Войска РФ на Курилах

       Российское военное присутствие на Курильских островах

Российское военное присутствие  на Курильских островах

В связи с тем, что Япония не прекращает оспаривать итоги Второй мировой войны и предъявляет претензии на южную часть Курильской гряды – острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу Хабомаи, наша страна вынуждена тратить немалые средства на их оборону.

                                                                                  БРК " Бал-Э "

Тактико-технические характеристики

Дальность поражения: 120 км с ракетой Х-35 и 260 км с ракетой Х-35У 

Удалённость стартовой позиции от береговой линии: до 10 км

  • Количество ракет на каждой СПУ и ТПМ: до 8
  • Интервал пуска ракет в залпе: не более 3 с
  • Максимальная скорость движения:
    • по шоссе: 60 км/час
    • по бездорожью: 20 км/час
  • Стартовая масса ракеты: 620 кг
  • Суммарный боекомплект комплекса: до 64
  • Запас хода (без дозаправки): не менее 850 км

                                                                        БРК " Бастион "

Основные тактико-технические характеристики:

Дальность полета: по комбинированной траектории — до 300 км, по смешанной траектории — до 120 км.

Высота полета ПКР: на маршевом участке — до 14 000 метров, на конечном участке траектории — 10-15 метров.

Максимальная скорость полета ПКР: 750 м/с.

Масса ракеты: стартовая — 3000 кг, с ТПС — 3900 кг.

Размеры ТПС: длина — 8900 мм, диаметр 720 мм.

Масса боевой части — 200 кг.

Система управления: инерциальная навигационная система, радиовысотомер, радиолокационная головка самонаведения.

Стартово-разгонная ступень: твердотопливная.

Маршевый двигатель: тип — прямоточный ВРД, топливо — керосин Т-6.

Россия кровно заинтересована в том, чтобы сохранить свои позиции в северной части Тихого океана. Благодаря тому, что Курилы находятся под нашей юрисдикцией, Охотское море является внутренним морем России, что обеспечивает контроль над добычей морских биоресурсов и беспрепятственный выход боевых кораблей и подводных лодок в океан.

Оборона островов Итуруп и Кунашир в советское время

После освобождения Курильских островов от японских войск на Итурупе были размещены части 355-й стрелковой дивизии: три стрелковых полка, артиллерийский полк и вспомогательные подразделения. Из-за сложных погодных и бытовых условий, а также трудностей со снабжением, в 1960 году все сухопутные части вывели с Итурупа. После чего здесь остались только пограничники, радиотехнические подразделения и истребительный авиаполк.
Одним из самых важных военных объектов острова Итуруп во времена СССР являлся аэродром «Буревестник», который начал активно эксплуатироваться с октября 1945 года.

На этом военном аэродроме базировался истребительный авиаполк, вооруженный Як-9У, и бомбардировочный авиаполк на Пе-2. 

Тяжелые погодные условия, сильные ветра, частые холода, туманы и метели создавали больше проблемы при эксплуатации самолетов на острове. Поршневые истребители и бомбардировщики, созданные в военное время и обладавшие невысоким эксплуатационным ресурсом, оказались плохо приспособлены к условиям местного климата.
В 1946 году истребительный авиаполк перевооружили на полученные по ленд-лизу истребители американского производства P-63 Kingcobra, а бомбардировщики вывели с Итурупа. В 1952 году истребительный авиаполк перешел на реактивные МиГ-15бис. В первой половине 1960-х на Итурупе строится новый аэродром у населенного пункта Ветровое, предназначенный для временного базирования дальних разведчиков Ту-16Р и морских ракетоносцев Ту-16К. В то же время в окрестностях населённого пункта Горячие ключи были развёрнуты две радиолокационных роты.

                                                   Истребитель МиГ-17Ф на аэродроме «Буревестник»

В конце 1950-х 308-й ИАП перешёл с МиГ-15бис на МиГ-17Ф. В 1968 году истребители 308-го авиаполка принудили к посадке реактивный американский авиалайнер Douglas DC-8, вторгшийся в советское воздушное пространство.

