Б.И. Ковзан

 

         Четыре воздушных тарана «невменяемого русского»

Самопожертвование советских летчиков, массово шедших на воздушные тараны, заставило командование Люфтваффе выпустить директиву, запрещавшую своим пилотам сближаться с русскими на опасное расстояние. Но это далеко не всегда помогало, и даже опытные асы становились жертвами безусых юнцов, шедших на смертельные тараны с врагом.
Настоящей легендой советской истребительной авиации стал Борис Ковзан, совершивший четыре таких тарана, а в трех случаях даже сумевший посадить покалеченную машину на свой аэродром.

                                                                         Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан

Рожденный летать и сражаться
Уроженец города Шахты Ростовской области родился 7 апреля 1922 года. Вырос в белорусском городе Бобруйске, в который переехал вместе с родителями. Там же окончил 8 классов средней школы.
В 1939 году поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил за год до войны, освоив принципы ведения воздушного боя и точного бомбометания.
            

Воинскую службу продолжил в Западном Особом военном округе на территории Гомельской области (Белоруссия), оттачивая летное мастерство и готовясь к скорому противостоянию с истребителями гитлеровской Германии. Летал на устаревшем истребителе И-15 бис, который должен был бы стать легкой мишенью для прошедших всю Европу немецких асов. 

                                                              Советский истребитель И-15 бис

Модификация   И-15бис
Размах крыла, м   10.20
Длина, м   6.28
Площадь крыла, м2   22.50
Масса, кг  
  пустого самолета   1310
  нормальная взлетная   1730
Тип двигателя   1 ПД М-25В (М-25Б)
Мощность, л.с.   1 х 750 (775)
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   372
  на высоте   379
Практическая дальность, км   770
Максимальная скороподъемность, м/мин   625
Практический потолок, м   9800
Экипаж   1
Вооружение:   четыре 7.62-мм пулемета ПВ-1

Начало Великой Отечественной было ошеломляющим. Советский Союз потерял огромное количество своей боевой техники. Потери самолетов, многим из которых немцы даже не дали возможности взлететь со своих аэродромов, были просто катастрофическими, поэтому каждый истребитель был на вес золота.
В первое прямое боестолкновение с врагом Борис Ковзан вступил уже 24 июня, на третий день войны. На своем И-15 бис он атаковал немецкий бомбардировщик Хейнкель-111 (по другим данным, Дорнье-215), отправив его горящим на землю

                                                                Нейнкель -111            

Модификация   He.111b-2
Размах крыла, м   22.60
Длина, м   17.50
Высота, м   4.40
Площадь крыла, м2   87.70
Масса, кг  
  пустого самолета   5845
  нормальная взлетная   8600
  максимальная взлетная   10000
Тип двигателя   2 ПД Даймлер-Бенц DB-600CG
Мощность, л.с.   2 х 930
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   300
  на высоте   370
Крейсерская скорость , км/ч  
  у земли   275
  на высоте   340
Практическая дальность, км   1630
Боевая дальность, км   900
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7000
Экипаж, чел   4
Вооружение:   по одному 7.9-мм пулемету MG-15 в носовой, верхней и нижней позициях;
  максимальная бомбовая нагрузка 1500кг,  нормальная 8х100к

           

                                                                Немецкий бомбардировщик Дорнье-215

Модификация   Do.215b-1
Размах крыла, м   18.00
Длина, м   15.80
Высота, м   4.60
Площадь крыла, м2   53.30
Масса, кг  
  пустого самолета   5780
  нормальная взлетная   8800
Тип двигателя   2 ПД Даймлер-Бенц DB-601Аа
Мощность, л.с.   2 х 1100
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   382
  на высоте   467
Крейсерская скорость , км/ч   410
Практическая дальность, км   2400
Боевая дальность, км   380
Максимальная скороподъемность, м/мин   360
Практический потолок, м   9000
Экипаж   4
Вооружение:   шесть 7,9-мм пулеметов МG-15 - два вперед (один на
 подвижной установке), два в боковых окнах, два назад сверху и снизу;
 до 1000 кг бомб в комбинациях 20х50кг или 4х250кг

Уже осенью 1941 года его перевели служить под Москву. Борис «оседлал» более современный самолет Як-1, который на несколько месяцев стал его настоящим другом и спасителем.

