Тмутаракань

                                        Тмутаракань.

   Долгая история самого загадочного княжества Древней Руси

Тмутаракань. Долгая история самого загадочного княжества Древней Руси                                                                                Тмутаракань. Эскиз Н. Рериха

Далёкая и таинственная Тмутаракань... Считается, что за долгую историю своего существования этот город имел более 80 названий, первое из которых – Гермонасса, ему ещё в VI веке до н. э. дали греческие поселенцы, прибывшие то ли из Ионии (область на западном побережье Малой Азии), то ли с острова Лесбос.


Русский период этой истории был не самым продолжительным, но весьма интересным. Первое упоминание о далёком княжестве на берегу Черного моря в русских источниках относится к 988 году («Повесть временных лет») и именно в форме «Тмуторокань». Встречаются и другие написания: Тмутаракань, Тмутмаркань, Тьмутороконь, Тьмутаракань и так далее. Упоминается Тмутаракань и в «Слове о полку Игореве».
Вначале главный герой объявляет о желании «поискать Тьмуторокани», которая уже давно не являлась русским княжеством, но на Руси о ней ещё хорошо помнили. А в момент солнечного затмения загадочный «Див», взлетев на древо, обращается (велит послушать) не только к «Земле Незнаемой (половецкой) и другим странам, но и отдельно к таинственному «Тьмутороканскому болвану».

История Тмутаракани

Первым поселением на этом месте был город Гермонасса, который известен с VI века до н. э. По одной из версий, город основали ионийцы, от имени вождя которых (Гермон) и было образовано название. Об этом пишет Евстафий в комментариях к «Землеописанию» историка I века до н. э. Дионисия. Флавий Арриан, грек по национальности, римский историк I века новой эры, приводит другую версию, согласно которой Гермонасса была основана выходцами с острова Лесбос – эолянами, которыми руководил уроженец города Митилены Семандр.

      

А Гермонассой якобы звали его жену, ставшую правительницей после смерти Семандра. Имеются сведения, что Археанактиды, первые правители Боспора, были знатными митиленцами, первоначально обосновавшимися в Гермонассе.
Советский историк и археолог В. Д. Блаватский полагал, что название Гермонасса может означать «Город Гермеса» и, как синоним, «Торговый город».
Гермонасса была построена на землях, где проживал народ синдов (их государство называлась Синдикой). 

  Скнды вели международную торговлю, используя для этого как греческие полисы, так и свой черноморский порт который назывался Синдской гаванью (сейчас в этом месте располагается город Анапа). Они были наиболее дружественно настроены к грекам и эллинизированы более всех окрестных племен, активно практиковали смешанные браки с пришельцами. Поэтому Гермонассу часто называют греко-синдским городом.
Гермонасса считалась крупной колонией – наравне с такими черноморскими полисами, как Пантикапей, Фанагория, Ольвия, Херсонес Таврический, Тира и Нимфей.

                                                                        Греческие города Северного Причерноморья

В центре Гермонассы традиционно находился акрополь, близ города был возведен храм Афродиты. Городские дома были построены по единому плану – двухэтажные пятикомнатные, крытые черепицей.

                                                            Археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань»

Эту клазоменскую гидрию третьей четверти VI века до н. э. из Гермонассы можно увидеть в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

В дальнейшем между греческими полисами северного и восточного Причерноморья развернулась борьба за влияние, в которой победил Пантикапей, находившийся на месте современной Керчи. Со временем он стал столицей Боспорского царства, в которое в IV веке до н. э. вошли Гермонасса и Синдика.

В VI веке уже новой эры, при Юстиниане I, 

Боспорское царство стало вассалом Византии (на правах федерата). Но в том же столетии Гермонасса была завоёвана Тюркским каганатом. С тех пор она называлась Тумен-Тарханом – от тюркских слов «тумен» (войсковое подразделение в 10 тысяч человек) и «тархан» (у тюрков и монголов это титул знатного человека, освобождённого от уплаты податей). После распада этого государства тюрков Гермонасса попала под власть хазар, и в IX–X вв. ее порой называли Самкерцем.
Население города оставалось пёстрым и полиэтничным: здесь жили греки, зихи, славяне, армяне, хазары, аланы. Город лежал на важных торговых путях и богател на транзитной торговле. В самом городе было много ремесленников. В окрестностях было хорошо развито земледелие, особенно виноградарство и производство вина. Жители занимались также рыбной ловлей, пчеловодством, разводили скот, охотились.

