Государевы болезни. Часть III

                 Государевы болезни. Иван V Алексеевич.

       Государевы болезни. Иван V Алексеевич.                                                                ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ.

Царевич Иван V Алексеевич Романов родился 27 августа 1666 года.

К моменту смерти Федора Алексеевича, его брат Иван тоже сын Алексея Михайловича и Марии Милославской, уже достиг 16 лет - совершеннолетия. Из троицы: Софья - Иван - Петр, Ивана почему-то называли "первым или старшим царем". В 1684 году «первый» царь Иван женился на Прасковье Федоровне Салтыковой, то есть отвечал всем требованиям претендента на престол, но не стал единственным претендентом. Во-первых, потому что Иван был из рода Милославских, как и Софья, а Нарышкины интриговали сильнее и напористее. А во-вторых, Ивана-то и за царя не почитали, так как считалось, что он был «головой скорбный». На самом деле по современным понятиям у него вероятно было растройство аутического спектра, скорее всего синдром Аспергера, который корректируется, но тогда не было такого понятия. О том, что он был не безнадежен говорит то, что одна из его дочерей -Анна впоследствие побывала на троне. Иван Алексеевич был с детства болезненным и неспособным к управлению страной. Но это не помешало ему оставить наследницами 3-х дочерей - Екатерину, Анну (которая станет царицей) и Прасковью, а 4-я и 5-я дочери - Мария и Феодосия умерли в младенчестве.

          Царевна Прасковья Федоровна Салтыкова - Романова, жена Ивана Алексеевича.

                                          Царевна Прасковья Федоровна Салтыкова - Романова, жена Ивана Алексеевича.

Хотя Иван назывался «старшим царём», он практически никогда напрямую не занимался государственными делами, кроме ритуальных церемоний, требовавших участия царя, и целиком посвятил себя семье. Выше я уже говорила, что об Иване Алексеевиче говорили, будто бы он был слабоумен, что, возможно, являлось наветом Нарышкиных, который они распространяли в период ожесточённой борьбы за власть с Милославскими. Во всяком случае Петр часто обращался к Ивану в письмах как к совершенно нормальному, думающему человеку и даже советовался с ним и заручался его поддержкой в борьбе с регентшей Софьей, может, просто по своей молодости.

Императрица Анна Иоановна - дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Салтыковой. художник Луи Каравака.

          Императрица Анна Иоановна - дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Салтыковой. художник Луи Каравака.

Царевич Иван Алексеевич прожил дольше всех отпрысков мужского пола царицы Марии Ильиничны Милосваской-Романовой, но уже к 27 годам он был совсем дряхлым стариком, плохо видел и был поражён параличом. Вероятно, все эти недуги, включая предполагаемое слабоумие, это последствие наследственной цинги и плохого обмена веществ, которыми страдали дед Михаил Федорович и отец Алексей Михайлович. Иван Алексеевич скоропостижно скончался в Москве, на 30-м году жизни 29 января (8 февраля) 1696 года.

Государевы болезни. Графиня Катюша-свет, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Иван VI.

        Анна Леопольдовна.                                                                               Анна Леопольдовна.

Следует рассказать о двух дочерях, внучке и правнуке якобы слабоумного царевича Ивана V Алексеевича Романова, которым явно не передалось заболевание отца, если оно было, а не придумано историками сестрицы Софьи Алексеевны, либо Нарышкиными или врагами эпохи дочери Петра I Елизаветы Петровны.

Одна из дочерей Ивана V - Анна Иоановна даже царствовала на российском престоле. И внук второй дочери Екатерины Ивановны, он же правнук Ивана Алексеевича - Иван VI Антонович тоже, к своему несчастью угодил на российский трон в возрасте двух месяцев и пяти дней и был свергнут с престола, когда ему исполнился один год три месяца и тринадцать дней, а со свету он сжит в 23 года и зачем-то вычернут напрочь из истории Романовых, как будто он был в чем-то виноват, будучи младенцем. С "медицинской" точки зрения принц нас интересует как потомок царя, объявленного якобы слабоумным. Но передачи по наследству этого недуга, если он был у прадеда, не произошло. Если у Ивана VI Антоновича и случилась какая-то болезнь нервной системы, то в результате пережитой им трагедии. У любого нормального от таких ран голова кругом пойдет.

