" Спитфайры " по Ленд-Лизу
Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 4."Спитфайры"
В сентябре 1941 года на переговорах в Москве, уже на официальном уровне, подняли вопрос о поставках в СССР "спитфайров" вместо "харрикейнов". Однако тогда англичане отклонили наши просьбы. Формальной причиной было то, что "Спитфайр" на "секретном листе", в реальности же этих первоклассных самолетов в самой британской авиации не хватало, многие английские эскадрильи были еще оснащены старой техникой. На аэродроме под Мурманском первые "спитфайры" (модификация P.R. Mk.1V – самолет-разведчик) появились в сентябре 1942 года.
Три машины, которые пилотировали английские летчики, принимали участие в обеспечении проводки морского конвоя PQ-18.
После завершения операции самолеты оставили в Советском Союзе. Данные самолеты были переданы в 118-й отдельный разведывательный полк авиации Северного флота. P.R. Mk.1V, по оценкам советских летчиков, обладал хорошей маневренностью и высокой скоростью, а также был весьма прост в пилотировании. По высоте полета "Спитфайр" P.R.Mk.1V превосходил все истребители противника, а это было очень важно для безоружной машины: единственное вооружение – автомат ППШ за бронеспинкой пилота. У нас данные самолеты эксплуатировались при условии отсутствия запасных частей, поскольку в СССР "спитфайры" еще не поставлялись. Наземный персонал проявлял чудеса изобретательности: для продления срока службы разведчиков, устанавливали советское оборудование, подгоняли запчасти от отечественных самолетов. Для пилотирования P.R.Mk.lV подбирали экипажи из опытных летчиков, имеющих еще довоенную подготовку, что вместе с высокой живучестью самолета обеспечивало его успешную и длительную эксплуатацию.
Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне. Из Ирана самолеты перегонят в СССР советские летчики
На Север в сентябре 1943 года вновь прилетела группа самолетов-разведчиков P.R.Mk.lV. Целью был Альтен-фьорд, где находилась база германских линкоров "Шарнхорст" и "Тирпиц". Однако англичане их стоянку отыскать не смогли. Данную задачу 12 сентября выполнил командир эскадрильи Елькин Л.И. на "Спитфайре", который был оборудован дополнительным боковым аэрофотоаппаратом.
Герой Советского Союза командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиаполка ВВС Северного флота капитан Леонид Ильич Елькин (1916 — 1944).
Используя, полученные советским летчиком, разведданные британские подводные лодки на время вывели из строя "Тирпиц". Английские пилоты вернулись домой, а их "Спитфайры" остались в 118-м полку и использовались вплоть до окончания войны. Именно эти машины 1 апреля 1944 г. еще раз осуществили разведку места стоянки "Тирпнца", по которому бомбардировщики "Ланкастер" нанесли решающий удар.
"Спитфайры"-разведчики использовались при подготовке Печенго-Киркенессной наступательной операции советских войск.
Всего авиация Северного флота за годы войны получила 10 самолетов P.R.Mk.lV, однако одновременно в строю находилось не более 4 машин. Эти самолеты внесли значительный вклад в победу на Севере, по крайней мере, несоизмеримый с их количеством. Это был случай отличного сочетания великолепной техники, грамотного применения и хорошо подготовленного летного состава.
Британское правительство в конце 1942 г. наконец то согласилось массово поставлять истребителей "Спитфайр" в Советский Союз. Уже в январе следующего года через Иран были поставлены первые "Спитфайр" модификации Мк V. Всего за год передали около 150 данных истребителей (плюс к этому было поставлено 50 фюзеляжей в качестве источника запчастей).
Первый полком, получивший "Спитфайры" – 57-й Гвардейский истребительный авиаполк, сформированный в 1938 году в Баку как 36-й истребительный авиаполк. С 27 ноября 1941 г. данное подразделение входило в 72-ю истребительную авиадивизию. Возглавлял его майор Осипов Александр, воевавший в небе над Крымом и Сталинградом на И-16.
