Блокада Ленинграда

 

                                      Ленинград в блокаде

Ленинград в блокаде
Командир РККА у батареи 85-мм зенитных орудий 52-К на площади Декабристов (Сенатская площадь) в Ленинграде. На дальнем плане Исаакиевский собор

То, что пережили защитники и жители Ленинграда, практически невозможно передать словами. Гитлеровцы штурмовали город, методично разрушали его обстрелом тяжелой артиллерии, налетами авиации, подвергли жесточайшей блокаде. Однако ленинградцы выстояли! По разным подсчётам погибло от 800 тыс. до 1,5 млн человек. Особенно велики были жертвы среди мирных жителей. Тысячи людей погибли от снарядов и бомб, но ещё больше – от голода, истощения и холода.

Битва за Ленинград полностью похоронила гитлеровский план «Барбаросса». Ленинград закрыл путь немцам и финнам на северо-западном направлении советско-германского фронта. Это был провал стратегии «молниеносной войны» Германии против СССР.

Общая ситуация

На северо-западном направлении наступала немецкая группа армий «Север» (16-я и 18-я полевые армии, 4-я танковая группа), всего 42 дивизии, включая 7 танковых и 6 моторизованных. В её составе было свыше 720 тыс. человек, 13 тыс. орудий и минометов, 1500 танков. Сухопутные силы поддерживал 1-й воздушный флот – более 1 тыс. самолетов и германские ВМС.  

Также на севере, в Скандинавии действовала немецкая армия «Норвегия» и две финские армии. Их поддерживала часть сил 5-го воздушного флота (240 самолетов) и финские ВВС (свыше 300 машин). Финляндия объявила войну СССР 26 июня 1941 года, и её армия начала наступление на мурманском и карельском направлениях. Финны наносили удар по Ленинграду по обе стороны Ладожского озера, чтобы соединиться с вермахтом, который двигался с юго-запада и юга.


Вражеским войскам противостоял Северо-Западный фронт (бывший Прибалтийский военный округ) – 8-я, 11-я и 27-я армии, всего 31 дивизия, включая 4 танковые и 2 механизированные. Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. Северный фронт защищал мурманское и карельское направления, в дальнейшем – северную часть Эстонии.Общее руководство Северным фронтом поручено 21 июня 1941 года К. А. Мерецкову, а членом Военного Совета фронта назначен секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) дивизионный комиссар А. А. Кузнецов

                                        Кирилл Афанасьевич Мерецков                                        Алексей Александрович Кузнецов

Сухопутные войска поддерживал Балтийский флот.


Противник имел перевес в живой силе, танках, авиации и артиллерии. Имел преимущество в качестве командования, организации и взаимодействии войск. Плюс боевой опыт – кампании в Западной и Юго-Восточной Европе. Кроме того, Красная Армия в это время была на стадии реформирования, модернизации, и гитлеровцы напали во время сосредоточения и развертывания войск. Поэтому первый удар был весьма впечатляющим, хотя и не таким, как хотелось бы в ставке Гитлера (полный крах русской армии).
Немцы с ходу прорвали оборону 8-й и 11-й армий, которые стали отходить на всём 445-километровом фронте. Уже к исходу 22 июня 1941 года гитлеровцы продвинулись на 20 – 45 км, форсировали Неман. В последующие дни гитлеровцы развивали успех, наши войска дрались отчаянно, но чаще всего это было локальное сопротивление. Наши войска понесли большие потери. В 22 дивизиях потери в личном составе и материальной части составили более 50 %.