Княжество Тмутараканское

По наиболее распространенной версии, под русское влияние Тмутаракань попала после побед Святослава Игоревича над Хазарским каганатом. Однако есть мнение, что это случилось позже – во время Корсунского похода Владимира в 988 году: полагают, что русские могли переправиться через узкий Керченский пролив, который тогда называли Боспором Киммерийским.
В период наивысшего могущества, помимо Таманского полуострова, русское Тмутараканское княжество включало в себя восточную часть Крыма и, возможно, низовья реки Кубань.

                                                                        Тмутаракань и русские княжества

При взгляде на представленную выше карту становится понятно, что Тмутаракань находилась за несколько сотен километров от других русских княжеств. Это затрудняло связи с русскими землями, но, с другой стороны, правители Тмутаракани имели возможность проводить гораздо более самостоятельную и независимую от Киева политику. И особую ценность Тмутаракань приобретала для бунтарей, которых не устраивало их место на пресловутой «лествице Ярослава» (Мудрого), в первую очередь – для князей-изгоев, чьи отцы умерли до того, как вступили на великокняжеский престол.
Они выпадали из общей очереди и могли надеяться лишь на милость старших родственников, во власти которых находились. Тмутаракань оказалась очень удобной базой для войны за свои права. И русские правители далёкой Тмутаракани на протяжении X–XI вв. не раз оказывали серьезное влияние на ход русской истории. Однако со временем связь с Тмутараканью была потеряна, более того, было забыто ее местоположение.
Сейчас это может показаться странным, но долгое время велись вполне серьезные споры, откуда приводили на Русь свои грозные полки Мстислав Храбрый и Олег Гориславич.

     

Андрей Лызлов в XVII веке полагал, что Тмутараканское княжество находилось рядом с Астраханью. Василий Татищев считал, что искать его нужно на территории современной Рязанской области. Михаил Щербатов в конце XVIII столетия пришел к выводу, что Тмутаракань располагалась недалеко от Азова. И. Н. Болтин (автор XVIII века) указывал на верховья Ворсклы.
А вот петербургский профессор Готлиб-Зигфрид Байер – тот самый ненавистный «почвенникам» автор норманнской теории происхождения Древнерусского государства, ещё в 1736 году оказался удивительно прозорлив, утверждая:
«Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Боспора или Керчи. Ныне называется сие место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического моря». 

Очень известный и авторитетный археолог А. Спицын долго не мог поверить, что Тмутаракань могла находиться на Тамани. Он писал: «Тмутаракань на устье Дона понятна. Это гавань для Киева и, может быть, для Мурома… Тамань всегда служила гаванью Северного Кавказа, особенно же Кубани… Русского населения здесь нет, и не может быть. Русская Тамань была бы беззащитна от соседей, так как отделена морем от своей базы. Тмутаракань Таманская не могла быть русским княжеством».

Уже в ХХ веке Н. Арцыбашев был уверен, что Тмутаракань находилась на Днепре, причем не слишком далеко от Киева. И это кажется очень странным – ведь о Таманской Тмутаракани впервые всерьез заговорили очень давно. Подтверждение мнения Байера было получено после находки в станице Тамань в 1792 году мраморной плиты с надписью на древнерусском языке, в которой говорилось об этом таинственном городе.

Тмутараканский камень

25 августа 1792 года часть запорожских казаков, которыми командовал войсковой полковник Савва Белый, высадилась в бывшем турецком порту Таман. 

    Мифы древней Анапы.     

Для защиты пристани солдатами русского егерского полка был построен редут. А в качестве порога своей казармы они решили использовать найденную поблизости мраморную плиту длиной более метра и шириной около полуметра. Весила она, кстати, более 850 кг.

                                                                            Тмутараканский камень

На этой плите была высечена какая-то надпись, на которую обратил внимание премьер-майор Х. Розенберг. Разобрать ее и точно перевести на современный русский язык ему не удалось, первым это сделал в 1806 году Алексей Николаевмч Оленин:
«В лето 6576 индикта (1068 г.) Глеб князь мерил море по льду от Тьмутороканя до Корчева 10 000 сажен и 4 000 сажен».

