ПЛ КБФ в ВОВ

                                    Под волнами Балтики

Балтийское море имеет ряд существенных отличий от северных морей. Малые глубины являются большим затруднением для действий подводных лодок, но с другой стороны, дают дополнительные шансы на спасение. Что и будет подтверждено дальше. 
В день нападения Германии на СССР подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота насчитывали 69 единиц и были сведены в 3 бригады и отдельный учебный дивизион при учебном отряде подводного плавания. 1-я бригада предназначалась для действий в южной и центральной части Балтийского моря, 2-я бригада для действий в Финском и Ботническом заливов, в учебную бригаду входили все строящиеся и капитально ремонтирующиеся подводные лодки. Субмарины базировались по всему советскому балтийскому побережью, включая территорию только что вошедших в состав СССР Прибалтийских республик и арендованную у финнов ВМБ Ханко.

По уровню боевой готовности подводные лодки делились на три линии. Первая включала в себя полностью боеготовые подводные лодки, т. е. не имевшие перерыва в боевой подготовке за исключением зимнего периода. Хотя, начиная с 1940 года, подготовка проводилась в течение всего года без деления на летний и зимний периоды, сезонность в ее проведении оставалась. Вторая линия включала в себя подводные лодки, находящиеся в ремонте, либо имеющие значительную смену личного состава. К третьей линии относились подводные лодки, вновь построенные и недавно вступившие в строй. К началу войны КБФ насчитывал лишь 4 подводные лодки первой линии. («М-78», «М-79», «М-96» и «М-97»).

ДПЛ типа М — «Малютка»
Shadowgraph Malyutka class VI series submarine.svg
Основные характеристики
Тип корабля малая подводная лодка
Обозначение проекта серии VI, VI-бис, XII, XV
Скорость (надводная) 13 узлов / 14 узлов [1]
Скорость (подводная) 7 узлов / 7,8 узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 60 м
Автономность плавания 7 суток / 10 суток
Экипаж 36 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 157 т / 208 т
Водоизмещение подводное 197 т / 258 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
36,9 м / 45 м
Ширина корпуса наиб. 3,13 м / 3,50 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,58 м / 2,85 м
Силовая установка
Дизель-электрическая, одновальная. Дизель 685 л. с. / 800 л. с., электродвигатель 235 л. с. / 400 л. с.
Вооружение
Артиллерия 45-мм пушка 21-К, 195 снарядов
Минно-торпедное
вооружение
2 носовых торпедных аппарата без запасных торпед

Остальные подводные лодки входили во вторую линию (26 единиц) и считались относительно боеспособными, числились на оргпериоде (11 единиц), или «вне линии», т.е. в ремонте.
Следует отметить, что противник в это время не вел активных боевых действий на Балтике. Считалось, что незачем. Основной упор делался на захват баз сухопутными силами.

1941 год
На первом этапе вторжения немцы прекратили свое судоходство по Балтийскому морю, но спустя три недели, к 12 июля восстановили его в полном объеме. Так что недостатка в целях не было. Фактическим итогом действий советских подводных лодок на Балтике в июне-июле 1941 года стали приговоры военных трибуналов о расстреле командиров «С-8» и «Щ-308». 1-я бригада была практически разгромлена, потеряв из своего состава к сентябрю 1941 года 13 подводных лодок из 24 числящихся в ее составе к началу войны.
Фронт стремительно откатывался на восток. Обстановка на театре развивалась настолько быстро, что командиры лодок, выходя в море, не знали в какую базу им придется возвращаться. В конце августа советские войска оставили Главную базу флота Таллин, а сентябре немцы были уже у Ленинграда.

Флот снова оказался запертым в «Маркизовой луже». Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, командование КБФ приняло меры к переброске части подводных лодок на другие театры. Строящиеся «малютки» XV серии («М-200», «М-201», «М-202», «М-203», «М-204», «М-205» и «М-206») были по внутренним водным путям переведены в Астрахань, где к концу войны три из них удалось достроить. На Каспий были так же перебазированы недостроенные «С-19», «С-20», «С-21» и экспериментальная «М-401». В Молотовск (ныне Северодвинск) переведены для достройки имевшие высокую степень готовности «Л-20» и «Л-22».

