Воздушный таран в ВОВ
Воздушный таран - кошмар немецких асов
Как правило, в жизни, труднее всего отвечать на самые простые вопросы. Именно такой «простой» вопрос о том, что побудило нас обратиться к теме воздушных таранов, совершенных советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны, был и задан авторам при подготовки данной статьи к печати. Хотелось бы дать ответ одной емкой и чеканной фразой, но, увы, нам придется затратить на ответ несколько больше места.
Во-первых, авторы считают, что любой штрих в истории Великой Отечественной войны просто не может быть лишним. Чем меньше будет в описании событий тех лет неясностей и недоговоренностей, тем легче нам, потомкам, оценить масштабы нашей Победы. Во-вторых, точное знание факта особенно важно при освещении героических поступков, к каковым, без сомнения, относятся наивысшие проявления мужества и воли летчика – воздушные тараны. Наконец, в-третьих, это просто наш долг перед теми, кто сражался за нашу Родину в огненном военном небе.
Мы не претендуем на абсолютно полное освещение темы. При этом нашу совесть успокаивает то, что даже генерал А.Д. Зайцев, имевший значительно большие возможности, в своем исследовании (А.Д. Зайцев, Оружие сильных духом. Монино, 1984) не смог найти исчерпывающую информацию по целому ряду боевых эпизодов. Несомненно, что и у нас в некоторых случаях могут быть фактические ошибки. Читатели в праве, как согласиться с нами, так и аргументировано опровергнуть наши доводы. С немецкой стороны нами привлекались ежедневные сводки потерь из германского Бундесархива. Эти документы представляют собой весьма ценный исходный материал для историка. Однако в полном объеме сводки сохранились только до конца 1943 года. Кроме того, как и любые документы, составленные «по горячим следам», они не свободны от различных ошибок. Дополнительную трудность создает то, что довольно часто в сводках отсутствует не только причина гибели, но и хотя бы приблизительное место.
И еще одно существенное замечание. Практически невозможно провести стопроцентную идентификацию эпизодов воздушной войны в условиях массированного применения авиации на отдельных участках фронта. В связи с этим мы не стали в некоторых случаях брать на себя смелость относить известные нам потери противника на счет того или иного советского летчика, таранившего врага в воздухе. Хотя нередко вероятность гибели вражеской машины от таранного удара значительно выше, чем от других причин.
Первое упоминание о «русском» способе воздушного боя содержится в документах Люфтваффе от 1 июля 1941 года. В этот день в районе Могилева в результате тарана был потерян Не-111Н-5 (заводской номер w/n 4057, бортовой код А1+СN) из 5./KG53. Все находившиеся на борту, в том числе военный корреспондент пропали без вести. В работе А.Д. Зайцева нет сведений о таранах в этот день. Однако в книге Р.С. Иринархова (Западный особый... Минск, 2002), есть упоминание, что 1 июля в районе Могилева старший лейтенант Николай Васильевич Терехин из 161-го иап таранил вражеский бомбардировщик.
У А.Д. Зайцева этот эпизод проходит под 10 июлем. Однако внимательное изучение обоих сообщений приводит к мысли, что в данном случае уважаемый автор ошибается. Вообще этому тарану «повезло». Не менее известный Д.Б. Хазанов в своей недавно вышедшей книге «Неизвестная битва в небе Москвы. Оборонительный период» утверждает, что этот «Хейнкель» 2 июля таранил летчик 11-го иап лейтенант С.С. Гошко.* [К сожалению, то, что самолет из KG53 Гошко не таранил, абсолютно верно. Но найти «его немца» нам пока не удалось] Документы из Бундесархива не позволяют нам присоединиться к этой версии.
