Мобильные ЗРК

 

   Современные мобильные ЗРК малой дальности для Украины

Современные мобильные ЗРК малой дальности для Украины

Интенсификация вооруженного противостояния на территории Украины приводит к «естественной убыли» зенитных систем, имеющихся в распоряжении ВСУ, и уже сейчас для компенсации потерь Киев получает современные ЗРК малой и средней дальности, а в перспективе речь может идти о предоставлении странами Запада дальнобойных зенитных систем.
С первых дней СВО на Украине активно применяются переносные зенитные комплексы. В умелых руках это оружие может быть весьма эффективно против боевых самолётов и вертолётов, действующих на малых высотах. Однако на результативность использования ПЗРК в реальной боевой обстановке определяющее влияние оказывает морально-психологическое состояние стрелка-оператора, степень его тренированности, способность адекватно выбрать оптимальный момент пуска и оценить наличие факторов препятствующих результативному поражению цели.
Оборотной стороной компактности ПЗРК, возможности переноски и применения одним человеком является то, что стрелок-оператор не способен в течение длительного времени нести боевое дежурство с пусковой трубой на плече, кроме того, в силу объективных факторов очень часто возникают трудности с оценкой дистанции до цели и времени нахождения её в зоне поражения.
В связи с этим широкое распространение получили мобильные ЗРК малой дальности, в которых используются зенитные ракеты ПЗРК. Эти комплексы, размещённые на колёсной или гусеничной базе, обладают высокой мобильностью, для точной оценки расстояния до цели и зоны поражения они оснащены радиолокационными или лазерными дальномерами. Наличие современных средств связи и отображения информации позволяет своевременно получать внешнее оповещение и целеуказание.
Кроме того, оператор мобильного ЗРК малой дальности имеет гораздо более комфортные условия несения длительного дежурства, сидя в удобном кресле, он меньше утомляется и защищён от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов.

Мобильные ЗРК, в которых используются ракеты FIM-92 Stinger

Очень многие современные западные самоходные ЗРК малой дальности созданы на базе переносных или носимо-возимых комплексов, изначально разработанных для использования в пехотных подразделениях.
В настоящее время ВСУ активно применяют поставленные странами НАТО американские ПЗРК FIM-92 Stinger, и в ближайшей перспективе стоит ожидать поставки на Украину самоходных ЗРК, в которых используются такие ракеты.
В первую очередь речь можёт идти об американских M1097 Avenger на шасси автомобиля повышенной проходимости HMMWV. Начиная с 1990 года построено более 1 100 комплексов этого типа, на вооружении сухопутных сил и КМП США стоит около 700 ЗРК «Авенжер». Комплекс Avenger разработан американскими компаниями Boeing Aerospace Company и General Electric в конце 1980-х для замены устаревшего ЗРК MIM-72A Chaparral.


                                                                ЗРК M1097 Avenger

ЗРК «Авенжер» способен поражать воздушные цели на встречных курсах и вдогон на высотах 0,5–3,8 км и дальностях 0,5–5,5 км. Масса машины в боевом положении достигает 4,3 т. Максимальная скорость по шоссе – 105 км/ч. Запас хода – до 560 км. Экипаж – 2 человека.

От ЗРК «Чапаррел» комплекс «Авенжер» отличается меньшими размерами и массой, высоким уровнем автоматизации, малым временем реакции, хорошей огневой производительностью и подвижностью, способностью действовать как в дневное, так и в ночное время в сложных метеоусловиях. 
Основным компонентом комплекса является гиростабилизированная платформа, на которой установлены ТПК с ЗУР Stinger (2 пакета по 4 штуки), оптические и тепловизионные средства обнаружения и сопровождения целей, лазерный дальномер, устройство опознавания «свой-чужой», системы управления, отображения информации и связи.
В центре платформы размещена кабина оператора с прозрачным экраном, на который проецируется маркер точки прицеливания. Оператор сопровождает цель визуально, используя оптический прицел, или с помощью тепловизора при плохой погоде и ночью. Система способна автоматически сопровождать цель, определяя расстояние до цели, и производить обстрел в движении со скоростью до 35 км/ч.
В состав вооружения также входит дистанционно управляемый 12,7-мм пулемет M3P производства бельгийской компании Fabrique Nationale Herstal с темпом стрельбы 1 100 выстр./мин и ёмкостью коробки 200 патронов. Пулемет монтируется с правой стороны платформы под контейнером с ракетами.
Примерно 10 лет назад многие американские «Авенжеры» были модернизированы и получили расширенные возможности в части обмена информацией с другими средствами ПВО и внешнего целеуказания от различных источников.
Ещё одним самоходным противовоздушным комплексом, в котором используются ракеты FIM-92 Stinger, является немецкий LeFlaSys (сокр. нем. Leichte Flugabwehr System – лёгкая система ПВО), также известный как Ozelot.


