Падение половцев

 

  Судьбы героев «Слова о полку Игореве». Падение половцев 

Судьбы героев «Слова о полку Игореве». Падение половцев

В двух предыдущих статьях (перваявторая) мы говорили о половцах, Олеге Гориславиче и его потомках, о знаменитом походе князя Игоря, закончившемся страшным поражением дружин четырех русских князей. В этой статье мы продолжим наш рассказ и поговорим о жизни Игоря и его сына в плену, судьбе потомков героев и печальном завершении истории половцев.   На карте указаны города, откуда выступали дружины и полки русских князей, путь к реке Орель и сражение с ханом Кобяком.

                                            В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 г.

Многие критиковали эту знаменитую картину за «воспевание трупов». А Павел Чистяков, учитель Васнецова в Академии художеств, считал, что тому удалось выразить ранее никому не удававшееся – дух Древней Руси, ее «извечность и преемственность». Я про себя называю это полотно «нашим ответом Леонардо да Винчи (и его «Джоконде»)»: когда будете в «Третьяковке», попробуйте пройти мимо этого полотна Васнецова, не отрывая взгляда от красных сапог лежащего воина.

Ответный набег Кончака и Гзака

Ипатьевская летопись сообщает, что после победы Кончак предлагал ударить по Киевскому княжеству:
«Пойдём к Киеву, где была перебита братия наша и великий князь наш Боняк».Гзак выступил против, заявив:
«Пойдём на Сейм, где остались их жёны и дети: там для нас готовый полон собран, будем города забирать никого не опасаясь».

                                                                               Гзак и Кончак, современная иллюстрация

В итоге половцы разделились. Гзак бросил свои войска на ослабленное поражением Черниговское княжество, что было весьма логично. А вот Кончак напал на княжество Переяславское, где правил личный враг Игоря – Владимир Глебович.
Напомним, что в 1183 году Игорь отказался помогать ему в отражении очередного половецкого набега, за что Владимир потом разорил несколько северских городов. Теперь этот князь был тяжело ранен во время одной из стычек. Святослав с Рюриком вышли на помощь Переяславлю, но Кончак вовремя узнал об этом и, попутно взяв город Римов, ушёл в свои вежи.

Половецкий плен князя Игоря

После победы Кончак выкупил Игоря у воина по имени Чилбук. Затем он, уже в другой орде, нашел сына Игоря – Владимира, и также внёс за него выкуп (надо думать, не маленький). В ханской ставке отец и сын оказались практически гостями и даже выезжали на охоту – вместе с сопровождавшими их 15 рядовыми воинами и 5 юношами знатных половецких фамилий. Была у Игоря и связь со своим княжеством, он даже смог вызвать оттуда священника. Да и его побег из плена вызывает вопросы.
Мы помним, что совсем недавно Игорь отказался прорываться из окружения, бросив рядовых воинов. Как же мог он оставить сына и наследника на возможную расправу возмущённому хану? И что он, прибыв домой, мог сказать по этому поводу своей жене – Ефросинье Ярославле?

       
Бежать Игорь мог, только будучи абсолютно уверенным, что с Владимиром ничего плохого не случится. И, скорее всего, это была инсценировка побега. Ведь пользы Кончаку от плененного Игоря не было никакой. Выкуп за него хана, похоже, абсолютно не интересовал. Полезнее было с ним договориться. Ничего зазорного для Игоря в этом не было: в союз с половцами той или иной орды охотно вступали все другие князья – начиная с сыновей Ярослава Мудрого.
Пришедший к соглашению с Кончаком Игорь был нужен хану именно на свободе – во главе Новгород-Северского княжества. Героический побег из плена повышал репутацию Игоря, что также было выгодно Кончаку. Поэтому бегство Игоря из половецкого плена, скорее всего, стало возможным в результате договора, заключённого между этим князем и Кончаком.