Гитлеровцы стремились быстро прорваться к Ленинграду и захватить вторую столицу СССР, важнейший стратегический, экономический и культурный центр Союза. В дальнейшем основные силы группы армий «Север» должна были повернуть на юг, и принять участие в захвате Москвы. Под ударами наступавших на рижском направлении немецких войск наши войска в конце июня оставили Лиепаю, Ригу и отходили на север и северо-восток. 8-я армия отходила в Эстонию, 11-я – на Полоцк. 26 июня гитлеровцы форсировали Западную Двину и заняли Даугавпилс. В первой трети июля фашисты захватывают города Остров, Псков и выходят к реке Плюссе. Одновременно немцы наступают в Эстонии, прорываются к Таллину.
Наши войска ведут тяжелые бои восточнее линии Псков – Пушкинские горы – Опочка, по рекам Великая и Опочка. На ленинградском направлении ведутся усиленные работы по сооружению оборонительных линий. Основная линия проходила по реке Луге и до Ильменского озера. Второй рубеж обороны шел по линии Петергоф – Красногвардейск (Гатчина) – Колпино. Третий рубеж намечался на линии Автово – окружная железная дорога. В Ленинграде заморозили все крупные строительные объекты (включая метро), рабочую силу и технику передали на сооружение укреплений. В оборонительных работах участвовали сотни тысяч ленинградцев, в основном женщин и стариков. В городе формировали и отправляли на фронт дивизии народного ополчения.


                                  Сооружение баррикады на проспекте Стачек в Ленинграде. Сентябрь 1941 г.


               Угол Невского и Лиговского проспектов. Жертвы первых обстрелов города немецкой артиллерией

Вермахт прорывается к Ленинграду

10 июля 1941 года немцы нанесли удар из района Пскова и Острова. Развивая успех, 56-й моторизованный корпус к 13 июля прорвался в район Сольц и создал угрозу Новгороду. Советская 11-я армия нанесла контрудар и разбила противника. Наступление немецкой 4-й танковой группы было временно приостановлено на рубеже р. Луги. Советская Ставка для упрочения обороны Ленинграда, прикрывая тихвинское и волховское направления, южнее Ладожского озера и на реке Волхов развернуло 54-ю и 52-ю армии.
21 июля 1941 года Адольф Гитлер в особом поезде прибыл на оккупированную советскую территорию в расположении группы армий «Север», где провёл совещание с командующим группой Леебом.

Фюрер поставил задачу как можно быстрее взять Ленинград, очистить Финский залив от русского флота, чтобы был нормальный подвоз руды из Швеции. 3-ю танковую группу решили снять с центрального (московского) направления и направить на северо-восток, что должно было содействовать быстрому падению Ленинграда. Гитлер считал, что падение Ленинграда и Москвы приведет к «краху русских».
Контрудар под Сольцами и упорная оборона Лужской группы Красной Армии вынудили германское верховное командование остановить наступление и перегруппировать силы.

30 июля Ставка директивой № 34 потребовала от группы армий «Север» нанести главный удар между озером Ильмень и Нарвой с целью окружения Ленинграда и установления связи с финской армией. Для усиления группы армий «Север» из состава группы армий «Центр» перебрасывался 8-й авиационный корпус.
В Эстонии часть 8-й советской армии была отрезана от главных сил фронта. 5 августа 1941 года немцы вышли на дальние подступы к Таллину, 7-го – к Финскому заливу, отрезая Таллинскую группу и базу Балтийского флота. 27 августа гитлеровцы прорвались в Таллин. Балтийский флот 28–30 августа совершает драматический переход из Таллина в Кронштадт 
В итоге немцы не смогли уничтожить боевое ядро Балтфлота, и советский флот укрепил оборону Ленинграда.
8 августа 1941 года немцы перешли в наступление на красногвардейском (гатчинском), лужском и новгородском направлениях. После упорных боев гитлеровцы 16 августа взяли Кингисепп, 19-го – Новгород и 20-го – Чудово, перехватили железную дорогу Москва – Ленинград. Развивая наступление, немецкие войска 24 августа заняли Лугу, 25-го – Любань. 28 августа немцы захватили Тосно, 30 августа – вышли к Неве, перерезав железные дороги, которые связывали Ленинград со страной. В ходе ожесточенных боев противника остановили в районе Красногвардейска. Финская армия на Карельском перешейке оттеснила 23-ю советскую армию к границе 1939 года.

