Сражение под Миром
Как казаки Платова разбили польскую кавалерийскую
дивизию в бою под Миром
Картина В. В. Мазуровского «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г.» 1912 г.
210 лет назад произошёл бой под Миром. Первый серьёзный арьергардный бой Отечественной войны 1812 года между казачьим корпусом Платова 2-й Западной армии и кавалерийской дивизией польского генерала Рожнецкого.
Предыстория
По первоначальному операционному плану, казачий корпус Матвея Ивановича Платова (16 полков) должен был ударить во фланг и тыл противника, который форсирует Неман.
За ним должна была атаковать 2-я армия Багратиона.
12 (24) июня 1812 года, когда армия Наполеона вторглась в Россию.
2-я армия Петра Ивановича Багратиона стояла в районе Волковыск – Гродно, около 150 км от 1-й армии Барклая де Толли.
Барклай дал указание Багратиону идти на соединение с 1-й армией. На другой день, 13 (25) июня, Барклай подтвердил прежнее указание. Князь Багратион посоветовал Платову (Платов не был подчинён командующему 2-й армией) не отрываться от 1-й армии и идти из Гродно правым берегом Немана на Лиду и Минск.
Сам он собирался идти на Слоним – Несвиж, чтобы сохранять связь с 1-й армией и оказывать воздействие на фланг неприятеля.
Однако Багратион не выступил из Волковыска и запрашивал верховное командование (военный министр Барклай и государь Александр, который в это время был при армии), идти ли ему на Минск?
Ответа ждали два дня. Сам Багратион, как сторонник суворовской наступательной тактики, предлагал сделать «диверсию» через Белосток на Варшаву. Если же 2-я армия столкнётся с превосходящими силами врага, то отходить через Брест-Литовск на соединение с Тормасовым (3-я Западная армия). Совместно две русские армии должны были отразить нападение войск Шварценберга. Предложение Багратиона идти на Варшаву осталось без ответа.
Барклай сообщил, что 1-я армия отходит от Вильно на Свенцяны, где может произойти сражение. Платову предписывалось действовать во фланг и тыл врагу, через Лиду и Сморгонь. Князя Багратиона просили поддержать Платова и не дать врагу перехватить коммуникации 2-й армии на Минск и Борисов. 17 (29) июня армия Багратиона выступила из Волковыска на Слоним, оттуда планировали идти на Минск.
Тем временем Платов вёл разведку, испортил мост, сдерживая врага, и эвакуировал Гродно. Затем 17-го направился к Лиде. Одновременно на западном берегу Немана появилась армия вестфальского короля Жерома Бонапарта (младший брат Наполеона) в составе 4-го кавалерийского корпуса Латур-Мобура, 5-го корпуса Понятовского (польский), 7-го корпуса Ренье (саксонцы) и 8-го корпуса Вандама (сформирован из немцев королевства Вестфалия).
\ Жан-Луи-Эбенезер Ренье Доминик-Жозеф Рене Вандам
18 (30) июня около Гродно Неман форсировали войска Жерома.
А.Ю. Аверьянов «На западной границе. Июнь 1812 г.»
Марш 2-й армии
В это время планы верховного командования изменились. Вместо первоначального указания действовать во фланг и тыл врага, Багратиону приказали идти на соединение с 1-й армией, а Платову быть его арьергардом, прикрывая марш. Высочайший рескрипт настиг Багратиона на марше в Минск, в местечке Зельве, около Слонима. Оттуда полки 2-й армии пошли к Новогрудку, чтобы затем через Вилейки идти на соединение с 1-й армией. 27-й дивизии Неверовского, которая была сформирована в Москве и шла на соединение со 2-й армией, дали указание остановиться в Новогрудке. Платов выступил из Лиды к Николаеву, где Багратион планировал перейти Неман.
2-я армия шла быстрыми маршами, без дневок. Лишние обозы и больные были направлены в Бобруйск. 22 июня (4 июля) 1812 года Багратион был в Новогрудке. В этот же день первая колонна армии переправилась на правый берег Немана. Местность была неудобной для марша – болота и леса. Кроме того, казаки сообщили, что враг уже перекрыл намеченный путь, и французы крупными силами стоят от Немана до дороги, ведущей от Вильно к Минску. Чтобы отрезать 2-ю армию от основных сил и уничтожить, Наполеон послал мощный 1-й корпус маршала Луи Никола Даву с силами до 50 тысяч солдат (5 дивизий, составленных из французских опытных солдат).
Даву шёл из Вильно на Минск. Также в тылу появились разъезды армии Жерома, и противник занял Слоним.
Таким образом, возникла угроза частичного блокирования 2-й армии превосходящими силами врага, прорыва по труднодоступной местности, с большими потерями и утратой обозов. Поэтому Багратион приказал первой колонне, которая уже перешла Неман, вернуться назад. 23 июня (5 июля) армия форсированными маршами пошла через Новый Свержень и Койданов на Минск.
Князь надеялся, что Даву оттянет войска назад к Вишневу, чтобы встретить 2-ю армию на прежнем её пути. Это позволит русским войскам пройти через Минск, возможно, и с боем. Поэтому командующий приказал Платову усилить разведку на Вишнев и вместе с отрядом Ивана Семёновича Дорохова занять Воложин и удерживать его до 26 июня.
Платов не смог выполнить это указание, так как у Воложина уже были главные силы Даву. В это время французский маршал не дал себя обмануть и продолжил марш на Минск.
24 июня армия Багратиона была в местечке Мир.