                                                                              А. Варнек. Портрет А. Н. Оленина

Князь Глеб, о котором говорится в надписи – внук Ярослава Мудрого, сын Святослава Ярославича, старший брат Олега «Гориславича».
Розенберг сумел оценить важность находки и принял решение отправить плиту в Таганрог – вице-адмиралу Н. Мордвинову, который тогда был председателем Черноморского адмиралтейского правления.

Однако Мордвинов вскоре отбыл в Севастополь, за ним отправился и камень. Уже в Севастопольском порту шторм сорвал корабль, на котором находилась плита с якоря, и унес его в море. Обнаружилось это судно лишь через три месяца близ Константинополя – сюда его принесли ветер и морские течения. Корабль был отремонтирован и возвращен в Севастополь. Оттуда многострадальный камень повезли уже в Николаев. Здесь, в числе прочих, его осмотрел премьер-майор Г. Егоров.
Вскоре он оказался в Петербурге, где рассказал о странной находке А. И. Мусину-Пушкину.

Тот обратился к Екатерине II, которая особого интереса к камню не проявила: приказала измерить его, скопировать надпись и... вернуть в Тамань! До 1803 года камень находился в саду у Таманской Покровской церкви. Потом архитектор Н. А. Львов-Никольский включил его в композицию, посвященную античному наследию Тамани. В 1835 году Тмутараканский камень перевезли в Керченский музей древностей. И, наконец, в 1851 году плита была доставлена для изучения в Петербург.
В общем, ситуация довольно странная: ценнейший артефакт, находка которого переворачивает некоторые представления официальной исторической науки, словно никому и не нужен. Можно подумать, что мраморных плит с древнерусскими надписями в Москве и Петербурге так много, что они давно уже в Кремль и в Эрмитаж не помещаются. Мол, одной больше или меньше – какая разница? Понятно, что у не знавшей русской истории немки Екатерины II были другие заботы, причем не только государственные, но и личные: выбор нового фаворита – дело весьма серьезное. А то получится, как у графини из анекдота: «первого садовника пришлось уволить за то, что не умел газоны подстригать, а второго – за то, что был не очень хорош в постели». Но где все это время были русские историки и деятели российского просвещения?
Такое равнодушие к уникальному артефакту отчасти объясняется именно его сенсационностью: он был настолько ценным, что многим оказалось трудно поверить в его подлинность. Петербургские и московские интеллектуалы рассуждали примерно следующим образом: «Какие древнерусские надписи могут быть на мраморных плитах? О чем и кому вы это рассказываете? Заезжий шутник что-то там нацарапал, а вы занятых людей от дел отрываете».
 тому же кто-то догадался перевести сажени в версты и заявил о несовпадении указанного на надписи расстояния между Таманью и Керчью. Но, оказалось, что сажени бывают разные, и их длина постоянно менялась.
Даже в 1940 году А. Мазон высказывал сомнения в подлинности Тмутараканского камня. Впрочем, он оспаривал и подлинность «Слова о полку Игореве».
Споры о Тмутараканском камне велись вплоть до 1979 года. К этому времени были проведены повторные исследования самой плиты и степени ее разрушения, тщательный палеографический анализ и сопоставление надписи с текстами рукописей того времени. На основании всех данных было сделано окончательное заключение о подлинности артефакта.
Но ещё раньше уже упоминавшийся А. Спицын, который был ярым противником локализации древней Тмутаракани в Тамани, вынужден был признать:
«С надписью (на камне) можно примириться всецело».

К тому же археологические раскопки, проведенные в XX веке В. Городцовым (20-е гг.), А. Миллером (30-е гг.), Б. Рыбаковым и И. Зеестом (50-е гг.), подтвердили существование на Таманском полуострове русского княжества.

Древние придорожные кресты Ставропольского края и Северной Осетии

Кстати, с Тмутараканью связывают и другие интересные памятники – придорожные кресты, найденные в Ставропольском крае и на территории Северной Осетии. Первый из них, с высеченной на нём надписью «Помяни, Господи, душу раба твоего» и датой, соответствующей 1041 году по современному летоисчислению, был найден в конце XVII века у реки Егорлык близ села Преградное (в настоящее время оно относится к Красногвардейскому району Ставропольского края). Этот крест сейчас находится в Ставропольском краеведческом музее.