                                                                               ЗРК Ozelot

ЗРК «Оцелот» разработан германскими компаниями STN ATLAS Elektronik GmbH и Krauss-Maffei Wegmann в конце 1990-х и принят на вооружение бундесвера в 2001 году. Основные элементы комплекса размещаются на легкобронированном гусеничном шасси Wiesel-2, разработанном фирмой Rheinmetall Landsysteme. Носитель защищён стальной бронёй толщиной 8 мм.

Масса гусеничной боевой машины составляет 4 т. Турбодизель мощностью 110 л. с. способен разогнать установку до 70 км/ч. Запас хода – до 500 км. Экипаж – 3 человека. Комплекс авиатранспортабелен и может доставляться в район боевых действий тяжелыми транспортными вертолетами.
На поворотной платформе размещены два транспортно-пусковых контейнера по две ЗУР «Стингер» в каждом. Ещё четыре запасных ракеты размешаются внутри корпуса. Помимо ТПК с ЗУР, на платформе смонтированы элементы прицельно-поисковой системы: телевизионная камера, тепловизор и лазерный дальномер. Комплекс оборудован системой автоматического ориентирования на север, аппаратурой спутникового позиционирования GPS и средствами радиосвязи. Выносной блок управления и индикации может быть вынесен для дистанционного управления на дальность до 100 м от пусковой установки.
Для выдачи внешнего целеуказания могут использоваться различные РЛС, но обычно для руководства действиями зенитного взвода используется мобильный командный пункт HARD на шасси Wiesel-2, оборудованный трехкоординатной РЛС сантиметрового частотного диапазона.

Эта станция способна обнаруживать маловысотные воздушные цели на дистанции более 20 км и одновременно сопровождать 20 объектов. Расчёт пункта управления HARD может обеспечивать радиолокационной информацией до восьми боевых машин c ЗРК LeFlaSys, расположенных на расстоянии до 20 км. Данные передаются телекодом по УКВ радиолинии.
При получении целеуказания с взводного командного пункта платформа ЗРК автоматически по углу и азимуту разворачивается в направлении цели, и она высвечивается на индикаторе оператора. После этого осуществляется захват цели, и в дальнейшем сопровождение осуществляется в автоматическом режиме. Далее происходит измерение дальности и скорости полёта цели, после обработки информации цель обстреливается ракетами.
Немецкая армия получила 50 боевых машин ЗРК Ozelot и 10 взводных командных пунктов. В апреле в германском правительстве велись дискуссии о возможности передачи Киеву ЗРК Ozelot и ЗСУ Gepard. Поставки «Гепардов» уже начались, но по «Оцелотам» окончательное решение пока не принято. 

Страна: Германия
Тип: Зенитная самоходная установка
Дата выпуска: 1963 г.
Длинна: 7,68 м
Ширина: 3,71 м
Высота: 3,29 м
Броня, лоб: Стальная, противопульная
Броня, борт: Стальная, противопульная
Броня, башня: Стальная, противопульная
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 1х многотопливный дизельный двигатель MB 838 мощностью 830 л.с., 1х многотопливный дизельный двигатель
Дальность хода: 550 км
Максимальная скорость: 65 км/час
Масса: 47,5 т
Вооружение: Спаренная установка из 2х 35-мм пушек Эрликон (640 выстрелов, 40 противотанковых выстрелов), 8х 76-мм дымовых гранатометов

Для Греции разработан вариант ЗРК, получивший обозначение ASRAD (англ. Atlas Short Range Air Defence System – система ПВО малой дальности «Атлас»), на колёсном шасси HMMWV.


                                                                            ЗРК ASRAD
Комплексы Ozelot и ASRAD отличаются только базовыми шасси и по своим боевым характеристикам идентичны. Согласно справочным данным, в вооруженных силах Греции имеется 54 ЗРК ASRAD.

