Страны Центральной Азии
Средняя Азия сегодня: очень странный такой плов
Регион Центральной (или Средней) Азии, состоящий сплошь из стран бывших участниц СССР, в основном если и привлекает сегодня внимание, то очередным русофобским фортелем в исполнении властей. Это касается практически всех бывших советских республик, но наибольшее сожаление вызывает Казахстан, где «Военное обозрение», например, заблокировано без объявления причин. Мы весьма сожалеем о том, что наши казахстанские читатели если и получают доступ к сайту, то связано это, как обычно, с изрядными трудностями. Но лазурный флаг с солнцем, как я понимаю, надолго, если не навсегда, покинул наши страницы в комментариях.
В общем, обстановка в регионе не может считаться здоровой с точки зрения не то что россиянина, а здравомыслящего человека вообще. Понятно, что каждая страна выбирает свой собственный путь развития, и, в принципе, никто ей (стране) не указ в этом вопросе. Но обсудить и взвешенно оценить – почему нет?
Начать стоит с нашего соседа и вроде бы даже единомышленника по ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, СНГ и прочим аббревиатурам. С Казахстана.
Казахстан
Очень оригинально смотрится, на последние несколько лет страна явно претендует на главенствующую роль в регионе. Почему? Да просто потому, что никто не запрещает этого делать. «Кто тут последний в цари? Никого? Тогда я!».
Нынешний президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев – очень интересная личность, как показывает время.
С одной стороны, это весьма уравновешенный политик (а чего еще ожидать от дипломата такого уровня и такой практики), не допускающий шараханий из стороны в сторону, с другой – явный фанатичный патриот своей Родины. Совершенно чуждый стеснительности, когда речь идет о его стране.
Учитывая менталитет казахов и такого предводителя – соседи явно еще нарыдаются.
«Считаю, что мы должны смело заявлять о своем особом региональном статусе, поскольку имеем для этого все основания» - Токав.
В подтверждении своих слов, президент РК сказал, что экономика Казахстана намного сильнее экономик других стран региона, в экономике РК постоянно идут преобразования и реформы, страна в целом занимает очень выгодное положение в геоэкономическом плане.
Плюс – уникальный интеллектуальный и человеческий потенциал РК, благодаря которым страна имеет авторитет на международной арене. А потому вполне явно видна и роль Казахстана в решении проблем региона.
На этот выпад Токаева пока не отозвался ни один политик из остальных стран региона. Скорее всего из-за того, что каждая из оставшихся стран считает себя не менее достойной звания «лидер региона».
А если послушать мнение независимых экспертов, то многие из них отдали пальму первенства в регионе Узбекистану.
Однако амбиции Казахстана – это еще от предыдущего руководителя РК Нурсултан Абашевича Назарбаева.
Елбасы был, мягко говоря, неутомим в различных инициативах. Однако, стоит признать, что многие начинания Назарбаева были весьма полезны и принесли ему весомый авторитет.
Например, Назарбаеву, который отмечен всеми мыслимыми (и немыслимыми) наградами при жизни, очень хочется быть «в фокусе» и после того, как он вроде бы ушел с должности президента РК. И для этого, раскритиковав ЕАЭС (который, признаем, дышит на ладан), ЕС (у которого дела тоже не шибко хорошо идут), ШОС (не совсем понятная организация) и добавив недавно созданную Организацию тюркских государств, Назарбаев счел необходимым предложить создать форум «Большая Евразия».
Суть этого форума – развитие прямых контактов между представителями вышеперечисленных организаций.
В целом – еще одна организация витринного формата. Но двор султана должен быть пышным, иначе это либо не двор, либо не султан.
Но надо признать, Казахстан довольно успешно дружит со всеми. Даже с теми, кто не дружит между собой. Ярчайший пример – это решение строить атомные электростанции для поддержки энергетики РК.
Интересно, что в этом вопросе Россию обыграли, и занимается этой темой совместное предприятие Казахстана и Китая «Ульба-ТВС», которое уже приступило к работе по созданию топлива для ядерных реакторов. 51% акций принадлежит казахстанскому концерну «КазАтомПром», а 49% китайскому гиганту China General Nuclear Power Corporation (CGNPC).
Проект «Ульба-ТВС» – революция в атомной отрасли Казахстана
Один из самых крупных инвестиционных проектов АО «Ульбинский металлургический завод» – создание производства ТОО «Ульба-ТВС». Производство тепловыделяющих сборок (ТВС) мощностью 200 тонн в год» – подошел к завершающему этапу. Это значит, что скоро в Казахстане будет запущено уникальное для нашей страны производство топлива для атомных станций.
