Асы начала ВОВ

 

  22 июня 1941 года сбил на биплане И-153 два «мессера» Bf-109

                      и еще три бомбера - ас или не ас?

Иван Николаевич Калабушкин в первый же день войны сбил на своем биплане И-153 два «мессера» Bf-109, и еще три бомбардировщика, таким образом он стал самым настоящим асом, и всего за один день, который считается для наших ВВС разгромным.

         

А сколько было еще таких асов, не состоявшихся только потому, что в тот день не вовремя погибли?

И-153 в первый день войны набили большую кучу гитлеровских боевых самолетов

И-153 в первый день войны набили большую кучу гитлеровских боевых самолетов

Модификация   И-153
Размах крыла, м  
  верхнего   10.00
  нижнего   7.50
Длина, м   6.18
Высота, м   3.00
Площадь крыла, м2   22.10
Масса, кг  
  пустого самолета   1348
  нормальная взлетная   1765
  максимальная взлетная   1859
Тип двигателя   1 ПД М-62
Мощность, л.с.   1 х 800
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   366
  на высоте   426
Практическая дальность, км   740
Скороподъемность, м/мин   910
Практический потолок, м   11000
Экипаж   1
Вооружение:   четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (2500 патронов)

Проглядывая как-то - совершенно случайно, между прочим, - список известных асов ВВС РККА, летавших и воевавших в начале войны на «чайке» И-153, я к большому своему удивлению не обнаружил одного имени – 26-летнего лейтенанта Ивана Калабушкина. Там были Речкалов, Амет-Хан, Талалихин и многие другие, а вот Калабушкин даже в сносках не упоминался.

И это очень странно, потому что именно Калабушкин стал первым советским асом, который именно на И-153 в первый день войны 22 июня 1941 года сбил 5 самолетов противника, причем два из них были «мессершмитты» Bf-109. Кроме него в тот день никто столько не завалил, хотя наверняка, кто-то завалил бы, если бы не погиб после очередной своей победы.

       В первые часы войны фашистская авиация нанесла по нашим аэродромам массированные удары

В первые часы войны фашистская авиация нанесла по нашим аэродромам массированные удары

Кстати, и сам Калабушкин, сбив второй «мессер», был ранен и надолго выбыл из строя. Но, как он сам потом говорил – его бы не сбили, если бы он не зазевался, наблюдая, как падает подожженный им самолет фашиста на землю.

Но речь в моей статье вообще-то не конкретно о Калабушкине, а обо всех наших асах, которые открыли свой счет в первый день войны, вернее – о некоторых из них, самых результативных.

22 июня были разгромлены практически все аэродромы, на которых базировалась авиация РККА

22 июня были разгромлены практически все аэродромы, на которых базировалась авиация РККА

Да, первый день войны был весьма разгромным для советской армии, и ВВС в первую очередь. Кто-то в гитлеровском штабе, подсчитывая количество уничтоженных советских боевых самолетов, начал праздновать победу. Но кто-то все же обратил внимание на убыль германской авиации, и никаких победных реляций в свете этой информации не генерировал.

Но немногие уцелевшие советские истребители все же дали отпор врагу                                                                                                И-16  

Модификация   И-16 тип 4
Размах крыла, м   9.00
Длина, м   5.86
Высота, м   3.25
Площадь крыла, м2   14.54
Масса, кг  
  пустого   1080
  взлетная   1354
Тип двигателя   1 ПД М-22
Мощность, л.с.   1 х 480
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   362
  на высоте   346
Практическая дальность, км   680
Cкороподъемность, м/мин   682
Практический потолок, м   7440
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.62-мм пулемета ШКА

Но немногие уцелевшие советские истребители все же дали отпор врагу

Еще бы! Несмотря на огромные потери ВВС РККА, советскими истребителями и даже бомбардировщиками (их стрелками) всего за один световой день удалось завалить 244 вражеских самолета всех типов, в основном, конечно же, бомбардировщиков. Следует сказать, что таких потерь люфтваффе не несли даже в самые катастр0фические для себя дни «Битвы за Англию», и даже за месяц Польской кампании немцы потеряли чуть ли не вдвое меньше самолетов, хотя поляки в воздухе сражались просто героически.

