Танки серии " ИС "

 

                         Танки серии ИС (Иосиф Сталин)

ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.

ИС-1 и ИС-2

Тяжелые танки ИС-1 и ИС-2 во многом обязаны своим появлением тяжелому танку КВ-1 и среднему танку с тяжелым бронированием КВ-13.

Главным стимулом к разработке новых танков стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новых немецких танков «Тигр». Именно их появление заставило советское руководство инициировать изготовление и проведение государственных испытаний двух опытных танков «Иосиф Сталин» - ИС. В качестве ходовых для них использовались последние варианты КВ-13, а вот вооружение двух моделей отличалось.
Испытания двух танков проходили с 22 марта по 19 апреля 1943 года и были признаны удачными. Государственная комиссия отметила, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе (44 и 46 тонн) более сильное бронирование и большую скорость.

       Танки серии ИС (Иосиф Сталин)                                                                                               ИС-1

ИС-1 фактически являлся глубокой модернизацией танков КВ-1. На нем были значительно переработаны вооружение и броневая защита. Танк получил новую коробку передач, при этом ИС-1 обладал большим количеством деталей от танков КВ различных модификаций. Компоновка машины была классической. Его бронекорпус от носа к корме разделялся на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделение. В первом находился механик водитель, остальные три члена экипажа занимали рабочие места в боевом отделении, которое объединяло башню танка и среднюю часть бронекорпуса. Здесь было установлено орудие, размещался боезапас, часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель располагались в задней части танка.
Броневой корпус машины (за исключением лобовой части) сваривался из бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь корпуса обтекаемой формы являлась литой, в различных частях ее толщина варьировалась от 30 до 120 мм, с другими деталями она соединялась с помощью сварки. Обтекаемая башня танка представляла из себя броневую отливку сложной геометрической формы. Толщина ее бортов составляла 100 мм. Борта располагались под углом к вертикали, что повышало снарядостойкость.
Основным орудием танка была пушка Д-5Т образца 1943 года, имевшая калибр 85 мм. Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Уравновешенной являлась и башня, центр ее масс находился на геометрической оси вращения. Боекомплект пушки состоял из 59 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды размещались в башне танка и вдоль обоих бортов боевого отделения. Данное орудие было танковым вариантом зенитного орудия 52-К. Всего было выпущено 130 танков ИС-1. 

ИС-1 (1943)
Боевая масса, т 44,2
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Годы разработки 1943
Годы производства 19431944
Количество выпущенных, шт. 107
Размеры
Длина корпуса, мм 6770
Длина с пушкой вперёд, мм 8560
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2740
Клиренс, мм 465
Бронирование
Тип брони гомогенная катаная средней твёрдости + литой лоб
Лоб корпуса (верх), мм/град. 120/30° и 60/78°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100/−30°
Борт корпуса, мм/град. 90-120/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60/49°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60/−41°
Днище, мм 30
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 100
Маска орудия, мм/град. 100
Борт башни, мм/град. 100/15°
Корма башни, мм/град. 100/15°
Вооружение
Калибр и марка пушки 1 × 85 мм Д-5Т
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 59
Пулемёты 3 × 7,62‑мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель В-2ИС
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10—15
Запас хода по шоссе, км 150
Запас хода по пересечённой местности, км 110—125
Удельная мощность, л. с./т 11,8
Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,78
Преодолеваемый подъём, град. 38°
Преодолеваемая стенка, м 1,2
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м   1,3

                                                                                                      ИС-2

     ИС-2 у Бранденбургских ворот. Источник https://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/11861639/11861639_original.jpg                                                                                            ИС-2 в Берлине

