Польская САУ " Краб "

 

     Польские «Крабы». 155-мм самоходная установка AHS Krab

Идея разработки новых САУ для польской армии появилась ещё в начале 1990-х годов. Во многом это было обусловлено крушением всего восточного блока и прекращением существования Организации Варшавского договора (ОВД). Польское руководство, которое планировало в дальнейшем вступление в НАТО, инициировало разработку новой самоходной артиллерийской установки калибра 155 мм.
Создание САУ затянулось на десятилетия, но получившаяся в результате боевая машина является сегодня главной ударной силой польской артиллерии. Удачно объединив лучшие разработки Европы и Азии, Польша получила современную артиллерийскую систему со сбалансированным набором технических характеристик. Новая 155-мм САУ получила обозначение AHS Krab (armatohaubicy samobieżnej).
Установка серийно производится крупным польским военно-промышленным предприятием Huta Stalowa Wola.

Единственным эксплуатантом «Крабов» являются пока польские вооруженные силы. Армия Польши рассчитывает получить до конца 2024 года 122 САУ Krab, что автоматически сделает установку второй по численности в польской армии после советских «Гвоздик».

Польша получит пять дивизионных комплектов AHS Krab

До 2024 года Польша должна получить пять полных дивизионных комплектов САУ Krab, всего 120 самоходок, из которых 72 уже поставлены. Помимо пяти дивизионов по 24 установки в каждом, польские военные должны получить две САУ для Учебного центра артиллерийского вооружения, заказ на поставку двух дополнительных боевых машин был подписан в 2020 году.
Таким образом, всего к концу 2024 года польская армия должна будет иметь 122 САУ Krab в составе пяти артиллерийских дивизионов.

Стоит отметить, что польские военные делают ставку исключительно на самоходную артиллерию.
В польской армии отсутствуют буксируемые артиллерийские системы. При этом длительное время основной самоходкой остаются ещё советские САУ 2С1 «Гвоздика». В свое время Польша успела получить 533 таких установки, из которых около 200 по-прежнему находятся на вооружении боевых частей.


Второй по массовости машиной длительное время были 152-мм колесные САУ «Дана» чехословацкого производства.

Тактико-технические характеристики
Производитель: TSG Hejnice, NC
Период Производства: 1980 - 1989
Произведено: 672
Экипаж: 5
Боевая масса (кг): 28,100 (включая 40 выстрелов), 29,250 (включая 60 выстрелов)
Общая длина (мм): 11,156 (со стволом вперед), 8,870 (длина корпуса)
Общая ширина (мм): 3,000
Общая высота (мм): 3,350
Главное Вооружение: 152-мм гаубица
Калибр (мм): 152,4
Начальная скорость снаряда (м/с): 693
Максимальная дальность стрельбы специальным снарядом (м): 20,000
Максимальная дальность стрельбы стандартным снарядом (м): 18,700
Минимальная дальность (м): 4600
Угол наведения по вертикали (°): от -4 до +70
Угол наведения по горизонту (°): ± 225
Угол наведения для закрытых огневых позиций (°): -45
Боевая скорострельность:
- при автоматическом заряжании (выстрелов/мин): 9
- при ручном заряжании (выстрелов/мин): 4
Количество выстрелов в зарядке машины: 36
Количество перевозимых зарядов: 40-60
Дополнительное Вооружение: 12,7-мм зенитный пулемет 38/46M ДШКМ
Двигатель: Татра Т3-12-930.52V- Дизельный с воздушным охлаждением и турбонаддувом
Мощность двигателя (кВт) 265 при 2200 об./мин.
Скорость на дороге (км/ч:) 80 (максимум)
Скорость по пересеченной местности (км/ч): 25 (в среднем)
Запас хода по дороге (км): 600
Дорожный просвет (мм): 410
Градиент: (°) 30
Боковой наклон: (°) 15
Преодолеваемое вертикальное препятствие (мм): 600
Глубина преодолеваемого брода (мм): 1,400
Колея:
- Передняя ось (мм): 2 000
- Задняя ось (мм): 1950
Колесная база (мм): 1,650 + 2,970 + 1,450
Расход топлива на шоссе (л/100 км): 65
Расход топлива по пересеченной местности (л/100 км): от 80 до 178
Переход из походного положения в боевое (мин.): 2
Переход из боевого положения в походное (мин.): 1

