Российские бронепоезда

             Российский бронепоед в Специальной военной операции

       Российский бронепоезд в Специальной военной операции                                                     Бронепоезд вблизи Мелитополя, кадр из любительского видео

Группировка войск, задействованная в Специальной военной операции, на днях пополнилась новой неожиданной боевой единицей. К решению боевых и гуманитарных задач привлечен бронепоезд железнодорожных войск. Он уже обеспечил эвакуацию мирного населения из зоны боев и теперь может приступать к решению новых задач разного рода.

Гуманитарная миссия

Первые сведения о появлении бронепоезда в зоне Спецоперации относятся ко дню и вечеру 7 марта – тогда в социальных сетях появились соответствующие фотографии и видеоролики. Сообщалось, что поезд двигался со стороны Крыма и на момент съемки находился в районе г. Мелитополь. На бортах вагонов присутствовали литеры «Z», явно указывавшие на их принадлежность.
Какой из наличных бронепоездов ЖДВ задействован в операции, неизвестно. Его цели и задачи до определенного времени тоже не раскрывались. Однако это не помешало поезду привлечь большое внимание публики как у нас в стране, так и за рубежом. Бронепоезда достаточно давно не привлекались к работе в зоне реальных конфликтов, и такое событие не могло остаться незамеченным.
Вечером 8 марта стали известны цели первого «рейда». Как оказалось, несколько зарубежных государств обратились к России с просьбой помочь в эвакуации их граждан из зоны конфликта. Российская сторона организовала и провела подобную операцию. Вывоз иностранцев осуществлялся пассажирским поездом, а бронированный обеспечивал его проводку и прикрытие на потенциально опасной территории.

        

Как сообщается, из района Мелитополя эвакуировали 248 чел., в т.ч. 38 детей. Это граждане восьми стран Европы, Африки и Азии. Два состава, вооруженный и пассажирский, без затруднений проделали путь по южной части Украины и отправились в Крым, до г. Армянск. Оттуда иностранцев должны были отправить в Сочи для последующего отлета домой.
По всей видимости, теперь бронепоезд должен вернуться на железнодорожную сеть демилитаризуемой Украины и продолжить выполнение тех или иных задач. Можно ожидать, что в ближайшее время министерство обороны вновь расскажет о проведенных мероприятиях и достигнутых успехах.

Боевой состав

Следует напомнить, что на вооружении российских ЖДВ до сих пор состоит несколько бронепоездов, построенных еще в последние годы существования СССР. Эта техника активно использовалась во время второй войны в Чечне и в последующих контртеррористических мероприятиях. После их завершения, в 2009 г. было принято решение о разоружении и консервации четырех имеющихся поездов. Впрочем, уже в 2016 г. их вернули на службу. С тех пор бронепоезда регулярно появлялись на различных учениях, а теперь один из них участвует в реальной военной операции.
Доступные материалы от министерства обороны, отечественных СМИ и свидетелей «на местах» позволяют внимательно рассмотреть используемый бронепоезд, определить его состав и оценить потенциал. При этом часть возможностей уже была показана на практике.

На фото и видео можно увидеть, что в голове поезда находилась бронированная платформа, вероятно, взятая у «бронелетучки» БТЛ-1.

 

За нею стоит тепловоз типа ТЭМ18ДМ.  

Осевая формула — 3-3 Конструкционная скорость — 100 км/ч Мощность двигателя — 1200 лс Масса локомотива — 126 тонн Длина по осям — 16900 Запас топлива — 5400 кг Нагрузка от колесной пары на рельсы — 21 т Часовой режим Сила тяги Касательная мощность СкоростьДлительный режим Сила тяги — 206 кН Касательная мощность Скорость — 10,5 км/ч
Также в составе присутствуют бронированный штабной вагон и две платформы с артиллерией. Имеются пассажирские вагоны для перевозки личного состава и платформа с неизвестным грузом под маскировочной сеткой.
По известным данным, вагоны для отечественных бронепоездов имеют защиту от стрелкового оружия и осколков снарядов. На некоторых участках конструкции предусматривается защита от малокалиберной артиллерии.
Основным вооружением бронепоезда в его текущей конфигурации являются четыре двуствольные установки ЗУ-23, размещенные по две на двух бронеплощадках. Кроме того, экипаж поезда имеет личное оружие. Вероятно, в его распоряжении имеются и другие системы для защиты от воздушного нападения, бронетехники и т.д.
Также в свободном доступе имеется еще одно фото бронепоезда со знаком «Z», отличающееся от других материалов. На нем показаны бронеплощадка и платформа; на последней находится стандартный контейнер. Возможно, это «мелитопольский» бронепоезд на одном из этапов текущей операции, до разгрузки или других мероприятий. Кроме того, такое фото может указывать на привлечение к Спецоперации сразу двух поездов. Впрочем, официальные данные на этот счет отсутствуют. Возможно, Минобороны прояснит этот вопрос.

