Князь Довмонт

    Благоверный Довмонт, литовский князь русского Пскова

Благоверный Довмонт, литовский князь русского Пскова

Литовский «беженец» Довмонт (Домант) правил в Пскове 33 года (с 1266 по 1299). В истории и народной памяти он остался как самый успешный и самый любимый князь этого города. В конце XVI столетия Довмонт был канонизирован Русской православной церковью (лишь немного позже Александра Невского), и на представленном ниже фрагменте иконы из собрания Тверской картинной галереи мы видим его в компании других святых князей.


Фрагмент иконы походной церкви «Святая сень» (1588–1590 гг.). Довмонт – вверху, ниже его стоят (слева направо) Борис, Всеволод, Владимир, Ольга и Глеб.

Однако в самом Пскове Довмонт стал почитаться как святой покровитель и небесный защитник города намного раньше официальной канонизации.
Самое раннее из дошедших до нашего времени изображений Довмонта можно увидеть на иконе Богоматерь Великая Панагия (Оранта – «Молящая») из Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мужского монастыря. Она была написана в XVI веке и является списком с иконы XIII столетия. На ней изображены Довмонт и его жена Мария Дмитриевна (внучка Александра Невского), которая после смерти мужа ушла в Псковский Иоанно-Предтеченский монастырь под именем инокини Марфы. Супругов мы видим предстоящими перед Богородицей.

                                  Псковская икона Мирожской Божьей Матери с изображением Довмонта и его жены Марии

Многие полагают, что Довмонт и Мария представлены здесь как «донаторы» – заказчики иконы. Такой тип икон был широко распространен в Центральной и Западной Европе, но редко встречается на территории Руси. Учитывая некоторые реалистичные особенности этого изображения Довмонта – залысина, слегка выпирающий живот, некоторые исследователи осторожно говорят о том, иконописец XIII века мог лично знать князя. Потому что для абстрактного образа эти детали не обязательны и не характерны.
В дальнейшем Довмонт стал изображаться старцем в княжеской одежде, но без шапки, с длинной бородой и высоким лбом.

                                           «Святой Благоверный Князь Довмонт-Тимофей Псковский», фреска XVII века в храме Николы Мокрого, Ярославль 

       

Изображение князя Довмонта было нанесено и на псковскую «деньгу», которую чеканили в этом городе в XV и начале XVI вв. На оборотной стороне представленной ниже монеты, вероятно, изображён барс.

Ситуация на Руси во второй половине XIII столетия была очень тяжёлой и сложной.

Но Псков при Довмонте рос, богател и становился сильнее. Сохраняя формальную зависимость от Великого Новгорода, он проводил самостоятельную внешнюю политику и имел достаточно средств для возведения каменной крепостной стены вокруг «Довмонтова города».

А ведь как раз в это время в русских княжествах каменное строительство прекратилось – примерно на 100 лет.

                                             Довмонтов город на иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста, 1784 г.

                                                    Псковский Кром и Довмонтов город, реконструкция

Происхождение и молодость князя Довмонта

Существуют две группы источников, повествующих о жизни и деяниях этого князя. Первые – летописные (российские и зарубежные). Вторые – церковные: это различные варианты жития святого Довмонта. Самым ранним из всех этих документов считается «Сказание о Довмонте», которое, как полагают, было составлено в первой половине XIV века. Оно входит в состав трех дошедших до нас списков Псковских летописей. В этом источнике упор сделан на описании военных подвигов князя.
Точная дата рождения Довмонта неизвестна. Полагают, что произошло это между 1227–1240 гг. О его происхождении и жизни до прибытия в Псков учёные спорят до сих пор. Н. Карамзин писал, что Довмонт был родственником Миндовга – первого короля Литовского государства. Распространенная и Средняя редакции «Повести о Довмонте», а также Житие называют его сыном Миндовга.