                                             В. Фаворский. Возвращение князя Игоря, иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Владимир Игоревич стал заложником и гарантией того, что его отец не только не предпримет никаких военных действий против Кончака, но и будет стараться удерживать от походов на его вежи других русских князей.  

        
Хан не стал мстить сыну бежавшего князя, а, напротив, женил его на своей дочери с интересно звучащим именем Свобода. Позже она была крещена и получила христианское имя Настасья (Анастасия). Однако и этого было еще недостаточно. Чтобы окончательно привязать молодого князя к супруге, Кончак дождался рождения у этой пары сына, которому дали имя Изяслав. После этого, в 1187 году, Владимира Игоревича вместе с семьёй со всем причитающимся зятю хана почётом сопроводили в Новгород-Северский.

Здесь был совершен православный обряд венчания: Игорь «створи свадьбу сыну своему и венча его».

Судьба Игоря и его сыновей

После того знаменитого похода Игорь ещё два раза ходил в степь. Первый из этих походов был успешным, во втором он предпочел уклониться от встречи с половецкими войсками и вернулся домой – без потерь, но и без добычи. В 1199 году умер его двоюродный брат – Великий князь Черниговский Ярослав.

          

Игорь занял его престол и завёл свою летопись, в которой он предстает благородным князем, думающим исключительно о благе Русской земли. Умер он в 1202 году – за 21 год до первой встречи русских князей с туменами Субедэя и Джебе на Калке и за 37 лет до того, как Чернигов был взят монголами.
Три сына Игоря – Владимир, Роман и Святослав, которые были внуками Ярослава Осмомысла, в 1205 году после гибели в Польше князя Романа Мстиславовича претендовали на стол в Галиче.

       

               Владимир Игоревич прогоняет из Галича Даниила Романовича, миниатюра Лицевого летописного свода

Княжество было сильным и богатым, но большое влияние в нем имели боярские кланы, которые не стеснялись обращаться за помощью то к венграм, то к полякам, то к соседней Волыни. Здесь Владимир поссорился с Романом и на некоторое время отъезжал в Путивль.\

             Венгры выгоняют из Галича Владимира Игоревича и сажают Романа Игоревича, миниатюра Лицевого летописного свода

С местными боярами, не желавшими делиться властью с чужаками, братья тоже общего языка не нашли. Тогда были казнены многие галицкие бояре и их сторонники (разные источники называют цифры от 300 до 500 человек), но с оппозицией справиться так и не удалось. Уцелевшие бояре в 1208 году призвали на помощь венгров, поляков и волынцев.
Любопытно, что знакомый нам Изяслав – сын Владимира Игоревича и Настасьи Кончаковны, приводил тогда на подмогу отцу и дядьям половцев, но потерпел поражения в двух битвах – на реках Лютая и Незда. Война складывалась для сыновей Игоря неудачно. В 1211 году Роман и Святослав были взяты венграми в плен, но галицкие бояре выкупили их – лишь для того, чтобы повесить. Владимир, ходивший с отцом в памятный поход, вместе с женой Настасьей Кончаковной сумел вернуться в Путивль.
Точная дата смерти Владимира Игоревича остается неизвестной. И с его сыном Изяславом тоже возникла путаница. Большинство исследователей считают, что он был великим князем Киевским в 1234–1235 гг. Однако в некоторых источниках этого киевского Изяслава именуют Мстиславовичем. Поэтому иногда его считают сыном Мстислава Романовича Старого или Мстислава Удатного. О детях этого князя ничего не известно.
О другом сыне Владимира Игоревича, Всеволоде, во Введенском синодике говорится, будто он некоторое время был князем в Чернигове.
Всеволод Святославич, названный в Слове о полку Игореве буй-туром, князь Трубчевский и Курский, вернулся на Русь одновременно с Владимиром Игоревичем. Он неожиданно умер в 1196 году. Некоторые источники (Воскресенская и Никоновская летописи) называют его отцом Михаила Черниговского, убитого в 1246 году в Орде за отказ поклониться монгольским идолам.