Основной машиной, которая вынесла всю тяжесть боев последних лет войны, стал ИС-2, который также называли ИС-122, в этом случае цифра 122 обозначала калибр танкового орудия. Всего было выпущено 3475 танков данной модификации. Идея оснастить танк более мощным орудием была продиктована необходимостью. 85-мм пушка Д-5Т, устанавливаемая на ИС-1, не обладала достаточными возможностями для борьбы с новыми немецкими средними танками «Пантера» и тяжелыми танками «Тигр». Кроме того, 85-мм снаряд обладал малым фугасным действием для борьбы с ДОТами и ДЗОТами противника.
В результате было принято решение оснастить танк ИС 122-мм орудием, разработанным на базе пушки А-19. Данное артиллерийское орудие было доработано для установки в танк. В частности, получило дульный тормоз, смягчающий отдачу, более компактное противооткатное устройство, улучшенное размещение органов управления для обеспечения наводчику более комфортных условий при работе в замкнутом пространстве башни. Переработанный вариант пушки получил индекс Д-25Т. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Благодаря этому факту, а также большому весу снарядов скорострельность пушки была на уровне 3 выстрелов в минуту, а в боевых условиях еще меньше. Однако при попадании в цель снаряд, выпущенный из данной пушки, нередко прошивал немецкие танки насквозь или приводил к срыву башни. Также орудие отлично зарекомендовало себя при штурме немецких городов, превращенных гитлеровцами в настоящие крепости.
Еще одним существенным отличием танка ИС-2 от ИС-1 стало изменение лобовой детали корпуса. ИС-2 образца 1944 года в целях повышения снарядостойкости оснащался новой «спрямленной» деталью лобовой брони. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 стал оснащаться плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела вид сужающейся к башне танка трапеции, располагалась под углом в 60°, а ее толщина достигала 120 мм.

Классификация Тяжёлый танк
Боевая масса, т 46
Компоновочная схема Классическая
Экипаж, чел. 4 чел.
История
Разработчик Флаг СССР Челябинский Кировский Завод
Производитель Флаг СССР ЧКЗ
Годы разработки 1943 г.
Годы производства 1943 г. - 1945 г.
Годы эксплуатации 1944 г. - 1993 г.
Количество выпущенных, шт. 3483
Основные операторы

Союз Советских Социалистических Республик СССР
Флаг России (1991—1993) Российская Федерация
Флаг Китайской Народной Республики КНР
Флаг КНДР КНДР
Флаг Вьетнама Вьетнам
 ПНР
Флаг Чехословакии Чехословакия

Флаг Кубы Куба

Размеры
Длина корпуса, мм 6770
Длина с пушкой вперёд, мм 9830
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2630
Клиренс, мм 420
Бронирование
Тип брони Катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / −30°
Борт корпуса (верх), мм/град. 90-120 / 15°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 49°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / −41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 100
Маска орудия, мм/град. 100
Борт башни, мм/град. 100 / 20°
Корма башни, мм/град. 100 / 30°
Крыша башни, мм/град. 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм Д-25Т
Тип пушки Нарезная
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 35 снарядов
Углы ВН, град. −3…+20°
Углы ГН, град. 360°
Дальность стрельбы, км ~ 4
Прицелы ТШ-17
Пулемёты

3 × 7,62-мм ДТ

1 × 12,7-мм ДШК (начиная с 1944 г.)

Подвижность
Тип двигателя

V-образный12-цилиндровый4-тактныйдизель жидкостного охлаждения В‑2-10 (ИС-2)

В‑54К-ИС (ИС-2М)

Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10—15
Запас хода по шоссе, км 240
Запас хода по пересечённой местности, км 160
Удельная мощность, л. с./т 11,3
Тип подвески Торсионная, индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 1
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3

ИС-3

ИС-3 являлся дальнейшим развитием серии, появился в самом конце Великой Отечественной войны и в боевых действиях участия не принимал. Данную машину чаще всего считают первым советским послевоенным тяжелым танком. Основной отличительной особенностью танка является его характерная лобовая деталь – нос корпуса, который был похож на щучий, а сам танк за него был прозван «Щукой».

                                                                                         ИС-3

Разработка танка проходила в 1944 году, первая партия была изготовлена в мае 1945 года. Серийное производство машин шло до средины 1946 года, всего было выпущено 2311 танков. Танк обладал классической компоновкой, его экипаж состоял из 4 человек. На вооружении танка стояло все то же 122-мм орудие Д-25Т, что и на танке ИС-2. При этом танк получил новую башню приплюснутой конструкции, которая впоследствии применялась на всех советских танках от Т-54 до Т-90.
ИС-3 обладал очень сильным дифференцированным противоснарядным бронированием и был рассчитан на защиту от всех современных танков и ПТ-орудий в лобовой проекции и от воздействия большей части танков и ПТ-орудий со стороны бортов. Лоб танка бронировался 110-мм. бронеплитами, по схеме получившей название «щучий нос». Лоб корпуса состоял из двух сходившихся клином плит, расположенных с наклоном в 56° к вертикали. Бронирование бортов достигало 90 мм, с наклоном брони в 60°, помимо этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами. Башня танка представляла собой отливку из гомогенной брони и обладала приплюснутой полусферической формой. Толщина ее стенок колебалась от 220 мм в основании до 110 мм в верхней части, лоб башни имел броню, близкую к 255 мм. При этом масса танка оставалась на уровне 46 тонн.