                                                                         Преградненский крест, Краеведческий музей Ставрополя

Предполагают, что крест мог быть установлен во время поездок русских тмутараканцев в азербайджанские ханства. Дорога была знакомая, ведь тмутараканское войско трижды ходило на Ширван. Ладьи следовали через Нижний Дон, Маныч и Куму в Каспийское море.
Два похожих креста найдены близ села Дмитриевское (также по течению реки Егорлык) и в Северной Осетии неподалёку от селения Заманкул. Первый из них, называемый Дмитриевским, можно увидеть на территории специально построенной часовни Воздвижения Креста Господня.

       

Расстояние между Преградненским и Дмитриевским крестами 25 км. Считается, что именно таким было среднее расстояние пешего дневного перехода древнерусского войска или купеческого обоза. В начале XIX века Дмитриевский крест подпортили при «реставрации» – скрепили у основания двумя железными полосами и нанесли дополнительную надпись «1812 год».

                    Русская Тмутаракань и российская Тамань

Вначале поговорим о русском Тмутараканском княжестве, а потом – о дальнейшей истории этих древних земель.

Мстислав Храбрый

Первым русским князем Тмутаракани стал внук Святослава Игоревича и сын Владимира Святого Мстислав. В этот город он приехал в 988 году, когда ему было всего 7 лет. Первое время за него распоряжался всем назначенный ему «дядькой» варяг Сфенг (вероятно, Свен). Надо признать, что он воспитал Мстислава, как настоящего викинга, недаром этого князя современники называли «Удалым», «Храбрым» и «Лютым».

        Русская Тмутаракань и российская Тамань                                                          Памятник Мстиславу Владимировичу в Анапе
В 1022 году Мстислав, будучи союзником Византии, ходил в поход против касогов. Именно тогда состоялся его знаменитый поединок с касожским князем Редедей.  

Память об этой схватке двух вождей сохранилась и в преданиях адыгов.

                                                               Единоборство Мстислава Владимировича с Редедей Касожским 

Свою победу Мстислав объяснял помощью Божьей Матери, с молитвой к которой он обратился в критический момент:
«И схватились бороться крепко и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О, Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, построю церковь во имя твое». И, сказав это, ударил Редедю о землю».
Выбор Мстиславом в качестве защитницы Божьей Матери многим исследователям кажется показательным и чрезвычайно интересным. Дело в том, что, по их мнению, это явное свидетельство двоеверия князя. Вы ведь помните, что русские былинные и сказочные богатыри в похожих ситуациях обращались не к Перуну, а к «Матери-Сырой Земле»? Полагают, что в народном сознании образ этой языческой богини плодородия на некоторое время слился с образом Богородицы. И до сих пор русские солдаты и офицеры перед боем обращаются с молитвой именно к Божьей Матери, а не к Георгию Победоносцу или Михаилу Архистратигу, что может показаться более логичным.
После возвращения Мстислава в Тмутаракань здесь по его приказу, действительно, была построена церковь Богородиы.

После учреждения Тмутараканской епархии она стала епископской.

                                                                  Строительство церкви Богородицы в Тмутаракани
В 1950-е гг. фундамент этой церкви был обнаружен в станице Тамань экспедицией Б. А. Рыбакова. Найдены медные иконки, обломки разбитых ваз и кувшин с монетами.

                                                                      Монета Тмутаракани, X–XI вв.

Мстислав обложил касогов данью, а жену и детей Редеди забрал в Тмутаракань – видимо, в качестве заложников. Сыновья касожского князя были крещены, получив христианские имена Роман и Юрий. Происхождение от Редеди приписывали себе потом некоторые знатные дворянские роды России, они получили общее название Редегины (по тому же принципу, что Рюриковичи или Гедиминовичи). К их числу относятся, например, Лопухины, Ушаковы, Глебовы, Викентьевы, Бобровы и прочие.
В 1024 году касоги приняли участие в войне Мстислава против Ярослава Мудрого и сражались в битве под Лиственом (близ Чернигова). 