                                           Снимок истребителя МиГ-17Ф, сделанный с борта DC-8

На борту самолета находились американские морские пехотинцы, которые направлялись во Вьетнам. Пробыв двое суток на территории аэродрома «Буревестник», пассажирский «Дуглас» был отпущен со всеми пассажирами.

В течение достаточно длительного периода времени простые и неприхотливые МиГ-17Ф 308-го ИАП являлись настоящими рабочими лошадками, обеспечивающими ПВО Итурупа и авиационную поддержку дислоцированных здесь сухопутных частей.

                                                                  МиГ-17Ф над вулканом Тятя
В 1979 году разрушительный тайфун уничтожил значительную часть инфраструктуры «Буревестника». Большая часть имевшихся на аэродроме истребителей была серьёзно повреждена или уничтожена, имелись погибшие и среди военнослужащих.
В 1981 году была построена новая взлетно-посадочная полоса, восстановлены сооружения аэродрома, и на вооружение 308-го авиаполка поступили сверхзвуковые истребители МиГ-21СМ.
После инцидента с южнокорейским Boeing 747, вторгшимся в воздушное пространство СССР и сбитым в 37 километрах к юго-западу от Сахалина, американцы предприняли ряд провокаций. Палубные истребители F-14А неоднократно летали над Итурупом и даже имитировали атаки наземных целей. Так как истребитель МиГ-21СМ обладал невысоким потенциалом в роли перехватчика, 308-й ИАП перелетел на аэродром «Сокол» на Сахалине. В 1983 году 308-й полк перевели на аэродромом «Постовая», расположенный неподалёку от Советской Гавани.
Вместо 308-го авиаполка на «Буревестник» с аэродрома «Постовая» перебросили 41-й ИАП, пилоты которого летали на МиГ-23МЛ. По сравнению с МиГ-21СМ, истребитель МиГ-23МЛ с изменяемой геометрией крыла имел гораздо более высокие разгонные характеристики, был оснащён весьма совершенным для того времени БРЭО и нёс ракеты средней дальности с тепловым и полуактивным радиолокационным наведением.

                                  Истребитель МиГ-23МЛ на взлётно-посадочной полосе аэродрома «Буревестник»

В советское время на островах Курильской гряды был развёрнут ряд радиолокационных постов.
На островах Итуруп и Кунашир к моменту распада СССР функционировали радиолокационные посты с РЛС П-37, П-12, П-18 и П-19. Некоторые станции, установленные на естественных возвышенностях, были прикрыты радиопрозрачными куполами, защищающими от неблагоприятных метеорологических факторов.
На острове Матуа была развернута отдельная радиолокационная рота, на вооружении которой стояли РЛС дежурного режима П-14 и радиовысотомер ПРВ-11. Имеется информация, что в 1990 году здесь пытались развернуть радиолокационный комплекс 22Ж6М и успели доставить на остров часть аппаратуры. Однако развал СССР похоронил эти планы.
Противоздушная оборона радиолокационных постов, служебных и жилых помещений, находящихся неподалёку от них, обеспечивалась 37-мм зенитными автоматами, спаренными и счетверёнными 14,5-мм зенитными установками ЗПУ-4 и ЗПУ-2, 12,7-мм пулеметами ДШК и ПЗРК «Стрела-2М».
В конце 1970-х в связи с ростом боевых возможностей Сил самообороны Японии и обострением международной обстановки советское руководство решило усилить оборону южных Курильских островов.
В мае 1978 года в учебном центре сухопутных войск, расположенном неподалёку от села Князе-Волконское, под Хабаровском была сформирована 18-я пулемётно-артиллерийская дивизия, предназначенная для обороны островов Итуруп и Кунашир.
В годы холодной войны на Дальнем Востоке было создано 8 ПулАД, которые в основном переназначались для действий в обороне, с опорой на укреплённые районы. Долговременные оборонительные сооружения были возведены на границе с Китаем, а также на островах Кунашир и Итуруп.
Первоначально в противодесантной обороне Курильских островов в основном использовались не самые новые образцы техники и вооружения, такие как 76-мм орудия ЗиС-3, 100-мм полевые пушки БС-3, 120-мм миномёты ПМ-38, 122-мм гаубицы М-30, 130-мм орудия М-46, тяжелые танки ИС-2 и ИС-3.

