Ведьмы и колдуны на Руси
Ведьмы, колдуны и колдуньи на Руси
Написать статью о людях, общающихся с нечистой силой, меня сподвиг спор с приятелем о шабашах, нечистой силе, Воланде, ну как вы все догадались, разговор изначально шёл о «Мастере и Маргарите».
Поговорим о ведьмах, колдунах. Вспомним волхвов, кудесников и чудотворцев.
Н. М. Кочергин. Кудесник. Иллюстрация к «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина.
Источники, которые нам сообщают о них – это летописи. Ну и книги.
Волей-неволей придётся сравнивать (условно назовём это явление – ведьмачеством) с Западом.
Там и информации больше, да и жертв поболе.
Автор высказывает собственное мнение и его никому не навязывает.
Как относились к ведьмам на Руси в дохристианское время?
Информации по этому вопросу я не нашёл, но, наверное, неплохо. Языческие боги были не против, т. к. прямой конкуренции они им не составляли.
А волхвы, жрецы сами должны были проводить в жизнь линию божественного пантеона, а тут без потустороннего общения ну никак. А что такое общение с потусторонним миром как не магия?
Ведьма. Слово сообщает, что это человек ведующий, т. е. что-то знающий, обладающий определёнными знаниями.
Некоторые лингвисты указывают, что окончание «ма» (мама) говорит, что это женщина в возрасте. Как называли мужчин? Наверное, «волхвы».
Чем они занимались? Основное – лечение (травы, настойки, заговоры и т. д.). Гадали, привораживали.
Хорошая ведьма – это в первую очередь хороший психолог. Свою работу они обставляли соответственно – антураж, обряды, таинство, заклинания. В общем, психологическая обработка.
Принято считать, что ведьма – это старая женщина, сгорбленная и с клюкой.
Ну чистая Баба Яга. Да и живёт где-то на отшибе.
После принятия христианства на Руси, когда на смену многобожеству пришёл один Бог, ведьмы не стали проблемой для новой церкви.
Каждый занимался своим делом: ведьмы лечили, а церковь билась за души вновь обращенных. Нам говорят, что крестили мечом и огнём, но как было на самом деле...
Короче, христианская вера победила, но на Руси ещё долго присутствует веротерпимость, в отличие от Западной Европы.
Новгородская летопись: «В лѣто 6746 [1238]. В то лѣто придоша иноплеменьници, глаголемии Татарове, на землю Рязаньскую, множьство бещисла, акы прузи; и первое пришедше и сташа о Нузлѣ, и взяша ю, и сташа станомь ту. И оттолѣ послаша послы своя, жену чародѣицю и два мужа с нею, къ княземъ рязаньскымъ, просяче у нихъ десятины во всемь: и в людехъ, и въ князехъ, и въ конихъ, во всякомь десятое».
Чародейка возглавляет татарское посольство к князю Рязанскому. Легко и просто!
Женщина, которая очаровывает, околдовывает, обладает властью обаяния. Волшебница, колдунья.
Известны «Поучения» от Серапиона Владимирского (ум. 1275), где он говорит о всеобщей вере в колдовство.
«От которыхъ книгъ или от кихъ писаний се слышасте, яко волхованиемь глади бывають на земли и пакы волхлваниемь жита умножаются?»
Но он борется не с волхвами и колдунами, его целевая аудитория – это простой народ, который в это верит и, если случаются неурожаи, засуха и др. катаклизмы, то во всем народ готов винить именно их.
Этой позиции придерживалась и РПЦ, в отличие от западной церкви. «Поучение» – это методичка для священнослужителя.
В своём «Поучении» Серапион обращается к здравому смыслу и логике прихожан, говоря о том, что уже три года неурожаи не только на Руси, но и в «Латене», и задаётся риторическим вопросом «се вълхвове ли створиша»?
Смерть Серапиона Владимирского (ЛЛС)
Только истинный Бог может оказывать влияние на силы природы и т. д.