Для улучшения управления войсками советская Ставка 23 августа разделила Северный фронт на два фронта: Карельский и Ленинградский (23-я, 8-я и 48-я армии). 26 августа в Ленинград направлена группа уполномоченных Государственного Комитета Обороны: В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Н. Г. Кузнецов, А. И. Косыгин, П. Ф. Жигарев и Н. Н. Воронов.

Главное командование войск Северо-Западного направления 27 августа было расформировано, а Карельский, Ленинградский и Северо-Западный фронты подчинены Ставке. 1 сентября в составе Ленинградского фронта формируют 55-ю армию. 5 сентября командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант М. М. Попов был отстранен от должности, а вместо него назначен маршал Клемент Ефремович Ворошилов.

      

С 11 сентября фронт возглавил Г. К. Жуков.

6 сентября 1941 года немецкая Ставка в директиве № 35 потребовала окружить ленинградскую группировку русских, взять Шлиссельбург и блокировать Кронштадт. 8 сентября немцы, прорвав советскую оборону в районе Мги, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. 12 сентября гитлеровцы взяли Красное Село и вышли на ближние подступы к Ленинграду. 16 сентября войска группы армий «Север» между Стрельней и Урицком прорвались к Финскому заливу, отрезав части 8-й армии от главных сил ленинградской группировки. Образовался Ораниенбаумский плацдарм. 17 сентября немцы захватили Павлов и вошли в Пушкин. Яростные бои шли у поселков Володарский и Урицк, на Пулковских высотах, но враг дальше не прошёл.

Немецкое командование выводит 4-ю танковую группу с ленинградского направления на московское.
К концу сентября 1941 года ситуация под Ленинградом в целом стабилизировалась. Советское командование усиливает оборону, которую немцы и финны не могут преодолеть наличными силами. Германское командование делает ставку на блокаду, артиллерию и авиацию. Сухопутные войска зарываются в землю и приступают к позиционной войне.


                                     Разрушенный дом и панно «Защитим город Ленина» в блокадном Ленинграде

                                                  Девушки из Ленинградского комсомольского противопожарного полка


Строй красноармейцев проходит по перекрестку Рябовского шоссе и улицы Коммуны мимо строящихся укреплений в Ленинграде

Подвиг ленинградцев

Ситуация была катастрофическая.
Огромный город, второй по размерам в Союзе, один из крупнейших в мире, лишился железных и шоссейных связей с остальной страной. Замерли морские пути. На севере и на юге – враги. Берега Финского залива у противника. Немцы и финны прорвались к северному и южному берегам Ладожского озера, расположенного севернее и северо-восточнее города. Стали наступать вдоль восточного берега. Но не смогли полностью захватить озеро. Остановили их наши солдаты. Часть восточного берега Ладожского озера осталась в наших руках. Тут по воде, по озеру и осталась дорога в Ленинград.
Дорога была долгой и трудной. Путь начинался в Вологде, куда шли грузы из всей страны. Эшелоны шли в Тихвин и Волхов, дальше железной дороги не было, грузы грузили на речные баржи, которые шли по р. Волхов.

В Новой Ладоге новая разгрузка, из барж речных на озёрные. Ладожские баржи идут к западному берегу озера, где в 55 км от Ленинграда находился порт Осиновец. Сюда проложили узкоколейную железную дорогу. Грузы вновь грузят в вагоны, но в пути ещё одна перегрузка. С узкоколейной дороги на обычную железную дорогу, затем на автотранспорт.
Когда немцы взяли Тихвин, оборвался этот единственный сложный путь. Тогда пробирались километр за километром через леса, овраги и болота. Часто дорога шла там, где раньше бродили только дикие звери, за 20 дней проложили 200-километровую дорогу к Ладожскому озеру. Начиналась она почти в 100 км восточнее Тихвина у станции Заборье и, обходя с севера захваченный противником Тихвин, шла к Ладожскому озеру, к Новой Ладоге.

