Подводные лодки СССР и РФ
Все поколения подлодок СССР и России:
характеристики и примеры
Определение понятия
Поколения подводных лодок — классификация подводных лодок (ПЛ), построенных после Второй Мировой Войны. Подводные лодки относят к определённому поколению на основании совокупности характеристик, качественно меняющих её шансы на успешное боевое применение в условиях быстро развивающейся противолодочной обороны.
Как возникли "поколения"
Применительно к подводным лодкам, понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок. Это обусловливалось тем, что в ходе гонки вооружений наиболее радикальной технической модернизации подвергались в первую очередь АПЛ, причём усовершенствования приводили к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.
Универсальная самонаводящаяся противолодочная торпеда УМГТ-1 (АТ-3 «Орлан»).
Понятие также применяется для неатомных подлодок, так как для сохранения боевых качеств подлодок в условиях развивающихся противолодочных средств требовались кардинальные перемены в архитектуре и параметрах субмарин.
Применение субмарин
Борьба между подводными лодками и противолодочными средствами ведётся с самого зарождения подводных сил, с переменным успехом. Часто, изобретение новых противолодочных средств, таких как гидролокатор, ставили под вопрос хоть какую-то эффективность существующих подводных лодок.
Наглядный пример действия гидролокатора
И наоборот, усовершенствования конструкции, оснащения или вооружения подводных лодок резко увеличивали их возможности. Серьёзно борьба обострялась в период первой и второй мировых войн, опыт которых показал, сколь эффективным может быть этот новый класс кораблей.
Один из членов экипажа немецкой подлодки U-94, потопленной у Кубы как-то сказал: "Эсминцы - наши главные враги, ночь - наше главное оружие!"
После Второй мировой войны, борьба продолжилась в ходе гонки вооружений холодной войны. С неё и ведётся отсчёт поколений подводных лодок.
Первое поколение
Период с 1945 по 1960 год характерен использованием послевоенного опыта, особенно — наработок Германии
Общие отличительные черты:
- появление на подлодках сравнительно совершенных гидроакустических и радиолокационных средств;
- проведение экспериментов и поисков оптимального облика новых субмарин (формы корпуса подводных лодок первого поколения, как правило, были оптимизированы для надводного хода);
- атомные энергетические установки были несовершенны и небезопасны, срок работы реактора между перезарядками топлива не превышал пяти лет;
- в энергетических установках неатомных ПЛ помимо классической дизель-электрической схемы использовались воздухонезависимые дизели и парогазовые турбины.
Советские подлодки
Первой советской атомной подводной лодкой стала спущенная на воду в 1957 году и вступившая в строй в 1958 году К-3 проекта 627.
К-3 проекта 627 " К-3 " в районе Северного Полюса
Основные характеристики | |
---|---|
Тип корабля | ПЛАТ |
Обозначение проекта | 627 «Кит» |
Разработчик проекта | СКБ № 143 |
Главный конструктор | В. Н. Перегудов |
Кодификация НАТО | «November» |
Скорость (надводная) | 15,5 узлов |
Скорость (подводная) | 30 узлов |
Рабочая глубина погружения | 300 м |
Автономность плавания | 50—60 суток |
Экипаж | 104 человека |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 3065 т |
Водоизмещение подводное | 4750 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
107,4 м |
Ширина корпуса наиб. | 7,96 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
5,65 м |
Силовая установка | |
Атомная, двухвальная, два водо-водяных реактора типа ВМ-А. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. | |
Вооружение | |
Минно-торпедное вооружение |
8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. |
Отличительные черты ПЛ СССР от ПЛ США
- в отличие от первых американских АПЛ, которые представляли собой экспериментальные образцы, советские АПЛ первого поколения изначально строились как серийные модели;
- оснащались торпедами, баллистическими и крылатыми ракетами;
- советские подлодки строились с двумя независимыми реакторами и турбинами, что с одной стороны существенно повышало скорость и надёжность, но с другой - повышало шумность.
