Танковые бои в Советско-финской войне 1939-1940 г.
Два танковых боя Советско-Финской войны 1939-40 гг.
Практически единственное танковое сражение Советско-Финской (Зимней) войны 1939-40 г., известное также как бой у полустанка Хонканиеми и закончившееся впечатляющей победой советских танкистов из 35-й легкотанковой бригады, изучено достаточно хорошо.
Несколько менее известен второй случай боевого столкновения советских и финских танкистов у станции Перо, однако завершился он так же - верх одержали экипажи 20-й тяжелой танковой бригады РККА. В отечественной военно-исторической литературе этим эпизодам посвящено несколько исследований, которые легко можно найти и в электронном виде, так что здесь особое внимание будет обращено на документальный и фотографический материал, относящийся к этим событиям.
Однако сначала - краткая справка о бронетанковых силах сторон, сошедшихся в горячей схватке на заснеженных и ледяных просторах от Карельского перешейка до Баренцева моря.
В РККА. Для наступательных действий советским командованием была привлечена весьма внушительная группировка танковых частей и соединений.
Только в составе 7-й армии, наступавшей на Карельском перешейке - самом "жарком" направлении Зимней войны - действовали 10-й танковый корпус и 20-я тяжелая танковая бригада, которые изначально планировалось применять в качестве самостоятельных оперативных соединений, а также три танковые бригады и десять отдельных танковых батальонов, распределенных для поддержки стрелковых дивизий.
Т-26 обр. 1933 года | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк сопровождения |
Боевая масса, т | от 8,2 до 10,25 |
Компоновочная схема | Классическая западная, двухбашенная до 1933 г., с 1933 г. однобашенная |
Экипаж, чел. | 3 |
История | |
Разработчик | Vickers-Armstrongs |
Производитель | Обуховский завод |
Годы производства | 1931—1941 |
Годы эксплуатации | 1931—1960 |
Количество выпущенных, шт. | 11307, включая ХТ и ТТ-ТУ |
Основные операторы | СССР Вторая Испанская Республика Финляндия Китайская Республика Турция |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4620 |
Ширина, мм | 2440 |
Высота, мм | 2190 |
Клиренс, мм | 380 |
Бронирование | |
Тип брони | «ИЗ» гомогенная катаная стальная высокой твёрдости |
Лоб корпуса, мм/град. | 15 |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 30 / 0° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 30 / 0° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 15 / 0° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 15 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 15 / 40° |
Корма корпуса, мм/град. | 15 / 0-40° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 40° |
Днище, мм | 10 / 0° |
Крыша корпуса, мм | 10 / 0° |
Лоб башни, мм/град. | 15 |
Маска орудия, мм/град. | 15 |
Борт башни, мм/град. | 15 |
Корма башни, мм/град. | 15 |
Крыша башни, мм/град. | 6 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 37-мм на двухбашенных пулеметно-пушечных или 45-мм на однобашенных |
Тип пушки | полуавтоматическая нарезная |
Длина ствола, калибров | 46 |
Боекомплект пушки | 96-136 выстрелов - радийный-линейный |
Дальность стрельбы, км | 6,4 из пушки 20-К и 1,6 из спаренного ДТ по ТОП |
Прицелы | ТОП и ПТ-1 |
Пулемёты | 2—3 7,62-мм пулемета ДТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | 4-цилинд-вый рядн. карбюр-ный воздушн. охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. |
90—97 |
Скорость по шоссе, км/ч | 30 |
Запас хода по шоссе, км | 120 |
Тип подвески | сблокированная по четыре, на листовых рессорах |
Преодолеваемый подъём, град. | 40° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,75 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,8 |
Советские легкие танки Т-26 выдвигаются на боевые позиции в ходе Советско-Финской войны
ТТХ среднего танка Т-28
Боевая масса, т: 25,4
Экипаж, чел: 6
Количество выпущенных, шт: 503
Размеры:
Длина корпуса, мм: 7370
Ширина, мм: 2870
Высота, мм: 2625
Клиренс, мм: 500
Бронирование
Тип брони: стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм: 30
Лоб корпуса (середина), мм: 15
Лоб корпуса (низ), мм: 30
Борт корпуса, мм: 20+10 (экран)
Корма корпуса, мм: 18-20
Днище, мм: 15-18
Лоб башни, мм: 20
Маска орудия, мм: 20
Вооружение
Пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года)
Боекомплект пушки: 69
Пулемёты: 4-5 × 7,62-мм ДТ
Боекомплект: 1200 патронов
Подвижность
Двигатель: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т
Мощность двигателя, л. с: 450
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25
Запас хода по шоссе, км: 180-190
Запас хода по пересечённой местности, км: 120-140
Преодолеваемый подъём, град: 37
Преодолеваемая стенка, м: 1,0
Преодолеваемый ров, м: 3,5
Преодолеваемый брод, м: 1,0
В боевой состав 8-й армии, действовавшей севернее Ладожского озера, была включена 34-я легкотанковая бригада, и, кроме того, на 8-ю, 9-ю и 14-ю армии приходилось до семнадцати отдельных танковых батальонов.
Всего на начало боевых действий в войсках РККА на советско-финском ТВД насчитывалось более двух тысяч танков (данные различных источников несколько разнятся - 2 019, 2 289 и даже 2 998). При этом танковый парк был весьма разнообразен. Тяжелые танковые подразделения были укомплектованы трехбашенными средними танками Т-28 и тяжелыми пятибашенными Т-35.
