Корнелиус Крюйс
Корнелиус Крюйс.
Полузабытый создатель военно-морского флота России
В цикле статей, посвященных десятилетнему правлению Анны Иоанновны, мы уже говорили о «немцах», служивших в то время в России. Мельком упоминался и Корнелиус Крюйс (иногда его называют также Крейцем или Крейсом). Однако этот человек, пожалуй, достоин отдельной статьи: ведь он стал одним из основателей военно-морского флота нашей страны, но потерялся на фоне других, более известных широкой публике фигур.
Происхождение и первые годы жизни Корнелия Крюйса
Героя сегодняшней статьи часто называют голландцем, однако он родился 14 июня 1657 года в норвежском портовом городе Ставангер и при крещении получил имя Нильс, его настоящая фамилия – Ольсен (в другом варианте – Ульсен). Корнелиусом Крюйсом он стал после того, как поступил на морскую службу в Голландии. А в России его звали Корнеем Ивановичем.
Памятник Корнелиусу Крюйсу в Ставангере
Отец мальчика работал портным, у него даже был подмастерье, но особо зажиточной эту семью, в которой росли шесть детей (две девочки и четыре мальчика) назвать было нельзя. Интересующий нас мальчик родился у этой пары за два года до официального заключения брака. Поэтому во избежание пересудов дату его рождения решили сдвинуть на два года, тем самым уменьшив возраст.
После смерти отца в ноябре 1668 года материальное положение его вдовы и детей значительно ухудшилось. Поэтому будущий адмирал в возрасте 14 лет вынужден был устроиться юнгой на голландское торговое судно. В течение 12 лет он плавал на девяти разных кораблях, успел побывать в трёх частях света – Европе, Азии и Америке. Во время Второй англо-голландской войны в 1672–1673 гг. служил матросом на голландском боевом корабле. Никаких особых достоверных подробностей об этом периоде жизни Крюйса не известно. Однако в одном из поздних писем Крюйс сообщает адресату, что служил шести монархам и трём республикам.
Корнелиус Крюйс на гравюре голландского художника Кнейна
Лишь в 1680 году имя Крюйса появляется в документах: в это время он был капитаном торгового судна «Африка», ходившего из голландских портов в Лиссабон за сахаром, фруктами и солью.
В 1681 году Крюйс вступил в брак с купеческой дочкой Катариной Фоогт. Жена родила ему пять детей, двое из которых умерли в детском возрасте. Один из сыновей Крюйса, Ян, служил в российском флоте под командованием отца.
Не слишком удачная карьера капера
Помимо торговли, Крюйс «подрабатывал» морским разбоем, но не в качестве пирата, а как приватир (капер). В отличие от корсаров, каперы были вполне уважаемыми людьми, даже патриотами, которые (пусть не без выгоды для себя) помогают своей стране во время очередной войны, нарушая коммуникации противника.
Пираты были «беспредельщиками», нападая на всех, кого рассчитывали победить. Каперы брали обязательство атаковать только корабли того государства, которое находилось в состоянии войны с их страной. Пиратов, попадавших в плен, вешали быстро и «за шею». Каперы считались военнопленными.
Известно, что в 1689 году, возвращаясь в Голландию от Кубы, Крюйс захватил французское торговое судно, которое шло от Санто-Доминго. Но через два года корабль Крюйса на пути от Испании к Нидерландам захватили уже французские приватиры. В течение полугода Крюйс находился в Брестской тюрьме, но ему удалось связаться с матерью, которая прислала документы, доказывающие, что сын является норвежцем, то есть подданным Дании, а не Голландии (Норвегия тогда входила в состав Датского королевства). Поскольку войны между Францией и Данией в тот момент не было, Крюйса выпустили из тюрьмы и даже вернули корабль.
В следующие три года Крюйс плавал из Амстердама в Кадис, доставляя в Испанию голландский сыр. Любопытно, что для защиты этого продукта от крыс на борту судна держали 5 кошек.
Государственный служащий Корнелий Крюйс
В 1696 году Крюйс устроился на работу в амстердамском Адмиралтействе, получив должность унтер-экипажмейстера.
Он надзирал за строительством, снаряжением и вооружением боевых кораблей. Служба была связана с финансовой ответственностью, и в 1697 году Крюйса даже обвиняли в недостаче, а также в загрузке на один из кораблей некачественных продуктов. Но все обошлось, зато кончилась война между Нидерландами и Францией. Над Кейсом нависла реальная угроза увольнения «по сокращению штатов».
