Танки серии " ИС "
Танки серии ИС (Иосиф Сталин)
ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.
ИС-1 и ИС-2
Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 во многом обязаны своим появлением тяжелому танку КВ-1 и среднему танку с тяжелым бронированием КВ-13.
Главным стимулом к разработке новых танков стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новых немецких танков «Тигр». Именно их появление заставило советское руководство инициировать изготовление и проведение государственных испытаний двух опытных танков «Иосиф Сталин» - ИС. В качестве ходовых для них использовались последние варианты КВ-13, а вот вооружение двух моделей отличалось.
Испытания двух танков проходили с 22 марта по 19 апреля 1943 года и были признаны удачными. Государственная комиссия отметила, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе (44 и 46 тонн) более сильное бронирование и большую скорость.
ИС-1
ИС-1 фактически являлся глубокой модернизацией танков КВ-1. На нем были значительно переработаны вооружение и броневая защита. Танк получил новую коробку передач, при этом ИС-1 обладал большим количеством деталей от танков КВ различных модификаций. Компоновка машины была классической. Его бронекорпус от носа к корме разделялся на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В первом находился механик водитель, остальные три члена экипажа занимали рабочие места в боевом отделении, которое объединяло башню танка и среднюю часть бронекорпуса. Здесь было установлено орудие, размещался боезапас, часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель располагались в задней части танка.
Броневой корпус машины (за исключением лобовой части) сваривался из бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь корпуса обтекаемой формы являлась литой, в различных частях ее толщина варьировалась от 30 до 120 мм, с другими деталями она соединялась с помощью сварки. Обтекаемая башня танка представляла из себя броневую отливку сложной геометрической формы. Толщина ее бортов составляла 100 мм. Борта располагались под углом к вертикали, что повышало снарядостойкость.
Основным орудием танка была пушка Д-5Т образца 1943 года, имевшая калибр 85 мм. Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Уравновешенной являлась и башня, центр ее масс находился на геометрической оси вращения. Боекомплект пушки состоял из 59 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды размещались в башне танка и вдоль обоих бортов боевого отделения. Данное орудие было танковым вариантом зенитного орудия 52-К. Всего было выпущено 130 танков ИС-1.
ИС-1 (1943) | |
---|---|
Боевая масса, т | 44,2 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы разработки | 1943 |
Годы производства | 1943—1944 |
Количество выпущенных, шт. | 107 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6770 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8560 |
Ширина, мм | 3070 |
Высота, мм | 2740 |
Клиренс, мм | 465 |
Бронирование | |
Тип брони | гомогенная катаная средней твёрдости + литой лоб |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 120/30° и 60/78° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100/−30° |
Борт корпуса, мм/град. | 90-120/0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60/49° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 60/−41° |
Днище, мм | 30 |
Крыша корпуса, мм | 30 |
Лоб башни, мм/град. | 100 |
Маска орудия, мм/град. | 100 |
Борт башни, мм/град. | 100/15° |
Корма башни, мм/град. | 100/15° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 1 × 85 мм Д-5Т |
Длина ствола, калибров | 52 |
Боекомплект пушки | 59 |
Пулемёты | 3 × 7,62‑мм ДТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель В-2ИС |
Мощность двигателя, л. с. | 520 |
Скорость по шоссе, км/ч | 37 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 10—15 |
Запас хода по шоссе, км | 150 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 110—125 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,8 |
Тип подвески | торсионная индивидуальная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,78 |
Преодолеваемый подъём, град. | 38° |
Преодолеваемая стенка, м | 1,2 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1,3 |
ИС-2
ИС-2 в Берлине
Основной машиной, которая вынесла всю тяжесть боев последних лет войны, стал ИС-2, который также называли ИС-122, в этом случае цифра 122 обозначала калибр танкового орудия. Всего было выпущено 3475 танков данной модификации. Идея оснастить танк более мощным орудием была продиктована необходимостью. 85-мм пушка Д-5Т, устанавливаемая на ИС-1, не обладала достаточными возможностями для борьбы с новыми немецкими средними танками «Пантера» и тяжелыми танками «Тигр». Кроме того, 85-мм снаряд обладал малым фугасным действием для борьбы с ДОТами и ДЗОТами противника.
