ИС-2
ИС-2. Как создавался лучший тяжёлый танк Второй мировой
ИС-2М в экспозиции парка «Патриот».
Тяжёлый танк ИС-2 без натяжек можно назвать одним из главных достижений советской танковой промышленности. Созданный в годы войны, он мало что заимствовал у танков КВ, но зато взял целый ряд наработок опытных танков и показал возможности советских инженеров. По своим характеристикам ИС-2 был очень компромиссным и несбалансированным танком. На пороге войны советские и немецкие конструкторы проектировали совсем другие тяжёлые танки, с гораздо большим весом и боекомплектом. Но именно компромиссный ИС-2 проявил себя очень удачно и стал самой массовой моделью тяжёлого танка в истории.
79 лет назад, 31 октября 1943 года ИС-2 был принят на вооружение.
Под несчастливым номером
Хотя тяжёлый танк ИС во многом был новой конструкцией, он создавался не на пустом месте. Весной 1942 года началась программа тяжёлого танка КВ-13.
По задумке, этот танк должен был сочетать мощную броню, высокую подвижность и вес на уровне средних танков. Поэтому его часто по ошибке называют средним танком тяжёлого бронирования, хотя он с самого начала проходил как тяжёлый танк. Пусть и весом около 30 тонн – военные насмотрелись на то, как медлительные КВ-1 ломали мосты и перемешивали дороги в непролазную грязь.
Чтобы вписаться в требования, советские инженеры пошли на радикальное уменьшение заброневого пространства. Для этого они сократили экипаж всего до трёх человек – механика-водителя и двух башнёров. Потом, правда, башня стала трёхместной. Форму лобовой части корпуса и подковообразный радиатор взяли у опытного лёгкого танка Т-50 Кировского завода. А вскоре у КВ-13 появилось другое обозначение – ИС. Главный конструктор Николай Валентинович Цейц был человеком набожным и суеверным.
Ему явно не нравилось, что танк проходит под «несчастливым» номером.
Чертёж КВ-13 с двухместной башней. Из-за подковообразного радиатора на крыше получился характерный горб. Источник: warspot.ru
В сентябре 1942 года первый прототип КВ-13 с двухместной башней вышел на испытания. Танк получился очень сырым и постоянно ломался. Зато при лобовой броне в 90 мм он разогнался до 55 км/ч! Предстояла долгая доводка до ума, тем более военные потребовали трёхместную башню с командирской башенкой.
Появление Тигра
В декабре 1942 года подготовили проект второго варианта КВ-13 с трёхместной башней. Внешне он уже был похож на привычный нам серийный ИС-1, однако весил всего 37 тонн и был несколько меньше. Сложись обстоятельства иначе, этот танк вполне могли бы довести до ума и запустить в производство, а военные наконец-то получили бы то, что хотели. Но в январе 1943 года советская армия захватила два тяжёлых танка Tiger H1.
ТТХ Тигра 1
Общая информация
- Классификация – тяжелый танк;
- Боевая масса – 56 тонн;
- Компоновочная схема – моторное отделение сзади, трансмиссия и отделение управления спереди;
- Экипаж – 5 человек;
- Годы разработки – 1941;
- Годы производство – 1942-1944;
- Годы эксплуатации – 1942-1945;
- Всего выпущено – 1354 штуки.
- Размеры
- Длина корпуса – 6316 мм, с пушкой вперед 8450 мм;
- Ширина корпуса – 3705 мм;
- Высота – 2930 мм;
- Клиренс – 470 мм.
Бронирование
- Тип брони – катанной хромомолибденовая, поверхностно закаленная;
- Лоб корпуса, верх – 100/8 мм/градус;
- Борт корпуса, верх – 80 мм;
- Корма корпуса, верх – 80/8 мм/градус;
- Днище – 28 мм;
- Крыша корпуса – 26 мм, к концу войны 40 мм;
- Лоб башни – 100 мм;
- Маска орудия – от 90 до 200 мм;
- Борт башни – 80 мм;
- Корма рубки – 80 мм;
- Крыша башни – 28 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 88-мм KwK 36 L/56;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 56 калибров;
- Боекомплект – от 92 до 120 в 1945 году;
- Углы ВН: −8…+15°;
- Углы ГН – 360 градусов;
- Прицел – телескопический TZF 9a;
- Пулеметы — 7,92-мм MG-34, 2 или 3 штуки;
- Другое вооружение – противопехотная мортира S.
Подвижность
- Тип двигателя – сначала «Майбах» HL210P30, в остальных машинах «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный с жидкостным охлаждением;
- Скорость по шоссе – 44 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 195 километров;
- Запас хода по пересеченной местности – 110 километров;
- Удельная мощность – 12,9 л.с./т;
- Тип подвески – торсионная индивидуальная;
- Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,8 метров;
- Преодолеваемый ров – 2,3 метра;
- Преодолеваемый брод – 1,2 метра.