- Все советские АПЛ были укомплектованы водо-водяными реакторами мощностью 70 МВт, кроме одной экспериментальной АПЛ проекта 645, на которой были установлены реакторы с ЖМТ.
Основным недостатком ядерных энергетических установок первого поколения была большая протяжённость трубопроводов первого контура, что часто приводило к радиационным загрязнениям внутренних пространств на борту.
- Обводы корпуса торпедных АПЛ изначально были оптимизированы для подводного хода. Ракетных — для надводного хода, так как старт ракет производился в надводном положении.
- Советские АПЛ имели значительно больший, чем американские, запас плавучести, что обеспечивало выполнение одноотсечного стандарта надводной непотопляемости.
Яркий представитель первого поколения:
проект 675, 4 носовых калибра 533 мм, 16 торпед, 2 кормовых ТА калибра 406 мм, 4 торпеды, 8 крылатых ракет П-6
Второе поколение
Период охватывает примерно 1960—1975 годы. Предпосылками появления второго поколения послевоенных субмарин стало накопление опыта эксплуатации корабельных атомных энергоблоков и двигательных установок, значительный научный и технологический прогресс, а также ужесточение требований моряков к новым кораблям.
Общие отличительные черты:
- оптимизация формы корпуса для подводного хода (подводные лодки окончательно стали подводными в полном смысле слова), что привело к росту стандартных скоростей подводного хода до 25-30 узлов, а у двух проектов советских АПЛ — свыше 40 узлов;
К-222, советская атомная подводная лодка второго поколения, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч.
Основные характеристики | |
---|---|
Тип корабля | ПЛАРК |
Обозначение проекта | 661 |
Разработчик проекта | ЦКБ-16 |
Главный конструктор | Н. Н. Исанин |
Кодификация НАТО | «Papa» (рус. «Папа») |
Скорость (надводная) | 19 узлов |
Скорость (подводная) | 44,7 (44,85) узла[2] |
Предельная глубина погружения | 400 м |
Автономность плавания | 70 суток |
Экипаж | 80 человек |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 5197 т |
Водоизмещение подводное | 7000 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
106,9 м |
Ширина корпуса наиб. | 11,5 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
8,1 м |
Силовая установка | |
|
|
Вооружение | |
Минно-торпедное вооружение |
|
Ракетное вооружение | 10 ПУ ракет П-70 «Аметист» |
- установка новых систем гидроакустики приводила к увеличению объёма носовой оконечности;
- появление самонаводящихся торпед позволило отказаться от кормовых торпедных аппаратов;
- совершенствование лодочных атомных реакторов позволило резко повысить их надёжность и безопасность;
- срок службы реактора на одном заряде топливом удлинился примерно вдвое;
- много внимания уделялось снижению шумности ПЛ, как за счёт тщательной амортизации работающих механизмов, так и за счёт применения звукопоглощающих покрытий.
Советские подлодки
- Большая часть АПЛ второго поколения имела стальные корпуса и была оснащена водо-водяными ядерными реакторами мощностью 90 МВт с периодом перезарядки активной зоны реактора в 8 лет.
- Подлодочные парогенераторы стали изготавливаться в виде единого (интегрального) блока, что резко сократило протяжённость первого контура, повысило надёжность и безопасность ядерных энергоустановок.
- Основным родом электрического тока стал переменный, вырабатываемый автономными турбогенераторами.
- На АПЛ второго поколения начали использоваться системы электрохимической регенерации воздуха (до этого использовалась только химическая регенерация — менее эффективная и весьма опасная в обращении).
Ответственные за строительство
К проектированию лодок второго поколения дополнительно привлекли Ленинградское ЦКБ-16 (ныне подразделение СПМБМ «Малахит»), и Горьковское СКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»). Строительством занимались уже пять заводов:
- Севмашпредприятие,
- завод им. Ленинского комсомола,
- Ленинградский Адмиралтейский завод,
- Судомех (позднее объединённые и ныне известные как «Адмиралтейские верфи»),
- Горьковский завод «Красное Сормово».