Модификация   Як-1
Размах крыла, м   10.00
Длина, м   8.48
Высота, м  
Площадь крыла, м2   17.15
Масса, кг  
  пустого самолета   2445
  нормальная взлетная   2950
Тип двигателя   1 ПД М-105ПА
Мощность, л.с.   1 х 1050
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   472
  на высоте   569
Практическая дальность, км   650
Скороподъемность, м/мин   877
Практический потолок, м   10000
Экипаж   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС

Срезать фашисту хвост

Летчик в составе группы неоднократно вылетает на боевые задания, отгоняя немецкие бомбардировщики, пытающиеся прорваться к столице. Он вступает в воздушные бои, но похвастаться новой звездочкой на фюзеляже своего истребителя никак не может.
О первом его таране, совершенном 29 октября 1941 года, различные источники сообщают по-разному. Одни говорят, что Борис возвращался с боевого задания, во время которого расстрелял весь боезапас. Другие утверждают, что боеприпасы у нашего пилота закончились уже во время боя с гитлеровским самолетом-разведчиком Ме-110.

Модификация   Bf 110f-2
Размах крыла, м   16.20
Длина, м   12.10
Высота, м   4.10
Площадь крыла, м2   38.40
Масса, кг  
  пустого самолета   5600
  взлетная   7200
Тип двигателя   2 ПД Daimler-Benz DB 601F
Мощность, л.с.   2 х 1350
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   495
  на высоте   563
Крейсерская скорость , км/ч  
  у земли   445
  на высоте   500
Практическая дальность, км   1200
Максимальная скороподъемность, м/мин   652
Практический потолок, м   10900
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 20-мм пушки MG FF со 180 снарядами на ствол и
 четыре 7,9-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол и один 7,9-мм пулемет MG 15 с 750 патронами в задней части кабины.

Как бы там ни было, но не желающий упустить врага Борис Ковзан срезал его хвостовое оперение винтом своего самолета. Нужно понимать, какой виртуозной техникой полета должен был обладать летчик для этого.
Вошедший в пике немецкий разведчик взорвался на земле, а советский пилот вернулся на аэродром, доложив командованию об итогах боевого вылета. При этом совершенный таран он особым подвигом не считал.

Враг не пройдет

21 (по некоторым источникам, 22) февраля 1942 года группа «Яков» вылетела для прикрытия передвижения войск по шоссе Москва-Ленинград в район города Торжка Тверской области.
Увидев в воздухе три немецких бомбардировщика Ю-88, Борис Ковзан отважно атаковал один из них, уклоняясь от встречного огня.

Характеристики Юнкерс Ju.88

Скоростной бомбардировщик Юнкерс Ju-88
Страна: Германия
Тип: Бомбардировщик
Год выпуска: 1939 год
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 2x Jumo.211J, мощностью по 1340 л.с.
Максимальная скорость: 467 км/ч
Практический потолок: 8200 метров
Дальность полета: 1780 км (перегоночная - 2730 км)
Масса пустого: 9,86 тонн
Максимальная взлетная масса: 14 т (12,1 т- нормальная взлетная)
Размах крыльев: 20,08 м
Длина: 14,36 м
Высота: 5,07 м
Площадь крыла: 54,7 кв.м.
Вооружение: 2х пулемета MG-131, 3х пулемета MG-81, до 3 тонн бомбовой нагрузки

В круговерти воздушного боя он даже не заметил, как расстрелял все боеприпасы, так и не выполнив поставленную задачу.
Тогда младший лейтенант Ковзан решил повторить свой излюбленный трюк. И ему это удалось! Потерявший хвостовое оперение Юнкерс врезался в землю, а советский пилот благополучно вернулся на аэродром.
История о том, как Борис Ковзан сбивает немецкие самолеты, быстро обросла разнообразными подробностями и облетела весь Северо-Западный фронт. Поговаривали, что сам Геринг отдал приказание никогда не сближаться с «невменяемыми русскими», чтобы не дать возможность последним совершить воздушный таран.
Но когда 7 июля 1942 года представленный к награждению орденом Ленина младший лейтенант Борис Ковзан срезал винтом хвост и у третьего истребителя врага, он стал настоящей легендой. И самое интересное – вновь, как ни в чем не бывало, вернулся на аэродром на своем Як-1.