В полку, летая на И-16, выросли два аса – командир полка, на счету которого 4 личных и 2 групповых победы и старший лейтенант Азаров Сергей (7 личных побед и 8 – в группе).
Истребитель «Спитфайр» на катапульте крейсера «Молотов». Истребители «Спитфайр» в 1944 г. базировались на крейсере «Молотов» для проработки проблем использования корабельной авиации
Летчики полка, сдав немногочисленные И-16, в конце ноября 1942 г. были отведены в Баку, где в начале декабря были отправлены на аэродром "Кара-Хала" в 25-й запасной авиаполк. Здесь в период с 10.12.1942 по 22.03.1943 они переучивались на "Спитфайры" Mk. Vb.
36-й истребительный авиаполк 8 февраля 1943 г., когда еще шло переобучение, стал 57-м гвардейским.
32 самолета полка утром 23 апреля были подготовлены для вылета с аэродрома "Кара-Хала". Во время взлета гвардии сержант Кулагин, пилот 3-й эскадрильи, врезался в самолет гвардии старшего лейтенанта Фаустова, стоявший на земле. В итоге оба самолета получили серьезные повреждения. В Кутаиси на промежуточном аэродроме оставили еще один самолет (не запустился двигатель машины гвардии старшего лейтенанта Сячина). Таким образом, с аэродрома неподалеку от станции Поповическая с 24 апреля стали действовать 29 "Спитфайров".
Полк вошел в 216-ю смешанную авиадивизию, в составе которого имелось пять полков: 16-й и 57-й гвардейские истребительные авиаполки, 42-й и 45-й истребительные авиаполки, а также 765-й штурмовой авиаполк. На вооружении авиадивизии находилось 114 самолетов, из которых: 8 Р-40, 14 Як-1, 15 Ил-2, 29 "Спитфайров" и 48 Р-39. В небе над Кубанью велись ожесточенные бои, во время которых "Спитфайры" были весьма быстро выбиты. Полк в начале июля 1943 г. сдал в 821-й истребительный авиаполк оставшиеся "Спиты", и начал получать P-39Q. Самый результативный советский пилот на "Спитфайре" – старший лейтенант Азаров Сергей, одержавший 12 побед, летая в составе 57-го гвардейского истребительного авиаполка.
Сергея Азарова во время очередного боевого вылета 8 мая 1943 года сбили, он совершил вынужденную посадку, однако через два дня скончался в госпитале. Посмертно Азарова удостоили звания Герой Советского Союза. Весной 1943 года 821-й истребительный авиаполк начал в 25-м запасном авиаполку переобучение на "Спитфайры" Mk. Vb. В июле полк отправили на фронт в состав 216-й смешанной авиадивизии. Однако на данном истребителе летчики провоевали недолго. К концу августа выявились серьезные проблемы с двигателями, и полк 26 августа вывели в тыл для перевооружения на "Аэрокобры".
Кабина пилота английского истребителя «Спитфайр» Мк.I
Еще одним результативным подразделением, которое воевало на "Спитфайре" Mk V, являлся 16-й истребительный авиаполк из состава 320-й истребительной авиадивизии ПВО, входящего в состав Московской зоны противовоздушной обороны. "Спитфайры", как и большинство истребителей иностранного производства, имели хорошее радиооборудование, что позволяло более эффективно наводить истребители с земли на цель.
Несколько "Спитфайров" Mk V в 1943 г. получил и 7-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота, однако их использовали без особого успеха. Единственное, что можно отметить, так это опыты использования данных истребителей с катапульты.
Начиная с февраля 1944 г. в СССР начали поступать "Спитфайры" Мк IX. Согласно западных источников, всего было поставлено 989 LF IXE и HF IXE, а также 190 LF IХС. Самолеты были распределены между полками ПВО, из которых лишь 26-й и 27-й гвардейские истребительные авиаполки из Ленинградского округа противовоздушной обороны успели повоевать.