Примечателен тот факт, что ИС-3, не принимавший участия в войне, стал участником Берлинского парада союзных войск, приуроченного к победе во Второй мировой войне. 7 сентября 1945 года 52 танка ИС-3 проехали по улицам Берлина и произвели сильное впечатление на наших союзников по антигитлеровской коалиции.

ИС-3М
Классификация Тяжёлый танк
Боевая масса, т 49[
Компоновочная схема Классическая
Экипаж, чел. 4 чел.
История
Разработчик Флаг СССР КБ ЧКЗ и КБ Опытного завода №100
Производитель Союз Советских Социалистических Республик ЧКЗ
Годы разработки 1944 г.
Годы производства 19451946 гг.
Годы эксплуатации 19451973 гг.
Количество выпущенных, шт. 2315
Основные операторы

Флаг СССР СССР
 ПНР
Флаг Чехословакии ЧССР
Флаг Китайской Народной Республики КНР
Флаг КНДР КНДР
Флаг Сирии ОАР → Флаг Египта Египет
Флаг Сирии ОАР → Сирия
Ирак Ирак

Флаг Израиля Израиль

Размеры
Длина корпуса, мм
  • 10 м
Длина с пушкой вперёд, мм 9850
Ширина, мм 3390
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 450
Бронирование
Тип брони Стальная литая и катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 110 / 72°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 110 / 55°+43° (Щучий нос)
Лоб корпуса (низ), мм/град. 110 / 63°
Борт корпуса (верх), мм/град. 90 / 60° +
30 / 30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90 / 0..60°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / 41°
Днище, мм 16
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 250
Маска орудия, мм/град. 250
Борт башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Корма башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Крыша башни, мм/град. 20 / 82…90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм Д-25Т обр. 1943 г.
Тип пушки Нарезная
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 28 снарядов
Углы ВН, град. —3…+20°
Углы ГН, град. 360°
Дальность стрельбы, км

5 (с прицелом ТШ-17)

15 (с помощью бокового уровня)

Прицелы

Телескопический шарнирный ТШ-17
панорама Герца

боковой уровень

Пулемёты 1 × 12,7-мм ДШКМ,
1 × 7,62-мм ДТМ[1]
Боекомплект пулемётов

945 (для ДТМ)

250 (для ДШКМ)

Двигатель
 
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 301
Запас хода по пересечённой местности, км 150 по целине
Ёмкость топливных баков, л 1210
Удельная мощность, л. с./т 10,6
Тип подвески Индивидуальная, торсионная
Ширина гусеницы, мм 650
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,87
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 1
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,1

ИС-4 и ИС-5


ИС-4 - советский тяжелый танк, принятый на вооружение в 1947 году, выпускался с 1947 по 1948 год достаточно небольшой серией в 219 штук. Являлся дальнейшим развитием танка ИС-2. Основной упор был сделан на увеличение бронирования. Бронирование лба корпуса и бортов танка достигало 160 мм. Бронирование башни в лобовой части достигало 250 мм, с бортов 200 мм. Такое наращивание брони не могло не отразиться на весе боевой машины. Максимальный вес танка приблизился к отметке в 60 тонн, что потребовало установки нового двигателя В-12 мощностью в 750 л.с., предыдущие модели танка оснащались двигателями мощностью 520 л.с.

                                                                                 ИС-4

ИС-4
Классификация Тяжёлый танк
Боевая масса, т 60
Компоновочная схема Классическая
Экипаж, чел. 4 чел.
История
Разработчик Флаг СССР ГСКБ-2
Производитель Союз Советских Социалистических Республик ЧКЗ
Годы разработки с 1944 по 1946
Годы производства с 1947 по 1949
Годы эксплуатации с 1947 по начало 1960-х
Количество выпущенных, шт. 258
Основные операторы Флаг СССР СССР
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 9790
Ширина, мм 3260
Высота, мм 2480
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 410
Бронирование
Тип брони Стальная катаная и литая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 140/61°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 140/61°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 160/40°
Борт корпуса (верх), мм/град. 160/30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 160/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 100/38°
Корма корпуса (середина), мм/град. 100/32°..30/85
Корма корпуса (низ), мм/град. 100/39°
Днище, мм 30
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 250
Борт башни, мм/град. 200/35°
Корма башни, мм/град. 170
Крыша башни, мм/град. 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм Д-25Т
Тип пушки Нарезная
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 30 снарядов
Углы ВН, град. −6
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км до 5
Прицелы