          царевна Екатерина Ивановна - герцогиня Мекленбург-Шверинская.                                                 царевна Екатерина Ивановна - герцогиня Мекленбург-Шверинская.

Бабка Ивана VI Антоновича - царевна Екатерина Ивановна родилась 29 октября 1692 года в Москве с семье царя Ивана V и его жены царицы Прасковьи Федоровны. Когда отец умер в 1696 году ей было 4 года. С царицей матерью и двумя младшими сестрами - 3-х летней Анной (будущей императрицей) и 2-х-летней Прасковьей они перебрались жить в усадьбу Измайлово.

Там девушка Катерина выросла в озорную, бойкую хохотушку, дерзкую на язык, не знающую крепкой отцовской руки. К сожалению, Екатерина умом и образованностью не блистала, а особенно полюбила петровские ассамблеи и маскарады, где отплясывала с кавалерами до седьмого пота.

На вид царевна Екатерина Ивановна была маленькая, краснощекая, чрезмерно полная, но живая и энергичная. Ходили даже слухи, что ее прелестями пользовался сам грозный дядюшка – государь Петр Алексеевич (нарышкинские кровосмесительные привычки). Мать Прасковья Федоровна обожала старшую дочь, которую ласково называла «Катюшка-свет». Именно для того, чтобы удержать подольше возле себя любимицу, царица в 1710 году отдала за курляндского герцога нелюбимую среднюю дочь Анну Иоановну, хотя по русской традиции принято было выдавать замуж первой старшую дочь.

И в 1716 году настал момент выдать замуж и Екатерину. В конце января она отправилась из Петербурга в Гданьск вместе с дядей Петром I на встречу жениху. А жених герцог Мекленбургский расчитывал получить в жены не Екатерину (24 года), а ее сестру-погодку Анну (23 года), которая овдовела через 2 месяца после брака. Но царь Петр I пригрозил сослать его посланника в Сибирь, если герцог не женится. Пришлось согласиться на условия царя, тем более, что Петр сразу же после брачного контракта подписал с герцогом Карлом Леопольдом Мекленбургским договор о военной и прочей помощи. Вокруг брака Екатерины Ивановны и Карла Леопольда шла большая политическая игра, и племянница Петра Великого стала разменной картой.

       Карл Леопольд Мекленгбург-Шверинский.                                                        Карл Леопольд Мекленгбург-Шверинский.

О любви Катюши к мужу и речи идти не могло. Карл Леопольд едва успел развестись со своей первой женой к моменту женитьбы на Екатерине, и только благодаря тому, что спешивший Петр сам заплатил деньги за развод. Герцог Мекленбургский был человек грубый, неотесанный, деспотичный и капризный, страшный скряга, никогда не плативший долги. К своей молодой жене Екатерине Ивановне Карл Леопольд относился холодно, отстраненно, оскорбительно, и только присутствие Петра сдерживало его гнев. Брак не оправдал надежд Карла ни в политическом и экономическом, ни в военном смысле, а жену он тоже не любил и открыто выказывал неприязнь к ней. Но хохотушка "Катюшка-свет" не утратила веселости своего характера даже после столь неудачного брака. «Герцогиня – женщина чрезвычайно веселая, и всегда говорит прямо все, что ей придет в голову», – писал камер-юнкер Берхгольц, придворный голштинского герцога Карла Фридриха. А испанский дипломат герцог де Лириа вспоминал: «Герцогиня Мекленбургская – женщина с необыкновенно живым характером. В ней очень мало скромности, она ничем не затрудняется и болтает все, что ей приходит в голову. Она чрезвычайно толста и любит мужчин».

И все же в таком неудачном браке 7 декабря 1718 года в Ростоке герцогиня Екатерина Ивановна родила принцессу Елизавету Екатерину Христину Мекленбургскую, которую в России, после крещения в православие, назвали Анной Леопольдовной (1-е фото). Девочка росла болезненной и слабой, но ее заочно полюбила бабушка-царица Прасковья Федоровна и писала ей нежнейшие письма.