       
В. Татищев считал Довмонта выходцем из Полоцка. О том же говорит Новгородская Первая летопись, в которой утверждается, что отцом Довмонта был полоцкий князь Товтивил – племянник Миндовга.
Некоторые полагают, что Довмонт был сыном нальшанского князя Герденя (Готорта), что маловероятно, поскольку тот погиб, сражаясь против предполагаемого сына.
Густынская летопись сообщает, что женой Довмонта была дочь жемайтийского князя Тройната. Здесь же сообщается, что в 1263 году Тройнат и Довмонт «убили спящего в ночи» Миндовга. А в «Хронике Матея Стрыйковского» поясняется, что Довмонт примкнул к заговору, потому что Миндовг якобы отобрал у него жену.
В Галицко-Волынской летописи даётся такая версия событий: жена Довмонта была очень похожа на свою сестру Марту – любимую жену Миндовга. После смерти Марты Миндовг отобрал жену у Довмонта. Оскорбленный нальшанский князь примкнул к заговору против Миндовга, который 5 августа 1263 года был убит вместе со своими младшими сыновьями – Руклей и Репекьей.
Однако многие считают, что причина убийства Миндовга была совсем другой. С одной стороны, его подданные были недовольны «соглашательской» позицией великого князя в отношениях с католиками, а с другой – его попытками централизации. Главным оппонентом Миндовга выступил тогда его лучший полководец – Тройнат.
Так или иначе, после убийства Миндовга, а затем – гибели занявшего его место Тройната, Довмонт, преследуемый Войшелком (сыном Миндовга), вынужден был эмигрировать в Псков. Вместе с ним тогда ушли «300 литвинов со своими семьями». 

МЕСТО БИТВЫ ДОВМОНТА И ГЕРДЕНЯ

     

В 1264 г. Войшелк, сын Миндовга, взял власть в Литве и изгнал Довмонта из Нальшан.

      

Новым князем Нальшан стал Гердень. Довмонт с дружиной и ушедшей с ним частью племени находит убежище в Пскове, и вскоре, избранный вечем, становится псковским князем. В 1266-1267 гг. Довмонт с нальшанской дружиной и псковским ополчением совершает три похода против Герденя и уводит в псковскую землю оставшуюся часть нальшанского племени. В первый из этих походов Гердень преследует Довмонта и настигает его на Двине. Между двумя нальшанскими князьями происходит битва, описание которой имеем в псковской и новгородской летописях: Перейдя вброд через Двину, отошел на пять верст и поставил шатры в бору чистом, а на реке Двине оставил двух стражей — Давыда Якуновича, внука Жаврова, с Лувою Литовником. Два же девяносто воинов он отправил с добычей, а с одним девяносто остался, ожидая погони. В то время Гердень и князья его были в отъезде, когда ж приехали они домой, то увидели, что дома их и земля разорены. Ополчились тогда Гердень, и Гойторт, и Люмби, и Югайло, и другие князья, семьсот воинов погналось вслед за Довмонтом, желая схватить его и лютой смерти предать, а мужей-псковичей мечами посечь; и, перейдя вброд реку Двину, встали они на берегу. Стражи, увидев войско великое, прискакали и сообщили Довмонту, что рать литовская перешла Двину... ...

Выехал князь Довмонт с мужами-псковичами и божиею силою и помощью святого Христова мученика Леонтия с одним девяносто семьсот врагов победил. В этой битве был убит великий литовский князь Гойторт, и иных князей многих убили, многие литовцы в Двине утонули, а семьдесят из них выбросила река на остров Гоидов, а иные на другие острова были выброшены, некоторые же вниз по Двине поплыли.

Из псковичей же тогда был убит один Онтон, Лочков сын, брат Смолигов, а другие остались невредимыми. И яко увЂдаша плесковици погоню, отослаша полонъ, а сами сташа крЂпко противу им о сию страну Двины. Литва же начаша бродитися на сию страну; тогда плесковици сняшася с ними; и пособи богъ князю Домонту со плесковици, и много множество их побиша, а инЂи в рЂцЂ истопоша, и толко убЂжа единь князь Гердень в малЂ дружинЂ; плесковици же приидоша вси здрави. Как видно из логики событий и летописного описания, место битвы нужно искать на пересечении Двины и возможного сухопутного пути из Нальшан в Псков. Т.е. на правом берегу Двины между Полоцком и землями, которые на тот момент относительно жестко контролировались Ливонским орденом (в 1264 между Полоцком и Ливонией произошла пограничная война – по итогам мира, посредником в котором выступал как раз Гердень, Полоцк признавал Латгалию за немцами). Т.е. где-то между Дисной и Даугавпилсом. Летописное описание битвы дает наводки: – наличие бродов – Чистый бор («Чистый» возможно нарицательное имя, как например «чистое поле», но возможно и имя собственное) – Гоидов и другие острова. Обязательное условие – должно быть не меньше трёх островов. За семь с половиной веков топография местности могла измениться, но на данный момент в среднем течении Двины есть только одно такое место – около Краславы в Латвии. Теперь острова входят в городскую черту, но тогда город был намного меньше и располагался относительно островов ниже по течению. На восток от Краславы до сих пор тянется сосново-еловый бор. Его пересекает ручей Скайста – имя «Скайсте» в переводе с литовского означает «Чистая».