Модификации
- Pz.VI Ausf E(F) – машина для работы в тропиках, с большими воздушными фильтрами;
- Pz.VI Ausf E с зенитным пулеметом, активно применялся на западном фронте;
- Panzerbefehlswagen Tiger (Sd.Kfz. 267/268) – две командирские машины.
ИС-1 весной 1943 года на заводском дворе – пятикатковая ходовая часть и трёхместная башня с 76-мм орудием.
Немецкая новинка заставила задуматься. Обстрелы в Кубинке показали, что 76-мм танковые орудия Ф-34 и ЗиС-5 не способны пробить Тигра ни в лоб, ни в борт с любых дистанций. А ведь на раннем ИС-1 стояла как раз пушка калибра 76 мм! Выходит, новый танк устарел ещё до начала производства. Срочно встал вопрос о перевооружении.
На обстреле хорошо себя показала 85-мм зенитная пушка 52-К, она уверенно поражала лобовую броню Тигра с километра. Её и решили взять за основу. Однако в имеющуюся башню ИС-1 установить новое орудие было невозможно, погон требовалось увеличить. А раз танк нужно переделывать, конструкторы заодно устранили и другие недостатки. Погон башни увеличили до 1800 мм. Корпус стал шире и длиннее, а в ходовой части появился шестой опорный каток. В результате ИС-1 «поправился» до 44 тонн и потерял былую подвижность, впрочем, и уровень КВ-1С был достаточным. В таком виде танк пошёл в серию весной 1943 года.
Главный аргумент
ИС-1 с 85-мм орудием Д-5Т с самого начала рассматривался как промежуточный танк, долго в производстве он не продержался. Дело в том, что в систему Д-5 заложили возможность установки стволов разных калибров. В мае 1943 года конструкторское бюро под руководством Петрова начало проект 122-мм танкового орудия – будущего Д-25.
А уже в июле, ещё до принятия на вооружение ИС-1, был готов первый чертёж тяжёлого танка ИС с этим орудием.
Tiger H1 после попадания 122-мм снаряда
Новое танковое орудие появилось не случайно. В числе прочего Тигр обстреляли из 122-мм корпусной пушки А-19. Первым же попаданием с дистанции в полтора километра башню сорвало с погона и сдвинуло на полметра назад, при этом от неё оторвался кусок брони 58×23 см. Результат, как говорится, в комментариях не нуждается. Дополнительно работы подстегнули немецкие новинки на Курской дуге – Пантеры и Фердинанды.
ТТХ PzKpfw V «Пантера»
Общая информация
- Классификация – средний танк по немецкой классификации;
- Боевая масса – 44,8 тонн;
- Компоновочная схема – моторное отделение сзади, управления спереди;
- Экипаж – 5 человек;
- Годы производства – 1942-1945;
- Годы эксплуатации – 1943-1947;
- Всего выпущено – 5976 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6870 мм;
- Длина с пушкой вперед – 8660 мм;
- Ширина корпуса – 3270 мм;
- Высота – 2995 мм;
- Клиренс – 560 мм.
Бронирование
- Тип брони – катаная, средней и низкой твердости, поверхностно закаленная;
- Лоб корпуса, верх — 80/55° мм/градус;
- Борт корпуса, верх — 50/30° мм/градус;
- Корма корпуса, верх — 40/30° мм/градус;
- Днище – 17-30 мм;
- Крыша корпуса – 17 мм;
- Лоб башни – 110/10° мм/градус;
- Маска орудия – 100 мм, литая;
- Борт башни — 45/25° мм/градус;
- Корма рубки — 45/25° мм/градус.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 75 мм KwK 42;
- Длина ствола – 70 калибров;
- Боекомплект пушки – 81;
- Пулеметы — 2 × 7,92 MG-42.
Подвижность
- Тип двигателя – карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный;
- Мощность – 700 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе – 55 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 25-30 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 250 км;
- Удельная мощность – 15,6 л.с. на тонну;
- Тип подвески – торсионная.
Тактико-технические характеристики САУ Элефант ( Фердинпнд ) Sturmkanone mit 8,8 cm StuK 43, Sd.Kfz.184.