Средние танки Т-28 20-й тяжелой танковой бригады на марше к фронту, ноябрь 1939 г.:
Т-35А образца 1936 года | |
---|---|
Классификация | Тяжёлый танк Танк прорыва |
Боевая масса, т | 58 |
Компоновочная схема | пятибашенная, классическая |
Экипаж, чел. | 11 |
История | |
Разработчик | ОКМО |
Производитель | ХПЗ |
Годы производства | 1932—1939 |
Годы эксплуатации | 1932—1941 |
Количество выпущенных, шт. | 2 прототипа; 59 серийных |
Основные операторы | СССР |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 9720 |
Ширина, мм | 3200 |
Высота, мм | 3430 |
Клиренс, мм | 530 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 30/20°+20 |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 20/35°+20 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 20/40°+20 |
Борт корпуса, мм/град. | 10+10+5 |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 20/0°+10+10 |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 20 + 10 (фальшборт)/0° |
Корма корпуса, мм/град. | 20+20 |
Днище, мм | 10—20/90° |
Крыша корпуса, мм | 10/-90° |
Лоб башни, мм/град. | 20 или 15/0°+50 |
Борт башни, мм/град. | 20/0° или 15/0°+30 |
Корма башни, мм/град. | 20/0° или 15/0° |
Крыша башни, мм/град. | 10—15/-90° или 10/-90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 1 × 76,2-мм КТ-28; 2 × 45-мм 20К |
Тип пушки | нарезные танковые |
Длина ствола, калибров | 16,5 у КТ-28; 46 у 20К |
Боекомплект пушки | 96 у КТ-28; 226 у двух 20К |
Углы ВН, град. | −5° — +25° КТ-28; −8° — +32° 20К |
Углы ГН, град. | 360° КТ-28; 191° носовой 20К; 184° кормовой 20К |
Дальность стрельбы, км | 6,4 из пушек по ТОП, 3,6 — ПТ-1, 1,6 — ДТ по ТОП |
Прицелы | ПТ-1 обр. 1932 г. ТОП обр. 1930 г. |
Пулемёты | 6—7 × 7,62-мм ДТ, 10 080 патронов |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л |
Мощность двигателя, л. с. | 500 при 1445 об./мин. |
Скорость по шоссе, км/ч | 28,9 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 14 по грунтовке |
Запас хода по шоссе, км | 100 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 80—90 по грунтовке |
Удельная мощность, л. с./т | 10 |
Тип подвески | сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах |
Ширина гусеницы, мм | 526 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,78 |
Преодолеваемый подъём, град. | 20 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,2 |
Преодолеваемый ров, м | 3,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1 |
В танковых бригадах и батальонах имелись легкие танки БТ-7 и БТ-5 различных модификаций.
БТ-5 | |
---|---|
Классификация | Лёгкий танк |
Боевая масса, т | 11,5 |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 3 чел. |
История | |
Производитель | ХПЗ |
Годы производства | 1933—1935 |
Годы эксплуатации | 1933—1945 |
Количество выпущенных, шт. | 1884 |
Основные операторы |
|
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5580 |
Ширина, мм | 2230 |
Высота, мм | 2230 |
Клиренс, мм | 350 |
Бронирование | |
Тип брони | Гомогенная |
Лоб корпуса, мм/град. | 13 |
Борт корпуса, мм/град. | 13 |
Корма корпуса, мм/град. | 10 |
Днище, мм | 6 |
Крыша корпуса, мм | 10 |
Лоб башни, мм/град. | 13 |
Маска орудия, мм/град. | 13 |
Борт башни, мм/град. | 13 |
Корма башни, мм/град. | 13 |
Крыша башни, мм/град. | 10 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 45-мм 20-К обр. 1937 г. |
Тип пушки | Нарезная |
Длина ствола, калибров | 46 |
Боекомплект пушки | 115 (у танков с рацией - 75) |
Углы ВН, град. | -8...+25 |
Углы ГН, град. | 360 |
Дальность стрельбы, км | По прицелу ТОП 6,4 из пушки и 1,6 из спаренного пулемёта ДТ; по прицелу ПТ-1 3,6 из пушки и 1 из спаренного ДТ; 1 из кормового башенного и зенитного ДТ. |
Прицелы | телескопический ТОП обр. 1930 г. перископический ПТ-1 обр. 1932 г. |
Пулемёты | 1-3 7,62-мм ДТ |
Боекомплект пулемётов | 2709 патронов |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5-400 |
Мощность двигателя, л. с. | 400 |
Скорость по шоссе, км/ч | 52 на гусеницах, 72 на колёсах |
Запас хода по шоссе, км | 150 на гусеницах, 200 на колёсах |
Ёмкость топливных баков, л | 360 |
Удельная мощность, л. с./т | 34,8 |
Колёсная формула | 8 × 2 / 2 |
Тип подвески | подвеска Кристи |
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,65 на гусеницах, 5,65 на колёсах |
Преодолеваемый подъём, град. | 37 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,55 |
Преодолеваемый ров, м | 2 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
Самым распространенным советским танком этой компании был легкий Т-26, тоже в большом разнообразии вариаций. Кроме того, в войсках первоначально имелось большое количество малых плавающих танков Т-37 и Т-38. Боевое применение превосходного тяжелого танка КВ-1 (вопрос об участии в "Финской войне" КВ-2 остается открытым) и ряда других опытных образцов носило ограниченный и по сути экспериментальный характер, хоть и навело на противника "шок и трепет" (а "горячие финские парни" вообще-то не из пугливых!).
"Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой" БТ-7 из 13-й легкотанковой бригады. Карельский перешеек, декабрь 1939 г.:
БТ-7М | |
БТ-7 обр. 1935 г./1937 г./1939 г./М | |
---|---|
Классификация | Лёгкий танк |
Боевая масса, т |
13,9 (БТ-7 обр. 1939 г.) 14,65 (БТ-7М) |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 3 чел. |
История | |
Разработчик | ОКБ-520 |
Производитель | ХПЗ |
Годы производства | 1935—1940 |
Годы эксплуатации | 1935—1945 |
Количество выпущенных, шт. | 4800 БТ-7, 155 БТ-7А, 4 БТ-8, 783 БТ-7М |
Основные операторы |
|
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5660 |
Ширина, мм | 2290 |
Высота, мм | 2417 |
Клиренс, мм | 400 |
Бронирование | |
Тип брони | |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 20 / 18° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 15 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 15—22 / 0—60° |
Борт корпуса, мм/град. | 15+4 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 55° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 13 / 10° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 13 / 58° |
Днище, мм | 6 |
Крыша корпуса, мм | 10 |
Лоб башни, мм/град. | 15 / 0° |
Маска орудия, мм/град. | 20 |
Борт башни, мм/град. | 15 / 0° |
Корма башни, мм/град. | 15 / 0° |
Крыша башни, мм/град. | 10 / 85—90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 45-мм 20-К обр. 1938 г. |
Тип пушки | Нарезная |
Длина ствола, калибров | 46 |
Боекомплект пушки |
172 (132 с радиостанцией) (БТ-7 обр. 1935 г.) 188 (146 с радиостанцией) (БТ-7 обр. 1937 г. и БТ-7М) |
Углы ВН, град. | −8…+25° |
Углы ГН, град. | 360 |
Дальность стрельбы, км |
3,6 (прямой выстрел) 4,8(максимальная) |
Прицелы | телескопический ТОП-1 образца 1930 года, перископический ПТ-1 образца 1932 года |
Пулемёты | 1—3 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Тип двигателя |
карбюраторный М-17Т (БТ-7) В-2 (БТ-7М) |
Мощность двигателя, л. с. | 400 |
Скорость по шоссе, км/ч |
53 на гусеницах, 73 на колёсах (БТ-7 обр. 1939 г.) 62 на гусеницах, 86 на колёсах (БТ-7М) |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 20 |
Запас хода по шоссе, км |
375 на гусеницах, 460 на колёсах (БТ-7) 600 на гусеницах, 700 на колёсах (БТ-7М) |
Ёмкость топливных баков, л | 790 |
Удельная мощность, л. с./т | 28,8 |
Тип подвески | подвеска Кристи |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,85 на гусеницах |
Преодолеваемый подъём, град. |
42° (БТ-7 обр. 1939 г.) 36° (БТ-7М) |
Преодолеваемая стенка, м | 0,75 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
Насыщение танками советских стрелковых дивизий РККА, которым предстояло наступать на хорошо оборудованные оборонительные позиции финнов, было достаточно высоко. На каждую дивизию по состоянию на 30 ноября 1939 г. предполагалось иметь танковый батальон в составе 54 (по другим данным - 57) машин. По опыту боевых действий, которые показали низкую эффективность в зимних условиях малых плавающих танков Т-37 и Т-38 (которых приходилось до двух рот на "дивизионный" танковый батальон), директивой Главного Военного Совета РККА от 1 января 1940 г. в стрелковых дивизиях было установлено иметь батальон из 54 легких танков Т-26, в т.ч. 1 роту "химических", т.е. огнеметных танков (15 машин). На стрелковый полк приходилось по роте из 17 танков Т-26.
Впрочем, с учетом потерь и неизбежного во фронтовых условиях недокомплекта, это предписание не всегда выполнялось. Например, на две стрелковых дивизии сражавшейся в Заполярье советской 14-й армии в начале войны приходилось всего 38 танков.
Малый плавающий танк Т-38 в захваченном населенном пункте на Карельском перешейке, февраль 1940 г.:
Огнеметный танк Т-26 ведет бой:
Наиболее распространенной боевой задачей советских танкистов в Зимней войне было сопровождение и огневая поддержка наступающей пехоты с неизбежным преодолением под огнем заградительных инженерных сооружений финнов. В ходе боев советские танкисты дрались смело и мужественно (как и во всех остальных своих кампаниях - иначе они просто не умели!), часто демонстрировали хороший уровень профессиональной подготовки, хотя бывали у них и прискорбные "косяки".
Легкие танки Т-26 из 35-й легкотанковой бригады во всем разнообразии модификаций:
Оказание помощи раненому советскому танкисту, первый день войны - 30 ноября 1939 г. на Карельском перешейке:
Потери в технике и в личном составе в советских бронетанковых частях были очень велики - вероятно, более 3 000 машин. Советские танки выходили из строя от прицельного огня финской артиллерии по заранее пристрелянным подступам к укрепленным районам и позициям, подрывались на минных полях... Опасен был в ближнем бою и хладнокровный злой финский пехотинец, вооруженный противотанковой гранатой или бутылкой с "коктейлем Молотова" (кстати, считается, что это название вошло в обиход именно во время Зимней войны с легкой руки финских армейских острословов).