ЗРК Poprad

В настоящее время ВСУ активно использует переносные комплексы польского производства Grom и Piorun. ПЗРК Grom создан в 1990-е годы при активной российской поддержке на базе ПЗРК «Игла», а Piorun является дальнейшим развитием переносного комплекса Grom.  

Характеристики 9К38 «Игла» 9К338 «Игла-С»
Типы поражаемых целей: самолёты, вертолёты, КР
Дальность поражаемых целей, м: до 5000 до 6000
Высота поражаемых целей, м: 10 … 3500
Скорость поражаемых целей на курсах, м/с:
— встречных 360 400
— догонных 320 320
Время развертывания, с: не более 13
Время реакции, с: 5  
Диапазон рабочих температур, °С: от -50 до +50  
Скорость полёта ЗУР, м/с: 570  
Масса ЗУР, кг: 10,6 11,7
Масса боевой части, кг: 1,3 2,5
Длина ЗУР, мм: 1680 1635
Диаметр корпуса ЗУР, мм: 72
Тип боевой части: Осколочно-фугасная  
Тип головки самонаведения: оптическая двухспектральная следящая (пассивная) оптическая двухспектральная следящая (пассивная)
Время самоликвидации БЧ, с: 14 … 17

В 2018 году Войско Польское получило первые мобильные ЗРК малой дальности Poprad, разработанные компанией PIT-RADWAR, для замены советских «Стрела-10».

Страна: СССР
Тип: Зенитный ракетный комплекс
Дата выпуска: 1976 г./1989 г.
Расчет: 3 человека
Калибр: ракеты 9М37 (скорость: 517 м/с, масса ракеты 40 кг, боевой части 3 кг) / ракеты 9М333 (скорость: 517 м/с, масса ракеты 42 кг, боевой части 5 кг)
Длинна: 6,45 м
Ширина: 2,85 м
Вес: 12,3 тонны
Скорострельность: Не применимо
Дистанция стрельбы: По дальности: 800 м - 5 км, по высоте: 25 м - 3.5 км / По дальности: 800 м - 5 км, по высоте: 10 м - 3.5 км
Начальная скорость снаряда: См. выше
Боекомплект: 8 ракет (вероятность поражения цели 1-ой ракетой: 0,1-0,5) / 8 ракет (вероятность поражения цели 1-ой ракетой: 0,3-0,6)

Колёсная двухосная машина на шасси AMZ Żubr-Р весит около 12 т. Мощность двигателя – 275 л. с. Скорость по шоссе – до 100 км/ч. Запас хода – до 600 км. Стальная броня обеспечивает защиту от 12,7-мм пуль, выпущенных с дистанции 300 м и осколков. Экипаж машины – 2 человека: командир-оператор и механик-водитель. Внутри бронированного корпуса перевозится четыре запасных ракеты.


                                          Пуск ЗУР Piorun с боевой машины комплекса Poprad

Возможно поражение целей на дальности от 400 м до 6,5 км и на высотах от 10 м до 4 км. Средняя скорость ракеты на траектории – 560 м/с.
На крыше боевой машины комплекса Poprad установлен модуль с четырьмя пусковыми контейнерами зенитных ракет Piorun. Для поиска, захвата и сопровождения воздушных целей используется пассивный оптоэлектронный комплекс, совмещённый с компьютеризированной системой управления огнём и навигационной системой GPS. Прицельно-поисковая аппаратура включает в себя телевизионную камеру высокого разрешения, способную работать в условиях низкой освещённости, тепловизор и лазерный дальномер. Также на машине имеется запросчик «свой-чужой». После захвата, взятия на сопровождение, измерения дальности и курсовых параметров цели обстрел может осуществляться в автоматическом режиме.


                                                  Мобильный командный пункт ZDPSR Soła

Для своевременного обнаружения воздушных целей и руководства действиями батареи из 4–6 боевых машин предназначен мобильный командный пункт ZDPSR Soła, оснащённый РЛС с дальностью обнаружения до 40 км. Также может придаваться мобильная РЛС израильского производства IAI ELM-2106NG с дальностью обнаружения маловысотных целей до 60 км.
По состоянию на 2021 год Польша располагала 77 комплексами Poprad. Летом 2022 года было заявлено о заказе дополнительной партии мобильных ЗРК. Также известно, что командование польского МО рассматривает вопрос поставки боевых машин Poprad и средств радиолокационной разведки на Украину.