                                                   Тяжелый танк ИС-2, брошенный на Итурупе

По состоянию на 1990-й год в составе 18-й ПулАД имелись следующие части:

– 484-й пулемётно-артиллерийский полк (г. Южно-Курильск);
– 605-й пулемётно-артиллерийский полк (с. Горячие Ключи);
– 1527-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (п. Крабозаводское);
– 110-й отдельный танковый батальон (с. Горячие Ключи);
– 209-й отдельный зенитный ракетно-артиллерийский дивизион (с. Горячие Ключи);
– 911-й отдельный батальон материального обеспечения (с. Горячие Ключи);
– 584-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон (с. Горячие Ключи);
– 614-й отдельный инженерно-сапёрный батальон (с. Горячие Ключи);
– 1114-й отдельный батальон связи (с. Горячие Ключи);
– 308-й отдельный медицинский батальон (г. Южно-Курильск);
– отдельная ремонтная рота (с. Горячие Ключи);
– отдельная рота химической защиты (с. Горячие Ключи);
– отдел военной контрразведки (с. Горячие Ключи).

Пулемётно-артиллерийский полк состоял из отдельных батальонов со своим индивидуальным общевойсковым номером. В состав каждого пулемётно-артиллерийского батальона входило 2 роты танковых огневых точек (по 10 тяжёлых танков ИС-2 или ИС-3 в каждой) и 6 артиллерийских взводов танковых башен – в каждом по 6 башен танков Т-54, установленных на бетонном основании.

На момент распада СССР в составе пулемётно-артиллерийского полка имелись: танковая рота (10 танков Т-55), артиллерийский дивизион (2 батареи 152-мм орудий «Гиацинт-Б»), батарея РСЗО «Град-1», противотанковая батарея 100-мм орудий БС-3, зенитный ракетно-артиллерийский дивизион (батарея ЗСУ-23-4 и батарея «Стрела-10»), а также 3 отдельных роты: разведывательная, связи, ремонтная и взвод химической защиты.
Такой состав вооружения формально сохранялся примерно до 2010 года, но к тому моменту практически все танковые башни, установленные на бетонные основания, и тяжелые танки ИС-3 были неработоспособны.

Кардинальное перевооружение воинских частей, сохранившихся на Итурупе и Кунашире, началось относительно недавно.

По всей видимости, 18-я ПулАД являлась последней дивизией в вооруженных силах России, где эксплуатировались танки Т-55. Штаб дивизии находился в поселке Горячие Ключи. Охрану границы обеспечивали пограничные части, у них имелись вооруженные патрульные катера, автомобили повышенной проходимости и гусеничные вездеходы.
В ряде источников говорится, что на тяжелых танках ИС-2 и ИС-3, доставленных на Курилы, были демонтированы двигатели. Но это не так. В разговоре с местным жителем, служившим срочную в 1983–1984 годах и впоследствии оставшемся на Итурупе, удалось выяснить, что танки ИС-3, имевшиеся в его роте, были на ходу.

После получения приказа тяжелые танки должны были выдвинуться на заранее подготовленные позиции на побережье. По мере выхода танковых моторов из строя, ИСы превращались в неподвижные огневые точки.

                                                         Тяжелый танк ИС-3 на постаменте в Курильске

Климатические условия, рельеф местности и густая растительность привели к тому, что в боевых подразделениях, дислоцированных на Итурупе и Кунашире, использовалась в основном гусеничная техника.

До сих пор одной из самых распространенных военных машин на Курилах является многоцелевой лёгкий бронированный транспортёр-тягач МТ-ЛБ.

                                                          МТ-ЛБ на постаменте в Южно-Курильске

Эта гусеничная машина массой около 10 т изначально была вооружена 7,62-мм пулемётом ПКТ и может буксировать различные артиллерийские системы, доставлять разнообразные грузы и перевозить вооруженный десант численностью 10 человек.
Также в прошлом на Курильских островах военные широко использовали гусеничные транспортёры-тягачи ГТ-Т и легкие многоцелевые бронированные тягачи ГТ-МУ, способные осуществлять транспортировку людей и грузов в условиях бездорожья, снежных заносов, на сильно пересечённой местности с наличием глубоких водных преград и мелкой растительности.