Бегство Ярослава Владимировича Киевского с варяжским князем Якуном от преследующих его войск Мстислава Владимировича Тмутараканского. Миниатюра Радзивилловской летописи

Тогда, кстати, погиб сын Редеди Роман, которого Мстислав женил на своей дочери Татьяне.
После победы Мстислав предложил Ярославу разделить землю по Днепру. Стольным городом Мстислава теперь стал Чернигов, но и Тмутаракань он также держал крепко.

Ещё несколько раз ходил воевать против кавказских племен.

                                                                         Печать Мстислава Владимировича Храброго. Князь на ней в императорском (!) облачении

В дальнейшем Тмутаракань стала базой и опорным пунктом русских князей-изгоев, о которых было рассказано также в статье «Олег Гориславич, Ольговичи и половцы».

Время изгоев

                                                                   Тмутаракань XI века, реконструкция

Другим русским князем Тмутаракани был внук Ярослава Мудрого и старший сын Святослава Ярославича Глеб. Во время его правления – в 1061 году, в Тмутаракань бежал от гнева великого князя киевского Изяслава инок Киево-Печерского монастыря Никон. Здесь он основал монастырь и начал работу над записями, которые позже вошли в «Повесть временных лет».
Забегая вперёд, скажем, что в Киев он вернётся в 1068 году.
В 1064 году Глеба изгнал из Тмутаракани первый из князей-изгоев – Ростислав Владимирович, другой внук Ярослава, сын Владимира Новгородского. При Владимире Ярославиче в Новгороде был построен сохранившийся до нашего времени знаменитый каменный Софийский собор.

И это Владимир в 1043 году ходил в последний поход на Царьград вместе с Ингваром Путешественником (брат его матери – шведской принцессы Ингигерд) и русским воеводой Вышатой. Теперь Вышата и другой воевода – Порей, оказали помощь Ростиславу Владимировичу в захвате Тмутаракани. Святослав Ярославич вступился за сына: прогнал Ростислава и вновь посадил здесь Глеба. Но князь-изгой не успокоился и снова «сел на стол» в Тмутаракани. Ему удалось обложить данью окрестные кавказские племена:«Емлюшу дань су касог и су иных стран».

С именем Ростислава некоторые связывают присоединение к Тмутараканскому княжеству города Керчь.
Летописи утверждают, что в 1067 году Ростислав был отравлен византийским катепаном Херсонеса и похоронен в церкви Богородицы, которую Мстислав построил в честь победы над Редедей.

                                 Отравление Ростислава Тмутараканского византийцами на миниатюре Радзивилловской летописи, XV век

Причиной отравления, вероятно, стало чрезмерное усиление этого князя: византийцы опасались за свои крымские владения. Жители Тмутаракани Ростислава, похоже, любили: узнав о его смерти, они убили катепана («побили каменьями»). В Тмутаракань снова вернулся Глеб Святославич, который в 1068 году «измерил море» от своей столицы до Корчева (Керчи). О знаменитом камне с надписью об этом событии, благодаря которому удалось установить местоположение Тмутаракани, было рассказано в прошлой статье.
Уже в 1069 году Глеб перешёл в Новгород, где успешно противостоял натиску Всеслава Полоцкого и подавил языческое восстание в 1071 году. 

                                             Князь Глеб Святославович убивает волхва. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Глеба в Тмутаракани заменил его брат – Роман Святославич.
Автор «Слова о полку Игореве» между делом сообщает, что «вещий Боян» был певцом Святослава Ярославича и любимцем его сына Олега («Гориславича»), а также о том, что Боян пел песни о «Красном (Красивом) Романе». При этом Роман почему-то поставлен в один ряд с такими известными князьями, как Ярослав Мудрый и Мстислав Храбрый:
«Песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред полками касожьскыми, красному Романови Святославовичю».

А ведь прославиться Роман, кажется, ничем особенным не успел. Вместе с братьями (родным Олегом и двоюродным Борисом Вячеславичем) он участвовал в несчастливом для них сражении при Нежатиной Ниве в 1078 году, а в 1079 году был убит половцами, с которыми хотел заключить союз против старших князей.

