Сражение при Мезотене в 1812 году

 

                                  Сражение при Мезотене

Сражение при Мезотене
                                                        А. Сытов. Эскадрон гусар летучих

В сентябре 1812 года русские войска под командованием Штейнгеля и Эссена попытались разгромить прусский корпус на рижском направлении.

  

Наступление провалилось, наши войска вернулись в Ригу.

На рижском направлении

8 (20) июля 1812 года прусские войска (Битва при Экау) заняли Митаву. 22 июля по указанию Наполеона создано управление по Курляндии. Во время оккупации территория была основательно разорена, вывозились: хлеб, лошади, сукно, тулупы для армии, наложена 15-миллионная денежная контрибуция. Также Курляндию грабили различные начальники, дезертиры из Великой армии.
16 (28 июля) 1812 года командир прусского корпуса потребовал сдачи Риги.

                                                                Командир прусского вспомогательного корпуса генерал-лейтенант Людвиг Йорк фон Вартенбург

Генерал Эссен отказал. Прусские войска расположились вдоль р. Мисы, выдвинув передовые посты на левую сторону Двины. На правый берег отправлялись отряды фуражиров. Из Риги против них выходили отряды, которые сопровождали местные охотники (так тогда называли добровольцев). Эссен не отважился на вылазки против противника. Оправдывался тем, что его корпус состоял в основном из неопытных, запасных и резервных батальонов и эскадронов. Это вызывало раздражение Петербурга.
20 июля (1 августа) пришли из Свеаборга в Ригу 67 канонерок. 

Они несколько раз поднимались вверх по реке до Шлока и выше, вели перестрелки с пруссаками, но без особых результатов. В результате конец июля и весь август прошли в бездействии. Рижский военный губернатор не решался на серьёзные действия, в Риге надеялись на корпус Витгенштейна, который успешно воевал с корпусами Удино и Сен-Сира. У маршала Макдональда не хватало сил, чтобы начать полноценную осаду большого города.               

Абоский договор

Чтобы успешно противостоять Наполеону, необходимо было решить шведский вопрос. Выступление Швеции на стороне Франции могло резко ухудшить положение России на северо-западном стратегическом направлении. Русско-шведские отношения в начале XIX века складывались сложно. С одной стороны, шведы помнили о поражениях и территориальных потерях XVIII века. Имелась партия реванша. С другой стороны, русские и шведы как союзники воевали с Францией. В 1807 году после заключения Тильзитского мира с Францией Россия начала успешную войну со Швецией, которая осталась на стороне Англии. 

В войне 1808–1809 гг. Швеция была разбита, а Финляндия присоединена к Российской империи.
На фоне поражения шведский король Густав-Адольф V был свергнут, а шведский риксдаг избрал наследником престола маршала Жан-Батиста-Жюль Бернадота.

     

Швеция отказалась от союза с Англией и стала претендовать на датскую Норвегию. Россия обещала поддержку в этом вопросе.
В условиях приближения новой русско-французской войны Швеция склонялась в пользу России. Швеция сильно страдала от континентальной блокады Англии, англичане были её основными торговыми партнёрами (как и у России). В ответ Наполеон приказал оккупировать шведскую Померанию в Германии. Это ещё больше сблизило Швецию и Россию. 5 апреля был подписан Петербургский союзный договор, по которому Стокгольм признавал Финляндию за Россией, обещал выступать посредником на русско-турецких переговорах. В свою очередь Петербург давал обещание оказать поддержку Швеции при присоединении Норвегии. Две державы заключили военный союз, направленный против Франции. Даже разработали план совместного десанта в Германии (Померанский проект).
После назначения Кутузова главнокомандующим русской армией – 8 (20) августа 1812 года, русский государь Александр I направился в Або на встречу с наследным принцем Швеции. 12 августа император был в Або, 15-го прибыл наследный принц Карл-Юхан (Бернадот). Бернадот предложил выставить на помощь России 30-тысячный корпус. В обмен на Финляндию. Александр отказался от такой сделки. Также обсуждалась идея возможной высадки совместного десанта в северо-западной части Франции.
18 (30) августа был заключен Абоский договор.  