Немецкий бомбардировщик «Хейнкель» He-111
9 июля 1941 года бомбардировщик СБ из 208-го сбап, пилотируемый лейтенантом Александром Васильевичем Курочкиным, в районе города Себеж был атакован немецкими истребителями и загорелся. Тогда лейтенант Курочкин направил свою горящую машину на вражеский истребитель. Вместе с командиром погибли штурман Константин Дмитриевич Степанов и воздушный стрелок Сергей Константинович Салангин. Воздушные тараны совершенные бомбардировщиками – явление редкое. Тем не менее в документах противника зафиксирован таран «Мартин-бомбера», как называли наши СБ немцы, уничтоживший вместе с двумя летчиками Bf-110E-1 (w/n 4084, 3U+DM) из состава 4./ZG26.
18 июля 1941 г. командир звена 71-го иап ВВС КБФ, старший лейтенант Владимир Александрович Михалев, патрулируя на И-153 в районе моста через реку Нарва, атаковал ближний разведчик Hs-126. Произведя несколько атак и расстреляв весь боекомплект, таранил его. «Хеншель» врезался в землю, а Михалев смог посадить поврежденную «чайку» на своем аэродроме. По немецким документам был таранен Hs-126 (w/n 4026) из 2.(Н)/21. Правда экипажу «костыля» повезло, пилот и летнаб остались живы и невредимы.
Советский бомбардировщик СБ
23 июля 1941 года младший лейтенант Иван Иванович Новиков, таранил над городом Смела, самолет, принятый им за «Хейнкель-111». Фактически в этой атаке пострадал (повреждение 55%, по немецкой классификации) Ju-88A-5 (w/n 8256, В3+АН) из 1./KG54. Его пилот лейтенант Яров сумел довести свой самолет до полевого аэродрома. Он благополучно пережил войну, и, не смотря на солидный возраст, до сих пор в полном здравии. К счастью, господин Яров не знает русского языка и не может прочесть того, что писали в отечественной прессе про таран 23 июля.
25 июля 1941 года из разведывательных полетов в район советской столицы не вернулись два Ju-88A-5. Один из них (w/n 0285, F6+AK) принадлежал 2.(F)/122, второй (w/n 0453, F6+АО) – Erganzungstaffel/122. Обе машины были уничтожены истребителями 6-го иак ПВО. Один из них таранил лейтенант Борис Андреевич Васильев из 11-го иап. Немецкий самолет упал и разбился, а наш летчик благополучно сел на свой аэродром.* [Мы склоняемся к мысли, что на счету Васильева второй Ju-88]
Немецкий бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88
В ночь с 28 на 29 июля 1941 года в небе Москвы немцы потеряли Не-111Н (w/n 4115, 1H+GS) из состава III./KG26. В данном случае совпадают данные обеих сторон. Таранил вражеский бомбардировщик старший лейтенант Петр Васильевич Еремеев из 27-го иап 6-го иак ПВО.
В ночь с 9 на 10 августа 1941 года старшим лейтенантом Виктором Александровичем Киселевым из 34-го иап 6-го иак ПВО на подступах к столице тараном был уничтожен бомбардировщик врага. По немецким данным 9 августа на свой аэродром не вернулся Не-111Н-5 (w/n 4250, А1+НН) из 1-го отряда 53-й бомбардировочной эскадры, который был сбит над Москвой зенитным огнем. Некоторое разночтение в этом эпизоде, на наш взгляд, не настолько серьезно, чтобы исключить версию об удачном таране.
11 августа 1941 года на самолете МиГ-3 совершил высотный таран заместитель командира эскадрильи уже упоминавшегося 27-го иап, лейтенант Алексей Николаевич Катрич. Немецкие источники подтверждают в этот день потерю по неизвестной причине разведчика Do-215 (w/n 0075, L5+LC) из 1./ObdL, совершавшего разведывательный полет по маршруту Орел–Тула. Его экипаж, во главе с лейтенантом Р. Родером, числится пропавшими без вести.