На Север были отправлены новейшие «К-22», «К-3», «С-101» и «С-102». Три последние успели в начальный период войны совершить по одному боевому походу на Балтике.
Действительный итог боевых действий подводных лодок КБФ за 1941 год составляет гибель одного транспорта водоизмещением 3.784 брт и подводной лодки «U-144» в 26 торпедных атаках. Результаты трех атак неизвестны. На минах, выставленных советскими подлодками в 1941 году, возможно, погибли 1 тральщик и 3 транспорта (1.816 брт). Артиллерией повреждено 1 судно.

1942 год
Основные острова Гогландского плеса были в руках противника. Это позволяло немцам и финнам перекрыть доступ советским подводным лодкам в Балтийское море. Готовясь к летней кампании 1942 года, противник установил на островах посты наблюдения, радиопеленгаторные и гидроакустические станции. 9 мая немцы начали постановку мин в Финском заливе. Подновлялись и усиливались старые заграждения, устанавливались новые. Наиболее обширными и многочисленными из них были «Насхорн» (между Порккала-Удд и островом Найсаар, всего 1.915 мин) и «Зееигель» (восточнее Гогланда, всего 5.779 мин, 1.450 минных защитников, 200 подрывных шашек). Всего весной – летом 1942 года немцами в Финском заливе выставлено 12.873 мины. Вместе с минами, которые были выставлены в прошлом году, их количество в Финском заливе превышало 21 тысячу. Непосредственно у заграждений было развернуто более сотни различных кораблей и катеров. Таким образом, образовался противолодочный рубеж глубиной более 150 миль.


Несмотря на это, результаты действий наших подводников были более значительными.

По подтвержденным после войны данным было потоплено 15 судов (32.415 брт) торпедами, 2 (2.061 брт) артиллерией, 5 транспортов (10.907 брт) погибло на минах. Всего 22 судна (45.383 брт). Потери немцев и их союзников на Балтике в 1942 году составили менее 1% грузооборота. Казалось, результат незначителен, но он превосходит результат 41 года. Плюс заставлял немцев и финнов привлекать значительные ресурсы для сопровождения кораблей и борьбы с нашими подводными лодками.

1943 год
Активные действия советских субмарин на Балтике в 1942 году заставили противника принять меры к недопущению прорыва подводных лодок КБФ на коммуникации подвоза стратегических материалов и сырья. Для этого было решено надёжно закрыть выход из Финского залива сетевыми заграждениями, хотя заготовка сетей стоила больших материальных затрат. Кроме того, немцы и финны значительно усилили силы ПЛО, расширили и подновили минные поля.
28 марта, как только в западной части Финского залива растаял лед, началась установка сетей. В течение апреля – мая полторы сотни немецких и финских кораблей и катеров занимались оборудованием противолодочного заграждения. Одновременно производились минные постановки. Чтобы предохранить сеть от повреждений во время штормов, ее высота не доходила до дна, но для того, чтобы подводные лодки не могли проходить между грунтом и сетью, предусматривалась установка донных мин. К 9 мая оборудование противолодочного рубежа было завершено.  

Помимо сетей, противник установил кроме уже имевшихся, 9834 мины и 11244 минных защитника. Подводные лодки начали гибнуть одна за другой. Показательно полнейшее бездействие командования Балтийского флота, не приложившего абсолютно никаких усилий для срыва постановки минных и сетевых заграждений.

                                                                    Командующий   ВБФ адмирал Трибуц Владимир Филиппович          

В связи с гибелью пяти подготовленных экипажей командование КБФ наконец-то приняло решение воздержаться от дальнейшей посылки подводных лодок в море. Исключение составляли только «малютки», которые совершили несколько походов с задачей ведения разведки и высадки разведгрупп на острова Гогланд и Большой Тютерс. Две «малютки» были переведены на Ладожское озеро, где так же в основном занимались ведением разведки и высадкой разведгрупп на территории противника. За всю кампанию 1943 года подводные лодки КБФ провели всего две торпедных атаки, которые оказались безрезультатными.

1944 и 1945 годы
Всю первую половину 1944 года подводные лодки КБФ проводили боевую подготовку и ремонт. Финский залив был перекрыт сетями, поэтому, учитывая опыт предыдущего года, о попытке форсирования противолодочного рубежа не могла быть и речи. Исключение составляли пять подводных лодок, которые действовали на Ладожском озере. В конце июня они совершили несколько походов в интересах войск Карельского фронта.
Обстановка круто изменилась в начале сентября, когда Финляндия вышла из войны. Хотя посланная на разведку состояния вражеской ПЛО в Нарвском заливе «М-96» пропала без вести, вероятно, подорвавшись на мине заграждения «Зееигель», очень скоро с формального согласия финских властей подводные лодки КБФ получили возможность выйти в открытую часть Балтики. Переходы проводились по финским шхерным фарватерам при участии финских лоцманов. В Поркккала-Удд развертывалась военно-морская база.