Именно тогда, в ноябре 1697 года бургомистр Амстердама Николаас Витсен сообщил Крюйсу о возможности поступить на русскую службу: Пётр I, который находился в Нидерландах в составе Великого посольства, искал опытных людей для строительства флота.
Ввообще-то, он надеялся нанять авторитетного голландского вице-адмирала Гилля Питера Шхея, но тот интереса не проявил, зато посоветовал обратить внимание на Корнелия Крюйса.
Крюйс тоже не сразу решился принять предложение Петра, но 9 апреля 1698 года все же подписал контракт. Условия договора были для него чрезвычайно выгодными. Крюйс получил чин вице-адмирала, годовой оклад в 3 600 ефимков (9 тысяч гульденов), и половину годового жалованья ему выдали сразу – в виде аванса. Во время пребывания на берегу Крюйсу отдельно полагались «кормовые деньги». Он также должен был получать три процента из стоимости захваченной добычи (кроме судов и орудий).
Заключив контракт на четыре года, он имел право вернуться в Голландию через три. Новому вице-адмиралу полагался целый штат сотрудников: личный переводчик, секретарь, лютеранский священник, от 5 до 6 человек обслуживающего персонала. Кроме того, Петр I обещал выкупать Крюйса в случае, если тот попадет в плен.
Ещё в Голландии Крюйс составил устав для лиц, поступающих на русскую службу, который был утвержден Петром I, а в 1710 он был опубликован под названием «Инструкции и Артикулы военные Российскому флоту». Эти правила действовали до 1720 года, когда был издан Полный морской устав. За отход от пунктов своего Устава (всего их было 63) Крюйс прописал необычайно жестокие наказания – вплоть до килевания (протаскивание под килем), отсечения виновному руки (или пригвождения ее к мачте) и смертной казни.
По иронии судьбы самого Крюйса в 1713 году на основании его же устава приговорили к смертной казни за неудачное преследование кораблей противника. Однако приговор не был приведен в исполнение, а позже Крюйса и вовсе помиловали.
Кроме того, ещё до подписания контракта, Крюйс стал оказывать российским агентам помощь в подборе кадров. По его рекомендации на русскую службу были приняты капитан Рез, получивший чин шаутбенахта (контр-адмирала), 5 капитанов и 23 командора, 36 поручиков, 17 штурманов, 15 подштурманов, 34 боцмана, 32 боцманмата, 17 констапелей, 354 матроса и 51 лекарь. Все эти лица прибыли в Россию в июне 1698 года. Вместе с морскими чинами были наняты до 50 мастеров.
Всего же тогда в Россию в июне 1698 года отплыли около 600 человек, до Архангельска они добрались августе. Ещё через месяц Крюйс прибыл в Москву.
Каким же запомнили его в Голландии и в России? Знавшие Крюйса люди утверждали, что он был высокого роста и крупного телосложения. На лице его выделялись багровые родимые пятна у глаз. Как можно видеть на этом портрете, справа пятно было значительно больше. Cornelius Cruys
Многие говорили о его справедливости, честности и отзывчивости, а также о высокой компетентности в морских делах. А голландский историк Де Йонг утверждал, что отъезд Крюйса в Россию стал большой потерей для его страны.
Корнелий Крюйс на русской службе
В марте 1699 года умер возглавлявший российское военно-морское ведомство Франц Яковлевич Лефорт.
На этом посту его сменил Фёдор Алексеевич Головин, который о флоте и морских делах имел самое отдаленное представление. Истинным главой этого ведомства стал его заместитель – Корнелиус Крюйс. Головин же так отзывался о своем заместителе в письмах Петру I:
«Зело человек истинно добр, жаль такого пропустить... зело искусен и трудами не скучен человек... без такого человека у нас флот в добром состоянии не будет».
Корнелиус Крюйс на портрете неизвестного художника
Ф. Головин на гравюре П. Шенка, 1706 г.
В конце октября 1698 года Корнелий Крюйс прибыл в Воронеж.
Воронеж на гравюре XVIII столетия
Начал он с составления двух инструкций (росписей) по всем предметам, необходимым для снабжения и вооружения кораблей. Именно эти «Росписи» стали основой русской морской терминологии.
Весной 1699 года под руководством Крюйса были отремонтированы 58 военных кораблей и заложены 60 новых. Кроме того, именно он сделал первые черновые чертежи первого русского 58-пушечного линейного корабля «Гото Предестинация» («Божие Предвидение»), а затем контролировал его строительство.
