Бояре

                Кто такие бояре: определение, история.

                  Чем отличается боярин от дворянина

При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…

Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?

Значение слова «боярин»

Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков.

Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюрского языка и означает знатный, богатый муж.

         

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.В любом случае ясно одно – вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.

Бояре на Руси

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?

По определению, бояре – это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.

Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.

Важные советники князя

Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

Бояре введенные и путные

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

 

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.

На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

Земские бояре

Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.

Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие – дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, – не совсем. И в этом стоит разобраться.

Кто такие бояре и дворяне

В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе.

Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись.

С XVI века звание «боярин», которое с конца XII могло только передаваться по наследству, вновь становится чином для «служилых людей», автоматически дававшим право его владельцу посещать заседания Боярской думы.

Боярские чины

  • Боярин и слуга – чин соответствовал положению Первого министра и являлся высшей наградой за государственную службу.
  • Боярин и оружейничий – появился в 1677 году. Обладатель чина ведал царской оружейной комнатой, а вместе с ней и приданными мастерами и художниками.
  • Боярин и конюший – в ведении боярина находились все конные заводы и конюшни. К тому же к части конных заводов могли приписываться целые волости.
  • Боярин и дворецкий – владельцу чина подчинялись все служители, состоящие при дворе. В его обязанности входило управление Приказом Большого Дворца, то есть, он контролировал все статьи внутридворовых доходов и расходов. Помимо того, боярин, владеющий этим чином, был главным судьей, и распоряжался всеми землями, с которых дворец получал доход.

Вытеснение боярства

К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции.

Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.

Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.

Чем отличается боярин от дворянина

  • Изначально бояре принадлежали к высшим слоям знати, владеющей собственными землями и обладающей на своей территории большой властью. Дворяне же были выходцами из младшей дружины и служили лишь за право пользоваться землей и закрепленными за ней крестьянами (до XV века).
  • Боярская служба была добровольной. При желании боярин мог перейти от одного князя к другому. Дворяне же, призванные на службу к князю, могли покинуть ее лишь с его разрешения.
  • Вплоть до начала «петровского периода» бояре оказывали гораздо большее влияние на государственное управление, нежели дворяне, сословие которых стало заметным лишь к XV веку.
  • Вплоть до начала XVII века в феодальной иерархии боярам отводилось главенствующее положение.

Последние бояре на Руси

Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий.

История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина – князя И. Ю. Трубецкого.

Кто такие бояре и почему Петр I их уничтожил

Бояре были самыми могущественными людьми допетровской Руси. Почему и Иван Грозный, и Петр стремились искоренить эту силу?

ГЕОРГИЙ МАНАЕВ

Андрей Рябушкин. «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (1893)

Андрей Рябушкин. «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (1893)

«Царь хороший, бояре плохие» – расхожая в России фраза. Бояре при русском царе часто становились объектом народной ненависти. Именно на них центральная власть списывала злоупотребления и притеснения, на них же часто срывал гнев и сам царь.

В 1660 году русская армия была наголову разбита польско-литовскими войсками. На заседании Боярской думы тесть царя, боярин Иван Милославский, внезапно заявил, что, если царь даст ему армию, он скоро приведет к нему самого польского короля как пленника. Алексей Михайлович был в ярости от такой наглости боярина, который участвовал до этого от силы в двух-трех сражениях. Царь надавал тестю пощечин, надрал ему бороду и пинками вытолкал его из Думной палаты.

Такие сцены были нередки в Московском царстве – на бояр привычно списывали государственные неудачи, и нередко не без оснований. К XVII столетию боярская корпорация стала серьезно тормозить развитие страны. При Петре I Боярская дума, правительство Московского царства, уже не собиралась, так как система власти в корне изменилась, и боярству в ней места не было. Кем были бояре и почему они оказались не нужны?

«Каждый да держит отчину свою»

С. В. Иванов. «Съезд князей в Уветичах»

С. В. Иванов. «Съезд князей в Уветичах»

Бояре были знатными людьми, представителями древних родов, которые служили русским князьям в военное и мирное время. Но боярство нельзя понять, не разобравшись, что составляло их доход и пропитание.

Русские земли до монголо-татарского нашествия были в политическом отношении схожи со средневековой Европой, где главной формой землевладения был аллод – земельное владение, которое находилось в неотчуждаемом пользовании знатной семьи и передавалось в ней по наследству. Русские «аллоды» назывались вотчинами, или отчинами – само название напоминает, что передавалось такое владение от отца к сыну. Вотчину нельзя было продавать, делить, обменивать – в случае нарушения этих правил она отчуждалась от владельца и передавалась другому члену его семьи. Вотчинами назывались наследственные владения русских князей – в 1097 году на Любечском съезде князей, в попытках прекратить княжеские междоусобицы, было принято правило «каждый да держит отчину свою». Боярское землевладение также было вотчинным.

Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено, но в древнерусском языке оно уже существовало в этой форме. Бояре на Руси были землевладельцами и полновластными хозяевами своих вотчин. На их территориях жили крестьяне и ремесленники, которые платили боярину и работали на него – в обмен на защиту, которую предоставлял знатный военачальник. Конечно же, бояре вместе с князьями участвовали в военных походах против соседних княжеств (один из вариантов происхождения этого слова – от слова «бой»).

Фёдор Солнцев. Боярская одежда 17 века

Фёдор Солнцев. Боярская одежда 17 века

Но бояре при этом не были простыми дружинниками князя – они занимали привилегированное положение по отношению к дружине, могли руководить ей и её действиями совместно с князем. Бояре могли нести и управленческие функции – например, князь мог поставить боярина воеводой в какой-нибудь подвластный город, и боярин в таком случае отвечал за сбор налогов, суд, обеспечивал военные нужды города, и так далее. При этом боярин был волен сам выбирать, какому князю служить – в домонгольский период боярин, чья вотчина находилась в уделе князя, мог отъехать на службу к другому князю, и при этом сохранить свою вотчину и ее население. Все это было так до монголо-татарского нашествия, которое существенно изменило роль и положение боярства.

Как и почему бояр пересчитали

Павел Рыженко. «Тайна царева. Царь Фёдор Иоаннович» (с) https://vk.com/ryjenko70

Павел Рыженко. «Тайна царева. Царь Фёдор Иоаннович» (с) https://vk.com/ryjenko70

Княжеские междоусобицы остановить так и не удалось – на момент появления на русских землях монгольской армии русские князья продолжали ссориться и враждовать, что и помогло монголам – не сумев объединиться в единую армию, князья пытались выстоять против врага отдельными землями и городами, что было обречено на провал.

К XV веку ситуация уже была другой – Золотая Орда сама пала под ударами войск Тамерлана и распалась на улусы и ханства, а русские князья были вынуждены объединить силы, чтобы перестать платить дань. Этот процесс повлиял и на боярство – его начали учитывать с помощью «боярских книг», которые составлялись уже центральной властью в Москве. Первые боярские книги (сейчас утраченные) относятся к середине XV века. В них записывались имена, должности и функции бояр по разным княжествам. К этому времени внутри боярства уже наметилось расслоение: появились так называемые «путные» бояре – от слова «путь», то есть «дело, хозяйство». Так, «боярин постельничий с путём» был человеком, который первым входил к князю после его пробуждения и сообщал ему все свежие известия – важная и очень влиятельная должность. «Боярин конюший с путём» занимался всеми вопросами обеспечения, кормления, тренировки княжеских лошадей, «сокольничий с путём» ведал княжеской соколиной охотой, и так далее.

«Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге». 1576 г. Shakko (CC BY-SA 4.0)

«Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге». 1576 г. Shakko (CC BY-SA 4.0)

Такой учёт понадобился потому, что с централизацией государства число бояр увеличилось. Многие из бывших удельных князей перешли на службу к великому князю московскому и стали его боярами. Вокруг князя сформировался правительственный орган – Боярская дума, коллективно (но под главенством князя) решавшая насущные государственные вопросы. Примерно с этого времени (XIV-XV века) происходит ещё одно расслоение боярства – «введённые» бояре (то есть, введённые во дворец, члены Боярской думы) занимают высшее положение при царе. Как писал Джайлс Флетчер, введённые бояре делили с князем всю его деловую жизнь – вставали до рассвета, с раннего утра (с пяти часов) начинали заседать в думе, затем присутствовали на пирах, княжеской охоте и так далее.

Бояре, не введённые в думу, назывались «служилыми» – они участвовали в военных походах, руководили войсками, были наместниками в городах, но не входили в думу. Но главное изменение, которое испытало на себе русское боярство – изменение статуса их землевладения.

Цари против боярства

Иванов С. В. «Великий государь, царь и самодержец Всея Руси»

Иванов С. В. «Великий государь, царь и самодержец Всея Руси»

Роль боярства усиливалась по мере роста влияния Москвы – а после 1480 года, когда Московия прекратила выплачивать в полном объёме дань остаткам Золотой Орды, боярство начало прямо тяготить центральную власть. Владевшие своими вотчинами, подобно князьям в своих уделах, бояре не желали расставаться со своим независимым статусом – он заботил их, как правило больше, чем государственные дела. Бояре постоянно были замешаны в местнических спорах – например, отказывались идти в военный поход, если их должность в войске была ниже, чем должности их отцов. Даже боярских жен нельзя было поставить на службу на женской половине дворца, не учитывая их местнического статуса – озабоченные вопросами служебного положения мужья тут же начинали строчить государю челобитные с просьбой разобраться, а то случится «поруха боярской чести».