Мобильные ЗРК, в которых используются ракеты RBS 70

На вооружении финской армии стоит ЗРК ASRAD-R, контракт на поставку которого был заключён в 2005 году. Этот комплекс создан компаниями Saab Bofors и Rheinmetall на основе «возимого» ПЗРК RBS-70 с лазерным наведением. Благодаря модульной конструкции, ASRAD-R с усовершенствованными ЗУР Bolide может быть установлен практически на любой колёсный или гусеничный транспортёр подходящей грузоподъёмности. Фактически ЗРК ASRAD-R представляет собой гибрид, в котором используется оптоэлектронная аппаратура ЗРК ASRAD, совмещенная с поисковой РЛС и системой наведения ракет Bolide.
К достоинствам ЗУР, использующим принцип наведения «лазерная тропа», относится их нечувствительность к широко применяемым средствам противодействия ПЗРК с ИК ГСН – тепловым ловушкам, оптоэлектронным станциям постановки помех. Недостатками является необходимость сопровождения цели лазерным лучом на всей траектории полёта ракеты и чувствительность лазерной системы наведения к состоянию атмосферы и помехам в виде дымовой или аэрозольной завесы.
В Финляндии комплекс получил обозначение Ito 05 и монтируется на шасси Sisu Nasus и Mercedes-Benz Unimog 5000. Всего в составе зенитной батареи имеется 4 боевые машины. Финская армия располагает 60 комплексами ASRAD-R.


                                                                       ЗРК ASRAD-R

Каждая машина является самостоятельной боевой единицей и способна бороться с воздушным противником на дальности до 8 000 метров и высоте 5 000 метров. Для обнаружения воздушных целей используется РЛС PS-91, контролирующая воздушное пространство в радиусе 20 км. Ракета Bolide, наводящаяся по «лазерной тропе», оснащена кумулятивно-осколочной БЧ с бронепробиваемостью до 200 мм и, кроме воздушных, может применяться для стрельбы по наземным и надводным целям. В случае если воздушная цель избежала прямого попадания, она поражается готовыми убойными элементами – вольфрамовыми шариками.
В чешской армии эксплуатируются 16 самоходных зенитных установок VLM (англ. Vehicle-Launched Missile – ракета, запускаемая с транспортного средства).

Эта бюджетная самоходная установка создана путём размещения двух RBS-70 на шасси тяжелого грузового автомобиля повышенной проходимости Tatra T815. При этом расчёт на грузовой платформе расположен открыто и никак не защищён от пуль, осколков и воздействия неблагоприятных метеорологических факторов.

ЗРК Stormer HVM

В августе этого года стало известно, что Великобритания передала Украине шесть самоходных ЗРК ближней зоны Stormer HVM (Alvis Stormer). Часть машин была направлена в зону конфликта и успешно применялась по прямому назначению.
Масса боевой машины достигает 12,7 т. Дизельный двигатель мощностью 250 л. с. обеспечивает скорость до 80 км/ч. Запас хода – 600 км. Экипаж – 3 человека. В 2021 году в строевых подразделениях британской армии имелось более 140 ЗРК Stormer HVM.


                                                                         ЗРК Stormer HVM
Эта зенитная система малой дальности, принятая на вооружение 20 лет назад, устанавливается на бронированных гусеничных шасси FV4333 Stormer. Комплекс создан по аналогии с американским ЗРК М1097 Avenger на базе ПЗРК. Но, в отличие от FIM-92 Stinger, в зенитной ракете Starstreak используется наведение по лазерному лучу (командное полуактивное наведение по лазерному лучу – «осёдланный луч» или «лазерная тропа»).
На крыше Stormer HVM размещен зенитный боевой модуль с двумя качающимися блоками по четыре транспортно-пусковых контейнера ракет. Помимо восьми ЗУР, готовых к применению, в боевой укладке имеется ещё двенадцать запасных.