        

В 1722 году по настоянию Петра I Екатерине Ивановне удалось приехать в Измайлово к матери, а внучке Анне (Елизавете-Екатерине-Христине) было тогда 4 года. Вскоре Екатерина с девочкой-принцессой и матерью переехала из Измайлова в Петербург. Здесь 13 октября 1723 года скончалась царица Прасковья Федоровна от мочекаменной болезни. Перед смертью, она приказала подать зеркало и долго всматривалась в свое лицо.

В 1725 году умер царь Петр Великий. А в 1736 году муж Екатерины Ивановны Карл Леопольд был лишен герцогского престола, а позже он был арестован и скончался в ноябре 1747 года в темнице мекленбургского замка Демниц. С женой и дочерью он после их отъезда в Россию так никогда и не увиделся.

А герцогиня Екатерина Ивановна все веселилась, хорошела и толстела. Дочь Анна Леопольдовна жила вместе с матерью. Но при Екатерине I, вступившей на престол в 1725 году, и при Петре II (российском императоре с 1727 по 1730 год) мать и дочь Мекленбургские "окончательно ушли в тень безвестности".

        Императрица Анна Иоановна.                                                                  Императрица Анна Иоановна.

Однако в январе 1730 года произошло чудо для мекленбургских - от оспы умер Петр II. И держать власть пригласили вдовствующую курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, тетку одиннадцатилетней мекленбургской принцессы Елизаветы Екатерины Христины - в просторечии Анны Леопольдовны. С этого времени в судьбе принцессы начались волшебные перемены. Девочку поселили во дворце тетки, назначили ей приличное содержание, штат придворных, а главное – Анну Леопольдовну начали поспешно воспитывать и обучать. Родная мать, герцогиня Екатерина Ивановна, присутствовала на торжественной церемонии крещения дочери в православие 12 мая 1733 года, но буквально через месяц умерла. Все годы замужества герцогиня Екатерина Ивановна страдала серьезными женскими болезнями, позже у нее развилась водянка, и смерть пришла, когда ей было всего сорок лет.

Но мать все же успела присмотреть Анне жениха - девятнадцатилетнего Антона Ульриха, принца Брауншвейг-Люнебургского (родился в августе 1714 года). Его родители были из знатных немецких родов, но приходились друг другу кузенами. Антон Ульрих прибыл для помолвки с Анной Леопольдовной в Петербург 5 февраля 1733 года, в "студеную зимнюю пору", и попал сразу же на праздник тезоименитства императрицы Анны Иоанновны и соответственно – своей будущей невесты Анны Леопольдовны. Но больше всего он интересовался не праздником и фейерверком, а будущей невестой. Анна произвела хорошее впечатление на жениха: «Довольно рослая, худая, красива лицом, имеет хорошие манеры и весьма благовоспитанна...". Зато приезжий жених Анны Леопольдовны всех разочаровал: и саму невесту, и ее мать, и императрицу, и двор. Худенький, белокурый, женоподобный юноша был неловок под пристальными, недоброжелательными взглядами свиты Анны Иоанновны. Антон Ульрих неоднократно и безуспешно пытался сблизиться со своей будущей супругой, но она равнодушно отвергала его ухаживания, все время «была безучастна».

        Антон Ульрих  Брауншвейг-Люнебургский.                                                              Антон Ульрих Брауншвейг-Люнебургский.

Летом 1735 шестнадцатилетняя принцесса Анна Леопольдовна, созналась тетушке-царице в своей близости с красавцем и любимцем петербургских дам графом Динаром – польско-саксонским посланником в Петербурге. Выяснилось, что покровительницей этого романа была воспитательница принцессы госпожа Адеркас, которую тут же выслали из России. Связь пресекли, Анну изолировали от общества почти на 5 лет. А в 1738 году любовник императрицы Бирон предложил Анне в женихи своего сына - Курляндского принца Петра Бирона. Но принцесса решительно отказала и заявила вдруг, что готова выйти за Антона Ульриха. А принц Антон Ульрих за пять лет, проведенных в России, изменился и возмужал, выучил русский язык и получил чин полковника.