В «Слове блаженного Серапиона о маловерье» он обращается к пастве, которая по наущению волхвов расправлялась с теми, кто, по их мнению, был повинен в голоде, вызванном недородами.
Известно, что в 1024 году князь Ярослав приказал схватить волхвов, которые избивали стариков и старух («старую чадь»), утверждая, что они портят урожай.
«Бог наводит по грехом на куюждо землю гладом ли мором, ли ведром, ли иною казнью, а человек не весть ничтоже».
И велел казнить волхвов. Поделом!
Из Ярославля в Ростовские земли в 1071 году пришли два волхва и стали преследовать женщин, уверяя, что они виновны в голоде.
Обычно, придя в какой-либо погост, они вызывали «лучших», т. е богатых, жён и утверждали, что они прячут жито, мед, рыбу и прочее.
Жители приводили к ним своих сестер, матерей и жен; волхвы же, прорезавши у них за плечами кожу, вынимали оттуда жито, рыбу и т. д. и затем убивали несчастных, присваивая себе их имущество.
Собрав последователей, волхвы пошли в Белоозеро.
Вскоре для сбора дани в Белоозеро прибыл по наказу князя Святослава Ян, сын Вышаты. Местные жители пожаловались на произвол волхвов, ну и результат предсказуем – всех порубили, да и бороды повырывали.
Как мы видим, физическая расправа над волхвами-колдунами оставалась за светской властью. Что, наверное, и логично.
Ещё один случай из печально известного 1071 года.
Некий колдун (волхв) призывал новгородцев «побити» епископа Фёдора. Этот волхв обещал за смерть епископа перейти Волхов по воде на другой берег. Данное заявление впечатлило новгородцев, и собрался чуть ли не весь город. Но в самый разгар полемики, ударом топора князь Глеб решил однозначно спор в пользу епископа Фёдора. И «людье разидошеся».
Ну и последнее.
«Въ лѣто 6735 [1227]. Иде князь Ярославъ съ новгородци на Емь и повоева всю землю, и полонъ приведе бещисла. Того же лѣта ижгоша вълхвы 4, творяхуть е потворы дѣюще, а богъ вѣсть; /л.103./ и съжгоша ихъ на Ярослали дворе».
Как правило, сжигали на Руси в срубе. В чём вина волхвов – неизвестно.
В некоторых статьях упоминается, что во Пскове, в 1411 году были сожжены 12 ведуний, но я не нашёл подтверждений ни в первой, ни во второй Псковских летописях.
В XVI–XVII веках колдовство стало преследоваться более системно.
Указ царя Алексея Михайловича (1653 года) предусматривал смертную казнь (сожжение) за занятие колдовством.
Сохранились следственные дела по обвинению в колдовстве.
1635 год. Золотых дел царская мастерица Антонида Чашникова вместе с другой царской мастерицей Танькой были подвергнуты пыткам и были биты за то, что последняя передала приворотный корень. Обеих сослали в Казань.
1638 год. По доносу была схвачена и подверглась допросу мастерица Дарья Ламанова. В ходе следствия выяснилось, что она общалась с ведуньями Настькой и Ульянкой. Обе умерли под пытками. Ламанову сослали в Сибирь.
Можно ещё и ещё приводить примеры, но, я думаю, что достаточно.
Воинской устав Петра I (1716) предусматривал смертную казнь для чернокнижников «ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет».
18 марта 1736 года в Симбирске за ересь и колдовство был сожжён посадский чиновник Яков Яров, занимавшийся знахарством.
Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен Андрею Козицыну в Яренске в декабре 1762 года. Козицын был осуждён за колдовство на «казнь смертную сжением в срубе» при «собрании народа». Однако Архангельская губернская канцелярия не утвердила приговор, поскольку указами Сената от 30 сентября 1754 года и 14 октября 1760 года был введён мораторий на смертную казнь. Для Козицина смертная казнь была заменена каторгой.