15 августа согласно немецким документам истребителем противника, в районе Николаева, был сбит бомбардировщик Ju-88А-4 (w/n 1236) из 3-й отряда 51-й бомбардировочной эскадры. Этот эпизод уточняет изданная после войны история 51-й эскадры. Фактически «юнкерс» был таранен «у западного побережья Крыма» советским истребителем. Но, не смотря на повреждения, экипаж лейтенанта Унрау сумел «дотянуть» свою машину до Румынии, над которой он, в полном составе, включая раненого бортстрелка унтер-офицера Полока, благополучно покинул самолет на парашютах. Возможно, что этот эпизод связан с подвигом младшего лейтенанта Владимира Федоровича Грека из 9-го иап ВВС ЧФ. Прикрывая на переходе морем буксируемый из Николаева плавучий док, он таранил вражеский самолет. Сам летчик при этом погиб*. [В книге А.Д. Зайцева несколько неуверенно называется дата подвига] В советской хронике событий на Черном море о таране не упоминается. По ее данным в этот день летчики ВВС ЧФ провели несколько воздушных боев у западного побережья Крыма. При этом было сбито два «юнкерса» и потерян один Як-1.
А.Н. Катрич возле своего МиГ-3. июль 1941 г.
20 августа 1941 года не вернулся на свой аэродром из полета на разведку погоды в районе Орел–Вязьма–Калинин Не-111Н-3 (w/n 3183, 5М+А) из состава 26-го отряда метеоразведки. Весьма вероятно, что именно его уничтожил тараном лейтенант 24-го иап ПВО Павел Васильевич Деменчук. На таран он пошел, уже будучи тяжело раненым стрелками «хейнкеля». Оба самолета разбились северо-западнее г. Медынь. Наш пилот погиб, немцы числятся пропавшими без вести.
9 сентября 1941 года летчик 124-го иап младший лейтенант Николай Леонтьевич Грунин на подступах к Туле таранил бомбардировщик противника. По немецким данным из разведки по маршруту Вязьма–Тула–Орел не вернулся Ju-88А-5 (w/n 0587, 6М+DМ) отряда дальней разведки 4.(F)/14. Наш летчик приземлился на парашюте. Из экипажа немецкого разведчика спасся и попал в плен только пилот.
14 сентября снова отличились истребители 124-го иап. На перехват очередного воздушного разведчика были подняты младшие лейтенанты Владимир Иванович Довгий и Борис Григорьевич Пирожков. Для уничтожения вражеской машины им пришлось совершить двойной таран. Оба летчика благополучно приземлились на аэродроме. Почти «несбиваемым» оказался самолет-разведчик Ju-88A-4 (w/n 1267) из 1.(F)/33. Он не вернулся из полета в район Вязьма–Тула.
Советский истребитель И-16
28 сентября 1941 года старший лейтенант 32-го иап ВВС ЧФ Семен Евстигнеевич Карасев таранил над Севастополем вражеский разведчик. Рискнем предположить, что это был Do-215 (w/n 0045, T5+EL) из 3.(F)/ObdL, пропавший без вести в неустановленном районе. Так как ранее этот отряд уже терял свои самолеты над Севастополем, то мы не очень погрешим против здравого смысла, если допустим, что и 28 сентября немецкий разведчик работал в этом же районе.
В тот же день младший лейтенант Георгий Никандрович Старцев из 171-го иап у станции Скуратово Тульской области таранил вражеский бомбардировщик. Старцеву пришлось покинуть в воздухе свой поврежденный истребитель, и он благополучно приземлился с парашютом. Послевоенная история 100-й бомбардировочной группы (впоследствии эскадры) «Викинг» красочно описывает, как в этот день один из «хейнкелей» 1-го отряда (Не-111Н-6, w/n 4441), вылетевших в район Орел–Горбачево, был таранен советским И-16. Однако бомбардировщик упал не сразу, а смог пересечь линию фронта. При вынужденной посадке летчик не справился с управлением и врезался в сельский дом. Три члена экипажа получили ранения, в том числе двое – тяжелые. По немецким данным эта 60%-я потеря.
Немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do-215
18 октября 1941 года пропал без вести в не установленном районе Do-215 (w/n 0063, P5+LL) из 3.(F)/ObdL. В этот же день лейтенант Николай Иванович Савва из 32-го иап ВВС ЧФ, пилотировавший МиГ-3, над Балаклавой таранил вражеский разведчик, идентифицированный им как «Дорнье-215». В этом случае совпадений даже больше, чем при таране его однополчанина С.Е. Карасева 28 сентября 1941 года.
В ночь с 4 на 5 ноября в небе Ленинграда таранил немецкий бомбардировщик младший лейтенант Алексей Тихонович Севастьянов из 26-го иап. Сам он приземлился на парашюте, а протараненный им самолет противника рухнул на Таврический сад.
В эту ночь 1-й отряд 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вевер» не досчитался Не-111Н-5 (w/n 3816, 5J+DM) вместе с пятью членами экипажа.
4 декабря 1941 года у г. Медвежьегорска лобовым тараном на истребителе И-16 уничтожил самолет противника старший лейтенант Николай Федорович Репников из 152-го иап. Сам летчик при этом погиб. В этот день зафиксирована потеря истребителя Morane-Saulnier MS.406 (бортовой номер MS–329) и его пилота сержанта Т. Томминена из эскадрильи LeLv28 финских ВВС.
В первый день 1942 года был уничтожен первый вражеский самолет в районе Сталинграда. Недалеко от станицы Иловлинской сержант 788-го иап 102-й иад ПВО Юрий Витальевич Лямин винтом отрубил хвостовое оперение «Юнкерса-88». Два немецких летчика выпрыгнули с парашютом и были взяты в плен. Вероятно, это был пропавший без вести Ju-88 (w/n 1458, E6+NM) из 4.(F)/122.
24 января 1942 года лейтенант Василий Аверкиевич Книжник, заместитель командира эскадрильи 65-го шап на встречном курсе таранил своим И-153 финский «Брюстер» атаковавший его ведомого*. [У А.Д. Зайцева, вероятно, ошибочно указана дата тарана 24.02.1942 года] При этом он смог совершить посадку на своей машине. Финские источники сообщают о гибели в воздушном бою истребителя Brewster B-239 (бортовой номер BW-358) из эскадрильи LeLv24 вместе с пилотом.
Седьмого февраля 1942 года в районе Череповца совершил таран старший политрук Алексей Николаевич Годовиков, комиссар эскадрильи 740-го иап. К сожалению, летчик погиб вместе со своим истребителем МиГ-3. Немцы в этот день потеряли Ju-88D-1 (w/n 1687, F6+EN), принадлежавший 5.(F)/122 не вернувшийся из разведки района Вологда – Череповец.
29 марта 1942 года шесть самолетов «Кертисс» О-52, полученных по ленд-лизу, перегоняли из Иванова под Ленинград для 12-й отдельной корректировочной эскадрильи. При подходе к аэродрому Плеханово тихоходные корректировщики была внезапно атакована «мессершмиттами». Спасая товарищей, командир звена, младший лейтенант Петр Казимирович Жилинский лобовым тараном уничтожил один из нападавших истребителей. Оба самолета с небольшой высоты упали на землю. Жилинский погиб, а его летчик-наблюдатель Самуил Израилевич Новорожкин был выброшен ударом из кабины и сумел раскрыть свой парашют.
Немцы признают потерю по неизвестной причине Bf-109F-4 (w/n 7487) из 8./JG54. Его пилот, ефрейтор Й. Хофер, числится пропавшим без вести (по советским данным он тоже смог воспользоваться парашютом и попал в плен). В некоторых зарубежных источниках дополнительно сообщается, что «мессершмитт» погиб при столкновении со сбитым советским самолетом
" Кертисс " О-52 Оуэл ( Сова ) мл. л-та П.К. Жилинского из 12-й ОКрАЭ. Март 1942 г.