В 1980-е годы Польша получила 111 таких самоходок. Все они, как и прежде, эксплуатируются. К концу 2024 года с выполнением программы закупок новых САУ Krab именно они станут вторыми по численности и одновременно с этим самыми мощными артиллерийскими системами польской армии, которая ранее сняла с вооружения последние 203-мм САУ 2С7 «Пион» советского производства.
Приобретение САУ Krab – это часть масштабной программы модернизации польских вооруженных сил.
Использовать данные САУ польские военные планируют в том числе и для защиты Сувалкского коридора, который в НАТО считают наиболее уязвимым участком внешних границ альянса.

Неслучайно первой новые самоходки получила 16-я Поморская механизированная дивизия, развернутая на границе с Калининградской областью.

Я его слепила из того, что было

К идее разработки новой самоходной артиллерийской установки польские военные пришли в 1990-х годах, но от момента возникновения замысла до начала серийного производства прошло много лет. При этом даже после появления первых прототипов в начале 2000-х годов проект претерпел серьезные изменения, как по ходовой, так и по боевой части.


                                 Первый прототип САУ Krab с польским шасси UPG-NG, фото: wikimedia.org

Изначально Польша рассчитывала на использование ходовой части собственного производства.
В этом плане Варшава исходила из соображений экономии: приобретать за границей по лицензии планировалось только артиллерийскую часть и систему управления огнем. Достаточно быстро стало понятно, что созданное для САУ Krab польское шасси не подходит по многим критериям, в том числе по надежности.
За разработку ходовой части отвечала компания Obrum, которая имела опыт выпуска мостоукладчиков и БРЭМ на базе танка Т-72. Для САУ специалисты Obrum создали своеобразного Франкенштейна, объединив элементы ходовой советского среднего тягача МТ-С, созданного на базе шасси самоходной гаубицы 2С3, с узлами ходовой среднего танка Т-72 и двигателем польского танка PT-91 Twardy, который, в свою очередь, также был польским вариантом модернизации основного танка Т-72.
Получившееся шасси назвали UPG-NG, по мере развития проекта большую часть узлов и агрегатов в нем составляли элементы танка PT-91. Основным отличием от танка было удлинение корпуса с добавлением в шасси ещё одного – седьмого опорного катка.
Крест на шасси польского производства поставили испытания первого установленного батарейного комплекта. Испытания выявили несоответствие выбранной гусеничной базы требованиям ТТХ в части эксплуатационной надежности. В броневых листах корпуса начали образовываться микротрещины. К этому добавилась и проблема с силовой установкой, польская промышленность прекратила выпуск двигателя, который планировалось ставить на самоходку.

В этих условиях в декабре 2014 года польская сторона достигла договоренности с Южной Кореей по приобретению 120 шасси Samsung Techwin K9. По заключенному контракту Польша должна была получить 24 готовых шасси корейского производства, а остальные собрать в стране по лицензии. Шасси поставлялись в сборе с бронекорпусом и немецким дизельным двигателем.
При этом шасси корейской самоходной гаубицы было модернизировано польской стороной. В частности, была установлена вспомогательная силовая установка, собственная система фильтрации и противопожарная защита. Выпуском модернизированной и локализованной версии шасси, которая получила обозначение K9PL, занимается компания Huta Stalowa Wola (HSW).
Шасси южнокорейского производства было специально адаптировано под установку башни, выигравшей польский тендер ещё в конце 1990-х годов. Победителем конкурса тогда стала компания BAE Systems с башней от британской 155-мм САУ AS-90M. Именно эта башня и устанавливается сегодня на локализованное шасси польской самоходной гаубицы Krab.
При этом с артиллерийской частью также не обошлось без приключений.
Производство башенного модуля польская сторона локализовала, но стволы рассчитывала первоначально получать от британцев. Однако к началу 2010-х годов компания BAE Systems прекратила выпуск 155-мм стволов для башни AS-90M.
В этих условиях Польша вынуждена была обратиться к сотрудничеству с французской компанией Nexter. Как минимум 8 самоходок получили французские стволы, после чего Польша сумела наладить собственное производство на мощностях HSW.
В настоящее время полонизированная версия САУ, которая вместила в себя лучшие разработки Европы и Азии, серийно выпускается на предприятии Huta Stalowa Wola с высокой долей локализации всех основных систем.