                                  305 мм орудие на Мякилуото. Источник: SA-Kuva (Финляндский военный фотоархив)

Сразу по окончанию Войны-Продолжения (финско-советской войны 1941-1944, части Второй мировой) СССР выдвинул, помимо прочих, и без того выглядящих почти непосильными требований, еще одно особое условие к Финляндии: территории к западу от Хельсинки — Киркконумми, полуострова Порккаланниеми, Упинниеми и остров-крепость Мякилуото — должны были быть освобождены от всего населения и переданы в аренду СССР на 50 лет, для основания там советской военно-морской базы. У Финляндии не было иного выбора, кроме как согласиться, несмотря на очевидную угрозу для Хельсинки и необходимость эвакуации еще более 7 тыс. человек, одновременно с сотнями тысяч с утраченных насовсем карельских территорий. В СССР база получила название Порккала-Удд.

6. В СССР/России арендованная территория всегда была известна под названием Порккала-Удд. Не знаю, почему (для введения в заблуждение вероятного противника?); полуостров Порккала-Удд, он же Порккаланниеми, был лишь небольшой частью всей территории, и сам имел второстепенную роль по сравнению с другими ее районами. В Финляндии использовалось название «Порккальская арендная территория» (Porkkalan vuokra-alue).

Площадь суши арендной территории составляла 380.5 кв. км. Она включала в себя 2/3 площади Киркконумми, включая центральное село и все к югу от него — в том числе полуострова Порккаланниеми и Упинниеми. В муниципалитете Сиунтио дальше на запад отчуждалась железнодорожная станция (современный муниципальный центр) и полуострова Дегерё и Коппарнес. Маленький муниципалитет Дегербю был поглощен почти полностью и ликвидирован (и не был восстановлен при возвращении территории), а его остатки присоединили к Инго (Инкоо). Также в территорию входили небольшие площади на востоке в Эспоо (только острова) и на западе в Инго.

Советские подводные лодки стали базироваться на Ханко, Хельсинки и Турку. 22 сентября 1944 года Красная Армия освободила столицу Эстонии. Немецкий противолодочный рубеж терял свое значение. 26 сентября Швеция прекратила поставки Германии железной руды, лишив Рейх необходимого стратегического сырья.

Современные подсчеты потопленных вражеских кораблей выглядят так: в 1944 году подводниками Балтики потоплено 16 транспортов (35.580 брт), 1 корабль и 1 вспомогательное судно, в 1945 году – 10 транспортных судов (59.410 брт) и 4 корабля.
Итог: за время боевых действий подводники Балтики потопили 52 транспорта и 8 кораблей (142 189 брт).
Наши потери составили 46 лодок. Статистика такова:
Погибло на минах – 18
Уничтожено кораблями противника – 5
Торпедировано лодками противника – 5
Взорваны своими экипажами – 6
Уничтожены авиацией – 1
Уничтожены артобстрелом с суши – 1
Пропали без вести – 10 (скорее всего, причина – мины).

23.06.1941. «М-78» (командир старший лейтенант Дмитрий Леонтьевич Шевченко).

                         

При переходе из Либавы в Усть-Двинск в паре с «М-77» близ Виндавы торпедирована в районе в точке с координатами 57°28' с.ш.; 21°17' в.д. немецкой ПЛ «U-144» (командир капитан-лейтенант Гердт фон Миттельштадт). Погибло 16 человек (весь экипаж), в том числе командир 4-го Дивизиона ПЛ капитан-лейтенант С.И.Матвеев. В 1999 году найдена совместной латвийско-шведской экспедицией на глубине 60 м.
Боевых походов не совершила.

23.06.1941. «М-71» (командир капитан-лейтенант Л.Н.Костылев). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве.

Взорвана экипажем из за опасности захвата противником.
Почти весь личный состав подлодки пропал без вести в боях за Либаву.
Боевых походов не совершила.

