Государевы болезни. Часть IV

 

                      Государевы болезни. Петр I.

Государевы болезни. Петр I.

ПЕТР I.

Теперь поговорим о Петре I, который родился 30 мая (9 июня) 1672, а скончался 28 января (8 февраля) 1725 года в возрасте 52 лет и 8 месяцев, не дожив чуть более 3-х месяцев до 53 лет.

                                                                           царь Алексей Михайлович Романов.

Повторюсь. Современники утверждают, что мать Петра и 2-я жена Алексея Михайловича - Наталья Кирилловна Нарышкина была воспитана "приемными родителями" в иноземном духе, смолоду позволяла себе употреблять вино за многочисленными трапезами, а также вольно вела себя с мужчинами. Еще злые люди говорят, что Петр I мог быть плодом "пьяного зачатия", которое характеризуется нервными болезнями и гиперактивностью, иногда поздним развитием речи и другими проблемами, чем Петр и страдал в детстве.

                            царица, мать Петра - Наталья Кирилловна Нарышкина, 2-я жена Алексея Михайловича.

Но есть еще сведения, если только это не дворцовые интриги врагов, что вторую жену Алексею Михайловичу подсунул "верный" боярин Артамон Матвеев, а Наталья Нарышкина была "девкой доступной и распутной, блудила с кем попало за спиной царя и нагуляла младенца неизвестно от кого".

 

Всвязи с этим, во-первых, возникает вопрос, а Романов ли ее сын Петр. Все Романовы, начиная с Михаила Федоровича, по генотипу были маленькими и толстенькими, и дети Алексея Михайловича от Марии Милославской были типичными Романовыми – маленькими, упитанными, со стабильной психикой (кроме Ивана) и очень добродушными. Первого Романова – Михаила Федоровича, избрали на престол как раз за его добрый нрав, а прозвище Алексея Михайловича – Тишайший – говорит само за себя.

Государевы болезни. Петр I.

Клан Нарышкиных тоже не отличался ни ростом, ни силой. Петр же вымахал ростом в 2 метра и 9 сантиметров и отличался нездоровой психикой, был агрессивным, жестоким, кровожадным, могучим и сильным мужчиной. Он не был типичным Романовым. Поэтому сразу пошли слухи, что Петр – не родной сын царя Алексея Михайловича. И он, что характерно, ничем не был похож на своих сводных братьев от Милославской – Федора и Ивана, которые были болезненными юношами и умерли рано, а Петр был крепким мужчиной, и если бы не постоянное пьянство, мог бы умереть не в 53 года, а прожить значительно дольше.

Отцовство Петра приписывали и конюху Мишке Доброву

      

, и патриарху Иоакиму, и постельничему Тихону Никитичу Стрешневу, и грузинскому царевичу Арчилу, и лекарю-немцу Келлеру, и опекуну Натальи боярину Артамону Матвееву, и даже родственникам Нарышкиной – двоюродному брату царицы Петру и родному брату Федору.

                                                                               Патриарх Московский Иоаким.

Насчет конюха Мишки Доброва ничего определенного сказать нельзя, а вот относительно патриарха Иоакима существовало подозрение. Ведь именно он, когда разгорелся спор, кого ставить на царство – Ивана или Петра, высказался за Петра. Считалось, что именно за своего сына и ратовал Иоаким. У историков появились даже предложения сравнить антропологические данные патриарха Иоакима с Петром I – форму ушей, лицевой части черепа и так далее.

Если рассматривать версию отцовства немца-лекаря Келлера, то ходили лишь слухи, что он подменил своим мальчиком девочку, истинный плод первых родов Натальи. Но зачем ему это было делать? Царю нужен был сын – наследник престола? Но у него уже и так было два сына, Федор и Иван, так что Петру царствование поначалу никак не «грозило». Может, любовником царицы был сам Келлер и от него родилась дочь? Тогда зачем менять одного ребенка на другого? Лекарь же не предполагал, что когда-нибудь в 20 веке возникнет такая вещь - генетическая экспертиза? И все раскроется.