Что вменялось колдуньям?
Они посредством колдовства делали так, что у коров пропадало молоко. Они могли наслать засуху, град, болезни. Могли ведьмы на полях делать специальные «закрутки», считалось, что она насылает этим проклятие на смерть. Могли ведьмы превращаться в животных и разные неодушевленные предметы.
Ну и самое интересное – полёты! На метле, прялке, кочерге, борове и т. д.
И, конечно же, использование мазей для скольжения по воздуху.
В своей книге «Магия отчаяния» Валери Кивельсон проанализировала 258 архивных дел, касаемых колдовства в России, и установила, что в 106 случаях применялись изощренные пытки. В основном дыба и прижигание раскалённым железом. Дела по обвинению в колдовстве заводились практически во всех слоях общества.
И если в Европе осужденных мужчин за колдовство было около 20 %, то в России – около 50 %. Хоть где-то мы впереди!
Сколько было в России казнено по обвинению в колдовстве – неизвестно, но где нам до просвещенной Европы: там только официально признаётся цифра в 50 тыс. человек.
Всё, что мы знаем о ведьмах, их обрядах, образе жизни – это в том числе и извращенные половые фантазии инквизиторов: это и сексуальные контакты с козлоподобными чертями и целование дьявола в анус, договор с сатаной, подпись кровью и прочее.
Получив при пытках признания в колдовстве, инквизиция их упорядочила, и с тех пор каждый инквизитор имел список вопросов, на которые он был должен получить определённые ответы.
Кто придумал шабаш?
Ясно, что не малообразованные колдуны и колдуньи.
Н. Пуссен. Триумф Диониса.
«Шабаш ведьм», художник Ричард Корбен.
Шабаш – это слегка видоизмененный праздник, посвящённый богу Вакху (вакханалия), который проходил по ночам и где после распития спиртных напитков мужчины и женщины беспорядочно спаривались.
Эта оргия была запрещена в древнем Риме ещё во втором веке до н. э., но она возродилась в сексуально озабоченных головах инквизиторов и сейчас присутствует в соответствующей культурной среде.
Ведьма с дьяволом на шее, гравюра Ханса Бургкмайра, 1512 год
По статистике, около 80 % ведьм – это женщины возраста 60+. А теперь представьте себе тысячи голых старух. Хоть на метле, хоть нет. Зрелище на любителя!
Причина гонений на ведьм в Западной Европе ясна. К XII–XIII вв. христианство – это уже «старая» религия, победившая во всей Европе. Иерархи церкви получили практически неограниченную власть и такие же возможности. Вертикаль, на которой всё держалось, начала дряхлеть и разваливаться. Отсюда и первые звоночки в виде религиозных движений (катары и патарены).
Инквизиция возникает как борьба с ересью XI–XII вв. В 1478 году учрежден священный трибунал, работавший в значительной степени для того, чтобы обеспечить каноничность веры новообращённых, особенно евреев, мусульман, принуждённых принять католичество.
«Пытка ведьмы», художник Фердинанд Пилоти.
Священный трибунал и было решено использовать для борьбы с ведьмами, а цель проста – сплотить под страхом смерти вокруг церкви верующих. Что и было сделано.
До XV века католическая церковь и не рассматривала колдунов как угрозу. Расхожим стало выражение «охота на ведьм» – борьба с тем, кто не представляет угрозы.
России в некотором виде повезло. Христианство было на Руси молодой религией, и священники действительно трудились по полной.
В первую очередь это была борьба за души людей. Русские княжества шли к объединению, и церковь тут была на первых ролях.
Как мы видим, реально боролась с волхвами только светская власть.
Репрессии против колдунов прошлись по Руси в XVII веке, спишем это на тлетворное влияние Запада. Да и царю новой династии надо было как-то себя показать.
Автор: Александр Асанов