САУ " Хоста "

     Самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста»

С начала семидесятых годов на вооружении советской и российской армии состоит самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика». Эта самоходка с орудием 2А31 калибра 122 мм предназначена для уничтожения живой силы, техники и объектов противника, а также дополняет иные САУ других типов.

Технические характеристики  2С1 " Гвоздика "

Экипаж, чел. Четыре
Масса, т 15,7
Длина, м 7,26
Высота, м 2,74
Ширина, м 2,85
Максимальная скорость:  
по шоссе, км/ч 60
на плаву, км/ч 4,5
Запас хода по шоссе, км 500
Вооружение 122-мм гаубица Д-32 (2А31)
Боекомплект, снарядов 40
Тип пушки нарезная гаубица
Дальность стрельбы, км до 15,2
Двигатель ЯМЗ-238Н
Мощность двигателя, л. с. 300
Бронирование Противопульное и противоосколочное

За два десятилетия было построено несколько тысяч таких боевых машин, большая часть которых до сих пор остается в строю. Тем не менее, к началу двухтысячных годов военные пришли к выводу о необходимости замены «Гвоздики». Так появился проект 2С34 «Хоста».
Решение о разработке нового проекта было принято в 2003 году. Военные заказали создание глубокой модернизации имеющейся САУ 2С1. Изначально новый проект имел обозначение 2С1М, связанное с его основной задачей – обновить имеющуюся самоходку. Тем не менее, в дальнейшем в новом проекте было внедрено такое количество нововведений, что его индекс изменили на 2С34. Также проект обозначался шифром «Хоста». Головным разработчиком нового проекта стало пермское предприятие «Мотовилихинские заводы». Кроме того, к работам привлекли ЦНИИ «Буревестник».
По имеющимся данным, исходное техническое задание подразумевало создание новой модификации самоходки 2С1 «Гвоздика» с использованием нового оружия и аппаратуры управления огнем. По этой причине было решено переработать только боевое отделение и башню машины. Гусеничное шасси предложили оставить без изменений, что в дальнейшем сказалось на судьбе проекта. Таким образом, самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С34 «Хоста» представляет собой новое боевое отделение с пушкой, установленное на шасси базовой машины.


                                                   САО 2С34 "Хоста". Фото Wikimedia Commons
Шасси САО 2С34 сохранило прежнюю компоновку, традиционную для отечественных самоходок последних десятилетий. В передней части корпуса, со сдвигом к правому борту, располагается моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Средняя и кормовая части корпуса отданы под боевое отделение. На крыше корпуса имеется погон для установки башни. Корпус боевой машины сваривается из катаных броневых листов толщиной до 15 мм, обеспечивающих защиту от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.
Основой силовой установки шасси «Хосты» является дизельный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. С двигателем связана механическая двухпоточная трансмиссия с планетарно-фрикционными механизмами поворота. Имеются шесть передних передач и одна задняя. В составе ходовой части имеются семь опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Несколько катков дополнительно укомплектованы гидравлическими амортизаторами. Ввиду переднего расположения двигателя ведущие колеса находятся в носовой части бортов, направляющие – в корме. Специальные поддерживающие ролики отсутствуют, поскольку верхняя ветвь гусеницы лежит на опорных катках.
Длина корпуса самоходки 2С34 составляет 7,57 м, ширина – 2,85 м. Общая высота машины по крыше башни – 2,83 м. Боевая масса составляет 16 т. Удельная мощность машины находится на уровне 18,75 л.с. на тонну, что позволяет развивать скорость (на шоссе) до 60 км/ч. На пересеченной местности максимальная скорость вдвое ниже. За счет герметичного корпуса САО «Хоста» может пересекать водные преграды вплавь. В таком случае движение осуществляется за счет переметывания гусениц. Скорость на воде не превышает 4-4,5 км/ч. При движении по шоссе запас хода по топливу достигает 500 км.
Среднюю и кормовую часть корпуса самоходки занимает боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагается вооружение, боекомплект и аппаратура управления огнем. В центральной части лобового листа башни предусматривается окно для орудия и его маски. Механизмы установки пушки позволяют вести огонь с углом возвышения от -2° до +80°. Горизонтальная наводка – круговая. На скулах башни имеются дымовые гранатометы. На крыше предусмотрена турель для пулемета, предназначенного для самообороны.
Для повышения характеристик новой боевой машины было решено заменить основное орудие. Вместо 122-мм нарезной гаубицы 2А31 теперь используется орудие 2А80-1 калибра 120 мм. Это орудие сочетает в себе основные функции пушек, гаубиц и крупнокалиберных минометов, что, как ожидалось, должно было привести к значительному росту боевых характеристик. Характерной чертой нового орудия является дульный тормоз узнаваемой формы. Кроме того, орудие оснащено специальными противооткатными устройствами, позволяющими вести огонь в широком диапазоне углов возвышения, как прямой наводкой, так и «по-минометному». Внутри боевого отделения размещается боекомплект из 40 выстрелов различных типов.
Орудие для машины «Хоста» является модернизированной версией пушки 2А80, используемой в составе САО 2С31 «Вена». Благодаря этому две самоходки могут использовать одни и те же боеприпасы различных типов. Орудие самоходки 2С34 может вести огонь осколочно-фугасными, термобарическими, зажигательными, осветительными, кассетными и т.п. снарядами. При этом, однако, в отличие от «Вены», «Хоста» не может использовать бронебойный кумулятивный снаряд 3ВБК14.