20 мая 1942 года в районе Ельца младший лейтенант Виктор Антонович Барковский из 591-го иап ПВО таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик. Сам летчик погиб. По данным противника в этот день из разведки по маршруту Касторное–Липецк–Ливны не вернулся самолет-разведчик Ju-88D (w/n 2832, TL+BL) из 3.(F)/10.
31 мая 1942 года отличился, будущий дважды Герой Советского Союза, лейтенант Амет-Хан Султан.
На подступах к Ярославлю он тараном уничтожил вражеский самолет, а свой истребитель благополучно посадил на аэродром. Немецкие архивы подтверждают гибель Ju-88D-1 (w/n 1604, 5T+DL) из 3.(F)/ObdL, не вернувшегося из разведки района Вологда–Рыбинск.
Следующий эпизод подтверждает, что и архивным документам не всегда можно верить. Согласно немецким сводкам 3 июня 1942 года в районе Полтавы пропал без вести со всем экипажем разведчик Ju-88 (w/n 721) из 3.(F)/10. Однако пилот этого самолета Д. Пюттер не погиб. Попав в плен, он пережил войну и несколько лет назад опубликовал свои воспоминания о событиях того дня. Фактически немецкую машину южнее Липецка таранил лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин, летчик 487-го иап ПВО. Кстати, наш герой также благополучно довоевал до Победы.
День 3 июня отмечен ещё одним тараном. Под Малоярославцем младший лейтенант Михаил Александрович Родионов из 562-го иап ПВО ценой собственной жизни на малой высоте уничтожил вражеский бомбардировщик. У противника из разведывательного полета по маршруту Киров–Калуга не вернулся Ju-88D-5 (w/n 1764, 6M+LM), принадлежавший отряду дальней разведки 4.(F)/11.
16 июля 1942 года на аэродроме Шаталово сел на вынужденную бомбардировщик Ju-88А-4 (w/n 3711) из состава 2-го отряда 3-й бомбардировочной эскадры. Его повреждения были так велики (80%), что самолет восстановлению не подлежал и был списан. По советским данным в этот день совершил свой таран старший лейтенант 18-го гвардейского иап Михаил Васильевич Куликов.
Советский истребитель Як-1
27 июля 1942 года на подступах к Горькому в районе г. Павлова-на-Оке таранил «Юнкерс-88» старший лейтенант 722-го иап ПВО Петр Иванович Шавурин. Сам же после тарана благополучно приземлился на парашюте. По архивным данным его противником был Ju-88D-5 (w/n 430022) из 1.(F)/ObdL. Ровно через пять месяцев, день в день, Петр Иванович снова нанес ущерб группе воздушной разведки командования Люфтваффе. На этот раз он таранил разведчика в районе станции Поворино, «приземлив» Ju-88D (w/n 1730, Т5+АК) из состава 2.(F)/ObdL. Вскоре, 14 февраля 1943 года П.И. Шавурин получил звание Героя Советского Союза.
2 августа на Карельском фронте сержант 760-го иап Борис Андреевич Мясников крылом своего «Харрикейна» таранил вражеский истребитель, но сам при этом погиб. Финский исследователь Ханну Валтонен считает, что в этой атаке был уничтожен Bf-109E-7 (w/n 5559) из 4./JG5, пилот которого, унтер-офицер В. Треттер, остался жив и попал в плен*. [Х. Валтонен работает в тесном контакте с историком из Мурманска Ю.В. Рыбиным. Компетентность этого дуэта в вопросах воздушной войны в Заполярье не вызывает ни малейших сомнений, поэтому все эпизоды, связанные с событиями на этом участке Восточного фронта, даны по их материалам]
4 августа 1942 года в районе Чертолино (Калининский фронт) старший лейтенант 5-го гвардейского иап Ибрагим Шагиахмедович Бикмухаммедов на самолете ЛаГГ-3 крылом таранил вражеский истребитель. Сам на поврежденной машине сумел сесть на свой аэродром. Если допустить, что в немецкие сводки вкралась небольшая ошибка, то тогда на счету нашего летчика Bf-109F-4 (w/n 9541) из 11./JG51, числящийся как получивший повреждения (40%) в результате тарана 3 августа.