Яркие представители второго поколения:
проект 667БДР, 4 × 533-мм и 2 × 400-мм носовых ТА, 16 торпед 533-мм, торпеды СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К, может нести до 24 мин вместо части торпед, 16 ПУ БРПЛ Р-29Р, 2 комплекта «Стрела-2М»
проект 705, шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с системой темой быстрого заряжания. Боекомплект: 18 торпед или 36 мин, а также противокорабельные ракеты «Вьюга», выстреливаемые через ТА.
Основные характеристики АПЛ " Карелия " | |
---|---|
Тип корабля | РПКСН 2-го/3-го поколения |
Обозначение проекта | 667БДРМ «Дельфин» |
Разработчик проекта | ЦКБМТ «Рубин» |
Главный конструктор | С. Н. Ковалёв |
Кодификация НАТО | Delta-IV |
Скорость (надводная) | 14 узлов |
Скорость (подводная) | 24 узла |
Рабочая глубина погружения | 320 … 400 м |
Предельная глубина погружения | 550 … 650 м |
Автономность плавания | 80 … 90 суток |
Экипаж | 135 … 140 человек |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 11 740 т |
Водоизмещение подводное | 18 200 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
167,4 м |
Ширина корпуса наиб. | 11,7 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
8,8 м |
Силовая установка | |
Вооружение | |
Минно-торпедное вооружение |
4 носовых ТА калибра 533 мм Боекомплект (торпед): 12 533-мм торпеды САЭТ-60М[1], 53-65М[2][3], ПЛУР «Водопад» до 24 мин вместо части торпед. |
Ракетное вооружение | 16 баллистических ракет Р-29РМ, Р-29РМУ2 или Р-29РМУ2.1«Лайнер» |
ПВО | 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» |
Третье поколение
Основные характеристики | |
---|---|
Тип корабля | ТРПКСН |
Обозначение проекта | 941 «Акула» |
Разработчик проекта | ЦКБМТ «Рубин» |
Главный конструктор | С. Н. Ковалёв |
Кодификация НАТО | SSBN «Typhoon» |
Скорость (надводная) | 12 узлов |
Скорость (подводная) | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 м |
Предельная глубина погружения | 500 м |
Автономность плавания | 180 суток (6 месяцев) |
Экипаж | 160 человек (в том числе 52 офицера) |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 23 200 т |
Водоизмещение подводное | 48 000 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
172,8 м |
Ширина корпуса наиб. | 23,3 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
11,2 м |
Силовая установка | |
|
|
Вооружение | |
Минно-торпедное вооружение |
6 ТА калибра 533 мм; 22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал» |
Ракетное вооружение | 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр. 941УМ) |
ПВО | 8 ПЗРК «Игла» |
3-е ПОКОЛЕНИЕ АПЛ
Все данные этой страницы собраны в открытых источниках
пр.941 "Акула" |
Тяжёлый атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» вооружённая ракетным комплексом Д-19 предназначалась для нанесения ударов межконтинентальными баллистическими ракетами Р-39 по территории противника, не выходя из районов, находящихся под прикрытием собственных сил противовоздушной и противолодочной обороны. |
пр.949 "Гранит" |
Атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 949 «Гранит» вооружённая противокорабельными крылатыми ракетами 3М-45 и торпедами предназначалась для самостоятельного и во взаимодействии с другими силами ВМФ нанесения ударов крылатыми ракетами и торпедами по крупным надводным кораблям и судам противника, следующим в составе АУГ или конвоев. |
пр.949А "Антей" |
Атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 949 «Гранит» вооружённая противокорабельными крылатыми ракетами 3М-45 и торпедами предназначалась для самостоятельного и во взаимодействии с другими силами ВМФ нанесения ударов крылатыми ракетами и торпедами по крупным надводным кораблям и судам противника, следующим в составе АУГ или конвоев. |
Многоцелевая атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 945 «Барракуда» предназначена для поиска и слежения за подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, нанесения ударов ПЛ и кораблям противника. | |
пр.945А "Кондор" |
Многоцелевая атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 945 «Барракуда» предназначена для поиска и слежения за подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, нанесения ударов ПЛ и кораблям противника. |
пр.971 "Щука-Б" |
Многоцелевая атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б» предназначена для поиска и слежения за подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, нанесения ударов ПЛ и кораблям противника и береговым объектам. |
??.12.71 - в СКБ-143 разработан предэскизный проект многоцелевой АПЛ 3-го поколения пр.945. Дальнейшие работы переданы в ЦКБ «Лазурит».
