Сражение за Ростов. Часть II
"Драться до последнего бойца".
Поражение 1-й немецкой танковой армии под Ростовом
Красноармейцы в уличных боях за освобождение Ростова-на-Дону. Ноябрь 1941
Планы и силы сторон
Для наступления на ростовском направлении германское командование развернуло 1-ю танковую армию Пауль Людвиг Эвальд фон Клейста в составе двух моторизованных и одного армейского корпусов, итальянского подвижного корпуса.
В них входило немецких: 3 танковых, 3 моторизованных, 1 пехотная, 2 горнострелковые дивизии, 3 итальянские и одна словацкая моторизованная дивизии. Немцы в это время на этом участке фронта имели полное господство в воздухе.
Германская Ставка стремилась как можно скорее захватить Кавказ с его нефтяными ресурсами. Поэтому 1-я танковая армия, после выхода к Таганрогу (Сражение у Азовского моря) получила задачу уничтожить советскую группировку на ростовском направлении, захватить плацдарм между Ростовом и Цимлянской.
Затем развить наступление на юг, захватить Майкоп и Туапсе. Весной 1942 г. гитлеровцы планировали занять весь Кавказ, выйдя к границам Персии.
Командование группы армий «Юг», чтобы избежать тяжелых боев на подступах к Ростову, где русские явно ждали атаки, планировало нанести главный удар на Шахты – Новочеркасск. Прорвать фронт, осуществить глубокий охват с северо-востока, окружить и уничтожить главные силы Южного фронта (ЮФ) в районе Ростова-на-Дону, затем спокойно продвигаться вглубь Кавказа. Часть сил 1-й танковой армии собирались повернуть на север, чтобы совместно с 17-й армией, наступавшей на ворошиловградском направлении, уничтожить советские силы в восточной части Донбасса. Массированный удар подвижных соединений должен был легко сломить оборону противника.
Расчет немецкой ЗСУ Sd.Kfz.7/2 готовится к бою в Ростове-на-Дону
Немцам противостояла 9-я армия генерала Харитонова, которая занимала оборону на участке шириной в 87 км по рубежу Дмитриевка, Куйбышево, Ново-Спасовка, Крюковка, восточный берег р. Тузлов до Стоянова.
В состав 9-й армии входили 30-я, 150-я, 339-я, 136-я стрелковые и 66-я кавалерийская дивизии, Новочеркасское кавалерийское училище, 2-я и 132-я танковые бригады (всего 38 танков). Основу обороны составляли батальонные районы, размещённые на берегах рек, высотах, узлах коммуникаций, подступах к населённым пунктам, наиболее танкодоступных направлениях. В главной полосе обороны глубиной в 7–8 км было создано 27 батальонных районов.
Непосредственно Ростов обороняла Отдельная 56-я армия Фёдора Никитича Ремезова, созданная на базе войск Северо-Кавказского военного округа.
В середине ноября 1941 г. в составе армии было 5 стрелковых, 4 кавалерийских дивизии, Ростовское артиллерийское училище, 6-я танковая бригада (более 100 танков). Армия Ремезова должна была сдержать натиск противника, прикрыть сосредоточение ударной группировки фронта, не допустить захвата немцами Ростова и плацдарма на южном берегу Дона.
Тем временем советское командование готовило наступательную операцию с целью разгрома 1-й танковой армии противника и предотвращения прорыва немцев на Кавказ. Наступление вражеской армии создало благоприятную ситуацию для удара во фланг и тыл противника на северном участке фронта. Из выведенных в резерв дивизий Юго-Западного и Южного фронтов в районе Каменска была создана 37-я армия под командованием Антона Ивановича Лопатина.
В составе 37-й армии было 6 стрелковых дивизий. Армия Лопатина должна была быть готова к выполнению задачи 15 ноября 1941 г.
9-я армия держит удар
К 27 октября 1941 г. подвижные соединения немцев завершили сосредоточение перед передним краем 9-й армии. 29 октября немцы завязали бой с частями 30-й стрелковой дивизии Михаила Дмитриевича Гончарова.
К исходу 29-го гитлеровцы прорвали передовую оборону дивизии и захватили Куйбышево. Наши войска отошли к главной позиции. 30 октября – 1 ноября немецкая 16-я танковая дивизия Ганса-Валентина Хубе продолжила наступление и продвинулась на 7 км, вышла ко второй полосе обороны, создав условия для прорыва основных сил армии.
5 ноября 1941 г. начала наступление ударная группировка 1-й танковой армии – 16-я и 14-я танковые дивизии, 5-я моторизованная дивизия «Викинг», один полк 60-й моторизованной дивизии.