Васнецов Аполлинарий «Московский застенок. Конец XVI века»

Васнецов Аполлинарий «Московский застенок. Конец XVI века»

Иван Грозный, первый московский царь, начал сознательно бороться с боярами-вотчинниками. Главной целью «опричнины» было насильственное отчуждение вотчин от владевших ими бояр. Ещё до начала опричнины, 15 января 1562 года, Иван IV издал указ, запрещавший служившим царю боярам и князьям продавать, менять и давать в приданое свои вотчины под угрозой их конфискации – а в случае отсутствия прямого наследника мужского пола вотчины не оставались в семье, а переписывались прямо на царя. И бояре побежали из Московского царства. Пойманных при бегстве ссылали, наказывали, да и просто казнили. А перед самым введением опричнины Иван уехал из Москвы, сообщив, что оставляет царство по причине гнева на бояр и князей. Вернулся царь только с условием, что теперь он будет волен казнить изменников и лишать их имущества – без претензий со стороны духовенства и знати.

Опричнина была, по сути, массовыми репрессиями против боярской и княжеской знати. Из-за разорения и переселения на другие земли знатных семейств страдали и простые крестьяне, бежавшие с земель обедневших или казненных бояр и помещиков. Как пишет историк Владимир Кобрин, «​​писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие». Результатом неосторожной антибоярской политики Грозного стало, по сути, обнищание всего царства – прежде всего, из-за того, что более половины пашенных земель годами оставались необработанными. А бежавших со своих земель крестьян начали насильно удерживать, запрещая им переходить на другие земли – так закладывались основы крепостного права, которое окончательно утвердилось в XVII веке.

Последний боярин

Портрет князя И. Ю. Трубецкого, неизвестный художник

Портрет князя И. Ю. Трубецкого, неизвестный художник

Ужасы опричнины и последовавшей вскоре Смуты привели к восстановлению боярской власти. И она сразу же показала себя с худшей стороны. «Семибоярщина», боярское правительство 1610-1612 годов, сначала низложила царя Василия Шуйского, потом они подписали с поляками договор, согласно которому русским царем становился королевич Владислав (Ваза), а затем уже просто впустили поляков в Кремль – и оказались их заложниками. Тем не менее, Боярская дума в XVII веке, уже при первых Романовых, работала постоянно, без бояр не принималось ни одно решение – и продолжались бесконечные местнические споры. Что царь мог противопоставить власти старой знати?

«Рецепт» против боярства придумал еще дед Ивана Грозного – великий князь Московский Иван III, победитель Орды и основатель Русского государства. Именно его Судебник 1497 года заложил основы поместного землевладения. В отличие от вотчин, принадлежавших боярам и князьям по праву рода, поместья жаловались московским государем своим служилым людям в качестве одновременно награды за службу и источника дохода, позволявшего служилым снаряжать себя в военные походы. В отличие от вотчин, поместья могли «выдаваться» как пожизненно, так и на срок службы, могли становиться наследственными или возвращаться государю после смерти служилого человека – в XV-XVI веках поместья были собственностью помещиков только постольку, поскольку они несли государеву службу. Благодаря массовой раздаче поместий, начавшейся при Иване III, в Московском царстве сформировалось поместное войско. Если старые бояре-вотчинники были по своему статусу ближе к европейским феодалам – вассалам своего сюзерена-князя, то помещики были гораздо менее самостоятельны, их имущество могло в одночасье исчезнуть, если они вступали в конфликт с центральной властью.

Заложенная Иваном III поместная система пришлась очень кстати к концу XVII века, и именно на её основе Петр Великий построил новую русскую армию. Принцип ее комплектования Петр лаконично сформулировал в своем указе 1701 года: «все служилые люди с земель службу служат, а даром землями никто не владеет». Теперь помещики, а не вотчинники, становились агентами власти в деле сбора налогов, управления землями и главное – за набор солдат из крестьян. Важно было и то, что средний помещик, в отличие от вотчинника, был очень беден – далеко не все поместья могли прокормить своих владельцев, и те вынуждены были вступать в военную или гражданскую службу, чтобы получать жалование.

В 1714 году так называемый «Указ о единонаследии» окончательно уравнял вотчину и поместье под названием «недвижимое имущество». Указ делал владение наследственным, но запрещал дробить его между потомками и продавать – кроме случаев крайней нужды. Кроме того, поскольку имение разрешалось передавать только одному из сыновей (необязательно старшему), то все остальные потомки были вынуждены для пропитания идти в государственную службу.

И всё же Петр присвоил четырем своим сподвижникам звание боярина – уже в XVIII веке. Все эти люди – Шаховской, Апраксин, Нелединский-Мелецкий, Бутурлин – принадлежали к старым московским родам, и боярство, полученное уже в пожилом возрасте, было для них не более чем статусной наградой – Боярская дума больше не существовала. А последним боярином России был князь Иван Трубецкой, умерший в 1750 году. Он совмещал звание боярина с военными званиями, полученными уже по петровской Табели о рангах, и функциями сенатора – именно Правительствующий Сенат при Петре сменил Боярскую думу в качестве правительства Российского государства.

                                                                                                                 Автор : Самойленко Вячеcлав