                                                                      Советский истребитель Як-1

Готов отдать жизнь за Родину

А вот с четвертым тараном Борису Ковзану не повезло. Хотя огромным везением уже оказалось то, что он остался в живых.
13 августа 1942 года в небе над Старой Руссой Новгородской области его самолет возвращался с боевого задания. Как всегда, с расстрелянным до последнего патрона боекомплектом.
Неожиданно из облаков вынырнуло звено немецких истребителей Ме-109.

Модификация   Bf 109f-4
Размах крыла, м   9.90
Длина, м   8.85
Высота, м   2.60
Площадь крыла, м2   16.20
Масса, кг  
  пустого самолета   2392
  взлетная   3120
Тип двигателя   1 ПД Daimler-Benz DB 601E-1
Мощность, л.с.   1 х 1350
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   535
  на высоте   620
Крейсерская скорость на высоте, км/ч   570
Практическая дальность, км  
  с номинальным топливом   480
  с доп.баком в 300 л   845
Макс. скороподъемность, м/мин   1308
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 20-мм  пушка MG 151 в развале цилиндров со
 150 снарядами,  два 7,9-мм пулемета MG 17 с 500 патронами на ствол.

Быстро смекнув, что советскому пилоту нечем отстреливаться, гитлеровцы начали играть с ним в кошки-мышки, используя Як-1 в качестве воздушной мишени.
Методично расстреливая истребитель Ковзана, совершавший немыслимые фигуры высшего пилотажа, им удалось разбить фонарь его кабины, тяжело ранив самого летчика (пуля выбила ему глаз). Желая отдать свою жизнь подороже, летчик развернулся и попытался совершить лобовой таран.
На удивление фашист тоже не струсил. Лобовое столкновение было такой силы, что оба самолета разлетелись на мелкие части. Немец погиб на месте, а Ковзана выбросило из разбитой кабины.

Лобовой таран
Спасибо ангелу-хранителю
Впоследствии он так и не смог точно вспомнить, дергал ли за кольцо парашюта, или его открыла неведомая сила. Ну как открыла… Не полностью. Летчик на большой скорости понесся к земле и упал в местное болото.
Он бы наверняка утонул, если бы не работавшие невдалеке крестьяне, которые вытащили Бориса Ковзана из болота и спрятали буквально за несколько минут до того, как на место прибыла немецкая поисковая команда (бой шел над оккупированной территорией).
Полицаи и фашисты поверили словам бывшим колхозников, утверждавших, что советского пилота поглотила трясина. Тем более что самим очень не хотелось измазывать сапоги «русской грязью».
Уже через пару дней Бориса переправили к партизанам, откуда эвакуировали на Большую землю.

Добиться своего любой ценой

Тяжело раненого летчика врачам все-таки удалось спасти, хотя поврежденный правый глаз потребовалось для этого удалить. Позже Борис Ковзан рассказывал, что проведенные в госпитале 10 месяцев стали самыми сложными в его жизни.
Он почти полностью восстановил здоровье, но медицинская комиссия признала летчика негодным к службе истребительно авиации. Это стало жестоким ударом для парня, которому едва исполнился 21 год.
Но не таков был характер героя, он настолько «достал» членов медицинских комиссий, что, в конце концов, ему разрешили летать без ограничений. И это с одним глазом!!!
Маленький винтик большой Победы
До конца войны на счету Героя Советского Союза Бориса Ковзана было 28 воздушных побед, четыре из которых – при помощи тарана.
                 

