ЧВК

                 Частные военные компании: экспорт агрессии

                                                                                    " Квинтет "

УК РФ Статья 359. Наемничество 
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Есть люди – мужчины, а иногда и женщины, с повышенной склонностью к насилию. Иногда они идут на службу в государственные структуры – десантные войска, спецназ, где их наклонности и способности могут быть использованы на благо государства. Порой они встраиваются в профессиональный спорт – силовые единоборства, бои без правил.

В этом случае чаще всего всё заканчивается хорошо. Человек занимает своё место в жизни, получает своё причитающееся вознаграждение, использует свои наклонности и способности там, где они приносят пользу. Однако вакансий спецназовцев и спортсменов на всех не хватает: в современной армии требуется больше технических специалистов – операторов комплексов вооружений, нежели «викингов».
В результате огромный пласт людей вымещает свои негативные качества на окружающих, идёт умышленно или попадает случайно в криминальную среду, разрушая общество изнутри и вынуждая государство тратить средства на их нейтрализацию и содержание (к сожалению, из-за запрета смертной казни ограничиться только нейтрализацией не получится).

Насильственные преступления являются одной из самых значимых проблем современной России – по данным МВД, в 2020 году от преступных посягательств погибли свыше 20 000 человек, свыше 60 000 получили тяжкий вред здоровью.

В многонациональной России существуют целые регионы, население которых мало склонно к работе, но зато исключительно воинственно. Регионы эти, как правило, являются дотационными.
Почему бы не дать им возможность подзаработать их же агрессией на законных основаниях?

А так ли в действительности необходима статья 359 УК РФ?

В конце концов, какая государству разница, чем занимаются его граждане за границей?
Россия приютила миллионы гастарбайтеров, которые вывозят из нашей страны деньги, ослабляя бюджет России, а взамен везут заразу (прививки-то там уже не делают – рай антипрививочников) и преступность (ведь не профессора к нам едут улицы мести).

Так почему бы не дать и своим гражданам заработать за рубежом и привезти деньги домой?
Какие негативные последствия несёт для нашей страны участие граждан РФ в военных конфликтах за рубежом?
Криминализация профессии наёмника лишь лишает бюджет налоговых поступлений, причём в виде свободно конвертируемых денежных единиц.
При этом международное право наёмничество не запрещает:
Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 году.
Наёмником считается лицо, которое:

– специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;
– фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
– принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;
– не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
– не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;
– не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.

Убрав статью о запрете наёмничества, государство даст значительной части населения зарабатывать на законных основаниях, фактически осуществить «экспорт агрессии» за пределы своих границ.
Но основная задача отмены статьи 359 УК РФ – это легализация деятельности в России частных военных компаний (ЧВК).

Частные военные компании

Конец XX – начало XXI века время расцвета нового формата вооружённых сил (ВС) – частных военных компаний. Человечество с давних времён знакомо с наёмниками, их услугами активно пользовались во все времена, существовали целые отряды организованных наёмников, готовых сражаться за того, кто платит.

                                            Отряды наёмников существовали ещё во времена Древней Греции

В определённый исторический период ЧВК, ещё не имевшие на тот момент этого наименования, казалось бы, практически ушли со сцены – на первое место вышли огромные армии призывного и контрактного типа. Тем не менее группы наёмников активно действовали по всему миру, зачастую меняя его куда сильнее, чем армии великих держав.
Кроме того, выяснилось, что, несмотря на всю свою мощь, государственные вооружённые силы имеют определённые недостатки – они недостаточно гибки, скованы национальными и международными законами, уставами, к их действиям, и в особенности потерям, приковано внимание общества и прессы.
Частные военные компании приобрели известность после появления одной из самых неоднозначных ЧВК – американской компании Blackwater («Черная вода»), основанной в 1997 году бывшим коммандос Эриком Принсом и тренером по стрельбе Эль Кларком.

                                                                        Эрик Принс, 31 января 2021 года

Фото ставшее локальным мемом - "Я не слышу тебя, потому что я слышу только звук своей восхитительности". Тренер Blackwater Грегори Колиер кричит на новобранцев во время тренировки The Virginian-Pilot

      

В лице своего филиала Blackwater Security Consulting эта ЧВК активно участвовала в боевых операциях в Ираке и в Афганистане, заслужив там неоднозначную репутацию. В 2009 году ЧВК Blackwater была переименована в XeServices LLC, а затем в 2010 году – в Academi.