1 июля 1739 года состоялось официальное обручение Анны и Антона. Само бракосочетание состоялось через два дня - 3 июля в Казанской церкви на Невском проспекте в присутствии государыни и всего двора. А в октябре 1739 года тайной канцелярией сообщалось, что "нет никаких признаков беременности супруги герцога и ... назло мужу Анна Леопольдовна часто катается в санях вдвоем с Петром Бироном – недавно отвергнутым женихом". Принц Антон с горя заболел, но вскоре пошел на поправку. И о чудо, в декабре 1739 года Анна понесла. А 18 августа 1740 года родила мальчика - принц Ивана Антоновича, он был здоровым и крепким. Отца и мать сразу же отстранили от воспитания ребенка. Царица Анна Иоанновна заполучила наследника, хоть и не собственного, но своих кровей.

Но воспитать внучатого племянника императрице Анне Иоанновне так и не удалось. Вечером в воскресенье 5 октября 1740 года у нее за столом (или, точнее, по сообщению доктора, на горшке) произошел сильнейший приступ почечнокаменной болезни, которую врачи наблюдали у императрицы и раньше. Подобной болезнью страдала и от нее умерла мать племянницы Анны Леопольдовны - Екатерина Ивановна. Позже вскрытие показало, что в почках императрицы образовался целый коралл из отложений, что и привело ее к смерти.

После этого царем "назначили" двухмесячного младенеца Ивана Антоновича (по старому исчислению III, а по новому VI), а регентом при нем Эрнста Иоганна Бирона.

       

Но после дворцового переворота регентшей стала мать младенца - Анна Леопольдовна, а отец Антон Ульрих был кем-то вроде бесправного принца-консорта, как "не пришей рукав". Супруги часто ссорились, неделями не разговаривали друг с другом. При этом принц Антон оказывался слабее и всегда первым шел на попятную. Брауншвейгские дипломаты сообщали, что Анна не приглашала мужа на обсуждение важнейших дел с сановниками, порой не пускала его в свою спальню и подолгу не обедала с ним за одним столом.

Анна Леопольдовна казалась женщиной симпатичной – была хорошо сложена, статна, стройна, но в последствии (с 1740 по 1745 год) она все время была беременна, рожая одного за другим пятерых детей. Как это было возможно при бесконечных ссорах супругов, никто не понимал. Анна «волосы имела темного цвета, а лиценачертание хотя и не регулярно пригожее, однако приятное и благородное». Но у новой регентши не было задатков императрицы, Анна Леопольдовна была по своей природе человеком добрым, участливым, искренним, доброжелательным, была «милосердна и человеколюбива» и доверчива.

С самого начала ее регенства у Анны Леопольдовны появилась фаворитка Юлия Магнусовна Менгден, отношения у них были необычайно близкими, и эта близость бросалась в глаза многим, их любовь «была похожа на самую пламенную любовь мужчины к женщине», они загорали нагишом, спали в одной постели, но всем говорили, что это от холода.

       

             Иван VI Антонович.                                                                                           Иван VI Антонович.

А подданные Ивана VI Антоновича могли лицезреть государя всего пару раз во время больших праздников. Тогда принаряженного младенца с цепью ордена Андрея Первозванного (полученного при рождении) и с голубой лентой этого ордена подносили к окну второго этажа Зимнего дворца, и он мог видеть набережную, заполненную народом. В спальне Ивана всем командовала старшая мамка царя Анна Юшкова, не отходившая от младенца ни на шаг. Ночевала она в соседней комнате, рядом жила и тщательно выбранная из множества кандидаток кормилица Екатерина Иванова со своим сыном – молочным братом Ивана, а также фрейлина Бина Менгден, сестра Юлии. Младенца, как известно, сразу после рождения отобрали у роженицы и поместили в покоях, соседствовавших с царскими. И как только императрица Анна Иоанновна испустила дух, Анна Леопольдовна побежала в спальню сына и забрала его, как ей казалось, навсегда.