Пассивная инфракрасная система поиска и сопровождения воздушных целей ADAD, изготовленная фирмой Thales Optronics, в простых метеоусловиях обнаруживает цель типа «истребитель» на дистанции 15 км, типа «боевой вертолет» – около 8 км. Время реакции с момента обнаружения цели – менее 5 с.
В составе комплекса используются высокоскоростные ракеты Starstreak, которые могут применяться против воздушных и наземных легкобронированных целей. Дальность стрельбы составляет до 7 000 м, высота поражения – до 5 000 м. В каждой ракете имеется три боевых части из вольфрамового сплава в виде дротика. Первая и вторая ступени разгоняют ракету до скорости 4 М, после чего происходит отделение трёх стреловидных боевых элементов, которые продолжают полёт по инерции.
После отделения каждый из них действует независимо и наводится на цель индивидуально, что увеличивает вероятность поражения. После попадания в цель и пробития корпуса самолёта или вертолёта с некоторой задержкой срабатывает неконтактный взрыватель, приводящий в действие боевую часть. Таким образом, поражаемой цели наносится максимально возможный ущерб.

Южнокорейский ЗРК Chiron

В конце сентября стало известно, что Украина получит от Республики Корея военную помощь на $2,9 млрд. Речь идет о поставках артиллерийских боеприпасов и ЗРК Chiron (корейское название Shingung).
Комплекс Shingung имеет много общего с российским комплексом «Игла-1» и французским «Мистраль». Разработчики южнокорейской противовоздушной системы заимствовали лучшие конструктивные решения, применённые в иностранных комплексах. Как и в российской «Игле-1», в ЗУР южнокорейского производства используется сферическая двухцветная (ИК / УФ) головка самонаведения, охлаждаемая аргоном, во многом напоминающая ГСН 9Э410 разработки АО «ЛОМО». Но от российской ЗУР 9М342 ракета Shingung отличается несколько большими габаритами и стартовым весом. Диаметр южнокорейской ракеты составляет 80 мм, длина – 1 680 мм, стартовый вес – 14 кг. Масса снаряженного ТПК – 19,5 кг.

Хотя Shingung удалось сделать легче, чем французский Mistral, переноска корейского ЗРК силами расчёта также крайне затруднена. В связи с этим практически все ЗРК Shingung, имеющиеся в южнокорейской армии, размещены на автомобильных шасси повышенной проходимости, предусмотрено использование спаренных и счетверённых пусковых установок.
ЗРК Shingung введён в состав модернизированной зенитной самоходной артиллерийской установки K30 Hybrid Biho.


                                                            ЗСУ K30 Hybrid Biho

Каждая ЗСУ получила два контейнера, которые снаряжаются двумя ракетами, что позволило существенно увеличить вероятность поражения цели и расширить зону стрельбы.

Южнокорейский ЗРК Cheonma

В ближайшей перспективе Украине, помимо ЗРК Shingung, могут быть переданы самоходные комплексы малой дальности Cheonma. Этот ЗРК создан компаниями Samsung Electronics и Thomson-CSF на базе французского Crotale-NG.


                                                                        ЗРК Cheonma

Принцип боевого применения и архитектура южнокорейского комплекса сходны с ЗРК Crotale-NG, но в нём используется оригинальная зенитная ракета, спроектированная специалистами южнокорейской фирмы LIG Nex1.
Все элементы ЗРК, известного как K-SAM Cheonma или Pegasus, размешены на усиленном шасси гусеничного бронетранспортёра K200А1. Боевая масса машины составляет 26 т. Максимальная скорость движения – до 60 км.

На самоходной установке имеется восемь готовых к применению твердотопливных ЗУР в ТПК. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасная, направленного действия, оснащена контактным и неконтактным лазерным взрывателями и обеспечивает высокую вероятность поражения воздушных целей. Наведение на цель – радиокомандное. Стартовая масса – 75 кг, длина – 2 290 мм, диаметр – 160 мм. Масса боевой части – 12 кг. Максимальная скорость ракеты – до 800 м/с. Дальность стрельбы – 0,5–9 км. Высота – 0,02–6 км. Экипаж из трёх человек перезаряжает боекомплект за 15 минут.
Над контейнерами с ракетами возвышается антенна импульсно-доплеровской обзорной РЛС E/F-диапазона с дальностью обнаружения целей до 20 км. Эта станция может обнаруживать и сопровождать до 8 целей одновременно. Также комплекс оснащается импульсно-доплеровской РЛС, которая предназначена для сопровождения зависших вертолетов и других целей.
Комплекс способен действовать днём и ночью, в сложных погодных условиях. По своим боевым возможностям комплекс Cheonma близок к советскому ЗРК «Оса-АКМ», но южнокорейская боевая машина защищена противопульной бронёй и не может плавать.  