Телескопический шарнирный прицел ТШ-45 (для орудия)

Коллиматорный прицел К-8Т (для ДШК)

Пулемёты 2 × 12,7-мм ДШКМ
Боекомплект пулемётов 2000 патронов
Двигатель
 
Подвижность
Скорость по шоссе, км/ч 43
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 170
Запас хода по пересечённой местности, км 80–140
Ёмкость топливных баков, л 770
Удельная мощность, л. с./т 12,4
Тип подвески Индивидуальная, торсионная
Ширина гусеницы, мм 720
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,92
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,5

ИС-5 был опытным образцом танка, который так и не пошел в серию. Основным его отличием была 100-мм пушка С-34, которая в ходе испытаний так и не доказала своей надежности. В итоге в серию пошел ИС-4, вооруженный старым проверенным орудием Д-25Т калибра 122 мм, при этом боекомплект танка достиг 30 снарядов (увеличился на 2).

                                                                                                  ИС-5

В ходе эксплуатации выяснилось, что танк из-за своей массы не может переправляться через многие мосты и сталкивается с трудностями перевозки различными транспортными средствами. Помимо этого выявился ряд недостатков его трансмиссии и ее недостаточная надежность. В конце 1970-х годов все танки данной серии были отправлены на переплавку.

ИС-6

ИС-6 - опытный советский танк, на вооружение принят не был. Разработка танка началась в 1943 году. Эскизное проектирование машины осуществлялось с декабря 1943 до лета 1944 года. Всего было предложено два варианта, первый – «Объект 252», который имел механическую трансмиссию такого же типа, как ИС-3, но с использованием опорных катков большого диаметра. Поддерживающие катки отсутствовали.
Особенностью другого танка - «Объекта-253» - была электромеханическая трансмиссия, которая должна была положительно сказаться на маневренности и облегчить управление танком. Ходовая часть была подобна ходовой танка ИС-2. В ходе испытаний опытные машины уступили отправленному в серию танку ИС-4.

ИС-7 


Опытный советский тяжелый танк, разрабатывался в 1945-1947 году, общее количество произведенных машин не превышало 50 штук. Один из мощнейших танков своего времени и самый тяжелый среди советских танков, на вооружении армии не принимался. Данный танк во многом являлся развитием танка ИС-3 и отличался применением ряда технических решений, намного опередивших свое время. Обладал классической компоновкой. При этом экипаж танка увеличился до 5 человек, в его  составе появился второй заряжающий.

                                                               ИС-7 в музее в Кубинке, первый в ряду

Танк унаследовал от ИС-3 лобовую часть корпуса, изготовленную по схеме "щучий нос", при этом его бронирование существенно увеличилось. Лоб корпуса и борта имели толщину в 150 мм. Лоб башни имел толщину в 210 мм, а маска пушки 350 мм, бортовое бронирование башни достигало 150 мм. Боевая масса танка достигла 68 тонн, при этом последний мог развить по шоссе скорость в 60 км/ч. Во многом здесь была заслуга нового дизеля М-50Т мощностью в 1050 л.с., данный двигатель являлся вариантом морского дизеля. Примечательно, что это была не единственная деталь, доставшаяся танку от флота.
Основным вооружением танка была 130-мм нарезная пушка С-70 с длиной ствола в 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4 кг снаряда в 900 м/с. Данное орудие было разработано на базе 130-мм морской пушки. Орудие оснащалось вертикальным клиновым полуавтоматическим затвором, с помощью которого скорострельность была повышена до 6-8 выстрелов в минуту. СУО танка при ведении стрельбы автоматически наводила орудие, руководствуясь положением прицела, и производила выстрел. Танковый боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания.

Т-10 (ИС-8)


Последний тяжелый танк серии ИС. Серийно производился с 1954 по 1966 год. Всего было выпущено от 2500 до 8000 подобных танков. Состоял на вооружении Советской армии 40 лет, был снят с вооружения уже Российской армии в 1993 году. Танк проектировался для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, при его разработке был учтен опыт эксплуатации ИС-4 и ИС-7, который привел к уменьшению массы танка до 50 тонн. Уменьшение массы танка сопровождалось снижением уровня его бронирования. Во время проектирования танк получал индексы от ИС-8 до ИС-10, но после смерти Сталина танк получил новое имя Т-10.