Грузинский царевич Арчил вообще приезжал в Москву в 1685 году, а Петр родился в 1672. Вычеркиваем!

        Сын Арчила Александр Арчилович - принц имеритинский.

                                                   Сын Арчила Александр Арчилович - принц имеритинский.

Возможно, любовником Натальи Нарышкиной был сам Артамон Матвеев, в доме которого она воспитывалась, так как он не сразу отдал ее царю, но потом буквально подсунул.

       фото Федора или Петра Нарышкиных нет, но есть фото родного брата Натальи  Кирилловны - Лев (Иван) Кириллович Нарышкин. Похож на Петра.

фото Федора или Петра Нарышкиных нет, но есть фото родного брата Натальи Кирилловны - Лев (Иван) Кириллович Нарышкин. Похож на Петра.

Версия - двоюродный брат Натальи Нарышкиной Петр и родной брат Федор? Но Федору было всего 8 лет, и их связь маловероятна. А вот с кузеном вполне могло быть. Ходили слухи, что клан Нарышкиных имел склонность к близкородственным связям. Православная церковь считала родственников до седьмого колена слишком близкими для браков - запрещала, но Нарышкины несколько раз обходили эти строгости. Был слух, что на самом деле отцом кузена - Петра Нарышкина был родной отец Натальи – Кирилл. Раз Наталья зачала Петра I от своего двоюродного брата, тогда получается, что Петр I – сын сводных брата и сестры. Вероятно, в его жилах нет ни капли крови Романовых. У Петра I были признаки кровосмесительного зачатия - несоизмеримо маленькая голова на громадном туловище при женском 38-м размере ноги и росте 2, 09 м, он отличался чрезмерной гиперактивностью (ни минуты не мог усидеть на одном месте) и невероятной жестокостью. К тому же страдал эпилептическими припадками.

        Тихон Никитич Стешнев - государственный деятель.                                                       Тихон Никитич Стешнев - государственный деятель.

Вариант происхождения от Стрешнева "подгоняется" под параметры Петра лучше остальных. Петр и сам слышал сплетни о своем незаконном происхождении, поэтому в подпитии он любил проделывать эффектные дознания. Так он допрашивал своего предполагаемого родителя Тихона Стрешнева: «Этот вот, – указывая на одного из своих собутыльников, Ивана Мусина-Пушкина, – знает, по крайней мере, что он сын моего отца (Алексея Михайловича). Но от кого же я сам? Уж, не от тебя ли, Тихон Стрешнев? Ну! Говори, не бойся! Говори, не то задушу…» Побледнев, Тихон отговаривался незнанием. Тогда Петр, ради забавы, приказал пытать Тихона Стрешнева и поднять затем на дыбу. Выплевывая зубы из разбитого рта и испытывая невыносимую боль в вывороченных суставах, он прохрипел: «А пес его знает, чей ты сын! Много нас к твоей матушке ходило…» (запись дословная).

         Евдокия Лопухина - 1-я жена Петра.                                                             Евдокия Лопухина - 1-я жена Петра.

Бурная, заполненная постоянной деятельностью неупорядоченная жизнь императора Петра I привела к тому, что в пятьдесят лет он уже страдал рядом хронических заболеваний. Известно, что примерно с 1703 г. только "Катерина (Екатерина I) одна могла совладать с царём в его припадках гнева, умела лаской и терпеливым вниманием успокоить приступы судорожной головной боли Петра".

В истории болезни Петра Алексеевича, составленной в 1716 году лейб-медиком Л.Л. Блюментроостом накануне поездки царя на курорт Карловы Вары в Чехию, отмечены умеренно выраженные нарушения желудочно-кишечного тракта по типу хронического колита. А на следующий год Петр I поехал для "лечения водами" в Голландию. Затем царь поехал "в СПА (бальнеологический курорт в Бельгии) лечиться от болезни, спустя восемь лет его похоронившей", как пишет историк Сергей Максимович Соловьев.