До этого 26-й гвардейский истребительный авиаполк был оснащен " Харрикейнами" и "Томагауками", а также различными истребителями отечественного производства. Он стал первым полком, который получил "Спитфайры" Мк IX. Командир полка – 31-летний подполковник Мациевич Василий Антонович, который к тому времени уже считался "стариком", прослужив в военно-воздушных силах 8 лет.
Боевой опыт Мациевич получил в сентябре 1939 года, участвуя в оккупации Польши, затем в финской войне. Великую Отечественную Войну встретил замом командира эскадрильи 26-го истребительного авиаполка, который входил в систему противовоздушной обороны Ленинграда. Свою первую победу одержал, сбив Не-111, в ночь на 25.10.1941. 26-й авиаполк с 21 ноября 1942 года стал гвардейским. К февралю 1943 г. Мациевич совершил 196 боевых вылета, в которых одержал 16 индивидуальных и 6 групповых побед. Два раза был сбит. 14 февраля 1943 года получил звание Герой Советского Союза, а позднее и звание майора. Впоследствии стал комполка. 26-й гвардейский истребительный авиаполк, получив "Спитфайры" продолжал воевать против немцев, которые здесь держались гораздо дольше, чем на остальных участках фронта.
Результативным летчиком 26-го гвардейского истребительного авиаполка был Николай Гаврилович Щербина, получивший летное образование еще перед войной. Войну начал, блестяще освоив МиГ-3, в этом же полку. Так, 29.08.1941 записал на свой счет сразу три победы.
Щербина в 1944 году получил звание капитана и стал штурманом полка. Им было совершено 424 боевых вылета, из которых 120 – ночные. Одержал 11 побед, в том числе 3 – ночные. Еще 12 самолетов было уничтожено Щербиной на земле. К сожалению, количество одержанных на "Спитфайре" побед доподлинно не известно, но их было не менее двух. Щербина 24.08.1944 был удостоен звания Герой Советского Союза.
27-й гвардейский истребительный авиаполк был преобразован 21 ноября 1942 г. из 123-го истребительного. Одним из лучших летчиков который начал войну в данном полку был Карпов Александр.
Бежев Сергей был его постоянным ведомым. Результативная пара в июле 1943 года была сбита, Бежев при этом погиб, а Карпов сбив два самолета, предпринял попытку протаранить третий.
В августе 1943 года Карпов получил звание капитана и начал командовать эскадрильей. Первую Звезду Героя получил за 370 боевых вылета и 16 индивидуальных и 7 групповых побед. Вторую Звезду – 22.08.1944. В конце лета года Карпов на "Спитфайре" одержал минимум две победы. Именно на нем 19 сентября он был сбит над Эстонией в бою с ФВ-190. 20.10.1944 Карпов при перехвате высотного разведчика потерял сознание, в результате чего разбился. К тому времени на его счету летчика было 519 боевых вылетов и 30 индивидуальных и 7 групповых побед.
По окончании войны 946 "Спитфайров" (основную массу составляли Мк IX) остались в частях противовоздушной обороны, но вскоре их заменили более современными машинами.
Модификация | Spitfire LF IXE | Spitfire HF IX |
Размах крыла, м | 11.23 | 11.23 |
Длина, м | 9.47 | 9.47 |
Высота, м | 3.86 | 3.86 |
Площадь крыла, м2 | 22.48 | 22.48 |
Масса, кг | ||
пустого самолета | 2256 | 2256 |
нормальная взлетная | 3351 | 3338 |
Тип двигателя | 1 ПД Merlin 66 | 1 ПД Merlin 70 |
Мощность, л.с. | 1 х 1575 | 1 х 1585 |
Максимальная скорость , км/ч | ||
у земли | 529 | 514 |
на высоте | 642 | 662 |
Крейсерская скорость , км/ч | 607 | 622 |
Практическая дальность, км | 700 | 720 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 1390 | 1190 |
Практический потолок, м | 12650 | 13100 |
Экипаж, чел | 1 | 1 |
Вооружение: | две 20-мм пушки (280 патронов) два 12.7-мм пулемета (500 патронов) |