- Компоновочная схема: отделение управления и трансмиссионное спереди, моторное посередине, боевое сзади
- Разработчик: Фердинанд Порше
- Производитель: Porsche
- Годы разработки: 1942—1943
- Годы производства: 1943
- Годы эксплуатации: 1943—1945
- Количество выпущенных, шт.: 91
Вес САУ Элефант
- Боевая масса, т: 65,0
Экипаж: 6 человек
Габаритные размеры САУ Элефант
- Длина корпуса, мм: 8140
- Ширина, мм: 3380
- Высота, мм: 2970
- Клиренс, мм: 485
Бронирование САУ Элефант
- Тип брони: катаная и кованая поверхностно закалённая
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 200(100+100) / 12°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 200 / 35°
- Борт корпуса (верх), мм/град.: 80 / 0°
- Борт корпуса (низ), мм/град.: 60 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 80 / 40°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 80 / 0°
- Днище, мм: 20—50
- Крыша корпуса, мм: 30
- Лоб рубки, мм/град.: 200 / 25°
- Маска орудия, мм/град.: 125
- Борт рубки, мм/град.: 80 / 30°
- Корма рубки, мм/град.: 80 / 30°
- Крыша рубки, мм/град.: 30 / 85°
Вооружение САУ Элефант
- Калибр и марка пушки: 88-мм Pak 43
- Тип пушки: Нарезная
- Длина ствола, калибров: 71
- Боекомплект пушки: 50-55
- Углы ВН, град.: −8…+14°
- Углы ГН, град.: 28°
- Прицелы: перископический Sfl ZF 1a
- Пулемёты: 1 × 7,92 MG-34
Двигатель САУ Элефант
- Тип двигателя: два V-образных 12-цилиндровых карбюраторных
- Мощность двигателя, л. с.: 2×265
Скорость САУ Элефант
- Скорость по шоссе, км/ч: 35 (на испытаниях в СССР)
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10—15 по мягкой пахоте 5-10
- Запас хода по шоссе, км: 150
- Запас хода по пересечённой местности, км: 90
- Удельная мощность, л. с./т: 8,2
- Тип подвески: торсионная
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,2
- Преодолеваемый подъём, град.: 22°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,78
- Преодолеваемый ров, м: 2,64
- Преодолеваемый брод, м: 1,0
Против лобовой брони Пантеры 85-мм пушка была неэффективной, чего не скажешь о 122-мм орудии. Даже в случае рикошета немецкая броня трескалась и буквально расходилась по швам.
Д-25 было выдающимся орудием на своё время. Оно поражало все танки врага и могло бороться с полевыми укреплениями. Вдобавок по точности оно было на уровне KwK 43 – орудия Королевского тигра. Однако установка столь мощной и большой пушки на ИС-2 привела к неизбежным компромиссам. И если низкую скорострельность улучшили новым клиновым затвором на Д-25Т, то малый боекомплект в 28 выстрелов и угол склонения -3 градуса были неустранимыми.
Опытный танк Объект 240 – будущий ИС-2. Челябинск, осень 1943 года.
Заметим, что раньше инженеры всегда старались обеспечить большой боезапас. Накануне войны испытывался тяжёлый танк КВ-220 с 85-мм орудием. У него был солидный боекомплект в 91 выстрел и два заряжающих. Однако сам танк получился довольно большим и весил 63 тонны. А ведь на подходе был КВ-3 с 60 выстрелами для 107-мм пушки, он весил 68 тонн – чем не Королевский тигр по-советски? Да и немцы со своими Тиграми шли тем же путём. Однако этот путь завёл инженеров в тупик: танки весом более 50-55 тонн были слишком тяжёлыми и непрактичными. Они не блистали надёжностью и ломали мосты, а их эвакуация была хлопотным делом. Создатели ИС-2 предложили новый подход: удержать танк в адекватных весовых пределах при хорошей бронезащите, пусть и ценой боекомплекта. Эта идея себя оправдала.
Мифы вокруг орудия
ИС-2 неизбежно породил мифы о своём вооружении. Дескать, этот танк специально создавался для штурма вражеских укреплений, ведь для поражения танков врага хватило бы и меньшего калибра. Тем более такой вариант был – речь идёт о 100-мм орудии Д-10Т. Что ж, давайте разбираться. Начнём с того, что советские инженеры действительно создавали танки артиллерийской поддержки. Одним из них как раз был ИС-2... но не тот, о котором все подумали. Вернёмся в прошлое. КВ-13 с 76-мм пушкой проходил как ИС-1. В паре с ним на том же пятикатковом шасси создавался ИС-2, но со 122-мм гаубицей в башне по типу КВ-9. А позже это обозначение перешло к привычному нам ИС-2 с орудием Д-25.
Самый первый ИС-2 – гаубичный КВ-13.
Если бы советские военные требовали всего лишь артиллерийский танк с мощными осколочно-фугасными снарядами, то они приняли бы на вооружение гаубичный ИС-2. К чему тогда переделка корпуса и ходовой части с неизбежными задержками производства? Однако военных с самого начала беспокоило поражение вражеских танков. И здесь 122-мм пушка Д-25 была вне конкуренции. В переписке о выборе орудия для тяжёлых танков основное внимание уделялось именно бронепробитию.