Немецкий бомбардировщик He-111, сбитый над советским аэродромом                                             Немецкий бомбардировщик He-111, сбитый над советским аэродромом

Да, у СССР было гораздо больше самолетов, причем не только в сравнении с поляками, но и с самими немцами. Но полностью боеспособных немцы 22 июня только в Белорусском военном округе уничтожили на земле около 530 единиц, и еще в воздухе – более 200, причем количество сбитых и уничтоженных на земле истребителей и бомбардировщиков было равным.

А всего 22 июня наша авиация потеряла от 1100 до 1200 самолетов, некоторые специалисты доводят эту цифру до 1500. Но даже «всего» 1000 – уже много, особенно если учесть что все эти самолеты были готовыми к бою, если говорить о тех, которые погибли прямо на аэродромах.

Этот "мессер" нашел свой конец при налете                                                                       Этот "мессер" нашел свой конец при налете

Таким образом против всей воздушной армады немцев сражалось всего несколько сотен советских истребителей по всем фронтам – от Баренцева моря и до Черного, и большинство пилотов этих машин были не совсем опытными, и даже не потому, что не имели боевого опыта, какой имели немцы.

Основная проблема заключалась в том, что еще незадолго до этого все наши ВВС были укомплектованы И-153 и И-16, которые летчики знали прекрасно. Но в июне многие части были перевооружены на более новые типы – МиГ-1 (первый вариант МиГ-3), ЛаГГ-3 и Як-1, и далеко не все пилоты хорошо освоили эти типы машин, да и не все новые машины были лишены «детских болезней». В связи с этим боевые потери среди новых самолетов были гораздо выше, чем среди самолетов старых типов.

В первый день войны МиГ-1 показали бы гораздо лучшие результаты, если бы наши летчики их освоили как положено

Модификация   МиГ-1
Размах крыла, м   10.20
Длина, м   8.15
Высота, м   3.30
Площадь крыла, м2   17.44
Масса, кг  
  пустого самолета   2411
  нормальная взлетная   3099
  максимальная взлетная   3319
  топлива   266
Тип двигателя   1 ПД АМ-35А
Мощность, л.с.   1 х 1350
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   657
  у земли   486
Крейсерская скорость, км/ч   466
Практическая дальность, км   580
Максимальная скороподъемность, м/мин   1008
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чекл   1
Вооружение:

  два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (боезапас 1500 патронов) и один БС калибра 12,7 мм (боезапас 300 патронов).
 четыре балки бомбодержателей, на которые можно было подвешивать 4 бомбы общей массой до 220 кг или два выливных прибора ВАП-6М, емкостью по 50 литров. Под каждой консолью также могло быть установлено по 4 реактивных орудия РО-82 типа "флейта" для стрельбы реактивными снарядами РОС-822

В первый день войны МиГ-1 показали бы гораздо лучшие результаты, если бы наши летчики их освоили как положено

Многие летчики после войны говорили, что если бы до нападения немцев наши ВВС успели перевооружиться на новые самолеты, то разгром был бы гораздо более катастр0фическим. И львиная доля германских самолетов, включая и хваленые «мессеры», была сбита именно на «ишаках» и «чайках», хотя их было не так уж и много среди всего парка советских самолетов в первый день войны.

Итак, рассмотрим хотя бы некоторые победы наших будущих или не состоявшихся асов в первый день войны – 22 июня 1941 года.

Первый немецкий самолет в Великой Отечественной войне, по всей видимости, был сбит над г. Брест в 3.30 утра (это время указано сразу в нескольких источниках). Что это был за самолет, и кто конкретно его сбил – неясно, но указывается, что из звена лейтенанта Мочалова из 33-й истребительного авиаполка (ИАП).