Стокгольм окончательно отказывался от Финляндии и Аландских островов. Россия обещала выставить 35-тысячный вспомогательный корпус, чтобы разместить его на юге Швеции, пока шведская армия будет занята в войне с Данией. Александр дал согласие на присоединение к Швеции датского острова Зеландии. Бернадот давал согласие на присоединение к Российской империи части герцогства Варшавского. Петербург предоставлял Швеции заём в 1,5 млн рублей. Обе стороны приглашали Англию присоединиться к союзу.
Таким образом, Россия получила свободу рук на северо-западе, не опасаясь Швеции, которая могла воспользоваться вторжением Наполеона, чтобы отбить Финляндию. В свою очередь Петербург укрепил права новой шведской династии Бернадотов.


                                                                 Памятная доска в г. Турку (Або)

Финляндский корпус

Совместные действия против Дании откладывались (нужно было договориться с Лондоном и подготовить шведские и русские войска, продолжалась война с Наполеоном), поэтому Россия получила возможность использовать войска, предназначенные для поддержки Швеции. На усиление гарнизона Риги было решено направить Финляндский корпус под начальством финляндского генерал-губернатора Фаддея Фёдоровича Штейнгеля.

       

 Портрет финляндского генерал-губернатора Фаддея Фёдоровича Штейнгеля мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего дворца

Генерал был боевой: дрался с французами в 1807 году, был ранен, дважды воевал со шведами.
Финляндский корпус был создан осенью 1810 года из войск, дислоцированных в Финляндии. Весной-летом 1812 частично переброшен на Аландские острова для планировавшейся высадки совместно со шведами в Померании на побережье Балтийского моря. В состав корпуса входили: 6‑я и 21‑я пехотные дивизии, Финляндский драгунский полк и Донской казачий Лощилина полк. Всего к концу июля 1812 года – 21 тыс. солдат. 18 (30) августа было предписано направить корпус из Гельсингфорса, Аландов и Або под Ригу на усиление тамошнего гарнизона. Александр I дал указание рижскому генерал-губернатору отбросить противника от Риги и Митавы.

      

Из-за невозможности подойти к Риге из-за мелководья, корпус высадился 28 августа в Ревеле. Непогода повредила часть судов, некоторые вернулись в Свеаборг, выход других задержался. Финский генерал-губернатор не стал ждать и выступил с имеющимися силами – 10 тыс. человек. 8 (20) сентября авангард был у Риги. 10 (22) сентября корпус Штейнгеля подошел к Риге.

Подготовка контрнаступления

На рижском направлении было затишье. Корпус Макдональда наблюдал за Ригой, не предпринимая активных действий, так как не имел достаточных для успешной осады и штурма сил и средств. Кроме того, пруссаки не спешили воевать во имя Наполеона и никогда не атаковали первыми. Прусский генерал Людвиг Йорк, который сменил Граверта, старался русских не задевать.
Прусские войска располагались у Митавы. Ещё в мае из Данцига отправили осадную артиллерию (130 орудий), которая в начале августа прибыла в Тильзит и в конце августа была привезена в Руенталь у Бауска. Но маршал не успел начать осаду, так как прибыло указание Наполеона выждать. Французский император в это время шёл на Москву и считал, что вскоре будет подписан мир с Александром. Поэтому с осадой Риги можно было не спешить.
С другой стороны, Эссен считал себя слишком слабым для решительных вылазок. Только иногда наши разъезды тревожили противника. Прибытие Финляндского корпуса графа Штейнгеля должно было изменить соотношение сил в нашу пользу. Отправляя Финляндский корпус в Ригу, Александр I поставил задачу снять осаду с города. Но прибыв в Петербург, Александр поставил графу Штейнгелю более масштабную задачу: два корпуса Рижский и Финляндский, которые вместе должны были насчитывать до 35–40 тыс. штыков и сабель, должны были не только разбить противника у Риги, но и выбить его за Неман, и выйти к Вильне. Здесь наблюдать за пруссаками за Неманом и ждать прибытия других армий к Березине.
Однако Эссен и Штейнгель не могли выполнить такую задачу. Во-первых, генералы не имели задатков Суворова. Во-вторых, начались споры генералов о главенстве и приоритете целей. В-третьих, войск было меньше, чем планировалось. Считалось, что Рига может выставить 20 тыс. солдат, а граф Штейнгель – 15 тыс. Эссен оставил для защиты крепости 5 тыс. и смог дать генералу Левизу 10 тыс. Финляндский корпус из-за бури потерял по дороге 5 тыс. В результате наступать могли не более 21 тыс. человек. То есть превосходства над противником не было.