     Частные военные компании: экспорт агрессии
                                             Логотипы Blackwater, XeServices LLC, Academi

При этом официально первой частной военной компанией принято считать британскую Watch Guard International (WGI), созданную в 1967 году ветеранами SAS (Специальной десантной службы) Дэвидом Стирлингом и Джоном Вудхаусом.
Считается, что ЧВК обходятся гораздо дороже, чем профессиональные армии. Например, солдат вооружённых сил США получает порядка 150–200 долларов в день, тогда как наёмник из Blackwater/Academi обходится примерно в 1 200 долларов в день.
В реальности всё гораздо сложнее: в ВС деятельность солдат застрахована – в случае ранений они получают значительные выплаты (серьёзные ЧВК сейчас также страхуют своих специалистов, но можно предположить, что делается это далеко не всегда). Военнослужащие зачастую имеют различные льготы, в том числе ранний выход на пенсию, что можно отнести к косвенным расходам. Государство несёт расходы на экипировку военнослужащего и его обучение.
Не стоит забывать, что в ЧВК чаще всего работают специалисты уже с опытом, тогда как в ВС солдата сначала надо обучить, а это стоит дорого и занимает много времени. Даже прямые расходы на профессионального бойца могут превзойти указанные 150–200 долларов в день, что уж тут говорить про всё остальное.
Разумеется, ЧВК не заменяют профессиональные армии, но в высшей степени эффективно их дополняют.
В наиболее часто решаемые ЧВК задачи входит (но этим не ограничивается):
– непосредственное участие в боевых действиях;
– проведение специальных операций, в том числе добывание разведывательной информации;
– авиационная разведка;
– обеспечение охраны и безопасности объектов инфраструктуры;
– обеспечение охраны государственных структур;
– обеспечение безопасности перевозок, сопровождение конвоев, защита морского судоходства и морских судов;
– обучение военнослужащих, полиции и других силовых структур;
– тыловое снабжение войск;
– поддержание функционирования систем связи и управления, пунктов и центров управления;
– услуги военных аналитиков;
– разминирование и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов.
В некоторых источниках ЧВК ассоциируют со специальными подразделениями – спецназом. В реальности, в зависимости от рода деятельности ЧВК, их можно отнести к спецназу, аналитикам, профессиональным охранникам, логистам и так далее.
Помимо Blackwater/XeServices LLC/Academi, появилось и множество других ЧВК – британские G4S, Erinys International и Aegis Defense Services, американские FDG Corp, MRPI, крупнейшая американская ЧВК DynCorp, британо-американская Northbridge Services Group – и это лишь малая часть.
В России ЧВК также существуют, и считается, что они достаточно эффективно действуют по всему миру, в том числе в Сирии, на Донбассе и в Луганской области.
Самыми известными российскими ЧВК на сегодняшний день являются:
– ЧВК «Вагнера»;

– «Славянский корпус» (возможно, является одним из подразделений ЧВК Вагнера);

      
– «Редут-Антитеррор»;
– «Ферракс»;
– «РСБ-Групп»;
– PMC FDG Corp.

Как и наёмничество, деятельность ЧВК в России официально запрещена, благодаря всё той же статье 359 УК, поэтому российские ЧВК зарегистрированы как частные охранные предприятия (ЧОП). Также они могут иметь зарубежные филиалы и работать под флагами других государств.
В 2016 году попытки легализации ЧВК наткнулись на сопротивление правительства, которое сослалось на часть 5 статьи 13 Конституции России:  Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Разумеется, этот аргумент притянут за уши – ЧВК попадают под действие этого пункта только в том случае, если они изначально ставят перед собой в качестве цели изменение основ конституционного строя, что звучит абсолютно абсурдно: неужели прямо так в Уставе запишут?
Так, под ч. 5 ст. 13 можно что угодно подтянуть: хоть кружок юных техников, хоть общество любителей рыбалки – мало ли зачем они собираются? И что они там делают, может, тоже что-то против основ конституционного строя замышляют?
Министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров в 2018 году вновь предложил вернуться к обсуждению вопроса легализации российских ЧВК для того, чтобы обеспечить правовую базу, защищающую российских сотрудников ЧВК.

Очевидно, что, как министр иностранных дел, С. В. Лавров достаточно хорошо осведомлён о деятельности российских и зарубежных ЧВК и эффективности их использования.

Необходимо понимать, что легализация ЧВК не подразумевает (не должна подразумевать) раскрытие деятельности таких компаний за рубежом – специалисты ЧВК не обязаны носить военную форму или иные признаки принадлежности к той или иной структуре, в случае если этого требует специфика контракта и выполняемой работы.

Зачем нам нужны частные военные компании?