В 5.00-5.30 утра лейтенант Степан Митрофанович Гудимов (07.11.1913 – 22.06.1941 гг.) из того же полка сбил два бомбардировщика He-111, правда вторую свою жертву ему пришлось таранить, при этом герой погиб.

        

Памятник лейтенанту С. М. Гудимову в г. Пружаны Брестской области, Белоруссия                                        Памятник лейтенанту С. М. Гудимову в г. Пружаны Брестской области, Белоруссия

123-й ИАП, майор Борис Николаевич Сурин на И-153 сбил в небе Бреста Вf-109, произошло это событие незадолго до 5.00 утра. За несколько часов он совершил еще три вылета и сбил еще 2 самолета врага, итого – 3. Но в последнем вылете он был тяжело ранен и не сумел посадить самолет на аэродром живым, но самолет все же сел, а вот пилот не выжил.

              Майор Борис Николаевич Сурин                                                                                                                Майор Борис Николаевич Сурин

Кстати, в том же полку служил и отмеченный выше лейтенант Иван Николаевич Калабушкин, который открыл боевой счет одновременно с майором Суриным, и на рассвете сбил два Ju-88, в обед – He-111, а ближе к вечеру – два Bf-109. И всё это на «чайке».

         Герой Советского Союза Иван Николаевич Калабушкин. Провоевал всю войну и был уволен в запас в 1964 году в звании генерал-майора   Герой Советского Союза Иван Николаевич Калабушкин. Провоевал всю войну и был уволен в запас в 1964 году в звании генерал-майора

Отличились пилоты и 127-го ИАП, многие из которых сбили как минимум по одному самолету врага, в том числе и таранными ударами. Наиболее результативным был старший политрук Андрей Сергеевич Данилов, который в районе Гродно ранним утром (около 10 утра) подстерег одиночный Ju-88 и сбил его. На обратном пути он встретил около десятка Bf-110, и два из них он сбил пулеметным огнем. Когда немцы очухались, они погнались за И-153 и подожгли его, но Данилов успел уничтожить третий «мессер» тараном, после чего увел свой истребитель в сторону и сел на поле около леса.

       Старший политрук Андрей Сергеевич Данилов                                                        Старший политрук Андрей Сергеевич Данилов

Впрочем, политрука Данилова несколько дней считали погибшим и представили к Ордену Ленина посмертно, причем не за количество сбитых, а именно за воздушный таран. Но Данилов все же вернулся в часть и получил свою награду лично. Впоследствии участвовал в войне против Японии, и уволился из армии по здоровью. Правда, прожил он очень долго, и умер в 1998 году, оставив после себя интересные воспоминания о войне.

Так же отличился комэск того же полка (127 ИАП) лейтенант Сергей Яковлевич Жуковский (1918-1980 гг.), который тоже в первый день сбил 4 самолета врага. Правда, в Википедии на каком-то основании записано, что 3 из них он сбил в группе, но почти все свидетели того боя, рассказы которых зафиксированы в разных мемуарах, говорят именно о личных 4-х победах Жуковского.

          Сергей Яковлевич Жуковский. Жаль, что более раннего фото не удалось найти                                                Сергей Яковлевич Жуковский. Жаль, что более раннего фото не удалось найти

Три самолета сбил еще один старший политрук полка А. А. Артемьев, в этот день он совершил 9 боевых вылетов. Жаль, не удалось найти его фото и детали биографии, но буду искать.

Также 22 июня открыл свой счет в этой войне и 33-летний командир 43-й авиадивизии генерал-майор (на то время) Георгий Нефёдович Захаров, который за несколько минут в небе Минска сбил два Ju-88, намеревавшихся сбросить бомбы на штаб округа. Правда, он уже тогда был асом, сбивал самолеты и в Испании, и в Китае. Но, тем не менее, двойная победа уже относительно опытного генерала от этого никак не умаляется.