Противотанковые средства, выпускавшиеся финской промышленностью в период Зимней войны:
Сгоревший советский средний танк Т-28 на Карельском перешейке:
Двухбашенный Т-26, погибший на минном поле:
Несколько менее половины всех потерь приносили технические неисправности и чрезвычайные ситуации, не связанные с боевым воздействием противника. Однако грамотно налаженные в РККА эвакуационные и ремонтные мероприятия позволяли своевременно вытягивать в тыл, восстанавливать и возвращать в строй большую часть потерянных машин. Например, в 20-й тяжелой танковой бригаде за время боевых действий из 482 выбывших из строя танков безвозвратно оказались потеряны только 30 выгоревших на поле боя и 2 захваченных финнами.
Тягач "Коминтерн" вытаскиевает с поля боя разбитые танки. Карельский перешеек, февраль 1940 г.:
В Вооруженных силах Финляндии. Президента государственного комитета обороны Финляндии (с 1931 г.) и верховного главнокомандующего (с 30.11.1939) Карла Густава Маннергейма, бывшего кавалергарда российской Лейб-гвардии и флигель-адъютанта Николая II, военного до мозга костей и корней усов, никак нельзя упрекнуть в пренебрежении оборонным строительством.
Однако в 1920-30-хх гг. правительство и большинство депутатов Сейма (парламента) Финляндии систематически срывали программы финансирования оборонных мероприятий, и Маннергейму приходилось развивать вооруженные силы страны исходя из печального принципа: "обороноспособность задешево".
Бронетанковая техника Финляндии была детищем или, вернее сказать - жертвой именно такого положения вещей.
В 1919 г., когда в Финляндии только завершилась кровопролитная гражданская война между местными красными и белыми (победили белые) и страна еще находилась в состоянии войны с Советской Россией, генерал от кавалерии Маннергейм, командовавший молодой Финской армией, инициировал заказ во Франции 32 легких танков "Рено" FT-17 и FT-18. К июлю того же года "французы" были доставлены в Финляндию - 14 в пушечном варианте и 18 в пулеметном. Для своего времени это были хорошие боевые машины поддержки пехоты, прошедшие испытание огнем Первой мировой войны. Свою удивительную прочность они доказали на финской службе, на которой им довелось состоять вплоть до Зимней войны.
Боевая масса – 6,8-7 тонн,
двигатель – «Рено» 4-х цилиндровый водяного охлаждения,
мощность – 35 л.с.,
максимальная скорость – 7,7 км/час.
Вооружение:
8-мм пулемет («самка»)
37-мм пушка («самец»)
Толщина брони в мм: башня – 22, лоб корпуса – 16, борт и корма – 16, крыша – 8, днище – 6.
экипаж – 2 человека.
Renault FT-17
Классификация:
Лёгкий танк/пехотный танк
Боевая масса:
6,5 т (пулемётный)
6,7 т (пушечный)
Компоновка:
Классическая
Экипаж:
2 человека
Производитель:
Годы эксплуатации:
1917 - 1945 гг.
Основные операторы:
Длина корпуса:
4100 мм
4960 мм (с хвостом)
Ширина корпуса:
1740 мм
Высота:
2140 мм
Тип брони:
Стальная катаная
Калибр и марка пушки:
SA18 (пушечная версия)
Тип пушки:
Нарезная
Боекомплект пушки:
237 выстр.
Пулемёты:
1 × 8-мм "Гочкисс" mod.1914 (пулемётная версия)
Тип двигателя:
Рядный, 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, 39 л.с.
Скорость по шоссе:
20 км/ч
Тип подвески:
Блокированная, на листовых рессорах
Преодолеваемый брод:
0,7 м
Легкие танки "Рено" на службе в Финской армии в свои лучшие времена в 1920-х гг.:
За это время первоначально сформированный (в 1919 г.) танковый полк из соображений экономии средств был свернут сначала в батальон (1925), затем - в отдельную роту (1927). Соответственно сокращена была и подготовка танковых экипажей. Машины изредка ездили на учениях, почаще - на парадах, а большую часть времени ржавели в ангарах, даже не получая должного технического обслуживания.
Относительно адекватную программу строительства бронетанковых войск Маннергейму удалось "пропихнуть" только в 1938 г. (по некоторым данным - годом раньше), когда у знаменитой британской фирмы «Виккерс-Армстронг» было заказано 38 (по другим данным - 33) легких танков "Виккерс" 6-тонн, наиболее "модных" в 1930-е гг. в странах, не имевших собственного танкостроения, машин.
Дооборудовать и вооружить «Виккерсы» предполагалось уже в Финляндии. Тридцать три 37мм орудия Бофорс обр.1936 г. (выпускались в Финляндии по лицензии) для танков были заказаны на государственном артиллерийском заводе VTT, прицелы Цейс TZF и приборы наблюдения предстояло закупить в Германии, а радиостанции «Маркони» SB-4a для командирских машин - в Италии.