А Олег в 1079 году был схвачен тмутараканскими хазарами и отправлен в Константинополь. Император Никифор III Вотаниат, что называется, «убил сразу двух зайцев».
Во-первых, оказал услугу своему союзнику – новому киевскому князю Всеволоду (его старший брат Изяслав, который в сражении при Нежатиной Ниве находился за строем войск, был убит неизвестным всадником).
Во-вторых, Никифор III убрал из Тмутаракани потенциально опасного претендента на княжеский «стол» – амбициозного и талантливого полководца, который потом, сражаясь в одиночестве сразу против всех, добился возвращения потомкам Святослава Ярославича их Отчины – Чернигова.

Таким образом, Святославичи были полностью разгромлены и, казалось, не имели ни малейших шансов на успех в дальнейшей борьбе. Старший из них, Глеб, измеривший расстояние от Тмутаракани до Керчи, был убит в Заволочье ещё в 1078 году. Последний из оставшихся на Руси братьев – Давыд, был отправлен победителями в далёкий Муром, где и находился до 1093 года.
А Олег три года скучал на «курортном» острове Родос и даже вступил там в брак с местной патрицианкой Феофанией Музалон. Тмутараканью в это время управлял посадник Всеволода Ратибор – пока его не прогнали оттуда Володарь (сын отравленного византийцами Ростислава) и Давид Игоревич. К ромеям Володарь Ростиславич, как вы понимаете, не испытывал даже и малейших теплых чувств. Вот тут византийцам стало не до смеха, и потому новый император Алексей Комнин «вытащил из рукава» (то есть с острова Родос) «козырного туза» – Олега Святославича, отправив его разбираться с родственниками.
В 1083 году Олег триумфально возвратился в Тьмуторокань и правил княжеством до 1094 года. Найдены печати Олега того времени с надписями: «Господи, помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии» и «Господи, помоги Михаилу, архонту и дуке Матрахи и всей Хазарии» (Матраха или Матарха – греческое название Тмутаракани, а Михаил – христианское имя Олега Святославича).
Обратите внимание: Олег официально именует себя не князем, а архонтом и дукой, то есть, вероятно, он тогда считался наместником императора (а его жена Феофания стала архонтессой принадлежавшего Византии города Руссия).

Впрочем, и знаменитую княгиню Ольгу, вдову Игоря, мать воителя Святослава, гордые византийцы именовали архонтессой, намекая на ее подчинённое положение.
В 1093 году умер великий князь Киевский Всеволод, и в 1094 году Олег отправился отвоевывать Чернигов, где в это время княжил Владимир Мономах. В Тмутаракань Олег больше не возвращался. Большинство историков уверены, что он окончательно передал ее византийцам – это стало платой за освобождение и помощь. Однако некоторые считают, что Олег оставался тмутараканским князем до смерти в 1115 году.

                                                 Олег Святославич принимает дань, миниатюра из Радзивилловской летописи

Таматарха

После 1094 года Тмутаракань уже не упоминается в русских летописях в качестве русского княжества, а в византийских источниках об этом городе (Таматарха) говорится, как о принадлежавшем империи. Арабский географ Идриси в 1154 году сообщал, что «город Матарха густонаселен и весьма цветущ». Но скоро византийцев здесь стали сильно теснить половцы, которые захватили владения Таматархи в Крыму и северокавказских степях. Некоторые историки, в том числе С. Плетнева, считают, что Таматарха тогда перешла в подчинение половцам и называлась Матрика.
Монголы, похоже, были единственными завоевателями, которые взяли этот город штурмом. Археологи обнаружили следы грандиозного пожара, почти уничтожившего этот город.
Некоторое время вся эта область находилась под властью монголов. Так, известно, что золотоордынский хан Тохта, ставленник влиятельного темника Ногая, подарил тому Крым и Тамань. Позже объявивший о независимости Ногай проиграл войну и был обезглавлен, но его род играл большую роль в дальнейшей истории Северного Причерноморья и Кавказа.

Матрега

После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году византийские торговые фактории в Крыму и восточном Причерноморье прибрала к рукам Генуэзская республика. В Таматархе была построена крепость Матрега (от прежнего греческого названия области – Матарха), давшая новое имя и городу, и всему региону. Большое влияние на дела в Матреге оказывали адыгские князья.