Они позволят превратить неорганизованный рынок наёмников в организованный.
Сами по себе «дикие гуси» могут зарабатывать деньги за рубежом, но платить налоги они вряд ли будут, да и не факт, что они привезут эти деньги в страну, а не оставят на зарубежных счетах.

     

Неорганизованные наёмники будут отстаивать экономические и политические интересы, но чьи это будут интересы – США, Великобритании, Франции?
Как обеспечить контроль за тем, чтобы их деятельность не была направлена против интересов РФ?
Наибольшую эффективность для всех сторон – российских наёмников, российских компаний и государства даст организация «диких гусей» под эгидой российских ЧВК.
Сейчас много говорится о том, что оборонные предприятия должны перестраиваться на гражданское направление – «перековать мечи на орала». Однако сделать это будет не просто – предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) просто не оптимизированы для того, чтобы производить холодильники и сковородки.
Между тем рынок оружия – один из немногих рынков, который не сокращается, а непрерывно растёт.
Учитывая значительную милитаризацию нашей промышленности, сформировавшейся ещё во времена СССР, гораздо выгоднее стимулировать предприятия ОПК на захват всё большей части мирового рынка оружия – здесь есть куда развиваться.
Можно и нужно «отжимать» максимально-возможную долю рынка вооружений у США, Франции, Китая, Турции и других стран, не пускать на него новых игроков, выдавливать старых.
И ЧВК могут этому способствовать.

ЧВК и ОПК

Как связаны частные военные компании и предприятия оборонно-промышленного комплекса?
В настоящее время никак.
Во-первых, в России официально не разрешены ЧВК.
Во-вторых, инициировать разработку оружия и вооружений могут лишь государственные силовые структуры Российской Федерации. Но Министерство обороны РФ при всём желании не сможет охватить и оплатить многие интересные концепции и разработки – просто не хватит денег. Да и не все они необходимы вооружённым силам.
В то же время, специфика ЧВК может потребовать разработки вооружений, которые ВС РФ не очень-то и нужны, по крайней мере, на первый взгляд.


Лёгкие штурмовики не интересуют МО РФ, но могут заинтересовать ЧВК, поскольку они гораздо дешевле в приобретении и в эксплуатации, а затем они могут экспортироваться в другие страны, обладающие ограниченным оборонным бюджетом

Задачи, решаемые ЧВК, имеют особую специфику.
Например, отсутствие поддержки авиации, противостояние численно более крупным группировкам противника, действие в условиях противостояния нескольких центров силы.
В Сирии, к примеру, одновременно действуют США и НАТО, Израиль, Россия, Турция и многие другие страны. Не говоря уже о десятках, а то и сотнях независимых вооружённых группировок.
Выжить и обеспечить победу в этой ситуации поможет только самое эффективное вооружение и техника.
Необходимо не просто легализовать ЧВК, но и обеспечить им возможность инициировать и оплачивать разработку вооружений предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса.

ЧВК могут быть куда менее инертны и куда более инициативны, чем МО, поскольку они не будут скованны уставами, регламентами и ответственностью за государственные деньги – это просто бизнес, ничего личного.
При этом, МО РФ может использовать результаты разработок, заказанных ЧВК, в своих интересах.

Выводы

ЧВК могут стать одним из наиболее эффективных инструментов экономики и внешней политики Российской Федерации.
Системная работа ЧВК, вооружённых сил и правоохранительных органов позволит выявить тех, кто подходит для работы в ЧВК, и «экспортировать» их склонность к насилию за пределы территории Российской Федерации, значительно сократив уровень насильственных преступлений на территории РФ (разумеется, речь не идёт о насильниках, педофилах и прочей мрази, у которых должна быть только одна дорога – на виселицу или в расстрельную камеру с опилками на полу).
Для формирования и развития ЧВК необходимо полностью отменить или радикально скорректировать статью 359 Уголовного кодекса РФ.
Необходимо обеспечить ЧВК возможность инициировать разработку и приобретение оружия и вооружений (в разумных пределах, речь не идёт о делегировании ЧВК полномочий по созданию стратегического оружия).
ЧВК не заменят, но эффективно дополнят вооружённые силы РФ, решая специфические задачи по защите национальных поитических и экономических интересов.

В перспективе ЧВК смогут решать комплексные задачи по обороне или нападению в рамках целых государств и даже регионов.

P. S.

Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил Москве, что ей не нужно посылать ЧВК Вагнера в Мали.

Такое вмешательство во внутренние дела этой африканской страны грозит «серьезными последствиями».
Что ж, если уже сейчас «несуществующие» российские ЧВК вызывают такой резонанс на международной арене, то что будет, если это направление получит активную поддержку государства?

                                                                                                                                    Автор: Андрей Митрофанов