Немецкий истребитель «Мессершмитт» Bf-109E
4 августа 1942 года в районе Чертолино (Калининский фронт) старший лейтенант 5-го гвардейского иап Ибрагим Шагиахмедович Бикмухаммедов на самолете ЛаГГ-3 крылом таранил вражеский истребитель. Сам на поврежденной машине сумел сесть на свой аэродром. Если допустить, что в немецкие сводки вкралась небольшая ошибка, то тогда на счету нашего летчика Bf-109F-4 (w/n 9541) из 11./JG51, числящийся как получивший повреждения (40%) в результате тарана 3 августа.
10 августа 1942 года на подступах к Новороссийску на горящем истребителе ЛаГГ-3 пошел в свою последнюю атаку младший лейтенант Михаил Алексеевич Борисов, командир звена 62-го иап ВВС ЧФ. Ценой собственной жизни он уничтожил Не-111Н-6 (w/n 7063), принадлежавший штабу 55-й бомбардировочной эскадры.
28 августа 1942 года младший лейтенант Костиков из 729-го иап ПВО на самолете «Харрикейн» таранил вражеский бомбардировщик на подступах к Архангельску. К стыду своему, мы даже не знаем имени героя. У противника числится погибшим Ju-88A-4 (w/n 2148, 4D+AN) из 6-го отряда 30-й бомбардировочной эскадры.
Восьмого сентября 1942 года немецкие документы отмечают потерю над Камышиным, в результате тарана, бомбардировщика Не-111Н-6 (w/n 4675, 6N+НН) из 1./KG100. По советским данным, вражеский самолет ценой собственной жизни уничтожил старший лейтенант Аркадий Степанович Кострицын, командир эскадрильи 431-го иап.
На следующий день на другом краю огромного фронта совершил свой таран пилот 145-го иап лейтенант Ефим Автономович Кривошеев. В воздушном бою над Мурманском его «Аэрокобра» разнесла вдребезги Bf-109F-4 (w/n 8245) обер-ефрейтора Г. Хоффмана из 6./JG5.
«Aircobra I» гвардии л-та Е.А. Кривошеева из 19-го гв. ИАП, сентябрь 1942 г.
11 сентября 1942 года старший сержант Дмитрий Васильевич Гудков, летчик 976-го иап, вылетел на перехват немецкого разведчика, обнаруженного в районе станции Полласовка, севернее Сталинграда. В результате поиска противник был обнаружен и уничтожен тараном. Немецкий самолет упал недалеко от селения Кайсацкое, два летчика попали в плен. Сам Гудков покинул поврежденный самолет и приземлился на парашюте. По данным Бундесархива в этот день не вернулся из разведки района Камышин – Сталинград самолет Ju-88D–1 (w/n 430333, Т1+DL) из отряда дальней разведки 3.(F)/10. Четыре члена экипажа числятся пропавшими без вести.
14 сентября 1942 года под Сталинградом пилот 237-го иап сержант Илья Михайлович Чумбарев лопастями винта своего истребителя обрубил оперение у вражеского корректировщика «Фокке-Вульф-189». «Рама» рассыпалась в воздухе, а её экипаж попал в плен. Сам Чумбарев, не смотря на ранение, полученное при таране, благополучно сел на свой аэродром*.
И.М. Чумбарев возле тараненой им «рамы». 14 сентября 1942 г.
[Кстати, этому тарану также не повезло в плане датировки. В статье В. Котельникова и Д. Хазанова «Легендарная «рама» в журнале «Мир авиации» его даже отнесли на 17 декабря 1942 года] По немецким данным в этот день в районе Сталинграда был потерян со всем экипажем FW189 (w/n 2331, 2Т+СН), принадлежавший отряду ближней разведки 1.(Н)/10.