Проект и проектант |
пр.941 "Акула" ЦКБ МТ "Рубин" |
пр.949 "Гранит" ЦКБ МТ "Рубин" |
пр.949А "Антей" ЦКБ МТ "Рубин" |
пр.949"Барракуда" ЦКБ "Лазурит" |
пр.949А "Кондор" ЦКБ "Лазурит" |
пр.971"Щука-Б" СПМБМ "Малахит" |
Длина | 172,8 метров | 144 метра | 155 метров | 107 метров | 110,5 метра | 110,3 метра |
Ширина | 23,3 метра | 18,2 метра | 18,2 метра | 12,2 метра | 12,2 метра | 13,6 метра |
Осадка | 11 метров | 9,2 метра | 9,2 метра | 8,8 метра | 9,4 метра | 9,68 метра |
Водоизмещение надводное | 23 200 тонн | 12 500 тонн | 14 700 тонн | 6 300 тонн | 6 470 тонн | 8 140 тонн |
Водоизмещение подводное | 48 000 тонн | 16 500 тонн | 19 400 тонн | 8 200 тонн | 8 500 тонн | 10 500 тонн |
Запас плавучести | 32% | 32% | ||||
Глубина рабочая | 520 метров | 520 метров | 480 метров | 480 метров | 480 метров | |
Глубина предельная | 400 метров | 600 метров | 600 метров | 600 метров | 600 метров | 600 метров |
Скорость надводная | 12 узлов | 15 узлов | 15 узлов | 12,2 узла | 12,2 узла | 10 узлов |
Скорость подводная | 25 узлов | 32 узла | 32 узла | 35 узлов | 35 узлов | 33 узла |
Экипаж | 160 человек | 94 человека | 107 человек | 60 человек | 65 человек | 73 человека |
Автономность | 120 суток | 120 суток | 120 суток | 100 суток | 100 суток | 100 суток |
В начале 1980-х появились лодки третьего поколения. Они отличались существенно большим водоизмещением, более совершенным вооружением и лучшей обитаемостью. На этих лодках впервые установили оборудование для РЭБ(Радиоэлектронная борьба). В качестве материала корпуса применялись специальные стальные сплавы, а для части советских АПЛ — титан, что позволило также создать первые глубоководные ПЛ.
АПЛ К-278 «Комсомолец» имела наибольшую рабочую глубину погружения — 1000 м
Общие отличительные черты:
- Развитие подлодок в США и СССР происходило одновременно;
- США полностью отказались от строительства неатомных ПЛ, оставив только два типа атомных подлодок: стратегические и многоцелевые. США могли привлечь в качестве союзных сил неатомных подлодок союзников по НАТО;
Последней неатомной подводной лодкой Военно-морских сил США стала субмарина класса «Барбел»
- В СССР же решили не отказываться от дизель-электрических ПЛ и разрабатывать все 4 типа лодок.
К плюсам неатомных ПЛ можно отнести их ещё большую бесшумность.