                         Лёгкий бронированный тягач ГТ-МУ в санитарном варианте на постаменте в Южно-Курильске

Оборона Курильских островов после развала СССР

После развала СССР оборона Курильских островов стала стремительно деградировать. В первую очередь это коснулось истребительной авиации и радиотехнических войск.
Во второй половине 1990-х все функционирующие на Курилах радиолокационные станции, за исключением нескольких РЛС П-18 в окрестностях аэродрома «Буревестник», были выведены из эксплуатации, а построенная для них инфраструктура брошена и частично разграблена.

Зенитные пулемёты, прикрывавшие радиолокационные посты, и наиболее ценное оборудование с островов вывезли, а установленные на берегу 37-мм зенитки стали памятниками ушедшей эпохи.

В 1994 году 41-й авиаполк расформировали, исправные самолеты перелетели в Комсомольск-на-Амуре, где впоследствии после нескольких лет хранения без охраны под открытым небом пришли в полную негодность и были утилизированы. Такая же участь постигла 308-й авиаполк, перевооруженный к тому моменту на МиГ-23МЛД (аэродром «Постовая»).

На «Буревестнике» осталась только авиационная комендатура, несколько вертолетов Ми-8 и авиационное кладбище. В настоящее время взлётно-посадочная полоса нуждается в ремонте, а аэродромная инфраструктура требует восстановления.
Пассажиры, прилетающие на Итуруп, могут видеть на стоянке в аэропорту «Ясный» 3 истребителя Су-30СМ.

                                        Истребители Су-30СМ на стоянке аэродрома «Ясный»

Двухместные боевые самолёты стоят открыто. Каких-либо укрытий и ангаров для обслуживания истребителей здесь нет.
Ввод в эксплуатацию аэропорта «Ясный», расположенного неподалёку от вулкана «Богдана Хмельницкого», состоялся в июне 2017 года. В настоящее время в связи с неудовлетворительным состоянием взлётно-посадочной полосы военного аэродрома «Буревестник», аэропорт «Ясный» совместно используется гражданскими и военными ведомствами.

                                     Истребители Су-35С на стоянке аэродрома «Ясный» в 2018 году

Первые боевые самолёты приземлились в «Ясном» в августе 2018 года. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, это были три истребителя Су-35С из состава 23-го ИАП, перелетевшие с аэродрома «Дзёмги» (Комсомольск-на-Амуре).
Двухместные истребители Су-30СМ, размещённые в настоящее время на Итурупе, скорее всего, принадлежат 120-му гвардейскому отдельному смешанному авиаполку, базирующемуся на авиабазе Домна в Забайкалье. На вооружении этого полка стоят истребители Су-30СМ и штурмовики Су-25.
Двухместные истребители Су-30СМ лучше подходят для длительных полётов над морем и имеют больший ударный потенциал при использовании против наземных и надводных целей.
Размещение российских истребителей на Итурупе вызвало протесты Токио.
Справедливости ради, стоит сказать, что временное базирование на ротационной основе трёх боевых самолётов в гражданском аэропорту «Ясный» является, скорее, политическим шагом и сигнализирует японскому руководству о незыблемости российской позиции относительно Южных Курил. Для реального авиационного прикрытия российской воинской группировки в этом районе, необходимо восстановление аэродрома «Буревестник» и размещение там полноценного истребительного полка.
На островах требуется незамедлительно восстановить сеть радиолокационных постов, без чего невозможно своевременно фиксировать и пресекать вхождение в наше воздушное пространство иностранных летательных аппаратов и управлять действиями своей боевой авиации.
Реформы вооруженных сил, проводимые в 1990–2000-е годы, тяжелым катком прокатились по дислоцированным на Итурупе и Кунашире частям 18-й пулемётно-артиллерийской дивизии. Оставшаяся от сокращенных военных частей техника была брошена там, где ее застал момент расформирования. Многие населенные пункты обезлюдели, а строения, оставленные военными, постепенно разрушались.
В результате недофинансирования и череды сокращений в настоящее время численность личного состава 18-й ПулАД едва не достигает отметки 4 000 человек, что, скорее, ближе к бригадному значению, но никак не дивизионному.