Используя своё преимущество в силах, немцы прорвали фронт на смежных флангах 136-й и 150-й стрелковых дивизий, продвинулись на 17 км. Однако, проламывая оборону советских войск, немцы понесли значительные потери. Сражение приняло упорный характер. По приказу командования фронта штаб 9-й армии сформировал ударную группу и нанёс контрудар по вклинившемуся противнику.
Немцы, имея преимущество в подвижности войск, обошли 136-ю дивизию с флангов, 150-я дивизия была окружена. К вечеру 6 ноября немецкая армия продвинулась ещё на 6 км. Командарм Харитонов принимает решение об отводе армии на тыловой рубеж обороны. На второй полосе обороны отход армии прикрывали части 136-й дивизии и 132-й танковой бригады, которые опирались на противотанковую оборону в районе Дьяково. Они до 9 ноября отражали атаки немецкой 1-й горнострелковой и словацкой дивизий. Дальнейшие попытки немцев прорвать оборону 9-й армии к успеху не привели.
Таким образом, прорыв 1-й танковой армии в направлении на Шахты и Новочеркасск не удался. Гитлеровцы в ходе тяжелых боев и значительных потерь смогли оттеснить дивизии 9-й армии на 35–40 км на восток. Но не смогли тактический успех развить в оперативный. 11–16 ноября немецкие дивизии продвинулись на новочеркасском направлении ещё на 25 км, на шахтинском – на 15 км, на Красный Сулин – 10 км. Наносившая вспомогательный удар на Ростов 13-я танковая дивизия немцев не продвинулась вообще. На северном фланге наступления, на участке советской 18-й армии, немецкие пехотные дивизии за 12 боев продвинулись всего на 2–10 км.
На ворошиловградском направлении немецкая 17-я армия (4-й армейский корпус) нанёс удар от реки Бахмутка вдоль правого берега р. Сев. Донец в общем направлении на Ворошиловград. Немцы вклинились в нашу оборону в районе Артемовска на 20 км. Советские войска упорной обороной и контратаками сдержали натиск противника, хотя немцы и смогли ещё продвинуться на восток на 35 км. Фронт 12-й армии не был прорван.
Позиции советской пехоты на окраине Ростова-на-Дону. 1941 г.
Падение Ростова
Немецкому командованию пришлось отказать от дальнего наступления на этом направлении. Немцы быстро перегруппировали силы непосредственно на ростовское направление, против 56-й армии. На ростовское направление нацелили 13-ю и 14-ю танковые дивизии, 60-ю моторизованную дивизию и моторизованную дивизию СС «Адольф Гитлер». 1-я танковая армия должна была взять Ростов-на-Дону с северо-запада. 17 ноября 1941 г. немцы нанесли удар на Ростов.
Одновременно ударная группировка ЮФ в составе 37-й армии перешла в контрнаступление на северном фланге армии Клейста. Но немецкое командование сначала недооценило противника и продолжало наступление на Ростов. Немцы считали, что быстро измотают советские войска, и наступление заглохнет.
56-я Отдельная армия Ремезова оборонялась в полосе шириной в 75 км. Одна дивизия обороняла 10–16-километровый участок фронта. Однако рубеж обороны не был подготовлен в инженерном отношении. Некоторые дивизии были слабо укомплектованными. Главный удар противника ждали на левом фланге армии, где стояли 343-я и 353-я стрелковые дивизии. Немцы же нанесли главный удар на правом фланге советской армии, где располагались отряды охранения и 317-я стрелковая дивизия. Во втором эшелоне располагались слабая 31-я стрелковая дивизия и 6-я танковая бригада, их планировали использовать для контрударов.
Утром 17 ноября немецкие войска нанесли главный удар на Генеральское и Большие Салы. Гитлеровцы быстро взломали оборону 317-й дивизии Середкина. Несмотря на сопротивление подтянутых частей 353-й дивизии и танковой бригады, немцы на второй день наступления расширили и углубили прорыв, заняли Красный Крым. 31-я дивизия, занимавшая оборону на открытой местности, остановить прорыв противника не смогла. 19 ноября немецкие танки прорвались к северо-восточным окраинам Ростова, в тыл 56-й армии.
Армия Ремезова получила приказ отступить на рубеж Ростовского оборонительного района. 20 ноября Ставка приказала Ремезову:«Город Ростов должен быть удержан при всяких обстоятельствах. Драться до последнего бойца».
