Софья Палеолог

 

                          «Царевна царегородская» Софья 

«Царевна царегородская» Софья
           Фёдор Бронников. «Встреча царевны Софьи Палеолог псковскими посадниками и боярами на Чудском озере»

Царевна византийская

Жизненный путь этой женщины начался около 1450 года (точная дата рождения неизвестна). Её отец, Фома Палеолог, был братом последнего императора Византии Константина XI и деспотом Мореи (полуостров Пелопоннес).                                        

      

                             Деспотат Мореи в 1450 году, разделенный между двумя братьями, Томасом и Деметриосом Палеологами

После падения Константинополя в 1453 году и гибели императора Константина, Фома бежал вместе с женой и детьми на принадлежавший тогда Венеции остров Корфу, затем переехал в Италию.  

После гибели своего брата, Фома признавался всей Европой как законный император Византии. По матери, Екатерине Дзаккарии, она принадлежала к княжескому роду Ахайи (княжество Мореи).
Зоя, рано осиротев (родители скончались в 1465 году), воспитывалась вместе с братьями при дворе римского папы. Опекуном Палеологов был известный учёный грек, кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии.  

Это обстоятельство и решило судьбу некогда могущественной семьи, но теперь утратившей своё высокое положение, власть и богатство. Понтифик Павел II с целью усиления влияния Рима на Русь предложил овдовевшему в 1469 году московскому государю Ивану III заключить брак с Зоей.

              
Русская летопись сообщает, что в феврале 1469 года грек Юрий прибыл в Москву от кардинала Виссариона к Ивану Васильевичу с письмом, в котором великому князю предлагалась в невесты Софья, дочь морейского деспота Фомы, «православная христианка» (о переходе её в католичество скромно умалчивалось). Русский государь посоветовался с матерью, митрополитом Филиппом и Боярской думой и дал согласие.

       

Очевидно, что московскому правительству понравилась идея женитьбы великого князя с «царевной царегородской». Правда, в Москве была и оппозиция. Многим не нравилась будущая женитьба великого князя на гречанке, воспитанной при дворе главы римской церкви.
В 1469 году русский дипломат итальянского происхождения Иван Фрязин (Джан Батиста делла Вольпе) был отправлен в Рим сватать для великого князя Зою.

        

Павел II принял посла с великой честью. Софийская летопись свидетельствует, что обратно на Русь с Фрязином был послан портрет невесты: «…а царевну на иконе написану принесе». Переговоры шли три года. Фрязин вторично поехал в Рим в мае 1472 года. 1 июня 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла состоялось заочное обручение.

        

Заместителем московского государя был Фрязин. 24 июня 1472 года большой обоз Палеолог вместе с Фрязином выехал из Рима. Невесту сопровождал кардинал Виссарион. По преданию, в состав приданого Софии вошла большая библиотека.

        
                                        Софья Палеолог. Пластическая реконструкция С. А. Никитина, 1994 г.

Княгиня Московская

Обоз невесты пересёк Европу с юга на север и 1 сентября прибыл в германский порт Любек.  

По пути высокой гостьи в городах устраивали пышные приёмы и рыцарские турниры. Морское путешествие по Балтийскому морю длилось 11 дней. Караван прибыл в Колывань (ныне Таллин), в октябре проследовал через Дорпат (Юрьев), Псков и Новгород. 12 (21) ноября 1472 года Зоя Палеолог въехала в Москву. В этот же день состоялся обряд венчания её с великим князем Иваном III. 
На заключительном этапе произошёл скандал. Папский представитель Антонио Бонубре хотел въехать в Москву, неся перед собой латинский крест (т. н. Корсунский крест). Митрополит Филипп поднял шум. В итоге государев посланец, боярин Федор Хромой, просто-напросто силой отнял «крыж» у папского легата, встретив обоз невесты за 15 вёрст от Москвы.
Великая русская княгиня Софья Фоминична, как стали называть её на Руси, оставила определённый след в нашей истории. Великий князь направил несколько посольств в Италию, откуда они возвращались с «фрязинами» (искажённое «франк»). В результате выходцы из Италии, художники, зодчие и инженеры украшали Русь своими произведениями. Так, Аристотель Фиораванти стал автором Успенского собора в Кремле.

По проектам итальянских архитекторов был перестроен Кремль, построена Грановитая палата и Казенный двор в Кремле, первый каменный великокняжеский дворец, многие монастыри и храмы столицы.
Также на Русь потянулись иностранные военные специалисты, дипломаты, ювелиры, врачи и т. д. Многие представители греческой и итальянской знати осели в «Московии», несли службу в армии и дипломатическом корпусе. Так в России возникла партия «западников», сторонников «единения» Руси с Европой. При Софье Палеолог это были сторонники унии православной и католической церкви.

        
                                  Виктор Муйжель. «Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог»

Византийщина

Византийская «царица» отметилась отсутствием бережливости. Росла в сравнительной бедности, а тут богатства огромной Руси, которые копились поколениями. Казну тратила на своих родственников. Летопись отмечала:«…понеже много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала, и много...»

Прогремел в 1483 году новый большой скандал. Брат Софьи Андрей удачно выдал свою дочь Марию за князя Василия Верейского, племянника великого князя Московского. Софья подарила своей племяннице драгоценности, которые когда-то принадлежали первой жене Ивана III Марии.

       

Не знавший об этом государь собирался по традиции одарить ими Елену Волошанку, жену своего старшего сына Ивана Молодого от первого брака и наследника. А их не оказалось в сокровищнице. Разгневанный князь потребовал учинить розыск. Василий Верейский с женой бежали в Литву. Лишь в 1493 году Софья выхлопотала милость государя, опалу сняли.
Софья и её партия, как опытные византийские политики, сумели взять верх над сторонниками наследника престола Ивана Молодого и его сына Дмитрия.

В 1490 году удельный князь Тверской Иван Иванович заболел. Софья выписала врача из Италии, который обещал вылечить наследника престола. Однако Иван Молодой скончался. «Мистро Леоно» казнили, и по Москве поползли слухи, что наследника отравили греки. Наследником стал считаться сын Ивана – Дмитрий Внук, в 1498 году он был венчан на царство. Но в дальнейшем партия Софьи и её сына княжича Василия взяла верх. Часть сторонников Дмитрия казнили либо сослали. В 1502 году, когда Иван III передал права наследования своему сыну Василию, Дмитрий с матерью Еленой Стефановной попали в окончательную опалу и были заключены под стражу.
Союз Ивана Васильевича и Софьи Палеолог стал основой для теории «Третьего Рима». Москвы как сакральной наследницы Константинополя-Царьграда, «Второго Рима».   

          
                                               Софья Палеолог въезжает в Москву. Миниатюра Лицевого летописного свода

                                                                                                                      Автор:  Самсонов Александр