Достоверных сведений о судьбе Святослава Рыльского, племянника Игоря, также участвовавшего в знаменитом походе, нет. По одной версии, он умер в половецком плену, по другой – вернулся на родину и стал курским князем после смерти Всеволода Святославича.

Кончак и его сын Юрий

Кончак избегал столкновений с Игорем и его союзниками, но продолжал воевать против других русских князей. В начале XIII века он умер, и ханом стал его сын Юрий (судя по имени, он был христианином).

         

Одна из его дочерей вышла замуж за Ярослава Всеволодовича (отец Александра Невского), этот брак оказался бездетным. Некоторые русские летописи называют Юрия Кончаковича «большим всех половцев». Он был одним из ханов, обратившихся к русским князьям за помощью против монголов, принимал участие в несчастной для русских и половцев битве на Калке (1223 г.). Был убит монголами при отступлении к Днепру.

Половцы после монгольского нашествия

После поражения на Калке могущество половцев было окончательно подорвано. Большая часть их орд вошла в состав государства победителей, более того, полагают, что относительно немногочисленные монголы быстро «растворились» среди своих подданных – потому и практически не прослеживается монгольский след в генотипе славян, подпавших под «иго».
Считается, что половцы оказали влияние на формирование таких разных народов, как венгры, ногайцы, башкиры, крымские татары, кумыки, карачаевцы, балкарцы, кумандинцы Северного Алтая, казахи, узбеки, туркмены, киргизы.

Половецкий след в Венгрии

Половцы хана Котяна в 1239 году (по другим данным – в 1237) ушли в Венгрию, где их хорошо принял король Бэла IV.

                                                           Хан Котян и его войско на современной иллюстрации

Они взяли на себя обязанность защищать восточные границы Венгрии, но буквально накануне монгольского нашествия – в 1241 году, венгерские аристократы убили Котяна и его сыновей. После этого половцы ушли в Болгарию. В конце ХIII века здесь даже появилась половецкая царская династия Тертериев, которые правили здесь с 1280 по 1292 и с 1299 по 1323 гг. Выходцем из этого рода был, кстати, и хан Котян.
После отхода монголов на территорию Венгрии прибыли ещё шесть половецких (кунских) орд общей численностью до 80 тысяч человек. В 1254 году дочь одного из кунских ханов, получившая христианское имя Эржбет, стала женой сына короля Белы IV. В 1260 году ее супруг, уже венгерский король Иштван V, станет также обладателем титула «повелитель кунов». Сын Иштвана и Эржбет, Ласло IV, имел титул «короля Венгрии, Кумании и Булгарии».

      

По требованию римского папы венгерские куны были подвергнуты насильственной католизации, сопровождающейся большими жертвами с их стороны.
Кочевой образ жизни куны Венгрии вели до середины XV века, и до XVII столетия они ещё говорили на своём языке. В настоящее время на территории Венгрии имеются две области, названия которых переводятся, как «Страна больших (старших) кунов» (Надькуншаг) и «Страна малых или младших кунов» (Кишкуншаг). Лингвисты полагают, что в современном венгерском языке кунское происхождение имеют около 150 слов.
Некоторые из половцев перешли на службу к русским князьям и постепенно смешались с местным населением.
О миграции половцев в русские княжества сообщают не только летописи, но и Рашид-ад-Дин, который утверждает, что это переселение началось ещё в 1222 году. В первую очередь туда ехали, видимо, половцы-христиане, которых к тому времени было немало. Плано Карпини, посетивший Каракорум в 1246 году и встречавшийся там с великим князем Ярославом Всеволодовичем, упоминает 9 человек из его свиты. Двоих он прямо называет половцами, четверо, вероятно, были ими, так как у них оказались тюркские имена, и лишь трое, судя по именам, были русскими. Вероятно, половцы требовались Ярославу не только в качестве охраны и слуг, но и как проводники и переводчики.
Кроме того, уже начиная с первых походов монголов в кипчакские степи (ещё до вторжения на Русь), многие кипчакские мальчики были проданы в рабство. Особенно ценились они в Египте, где из них стали комплектовать соединения мамлюков – личную гвардию правителей этой страны.