Правда, молодецкая удаль немного поутихла, и больше на тараны он не шел.
После войны он летал на реактивных самолетах и учил этому молодое пополнение. В отставку полковник Ковзан вышел в 1958 году в результате массового сокращения Советской Армии.
Некоторое время проживал в Рязани, где руководил местным аэроклубом, после чего переехал в столицу советской Белоруссии. Умер 31 августа 1985 года.

В октябре 1941-го в глубинный Воловский район Тульской области перелетел 42-й истребительный авиаполк, ранее работавший по противнику из Ельца.

В те дни обстановка под Москвой складывалась такая, что каждый пилот был востребован, тем более с боевым опытом: враг захватил Орел и рвался к Туле. А Борис уже имел на счету сбитый самолет. Правда, на «мигах», которые состояли на вооружении в этом полку, раньше не летал. Пришлось ему, вместе с полковым инженером, заняться изучением «Миг-3».

Модификация   МиГ-3
Размах крыла, м   10.20
Длина, м   8.25
Высота, м   3.50
Площадь крыла, м2   17.44
Масса, кг  
  пустого самолета   2699
  взлетная   3350
  топлива   463
Тип двигателя   1 ПД АМ-35А
Мощность, л.с.  
  номинальная   1 х 1200
  взлетная   1 х 1350
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   505
  на высоте   640
Практическая дальность, км   1250
Скороподъемность, м/мин   877
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один 12.7-мм пулемет УБС, два 7.62-мм пулемета ШКАС
 6 НУРС 57-мм РС-82 или 2х 100 кг бомбы ФАБ-100 или ФАБ-50

Эта машина, задуманная как высотный перехватчик, на высоте 5 тысяч метров развивала скорость до 630 километров в час, что намного превышало возможности любого другого истребителя, и обладала хорошей маневренностью, но ей не хватало пушечного вооружения: на «мигах» стояли пулеметы — слабоватое оружие против вражеских бомбардировщиков. Кроме того, чем ближе к земле, тем больше самолет терял свои качества, тогда как большинство воздушных боев происходило на высотах до трех тысяч метров.

Через несколько дней Зимину доложили, что летчик готов к самостоятельному полету.

29 октября 1941 младший лейтенант Ковзан на своем "Миг-3" вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. Получив попадание от наземной зенитки он слегка приотстал от товарищей и на обратном пути его самолёт настигли четыре Мессера. Одного из них Ковзан сумел сбить. От остальных сумел оторваться, уйдя на недосягаемую для немцев высоту Когда он уже подлетал к своему аэродрому, он разглядел ведущий воздушную разведку Юнкерс – немцы давно стремились обнаружить этот аэродром, и, похоже, этот разведчик был близок к выполнению поставленной ему задачи.

Все патроны были уже израсходованы, и Ковзан решил идти на таран. Завязалась воздушная карусель, каждый пытался зайти в хвост другому. Противник начал маневрировать, выходя из боя. Ковзан тянулся за ним, выжидая удобного момента, чтобы ударить винтом по стабилизатору вражеского самолета.

— В этот миг кажется, будто кусок льда проглотил — холодеет внутри, — рассказывал Ковзан годы спустя. — Это, конечно, тот самый страх, который свойствен всему живому. Hо мы же люди, мы перебарываем его в себе! Мне пришлось пройти через этот «холод» четырежды. И что интересно: потом, на земле, я обычно мог вспомнить почти весь бой по порядку, словно разум фотографировал каждый миг…

После удара вражеская машина пошла вниз, беспорядочно кувыркаясь, а «миг» все-таки сохранил управляемость. После этого тарана Ковзан совершил вынужденную посадку на колхозном поле, недалеко от деревни Титово. К его самолету уже бежали люди… Лётчик, не получивший ранения, мог бы добраться до аэродрома пешком, но не решился бросить самолёт. Винт ему удалось отремонтировать в колхозной кузнице и он прилетел в родной полк на своем самолете.

За сбитый самолет летчик был награжден орденом Красного Знамени

Второй таран Ковзан произвёл 22 февраля 1942 года. В тот день он районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил пикировщик Ju-87, после чего вернулся на свой аэродром и успешно посадку на повреждённом самолёте.