          Георгий Нефёдович Захаров                                                                    Горгий Нефёдович Захаров

Авиация Юго-Западного фронта 22 июня тоже отличилась, причем наиболее интересный момент состоял в том, что 8 «мессершмиттов» Bf-109 в тот день были сбиты не истребителями, а стрелками всего нескольких бомбардировщиков (62-я бомбардировочная дивизия). Подробности пока что мне неизвестны, тем не менее упоминания этот факт стоит.

Прибалтийский военный округ. Два летчика-истребителя 21-го полка - лейтенанты Гаркуша и Комиссаров, - сбили на своих пушечных И-16 по два гитлеровских бомбардировщика. Типы сбитых самолетов пока что не уточнены, как и данные этих героев.

22 июля командир эскадрильи 15-го ИАП Алексей Довженко на МиГ-1 совершил 8 боевых вылетов и сбил 3 самолета противника.

     Старший лейтенант Николай Николаевич Бояршинов                                                 Старший лейтенант Николай Николаевич Бояршинов

В боях над станцией Ионава, что в нескольких десятках километров от Каунаса, на МиГ-1 погиб старший лейтенант Николай Николаевич Бояршинов из того же 15-го ИАП. Его самолет упал у околицы деревни Перелазай, где его похоронили местные жители. Но до своей гибели 22 июня он сделал 6 боевых вылетов и сбил 4 самолета противника.

Одесский военный округ. Пилот 67-го ИАП 29-летний старший лейтенант Александр Иванович Мокляк в нескольких вылетах на И-16 сбил два румынских бомбардировщика S.M.79, а в последнем вылете был подбит стрелком еще одного бомбардировщика и совершил таран. Итого 22 июня 1941 года на счету этого почти что аса было записано три победы.

       

Памятник старшему лейтенанту А. И. Мокляку в селе Кубей Болградского района Одесской обл., Украина                      Памятник старшему лейтенанту А. И. Мокляку в селе Кубей Болградского района Одесской обл., Украина

Имя Героя Советского Союза капитана Михаила Егоровича Асташкина увековечено в Одессе названием улицы, там же он и похоронен на Аллее Героев. Погиб он на И-16 во время штурмовки вражеских войск 14 сентября 1941 года во время обороны Одессы, совершив огненный таран, направив свой подбитый самолет на скопление пехоты.

Михаил Егорович Асташкин                                                                              Михаил Егорович Асташкин

Но до этого - 22 июня 1941 года он, командуя 1-й истребительной эскадрильей, сбил под Кишиневом два немецких бомбардировщика – один Ju-88 и один Do-215.

Известнейший наш ас Александр Покрышкин, на счету которого 59 вражеских самолетов, свой счет тоже открыл 22 июня, сражаясь на МиГ-1 там же, на Южном фронте. Но вот по великому несчастью, это оказался советский бомбардировщик. Впоследствии трижды Герой Советского Союза очень сожалел об этой ошибке, которая никак не украшает его боевую биографию. Но уже через четыре дня пошел счет его настоящим победам над врагом.

Александр Иванович Покрышкин начинал воевать на МиГ-1                                                   Александр Иванович Покрышкин начинал воевать на МиГ-1 

Кстати, именно сочинения Александра Ивановича Покрышкина, написавшего несколько очень интересных и подробных книг о войне, послужили базой для исследований многих специалистов, разгребавших завалы тайн, в которых были скрыты многие факты боевой работы наших летчиков именно 22 июня 1941 года. Естественно, что не только Покрышкин поспособствовал внесению ясности во многие детали, но что касается Южного фронта, то еще пока никто не смог даже заподозрить его в каких-либо преувеличениях. 

В данной статье я привел только некоторые факты боевых побед наших летчиков 22 июня 1941 года, в первый день войны. Но картина тут, конечно, гораздо более обширная, интересно составить и общую панораму того, как наши эскадрильи, оперативно выведенные из-под первого удара гитлеровцев, уничтожали боевые самолеты врага буквально в массовом количестве на устаревших или не облетанных истребителях. Этому я планирую посвятить некоторые другие свои публикации.