Полководцы Анны Иоанновны
Немецкие» полководцы Анны Иоанновны
Cаксонец Миних, ирландец Ласси, шотландец Кейт
В сегодняшней будет рассказано о российских полководцах иностранного происхождения, прославившихся в период десятилетнего правления этой императрицы. Иногда говорят, что идеологом имперской политики России после Петра I был Остерман, а осуществляли её Миних и Ласси.
Два Миниха
Бурхард Кристоф Миних, который организовал государственный переворот, закончившийся падением Эрнста Иоганна Бирона, в Россию приехал в 1721 году.
Здесь его стали называть Христофором Антоновичем.
Граф Бурхард Христофор Миних
Петр I потом благодарил пригласившего Миниха русского посла в Варшаве Г. Долгорукова за «хорошего инженера и генерала» и говорил: «Никто так хорошо не понимает и не исполняет мыслей моих, как Миних.»
При Петре I Миних строил Обводной канал в Петербурге, шлюз на реке Тосна, дорогу из Петербурга в Шлиссельбург и Ладожский канал. В 1728 году, при Петре II, получил титул графа Российской империи и должность генерал-губернатора Петербурга, которая тогда не считалась особо престижной, поскольку новый император предпочитал Москву. В июле того же 1728 года Миниху поручили «малевание на знаменах» и «доведение до ума» старых и «недавно сочиненных» гербов. Эту работу Миних закончил в мае 1729 года, и в настоящее время три крупных российских города – Санкт-Петербург, Курск и Брянск, используют именно гербы, придуманные этим ольденбуржцем. Императрица Анна Иоанновна в 1732 году вернула Двор в Петербург, Миних тогда занимался всеми вопросами переезда и размещения императрицы и её придворных на новом месте. Анна оценила труды Миниха, присвоив ему звание генерал-фельдмаршала и назначив президентом Военной коллегии. На этом посту Миних по указу императрицы создал два новых гвардейских полка – Измайловский и Конногвардейский.
Кроме того, именно при Минихе в российской армии появились кирасирские, гусарские и саперные полки. Он добился сокращения срока службы рядовых до 10 лет, а также запрета забирать в рекруты единственного кормильца в семье. Были открыты Шляхетский корпус (директором которого стал сам Миних), гарнизонные школы и несколько военных госпиталей.
По распоряжению Бирона, Миних контролировал закупки и обустройство российских конных заводов. Именно немцу Миниху принадлежала идея уравнивания иностранных и русских офицеров в получаемом ими жалованье. Кроме того, его стараниями были построены либо реконструированы 50 крепостей на границе с Турцией и Персией.
В 1734 году Миних оказался во главе русских войск, осаждавших Данциг (сейчас Гданьск), где укрывался поддерживаемый Францией претендент на польский престол Станислав Лещинский, тесть короля Людовика XV.
Осада Данцига, 1734 г.
Именно тогда впервые вступили в бой русские и французские войска. Солдаты полков Перигор и Блезуа высадились близ города и наткнулись на позиции русских. В коротком бою они потеряли 232 человека убитыми (в числе прочих погиб и командир десантных частей граф Плело), после чего сдались в плен. Потери русских составили всего 8 человек (такое соотношение объясняется тем, что у французов отсырел порох). Вскоре после этого Лещинский, переодевшись крестьянином, бежал из Данцига.
А затем была война с Турцией, которая продолжалась с 1735 по 1739 год. Первый поход армии генерала Леонтьева оказался неудачным. Но затем две русские армии, которые возглавили немец Миних и ирландец Ласси, действовали весьма удачно.
Русско-турецкая война 1735-1739 гг., карта
Под командованием Миниха тогда находились братья Бирона Карл и Густав, а также жених Анны Леопольдовны (племянница императрицы) принц Антон Ульрих Браунвшвейгский. Армия Миниха в 1736 году взяла штурмом Перекоп и вошла в Крым, захватив Гезлев (Евпатория), Ак-Мечеть и ханскую столицу Бахчисарай.
Победа русских под Перекопом в 1736 году
В июне 1737 года войска Миниха овладели крепостью Очаков.