Один из поставленных в Финляндию "Виккерсов" во время испытаний. Орудие на него еще не установлено:
Однако фатальное невезение продолжало преследовать и эту программу. Из-за задержек в производстве машин и орудий к ним, а также аннулирования Германией контракта на поставку танковой оптики из 28 добравшихся до Финляндии "английских коробок" к началу боевых действий Советско-Финской войны только 10 находились в боеготовом состоянии и проходили испытания.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКИХ ТАНКОВ Vickers Mk.E Type A и Type B
БОЕВАЯ МАССА Vickers Mk.E Type A 1931 г. Vickers Mk.E Type B 1937 г. БОЕВАЯ МАССА 7200 кг 7300 кг ЭКИПАЖ, чел. 3 ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Длина, мм 4560 Ширина, мм 2140 Высота, мм 2080 2160 Клиренс, мм 380 ВООРУЖЕНИЕ два 7,71-мм пулемета Vickers в отдельных башнях одна пушка 47-мм (QF2 3-pdr Gun) и один 7,71-мм пулемет Vickers в башне БОЕКОМПЛЕКТ 6000 патронов 49-50 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов, 4000-6000 патронов ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы телескопический прицел БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 8 мм лоб корпуса (низ) — 12,7 мм лоб рубки — 5 мм борт корпуса — 12,7 мм корма корпуса (верх) — 8 мм корма корпуса (низ) — 12,7 мм башня — 12,7 мм маска орудия — 12,7 мм крыша — 5 мм днище — 5 мм лоб корпуса — 17,5 мм лоб рубки — 5 мм борт корпуса — 12,7 мм корма корпуса (верх) — 8 мм корма корпуса (низ) — 12,7 мм башня — 12,7 мм маска орудия — 12,7 мм крыша — 5 мм днище — 5 мм ДВИГАТЕЛЬ Armstrong-Siddeley «Puma», бензиновый, 4-цилиндровый, мощностью 91,5 л.с. ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно (подвеска на горизонтальных рессорах), 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница с шириной трака 230\290 мм СКОРОСТЬ 35 км\ по шоссе ЗАПАС ХОДА 160 км (по шоссе) 90 км (по проселку) ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Угол подъёма, град. 37° Высота стенки, м 0,76 Глубина брода, м 0,90 Ширина рва, м 1,85 СРЕДСТВА СВЯЗИ сигнальные флажки сигнальные флажки или радиостанция Marconi
6-тонный "Виккерс" в стандартной окраске (на башне - опознавательный знак, бело-синяя полоса национальных цветов) в экспозиции военного музея, Финляндия:
Не лучше обстояло дело и с обучением танковых экипажей и подразделений. Только в октябре 1939 г.имевшуюся в составе вооруженных сил бронероту переформировали в бронебатальон в составе пяти рот. Но кадров катастрофически не хватало, и 1-я рота была сформирована только 5 декабря 1939 г., когда боевые действия с СССР уже шли вовсю. К тому же она получила на вооружение 14 старых танков «Рено», т.к. только ими финские танкисты успели овладеть хорошо. 2-я рота также состояла из 14 антикварных «французов».
По довольно отрывочным данным, подтверждаемым, тем не мене, фотоматериалами Советско-Финской войны, эти роты были брошены на оборону т.н. линии Маннергейма на Карельском перешейке. Там старые финские FT-17 и FT-18 использовались преимущественно в качестве неподвижных огневых точек и, скорее всего, вскоре практически все были уничтожены или захвачены Красной армией. Во всяком случае, на советских пропагандистских фотографиях запечатлены победоносные красноармейцы, осматривающие трофейные "Рено", а неизвестным финским фотографом в первое послевоенное лето был заснят почти целый FT-17, брошенный в лесу и окруженный буйной зеленью...
3-я и 5-я роты фактически являлись учебными и располагали в разное время одна - 2-3 танками «Виккерс» без вооружения, другая - 12-16 «Виккерсами» в таком же состоянии. Единственным относительно боеготовым подразделением была именно 4-я рота, укомплектованная лучшими экипажами и по состоянию 22 января 1940 г. располагавшая 6 вооруженными танками «Виккерс». По мере довооружения боевые машины передавались в 4-ю роту. К 10 февраля1940 г. рота получила уже 16 вооруженных машин и худо-бедно закончила боевое слаживание.
Ставить под сомнение личное мужество финских танкистов нет оснований ("Да, враг был храбр. Тем больше наша слава!" К.Симонов). Однако очевидно, что их тактическая и техническая подготовка, проводившиеся в спешке на фоне развивающихся боевых действий, мягко говоря, оставляли желать много лучшего.
Танковый бой 26 февраля 1940 г.
В конце февраля 1940 г. финская 4-я танковая рота под командой капитана И.Куннаса наконец получила приказ выдвигаться на фронт. На позиции на Карельском перешейке она прибыла в составе 13 легких танков "Виккерс".
Финский "Виккерс" в маскировочной белой окраске Зимней войны. Так выглядели танки 4-й роты, с которыми довелось встретиться на поле боя танкистам РККА:
Первая боевая задачей роте была поставлена 26 февраля 1940 г. - поддержать контратаку частей 23-й пехотной дивизии в направлении полустанка Хонканиеми (ныне Лебедевка), занятого войсками советской 123-й пехотной дивизии при поддержке 112-го танкового батальона 35-й легкотанковой бригады. Для выполнения приказа выдвинулись восемь танков "Виккерс", однако два из них по дороге отстали из-за технических неисправностей и в бою не участвовали.
Остальные шесть двинулись вперед боевым порядком, но финская пехота почему-то за ними не пошла. То ли она не успела получить соответствующего приказа, то ли, необученная взаимодействию со столь редким в рядах армии страны Суоми "зверем", как танк, попросту "тормознула".
Экипажи "Виккерсов", скорее всего, не ориентировались на местности, не имели разведданных о положении противника и двигались фактически наугад.