23.06.1941. «М-80» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Мочалов). Находилась на ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из за опасности захвата противником.
Боевых походов не совершила.

23.06.1941. «С-1» (командир капитан-лейтенант И.Т.Морской). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником. Экипаж во главе с командиром ушел из города на ПЛ «С-3».
Боевых походов не совершила.

23.06.1941. «Ронис» (командир капитан-лейтенант А.И.Мадиссон). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником.
Боевых походов не совершила.

23.06.1941. «Спидола» (командир старший лейтенант В.И.Бойцов). Находилась на ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за угрозы захвата противником.
Боевых походов не совершила.

24.06.1941. «С-3» (командир капитан-лейтенант Николай.Александрович Костромичев).

                         

Около 23 часов 23 июня не закончив ремонт и не имея возможности погружаться вышла из Либавы. На борт лодки взят экипаж ПЛ «С-1» (40 человек) во главе с командиром и рабочие завода «Тосмаре» (около 20 человек). Около 6 часов утра следующего дня перехвачена топедными катерами «S-35» и «S-60» и после полуторачасового артиллерийского боя потоплена.

По данным противника взято трое пленных, (некоторые источники говорят о пленении 9 человек).Тело командира лодки капитан-лейтенанта Костромичева прибило к острову Саарема, где было похоронено.
Погибло 42 члена экипажа «С-3», 40 человек экипажа «С-1» и неустановленное количество рабочих, представителей предприятий Ленинграда, командированных на судоремонтный завод «Тосмаре».
Боевых походов не совершила.

25.06.1941. «М-83» (командир старший лейтенант П.М.Шалаев). С 22 июня лодка находилась в базовом дозоре у Либавы. 25 июня в результате атаки авиации получила повреждение перископа и вынуждена была вернуться на базу когда в Либаве уже шли уличные бои. Вторично получив повреждения и не имея возможности уйти, приняла артиллерийский бой, а по окончании боезапаса взорвана экипажем. В боях за Либаву фактически весь экипаж (исключение составили 4 человека) подлодки во главе с командиром погибла, пропала без вести или попала в плен.
1 боевой поход.
22.06.1941. – 25.06.1941.
В атаки не выходила.

27.06.1941. «М-99» (командир старший лейтенант Б.М.Попов). Торпедирована в районе острова Утё в точке 59°20' с.ш./ 21°12' в.д. германской ПЛ «U-149» (командир капитан-лейтенант Хорст Хёлтринг). Погибло 20 человек (весь экипаж).
2 боевых похода.
22.06.1941 – 23.06.1941
24.06.1941 – +
В торпедные атаки не выходила.

29.06.1941. «С-10» (командир капитан 3 ранга Б.К.Бакунин). Пропала без вести. 23 июня вышла на позицию к Пиллау. 25 июня в Данцигской бухте лодка подвеглась атакам сил ПЛО противника. 28 июня сообщила, что не может погружаться и преследуемая катерами идет к Либаве. Утром следующего дня с «С-10» получено сообщение – «Терплю бедствие. Нуждаюсь в немедленной помощи». Больше на связь не выходила. Вероятно, погибла в результате полученных повреждений, нанесенных силами ПЛО противника, или подрыва на мине, так как бой 29 июня по немецким данным не зафиксирован. Погиб 41 человек.
Погибла в первом боевом походе.

01.07.1941. «М-81» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Зубков). При следовании с отрядом кораблей в кильватере плавбазы «Иртыш» из Куйвасте в Палдиски подорвалась на мине в районе банки Лайне в проливе Мухувяйн. Погибло 12 членов экипажа, 3 человека спасено. Поднята в 1965 году. Экипаж похоронен в Риге.
Совершила один боевой поход. В атаки не выходила.

21.07.1941. «М-94» (командир старший лейтенант Н.В.Дьяков). Торпедирована германской ПЛ «U-140» (командир капитан-лейтенант Ганс Юрген Хейригель) в проливе Соэла Вяйн южнее маяка Ристна.

Торпеда попала в корму лодки, а так как глубина в месте гибели не превышала 20 метров, «М-94» затонула кормой с дифферентом 60° так, что нос лодки на 3-4 метра оставался на поверхности и в таком положении оставался около двух часов. Шедшая в паре «М-98» сняла с носовой части трех человек, в том числе и командира, ещё восьмерым удалось покинуть лодку через рубочный люк. Погибло 8 человек. В некоторых источниках атака «М-94» приписывается «U-149».
2 боевых похода.
25.06.1941 – 29.06.1941.
21.07.1941 - +
В торпедные атаки не выходила.