А что же 100-мм орудие? Какое-то время этот вариант смотрелся очень хорошо. По сравнению с Д-25 у 100-мм орудия были одни достоинства: больше скорострельность, меньше вес, раз выстрелы занимают меньше места, то боекомплект танка можно увеличить. На практике всё оказалось куда сложнее. Всего под 100-мм пушки построили два опытных танка: Объект 245 с орудием Д-10Т Петрова и Объект 248 с орудием С-34 Грабина. «Грабинский» танк легко отличить по отзеркаленной башне: для удобства заряжания рабочее место заряжающего поместили слева, а наводчик с командиром переехали направо.
Объект 245, он же ИС с орудием Д-10Т, на заводском дворе.
Испытания 100-мм орудий показали очень неоднозначные результаты. Начнём с того, что боекомплект увеличить толком не получилось. Да, 122-мм выстрелы были больше, но за счёт раздельно-гильзового заряжания их удалось плотно скомпоновать. А вот 100-мм выстрелы размещать было неудобно, поэтому боекомплект Объекта 245 составлял 29 выстрелов – всего на 1 больше. В Объект 248 умудрились поместить 31 выстрел, а позже 36 выстрелов. Но на испытаниях оказалось, что в боевой обстановке достать последние 6 снарядов заряжающий не мог. Оказалось, что разница в скорострельности не такая и большая, ведь работать с длинными унитарными выстрелами было непросто. Углы склонения остались такими же скромными – всего -3 градуса.
Разочаровало и бронепробитие. На бумаге 100-мм орудия были почти аналогичны Д-25. Но на практике Д-10Т не могла надёжно поражать Пантеру в лоб, а Д-25Т без проблем пробивала её на дистанциях в 2-2,5 километра. Так что вооружение ИС-2 122-мм пушкой было, как говорят в таких случаях, единственно верным решением. Увы, 100-мм бронебойные снаряды стали доступны лишь к осени 1944 года, причём их качество явно хромало.
ИС-2 на параде в Пекине, 1959 год.
В итоге ИС-2 стал лучшим тяжёлым танком Второй мировой войны. В первую очередь он был очень удачно вооружён. Пока ИС-2 громили немецкие танки, американцы испытывали дефицит самоходок с 90-мм орудиями, а лучшим британским противотанковым орудием была 17-фунтовка, причём точность её подкалиберных снарядов оставляла желать лучшего. Броня ИС-2 защищала от массовых 75-мм пушек KwK 40 и аналогичных PaK 39, хотя и была недостаточной против Пантеры даже после переделки лобовой детали. Наконец, умеренный вес и неплохая подвижность облегчали переброску танков. Конечно, у ИС-2 были и серьёзные недостатки. Его надёжность вызывала нарекания, особенно много жалоб приходилось на живучесть ходовой части, двигателя и трансмиссии. Ресурс подтянули уже после войны, в ходе программы по модернизации, после чего танки ещё долго служили. Формально ИС-2 числились на вооружении до 1997 года, когда их окончательно списали.
Классификация | Тяжёлый танк |
---|---|
Боевая масса, т | 46 |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 4 чел. |
История | |
Разработчик | Челябинский Кировский Завод |
Производитель | ЧКЗ |
Годы разработки | 1943 г. |
Годы производства | 1943 г. - 1945 г. |
Годы эксплуатации | 1944 г. - 1993 г. |
Количество выпущенных, шт. | 3483 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6770 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9830 |
Ширина, мм | 3070 |
Высота, мм | 2630 |
Клиренс, мм | 420 |
Бронирование | |
Тип брони | Катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 120 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / −30° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 90-120 / 15° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 90 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60 / 49° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 60 / −41° |
Днище, мм | 20 |
Крыша корпуса, мм | 30 |
Лоб башни, мм/град. | 100 |
Маска орудия, мм/град. | 100 |
Борт башни, мм/град. | 100 / 20° |
Корма башни, мм/град. | 100 / 30° |
Крыша башни, мм/град. | 30 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 122-мм Д-25Т |
Тип пушки | Нарезная |
Длина ствола, калибров | 48 |
Боекомплект пушки | 35 снарядов |
Углы ВН, град. | −3…+20° |
Углы ГН, град. | 360° |
Дальность стрельбы, км | ~ 4 |
Прицелы | ТШ-17 |
Пулемёты |
3 × 7,62-мм ДТ 1 × 12,7-мм ДШК (начиная с 1944 г.) |
Подвижность | |
Тип двигателя |
V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, дизель жидкостного охлаждения В‑2-10 (ИС-2) В‑54К-ИС (ИС-2М) |
Мощность двигателя, л. с. | 520 |
Скорость по шоссе, км/ч | 37 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 10—15 |
Запас хода по шоссе, км | 240 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 160 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,3 |
Тип подвески | Торсионная, индивидуальная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,8 |
Преодолеваемый подъём, град. | 36° |
Преодолеваемая стенка, м | 1 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1,3 |
Автор: Дмитрий Зайцев