В августе 1739 года русская армия, впервые построенная Минихом в каре, в Ставучанском сражении разгромила турецкие войска сераскира Вели-паши. Здесь Миних показал, как следовало действовать Петру I, армия которого попала в окружение во время Прутского похода. Под Ставучанами русские войска также были окружены превосходящими силами турок, но Миних не вступил в переговоры, а два дня отбивал непрерывные атаки османов. Наконец, 17 (28) августа он начал демонстративную атаку на правый фланг турецкой армии, но главный удар нанёс по левому флангу. Турки бежали, армия Миниха заняла Хотин, Яссы и почти всю Молдавию. О победах Миниха писали все газеты Европы, и находившийся тогда в Германии молодой студент Ломоносов написал свою знаменитую оду:
Но враг, что от меча ушел,
Боится собственного следа.
Тогда увидев бег своих,
Луна стыдилась сраму их
И в мрак лице, зардевшись, скрыла.
Летает слава в тьме ночной,
Звучит во всех землях трубой,
Коль росская ужасна сила.
Кстати, именно к Миниху были обращены последние слова умирающей Анны Иоанновны: «Прощай, фельдмаршал!»
О «ночной революции» 9 ноября 1740 года мы поговорим в следующей статье. Пока же скажем, что благодаря Миниху регентом стала Анна Леопольдовна, мать малолетнего императора.
Звание генералиссимуса, на которое претендовал организатор переворота, она отдала своему мужу. Обиженный Миних 3 марта 1741 года подал прошение об отставке, которое, к его удивлению, тут же удовлетворили. Отставка не спасла заслуженного фельдмаршала, когда в результате очередного дворцового переворота к власти пришла «кроткая и незлобливая» Елизавета.
Кристоф Герман Манштейн писал о репрессированных тогда людях: «В сущности, преступление всех арестованных лиц состояло в том, что они не понравились новой императрице и слишком хорошо служили императрице Анне.»
Миних был не просто арестован, но приговорён к смертной казни через четвертование. Однако уже у эшафота 18 января 1742 года было объявлено о «милости» новой императрицы: смертная казнь заменялась вечной ссылкой. Миниха отправили в Пелымский острог, который он сам и спроектировал для свергнутого им Бирона.
Вместе с ним туда отправилась вторая жена – Барбара Элеонора (Варвара Ивановна) Салтыкова, урождённая фон Мальтцан. В Пелыме Миних провёл 20 лет, но не пал духом: учил местных детей, завёл огород, держал скот. При Петре III Миних возвратился в Петербург, ему в то время было 79 лет, но, по свидетельству Рюльера, он удивлял всех своей бодростью и цветущим видом. Новый император не только вернул Миниху все звания и ордена, но и назначил членом Императорского совета, сибирским губернатором и главным директором Ладожского канала. Во время пьяного бунта гвардейцев Петербурга Миних пытался спасти императора и давал ему чрезвычайно ценные советы. Если бы Петр III решился отдать свою судьбу в руки старого фельдмаршала, то с высочайшей степенью вероятности не только остался бы в живых, но и сохранил императорскую корону.
После этого государственного переворота Миних прожил ещё 5 лет. Екатерина II лишила его поста сибирского губернатора и места в императорском совете, но оставила за ним руководство Ладожским и Кронштадтским каналами, а потом ещё и поручила завершить строительство Балтийского порта.
Будучи уже весьма пожилым человеком, фельдмаршал скоро попытался подать в отставку, но Екатерина её не приняла, заявив, что другого Миниха у неё нет. Между делом он ещё успел написать «Очерк управления Российской империей», в котором рассматривались периоды правления российских монархов от Петра I до Петра III.
Единственным сыном фельдмаршала был Иоганн Эрнст фон Миних, который родился ещё в Баварии, его матерью была Лукреция фон Вицлебен, первая жена Миниха. В Россию он приехал в возрасте 13 лет. Служить начал в 1727 году, и не в армии, как отец, а в Коллегии иностранных дел. С 1729 года работал в российском посольстве во Франции, с 1731 по 1733 год был поверенным в делах (то есть возглавлял миссию в отсутствие посла). Вернувшись в Россию, стал вначале камер-юнкером, потом камергером и, наконец, обер-гофмаршалом при дворе Анны Иоанновны, получил звание генерал-поручика.