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса-АКМ»:
Боевой расчет, чел.: 4;
Масса ракеты 9М33М3, кг: 126,3;
Масса боевой части, кг: 15;
Длина ракеты, мм: 3158;
Диаметр корпуса, мм: 206;
Размах крыльев, мм: 650;
Скорость полета ЗУР, м/с: 500;
Дальность обнаружения цели, км: до 45;
Зона поражения, м: по дальности - 1500...10000; по высоте - 25...5000; по курсовому параметру - ±6000;
Поражаемые цели: максимальная скорость, м/сек – 500; маневр цели, ед – до 8;
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР: 0,5..0,85;
Количество ракетных каналов: 2;
Дальность сопровождения телевизионно-оптическим визиром в условиях метеорологической видимости и при отсутствии задымленности и запыленности, км: до 25;
Время реакции, с: 16...26;
Время перехода комплекса из походного положения в боевое, мин: до 4;
Число ЗУР на боевой машине: 6;
Скорость передвижения комплекса (боевой и транспортно-заряжающей машин), км/ч: по шоссейным дорогам – до 60; на плаву – до 8;
Запас хода по грунтовым дорогам без дозаправки (при двухчасовой работе аппаратуры от газотурбинного агрегата), км: 250

Поставка первых комплексов Cheonma в войска состоялась в 2000 году. До 2012 года южнокорейская армия получила 114 боевых машин.

ЗРК VAMPIRE

Примерно месяц назад стало известно о намерении США передать Украине мобильные ЗРК малой дальности VAMPIRE (Vehicle-Agnostic Modular Palletized ISR Rocket Equipment – транспортное средство, оснащённое модульным оборудованием и паллетизированными ракетами).


                                          ЗРК малой дальности VAMPIRE в боевом положении

Обращает на себя внимание тот факт, что комплекс VAMPIRE, созданный компанией L3Harris, является очень бюджетным, собран из относительно недорогих, простых и хорошо освоенных в производстве компонентов. Основные элементы ЗРК VAMPIRE монтируются на стандартном транспортном поддоне, и возможна установка на любой носитель подходящей грузоподъёмности с подключением к энергосети транспортного средства. В рекламных материалах компании L3Harris говорится, что монтаж комплекса VAMPIRE занимает всего два часа и выполняется двумя механиками.
На облегчённой стальной раме монтируется телескопическая мачта с головкой оптоэлектронной станции WESCAM MX-10 и пусковая установка ракет. Управление осуществляется дистанционно с выносного пульта. В шаре ОЛС находится телевизионная камера высокого разрешения, тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель.

Пакет на четыре 70-мм ракеты AGR-20 APKWS (создана на базе авиационной НАР Hydra 70) установлен на поворотном основании. От исходной ракеты сохранены штатная БЧ и двигатель. УР AGR-20 APKWS оснащается блоком управления с полуактивной лазерной головкой самонаведения и приводами управления.

Точность попадания на дистанции 5 км составляет 0,5 м. Заявлено, что имеется возможность обстрела воздушных и наземных целей, что расширяет боевые возможности комплекса. Масса ракеты – около 15 кг. Длина – 1,87 м. Максимальная скорость – 990 м/с.
Специалисты отмечают, что ЗРК VAMPIRE может представлять опасность для боевых вертолётов и беспилотников. Однако поражение быстро перемещающихся реактивных боевых самолётов будет маловероятным.