                                                           Погрузка танка Т-55 на корабль

Изменения в лучшую сторону начались в 2010 году, когда руководство МО РФ наконец-то озаботилось укреплением обороны Южных Курил. К 2011 году все устаревшие танки Т-55 были вывезены, и их заменили Т-72Б.

В настоящее время танки Т-72Б имеются в составе танковых батальонов 46-го пулемётно-артиллерийского полка (пос. Лагунное на острове Кунашир) и 49-го пулемётно-артиллерийского полка (пос. Горячие Ключи на острове Итуруп). В посёлке Горячие Ключи также находятся органы управления дивизии.

                                                                      Танк Т-72Б на острове Кунашир

В составе каждого пулеметно-артиллерийского полка два батальона, обслуживающие долговременные полевые укрепления, один мотострелковый, а также танковый батальоны.

                                   Модернизированный МТ-ЛБ на дороге Курильск – Горячие Ключи

Исходя из личных наблюдений, могу отметить, что основным средством передвижения мотопехоты по острову Итуруп являются модернизированные МТ-ЛБ, на которых башенки с 7,62-мм пулемётами заменены крупнокалиберными 12,7-мм пулемётами.

                                                                       БТР-80 на острове Кунашир

Впрочем, на острове Кунашир, где качество и протяженность автодорог больше, в 46-м ПулАП имеется некоторое количество колёсных БТР-80.
Для транспортировки различных грузов, колёсной техники и вооружения по сильно пересечённой местности и через водные преграды на острове Кунашир используются гусеничные плавающие транспортёры ПТС-2.

                                                   Транспортёр ПТС-2 на острове Кунашир

Транспортёр обладает высокой проходимостью, большим запасом плавучести и может применяться в морских условиях при волнении моря до трех баллов.

                                                   152-мм САУ «Гиацинт» на острове Кунашир

Каждый островной полк оптимизирован для оборонительных действий, обладает достаточно высокой огневой мощью и в течение некоторого времени может вести бой автономно.

                                                     РСЗО «Град-1» на острове Кунашир

Огневую поддержку войскам, обороняющим острова, должны оказывать артиллерийские дивизионы 152-мм самоходных гаубиц «Гиацинт», реактивных систем залпового огня «Град-1» (облегчённая версия БМ-21 на шасси ЗиЛ-131) и «Ураган».

                                                           РСЗО «Ураган» на острове Кунашир

Помимо тяжелых артиллерийских систем, в войсках есть 82 и 120-мм миномёты, которые имеют большую ценность в условиях сильно пересеченной местности и могут уничтожать противника на обратных скатах сопок и в оврагах.

                                                              120-мм миномёт на острове Кунашир

Для разведки целей и корректировки артиллерийского огня используются БПЛА «Орлан-10». Благодаря дронам, артиллерия с высокой точностью может поражать цели управляемыми боеприпасами.
От средств воздушного нападения полки до недавнего времени прикрывали смешанные дивизионы зенитных комплексов «Стрела-10» и ЗСУ-23-4 «Шилка». Для транспортировки расчётов ПЗРК «Игла» использовались МТ-ЛБ. Также на вооружении зенитных подразделений имеется некоторое количество буксируемых артиллерийских установок ЗУ-23.

Несколько лет назад устаревшие ЗРК «Стрела-10» были заменены многоканальными комплексами «Тор-М1-2У». Этот ЗРК способен обстреливать четыре цели одновременно, с наведением на каждую двух ракет. 