        
Мощный удар по благополучию Матреги нанесла война Тохтамыша и Тимура 1395–1399 гг. Разгромленная Золотая Орда была разорена и обезлюдела, в результате торговые пути сместились на юг, обогащая теперь государство Тимура.
Незадолго до турецкого завоевания правителем города стал Захария де Гизольфи – сын знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и Биха-ханум, дочери адыгского князя Берозоха. Он даже сохранил свой пост, когда в 1475 году османы присоединили Матрегу к своим владениям. Но в 1482 году турки все же изгнали его из города. В 1483 году он обратился за помощью Ивану III, но воевать с Османской империей московский князь, естественно, не стал.

Таман

С османским завоеванием древний город пришел в упадок и оказался заброшен. Турки к востоку от Матреги построили крепость Хункала («Ханская крепость»), а их город получил более знакомое и привычное нам название Таман: в буквальном переводе – «болотистое место». Дело в том, что Таманский полуостров окружен заливами, лиманами и мелкими озерами, соединенными ериками. Однако, по другой версии, название образовано от слова «тана», трансформировавшегося вначале в танан, а потом – в таман. В этом случае Тамань – «многоводная», что тоже соответствует действительности: полуостров занят сушей лишь на 55 процентов.
И при генуэзцах, и при османах здесь процветал крупный невольничий рынок.

Тамань

Круг замкнулся в конце XVIII столетия после завоевания этих земель Россией во времена Екатерины II. 30 июня 1792 года бывшим запорожским казакам были переданы
«в вечное владение… в области Таврической остров Фанагорию с всею землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому редуту – так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли».

                                                                Земля кубанских (бывших черноморских) казаков

Переселение казаков осуществлялось в несколько этапов и разными путями – морским и сухопутным.

                                                                  Переселение казаков-черноморцев на Кубань 

16 августа 1792 года из Очаковского лимана к Тамани отправились 50 лодок и 11 транспортных судов. Командовал ими, как уже говорилось в первой статье, казачий полковник Савва Белый. На пути к Тамани эту эскадру охраняли бригантина «Благовещение» флотского бригадира Павел Ваильевич Пустошкина и несколько «корсерских судов».

          

Переход завершился 25 августа. Турецкий город Таман стал казачьей станицей Тамань.

                                                  Памятник казакам-переселенцам на месте их высадки в Тамани

Во время Крымской войны, 12 (24) сентября 1855 года в Тамани высадился англо-французский десантный отряд. Город был сожжён, но мятежные горские племена не смогли прорваться к побережью, и операция была свёрнута: 15 (27) сентября захватчики покинули Тамань.
Следующие оккупанты пришли в многострадальный город 4 сентября 1942 года. Битва за Кавказ – одно из самых продолжительных сражений мировой истории, она проходила в течение 442 суток – с 25 июля 1942 по 9 октября 1943 года. Особо выделяются так называемые «сражения на Голубой линии», длившиеся с февраля по октябрь 1943 года.

Эта система немецких укреплений, известная так же, как Таманский плацдарм, получила название «Голубая линия» по цвету карандаша, которым Гитлер прочертил на карте границы оборонительного рубежа: от Новороссийска по восточной окраине станицы Крымской (сейчас стала городом) восточнее города Темрюк к побережью Темрюкского залива. Сразу несколько подразделений Красной Армии и флота после победы получили наименование Таманских.

Современная Тамань

В настоящее время в Тамани проживает чуть больше 10 тысяч человек.
Помимо археологического заповедника Гермонасса-Тмутаракань, здесь можно увидеть Турецкий фонтан (единственный в России конденсационный источник XV века), валы построенной при Суворове Псевдофанагорийской крепости, археологический музей, музей казачества, этнопарк «Атамань», дом-музей Лермонтова, первую православную церковь на Кубани, музей виноделия завода «Шато Тамань».

 Недалеко находятся грязевой вулкан – Карабетова гора с озером на вершине, и Крымский мост.

Кстати, 10 августа 2011 года именно в том месте, где, как предполагают, находится затопленная часть городища Гермонассы, на дне Таманского залива «нашел» Путин две амфоры VI века н. э.

Позже Д. Песков признал, что амфоры были найдены раньше, но, зная о визите премьер-министра, их оставили на месте (либо положили обратно).
Надеюсь, что благодаря такой находчивости археологи «выбили» тогда полноценное финансирование для своих работ.
В Атамани установлен памятник, на который перенесена знаменитая надпись Тмутараканского камня.

                                                                                                                         Автор: Рыжов В. А.