15 июля 1741 года Анна Леопольдовна неожиданно для дворцовых сплетников, похоронивших ее брак, родила второго ребенка – девочку, названную в честь покойной бабушки Екатериной Антоновной. А в сентябре 1741 внезапно и тяжело заболел годовалый император Иван VI, о чем писал в своем дневнике брат Антона Ульриха. У мальчика открылась сильная рвота. И все окружающие страшно перепугались. И хотя вскоре малыш поправился, мать-регентша-правительница и ее окружение были весьма обеспокоены. Ведь детская смертность в те времена была очень высока.

А метившая на престол принцесса Елизавета Петровна (дочь Петра I), внимательно следила за положением при дворе и с удовольствием злословила, что император-младенец «непременно умрет при первом сколько-нибудь продолжительном нездоровье». С рождением у Анны Леопольдовны принцессы Екатерины статус цесаревны Елизаветы Петровны понизился еще больше, у нее не было ни мужа, ни наследников, и она все дальше отдалялась в череде престолонаследия. Более того, в 1741 году Елизавета Петровна стала всем лицемерно завлять, что дала некий обет никогда не выходить замуж, и на предложения одного из женихов отвечала "сначала шутя, что ее время уже миновало и что особа, достигшая 32-летнего возраста, смешна, когда думает о браке", но когда сваты захотели опровергнуть это мнение... то принцесса сказала им довольно сухо: "Нет, нет, это ни к чему не поведет, не будем более об этом говорить".

В результате хитрейших интриг и дворцового переворота 25 ноября 1741 года цесаревна Елизавета Петровна стала императрицей.

императрица Елизавета Петровна.

императрица Елизавета Петровна.

В манифесте от 28 ноября 1741 года было сказано, что согласно завещанию Екатерины I Елизавета является единственной законной наследницей после смерти Петра II, что отчасти являлось ложью.

Елизавета Петровна приходилась Анне Леопольдовне двоюродной теткой: она была дочерью Петра, а Анна Леопольдовна – внучкой его единокровного брата Ивана. По возрасту тетку и племянницу разделяло девять лет – Елизавета родилась в 1709-м, а Анна в 1718 году. И Елизавета ненавидела Анну и завидовала ей. Надо было устранять конкурентку. Она подключила союзников с целью предъявления Анне Леопольдовне какого-либо обвинения, нашлась хорошая статья, обвинить в дарении фаворитке Менгден романовских фамильных драгоценностей и денег. И еще несколько разных нелепых обвинений.

Ночью 25 ноября 1741 года Анна Леопольдовна проснулась от шума и грохота солдатских сапог в ее покоях.

 

За ней и ее семьей пришли враги. Никакого сопротивления насилию Анна Леопольдовна и ее муж не оказали, Анна оделась и безропотно позволила увезти себя из Зимнего дворца. Принцу Антону Ульриху одеться не позволили и полуголого снесли в простыне (по другим источникам, то ли в одеяле, то ли в шубе) к саням. В спальню Ивана Антоновича "инкогнито" вошла Елизавета Петровна, взяв ребенка и целуя его несколько раз, она сказала: "Бедное дитя, ты невинно, но родители твои виноваты".

При «аресте» годовалого императора произошла заминка. По одной из версий, солдатам был дан строгий приказ не поднимать шума и взять ребенка только тогда, когда он проснется. Так около часа они и простояли молча у колыбели, пока мальчик не открыл глаза и не заплакал от страха при виде гренадеров.

Солдаты в суматохе сборов в спальне уронили на пол четырехмесячную сестру императора, принцессу Екатерину Антоновну. Позже выяснилось, что из-за этого девочка потеряла слух.

Новая императрица Елизавета Петровна сначала решила попросту выслать Брауншвейгскую семью в Германию, с глаз долой из сердца вон. Четыре дня арестованную семью продержали во дворце Елизаветы, а потом посадили в закрытые возки и повезли по Рижской дороге. Но потом царица переменила свое решение.

                                                                                                                                 Алена Ли.