Это крупнейшая в Китае государственная компания, занимающаяся ядерной энергетикой.
Оборудование поставили США, Китай, Франция и Германия. И вот такой нюанс: в США запрещено экспортировать любые радиоактивные материалы для продажи CGNPC. Там опасаются, что полученные материал китайцы станут использовать для наращивания своего ядерного потенциала. Потому обогащенный уран для предприятия будет поставлять Россия.
Ничего предосудительного в том, что Казахстан хочет войти в число стран, обладающих ядерной энергетикой, нет. В свое время по собственной инициативе РК отказалась от своего арсенала ядерного оружия (четвертого в мире, между прочим), но метод Казахстана, которые можно выразить принципом «дружим со всеми, с кем выгодно», рано или поздно могут спровоцировать конфликты, которые точно не пойдут на пользу Казахстану.
Кроме того, есть ряд инициатив, которые точно не пойдут на пользу российско-казахстанским отношениям. Сюда можно причислить активные попытки реформы казахского языка и перевода его на латиницу.
«Речь не идёт о простом переложении кириллицы на латиницу, нужна реформа казахского языка, его модернизация. Ждём авторитетного мнения наших учёных. Ещё раз заявляю, что мы реформируем именно казахский язык» - Токаев.
Конечно, это дела исключительно казахстанские, как писать и говорить на родном языке, но по сути – четкая демонстрация дальнейшей ориентации «с кем будем дружить». В любом случае, это будет и весело, и самобытно. На кириллице казахский язык смотрится весьма, наверное, не хуже будет смотреться и записанный латиницей. Кому от этого станет лучше – сказать очень сложно, дело не на один десяток лет.
Но если того требуют политические амбиции – тут, как говорится, ничего не попишешь.
В целом же неспешный разворот Казахстана от России виден невооруженным взглядом, но это, естественно, внутреннее дело Республики Казахстан.
Киргизия
Пожалуй, эта страна наиболее тепло смотрит в сторону России, а именно это и является определенным критерием оценки.
Когда рухнул Советский Союз, создается впечатление, что огромное количество киргизов, облегченно вздохнув, вернулись из городов в привычный для себя мир сельской глубинки. Основной доход страна получает, именно экспортируя продукцию своего сельского хозяйства. Причем Россия занимает только второе место после Швейцарии.
Менталитет киргизов своеобразен, киргизы – непосредственные люди с абсолютной ценностью семьи и дома. Они искренне гордятся тем, что принадлежат к своему народу, совершенно без ложного патриотизма, и потому мы вряд ли услышим громкие заявления со стороны Киргизии.
Единственное, в чем киргизы позволяют себе оторваться по полной программе – это выборы. Беспорядки на выборах в Киргизии – это нормально. Насильственное свержение власти – действительность. Политические скандалы внутри страны – тоже обыденность.
Садыр Нургожоевич Жапаров - Действующий Президент Киргизии -
Есть определенные напряженности в отношениях с узбеками, что приводило к расследованиям, но 2010-й год надолго станет примером того, как в Киргизии умеют накалить обстановку. Да и то, что почти половина президентов ушла с занимаемых постов не совсем по своей воле – показательно.
Однако, если не считать выборов, то Киргизия представляет собой этакий архаичный домик в деревне. Правда, население этого домика демонстрирует стабильный рост и отношения с соседями вполне приличные.
Таджикистан
Этой страной единолично управляет Эмомали Рахмон с 1992 года. Переделанная под него Конституция страны позволяет избираться на эту должность неограниченное количество раз. Вся семья президента сегодня трудится на благо страны в различных министерствах и ведомствах и фактически контролирует весь Таджикистан.
Политика, которую проводит Рахмон, не представляет собой ничего, что отличало бы обычное авторитарное правление в условиях культа личности.
Но сегодня главная задача в Таджикистане, над которой ломают головы – это где установить памятник Эмомали Рахмону, который, естественно, гордо носит титул «Лидера нации».
Если сравнить Рахмона с лидерами соседних наций, Нурсултаном Назарбаевым и Гурбангулы Бердымухамедовым, то лидер Таджикистана еще ничего, относительно скромен. По крайней мере, речи о переименовании Душанбе в Рахмон речи пока не идет. Но по сути, лидер таджиков ничем не хуже других, а потому прижизненный памятник ему обеспечен.
