Немцы на окраине Москвы
16 ноября 1941 года мотоциклисты 62-го саперного батальона дивизии СС "Дас Райх"ворвались на окраины Москвы.
16 нября 1941 года...Немецкие мотоциклисты 62-го саперного батальона дивизии СС "Дас Райх"ворвались на окраины Москвы?В Москве после этого известия началась паника. ДА! Так оно и было!
Неизвестные страницы Великой Отечественной Войны.
В истории Великой Отечественной Войны- битва за Москву, период, пожалуй, документирован хуже всего, причем как с немецкой стороны, так и с советской. Связано это с тем, что напряжение борьбы было предельным для обеих сторон, и попросту было тогда не до документов. Неудивительно, что вокруг событий того периода, в отсутствии достоверной информации, появилось много слухов, домыслов и предположений. Причем появились уже в период самой обороны Москвы.
После известного события 16 ноября 1941 года, когда в Москве началась паника, слухи эти стали расползаться особенно быстро. Впрочем, панику быстро удалось подавить.
В поселке Красная поляна, недалеко от Лобни, артиллеристы немецкой дивизии «Дас Райх» стали устанавливать дальнобойную артиллерию, и готовились к обстрелу Москвы.
Однако некая учительница из соседней школы, передала эту информацию местной телефонистке, которая позвонила в штаб обороны и сообщила об этой подготовке. Артобстрелом из Лобни, которую немцам взять так и не удалось, и последовавшей атакой на Красную Поляну. Этот обстрел был предотвращен.
Брошенное немцами при отступлении дальнобойное орудие для обстрела Москвы..
Где предположительно устанавливались немецкие пушки. Это стадион «Труд». Который расположен на опушке леса. Точно так как описано в немецких источниках. Более того, там действительно рядом есть школа, причем она там находится до сих пор, впрочем как и стадион. Могла ли телефонистка позвонить из занятого немцами поселка? Могла.
Линия фронта на тот момент ..
Правда ли что был штурм Красной Поляны уже в ноябре ? Это не правда. Её освободили только 8 декабря в ходе общего наступления. Однако «накрыть» её из Лобни катюшами вполне могли.
Имела ли Красная Поляна, хоть какое то значение для немецкой артиллерии? Как позиция нет. Только как пункт промежуточного сосредоточения.
Это легко проверяется расстоянием от Красной Поляны до Москвы, сопоставленным с дальнобойностью немецкой артиллерии.Немецким дивизионным пушкам элементарно не хватало дальности стрельбы. Дело в том, что вся, по настоящему дальнобойная артиллерия, была, в то время сосредоточена под Ленинградом. И подвезти дальнобойные пушки было тогда проблематично, так как для этого нужна была железная дорога, а она была перерезана нашими войскам в Лобне. А Лобню немцы взять не смогли, так как их танки наткнулись на зенитки. Памятник зенитчикам в Лобне стоит на улице Батарейная. Которая как раз и пересекает железнодорожную ветку, от которой и идет, до сих пор, ответвление на Красную Поляну. Позже немцы еще продвинулись ближе к Москве на 2 км, но без пушек.По всей вероятности уйти с позиции Красной Поляны их вынудил обстрел катюшами из Лобни.
Сектора обстрела
На рисунке показаны возможные сектора обстрела Москвы из точки «Поселок Николаевский» для орудий, которые перечисляет в своем дневнике Франц Гальдер, как орудия, дополнительно направленные в распоряжение дивизии «Дас Райх».
Маршрут движения немецких мотоциклистов
Немецкие мотоциклисты прорвались на окраину города Химки по ленинградскому шоссе, и были уничтожены подоспевшим на место боя отрядом НКВД.
На этом месте сейчас установлен памятник — огромные противотанковые ежи. Дело в том что успешнее всего немцы продвигались не на юго-западе, как они предполагали изначально, а на северо-западе.
Вот туда и была переброшена Дивизия «Дас Райх», которая и должна была организовать артиллерийский обстрел Москвы. Причем эта переброска сильно ослабила группировку Гудериана, которая наступала на Тулу. Ей было поручено организовать обстрел Москвы из дальнобойных пушек.
В мемуарах Отто Скорцени есть интересные сведения.
Цитата на немецком:
“Am 2. Dezember gingen wir weiter vor und erreichten Nikolajew, 18 km vor Moskau. Bei klarem Wetter konnte ich durch mein Fernglas die Türme Moskaus und des Kremls sehen. Unsere Batterien beschossen die Vororte und Straßenbahnen. Wir hatten aber fast keine Zugmaschinen mehr für unsere Haubitzen.”