Мамлюки Египта

       

Мамлюки (в буквальном переводе – «те, кем владеют») появились в Египте во второй половине X века при халифе ал-Азизе из династии Фатимидов. Они сознательно набирались из купленных на невольничьих рынках мальчиков иных народов. За годы тренировок в Каирской цитадели мамлюки превращались в отличных воинов, не имевших связей среди местного населения и во всем зависящих от султана. При Салах ад-Дине командирам и эмирам мамлюков стали раздавать земельные наделы, что превратило их из служилых людей в феодалов. При сыне Саладина местом дислокации мамлюков стал остров Равда на Ниле недалеко от Каира.

       

                                                    Мамлюки упражняются в стрельбе из лука. Настенная роспись в Каире

Теперь мамлюки делились на два корпуса. Первый из них – Салихия, набранный из черкесов, направлял караулы во внутренние покои султанского дворца. Второй, Бахрия, в котором служили тюрки, выделял солдат для охраны внешних подступов к дворцу.
Значение и влияние мамлюков постоянно росло. Закончилось все государственным переворотом в 1250 году. Верх взяли мамлюки кипчакского происхождения, которые постарались привезти в Египет как можно больше соотечественников (они по-прежнему покупали их у монголов). Язык и обычаи кипчаков в среде мамлюков сохранялись до начала XVI столетия.
Будучи разбиты монголами по всей Великой степи, теперь на чужбине в 1260 году ставшие мамлюками кипчаки разгромили их в битве при Айн-Джалуте. Командовал ими тогда Аль-Малик аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс аль-Бундукдари, который перед этим лично убил султана Кутуза и взошел на его трон. Именно он стал самым известным и успешным мамлюкским султаном и до сих пор очень популярен в Египте.

                                                                       Бюст Бейбарса в Военном музее Каира

Бейбарс был кипчаком, родившимся то ли в Великой степи между реками Эдиль (Волга) и Жайык (Урал), то ли в Крыму.
В Казахстане Бейбарса считают «своим» и называют Бейбарысом. Поэтому в 2012 году здесь была выпущена посвященная ему коллекционная монета номиналом в 100 тенге:

                   

Усыпальница султана Бейбарса в Дамаске была реставрирована за счет Казахстана по инициативе Н. Назарбаева:

Ещё в феврале 1250 года Бейбарс сыграл важную роль в битве при Эль-Мансуре, в которой погиб брат короля Франции Людовика IX (Святого) Роберт д’Артуа. А в апреле был взят в плен и сам Людовик, за которого французам пришлось заплатить огромный выкуп в 800 000 безантов.
Теперь, став султаном, Бейбарс одерживал одну громкую победу за другой. В 1268 году он разбил войско крестоносцев, в 1271 году захватил две важные крепости – Монфор (резиденция великого магистра Тевтонского ордена) и Крак-де-Шевалье. В 1273 году была разбита армия исмаилитов. В том же 1273 году Бейбарс захватил последнюю крепость асассинов, и часть ее гарнизона поступила к нему на службу. В общем, недаром его называли Абуль-Футухом – «Отцом побед».
Мамлюки владели Египтом до 1516 года, когда близ Алеппо они потерпели поражение от турецкой армии султана Селима I. Египет был присоединен к Османской империи, но мамлюки оставались влиятельным сословием в этой стране вплоть до 1811 года, когда практически все они были перебиты по приказу египетского султана Мухаммада Али.

                                                                                                                Автор: Рыжов В. А.