Здесь князь получил известия, что противник в Минске, куда шла армия, и, угрожая с тыла, заняв Новогрудок, имеет подавляющее превосходство в силах. Также он имел высочайшее повеление Барклая «избегать решительного сражения с сильнейшим неприятелем». Поэтому Багратион отказался от решения пробиваться через Минск и повернул на Слуцк и Бобруйск, планируя соединиться с 1-й армией на могилёвском направлении. 26 июня (8 июля) армия была в Несвиже. В это время 1-я армия была в районе Дриссы. В Несвиже армия отдыхала трое суток.
Несвиженский замок Радзевиллов
По пути из Несвижа в Слуцк Багратион получил письмо императора Александра Павловича. Государь считал, что князь зря повернул на Бобруйск. Мол, 2-й армии вместе с корпусом Платова вполне по силам разбить войска Даву и поддержать 1-ю армию с фланга. Поэтому нужно повернуть на прежнее направление, на Вилейку или Минск. Багратион уже не мог повернуть назад, что вело к сражению с силами Даву и Жерома, поэтому продолжил движение на Бобруйск.
Бой под Миром
26 июня (8 июля) Багратион приказал атаману Платову, находившемуся у местечка Мир, выслать разъезды и сдержать движение неприятеля, пока армия будет отдыхать. Вскоре противника обнаружили у Кореличей. Это был авангард Жерома, который, заняв 18 июня Гродно, остановился там на 4 дня. Вестфальский король медлил, переправлял войска, обустраивал их, организовывал пышные торжества и пиры. Тем самым вызвал недовольство французского императора, который уже успел отрезать 1-ю русскую армию от 2-й. Наполеон приказал двинуть вперёд поляков, передать Понятовскому все лёгкие войска. Войска Жерома должны были постоянно висеть на хвосте русской армии, мешать её движению.
Под давлением Наполеона «король Ерёма», как его назвали в России, выступил из Гродно и 26-го был в Новогрудке. Польский авангард (три конных полка) вышел к Гореличам. Здесь произошла первая схватка с казаками Платова.
Донской полк Иловайского 5-го и Карпова 2-го ударили по врагу и гнали его до Новогрудка. Вечером Платов отошёл к Миру. Багратион приказал Платову удерживать Мир. Для усиления Платова был направлен генерал Илларион Васильевич Васильчиков с тремя полками конницы и двумя – пехоты.
Всего русские силы в районе Мира насчитывали около 4,4 тыс. казаков, 2,5 тыс. кавалерии, 1 тыс. пехоты и 12 орудий.
Платов по старой русской военной традиции устроил засаду. У Кореличей осталась сотня казаков для наблюдения. Ещё две сотни расположились по дороге в Мир. Они должны были заманить врага к главным силам. Часть сил расположилась по дороге Мир – Несвиж. Главные силы арьергарда с артиллерией находились в 5 км южнее Мира.
27 июня (9 июля) засада, войдя в соприкосновение с противником, начала отход, увлекая за собой польскую бригаду Турно (три уланских полка – 3-й, 15-й и 16-й) из состава 4-й лёгкой кавалерийской дивизии Рожнецкого. В пылу преследования поляки ворвались в Мир и южнее его напоролись на главные силы казаков. Казаки ударили с фронта главными силами и с тыла засадными сотнями. Поляки были окружены и во время прорыва понесли большие потери. Казаки преследовали врага до местечка Песочны. Здесь поляки получили подкрепление и попытались дать бой, но не выдержали атаки и снова были разбиты. Потери поляков в этот день от 200 до 350 человек.
Битва под Миром (1812). Военная энциклопедия Сытина. 1914 г.
Второй день
В ночь с 27 на 28 июня (9–10 июля) подошёл отряд Васильчикова: Ахтырский гусарский, Литовский уланский, 5-й егерский полк, Киевский и Новороссийский драгунские полки. Кроме того, прибыли казачьи полки Карпова 1-го, Иловайского 10-го и Иловайского 11-го. Французский авангард также был усилен 2-м, 7-м и 11-м польскими уланскими полками под командованием генерала Доминика Дзевановского.
Польские силы насчитывали до 3,3 тыс. человек.
Казаки Платова снова попытались повторить трюк с засадой. Оставив Мир, Платов расположил большую часть войск скрытно влево от большой дороги южнее деревни Симаково, рассчитывая увлечь противника отступлением частей, занимавших большую дорогу, но поляки не повторили ошибку.
В полдень две бригады генералов Казимежа Турно и Дзевановского выступили из Мира на Несвиж.
Поляки обнаружили противника у деревни Симаково, но в атаку не пошли, отправили за подкреплением. Платов, чтобы выманить врага, атаковал передовой 7-й уланский полк. Видя, что враг не желает идти вперёд, Платов начал общее наступление. Упорный бой продолжался до вечера. Передовые полки польских улан редели, но держались. Поляки ждали прибытия подкреплений, которые были на подходе. Но первым прибыло подкрепление к русским – казачья бригада генерала Дмитрия Ефйимовича Кутейникова.
Казаки ударили во фланг противника. Поляки, понеся большие потери (свыше 600 человек), в беспорядке отступили. Только появление польских подкреплений предотвратило дальнейший погром польской конницы. Наши потери – около 150 человек.
В итоге противник, имея общее превосходство в силах, не смог его использовать из-за растянутости и медлительности армии Жерома. Успешные действия Платова задержали противника и обеспечили дальнейший отход армии Багратиона.
Донской казак 1812–1822
Автор: Самсонов Александр