В России его называли Сергеем Христофоровичем. Антон Фридрих Бюшинг писал о нём: «Единственный сын генерал-фельдмаршала Миниха обладал многими лучшими качествами своего отца, но ни единым из отрицательных.»
Иоганн Эрнст Миних на портрете В. Разводного
После дворцового переворота, закончившегося восхождением на престол Елизаветы Петровны, был лишён чинов, наград и поместий. Вначале отбывал ссылку в Костромской губернии, в 1743 г. его перевели в Вологду, где он находился до смерти императрицы Елизаветы – почти 20 лет. Здесь он сочинил «Записки графа Эрнста Миниха, сына фельдмаршала, писанные им для детей своих в Вологде в 1758 году». Петр III реабилитировал и отца, и сына Минихов. При Екатерине II Иоганн Эрнст стал главным директором таможенных сборов, в 1774 году возглавил Коммерц-коллегию. Кроме того, в 1773-1785 гг. по поручению Екатерины II им была проделана огромная работа по составлению первого каталога Картинной галереи Императорского Эрмитажа. Именно Эрнсту фон Минихe (а не его отцу, как часто можно прочитать) принадлежит горькая, но проникнутая любовью к нашей стране фраза: «Русская империя имеет то преимущество перед остальными, что она управляется непосредственно Богом. Иначе её сохранение было бы непостижимым.»
Пётр Петрович Ласси
Рассказав о Минихе, было бы несправедливо обделить вниманием другого российского генерал-фельдмаршала Анны Иоанновны – ирландца Петра Ласси (Pierce Edmond de Lacy, по-ирландски – Peadar de Lasa). Испанский посол де Лириа писал о нём: «Ласси, генерал от инфантерии, родом ирландец, знал своё дело в совершенстве. Его любили, и он был человек честный, не способный сделать ничего дурного и везде пользовался бы славою хорошего генерала.»
Martin Bernigeroth. Peter von Lacy, 1730 г.
Ласси мало известен в современной России, но специалисты считают его одним из лучших российских полководцев XVIII столетия. Службу в армии он начал в возрасте 13 лет, когда в чине лейтенанта принял участие в «Войне двух королей» (Вильгельм III против Якова II) – на стороне якобитов.
После поражения перебрался во Францию, где стал всего лишь рядовым в королевском ирландском полку. Офицерское звание получил, отличившись во время Савойской кампании. В 1697 году оказался в австрийской армии. Под командованием герцога де Круа воевал против турок. В 1700 году де Круа перешёл на русскую службу, тогда же в России оказался и Ласси.
Принимал активное участие в Северной войне – начиная с Нарвского сражения. Сражался под Полтавой, ходил в несчастный Прутский поход.
В 1719 г. корпус русской армии под командованием Ласси опустошил окрестности Стокгольма, после чего шведы согласились на мирные переговоры.
В 1727 году отряд Ласси выбил из Митавы Морица Саксонского - неудачливого жениха курляндской герцогини Анны Иоанновны.
После этого Ласси был назначен губернатором Лифляндии (сейчас эта историческая область разделена между Латвией и Эстонией). Во время «Войны за польское наследство» (Россия, Австрия и Саксония против Франции, Испании и Сардинского королевства) армия Ласси захватила Ковно, Гродно, Варшаву и вышла к Балтийскому морю. Под защитой его армии Гроховский Сейм избрал королём пророссийского кандидата – Фридриха Августа.
В 1736 году уже был генерал-фельдмаршалом.
Во время войны с Османской империей возглавил одну из двух русских армий. Именно его войска вернули крепость Азов, оставленную по условиям мирного договора с Османской империей после неудачи авантюрного Прутского похода Петра I. С моря армии Ласси оказывали помощь корабли Азовской флотилии, заново созданной норвежцем Питером Бредалем.
Капитуляция Азова в 1736 году. Азовский паша Мустафа Ага вручает графу Ласси ключи от города. Фрагмент немецкой гравюры 1740 года
Он перевёл свои войска через Сиваш, в двух сражениях разбил войска крымского хана и через Перекоп вышел на территорию Украины.