                                                                               Т-10

Как и танки ИС-3 и ИС-7, данный танк имел «щучий нос», но менее скромное бронирование по сравнению с последим. Лоб корпуса имел бронирование 120 мм., борта 80 мм, лоб башни – 201 мм., борта 148 мм. Первоначально танк оснащался усовершенствованным орудием Д-25ТА, доставшимся ему в наследство от танков ИС-2 и ИС-4, а также дизельным двигателем В-12-5 мощностью в 700 л.с.

Т-10, Т-10А/Б/М
Классификация Тяжёлый танк
Боевая масса, т 50
Компоновочная схема Классическая
Экипаж, чел. 4 чел.
История
Разработчик

Флаг СССР Опытный завод №100

ГСКБ-2

Производитель

Флаг СССР ЛКЗ

ЧКЗ

Годы разработки 19491953
Годы производства 19541966
Годы эксплуатации 19541993
Количество выпущенных, шт. около 1539
около 8000
Основные операторы

Флаг СССР СССР

Флаг России (1991—1993) Российская Федерация

Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм

9715 (Т-10)

10560 (Т-10М)

Ширина, мм 3518
Высота, мм

2460 (Т-10)

2585 (Т-10М)

База, мм 4550
Колея, мм 2660
Клиренс, мм

456 (Т-10)

460 (Т-10М)

Бронирование
Тип брони Стальная литая и катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 78+45°
120 / 55+40°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 120 / 50°
Борт корпуса (верх), мм/град. 120 / 47°
80 / 62°]
Борт корпуса (низ), мм/град. 80 / 10°
Корма корпуса, мм/град. 50—60
Днище, мм 16
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 250 / 24°
120 / 55+40°
Борт башни, мм/град. 148 / 45°, 122 / 55°, 102 / 65°
Корма башни, мм/град. 50
Крыша башни, мм/град. 40
Вооружение
Калибр и марка пушки

Д-25ТА (Т-10) (Д-25ТС на Т-10А и Т-10Б)

М-62Т2 (Т-10М)

Тип пушки Нарезная
Длина ствола, калибров 48 (Т-10/А/Б)
Боекомплект пушки 30 снарядов
Углы ВН, град. −4...+15°
Углы ГН, град. 360°
Дальность стрельбы, км

5000 м (с помощью прицела ТШ-2-27), 15000 м (с помощью бокового уровня) (Т-10/А/Б)

4000 м (Т-10М)

Прицелы

ТШ-2-27 (для орудия), коллиматорный прицел К10-Т (для ДШКМ) (Т-10)
ТПС-1 и дублирующий ТУП (Т-10А и Т-10Б)

Т2С-29-14, Т2С-29 (для орудия), коллиматорный прицел ВК-4 и оптический ПУ-1 (для КПВТ) (Т-10М)

Пулемёты

2 × 12,7-мм ДШКМ (Т-10/А/Б)

2 × 14,5-мм КПВТ (Т-10М)

Боекомплект пулемётов

1000 патронов (Т-10, Т-10А/Б)

744 (Т-10М)

Другое вооружение ПТРК Малютка (Т-10М, экспериментально)
Двигатель
 
Подвижность
Скорость по шоссе, км/ч

42 (Т-10)

50 (Т-10М)

Запас хода по шоссе, км

200 (Т-10)

350 (Т-10М)

Ёмкость топливных баков, л 930 (Т-10)
Удельная мощность, л. с./т

14 (Т-10)

15 (Т-10М)

Тип подвески Индивидуальная, торсионная
Ширина гусеницы, мм 720
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,77
Преодолеваемый подъём, град. 32°
Преодолеваемая стенка, м

0,8 (Т-10)

0,9 (Т-10М)

Преодолеваемый ров, м

2,7 (Т-10)

3 (Т-10М)

Преодолеваемый брод, м 1,5

При этом подавляющее число танков, находящихся на вооружении, имели индекс Т-10М, а в 60-х годах все выпущенные машины были усовершенствованы до данной модификации. В ней танк получил новое орудие 122-мм М-62-Т2 , которое отличалось высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень». Вместо ДШК на танк устанавливался 14,5-мм пулемет КПВТ, была изменена конструкция башни, а ее лобовое бронирование довели до 250 мм. Танк получил новый, более мощный двигатель В12-6 мощностью в 750 л.с., противоатомную защиту и комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа танка, за исключением заряжающего.