Прибытие Довмонта в Псков

«Сказание о Довмонте» утверждает, что он в «6773 (1266 году)... с дружиною своей и со всем родом своим покинул отечество свое, землю Литовскую, и прибежал во Псков».Но многие относят это событие к 1265 году. На тот момент будущий святой был язычником. Решив, что «Псков стоит обедни», князь крестился, получив имя Тимофей.

       

                                                                                 Крещение Довмонта

После этого «посадили его мужи-псковичи на княжение». Видимо, Довмонт к тому времени был уже достаточно известен за пределами Литвы и имел хорошую репутацию. Вряд ли жители Пскова выбрали бы князем первого попавшегося иноплеменного авантюриста.

                                            Вокняжение Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в.

Основной функцией князей Новгорода и Пскова традиционно являлся арбитраж и руководство военными действиями. Неугодных горожанам князей регулярно изгоняли из этих городов. Довмонт был счастливым исключением из правил и в Пскове явно пришелся ко двору. Когда в 1270 году великий князь Ярослав Ярославович (брат Александра Невского) попытался заменить его другим литовцем – неким Айгустом, псковичи не согласились и в 1271 году вернули Довмонта. Который, как мы помним, в итоге оставался псковским князем на протяжении 33 лет.

Жена и сын князя Довмонта

Трудно сказать, что случилось с первой женой Довмонта (дочерью жемайтийского князя Тройната). Так или иначе, в Псков Довмонт прибыл «холостым». Согласно сообщению Псковской Второй летописи, между 1270–1280 гг. он женился на княжне Марии, которая была дочерью великого князя Владимирского (с 1276 года) Дмитрия и внучкой Александра Невского. Мария Дмитриевна также была причислена к лику святых. Дата рождения этой женщины неизвестна. Можно предположить, что разница в возрасте между супругами была весьма значительной, и потому, как считается, у этой пары был всего один ребенок. Таковым многие называют родившегося в 1283 году Давида Городненского.

Давыд Городенский.

Это был удачливый полководец, староста Гродненской крепости, сумевший одержать ряд побед над крестоносцами. В 1323 году он пришел на помощь Пскову, воевавшему тогда с ливонцами. Он был убит изменником в 1326 году во время похода на Бранденбург. Памятник Давиду можно увидеть в Гродно.

Однако Т. Круглова, (сотрудница Псковского музея-заповедника, кандидат исторических наук) в статье «Жена князя Довмонта» высказала сомнения в том, что Давид Городненский был сыном знаменитого псковского князя. Действительно, странно, что единственный сын любимого псковичами князя оказался вдруг на службе в Литве и, за единственным исключением кампании 1323 года, практически не имел никаких связей с Псковом. А вот устная псковская традиция утверждает, что потомки Довмонта жили в городе до XVII века.

Князь боярской Псковской республики

Псков находился в сложном положении: на него оказывали постоянное давление и литовцы, и датчане, обосновавшиеся на территории современной Эстонии, и меченосцы, позже объединенные с Тевтонским орденом. Причем в борьбе с Литвой псковичи часто выступали союзниками орденских рыцарей. Так, в сражении при Шауляе (1236 г.) против литовцев вместе сражались меченосцы, саксонские рыцари («гости Ордена») и псковская дружина из 200 воинов, о которых в «Ливонской рифмованной хронике» говорится очень доброжелательно: «Гонцов на Русь тогда послал (магистр Фолквин), их помощь вскоре прибыла».

22 сентября 1236 года союзники потерпели сокрушительное поражение: погибли магистр Ордена меченосцев Фолквин Шенке фон Винтерстерн, граф Генрих фон Даненберг, господин Теодорих фон Намбург и еще 48 орденских рыцарей.