 

В ноябре 1941 года начались морозы, остановилась «дорога жизни» по озеру. А без боеприпасов, горючего и продуктов питания оборона падёт. Но наши люди начали движение по льду Ладоги (так называли озеро). Путь был опасен: неспокойна, капризна Ладога. Сильный ветер разрушает лёд, появляются трещины и промоины. Даже самые сильные морозы не могут полностью сковать Ладожское озеро. Но выхода нет. 22 ноября по льду прошла первая автомобильная колонна (60 грузовых машин). Машины преодолели 27 км опасного ледяного пути. «Дорога жизни» была опасной. Внезапно ломался лёд, тонули машины. Немецкие самолеты бомбили колонны.


Когда наши войска отбили Тихвин, снова пошли грузы по железной дороге. Но не сразу, нужно было восстановить уничтоженные мосты между Тихвином и Волховом. Поэтому снова грузы шли на автомобилях в обход, но путь был уже в три раза короче. Дорогу восстановили до станций Войбокало и Жихарево, что ещё больше сократило путь. Затем построили железную дорогу к приозёрной деревне Кобоне. От Кобоны через Ладогу проходила теперь ледовая дорога на Ленинград.

                Девушки – бойцы местной противовоздушной обороны (МПВО) на вахте на крыше дома в Ленинграде


                                   Рабочий-комсомолец Илья Трифонов за станком на ленинградском заводе


Группа коммунистов – ленинградских рабочих завода перед отправкой на фронт. Справа налево: молотобоец В. А. Кравцов, кузнец Н. С. Попов, плавильщик П. М. Кузнецов, кузнец И. А. Разумовский, контролер ОТК С. К. Дударев

Блокадные дни были для горожан страшными. Гитлеровцы постоянно обстреливали и бомбили Ленинград. В городе начались пожары. Рушились дома от снарядов и бомб. Люди погибали в домах и на улицах. Не было топлива, замерло электричество, вышел из строя водопровод. Начался голод. Смерть косила людей.

Супы варили из дикорастущих растений. Делали хвойные «котлеты». Блокадный хлеб выпекали с различными примесями. К ржаной муке добавляли овсяную, ячменную, соевую, кукурузную, применяли льняной, хлопковый и конопляный жмых. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и пр. Хлеб был кисловатым, горьковатым и травянистым на вкус. Но голодные люди мечтали о нём. Пять раз в течение осени – зимы 1941 года сокращалась норма выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение: норма в 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов – детям. Через 10 дней новое сокращение: взрослые стали получать по 500 граммов хлеба. В октябре взрослые получали по 400 граммов хлеба, дети – по 200. В ноябре было два сокращения: вначале по 300, затем по 250 граммов хлеба стали получать взрослые, дети – по 125.

Несмотря на все ужасы, ленинградцы держались. «Ленинград в блокаде!» – набатом неслось по стране. Вся страна пыталась помочь осажденному городу.


                                       Обоз с зерном движется по льду Ладожского озера. Декабрь 1941 г.


                                    Машина с продовольствием для Ленинграда идет по Ладожской ледовой трассе


Командир взвода учебного пункта всеобуча Смольнинского района Ленинграда сержант Вера Федоровна Бердникова (1922 г. р.) ведет стрелковые занятия в Ленинграде. Смольнинский пункт всевобуча. Необычные для молодых девушек обязанности выполняла студентка 1-го курса электромеханического факультета Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина Вера Федоровна Бердникова (Попова). После возвращения с оборонных работ в декабре 1941 года она стала бойцом первого набора военно-учебного пункта Смольнинского района. После прохождения курса военного обучения ее назначили командиром отделения, а затем и командиром взвода. За период блокады при участии Веры Федоровны было подготовлено 12 стрелковых взводов. Когда в Политехническом институте возобновились занятия, она продолжила в нем учебу, была сталинской стипендианткой. После окончания института оставлена в аспирантуре. В 1951 году защитила кандидатскую диссертацию.

                                                                                                           Автор: Самсонов Александр