20 ноября упорные бои шли на ближних подступах к Ростову и его окраинах. Немецкие атаки отбивали части 343-й, 353-й и 31-й стрелковых дивизий, 230-й полк НКВД и выдвинутая из резерва на северо-западную окраину города 347-я стрелковая дивизия. Советская армия понесла тяжелые потери в личном составе и матчасти, было утрачено много артиллерии, танков и 3 бронепоезда. Положение наших войск было крайне тяжелым, бои велись уже в городе, особенно упорные – в районе острова Зелёный, где немцы стремились захватить переправы. В ночь на 21 ноября был отдан приказ об отходе на левый берег Дона.
Тем временем советские войска смогли развить наступление на северном крыле 1-й танковой армии, на большекрепинском направлении, нависая над флангом и тылом немецкой ударной группировки в районе Ростова. Поэтому немцы не могли с ходу форсировать Дон и развить наступление на Кавказе. Германские войска перешли к обороне фронтом на север, восток и юг.
Бойцы РККА в ожидании противника на пересечении проспекта Осоавиахима (современный проспект Чехова) и улицы Красных Зорь в Ростове-на-Дону. 27 ноября 1941 г.
Немецкие танки Pz.Kpfw. III движутся по 29-й линии возле мельницы № 3 треста «Главмука» в Ростове-на-Дону. Ноябрь 1941 г.
Немецкие танки Pz.Kpfw. III движутся по улице 29-я Линия в Ростове-на-Дону. В кадре виден понтонный мост, ведущий на остров Зеленый. Ноябрь 1941 г.
Наступление 37-й армии
Пока войска 9-й и 56-й армий дрались на шахтинском и ростовском направлениях, советское командование подготовило контрнаступление.
Войска заново сформированной 37-й армии Лопатина должны были разгромить противника в районе Астахово, Миллерово, Аграфеновка и выйти на рубеж р. Тузлов, на втором этапе – к р. Миус. В наступлении использовались части сил 18-й и 9-й армий, кавалерийской корпус (2 дивизии). Наши войска должны были ликвидировать разрыв между 18-й и 9-й армиями, что создавало опасность для прорыва противника в Шахтинский промышленный район и к важнейшей железной дороге Ростов – Воронеж, и укрепить положение Ростова.
К исходу 16 ноября 1941 г. в исходном для наступления районе было сосредоточено 4 стрелковые дивизии и 2 танковые бригады (92 танка). 17-го после 30-минутной артподготовки советские войска перешли в наступление в общем направлении на Большекрепинскую. К вечеру наши войска, тесня передовые части противника, продвинулись на 16–18 км.
Но затем 37-я армия столкнулась с мощным сопротивлением мотодивизии «Викинг» и части 16-й танковой дивизии немцев. Гитлеровцы умело оборонялись и контратаковали. За четыре дня наши войска продвинулись на 18–20 км. Из-за плохих погодных условий советская авиация активной поддержки оказать в это время не смогла. На левом фланге наступления 9-я армия особого успеха не добилась, как и 18-я армия на правом фланге, встретив сильное сопротивление немецкого 49-го горного корпуса.
В результате в начале операции 37-я армия не смогла пробить оборону врага и только теснила его. Сказывалась спешка в ходе подготовки операции, недостаток подвижных соединений, ошибки командования, плохое взаимодействие пехоты с танками, артиллерией и авиацией. К 21 ноября советские войска вышли на рубеж Цимлянка, Миллерово и Аграфеновка. Поэтому германское командование сначала особо не беспокоилось по поводу советского контрудара. Считало, что его остановят наличные силы, без перегруппировки танковой армии.
Только ввод в сражение кавкорпуса генерала Хоруна, усиленного танковой бригадой и бригадой НКВД, и улучшение погоды, что привело к активизации советских ВВС, привело к перелому в сражении.
Ударная группировка ЮФ смогла сломить оборону 16-й танковой, моторизованной и 1-й горнострелковой дивизий и 22–23 ноября вышла на рубеж р. Тузлов.
Таким образом, ростовская группировка вермахта оказалась перед угрозой окружения.
Германское командование начинает перебрасывать на северный фланг части 13-й и 14-й танковой дивизий, тяжелую артиллерию, из резерва в бой направлена словацкая дивизия. В Ростове оставлена только дивизия «Адольф Гитлер» и запасной учебный полк. Командующий 1-й танковой армии Клейст, прикрывая наиболее опасные направления подвижными соединениями, начал отвод всех остальных войск.
Советская разведка вовремя не обнаружила вывода вражеских танковых дивизий из-под Ростова. Командование ЮФ планировало уничтожить в районе Ростова основные силы 1-й танковой армии. Командующий ЮФ решил сначала отбить Ростов, а затем начать наступление на р. Миус и на Таганрог. Несколько дней было потрачено на перегруппировки сил фронта. Основные силы 37-й армии и кавкорпус произвели рокировку влево.