02.08.1941. «С-11» (командир капитан-лейтенант А.М.Середа). При возвращении из похода подорвалась на магнитной донной мине в проливе Соэла Вяйн. Погибло 46 членов экипажа. Три человека сумели выйти из лодки через торпедный аппарат. Поднята в 1957 году. Останки части экипажа похоронены в Риге.
Погибла в первом боевом походе.

конец 08.1941. «С-6» (командир капитан-лейтенант Н.Н.Кулыгин). Пропала без вести. Возможно, погибла на мине в Финском заливе или потоплена авиацией 30 августа 1941 года в бухте Тагалахт (у западного побережья острова Саарема). Погибло 48 человек. В июле 1999 года обнаружена на грунте.
2 боевых похода
23.06.1941 – 14.07.1941.
02.08.1941 – +
В атаки не выходила.

28.08.1941. «Щ-301» («Щука») (командир капитан-лейтенант И.В.Грачев). Подорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе мыса Юминда. Затонула после снятия части экипажа. Мины выставлены ПЛ «Весихиси» либо миннными заградителями «Риилахти» и «Руотсинсалми», по данным советской стороны подорвалась на плавающей мине. Общие потери экипажа - 34 человека.
1 боевой поход.
10.08.1941 - 28.08.1941
3 безрезультатных торпедных атаки.

28.08.1941. «С-5» (командир капитан 3 ранга А.А.Бащенко). Подорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе острова Вайндло при следовании в составе Отряда главных сил. Спасено 9 (по другим данным 5 или 10) человек, в том числе командир 1-й Бригады ПЛ КБФ Н. Г. Египко. На подводной лодке погибло 33 члена экипажа, и часть штаба 1-й бригады ПЛ КБФ.
2 боевых похода
24.06.1941 – 10.07.1941
06.08.1941 – 24.08.1941
1 безуспешная торпедная атака.

25-28.08.1941. «М-103» (командир старший лейтенант Г.А.Жаворонков). Погибла на мине в 8 милях севернее острова Вормси со всем экипажем (20 человек). В 1999 году обнаружена на дне.
2 боевых похода
08.07.1941 – 20.07.1941
13.08.1941 – +
В торпедные атаки не выходила.

09-10.09.1941. «П-1» («Правда»), (командир капитан-лейтенант И.А.Логинов). Погибла на мине в 6,2 мили к югу от маяка Калбодагрунд. Погибло 55 человек.
Погибла в первом боевом походе.

конец 09.1941. «Щ-319» (командир капитан-лейтенант Н.С.Агашин). Пропала без вести. 19 сентября вышла в боевой поход на позицию к Либаве, но о прорыве на Балтику не донесла. Погибло 38 человек.
Погибла в первом боевом походе.

23.09.1941. «М-74» (на момент гибели находилась на консервации). Потоплена при налете немецкой авиации у выхода из средней гавани Кронштадта. В 1942 году поднята и сдана на хранение, но 2 декабря 1944 года отправлена на разборку.
Боевых походов не совершала.

10.1941. «С-8» (командир капитан-лейтенант И.Я.Браун). Погибла на мине заграждения «Вартбург» в 10 милях юго-восточнее маяка Несбю (южная оконечность острова Эланд). Погибло 49 человек. Найдена в июле 1999 года в месте с координатами: 56°10,7' с.ш.; 16°39,8' с.ш.
2 боевых похода.
15.07.1941 – 06.08.1941
11.10.1941 – +
В торпедные атаки не выходила.

12.10.1941. «Щ-322» (командир капитан-лейтенант В.А.Ермилов). Погибла на мине западнее острова Гогланд в Финском заливе. Погибло 37 человек.
2 боевых похода.
13.07.1941 – 03.08.1941
11.10.1941 – +
Побед нет.

30.10.1941-01.11.1941. «Калев» (командир капитан-лейтенант Б.А.Ныров). Пропала без вести. 29 октября вышла в боевой поход с задачей высадки разведгруппу в районе Таллина и постановки минного заграждения. Больше на связь не выходила. Погибло 56 человек.
2 боевых похода
08.08.1941 – 21.08.1941
29.10.1941 – +
1 безрезультатная минная постановка (10 мин).