15 сентября 1942 года младший лейтенант из 721-го иап Степан Федорович Кырчанов таранил над Сталинградом бомбардировщик «Юнкерс-88». Немецкие документы подтверждают, что в районе устья реки Царицы тараном был уничтожен Ju-88А-4 (w/n 5749, F1+ВТ) командира 9-го отряда 76-й эскадры. Сам командир и один из членов экипажа хотя и получили при этом ранения, но смогли приземлиться на парашютах на немецкой территории. Ещё двое немцев оказались по другую сторону линии фронта и считаются пропавшими без вести.
18 сентября 1942 года вновь отличился морской летчик из 62-го иап ВВС ЧФ. Над Геленджиком, капитан Семен Степанович Мухин, на своем Як-1 таранил немецкую «раму».
Выпрыгнув с парашютом, наш пилот сумел не только спастись сам, но и (тут из песни слов не выкинешь) расстрелять двух немецких летчиков со сбитого им самолета. По немецким данным в этот день не повезло экипажу вылетевшего в район Кабардинки FW-189 (w/n 2278, M4+CR) из отряда 7.(H)./32. Все немецкие летчики числятся пропавшими без вести.
Fw189 из 7.(H)/132. Таранен 18.09.42 г. капитаном С.М. Мухиным из 62-го иап ВВС Черноморского флота
На следующий день в районе Сталинграда были совершены два воздушных тарана. Майор Лев Исаакович Бинов, военком 512-го иап, тараном уничтожил «мессершмитт-110». Капитан Владимир Никифорович Ченский, командир эскадрильи 563-го иап – «Мессершмитт-109». Архивы противника также сообщают о двух таранах. В одном из них погиб Bf-110E (w/n 4541, S9+AH) из 1./ZG1. Во втором случае – Do-17 (w/n 3486), принадлежавший отряду 2.(F)/11, получил повреждения (по немецкой классификации – 40%), но сумел сесть на аэродром Тацинская.
4 октября 1942 года на перехват вражеского разведчика вылетел сержант 802-го иап Николай Федорович Шутов. Недалеко от Сызрани он таранил немецкую машину, но сам погиб. Из числа экипажа разведчика двое были взяты в плен. Можно предположить, что в этом эпизоде речь идет о пропавшем без вести в неизвестном районе Ju-88D-1 (w/n 1635, T5+EL) из уже упоминавшейся 3.(F)/ObdL.
10 октября 1942 года старший лейтенант Иван Филиппович Казаков, командир звена 572-го иап, не имея боеприпасов, таранил на своем ЛаГГ-3 вражеский самолет-разведчик. Немецкая машина рухнула на землю в 60 км северо-западнее Астрахани, а Иван Филиппович благополучно сел на свой аэродром. По данным немецких архивов в этот день не вернулся из разведки по маршруту Астрахань–Елань Ju-88D-1 (w/n 1613, Т1+КL) из состава 3.(F)/10.
14 декабря 1942 года у станицы Солдатская Краснодарского края младший лейтенант Виктор Николаевич Макутин, летчик 84-го иап, таранил вражеский истребитель. По данным противника в результате тарана был сбит Bf-109G-2 (w/n 13881) из 7./JG52. Оба пилота погибли.
28 марта 1943 года старший лейтенант Борис Петрович Николаев из 768-го иап 122-й иад ПВО, защищавшей небо Мурманска, таранным ударом своего «Киттихаука» уничтожил вражеский истребитель.
Предполагается, что в результате этой атаки немцы потеряли Bf-109F-4 (w/n 7544) из 7./JG5. Наш летчик спасся на парашюте.
21 мая 1943 года в районе острова Лавенсари в лобовой атаке сошлись И-153 из 71-го иап ВВС КБФ и финский «Мессершмитт». Волны Финского залива приняли, то, что осталось от «чайки» сержанта Анатолия Васильевича Ситникова и уничтоженного им ценой собственной жизни Bf-109G-2 (бортовой номер MT-228) с пилотом лейтенантом Т. Сааласти из эскадрильи LeLv34 ВВС Суоми.