Танки Т-26 35-й легкотанковой бригады РККА на позициях, февраль 1940 г.:
В этом хаотичном натиске они неожиданно натолкнулись на три советских танка Т-26, на которых выдвинулись на рекогносцировку командиры рот 112-го танкового батальона. Противники находились на очень близком расстоянии друг от друга и, вероятно, сначала приняли неприятельские танки за свои - Т-26 и финский 6-тонный "Виккерс" действительно очень похожи. Первыми сумели оценить обстановку советские танкисты, которые приняли бой и в считанные минуты расстреляли все шесть финских танков из своих 45-мм пушек.
Только одну из подбитых машин финны потом смогли эвакуировать, однако восстановлению она уже не подлежала и пошла на запчасти.
Финские танки "Виккерс", подбитые в бою у полустанка Хонканиеми 26 февраля 1940 г.:
Нельзя полностью исключить фактор удачи, однако это боестолкновение выявило существенное преимущество опытных боевых советских экипажей, во главе которых к тому же стояли кадровые командиры (три командира рот на три танка!) над необстрелянными и недоученными финскими танкистами. Двукратное численное преимущество финнов было сведено на нет решительными действиями воинов РККА.
Впрочем, согласно воспоминаниям участника того боя ст. лейтенанта В.С.Архипова (тогда - командира роты 112-го тб 35-й лтбр, впоследствии - дважды Героя Советского Союза, генерал-полковника), в столкновении танков у полустанка Хонканиеми могло участвовать значительно больше советских экипажей.
В.С.Архипов - в конце 1930-х гг. и в послевоенные годы:
Вот эти воспоминания, содержащие весьма интересный, хоть и вызывающий ряд вопросов рассказ об описываемых событиях:
«25 февраля авангард 245-го полка — 1-й стрелковый батальон капитана А.Макарова с приданной ему нашей танковой ротой, — продвигаясь вдоль железной дороги на Выборг, овладел станцией Кямяря, а к исходу дня — полустанком Хонканиеми и близлежащим поселком Урхала.
Пехотинцы вырыли окопы в снегу и в них посменно отдыхали. Мы ночевали прямо в танках, в лесу. Дежурили повзводно, замаскировав машины на просеке. Ночь прошла спокойно, и, когда на дежурство вышел танковый взвод лейтенанта И.И.Сачкова и стало светать, на меня навалилась дремота. Сижу в машине, на своем обычном месте, у пушки, и не пойму, то ли во сне, то ли наяву думаю о том, что вырвались мы далеко вперед, связи с соседом справа нет. А что есть? Есть хорошая позиция: слева низина — болото под снегом или озеро заболоченное, а справа насыпь железной дороги и несколько сзади нас, близ полустанка, переезд. Там тылы батальона — санчасть, полевая кухня... Двигатель танка работал на малых оборотах, вдруг перестаю его слышать. Уснул! С усилием открываю глаза, а в уши врывается рев танкового мотора. Нет, не наш. Это рядом. И в этот момент танк наш сильно дернуло...
Так, с происшествия, начался первый и последний бой с танками противника. Вспоминая его сегодня, прихожу к выводу, что он был одинаково неожиданным и для нас, и для врага. Для нас потому, что до того дня, до 26 февраля, мы вражеских танков не встречали и даже не слышали о них. Это первое. А второе — танки появились у нас в тылу, со стороны переезда, и лейтенант Сачков принял их за свои, за роту Кулабухова. Да и немудрено было спутать, так как легкий английский танк «Виккерс» был внешне похож на Т-26, как близнец. Только пушка у нас посильней — 45-мм, а у «Виккерса» —37-мм.
Ну а что касается противника, то, как выяснилось вскоре, у него слабо сработала разведка. Командование врага, разумеется, знало, что вчера мы овладели полустанком. Мало того, что знало, оно готовило контратаку на полустанок и в качестве исходной позиции наметило рощу между низиной и насыпью железной дороги, то есть место, где мы, танкисты и стрелки капитана Макарова, провели эту ночь. Вражеская разведка просмотрела тот факт, что после захвата Хонканиеми, посадив на броню штаб батальона и до сотни пехотинцев, мы уже в сумерках продвинулись еще на кило-метр-полтора севернее Хонканиеми.
Итак, танк наш дернуло ударом извне. Я откинул люк и высунулся из него. Слышал, как внизу сержант Коробка вслух выразил свое мнение о механике-водителе задевшего нас танка:
— Вот шляпа! Ну я ему!..
— Не нашей роты машина! Нет, не нашей!— уверенно сказал радист Дмитриев.
Танк, задевший нашу гусеницу своей (наша машина стояла сбоку просеки, замаскированная ельником), удалялся. И хотя я знал, что это может быть только танк из роты Кулабухова, тревога как бы кольнула сердце. Почему — в этом я разобрался потом. А тут я видел вокруг утреннюю рощу, падала изморозь, и, как всегда, когда вдруг потеплеет, деревья стояли в снежном кружеве — в куржаке, как говорят на Урале. А дальше, у переезда, в утреннем туманце виднелась группа пехотинцев. Гуськом, одетые в полушубки и валенки, они шли к лесу с котелками в руках. «Кулабухов!», — подумал я, рассматривая танки, которые появились на переезде и стали медленно обгонять пехотинцев. Один из стрелков, изловчившись, поставил котелок на броню танка, на мотор, и поспешал рядом, крича что-то товарищам. Мирная утренняя картина. И вдруг я понял причину своей тревоги: на башне удалявшегося от нас танка была синяя полоса. Таких опознавательных знаков советские танки не имели. И пушки на танках были другие — короче и тоньше.