Бои у Экау, Бауска и Митавы

На военном совете Эссен, Штейнгель и Левиз решили атаковать 16-тысячный прусский корпус Йорка, стоявший в районе Митавы – Олая. 14 (26) сентября 1812 года началось наступление. На правом, приморском фланге действовала флотилия контр-адмирала Антона Васильевича Моллера, её поддерживал 2-тысячный отряд генерала Бриземана, который должен был зайти в тыл пруссакам в районе Митавы.

      

Против Олая действовал 1-тысячный отряд полковника Розена. Основные силы Финляндского корпуса и гарнизона Риги – более 19 тыс. при 23 пушках, шли по Бауской дороге.
Войска Штейнгеля опрокинули передовые отряды пруссаков. Узнав о наступлении противника, генерал Йорк начал собирать корпус у Экау, прикрывая осадный парк в Руентале. 15 (27) сентября около полудня корпус Штейнгеля атаковал войска Йорка у Экау. После короткой стычки пруссаки отошли за реку Экау и там держались крепко. Русские стали обходить противника с флангов, и прусские войска отошли за реку Аа, встав между Бауском и Руенталем, защищая свою осадную артиллерию.
Граф Штейнгель занял Экау, авангард был в Бауске. К сожалению, русские командующие не использовали удачное начало, чтобы быстро развить наступление. Использовать момент, пока численное превосходство было на нашей стороне. Штейнгель себя ослабил, отправив 3 тыс. солдат в Митаву для совместных действий с отрядами Бриземана и Розена. Тем временем противник, наоборот, концентрировал силы. Йорк решил временно сдать Митаву и приказал тамошнему гарнизону Клейста следовать к нему. В результате прусский корпус стал сильнее Финляндского корпуса. Для спасения осадного парка пруссаки решили перейти в контрнаступление у Мезотена.
Узнав о движении противника у Мезотена, Штйнгель оставил Баускую дорогу и повернул вправо, также к Мезотену. Ночью авангард форсировал реку Аа, чтобы ударить по левому флангу противника. В темноте и при форсировании реки наши войска утратили порядок, это позволило пруссакам Клейста выдержать атаку. Получив подкрепления от Йорка, Клейст сам атаковал. Наш авангард отступил.
Штейнгель в условиях, когда стало ясно, что противник имеет преимущество в силах, особенно в коннице и конной артиллерии, не решился продолжить наступление и отвёл армию к Риге.
Йорк немедленно воспользовался ошибками русского командования, на рассвете 18 (30) сентября перешёл в контрнаступление и атаковал наш арьергард. Пока арьергард сдерживал пруссаков, корпус Штейнгеля отступил на Олай, где соединился с отрядами Бриземана и Розена. Митава, которую наши войска занимали два дня, была снова оставлена. В городе были уничтожены материалы, заготовленные для постройки моста через Двину, захвачены 4 пушки и различные запасы. Русские потери в этом неудачном походе – около 2,5 тыс. человек, прусские – 1 тыс.
20 сентября (1 октября) 1812 года русские войска вернулись в Ригу. Неудача произвела на горожан большое впечатление. В это же время пришла новость о захвате противником Москвы.