09.11.1941. «Л-1» («Ленинец»), (командир капитан 3 ранга С.С.Могилевский). Находилась в ремонте. Стояла на Неве в Ленинграде. Повреждена при артобстреле и затонула от повреждений в прочном корпусе. В 1944 году поднята и сдана на слом.
Боевых походов не совершала.

06-10.11.1941. «Щ-324» (командир капитан-лейтенант Г.И.Тархнишвили). Пропала без вести. Вероятно, погибла на мине в западной части Финского залива. Погибло 39 человек.
2 боевых похода:
24.07.1941 – 12.08.1941.
02.11.1941 – +

14.11.1941. «Л-2» («Сталинец») (командир капитан-лейтенант А.П.Чебанов). Следовала на минную постановку в составе четвертого конвоя на Ханко. Подорвалась на мине в районе острова Кери в Финском заливе. Погибло 50, спасено 3 человека.
Погибла в первом боевом походе.

14.11.1941. «М-98» (командир капитан-лейтенант И.И.Беззубиков). Погибла на мине в районе острова Кери в Финском заливе, находясь в охранении четвертого конвоя на Ханко. Погибло 18 человек.
4 боевых похода.
В торпедные атаки не выходила.

13.06.1942. «Щ-405» (командир капитан 3 ранга И.В.Грачев). Подорвалась на мине в районе острова Сескар при переходе в надводном положении из Кронштадта на Лавенсаари, или погибла в результате аварии. Погибло 36 человек.
2 боевых похода.
21.07.1941 – 15.08.1941
11.06.1942 – +
В торпедные атаки не выходила.

15.06.1942. «М-95» (командир капитан-лейтенант Л.П.Федоров). Подорвалась на мине и погибла в районе острова Суурсари. Погибло 20 человек.
4 боевых похода.
1 ошибочная торпедная атака (выпущено 2 торпеды).

12.07.1942. «Щ-317» (командир капитан-лейтенант Н.К.Мохов).

Потоплена глубинными бомбами шведского эсминца «Стокгольм» севернее острова Эланд.

      

Найдена на грунте точке с координатами 57°52' с.ш./16°55' в.д. в 1999 году. Погибло 42 человека.
2 боевых похода
27.09.1941 – 16.10.1941
09.06.1942 – +

Потоплено 3 транспорта (5.878 брт), 1 транспорт (2.405 брт) поврежден. 1 судно, возможно, погибло в результате случайного столкновения с подводной лодкой. В некоторых источниках суммарный тоннаж четырех транспортов составляет 6.080 брт. По официальным данным советской стороны на счету «Щ-317» пять уничтоженных судов общим водоизмещением в 10.931 или 10.997 брт.

16.06.1942 ТР «Арго» (2.513 брт).


                                                     22.06.1942 ТР «Ада Гортон» (2.399 брт).\       

08.07.1942 ТР «Отто Кордс» (966 брт).

02-11.09.1942. «М-97» (командир капитан-лейтенант Н.В.Дьяков). Подорвалась на мине заграждения «Насхорн» юго-западнее Порккалан-Каллбода. Весь экипаж (20 человек) погиб. В 1997 году обнаружена на грунте в точке с координатами 59°50' с.ш./24°30' в.д.
5 боевых походов
Произвела 2 безуспешных торпедных атаки с выпуском 2 торпед.

03-06.10.1942. «Щ-320» (командир капитан 3 ранга И.М.Вишневский). Пропала без вести. Погибло 40 человек.
4 боевых похода
4 торпедных атаки (выпущено 7 торпед). Потоплен 1 ТН (677 брт)

05.07.1942. ТН «Анна Катрин Фритцен» (677 брт).

По официальным данным советской стороны «Щ-320» потоплено 3 судна противника суммарным водоизмещением 22.000 тонн.

11-13.10.1942. «Щ-302» («Окунь»), (командир капитан-лейтенант В.Д.Нечкин). Подорвалась на мине заграждения «Зееигель» севернее острова Суур Тутрсаари. Погибло 37 человек.
1 боевой поход.
10.10.1942 - +
Побед нет.

12-14.10.1942. «Щ-311» («Кумжа»), (командир капитан 3 ранга А.С.Пудяков). Мина заграждения «Насхорн-11». Погибло 40 человек.
4 боевых похода.
Четыре последовательных торпедных атаки (выпущено 5 торпед). Одна артиллерийская атака (выпущено 20 45-мм снарядов). Предположительно поврежден 1 транспорт.