В результате было принято решение оснастить танк ИС 122-мм орудием, разработанным на базе пушки А-19. Данное артиллерийское орудие было доработано для установки в танк. В частности, получило дульный тормоз, смягчающий отдачу, более компактное противооткатное устройство, улучшенное размещение органов управления для обеспечения наводчику более комфортных условий при работе в замкнутом пространстве башни. Переработанный вариант пушки получил индекс Д-25Т. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Благодаря этому факту, а также большому весу снарядов скорострельность пушки была на уровне 3 выстрелов в минуту, а в боевых условиях еще меньше. Однако при попадании в цель снаряд, выпущенный из данной пушки, нередко прошивал немецкие танки насквозь или приводил к срыву башни. Также орудие отлично зарекомендовало себя при штурме немецких городов, превращенных гитлеровцами в настоящие крепости.
Еще одним существенным отличием танка ИС-2 от ИС-1 стало изменение лобовой детали корпуса. ИС-2 образца 1944 года в целях повышения снарядостойкости оснащался новой «спрямленной» деталью лобовой брони. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 стал оснащаться плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела вид сужающейся к башне танка трапеции, располагалась под углом в 60°, а ее толщина достигала 120 мм.
Классификация | Тяжёлый танк |
---|---|
Боевая масса, т | 46 |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 4 чел. |
История | |
Разработчик | Челябинский Кировский Завод |
Производитель | ЧКЗ |
Годы разработки | 1943 г. |
Годы производства | 1943 г. - 1945 г. |
Годы эксплуатации | 1944 г. - 1993 г. |
Количество выпущенных, шт. | 3483 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6770 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9830 |
Ширина, мм | 3070 |
Высота, мм | 2630 |
Клиренс, мм | 420 |
Бронирование | |
Тип брони | Катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 120 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / −30° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 90-120 / 15° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 90 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60 / 49° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 60 / −41° |
Днище, мм | 20 |
Крыша корпуса, мм | 30 |
Лоб башни, мм/град. | 100 |
Маска орудия, мм/град. | 100 |
Борт башни, мм/град. | 100 / 20° |
Корма башни, мм/град. | 100 / 30° |
Крыша башни, мм/град. | 30 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 122-мм Д-25Т |
Тип пушки | Нарезная |
Длина ствола, калибров | 48 |
Боекомплект пушки | 35 снарядов |
Углы ВН, град. | −3…+20° |
Углы ГН, град. | 360° |
Дальность стрельбы, км | ~ 4 |
Прицелы | ТШ-17 |
Пулемёты |
3 × 7,62-мм ДТ 1 × 12,7-мм ДШК (начиная с 1944 г.) |
Подвижность | |
Тип двигателя |
V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, дизель жидкостного охлаждения В‑2-10 (ИС-2) В‑54К-ИС (ИС-2М) |
Мощность двигателя, л. с. | 520 |
Скорость по шоссе, км/ч | 37 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 10—15 |
Запас хода по шоссе, км | 240 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 160 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,3 |
Тип подвески | Торсионная, индивидуальная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,8 |
Преодолеваемый подъём, град. | 36° |
Преодолеваемая стенка, м | 1 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1,3 |
ИС-3
ИС-3 являлся дальнейшим развитием серии, появился в самом конце Великой Отечественной войны и в боевых действиях участия не принимал. Данную машину чаще всего считают первым советским послевоенным тяжелым танком. Основной отличительной особенностью танка является его характерная лобовая деталь – нос корпуса, который был похож на щучий, а сам танк за него был прозван «Щукой».
ИС-3
Разработка танка проходила в 1944 году, первая партия была изготовлена в мае 1945 года. Серийное производство машин шло до средины 1946 года, всего было выпущено 2311 танков. Танк обладал классической компоновкой, его экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танка стояло все то же 122-мм орудие Д-25Т, что и на танке ИС-2. При этом танк получил новую башню приплюснутой конструкции, которая впоследствии применялась на всех советских танках от Т-54 до Т-90.
ИС-3 обладал очень сильным дифференцированным противоснарядным бронированием и был рассчитан на защиту от всех современных танков и ПТ-орудий в лобовой проекции и от воздействия большей части танков и ПТ-орудий со стороны бортов. Лоб танка бронировался 110-мм. бронеплитами, по схеме получившей название «щучий нос». Лоб корпуса состоял из двух сходившихся клином плит, расположенных с наклоном в 56° к вертикали. Бронирование бортов достигало 90 мм, с наклоном брони в 60°, помимо этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами. Башня танка представляла собой отливку из гомогенной брони и обладала приплюснутой полусферической формой. Толщина ее стенок колебалась от 220 мм в основании до 110 мм в верхней части, лоб башни имел броню, близкую к 255 мм. При этом масса танка оставалась на уровне 46 тонн.