Идут разговоры, где устанавливать: в родном селе Рахмона Дангара или в Душанбе.
Конечно, стоит в столице, все-таки там народу больше, который обязан насладиться лицезрением очередного регионального шедевра.
Ну а там и о новом названии для столицы стоит подумать.
Сегодня, вдобавок ко всему, Таджикистан еще становится основным убежищем для афганистанских беженцев той же национальности. Это… многообещающе.
Что касается внешней политики, то там, наряду с обычными, происходят весьма интересные дела.
Весьма воодушевило выделение Госдепом США грантов Таджикистану на проведение конкурсов песнопения на английском языке. Песни рекомендуются от американских авторов и исполнителей, несущие позитивный посыл. Считается, что такой культурный обмен сблизит Таджикистан и США.
Госдеп намерен выдать гранты от 15 до 40 тысяч долларов на обучение и запись музыки таджикским исполнителям. Интересная программа, но в свете негатива, который вызвало массовое бегство из Афганистана, а затем и ноты американскому послу после своеобразных высказываний Байдена.
Но памятник лидеру нации – это более важная штука, чем все выверты внешней политики.
Сам Эмомали Рахмон скромно молчит, и его позиция по этому поводу вообще неизвестна. Однако в условиях тоталитарного культа личности, сомнительно, что без подачи семьи правителей Таджикистана этот процесс начался.
Туркмения
Одна из самых закрытых стран мира. До Северной Кореи, конечно, далеко, но тем не менее. Главная компенсация закрытости – туркмены умеют радоваться жизни и праздновать от души.
В ноябре страну охватила радость по поводу выхода очередного тома «Лекарственных растений Туркменистана». Тринадцатого по счету. Автор – президент Туркменистана Гурбангулы Меликгульевич Бердымухамедов.
Вообще господин президент плодовит. Для врача-стоматолога Бердымухаммедов просто прекрасно разбирается в травах. Сам великий травник прошлого Авиценна (Ибн Сина) за всю жизнь написал только трехтомный труд, а тут тринадцать…
А месяцем раньше лидер нации одарил нацию трудом «Независимость – наше счастье». Говорят – в обстановке особой торжественности. Вообще, если посмотреть на список публикаций Бердымухамедова, то зависть может обуять любого президента. Ибо плодовит.
А если к этому добавить еще и десяток записанных синглов… Впрочем, у нас Рогозин тоже спеть умеет.
Да, второй президент Туркмении совершил несколько умных деяний. Например, поборол культ предыдущего президента Ниязова и даже убрал экзамен по книге «Рухнама» из обязательной программы.
Ну и в Туркмении появился интернет. Не для всех, конечно. И вообще, интернет — это зло, так что никаких фото и видео, никаких VPN. Про Instagram и Facebook вообще не стоит заикаться. Пока не сажают, но вот что пока.
Зато недавний закон «О почтовой связи» кое-какие точки расставил. Теперь в Туркменистане официально запрещено доставлять корреспонденцию, если адрес указан на русском языке. Ну вообще на любом, кроме туркменского.
Это нормально, потому что еще Ниязов так закрутил гайки, что старые поколения начали забывать русский язык, это средство межнационального общения, а молодые и не выучили, потому что негде.
Впрочем, в России, куда рвутся на заработки граждане среднеазиатских республик, власти полностью идут навстречу: указатели, объявления в транспорте уже делаются на языках именно народов Средней Азии.
Интересно получается, они там, у себя, всячески отторгают русский язык, а мы скоро должны будем научиться узбекскому и таджикскому, чтобы понимать приехавших?
Впрочем, наверное, возможет и такой вариант.
Узбекистан
Странно, но Узбекистан, который называют оплотом ислама в Центральной Азии, как-то обходится без таких вещей, как культ личности. Президент Шавкат Миромонович Мирзиёев претворяет в жизнь курс, который заметно отличает Узбекистан от других стран региона, пожалуй, за исключением Киргизии.
Результаты деятельности Мирзеева удивляют. Увеличилось количество мечетей, их стало более двух тысяч, максимум с 1998 года. Уменьшилось количество осужденных по религиозным признакам, одновременно закрыли кучу нелегальных религиозных школ и посадили много экстремистов.
И на фоне этого – открытие в стране за 4 года 12 филиалов российских ВУЗов. Теперь их 15. Учитывая, как в других республиках относятся к русскому языку и русскому образованию – выходит за принятые рамки в регионе.