       

В июне 1724 года Петр лечился в Подмосковье, на Угодских заводах Миллера, где были открыты целебные минеральные источники. В июле Петр приехал уже в Олонецкую губернию, на первый русский бальнеологический и грязевый курорт "Марциальные воды".

Воду этих источников применяли при малокровии, плохом питании, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, обмена веществ. Грязевые ванны принимали при заболеваниях периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

По наблюдениям доктора Андрея Константиновича Нартова, регулярное потребление минеральных вод улучшило состояние и аппетит царя, исчезло жжение во рту и улучшились функции почек.

       

Многие исследователи высказывали свои мнения по поводу недугов Петра I, например, историк С.М. Соловьев именует его болезнь "припадками", а поэт А.С. Пушкин - "запором урины", профессор медицины П.И. Ковалевский - "странгурией", посол Франции Кампредон в донесениях королю писал о "язвах уретры" (мочеиспускательного канала). Резент (представитель) Саксонии Лефорт указывал на наличие у Петра "мочевого камня". Представитель Англии Горн - на "нарывы в мочевом пузыре". Некоторые исследователи приписывают Петру недолеченный сифилис и другие "заболевания Венеры". В пользу венерических заболеваний говорит огромное количество любовниц, цифра внебрачных детей ужасает, она переваливает за сотню. Все эти суждения по поводу диагнозов базируются на свидетельствах современников, которые были недалеки от истины. Многие врачи в наше время пришли к выводу, что болезнь царя состояла в хронической почечной недостаточности. Чему есть и визуальные подтверждения, так как на гипсовой посмертной маске лицо Петра резко отечное, одутловатое.

      

Особенно отечны веки. Маска явно демонстрирует нам так называемое лицо почечника.

По одной из версий у него было такое заболевание, достаточно частое и в наше время, которое называется стриктура - сужение уретры. Первые признаки смертельного недуга Петра проявились в 1722 году с задержкой мочеиспускания. Следующий кризис наступил летом 1724 года. Видимо, переломным в ходе болезни стал тот день, когда Петр спасал солдат, попавших в кораблекрушение.

Бот, шедший из Кронштадта, сел на мель неподалеку от Лахты. Спасая людские жизни и имущество молодого российского флота, самодержец провел по пояс в воде больше часа. После спасения солдат, могучему императору удалось прожить еще три месяца. Но любая человеческая выносливость имеет предел. Император, посвятивший всю жизнь укрощению морской стихии, принял "смерть от воды". Впрочем, эта история считается главной, но не единственной версией смерти Петра. Царь страдал не только заболеванием почек, а еще он страдал астмой, эпилепсией и алкоголизмом.

       Екатерина I.                                                                                            Екатерина I.

Ухудшение состояния Петра наступило 16 января 1725, начались боли внизу живота, озноб, слабость, а после сложной медицинской процедуры по извлечению гноя из мочевого пузыря 23 января, император маялся от болей, которые были настолько сильными, что крики Петра слышались за пределами дворца. Врачи предполагали и почечнокаменную колику, и песок.

26 января наступило кратковременное улучшение, царь даже попросил поесть и потребовал принадлежности для составления завещания. Но во время еды у него неожиданно возник приступ судорог. Он потерял сознание. Очнулся лишь через два с половиной часа. Императором была утрачена способность говорить и владеть правой рукой и ногой, наступило кровоизлияние в левое полушарие головного мозга, дело в том, что гипертензия является частым спутником инфекционного заболевания почек. Петр левой рукой с усилием написал на грифельной доске "Отдать все..." и потерял сознание.

В пятом часу утра 28 января 1725 года император Петр Великий скончался в возрасте 52 лет и 8 месяцев.

Исследование тела не проводилось, но по имеющимся данным современные врачи сделали вывод, что он страдал злокачественным заболеванием предстательной железы и мочевого пузыря, или мочекаменной болезнью. Следует отметить, что большинство историков и биографов Петра Первого придерживаются именно этой версии.