Уже к середине 1970-х гг. стало понятно, что слишком большое разнообразие типов лодок создаёт множество проблем:
- высокие эксплуатационные издержки (в частности: усложнённость эксплуатации, необходимость переобучения личного состава, сложность перезарядки реакторов и утилизации);
- сравнительная дороговизна эксплуатации ПЛ;
- сравнительно низкая техническая надёжность.
Советские подлодки
- Основное внимание при строительстве АПЛ третьего поколения уделялось снижению шумности.
- Совершенствование средств обнаружения и вооружения
- Подводные лодки оснащались блочными паропроизводящими установками ОК-650 с реакторами мощностью 190 МВт. Эти мощные энергоустановки позволяли развивать скорость подводного хода от 25 до 35 узлов (в зависимости от проекта АПЛ)
- Системы автоматики были унифицированы для всех АПЛ третьего поколения. В состав электро-энергетических систем, сохранивших конфигурацию второго поколения, добавилось много полупроводниковых преобразователей, практически бесшумных в сравнении с электромеханическими преобразователями.
- Значительно улучшились обитаемость ПЛ и условия размещения личного состава. На всех АПЛ были установлены всплывающие спасательные камеры, способные обеспечить одновременную эвакуацию с аварийной подводной лодки всего экипажа.
Экипаж — самая дорогостоящая подсистема АПЛ и любого другого корабля
Ответственные за строительство
Качественно новые технологии потребовали переоборудования производственных предприятий. Севмашпредприятие превратилось в крупнейший в мире судостроительный комплекс. В Горьком был построен новый производственный комплекс.
Яркие представители третьего поколения:
Ранее упомянутый К-278, проекта 685. Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.
Проект 971, четыре 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц.
Четвёртое поколение
Проектирование подводных лодок четвёртого поколения было начато в 1977 г.
Общие отличительные черты:
Многоцелевые АПЛ четвёртого поколения сравнительно «тихие» (в сравнении с АПЛ третьего поколения), что достигается:
- размещением гребных винтов в кольцевых насадках
- использование водомётных двигательных установок
- использованием звукопоглощающих покрытий нового типа и рядом других мер.
Советские и российские подлодки
- Корпуса АПЛ четвёртого поколения выполнены из маломагнитной стали и обеспечивают рабочую глубину погружения до 400 м.
- Характерной чертой российских АПЛ 4-го поколения должна была стать энергетическая установка (ЭУ) нового типа, тепловой мощностью порядка 200 МВт с производством в ОКБ Машиностроения им. И. И. Африкантова.
- Отличительной особенностью нового типа реактора стало интегральное моноблочное исполнение при котором сам реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе:
такое решение позволяет исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы и, тем самым, облегчает естественную циркуляцию (ЕЦ) теплоносителя на всех режимах работы реактора. Последнее является одним из факторов малошумности всей лодки
- Активная зона реактора построена так, что её перезарядка необходима вдвое реже, чем в реакторах лодок 3-го поколения.
- На каждой АПЛ установлена всплывающая спасательная камера, обеспечивающая при необходимости одновременную эвакуацию всего экипажа с аварийной ПЛ.
Яркие представители четвёртого поколения:
Проект 955 имеет на вооружении по 16 твердотопливных баллистических ракет «Булава». Первоначально предполагалось, что они будут нести по 20 ракет, но в 2013 году это решение было пересмотрено и число ракет оставлено прежним. Кроме того, эти ПЛ имеют по 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм.
проект 885 имеет на вооружении 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, размещённых в средней части корпуса, и 8 вертикальных шахт для запуска крылатых ракет (по 4 ракеты в шахте) нескольких типов.
Пятое поколение
Разрабатывается атомная подводная лодка проекта "Хаски".
Предположительный вид проекта "Хаски"
Также, разрабатывается неатомные подводные лодки пятого поколения «Калина» и существует концепт-проект перспективной подлодки стратегического назначения для действий в Арктике «Арктур».
Макет проекта "Калина"
Макет проекта "Арктур"