Технические характеристики «Тор-М2У»

Максимальная дальность поражения, км 12
Минимальная дальность поражения, м:
– на высоте 10 метров
– на высоте более 100 метров
1500
не более 1000
Количество одновременно обрабатываемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей 10
Количество одновременно обстреливаемых целей 4
Количество одновременно наводимых ракет 8
Максимальная скорость движения целей, м/c 700
Перегрузка маневра цели 10 g
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. 8 в двух ЗРМ
Время заряжания БМ, мин. 18
Время развертывания комплекса, мин. 3
Скорость движения БМ, км/ч:
– по шоссейным дорогам
– по грунтовым дорогам
до 80
до 30
Запас хода по топливу, км 500
Максимальная масса БМ, т 30
Расчет БМ, чел. 3
Климатические условия:
– температура, °С
– влажность, %
– высота над уровнем моря, м
– скорость ветра, м/с
±50
98
до 3000
до 30

                                                       Военная техника на острове Итуруп

В конце 2020 года была опубликована информация, что на остров Итуруп доставлен зенитный ракетный дивизион ЗРС С-300В4. Эта зенитная система принадлежит 38-й зенитной ракетной бригаде, с местом постоянной дислокации в селе Птичник, недалеко от Биробиджана.
Как ЗРС С-300В4 была доставлена на остров и сколько она здесь пробудет, неизвестно.
На спутниковых снимках, находящихся в открытом доступе, видно, что в окрестностях посёлка Лагунное на Кунашире и неподалёку от аэродрома «Буревестник» на Итурупе построены капитальные, хорошо оборудованные позиции, где на постоянной основе могут быть размещены дальнобойные зенитные ракетные системы.

                               Спутниковый снимок Google Еarth: позиция ЗРК в окрестностях посёлка Лагунное

Выбор ЗРС С-300В4 в качестве дальнобойного средства противовоздушной обороны группировки, развёрнутой на Итурупе, неоднозначен.
По сравнению с ЗРС С-400 самоходные шасси С-300В4 имеют лучшую проходимость. Но при сравнимой дальности стрельбы по аэродинамическим целям войсковая зенитная система существенно уступает С-400 по огневой производительности. Можно предположить, что размещение на Итурупе одного дивизиона С-300В4 является временным решением. Так, несколько лет назад дивизион ЗРС С-300В был развернут на Сахалине, в районе аэродрома «Хомутово». Сейчас в этом месте несёт боевое дежурство ЗРК С-300ПМ.
Наиболее оптимальным решением для обеспечения устойчивой противовоздушной обороны Итурупа и Кунашира стало бы развёртывание здесь полноценной зенитной ракетной бригады, оснащённой последними модификациями зенитного ракетного комплекса «Бук». К сожалению, информация о переброске на Курильские острова ЗРК «Бук-М1/М2» является недостоверной.

                                       Самоходная пусковая установка БРК «Бал» на острове Кунашир

В 2018 году в ряде отечественных СМИ была опубликована информация о том, что на Итурупе несёт боевое дежурство дивизион БРК «Бастион», а на Кунашире – БРК «Бал». В перспективе противокорабельные ракетные комплексы предполагается развернуть на островах Парамушир и Матуа.
 

Транспортно-пусковые контейнеры с противокорабельными ракетами Х-35

Сообщается, что БРК «Бастион» и БРК «Бал» принадлежат 72-й отдельной береговой ракетной бригаде, дислоцированной в посёлке Смоляниново в Приморском крае. Хочется верить, что, как и в случае с ЗРС С-300В4, развертывание противокорабельных ракетных комплексов на Курильских островах не носит временный характер.

На развилке дорог Курильск-Горячие Ключи на месте бывшего поста ВАИ установлена экспозиция, посвящённая 18-й ПулАД. Она состоит из танков ИС-2 и ИС-3, а также лёгкого бронированного многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ и гусеничного транспортёра-тягача ГТ-Т

Вывод

Таким образом, основной силой, способной оборонять острова Итуруп и Кунашир по прежнему являются 46 и 49-й ПулАД, дислоцированные на Курилах постоянно. Фактически отдельные дивизионы ЗРС С-300В4, БРК «Бастион»/«Бал» пока что находятся здесь на временной основе и не имеют необходимой инфраструктуры для длительного размещения.
Совершенно очевидно, что на фоне отказа Токио от чисто оборонительной военной доктрины и роста наступательного потенциала Сил самообороны Японии, 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия остро нуждается в дополнительном усилении современной техникой и вооружением.
Также, помимо увеличения наших оборонительных возможностей, уже давно пора переходить к практическим делам в части развития экономики Курильских островов и обеспечению достойной жизни населения.
 

                                                                                                      Автор:  Линник Сергей