочтение было отдано японской ракете ААМ-4.
Масса готовой к применению УР ААМ-4 составляет 220 кг. Диаметр – 203 мм. Длина – 3667 мм. Максимальная скорость – 1550 м/с. Дальность стрельбы не раскрывается, но, по мнению зарубежных экспертов, она более 100 км. На ракете используется комбинированная система наведения: на начальном этапе – программное, на среднем – радиокомандное, на завершающем – активное радиолокационное самонаведение. Ракета оснащена боевой частью направленного действия. По сравнению с американской AIM-120 AMRAAM: расширены возможности поражения целей с небольшой ЭПР на малых высотах.
Эти ракеты могли использоваться только на истребителях F-15J Kai. На испытаниях выявилось, что вычислительных мощностей бортового компьютера не модернизированного истребителя F-15J не хватает для уверенного управления ракетой в радиокомандном режиме на среднем участке траектории.
В 2009 году на вооружение поступила улучшенная ракета ААМ-4В. Эта модификация оснащена ГСН с АФАР и новым процессором с улучшенной функцией селекции целей. Использование более энергоёмкого твёрдого топлива позволило увеличить дальность стрельбы. По информации, опубликованной в японских СМИ, при атаке цели на встречном курсе дистанция стрельбы приблизительно на 30 % выше, чем у американской AIM-120С-7 AMRAAM.
На данный момент Воздушным силам самообороны поставлено 440 ракет ААМ-4 всех модификаций. Кроме того, выдан заказ ещё на 200 УР ААМ-4В. Этими ракетами вооружат модернизированные истребители F-2А/В и F-15JSI.
В 2004 году фирма Mitsubishi Electric начала практические работы по созданию новой УР ближнего боя. Если японская ракета ААМ-3 предыдущего поколения была построена по мотивам американской УР AIM-9, то новая ААМ-5 сконструирована «с чистого листа».
Ракета ААМ-5 на законцовке крыла истребителя F-2A, ниже подвешена УР ААМ-3
Испытания ААМ-5 проводились с сентября 2015 по июнь 2016 года.
Закупка первой партии из 110 ракет состоялась в 2017 году. В настоящее время оформлен заказ на приобретение ещё 400 УР ААМ-5. Поставка должна быть завершена в 2023 году.
Масса УР ААМ-5 по разным данным составляет 86–95 кг. Диаметр – 126 мм. Длина – 2860 мм. Максимальная дальность стрельбы – 35 км. Максимальная скорость – более 1000 м/с. Ракета снабжена неконтактным лазерным взрывателем.
По сравнению с ракетой предыдущего поколения ААМ-3: новая УР ближнего боя ААМ-5 обладает существенно большими возможностями по поражению высокоманёвренных воздушных целей в сложной помеховой обстановке. Комбинированная ИК-УФ головка самонаведения, разработанная компанией NEC, имеет большие углы обзора и может осуществлять селекцию цели в условиях интенсивного применении тепловых ловушек. Благодаря наличию радиокомандной линии управления, возможна стрельба по визуально не наблюдаемым целям, захват цели ГСН в этом случае происходит уже после пуска. Сообщается, что ракета ААМ-5 существенно превосходит по манёвренности американскую AIM-9X, однако стоимость японской УР примерно в два раза выше.
25 октября 2015 года на авиабазе Гифу была продемонстрирована усовершенствованная ракета ААМ-5В. На снимке видно, что длина этой УР по сравнению с первой модификацией увеличена, но никаких подробностей не приводится.
Япония самостоятельно производит всю линейку ракет «воздух-воздух», используемых на истребителях F-2А/В и F-15J/DJ. Однако, в связи с закупкой истребителей F-35A, была вынуждена приобрести УР ближнего боя AIM-9X-2 (AIM-9X Block II) и ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН AIM-120C-7.
Это связано с тем, что БРЭО американского истребителя 5-го поколения и его узлы подвески не совместимы с ракетами японского производства. Однако в СМИ просочилась информация, что компания Mitsubishi Heavy Industries в настоящее время ведёт работы по адаптации ракет японского производства с истребителями F-35A, сборка которых осуществляется на предприятии в городе Нагоя.
Автор: Линник Сергей