Перевод:
«Второго декабря мы встали перед деревней Николаев в 18 километрах от Москвы. При ясной погоде я мог видеть в бинокль башни Москвы и Кремля. Наши батареи обстреливали дороги и пригороды. Но у нас почти нет больше тракторов для наших гаубиц.»(деревни Николаев такой нет а вот посёлок Николаевский ЕСТЬ!)
А что же те самые «панические» мотоциклисты, про которых ходили слухи в Москве - они были скорее всего мотоциклистами 62-го саперного батальона. Это были саперы, то они не иначе как искали позицию, с которой немецкие пушки могли бы достать, минимум до Кремля. А еще лучше бы до кольцевой железной дороги, которая и снабжала все наши воска подкреплениями и боеприпасами с восточного направления.
Этот самый злосчастный «Николаевский» находится прямо на берегу реки Химка неподалеку от Железнодорожной станции Химки. Через эту речку идет мост, который существует до сих пор. Вот у этого моста. Скорее всего и произошел бой с отрядом НКВД. А в Москве в то время, про эту станцию мало кто знал, где она находится. И про реку тоже.Зато все знали про Речной Порт и микрорайон ХИМКИ. Все знали и Химкинский мост на Ленинградском шоссе. А про мост через речку Химки мало кто знал. Про город Химки тоже мало кто знал. Да и не было там, где стоят Ежи, тогда никакого города. Сейчас там расположен Энергомаш, НПО Лавочкина, институт медикобиологических проблем, совсем недавно построили торговый центр, а тогда там была пустынная местность. Сами части НКВД взялись там не случайно. Их не из Москвы пригнали. Как нам говорили. Посмотрите. Это просто была охрана авиационного завода, который расположен совсем рядом через речку Химка.
А как немцы могли доехать до этого места?
Да очень просто. Когда они уперлись в оборону зениток, на Рогачевском шоссе, то они повернули направо, в Красную Поляну, выскочили на Рогачевку по объездному маршруту. И прямо по Рогачевке, которая тогда шла напрямую через летное поле аэродрома Шереметьево (которого тогда не было). Они и попали к мосту через Химку.Это маленькое шоссе существует и до сих пор, просто разрывается летным полем.Это также подтверждается докладом оставшихся в живых мотоциклистов (а их там знатно покрошили) о том что рядом с мостом был маленький порт. Он там был, в устье Химки в том месте где она впадает в канал им. Москвы. Сейчас его нет уже, но тогда там стояли катера БМК и маленькие баржи. Наверное через этот порт снабжался авиационный завод.
Схема трамвайных линий Москвы 1941 г.
Ближайшая остановка трамвая 7,8 километра от места, где происходил бой с немецкими мотоциклистами – остановка «Михалково». Трамвайный круг там существует и по сей день .
Из воспоминаний ветеранов и очевидцев:
– Наше здание находится на самой высокой точке холма у 8-го шлюза канала, откуда видно далеко вокруг, – рассказывает ветеран управления канала «Москва-Волга» (сейчас – ФГУП «Канал имени Москвы») Валентин Барковский. – Помню, сотрудники, работавшие еще с войны и дежурившие тогда на крыше, рассказывали, как немецкий танк остановился на Сходненской улице, на Западном мосту через Деривационный канал (между нынешними станциями метро «Тушинская» и «Сходненская». – И.К.). Открылся люк, из которого выглянул офицер вермахта с полевым блокнотом, огляделся вокруг, что-то записал в блокноте и уехал в сторону Алешкинского леса.
Другое появление немцев в Москве – 30 мотоциклистов в километре от станции метро «Сокол». Мотоциклисты ехали по Ленинградскому шоссе. Два пулеметчика на мосту, названном позже мостом Победы, приняли неравный бой и остановили нападавших.
– Ехали мотоциклисты со стороны Химок, – вспоминает тот эпизод Валентин Барковский. – Предыдущий мост (через канал) они миновали благополучно (погода была нелетная, и замерзшие солдаты гоняли мяч на берегу канала). ...
...Мотоциклетные дозоры 62-го танкового инженерного батальона, изначально действовавшего в составе 2 тд, но 30 ноября выдвинутого самим Гёпнером вперёд - перед головными частями 2 тд - для нанесения удара по жд станции Лобня и по р-ну к югу от неё, помчались к цели на своих мотоциклах и, не встречая противодействия, вышли к Химкам...в восьми километрах от окраины Москвы. Нагнав страха и вызвав панику среди местного населения, мотоциклисты повернули назад. Эти мотоциклисты и сапёры корпуса подобрались к берлоге Сталина ближе всех. Но части 106 пд, атаковавшие на правом фланге 2 тд, подошли почти на такое же расстояние к Кремлю, когда боевая группа 240-го пехотного полка, усиленная дивизионом 52-го зенитно-артиллерийского полка, достигла Лунева".
Пауль Карель Восточный фронт. Книга 1. - М.,2003.- с.152