Возможное влияние западных мобильных ЗРК малой дальности на ход боевых действий и методы противодействия им

Очень часто зенитные ракетные комплексы, в особенности размещённые на бронированных шасси, называют ЗРК «поля боя». Это, конечно же, не так, действовать непосредственно на линии боевого соприкосновения такие системы ПВО не способны, и по большому счёту этого не требуется.
Уничтожение индивидуальных и групповых вражеских целей на поле боя даже высокоточными авиационным средствами поражения, из-за высокого риска нанесения ущерба своим войскам, затруднено и осуществляется в исключительных случаях. Как правило, удары фронтовая и армейская авиация наносит по ближним тылам, уничтожая личный состав и технику противника, а также обеспечивая изоляцию поля боя. Для прикрытия переправ, полевых складов, командных пунктов, артиллерийских позиций, войск на марше и в местах сосредоточения как раз и нужны мобильные ЗРК войсковой ПВО.
Наличие значительного количества таких комплексов у противника может оказать существенное негативное влияние на ход боевых действий, сильно затруднить использование фронтовой и армейской авиации и нанести болезненные потери.
Уже сейчас наши фронтовые бомбардировщики и штурмовики во избежание потерь в основном наносят удары по объектам, находящемся на небольшом удалении от линии фронта. При этом наблюдатели отмечают, что по российским Су-25 практически в ходе каждого боевого вылета производятся пуски ПЗРК. Когда таких пусков много, даже с учётом массированного применения средств противодействия уклониться от ракет бывает сложно.
Не лучше дело обстоит и с использованием боевых вертолётов. Если в начале кампании российские ударные Ми-24, Ми-35, Ми-28 и Ка-52 уничтожали цели в глубине украинской обороны, то сейчас они стараются применять управляемые ракеты, находясь над боевыми порядками наших войск, или осуществляют пуск неуправляемых реактивных снарядов с кабрирования.

 

Стоит понимать, что стрельба НАР с кабрирования малоэффективна и является сугубо вынужденной мерой.
Поставленные Украине западные противовоздушные системы, в которых используются различные методы обнаружения воздушных целей и разные принципы наведения на них зенитных ракет, способны ещё больше затруднить действия российской авиации, сделав полёты наших самолётов даже над линией фронта смертельно опасными.
Ответом на насыщение боевых порядков противника мобильными ЗРК может стать более активное использование управляемого вооружения и современных разведывательных средств. В первую очередь речь идёт о новых ракетах, дальность стрельбы которых превосходит дальность пуска зенитных ракет с ТГС.
Против зенитных комплексов, в составе которых имеются радиолокационные средства, могут быть эффективны ПРР с пассивным радиолокационным наведением и УР «воздух-земля» с телевизионным наведением. Все наши самолёты и вертолёты должны быть оснащены приёмниками лазерного облучения, что позволит своевременно сорвать атаку ракетами Bolide и Starstreak, против которых бессильны средства постановки помех ЗУР с ИК ГСН. В составе каждой пары или звена штурмовиков, фронтовых бомбардировщиков и многоцелевых истребителей должен быть как минимум один самолёт, оснащенный аппаратурой радиотехнической разведки и современной станцией постановки радиоэлектронных помех.
Весьма перспективным средством борьбы с мобильными ЗРК в прифронтовой полосе являются беспилотники. Это могут быть «дроны-камикадзе» или разведчики, дающие целеуказание ствольной и реактивной артиллерии.  

В базовой версии «Ланцет-3» имеет взлетную массу 12 кг, при этом масса боевой части составляет 3 кг, что и отражено в названии. Скорость от 80 до 110 км/час, может поражать цели в радиусе 40 км от оператора. Для наведения используются три системы: координатная, с помощью оптико-электронных средств и комбинированная. Беспилотник оснащен телевизионным каналом, передающим изображение цели и позволяющем подтвердить ее поражение. Взрыватель — предконтактный.

Также следует предусмотреть защищённую быстродействующую систему обмена информацией между пользователями различных уровней.
Однако, как это ни печально, быстро реализовать все предлагаемые меры не получится. Судя по всему, российской авиации не хватает современного управляемого вооружения. Только этим можно объяснить тот факт, что на Украине до сих пор функционирует значительное количество мобильных радиолокаторов дежурного режима, имеются работоспособные ЗРК средней и большой дальности.
Факты свидетельствуют о недооценке противника и серьёзных провалах в части планирования. Российские войска испытывают острую нехватку эффективных разведывательных и ударных БПЛА, наблюдается дефицит станций радиоэлектронной разведки и аппаратуры постановки помех.
В связи с тем, что в сложных российских изделиях оборонного назначения велика доля импортной микроэлектроники, и сейчас наша страна испытывает проблемы с легальным приобретением иностранной элементной базы, быстро преодолеть имеющиеся трудности вряд ли удастся.

                                                                                                                        Автор: Линник Сергей