                                                                САО 2С34 "Хоста". Фото Bastion-karpenko.ru
Орудие 2А80-1 может вести огонь прямой наводкой или с закрытых позиций. За счет использования различных режимов стрельбы обеспечивается эффективное поражение целей на дальностях до 13 км, в зависимости от типа снаряда и некоторых других параметров. Точность попадания зависит от боеприпаса. Так, в номенклатуру используемых выстрелов входят несколько управляемых снарядов, позволяющие значительно понизить расход боеприпасов на поражение указанной цели.
Помимо нового оружия для повышения характеристик стрельбы используется обновленное оборудование управления огнем. Известно о существовании двух вариантов системы управления огнем (СУО). Предлагается полноценный вариант т.н. автоматической системы управления наведением и огнем (АСУНО) и ее упрощенная версия. По имеющимся данным, полноценный вариант СУО предназначается для командирских машин, которые должны обрабатывать имеющуюся информацию и выдавать целеуказание другим самоходкам батареи. Последние в таком случае могут использовать и упрощенный вариант СУО, способный выполнять команды и решать поставленные задачи без сложных вычислений и т.п. операций.
Управление работой САО 2С34 «Хоста» осуществляется экипажем из четырех человек. Механик-водитель располагается в передней части бронекорпуса, слева от двигателя. Командир, наводчик и заряжающий находятся в башне. В распоряжении последних имеется полный набор оборудования для управления системами, отвечающими за стрельбу по выбранным целям.
Разработка проекта 2С34 завершилась к 2008 году. Вскоре после этого «Мотовилихинские заводы» совместно с некоторыми смежными предприятиями приступили к производству новой техники.

Спустя некоторое время новые боевые машины вышли на испытания, а затем были переданы войскам для проверки в ходе эксплуатации. Войсковые испытания проводились самоходно-артиллерийской батареей 1-го мотострелкового батальона 21-й отдельной мотострелковой бригады (Оренбургская область).
На новую самоходку возлагались большие надежды. Ожидалось, что оснащение отработанного шасси новым боевым отделением с универсальным орудием позволит значительно повысить боевой потенциал артиллерийских подразделений. Тем не менее, в ходе войсковых испытаний были выявлены некоторые серьезные недостатки получившейся машины. Главные из них были связаны с используемым шасси. Осенью 2012 года стало известно, что на реальных характеристиках САО «Хоста» сказался подход к конструированию с широким использованием готовых агрегатов.
По информации отечественной прессы, новая самоходка во время испытаний показала недостаточную устойчивость и скорострельность. Так, из-за использования старого шасси, разрабатывавшегося без учета особенностей нового орудия, САО «Хоста» во время стрельбы с большими углами возвышения раскачивалось, что сказывалось на точности стрельбы. Подобные проблемы в основном наблюдались при стрельбе в режиме «миномет», поскольку отдача в таком случае выше и имеет свою специфику распределения по агрегатам машины.
Недостаточная устойчивость шасси также сказалась на скорострельности. Из-за необходимости внесения новых поправок и сложностей с заряжанием орудия в качающейся машине в ходе испытаний удавалось вести огонь с темпом не более 3-4 выстрелов в минуту. Для сравнения, буксируемый 120-мм миномет 2С12 «Сани», за счет более правильного распределения импульса отдачи, способен производить до 10-12 выстрелов в минуту.
Так же в ноябре 2012 года отечественные средства массовой информации сообщали, что к моменту появления новостей о проблемах САО «Хоста» предприятие «Мотовилихинские заводы» не получало никаких официальных документов о каких-либо неполадках в ходе испытаний. При этом, однако, представители завода отмечали, что самоходка разрабатывалась в точном соответствии с заданием заказчика.