21.10.1942. «С-7» (командир капитан 3 ранга Сергей П рокоыьевич Лисин)

       капитан.jpg
                                           Командир С-7 Лисин Сергей Прокофьевич у перископа...

торпедирована ПЛ «Весихииси» (командир капитан-лейтенант О.Айтола) в 10-15 милях севернее маяка Содерарм в Аландском море. Погибло 42, спасено 4 человека, в том числе командир. В 1993 найдена в точке с координатами 59°50,7' с.ш./19°32,2' в.д. и обследована на глубине 30-40 м шведскими водолазами.

Основные характеристики
Тип корабля Средняя подводная лодка
Обозначение проекта тип С — «Средняя», серия IX-бис
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,7 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 42 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 837 т
Водоизмещение подводное 1090 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
77,7 м
Ширина корпуса наиб. 6,4 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
4 м
Силовая установка

Дизель-электрическая

  • Два дизеля 1Д по 2 000 л. с.,
  • два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
  • АБ: 2 группы по 124 элемента типа С
Вооружение
Артиллерия 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Минно-торпедное
вооружение
6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО 1 x 45/46 полуавтомат 21-К

5 боевых походов.
Потоплено 4 судна (9.164 брт), поврежден 1 транспорт (1.938 брт)

09.07.1942 ТР «Margareta» (1.272 брт)

            
                                                                       14.07.1942 ТР ««Lulea»» (5.611 брт)
30.07.1942 ТР «Kathe» (1.559 брт)
05.08.1942 ТР «Pohjanlahti» (682 брт)
27.07.1942 ТР «Ellen Larsen» (1.938 брт), поврежден.

10.1942. «Щ-308» («Семга»), (командир капитан 3 ранга Л.Н.Костылев). Пропала без вести. Весь экипаж лодки (40 человек) погиб.
2 боевых похода
21.07.1941 – 09.08.1941
18.09.1942 – +
3-4 безуспешных торпедных атаки.

после 29.10.1942. «Щ-304» («Комсомолец»), (командир капитан 3 ранга Я.П.Афанасьев). Погибла на мине заграждения «Насхорн» со всем экипажем (40 человек).
2 боевых похода.
09.06.1942 - 30.06.1942
27.10.1942 - +
Как минимум, 2 безуспешные торпедные атаки (выпущено 3 торпеды)

05.11.1942. «Щ-305» («Линь»), (командир капитан 3 ранга Д.М.Сазонов). Таранена финской ПЛ «Ветехинен» (командир капитан-лейтенант О.Лейко) 

северо-восточнее Симпнаса в Аландском море. Погибло 39 человек.
25.06.1941. – 07.07.1941.
17.10.1942. – +
Не атаковала.

12-16.11.1942. «Щ-306» («Пикша»), (командир капитан-лейтенант Н.И.Смоляр). Пропала без вести. Погибло 39 человек (весь экипаж).
2 боевых похода
25.06.1941 – 07.07.1941
20.10.1941 - +
От 2 до 5 торпедных атак.
Достоверных данных о результатах нет.

01.05.1943. «Щ-323» (командир капитан 2 ранга А.Г.Андронов). Подорвалась на донной мине в Морском канале Ленинграда. Погибло 39, спасено 5 человек. В 1944 году поднята и сдана на слом.
2 боевых похода
13.07.1941 – 04.08.1941
10.10.1941 – 10.11.1941
7 торпедных атак с выпуском 8 торпед.
16.10.1941. ПБ «Балтенланд» (3.724 брт).
Может быть, торпедами «Щ-323» поражено еще 1-3 цели (атаки 30 октября, 3 и 5 ноября 1941).

23.05.1943. «Щ-408» (командир капитан-лейтенант П.С.Кузьмин). После длительного преследования потоплена группой финских кораблей, включающей в себя минные заградители «Риилахти» и «Руотсинсалми» и авиацией в районе маяка Вайндло. По официальной советской версии вынуждена была всплыть и вступить в артиллерийский бой с пятью немецкими сторожевыми катерами. (Погибло 40 человек).
Погибла в первом боевом походе.

01.06.1943. «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е.А.Осипов).