        

Большие потери понесли саксонцы и псковичи. В Новгородской Первой летописи сообщается, что из 200 дружинников, посланных Псковом «немцам в помощь» «на безбожную Литву», домой вернулись лишь 20 человек.
Далее были битвы орденских рыцарей и псковичей с литовцами на Камне (1239 г.) и у Изборска (1240 г.).
На принадлежавший Литве Полоцк был направлен и первый поход князя Довмонта. «Сказание...» утверждает, что, воспользовавшись отсутствием князя Герденя (Готорта), Довмонт в 1267 году нанес удар, захватив в плен его жену и детей. Вернувшийся Гердень бросился в погоню и настиг псковичей. Довмонт, отправив часть своих людей в Псков с добычей, принял бой и разбил преследователей, Гердень погиб в бою.
Рассказ об этом походе Довмонта содержится и в Сокращенной литовской летописи, причем он во многом совпадает с Псковской версией. Археологические раскопки подтвердили факт сожжения Полоцка во второй половине 60-х годов XIII века. Упоминается этот поход и в Новгородской Первой летописи. Здесь, правда, утверждается, что он был совершен в союзе с новгородцами, которых возглавлял боярин Олферий Сбыславич.
«Сказание о Довмонте» утверждает, что перед решающей схваткой беглый литовец и недавний язычник обратился к своим воинам с речью: «Братья мужи псковичи, кто стар, тот отец мне, кто молод, тот брат. Прославилось мужество Ваше во всех странах. Пред Вами жизнь и смерть. Братья мои, постоим за святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество».

Ну как не полюбить такого князя? Мало того, что удачлив, так ещё ревностный христианин и пламенный патриот, который за Псков любому глотку порвет. Ну и политик тонкий.

Раковорское сражение

В 1268 году Довмонт с псковской дружиной участвовал в походе против датских владений, находившихся на землях современной Эстонии. Напомним, кстати, что Таллин в буквальном переводе – это «Датский город». У местных аборигенов в то время была популярна песня о «добрых друзьях из Пскова», за исполнение которой датские власти могли приказать засечь смутьяна до полусмерти, но иногда дело доходило и до смертной казни.
Командующим объединенными войсками нескольких русских княжеств был Дмитрий Александрович Переяславский.
18 февраля того же 1268 года состоялось сражение у замка Раквере (Раковорская битва). Это сражение, которое считают одним из самых кровопролитных в XIII столетии, значительно превосходило по масштабам битву на Чудском озере (Ледовое побоище). Летописец сухо констатирует: «Бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни деди».

                                                                        Замок Раквере, Эстония
В русское войско входили дружины Новгорода (под командованием посадника Михаила Федоровича), Пскова (командовал Довмонт), Переяславля (князь Дмитрий Александрович) и Твери (ее вели Святослав и Михаил – племянники Дмитрия, сыновья Великого князя Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича). Были здесь также дружины смоленского князя Константина Ростиславича и оставшегося «неузнанным» князя Ярополка.


Общая численность союзной армии оценивается примерно в 16–18 тысяч человек. К датчанам пришли на помощь ливонские рыцари, в одной из летописей можно прочитать: «Съвокупилася вся земля Немецьская». 

В их объединенном войске насчитывалось, вероятно, воинов меньше, чем в русской армии. Однако у противника был свой козырь – таранный удар рыцарской конницы, едва не опрокинувший новгородцев, которые понесли страшные потери. В числе прочих погибли новгородский посадник Михаил, тысяцкий Кондрат и 15 бояр. Тем не менее новгородцы устояли, дав возможность переяславской дружине нанести удар по одному из флангов, где стояли ополченцы из Ливонии. Заслуги князя Дмитрия признает и Ливонская рифмованная Хроника, где написано: 

«Король Дмитрий был героем:
С пятью тысячами русских избранных
Воинов предпринял он наступление,
Когда другие войска его отступили».

По другому флангу ударили псковские воины Довмонта, здесь погиб епископ Дерпта Александр. Немецко-датское войско побежало к замку, три отряда русских гнались за ним на протяжении 7 верст и, по сообщению летописи, преследовать отступающих было трудно из-за множества лежащих на земле трупов.