Потенциал и возможности

Бронепоезд, задействованный в Спецоперации, имеет ряд характерных особенностей, определяющих его боевые и иные возможности. Он способен выполнять достаточно широкий круг задач, и некоторые возможности такого рода уже показаны на практике в ходе недавней гуманитарной миссии.
 

                                                                   Одна из 23-мм установок на бронеплощадках

Несмотря на зависимость от железных дорог, бронепоезд отличается достаточно высокой мобильностью. По существующим путям он может быстро прибывать на заданную позицию. При этом конфигурация железнодорожной сети обеспечивает доступ практически в любые стратегически важные районы.
Бронепоезд устойчив к обстрелу с применением широкого круга вооружений и имеет средства защиты от взрывных устройств. При этом он имеет собственное вооружение, позволяющее бороться с различными целями на земле и в воздухе в порядке самозащиты или атаки. В любых ситуациях бронепоезд даст отпор ограниченным силам противника, а в более сложных условиях он может рассчитывать на поддержку с воздуха или помощь сухопутных соединений.
Боевая единица такого рода вполне способна эффективно решать различные задачи – с привязкой к железным дорогам. Бронепоезд может участвовать практически в любых мероприятиях, где требуется защита и огневая мощь на путях или в непосредственной близости от них.
Поезд может осуществлять разведку путей и определять их состояние, а при необходимости и прикрывать ремонтные подразделения. В зависимости от обстановки и поставленных задач, он способен поддерживать огнем любые другие подразделения, работающие вблизи путей.
Задачей бронепоезда также является патрулирование с целью исключения диверсий и засад. Кроме того, он должен сопровождать гражданские и грузовые составы, защищая их от возможных нападений. Подобные возможности были показаны на днях в ходе рейса из Мелитополя.

Бронепоезд может выполнять и транспортные функции

Имеется определенный потенциал для расширения возможностей. Так, по опыту службы и эксплуатации прошлых лет, бронепоезд можно дополнительно оснастить платформами с танками на них. В таком случае возможности по наблюдению, поиску и поражению целей значительно возрастают. На тех же платформах можно перевозить необходимые грузы, что упрощает организацию логистики в опасных зонах.
Естественно, имеются и ограничения. Так, современные отечественные бронепоезда вряд ли способны вести равный и эффективный бой с танковыми подразделениями или артиллерией противника. Кроме того, они уязвимы для атак с воздуха.
Однако грамотное применение бронепоезда позволяет резко сократить риски и получить максимум выгоды. Так, в условиях нынешней Спецоперации уже не приходится беспокоиться о возможном нападении с воздуха ввиду разгрома боевой авиации противника. Крупные засады с тяжелым вооружением тоже маловероятны – по тем же причинам. В то же время, все еще возможны диверсии на путях, засады и обстрелы.

Актуальное и современное

Таким образом, несмотря на кажущуюся архаичность, бронепоезд остается вполне современной и актуальной боевой единицей. Он способен эффективно решать различные боевые и вспомогательные задачи на железнодорожной сети и вблизи нее, и потому сохраняет свое значение для войск. При этом объективные недостатки разного рода без особого труда обходятся за счет грамотного планирования и применения.
Часть преимуществ современных бронепоездов была показана буквально на днях. Поезд российских ЖДВ прошел из Крыма к Мелитополю и проверил безопасность маршрута, а затем провел в обратном направлении состав с беженцами. Насколько известно, весь путь удалось преодолеть без каких-либо затруднений. Однако, по всей видимости, на этом работа бронепоезда не завершается, и для него найдутся новые задачи.

                                                                                                                   Автор: Рябов Кирилл