Во время Русско-шведской войны 1741-1743 гг. стал главнокомандующим российской армии.
В дальнейшем Петр Ласси был губернатором Лифляндии – вплоть до смерти в 1751 году.
Ласси едва не был репрессирован после государственного переворота в пользу Елизаветы. Утверждают, что, будучи разбужен ночью, он не растерялся и на вопрос, кому служит, ответил: тому, кто сейчас царствует.
Родственник этого полководца – Борис Петрович Ласси, воевал в армии Суворова, участвовал в штурме Измаила и Праги, был военным губернатором Казани и генерал-губернатором Виленского края. А сын Петра Ласси, Франц Морис, стал австрийским фельдмаршалом.
Яков Вилимович Кейт
Настоящее имя этого человека – Джеймс Фрэнсис Эдуард Кит. Он был представителем знатного шотландского рода, но вынужден был покинуть Британию после поражения восстаний якобитов в 1715-1716 гг. и в 1719 г.
Вначале жил во Франции, затем в чине капитана оказался на испанской службе. Получил ранение во время осады марокканцами Сеуты, а в 1727 г. участвовал в осаде принадлежавшего Англии Гибралтара.
James Keith на портрете Алексиаса Симона Белле, 1724 г.
Дослужился до звания полковника, но, будучи протестантом, командование полком так и не получил. В Россию он приехал по ходатайству испанского посла в Петербурге Джеймса Фрэнсиса Фитцджеймса Стюарта – внука короля Якова II Стюарта, который в Испании стал Хакобо Франсиско и получил титул герцога Лириа-и-Хериа (он неоднократно цитировался в предыдущих статьях).
Герцог де Лириа на портрете Гиацинта Риго
В России Кейт получил звание генерал-майора. В 1734 году командовал самостоятельным отрядом во время «Войны за польское наследство», в 1735 году был в подчинении у Ласси. Во время Русско-турецкой войны 1725-1739 гг. находился в армии Миниха, отличился под Очаковым, в 1738 г. получил чин генерал-аншефа. В том же году Кейт стал наместником Малороссии, а в 1740-1741 гг. исполнял ещё и обязанности гетмана. Кроме того, выполнял дипломатические поручения в Лондоне и Париже, считается основателем первой масонской ложи в России.
Во время войны с Швецией в 1741 году (главнокомандующим был Ласси) захватил Аландские острова, в 1742 году получил ордена Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского. С 1744 по 1747 год был комендантом Ревеля. Генерал В. Нащокин вспоминал о нём: «Кейт по справедливости был человеком наполнен чести и весьма из учтивости скромный… Он был храбр без горячности; правосуден с разумным рассмотрением, учтив и любим подчиненными. Исправляя должность гетмана он, своим правосудием и различным распорядком, заслужил преданность к себе малороссийского народа. Он жизнь препровождал нескупо, но всегда с умеренностью, и весьма был несребролюбивым.»
С российской службы ушёл из-за того, что правительство Елизаветы Петровны почему-то отказалось принять в российское подданство его брата – Джорджа, который после этого поселился в Берлине, стал другом Фридриха Великого, был прусским послом в Париже и губернатором Невшателя, а в 1759 году был восстановлен во всех правах и вернулся в Британию. При отъезде из России Кейт дал честное слово, что не будет воевать против нашей страны. В Пруссии он получил звание генерал-фельдмаршала, исполнял обязанности губернатора Берлина, участвовал во многих сражениях, был награждён орденом Черного орла. В 1758 году он погиб в битве с австрийцами при Хохкирхе (эпизод Семилетней войны, австрийцами командовал фельдмаршал Леопольд Йозеф фон Даун), в котором Фридрих II потерпел второе поражение в своей жизни. Заботы о его похоронах взял на себя генерал-фельдцейхмейстер Франц Мориц Ласси – будущий фельдмаршал австрийской армии, сын российского генерал-фельдмаршала Петра Петровича Ласси.
Погребение генерала Кейта. Рисунок с немецкой гравюры (иллюстрация Военной энциклопедии издательства Сытина)
Автор: Рыжов В. А.