Пропала без вести. Погибло 40 человек.
4 боевых похода.
Провела 12 торпедных атак с выпуском 18 торпед.
По подтвержденным данным потопила 2 судна (3.855 брт), 1 судно (545 брт) повреждено. Результаты 3 атак нуждаются в подтверждении.

07.07.1942 результат неизвестен.
08.07.1942 ПМШ «Фидес» (545 брт) – повреждена.
25.07.1942 результат неизвестен.
26.10.1942 результат неизвестен.
29.10.1942 ТР «Бенгт Стуре» (872 брт)
01.11.1942 ТР «Агнесс» (2.983 брт)

Подводные лодки типа «Щука»
Схема подводной лодки «Щука» III-й серии
Shadowgraph Schuka class III series submarine 01.svg
Sc311.jpg
История корабля
Государство флага
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДЭПЛ
Обозначение проекта Серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис
Разработчик проекта Техническое бюро №4
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 11,6 - 14 узлов
Скорость (подводная) 8,5 узлов
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток, 10 000 км надводная, 185 км подводная
Экипаж 41 (37) человек
Размеры
Водоизмещение надводное 578 т
Водоизмещение подводное 704,5-706 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
57 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,8-3,9 м
Силовая установка

Двухвинтовая дизель-электрическая:

  • Тип дизеля 8У28/38, или 38В, или 38В8.
    Мощность дизелей 2 × 500 л.с. — у III серии; 2 × 685 л.с — у V, V-бис, V-бис-2 серий; 2 × 800 л.с — у X, X-бис серий
  • Тип главных гребных электродвигателей ПГВ-8
  • Число × мощность гребных электродвигателей: главные 2 × 400 л.с. (390 об/мин), экономического хода — 2х19 л.с., работающие через ременную передачу
  • Число гребных валов 2
  • Тип аккумуляторной батареи КСМ-2
  • Число групп аккумуляторной батареи × число элементов в группе — 2 × 56
Вооружение
Артиллерия 1—2 45-мм пушки 21-К
Минно-торпедное
вооружение
Носовые ТА: 4x533 мм; кормовые ТА: 2x533 мм. Боекомплект 10 торпед
ПВО 1—2 21-К или 1 21-К и ДШК

 

после 01.08.1943. «С-12» (командир капитан 3 ранга А.А.Бащенко). Пропала без вести. Погибло 46 человек.
2 боевых похода
19.09.1942 – 18.11.1942
21.07.1943 – +
Повреждено 2 транспорта (12.859 брт)
21.10.1942 ТР «Сабине Ховальд» (5.956 брт) – поврежден.
27.10.1942 ТР «Мальгаш» (6.903 брт) – поврежден.

после 12.08.1943. «С-9» (командир капитан 3 ранга А.И.Мыльников). Пропала без вести. Погибло 46 человек.
5 боевых походов
Результат: повреждены 2 судна (7.837 брт)
18.09.1942 ТН «Миттельмеер» (6.370 брт) - поврежден.
28.09.1942 ТР «Хёрнум» (1.467 брт) - поврежден

07-09.09.1944. «М-96» (командир капитан-лейтенант Н.И.Карташев). Пропала без вести. Погибло 22 человека.
7 боевых походов
1 безуспешная торпедная атака с выпуском 1 торпеды.

04.01.1945. «С-4» (командир капитан 3 ранга А.А.Клюшкин). Вероятнее всего, погибла со всем экипажем (49 человек) в результате случайного столкновения с миноносцем «Т-3» в точке 51°56' с.ш./19°39' в.д. или таранена немецким миноносцем «Т-33» у маяка Брюстерорт в Данцигской бухте 6 января.
6 походов.
Выполнила, как минимум, 9 торпедных атак (выпущено 19 торпед) в результате чего потоплены:
10.08.1941 ТН «Кайя» (3.223 брт) - предположительно
12.10.1944 РТ «Таунус» (218 брт) или ТЩ «M-3619»
13.10.1944 ТН «Терра» (1.533 брт)
20.10.1944 РТ «Золлинг» (260 брт) – предположительно.

Вечная память советским подводникам!

А к командованию флотом я еще вернусь. Потому что если бы во главе флота стояли флотоводцы, потери могли быть неизмеримо меньше, а результативность выше. И не таскали бы до 1945 года немцы из Швеции руду, обеспечивая себя металлом. Но это чуть позже.

                                                                                      Автор:  Скоморохов Роман (Banshee)