                                    Битва при Раковоре. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 70-е гг. XVI в.
Остатки вражеской армии укрылись в замке, а русские три дня хоронили павших товарищей. Взять Раквере не удалось, потому что один запоздавший немецкий отряд наткнулся на русский обоз и, пока союзники преследовали неприятеля, уничтожил осадные машины. Перед возвращением в Псков Довмонт нанес удар по ливонским владениям, дойдя до Балтийского моря и взяв хорошую добычу: «пополнил землю свою множеством пленных».

Союзник Дмитрия Александровича

В марте 1268 года ливонцы пошли в ответный поход на Псков. Согласно «Сказанию о Довмонте», псковичи разбили их на реке Мироповне, а тех из них, что попытались спастись на речном острове, «пожгли в траве, – одни побежали, и волосы их горели, а других Довмонт посек».
На этом ливонцы не успокоились. В мае следующего 1269 года ландмейстер Отто фон Лютенберг подошёл к Пскову и осаждал его 10 дней. «Сказание о Довмонте» утверждает, что во время одной из вылазок князь «самого же магистра ранил в лицо». Затем к Пскову подошли союзники во главе с Дмитрием Александровичем, и ландмейстер предпочел заключить мир.

  

В дальнейшем Довмонт действовал в тесном взаимодействии со своим тестем – Дмитрием Александровичем, который стал Великим князем в 1276 году. В 1282 году, по сообщению Новгородской Первой летописи младшего извода, Довмонт отбил захваченную новгородцами казну своего тестя.
В 1285 году Довмонт участвовал в отражении нападения литовцев на тверские земли.
В марте 1299 года Довмонт сражался с осадившими Псков «немцами», которые тогда захватили Снетогорский монастырь, перебив всех монахов. Если верить «Сказанию...», защищая город, Довмонт «самого командора ливонского ранил в голову».
Это была последняя война и последняя победа этого князя. Через два месяца «благоверный князь Тимофей нача болети, и в той болезни преставися к Богу в жизнь вечную месяца майя в 20 день, на память Фалелея... Бысть же тогда жалость велика во граде во Пскове мужем же и женам и малым детем по благоверном князи Тимофеи».

Посмертная слава князя Довмонта

Как мы помним, почитание Довмонта в качестве покровителя и святого защитника Пскова началось практически сразу после его смерти. Его заступничеством летописи объясняют победы над немцами в 1341 и 1343 годах. Ещё одно предание гласит, что во время осады Пскова ливонцами в 1480 году князь Довмонт явился к одному из жителей, приказав:
«Возьми одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь».

Этот крестный ход так вдохновил его участников, что они сразу же бросились на вылазку и загнали неприятеля в воду. Осада с города была снята.
Первая церковь в честь Довмонта была построена уже в 1374 году (вторая – через 200 лет, в 1574).
В 1530 году у гроба Довмонта было зафиксировано первое чудо исцеления (слепой женщины).
Официально Довмонт (Тимофей) был канонизирован в 1549 году. Одновременно с ним святым был провозглашен другой князь – Всеволод (в крещении – Гавриил, это внук Владимира Мономаха). Оба стали почитаться как святые воины и заступники Русской земли.

                               Гавриил и Довмонт Псковские, благоверные князья с образом Успения Богородицы

В 1679 году святые Довмонт и Всеволод явились казакам далеко от Пскова – в долине реки Зеи. Здесь албазинский отряд Гаврилы Фролова встретил двух всадников на белых конях, в которых они и признали псковских святых. Те предсказали им нападение китайцев и победу.

      Явление благоверных князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила Псковских во время Албазинской осады

Меч Довмонта висел в Троицком соборе, им торжественно опоясывали новых князей.

       

Меч князя Довмонта, экспонат Псковского музея-заповедника. Общая длина – 90 см; длина клинка – 75 см; ширина лезвия у перекрестья – 5,3 см; вес – 2,5 кг. Изготовлен в немецком городе Пассау. Это один из 4-х сохранившихся во всем мире мечей XIII века
А это скульптурное изображение Довмонта в Пскове можно увидеть на постаменте памятника святой Ольге.

             

                                                                                                                                      Автор:  Рыжов В. А.