      
              Источник карты: А. И. Михайловский-Данилевский. Описание Отечественной войны 1812 года, СПб, 1843

Отступление Макдональда

Не желая сидеть в Риге, Штейнгель попросил разрешение перевести Финляндский корпус по помощь 1-му корпусу Витгенштейна на полоцком направлении. В результате 23 сентября (4 октября) 10-тысячный корпус Штейнгеля выступил из Риги. В Риге и Дюнамюнде остался прежний гарнизон – 17 тыс. солдат. 17 (29) октября генерала Эссена на посту рижского военного губернатора и командира отдельного корпуса сменил генерал Филипп Паулуччи.  
Макдональд, узнав о наступлении русских войск под Ригой, двинул свои силы на помощь Йорку, оставив один полк у Дюнабурга. Увидев, что опасности уже нет, он вернул французскую дивизию к Дюнабургу. В результате французская дивизия Гранжана бездействовала всю кампанию, её не использовали на рижском или полоцком направлении. Осадный парк отправили назад, окончательно отказавшись от планов осады Риги.
До поздней осени 1812 года обе стороны снова бездействовали. Лоран де Гувион Сен-Сир предлагал Макдональду отправить ему 12 тыс. в Полоцк, чтобы начать наступление против Витгенштейна.

       

Макдональд отвечал, что не может выделить более 4–5 тыс. солдат, так как вынужден оборонять большое пространство, и при его ослаблении возможна новая атака Рижского корпуса. Сен-Сир отвечал, что 5 тыс. мало для наступления на русских.
Макдональд последним отступил из России. До 5 (17) декабря 1812 года его войска стояли на прежних позициях. Он не получал никаких указаний из штаба Наполеона, что было связано с общей неразберихой, которая царила в Великой армии во время её бегства из России. Макдональд ждал приказа, отвергая все доходившие до Вильно и Митавы слухи о поражении и отступлении французской армии. Только 6 (18) декабря прибыл приказ от Мюрата об отходе 10-го корпуса. 7 декабря      Этьен-Жак-Жозеф-Александр Макдональд отдал приказ об отходе корпуса в сторону Тильзита.

       

8 (20) декабря пруссаки оставили Митаву.
Главнокомандующий Кутузов приказал корпусу Витгенштейна идти к Россиенам (ныне Расейняй) на перехват Макдональда.

      

В авангарде шли отряды генерал-адъютанта Кутузова и генерал-майора Дибича. За пруссаками из Риги вышли и войска Паулуччи. Основные силы русских наступали медленно, поэтому разгромить Макдональда не удалось. Французский маршал догадывался об угрожающей ему опасности, ускорил марш, 15 (27) декабря разбил отряд Властова, бывший авангардом Кутузова, стоявшего уже в Тильзите. Кутузов, не считая возможным остановить целый корпус противника, очистил противнику дорогу на Тильзит. Макдональд остановился в Тильзите, поджидая тыловые колонны Йорка.
Тем временем отряд Иван Ивановича Дибича-Забалканского, идущий на Мемель, перерезал дорогу прусским войскам.

       

Русских было всего 1 400 человек и пруссаки (14–16 тыс.) могли их опрокинуть. Однако прусские генералы Клейст и Йорк не хотели воевать с русскими. Йорк на свой страх и риск заключил 18 (30) декабря с русскими Таурогенскую конвенцию, согласно которой его корпус стал придерживаться «нейтралитета».    

      

Это соглашение стало началом перехода Пруссии на сторону России и антифранцузской коалиции.
Бывшие в Тильзите с Макдональдом прусские войска, получив известие о соглашении Йорка с русскими, оставили французов и ушли на соединение со своим корпусом. У Макдональда осталось около 5 тыс. солдат, и он 19 декабря поспешно отступил из Тильзита в Кёнигсберг. Города Восточной Пруссии и Варшавского герцогства один за другим занимались русскими войсками. Остатки армии Наполеона бежали к Висле.

        
                                               Таурогенская конвенция с подписью генерала Йорка

                                                                                            Автор:  Самсонов Александр