Примечателен тот факт, что ИС-3, не принимавший участия в войне, стал участником Берлинского парада союзных войск, приуроченного к победе во Второй мировой войне. 7 сентября 1945 года 52 танка ИС-3 проехали по улицам Берлина и произвели сильное впечатление на наших союзников по антигитлеровской коалиции.
ИС-3М | |
---|---|
Классификация | Тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 49[ |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 4 чел. |
История | |
Разработчик | КБ ЧКЗ и КБ Опытного завода №100 |
Производитель | ЧКЗ |
Годы разработки | 1944 г. |
Годы производства | 1945—1946 гг. |
Годы эксплуатации | 1945—1973 гг. |
Количество выпущенных, шт. | 2315 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм |
|
Длина с пушкой вперёд, мм | 9850 |
Ширина, мм | 3390 |
Высота, мм | 2450 |
Клиренс, мм | 450 |
Бронирование | |
Тип брони | Стальная литая и катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 110 / 72° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 110 / 55°+43° (Щучий нос) |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 110 / 63° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 90 / 60° + 30 / 30° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 90 / 0..60° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60 / 48° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 60 / 41° |
Днище, мм | 16 |
Крыша корпуса, мм | 20 |
Лоб башни, мм/град. | 250 |
Маска орудия, мм/град. | 250 |
Борт башни, мм/град. | 110…220 / 0…60° |
Корма башни, мм/град. | 110…220 / 0…60° |
Крыша башни, мм/град. | 20 / 82…90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 122-мм Д-25Т обр. 1943 г. |
Тип пушки | Нарезная |
Длина ствола, калибров | 48 |
Боекомплект пушки | 28 снарядов |
Углы ВН, град. | —3…+20° |
Углы ГН, град. | 360° |
Дальность стрельбы, км |
5 (с прицелом ТШ-17) 15 (с помощью бокового уровня) |
Прицелы |
Телескопический шарнирный ТШ-17 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм ДШКМ, 1 × 7,62-мм ДТМ[1] |
Боекомплект пулемётов |
945 (для ДТМ) 250 (для ДШКМ) |
Двигатель | |
Подвижность | |
Мощность двигателя, л. с. | 520 |
Скорость по шоссе, км/ч | 40 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 20 |
Запас хода по шоссе, км | 301 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 150 по целине |
Ёмкость топливных баков, л | 1210 |
Удельная мощность, л. с./т | 10,6 |
Тип подвески | Индивидуальная, торсионная |
Ширина гусеницы, мм | 650 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,87 |
Преодолеваемый подъём, град. | 32 |
Преодолеваемая стенка, м | 1 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1,1 |
ИС-4 и ИС-5
ИС-4 - советский тяжелый танк, принятый на вооружение в 1947 году, выпускался с 1947 по 1948 год достаточно небольшой серией в 219 штук. Являлся дальнейшим развитием танка ИС-2. Основной упор был сделан на увеличение бронирования. Бронирование лба корпуса и бортов танка достигало 160 мм. Бронирование башни в лобовой части достигало 250 мм, с бортов 200 мм. Такое наращивание брони не могло не отразиться на весе боевой машины. Максимальный вес танка приблизился к отметке в 60 тонн, что потребовало установки нового двигателя В-12 мощностью в 750 л.с., предыдущие модели танка оснащались двигателями мощностью 520 л.с.