Понятно, что образование и знание русского языка узбекам необходимо, учитывая сколько их работает в России. Россия, понятное дело, ничего не имеет против такого расклада, потому что каждый гражданин Узбекистана, работающий в РФ – это 5600 рублей в месяц за патент. Неплохой источник дохода.
Взаимовыгодно. И в рамках другой программы Россия предоставит в аренду Узбекистану миллион гектар сельхозугодий. В Узбекистане хотят минимизировать продуктовую зависимость от соседей, что в целом неудивительно.
Россия активно инвестирует в экономику Узбекистана. Настолько активно, что там не помышляют о дружбе с тем же Китаем или США.
Сложно оценить в рамках одного материала, во что превращается регион Центральной Азии. Накоротке можно констатировать не очень красивую взаимосвязь: культ личности тянет за собой откровенную русофобию и отдаление республики от России.
Да, у каждой страны свой путь. Насколько плоха и вредна дружба с Россией, лично я судить не возьмусь. Однако прослеживаемая тенденция весьма печальна.
Если брать уровень официальных встреч первых лиц стран - все хорошо. Везде сплошь одни «красные ковровые дорожки». А на деле – недосказанность, недоделанность и отток русских из этих республик, где создаются невыносимые условия для русскязычного населения. Можно сказать – по образцу и подобию Прибалтики.
Общие достижения никуда не делись. История тоже пока не переписана. И нам есть что вспомнить, и о чем говорить.
Однако путь, которые избрали некоторые страны, можно сказать, одинаков. Культ личности – русофобия – медленный разрыв отношений. Медленный. Неспешный, но разрыв. Русские уезжают, язык межнационального общения оттирается на задний план. Зато строятся величественные монументы «отцам нации», «лидерам народа» и так далее.
Может быть, прямой связи между этими событиями и нет. Но количество русских в Узбекистане с 1989 года сократилось с 1 млн 650 тысяч человек до 720 тысяч. В процентах – с 8,5 до 2,1. В Казахстане с 6 млн 227 тысяч (37,8%) в 1989 году количество русских упало до 3 млн 793 тысяч (23,7%) в 2009 году. Сейчас, очевидно, еще меньше. В Таджикистане в 1989 году проживало 388,5 тысяч русских, перепись 2000 года обнаружила лишь 68,2 тысячи.
И сложно сказать, кто сильнее увлекся этими игрищами в культ. Конечно, то, что происходит в Туркменистане, вызывает удивление у многих. Там, конечно, массовость мероприятий по возвеличиванию «отца народа» зашкаливает. Но и в Казахстане ничуть не отстают. Переименовать столицу в честь живого человека – такого в современной мировой практике, насколько мне известно, еще не было. В честь умерших достойных личностей (Джордж Вашингтон, герцог Веллингтон, де Бразза, герцогиня Аделаида, Салават Юлаев) было, называли. В честь живых тоже в СССР практиковалось. Но спустя почти век…
Но опять же, это внутреннее дело казахов. Хотят сделать Елбасы ( лидер нации ) приятное – да ради бога, была Астана, стал Нур-Султан.
Другое дело, что за этими игрищами в самобытность, самостоятельность, независимость и прочую шелуху, теряется что-то такое, что связывало народы. Не хочу сказать, что отношения между Россией и Казахстаном будут деградировать и придут в упадок, нет. Но и сомневаюсь, что будет развитие по восходящей.
Будет ли развитие в раболепном развитии культа личности? Нет. Это известно из истории. Культ личности – это деградация, причем, не только той личности, которую обожествляют, но и народа, который обожествляет.
Центральная Азия – очень интересный регион, и события там разворачиваются интересные. Три страны развивают культ личности своих правителей. Казахстан, Туркменистан, Таджикистан. И отношения с этими странами почему-то год от года ухудшаются. Узбекистан и Киргизия не практикуют такое раболепие, и отношения России с этими странами намного более перспективны.
Совпадение? Случайность? Трудно сказать. Но культ личности в любом случае - это пережиток прошлого. Игры в ханства и султанаты начала нашей эры. Мини-империи и все в таком духе.
Было бы смешно, если бы не было столь печально, как в 21 веке взрослые люди играют в султанов, награждая себя и ставя себе памятники. Насколько вообще серьезно можно относиться к таким людям? Хороший вопрос. А к странам, ведомым такими людьми?
В общем, странный плов с очень странным привкусом пыхтит сегодня в Центральной Азии.
Автор: Роман Скоморохов