В том же 1699 году Крюйс стал одним из организаторов и руководителей похода Петра I по Дону и Азовскому морю к Керчи с целью доставить туда Е. И. Украинцева, направлявшегося с дипломатической миссией в Константинополь. Эту экспедицию Крюйс описал в «Журнале Крюйса во время переезда из Москвы на Воронеж, в Азов, Таганрог, Керчь и обратно к Азову», где приводились описания реки Дон с 14 картами и карта Азовского моря. В 1703 году этот атлас был издан в Амстердаме на русском и голландском языках.
Помимо этой географической работы, Крюйс написал исторический очерк о реке Дон, Азовском море, Воронеже и Азове. О донских казаках он, например, оставил такое свидетельство:
«Казаки добродушны и щедры, не копят богатства, имеют много ума, хитры и особенно искусны в военном деле. Никто лучше казака не умеет напасть на неприятеля быстро и нечаянно, заманить его в засаду и воспользоваться малейшею его оплошностью. Они весьма храбры, равнодушно переносят голод, жажду и все случающиеся себе тяжести».
А 1700 году Крюйс стал командующим корабельным флотом «Приказа адмиралтейских дел», созданного вместо существовавшего раньше «Судного приказа». А галерный флот возглавил уроженец Далмации шаутбенахт (контр-адмирал) граф Боцис. Оба подчинялись Головину, а с 1706 года – адмиралу Ф. М. Апраксину.
Крюйс продолжал службу в Воронеже и часто совершал инспекционные поездки в Таганрог (где его именем сейчас названа набережная). Затем в марте 1702 года был переведен в Архангельск с заданием возглавить работы по укреплению города и создать флотилию Белого моря. Архангельские верфи
Русский агент в Голландии
Амстердам на гравюре 1720 г.
Уже осенью того же 1702 года Крюйс был отправлен в Голландию для набора новой группы нужных России специалистов, а также закупки кораблей. Кроме того, он должен был добиться от Амстердамского адмиралтейства разрешения на обучение на кораблях голландского флота 150 подростков, которые прибыли вместе с ним. Тогда же здесь был издан «Атлас реки Дон» Крюйса, о котором мы говорили выше.
Страница Атласа Корнелия Крюйса
С определением на корабли прибывших с ним молодых людей возникли большие трудности. Во-первых, они прибыли поздней осенью, когда экипажи практически всех судов были укомплектованы для зимнего плавания. К тому же большинство из потенциальных учеников оказались слишком юными для приема на корабли.
Надо сказать, что Крюйс не бросил их на произвол судьбы и с помощью старого знакомого, бургомистра Николааса Витсена, который к тому же был одним из руководителей голландской Ост-Индской компании, ему удалось устроить самых старших из этих юношей на ост-индские либо китобойные суда. Большинство остальных стали учениками кузнецов, плотников, портных и прочих мастеров. Самые младшие (33 человека) были отданы Крюйсом в местные школы, причем обучение осуществлялось за его собственный счёт. О них он писал Петру I:
«Если в воле моей было, и я бы ребят ещё год в немецкой школе подержал и тогда бы их отдал докторскому, медицинскому и философскому учению».Согласие российского монарха было получено.
С набором моряков тоже возникли большие сложности, так как Нидерланды участвовали в Войне за испанское наследство, и потому в то время в стране был дефицит квалифицированных моряков. Многие из тех, что все же желали поступить на русскую службу, не устраивали самого Крюйса. И потому часть людей он нанял на родине – в Норвегии (уже на обратном пути). Тем не менее ему все же удалось в 1703 году отправить в Россию 450 человек, некоторых – с семьями (в этой партии было 190 женщин и детей). А в конце 1704 года с самим Крюйсом прибыли ещё 177 специалистов. Причем были среди них и очень известные люди.
Прежде всего, это датчанин Витус Ионассен Беринг, возглавивший Первую (1725–1730 гг.) и Вторую (1733–1741 гг.) Камчатские экспедиции.
Норвежец Питер Бредаль начинал в должности унтер-лейтенанта гребного флота и дослужился до чина вице-адмирала, был главным командиром Ревельского, затем – Архангельского портов. С 1735 по 1739 годы он командовал Донской флотилией, был главным начальником Тавровского адмиралтейства.
Петр Сиверс в России стал вице-адмиралом и занимал должности командира эскадры Балтийского флота и вице-президента Адмиралтейств-коллегии.
Вейбрант Шельтинг стал контр-адмиралом и основателем династии российских морских офицеров.
Кроме того, именно с Крюйсом (в качестве его секретаря) прибыл в Россию будущий вице-канцлер Генрих Иоганн Остерман, занимавший также и пост генерал-адмирала Российской империи.
А его сын, Иоганн Остерман, стал канцлером империи.
Корнелий Крюйс на Балтике
В 1705 года Крюйсу было поручено формирование Балтийского флота.