Сообщалось, что из-за выявленных проблем министерство обороны не планирует закупать новые самоходки 2С34. В качестве решения сложившейся проблемы называлась разработка новой версии машины на базе иного шасси, обеспечивающего требуемую устойчивость во время стрельбы. Тем не менее, насколько известно, вариант «Хосты» на новом шасси до сих пор не создан.
К настоящему времени, по разным данным, было построено не менее 50 самоходных артиллерийских орудий 2С34 «Хоста». Эта техника была передана различным подразделениям сухопутных войск, где эксплуатируется до настоящего времени. Время от времени подобные боевые машины принимают участие в различных учениях. К примеру, в марте этого года в Южном военном округе проводился лагерный сбор артиллерии. В ходе этого мероприятия на общевойсковом полигоне Прудбой проводились стрельбы с применением различного вооружения, в том числе САО «Хоста». 

Тактико-технические характеристики 2С34 Хоста

- Компоновочная схема: переднемоторная
- Годы производства: c 2003
- Годы эксплуатации: с 2008

Экипаж: 4 человека

Вес 2С34 Хоста

- Боевая масса: 16 тонн

Габаритные размеры 2С34 Хоста

- Длина корпуса, мм: 7260
- Длина с пушкой вперёд, мм: 7570
- Ширина, мм: 2850
- Высота, мм: 2827
- База, мм: 4445
- Колея, мм: 2500
- Клиренс, мм: 400

Бронирование 2С34 Хоста

- Тип брони: Стальная катаная

Вооружение 2С34 Хоста

- Калибр и марка пушки: 120-мм 2А80-1
- Тип пушки: нарезная полуавтоматическая пушка-гаубица-миномёт
- Боекомплект пушки: 40
- Углы ВН, град.: −2..+80
- Углы ГН, град.: 360
- Прицелы: ПГ-2М
- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТМ

Дальность стрельбы 2С34 Хоста

- 0,5 - 14 км

Двигатель 2С34 Хоста

- Тип двигателя: ЯМЗ-238Н
- Мощность двигателя, л. с.: 300

Скорость 2С34 Хоста

- Скорость по шоссе, км/ч: 60
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 26..32 по грунтовой дороге, 4,5 на плаву

- Запас хода по шоссе, км: 500
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,492

- Преодолеваемый подъём, град.: 35
- Преодолеваемый брод, м: плавает

На данный момент в войсках имеется несколько десятков новых самоходок типа 2С34 «Хоста». Сведения о дальнейших закупках подобной техники пока отсутствуют. Таким образом, постепенная замена имеющихся САУ «Гвоздика», планировавшаяся в первой половине прошлого десятилетия, пока откладывается на неопределенный срок. Тем не менее, и в такой ситуации сухопутные войска смогли получить новую технику с достаточно высокими характеристиками, хотя и не в полной мере устраивающую военных. Возможно, в ближайшем будущем проблема с недостаточно устойчивым шасси будет решена, что позволит начать строительство и поставки полноценных самоходных орудий, полностью отвечающих предъявляемым требованиям.

                                                                                                      Автор:  Рябов Кирилл