Технические характеристики САУ Krab

Польская самоходная артиллерийская установка Krab относится к традиционным боевым машинам данного типа.
Самоходка построена на гусеничном шасси и имеет башенную компоновку. В передней части корпуса расположена силовая установка и отделение управления, в средней и задней части корпуса – боевое отделение. В этом плане машина ничем принципиально не отличается от большинства современных САУ аналогичных калибров: от Мста-С до британской AS-90, корейской K9 Thunder или немецкой PzH 2000.

По габаритам установка также не сильно выделяется на фоне одноклассников.
Так, максимальная длина польской САУ вместе с орудием составляет 12,1 метра (для сравнения у Мста-С – 11,9 метра). Максимальная ширина корпуса AHS Krab составляет 3,64 метра, высота до крыши башни – 3 метра. Боевая масса польской 155-мм САУ составляет 48 тонн. Экипаж состоит из пяти человек.
Гусеничное шасси обеспечивает установке хорошую проходимость и подвижность, в том числе на пересеченной местности. Ходовая часть получила гидропневматическую подвеску польского производства. Максимальная скорость движения САУ «Краб» по дорогам с асфальтовым покрытием составляет 60 км/ч. На равнинной местности установка может развивать до 30 км/ч, на бездорожье с ямами и ухабами максимальная скорость уменьшается до 15 км/ч. Запас хода самоходной гаубицы на полных баках составляет 400 км.
В качестве силовой установки используется немецкий дизельный двигатель MT 881 Ka-500. Это достаточно распространенный мотор, который широко применяется на гусеничных бронемашинах и большегрузных транспортных средствах. Двигатель развивает максимальную мощность 1 000 л. с. (735 кВт) при 2 700 оборотах в минуту. Такие же дизельные двигатели стоят на САУ PzH 2000, K9 Thunder и турецкой T-155 Firtina.
Дизель работает в связке с автоматической трансмиссией ALLISON X1100 – 5A3, которая специально разработана для тяжелых гусеничных боевых машин. АКПП обеспечивает четыре передних и две задних передачи. Трансмиссия интегрирована с тормозной системой и системой управления. Дизельный двигатель расположен в передней части корпуса с правой стороны, рядом с ним расположено место механика-водителя.

Главным огневым средством польской гаубицы является 155-мм орудие с длиной ствола 52 калибра. Орудие оснащено развитым двухкамерным дульным тормозом, система заряжания – полуавтоматическая. В башне располагаются четыре члена экипажа: командир и наводчик – с правой стороны, два заряжающих – слева.
Максимальная скорострельность орудия составляет 6 выстрелов в минуту. Доступна стрельба сериями снарядов – самоходка в состоянии выпустить 3 снаряда за 10 секунд. При этом практическая скорострельность в боевых условиях, при которых экипаж сможет эффективно работать на протяжении длительного времени, составляет 2 выстрела в минуту. Углы горизонтального наведения – 360 градусов, углы вертикального наведения – от -3,5 до +70 градусов. Минимальная дальность стрельбы – 4,7 км, максимальная дальность стрельбы – 40 км.
Помимо основного вооружения, на башне САУ Krab устанавливается крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемет и дымовые гранатометы 2х4 калибра 81 мм. Боекомплект гаубицы составляет 40 снарядов, 29 из которых хранятся в башне боевой машины, а 11 – в корпусе. Период приведения САУ из походного положения в боевое составляет примерно 30 секунд. Столько же времени самоходной гаубице требуется, чтобы сменить позицию после выстрела.

                                                                                                                 Автор: Юферев Сергей