ИС-4
ИС-4 | |
---|---|
Классификация | Тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 60 |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 4 чел. |
История | |
Разработчик | ГСКБ-2 |
Производитель | ЧКЗ |
Годы разработки | с 1944 по 1946 |
Годы производства | с 1947 по 1949 |
Годы эксплуатации | с 1947 по начало 1960-х |
Количество выпущенных, шт. | 258 |
Основные операторы | СССР |
Размеры | |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9790 |
Ширина, мм | 3260 |
Высота, мм | 2480 |
Колея, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 410 |
Бронирование | |
Тип брони | Стальная катаная и литая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 140/61° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 140/61° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 160/40° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 160/30° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 160/0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 100/38° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 100/32°..30/85 |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 100/39° |
Днище, мм | 30 |
Крыша корпуса, мм | 30 |
Лоб башни, мм/град. | 250 |
Борт башни, мм/град. | 200/35° |
Корма башни, мм/град. | 170 |
Крыша башни, мм/град. | 30 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 122-мм Д-25Т |
Тип пушки | Нарезная |
Длина ствола, калибров | 48 |
Боекомплект пушки | 30 снарядов |
Углы ВН, град. | −6 |
Углы ГН, град. | 360 |
Дальность стрельбы, км | до 5 |
Прицелы |
Телескопический шарнирный прицел ТШ-45 (для орудия) Коллиматорный прицел К-8Т (для ДШК) |
Пулемёты | 2 × 12,7-мм ДШКМ |
Боекомплект пулемётов | 2000 патронов |
Двигатель | |
Подвижность | |
Скорость по шоссе, км/ч | 43 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 20 |
Запас хода по шоссе, км | 170 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 80–140 |
Ёмкость топливных баков, л | 770 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,4 |
Тип подвески | Индивидуальная, торсионная |
Ширина гусеницы, мм | 720 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,92 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,9 |
Преодолеваемый ров, м | 2,8 |
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
ИС-5 был опытным образцом танка, который так и не пошел в серию. Основным его отличием была 100-мм пушка С-34, которая в ходе испытаний так и не доказала своей надежности. В итоге в серию пошел ИС-4, вооруженный старым проверенным орудием Д-25Т калибра 122 мм, при этом боекомплект танка достиг 30 снарядов (увеличился на 2).
ИС-5
В ходе эксплуатации выяснилось, что танк из-за своей массы не может переправляться через многие мосты и сталкивается с трудностями перевозки различными транспортными средствами. Помимо этого выявился ряд недостатков его трансмиссии и ее недостаточная надежность. В конце 1970-х годов все танки данной серии были отправлены на переплавку.
ИС-6
ИС-6 - опытный советский танк, на вооружение принят не был. Разработка танка началась в 1943 году. Эскизное проектирование машины осуществлялось с декабря 1943 до лета 1944 года. Всего было предложено два варианта, первый – «Объект 252», который имел механическую трансмиссию такого же типа, как ИС-3, но с использованием опорных катков большого диаметра. Поддерживающие катки отсутствовали.
Особенностью другого танка - «Объекта-253» - была электромеханическая трансмиссия, которая должна была положительно сказаться на маневренности и облегчить управление танком. Ходовая часть была подобна ходовой танка ИС-2. В ходе испытаний опытные машины уступили отправленному в серию танку ИС-4.
ИС-7
Опытный советский тяжелый танк, разрабатывался в 1945-1947 году, общее количество произведенных машин не превышало 50 штук. Один из мощнейших танков своего времени и самый тяжелый среди советских танков, на вооружении армии не принимался. Данный танк во многом являлся развитием танка ИС-3 и отличался применением ряда технических решений, намного опередивших свое время. Обладал классической компоновкой. При этом экипаж танка увеличился до 5 человек, в его составе появился второй заряжающий.
ИС-7 в музее в Кубинке, первый в ряду
Танк унаследовал от ИС-3 лобовую часть корпуса, изготовленную по схеме "щучий нос", при этом его бронирование существенно увеличилось. Лоб корпуса и борта имели толщину в 150 мм. Лоб башни имел толщину в 210 мм, а маска пушки 350 мм, бортовое бронирование башни достигало 150 мм. Боевая масса танка достигла 68 тонн, при этом последний мог развить по шоссе скорость в 60 км/ч. Во многом здесь была заслуга нового дизеля М-50Т мощностью в 1050 л.с., данный двигатель являлся вариантом морского дизеля. Примечательно, что это была не единственная деталь, доставшаяся танку от флота.
Основным вооружением танка была 130-мм нарезная пушка С-70 с длиной ствола в 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4 кг снаряда в 900 м/с. Данное орудие было разработано на базе 130-мм морской пушки. Орудие оснащалось вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором, с помощью которого скорострельность была повышена до 6-8 выстрелов в минуту. СУО танка при ведении стрельбы автоматически наводила орудие, руководствуясь положением прицела, и производила выстрел. Танковый боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания.
Т-10 (ИС-8)
Последний тяжелый танк серии ИС. Серийно производился с 1954 по 1966 год. Всего было выпущено от 2500 до 8000 подобных танков. Состоял на вооружении Советской армии 40 лет, был снят с вооружения уже Российской армии в 1993 году. Танк проектировался для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, при его разработке был учтен опыт эксплуатации ИС-4 и ИС-7, который привел к уменьшению массы танка до 50 тонн. Уменьшение массы танка сопровождалось снижением уровня его бронирования. Во время проектирования танк получал индексы от ИС-8 до ИС-10, но после смерти Сталина танк получил новое имя Т-10.