Верный своим принципам, он первым делом написал подробные инструкции для своих подчинённых – от порядка распределения команд по кораблям до снабжения судов и довольствия их экипажей.
Флот, который возглавил Крюйс, встал у острова Котлин, где в 1706 году было начато строительство Кроншлота. Флагманом эскадры стал 24-пушечный корабль «Дефам».
Одной из шести 12-пушечных шняв командовал сын Крюйса – Ян. Всего же в подчинении у норвежца оказались 22 судна: восемь 24-пушечных кораблей, шесть 12-пушечных шняв, шесть галер и два брандера.
Помимо кораблей, под командованием Крюйса оказались и сухопутные части, расположившиеся на острове, его сын руководил строительством батареи, названной по его имени – Святой Ян или просто Ивановская. Значение Котлина состояло в том, что в случае его захвата, шведы заблокировали бы устье Невы.
Эскадра адмирала Анкерштерна (7 линейных кораблей, 6 фрегатов и несколько мелких судов) с 4 июня по 15 июля 1705 года трижды вступала в столкновение с русским флотом и дважды пыталась высадить десант на острове, но успеха не достигла.
В 1708 году Крюйс участвовал в отражении нападения шведов на Петербург со стороны Тосно: ему удалось перегородить Неву старыми судами и провести операцию по дезинформации, подсунув вражескому командующему генерал-майору Георгу Любекеру сведения о подходе 40-тысячного русского войска.
Любекер спешно отступил к морю, а большая часть его армии, оставшись без командования, сдалась в плен.
Возвращение в Азов
В октябре 1710 года Крюйс получил приказ отправиться в Воронеж, а 20 ноября началась новая война с Турцией. 1 мая 1711 года Крюйс прибыл в Таганрог, где получил должность командующего флота и Троицкой крепостью этого города. Общее руководство осуществлял Ф. М. Апраксин. Русским противостоял целый флот из 18 линейных кораблей, 21 галера, 100 плоскодонных судов, 100 галиотов и 120 шлюпок. Вражеская экспедиционная армия насчитывала до 70 тысяч человек. У Крюйса же оказалось всего 4 линейных корабля, 3 шнявы, по 2 бригантины, галеры и тартаны, некоторое число скампавей и кач, около 100 казачьих лодок.
Помимо прочих, в подчинении у него были прибывшие с ним капитаны Беринг, Бредаль и Шельтинг. Экипажи кораблей на две трети состояли из солдат. Несмотря на явное преимущество, турецкий главнокомандующий действовал нерешительно и после неудачной попытки высадки десанта 22 июля отошёл от Таганрога. Однако этот город, как и Азов, пришлось оставить после неудачного Прутского похода Петра I. Корабли Азовской эскадры были сожжены, Крюйс вернулся в Санкт-Петербург, где ему было поручено возглавить строительные работы в Кронштадте.
Он пользовался таким уважением, что в 1712 году на свадьбе Петра I и Екатерины занял «отцово место», а его жена – «материно место».
Неудачи на Балтике
10 июля 1713 года эскадра Крюйса преследовала три шведских судна, однако два русских корабля, «Рига» (на котором находился Крюйс) и «Выборг», налетели на подводные камни. Остальные корабли имели реальный шанс догнать шведов и взять их на абордаж, однако Крюйс распорядился прекратить погоню. Судно «Рига» 12 июля удалось снять с мели, «Выборг» пришлось сжечь. Крюйс был отдан под суд, в котором, помимо прочих, приняли участие Петр I, Апраксин и Меншиков.
В январе 1714 года опальный норвежец был приговорен к смертной казни, которую заменили лишением всех чинов и ссылкой в Казань. Но в марте 1715 года Крюйс был прощен и смог вернуться в Петербург. В прежнем чине он продолжил службу в Адмиралтействе, но занимался уже только береговыми учреждениями.
Последние годы жизни Корнелия Крюйса
В начале 1716 года Крюйс в звании генерала-интенданта управлял Московской парусной фабрикой, ижорскими пильными мельницами и угольными заводами. В декабре 1717 года стал президентом Адмиралтейств-коллегии. В 1721 году был произведен в полные адмиралы.
Петр I снова демонстрировал доверие к нему: и на празднике в честь своего первого ботика («дедушки русского флота») рулевым на этом суденышке был император, гребцами – Меншиков и Крюйс.
Корнелиус Крюйс умер в день своего рождения – 4 июня 1727 года, когда ему исполнилось ровно 70 лет. Свое тело он завещал похоронить в Амстердаме, что и было исполнено.
Автор: Рыжов В. А.