Модификация   Ju-87a-1
Размах крыла, м   13.60
Длина, м   10.78
Высота, м   3.89
Площадь крыла, м2   31.90
Масса, кг  
  пустого самолета   2300
  нормальная взлетная   3402
Тип двигателя   1 ПД Junkers Jumo-210D
Мощность, л.с.   1 х 680
Максимальная скорость , км/ч   320
Крейсерская скорость , км/ч   275
Макс. скорость пикирования, км/ч   450
Практическая дальность, км   1000
Скороподъемность, м/мин   130
Практический потолок, м   7000
Экипаж, чел   1-2
Вооружение:

 один крыльевой 7.9-мм пулемет МG-17 и один 7.9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке в конце кабины;
 одна 250кг бомба или в одноместном варианте одна 500кг бомба

Третий таран для Ковзана также окончился почти безболезненно. Сбив 8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области тараном Me-109, он успешно вернулся на свой аэродром.

Самым же знаменитым стал его четвёртый таран.13 августа 1942 года на истребителе Ла-5 капитан Б. И. Ковзан обнаружил группу вражеских бомбардировщиков и истребителей и вступил с ними в схватку.

Модификация   Ла-5
Размах крыла, м   9.80
Длина, м   8.67
Высота, м   2.54
Площадь крыла, м2   17.50
Масса, кг  
  пустого   2681
  взлетная   3360
Тип двигателя   1 ПД Швецов М-82
Мощность, л.с.   1 х 1330
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   509
  на высоте   580
Практическая дальность, км   1190
Максимальная скороподъемность, м/мин   833
Практический потолок, м   9500
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 20-мм пушки ШВАК и 2х 100-кг бомбы ФАБ-100

В ожесточённом бою его самолёт был подбит. Вражеская пулеметная очередь пришлась по кабине истребителя, была разбита приборная доска, осколками посекло голову летчика. Машина горела. Он сообщил по рации, что прыгает с парашютом и уже открыл фонарь, чтобы покинуть самолет.

Раненый летчик с трудом заметил, как один из немецких самолётов пошел на него в лобовую атаку. Машины быстро сближались. «Если сейчас немец не выдержит и отвернет вверх, тогда надо будет таранить», — подумал Ковзан. Раненый в голову пилот на горящем самолёте шел на таран.

Самолёты столкнулись лоб в лоб. Вот только у немца фонарь был закрыт и он упал с разрушенным самолетом, а Ковзана выкинуло из кабины, так как фонарь был открыт. Падал он без сознания, но во время падения каким-то образом частично раскрылся его парашют. Приземлился лётчик прямо в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны и переправили через линию фронта.

В госпитале Ковзан провёл 10 месяцев, потерял правый глаз. Он был ранен, но теперь здоров, голова на месте, руки и ноги восстановились. Приговор комиссии для Бориса Ковзана был очень тяжёл: «Больше летать нельзя». Но это был настоящий советский сокол, который не представлял себе жизни без полетов и неба.

В итоге лётчик добрался до главкома ВВС А. Новикова. 

Тот пообещал помочь. Получено новое заключение медкомиссии: «Годен к полетам на всех типах истребителей». Борис Ковзан пишет рапорт с просьбой направить его в воюющие части, получает несколько отказов. Но и в этот раз добился своего, пилота зачислили в 144-ю дивизию противовоздушной обороны (ПВО) возле Саратова. 

Всего за годы Великой Отечественной войны советский пилот совершил 360 боевых вылетов, принял участие в 127 воздушных боях, сбил 28 немецких самолетов, причём 6 из них уже после тяжёлого ранения и будучи одноглазым.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1103).

       Герой Советского Союза Борис Ковзан с женой Надеждой (слева) и матерью Матреной Васильевной. 1945−1947 гг

Его именем названы улицы в нескольких городах бывшего СССР, а в 2014 году Почта России выпустила почтовую марку, посвященную подвигу этого неординарного человека.

       На могиле Б. И. Ковзана

                                                                                                                    Автор:  Заблоцкий Роман