Т-10
Как и танки ИС-3 и ИС-7, данный танк имел «щучий нос», но менее скромное бронирование по сравнению с последим. Лоб корпуса имел бронирование 120 мм., борта 80 мм, лоб башни – 201 мм., борта 148 мм. Первоначально танк оснащался усовершенствованным орудием Д-25ТА, доставшимся ему в наследство от танков ИС-2 и ИС-4, а также дизельным двигателем В-12-5 мощностью в 700 л.с.
Т-10, Т-10А/Б/М | |
---|---|
Классификация | Тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 50 |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 4 чел. |
История | |
Разработчик | |
Производитель | |
Годы разработки | 1949—1953 |
Годы производства | 1954—1966 |
Годы эксплуатации | 1954—1993 |
Количество выпущенных, шт. | около 1539 около 8000 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина с пушкой вперёд, мм |
9715 (Т-10) 10560 (Т-10М) |
Ширина, мм | 3518 |
Высота, мм |
2460 (Т-10) 2585 (Т-10М) |
База, мм | 4550 |
Колея, мм | 2660 |
Клиренс, мм |
456 (Т-10) 460 (Т-10М) |
Бронирование | |
Тип брони | Стальная литая и катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 60 / 78+45° 120 / 55+40° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 120 / 50° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 120 / 47° 80 / 62°] |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 80 / 10° |
Корма корпуса, мм/град. | 50—60 |
Днище, мм | 16 |
Крыша корпуса, мм | 30 |
Лоб башни, мм/град. | 250 / 24° 120 / 55+40° |
Борт башни, мм/град. | 148 / 45°, 122 / 55°, 102 / 65° |
Корма башни, мм/град. | 50 |
Крыша башни, мм/град. | 40 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки |
Д-25ТА (Т-10) (Д-25ТС на Т-10А и Т-10Б) М-62Т2 (Т-10М) |
Тип пушки | Нарезная |
Длина ствола, калибров | 48 (Т-10/А/Б) |
Боекомплект пушки | 30 снарядов |
Углы ВН, град. | −4...+15° |
Углы ГН, град. | 360° |
Дальность стрельбы, км |
5000 м (с помощью прицела ТШ-2-27), 15000 м (с помощью бокового уровня) (Т-10/А/Б) 4000 м (Т-10М) |
Прицелы |
ТШ-2-27 (для орудия), коллиматорный прицел К10-Т (для ДШКМ) (Т-10) Т2С-29-14, Т2С-29 (для орудия), коллиматорный прицел ВК-4 и оптический ПУ-1 (для КПВТ) (Т-10М) |
Пулемёты |
2 × 12,7-мм ДШКМ (Т-10/А/Б) 2 × 14,5-мм КПВТ (Т-10М) |
Боекомплект пулемётов |
1000 патронов (Т-10, Т-10А/Б) 744 (Т-10М) |
Другое вооружение | ПТРК Малютка (Т-10М, экспериментально) |
Двигатель | |
Подвижность | |
Скорость по шоссе, км/ч |
42 (Т-10) 50 (Т-10М) |
Запас хода по шоссе, км |
200 (Т-10) 350 (Т-10М) |
Ёмкость топливных баков, л | 930 (Т-10) |
Удельная мощность, л. с./т |
14 (Т-10) 15 (Т-10М) |
Тип подвески | Индивидуальная, торсионная |
Ширина гусеницы, мм | 720 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,77 |
Преодолеваемый подъём, град. | 32° |
Преодолеваемая стенка, м |
0,8 (Т-10) 0,9 (Т-10М) |
Преодолеваемый ров, м |
2,7 (Т-10) 3 (Т-10М) |
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
При этом подавляющее число танков, находящихся на вооружении, имели индекс Т-10М, а в 60-х годах все выпущенные машины были усовершенствованы до данной модификации. В ней танк получил новое орудие 122-мм М-62-Т2 , которое отличалось высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень». Вместо ДШК на танк устанавливался 14,5-мм пулемет КПВТ, была изменена конструкция башни, а ее лобовое бронирование довели до 250 мм. Танк получил новый, более мощный двигатель В12-6 мощностью в 750 л.с., противоатомную защиту и комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа танка, за исключением заряжающего.