— Сачков, танки противника! — крикнул я в микрофон. — По танкам — огонь! Бронебойный! — приказал я Дмитриеву и услышал щелчок закрывшегося затвора пушки.
Башня танка, первым обогнавшего наших пехотинцев, слегка развернулась, пулеметная очередь прошлась по лесу, по ближним кустам, ударила в крышу моего башенного люка. Мелкие осколки порезали мне руки и лицо, но в тот момент я этого не почувствовал. Нырнув вниз, припал к прицелу. В оптике вижу пехотинцев. Срывая из-за спины винтовки, они кидаются в снег. Сообразили, на чьих моторах грели котелки с кашей. Ловлю в перекрестие правый борт «Виккерса». Выстрел, еще выстрел!
— Горит! — кричит Коробка.
Рядом гремят выстрелы танков Сачкова. Вскоре к ним присоединяются и другие. Значит, вступил в дело и взвод Наплавкова. Танк, который нас задел, встал, подбитый. Остальные вражеские машины потеряли строй и как бы разбрелись. Конечно, сказать о танках, что они паникуют, нельзя — паникуют экипажи. Но видим-то мы только машины, которые бросаются то в ту, то в другую сторону. Огонь! Огонь!
Всего в этот день в районе полустанка Хонканиеми было подбито 14 финских танков английского производства, а три машины мы захватили в исправности и по приказу командования отправили железной дорогой в Ленинград."
(В.С.Архипов. Время танковых атак. М., 2009)
Количество уничтоженных финских танков автор показывает гораздо больше, чем осталось стоять в снегу у Хонканиеми. Однако нельзя исключить, что в горячке боя советские танкисты "подбивали" каждый из финских танков по нескольку раз.
О рекогносцировке трех советских командиров рот на трех Т-26 в тексте нет не слова. Наоборот, автор пишет, что в бою участвовали другие подразделения его танковой роты.
А вот как описано боестолкновение 26 февраля 1940 г. в оперативной сводке 35-й легкотанковой бригады:
"Два танка "Виккерс" с пехотой вышли на правый фланг 245-го пехотного полка, но были подбиты. Четыре "Виккерса" пришли на помощь своей пехоте и были уничтожены огнем трех танков командиров рот, шедших на рекогносцировку".
В журнале военных действий бригады мы встречаем некоторые другие подробности событий:
"26 февраля 112-й танковый батальон с частями 123-й стрелковой дивизии вышел в район Хонканиеми, где противник оказывал упорное сопротивление, неоднократно переходя в контратаки. Тут подбито два танка "Рено" и шесть "Виккерсов", из них 1 "Рено" и 3 "Виккерса" эвакуированы и сданы в штаб 7-й армии". Здесь упоминается, что в бою финнами были применены не только новые "Виккерсы", но и старые "Рено". Более того, в списке отправленных в штаб армии трофеев фигурирует один из них, что не оставляет сомнений в правильности оценки противника командованием 35-й бригады.
Остается выяснить, в каком качестве участвовали в бою финские "Рено" - как огневые точки или на ходу. И кем они были выведены из строя. Увы, ответов пока нет.
Подбитый под Хонканиеми финский "Виккерс", эвакуированный красноармейцами с поля сражения:
Устаревший танк "Рено", применявшийся финнами в качестве неподвижной огневой точки, уничтоженный советскими войсками:
Финские источники рисуют несколько иную картину боя, приукрашенную в свою пользу (оно и понятно!), зато подробно описывают судьбу каждого из подбитых финских экипажей.
Версия первая:
"Виккерс № 644, командир капрал Расси. Танк застрял, экипаж его покинул. Уничтожен советской артиллерией.
Виккерс № 648, командир лейтенант Миккола. Уничтожил два танка противника, пока танк не загорелся от прямого попадания. Командир остался жив.
Виккерс № 655, Командир фельдфебель Юли-Хейккиля. Танк уничтожен противотанковой пушкой противника, экипаж погиб.
Виккерс № 667, командир младший сержант Сеппяля. Уничтожил два танка противника, пока не был уничтожен сам.
Виккерс № 668, командир старший сержант Пиетиля. От попадания противотанкового ружья взорвался мотор, выжил водитель рядовой Саунио, остальные погибли.
Виккерс № 670, командир младший лейтенант Вирниё. Уничтожил один танк, мотор загорелся, экипаж добрался до своих".
Версия вторая:
"Танк с номером R-648 был подбит огнем нескольких советских танков и сгорел. Командир танка был ранен, но сумел выйти к своим. Трое остальных членов экипажа погибли.
«Виккерс» R-655, перейдя через железную дорогу, был подбит и оставлен экипажем. Этот танк удалось эвакуировать, но восстановлению он не подлежал и впоследствии был разобран.
«Виккерсы» R-664 и R-667 получили по нескольку попаданий и потеряли ход. Некоторое время они вели огонь с места, а затем были оставлены экипажами.
«Виккерс» R-668 застрял, пытаясь свалить дерево. Из всего экипажа уцелел только один человек, остальные погибли.
«Виккерс» R-670 также был подбит".
И отдельно о судьбе экипажа "Виккерса" R-668:
"Один из танков с тактическим номером R-668 потерял ход наехав на дерево. Танкист младший сержант Сало погиб с топором в руках, пытаясь разрубить дерево. Командир танка ст. сержант Пиетиля приказал покинуть машину и выскочил из неё с автоматом, но был застрелен. Покинувший танк рядовой Алто попал в плен, и только танкисту, рядовому Саунио удалось добраться до своих".