Погибшие красноармейцы у разбитого советского 76-мм орудия образца 1939 года Ф-22 УСВ в Ростове-на-Дону. Ноябрь 1941 г.
Освобождение Ростова
24 ноября 1941 года советская Ставка поставила задачу разгрома ростовской группировки вермахта и освобождения Ростова. С северного направления наступали 9-я и 37-я армии, с юго-востока – 56-я Отдельная армия. В армии Ремезова сформировали две группы – восточную и западную. Восточную возглавил генерал Гречкин, в неё вошли 353-я стрелковая, 64-я кавалерийская дивизии. Группа ударом на Большой Лог, Орджоникидзе должна была прорваться на восточную окраину Ростова. В группу генерала Козлова входили 31-я стрелковая, 62-я и 70-я кавалерийские дивизии, две стрелковые бригады. Группа Козлова штурмовала западную часть города. Также в атаке участвовали части 343-й и 347-й стрелковый дивизий, Ростовский полк народного ополчения.
Штурм был тяжелым.
Город располагался на господствующем правом берегу Дона. Немцы могли просматривать и простреливать боевые порядки наших дивизий на всю глубину. Особенно тяжелой ситуация была на левом фланге 56-й армии, где долина реки и плавни были совершенно открыты для противника. Немцы же имели возможность разместить в удобных местах, высотах огневые позиции, включая вкопанные танки, оборудовать для обороны каменные здания. Кроме того, лёд на Дону был ещё тонким, что исключало использование нашими войсками тяжелого вооружения.
Штурм начался ранним утром 27 ноября. 31-я дивизия, которая продвигалась под огнём противника через открытую местность и плавни, с трудом и большими потерями вышла к Дону. На льду немцы обстреливали наших солдат из пулеметов, миномётов и танковых пушек. Поэтому дивизия смогла пробиться на другой берег только в ночь на 29 ноября. Наши войска начали бой за западную часть города, перехватили дорогу Ростов – Таганрог. Одновременно в Ростов с севера и северо-востока вошли части 9-й армии. Под угрозой окружения немцы начали отход.
Главную роль в освобождении Ростова сыграли войска 347-й и 343-й стрелковых дивизий Давидовского и Чувашева с приданными им 230-м полком НКВД Демина и Ростовским стрелковым полком народного ополчения Варфоломеева. Они смогли прорваться под огнем противника через Дон. В авангарде наступали бойцы НКВД и ополченцы, они первыми прорвались в город. В ходе трёхдневных ожесточенных боев наши войска 29 ноября освободили Ростов.
Тем временем дивизии 37-й армии, развивая наступление на запад, 27-го форсировали Тузлу. 2 декабря передовые части советской армии вышли на р. Миус. Окружить хотя бы часть немецкой ростовской группировки не удалось. Немцы, прикрываясь сильными арьергардами, ударами люфтваффе и используя преимущество в мобильности, успешно отошли на рубеж Миуса и закрепились там. Кроме того, в составе советской ударной группировки не было мощных бронетанковых соединений, чтобы развить успех. Попытку 37-й армии развить наступление на Таганрог немцы отразили. Чтобы укрепить положение 1-й танковой армии командование группы армий «Юг» перебросило от Харькова 4 дивизии.
Фронт стабилизировался.
Немецкая пехота на подступах к Ростову
6-я армия в боях за Ростов
Итоги
Таким образом, наши войска отбили Ростов, не дали противнику прорваться на Кавказ.
Правда, из-за медленного наступления ударной группировки ЮФ, отсутствия сильной бронетанковой группы во втором эшелоне и резерве, ошибок командования, моторизованные корпуса 1-й танковой армии противника не были окружены и уничтожены.
Однако группа армий «Юг» понесла серьёзные потери. Командующий группой армий «Юг» Рундштедт самовольно отвёл войска на реку Миус в 70 км к западу от Ростова. Гитлер отстранил его от командования и заменил на Рейхенау. Вместе с победой под Москвой, похоронившей немецкий «Тайфун» (Как провалилась операция «Тайфун»), Ростовская операция окончательно разгромила немецкую стратегию блицкрига.
Фронт на южном направлении надолго стабилизировался.
Ресурсы группы армий «Юг» были скованы и истощены, что не позволило верховному германскому командованию перебросить дивизии с юга на московское направление. Это помогло отстоять Москву в ноябре и провести успешное контрнаступление на главном (центральном) стратегическим направлении в декабре 1941 года.
«Бой за южную окраину Ростова-на-Дону. 1941 г.» – подпись фотографии в экспозиции Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ в городе Санкт-Петербурге
Автор: Самсонов Александр