В ночь с 7 на 8 июня 1943 года старший лейтенант Борис Сергеевич Табарчук из 722-го иап ПВО таранил над Горьким вражеский бомбардировщик. Свой поврежденный истребитель Табарчук посадил на аэродром. Однако не погиб и немецкий самолет. Не-111 из 5./KG4 (5J+KN) смог долететь до Орла и благополучно сесть на аэродром. Этот эпизод не найден в архивных документах, но приводится в послевоенной истории 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вевер».
Немецкий истребитель «Мессершмитт» Bf-109F
24 июля 1943 года в немецких документах зафиксирована гибель в результате тарана вместе с тремя членами экипажа FW-189А-3 (w/n 2228) из состава 15-й ближнеразведывательной группы 6-го Воздушного флота Люфтваффе. По советским данным в этот день в районе поселка Ломовец Орловской области вражеский самолет таранил командир эскадрильи 53-го гвардейского иап гвардии лейтенант Петр Петрович Ратников. Советский летчик также погиб.
День 7 августа 1943 года отмечен двумя таранами в небе над Таманским полуостровом. В районе Анапы лобовым тараном на Як-1 лейтенант Василий Александрович Калинин, летчик 9-го иап ВВС ЧФ, уничтожил «Мессершмитт-109». Сам лейтенант Калинин при этом погиб. Документы противника подтверждают гибель Bf-109G-6 (w/n 15844) из 4./JG52. Правда, немцы считали, что столкновение самолетов было непреднамеренным. Ещё одну вражескую машину таранил над «Голубой линией» младший лейтенант Владимир Иванович Лобачев из 812-го иап. Совершив таран, он благополучно спустился на парашюте и даже помог взять в плен трех сбитых им немецких летчиков. По немецким данным его жертвой стал корректировщик FW189A-2 (w/n 2256) из ближнеразведывательной группы NAGr 9. Три члена экипажа «рамы» числятся пропавшими без вести.
23 августа 1943 года не вернулся из разведки Ju-88D–5 (w/n 430231, 7А+WM) из 4.(F)/121. Предполагаемый район его гибели совпадает с местом совершения тарана летчиком 383-го иап 36-й иад ПВО младшим лейтенантом Николаем Николаевичем Королевым. Королев сбил вражескую машину юго-восточнее Ефремова.
10 ноября 1943 года в воздушном бою в районе Койвисто летчик 13-го иап ВВС КБФ лейтенант Василий Иванович Бородин на самолете Як-7 таранил вражеский истребитель.
Бородин при таране погиб. По финским данным жертвой тарана стал Brewster B-239 (бортовой номер BW-366) из эскадрильи LeLv24 ВВС Финляндии. Пилот «Брюстера» спасся и попал в плен.
В заключение отметим, что нам пока удалось идентифицировать (с разной степенью достоверности) около пятидесяти случаев воздушных таранов, совершенных советскими летчиками во время Великой Отечественной войны. Эта работа не закончена, и мы надеемся на новые находки. В том, что они обязательно будут, нас убеждает наличие в немецких документах более двух десятков эпизодов с подтвержденными фактами тарана, которые пока не идентифицированы по отечественным публикациям. Надеемся, что тема воздушных таранов будет интересна не только авторам, а к нашим исследованиям подключатся и другие историки.
В-239 из LeLv24 ВВС Финляндии. Таранен 10.11.43 л-том В.И. Бородиным из 13-го иап ВВС КБФ
Таран Бородина Василия. Репродукция из музея Кингисеппской школы №3. Источник: letopisi.org. Фотография использована в качестве иллюстрации.
P.S Не хотелось этот посскриптум писать, но для лиц с альтернативным развитием мозга, которым повсюду мерещится пропаганда фашизма, коммунизма и etc, поясняется отдельно !
— Красные звезды и свастика на картинках — не являются пропагандой политических взглядов авторов, дока, а были опознавательными знаками воюющих сторон и рассматриваются в новости только в историческом контексте !