При уничтожении экипажа этого танка, уже по советским данным, отличился лейтенант Шабанов из 1-го б-на 245-го стрелкового полка, огнем из винтовки уложивший одного из финских танкистов (вероятно, командира) и с бойцами своего взвода взявший в плен другого.
Итак, финская версия событий содержит несколько небезынтересных моментов.
Во-первых, утверждение, что часть "Виккерсов" была поражена советской артиллерией и противотанковыми ружьями позволяет предположить, что финские танкисты в бою 26 февраля 1940 г. были окончательно дезориентированы и так толком и не успели разобраться, с кем сражаются.
Во-вторых, поведение экипажа R-668, сначала пытавшегося под огнем "вырубаться" из дерева топором, а потом полезшего «пешком» в ближний бой с советской пехотой, свидетельствует о безрассудной храбрости, но никак не о высокой подготовке.
В-третьих, непонятно, где находился командир 4-й финской танковой роты капитан Куннас, когда под Хонканиеми дрались и погибали его подчиненные. Среди фамилий командиров танков, участвовавших в том бою, его нет.
И, наконец, утверждение финской стороны об уничтожении пяти советских танков, вероятнее всего, основано либо на рапортах выживших экипажей (которым в сумятице боя действительно могло показаться, что они кого-то подбили), либо просто на желании представить фиаско своих танкистов в не столь катастрофическом свете.
Все танки РККА вышли из этого боя целыми и невредимыми. Вероятнее всего, единственной советской потерей стал ст.лейтенант В.С.Архипов, легко раненный пулеметной очередью с финского танка, когда неосторожно высунулся из люка.
Командиры Красной армии осматривают захваченный финский танк "Виккерс", февраль 1940 г:
Интересна судьба трех финских "Виккерсов", эвакуированных Красной армией с места сражения в качестве трофеев.
Известно, что один из них после окончания Зимней войны был перевезен в Москву и стал экспонатом Музея Красной армии, а два экспонировались в ленинградском Музее революции на выставке "Разгром белофиннов".
"Виккерс" с тактическим номером R-668 впоследствии проходил испытания на танковом полигоне в Кубинке. Логично предположить, что это был именно "московский" музейный экспонат.
Испытывавшийся на полигоне в Кубинке трофейный "Виккерс" R-668, заснятый в разных ракурсах:
Куда более драматично сложилась судьба "ленинградских" "Виккерсов". Об этом мы встречаем рассказ опять же в мемуарах В.С.Архипова:
"Потом я их видел — они стояли во дворе ленинградского Музея революции в качестве экспонатов. А после Великой Отечественной войны я «виккерсов» там уже не нашел. Сотрудники Музея рассказали, что осенью сорок первого года, когда началась фашистская блокада города, танки были отремонтированы и отправлены с экипажами на фронт".
Известно, что один из них поступил в 377-й отдельный танковый батальон, действовавший с весны 1942 г. на Карельском фронте.
Танковый бой 29 февраля 1940 г.
Оставшиеся в строю после разгрома 4-й финской танковой роты "Виккерсы" на протяжении трех последующих дней продолжали воевать, поддерживая свою пехоту.
29 февраля 1940 в ходе ожесточенных боев за станцию Перо произошло второе и последнее из известных столкновений советских и финских танков в Зимней войне. Два "Виккерса" - R-672 и R-666 - были брошены финским командованием на поддержку контратаковавшей пехоты. В ходе атаки они внезапно вышли на двигавшиеся навстречу советские танки 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады и были подбиты огнем с хода.
Финские танки "Виккерс", подбитые у станции Перо 29 февраля 1940 г. На заднем плане видент советский Т-28:
Журнале боевых действий 91-го тб 20-й ттбр свидетельствует:
"Во время атаки станции Перо в одном километре северо-западнее Вяракоски с хода были расстреляны два танка «Виккерс»".
Рапорт командира финской 4-й танковой роты об этом бое, в свою очередь, гласит:
"29.02 40 г. В 14.00 русские при поддержки танков начали атаку на станцию Перо (ныне Перово - М.К.). В этом районе вел бой 2-й взвод в составе двух танков. С советской стороны в этом бою вели огонь танки БТ-7. В критический момент гусеница танка сержанта Лаурила была перебита. Экипаж защищал танк от русских, но потом покинул его. К своим вышел только сержант Лаурило, остальные трое пропали без вести."
Похоже, у финских танкистов снова была проблема с идентификацией противника (если они его вообще видели): в составе 91-го танкового батальона РККА в этом бою действовали средние танки Т-28, 76-мм орудия которых и разделались с "Виккерсами".
Добавим, что экипаж второго пораженного "Виккерса" успел покинуть машину в полном составе и спасся.
Танкисты 91-го танкового батальона РККА рассматривают финский танковый шлем после боя у станции Перо:
Бой у станции Перо только подтверждает все выводы, которые можно сделать из более знаменитого столкновения у Хонканиеми. Более высокий профессионализм танковых экипажей РККА в Советско-Финской войне 1939-40 гг. при встрече с финскими танками буквально не оставлял последним шансов.
К сожалению, таких эпизодов было немного, и на долю советских танкистов выпала в основном опасная и неблагодарная повседневная боевая работа при прорыве сильной финской обороны "на той войне незнаменитой".
Противотанковые укрепления линии Маннергейма:
Автор: Михаил Кожемякин