Подводные лодки СССР и РФ

 

                 Все поколения подлодок СССР и России:

                        характеристики и примеры

Определение понятия

Поколения подводных лодок — классификация подводных лодок (ПЛ), построенных после Второй Мировой Войны. Подводные лодки относят к определённому поколению на основании совокупности характеристик, качественно меняющих её шансы на успешное боевое применение в условиях быстро развивающейся противолодочной обороны.

Как возникли "поколения"

Применительно к подводным лодкам, понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок. Это обусловливалось тем, что в ходе гонки вооружений наиболее радикальной технической модернизации подвергались в первую очередь АПЛ, причём усовершенствования приводили к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.

Универсальная самонаводящаяся противолодочная торпеда УМГТ-1 (АТ-3 «Орлан»).

                                     Универсальная самонаводящаяся противолодочная торпеда УМГТ-1 (АТ-3 «Орлан»).

Понятие также применяется для неатомных подлодок, так как для сохранения боевых качеств подлодок в условиях развивающихся противолодочных средств требовались кардинальные перемены в архитектуре и параметрах субмарин.

Применение субмарин

Борьба между подводными лодками и противолодочными средствами ведётся с самого зарождения подводных сил, с переменным успехом. Часто, изобретение новых противолодочных средств, таких как гидролокатор, ставили под вопрос хоть какую-то эффективность существующих подводных лодок.

Наглядный пример действия гидролокатора                                                                           Наглядный пример действия гидролокатора

И наоборот, усовершенствования конструкции, оснащения или вооружения подводных лодок резко увеличивали их возможности. Серьёзно борьба обострялась в период первой и второй мировых войн, опыт которых показал, сколь эффективным может быть этот новый класс кораблей.

Один из членов экипажа немецкой подлодки U-94, потопленной у Кубы как-то сказал: "Эсминцы - наши главные враги, ночь - наше главное оружие!"

После Второй мировой войны, борьба продолжилась в ходе гонки вооружений холодной войны. С неё и ведётся отсчёт поколений подводных лодок.

Первое поколение

Период с 1945 по 1960 год характерен использованием послевоенного опыта, особенно — наработок Германии

Общие отличительные черты:

  • появление на подлодках сравнительно совершенных гидроакустических и радиолокационных средств;
  • проведение экспериментов и поисков оптимального облика новых субмарин (формы корпуса подводных лодок первого поколения, как правило, были оптимизированы для надводного хода);
  • атомные энергетические установки были несовершенны и небезопасны, срок работы реактора между перезарядками топлива не превышал пяти лет;
  • в энергетических установках неатомных ПЛ помимо классической дизель-электрической схемы использовались воздухонезависимые дизели и парогазовые турбины.

Советские подлодки

Первой советской атомной подводной лодкой стала спущенная на воду в 1957 году и вступившая в строй в 1958 году К-3 проекта 627.

К-3 проекта 627                                                                        К-3 проекта 627                                                                          " К-3 " в районе Северного Полюса

Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 627 «Кит»
Разработчик проекта СКБ № 143
Главный конструктор В. Н. Перегудов
Кодификация НАТО «November»
Скорость (надводная) 15,5 узлов
Скорость (подводная) 30 узлов
Рабочая глубина погружения 300 м
Автономность плавания 50—60 суток
Экипаж 104 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 3065 т
Водоизмещение подводное 4750 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
107,4 м
Ширина корпуса наиб. 7,96 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
5,65 м
Силовая установка
Атомная, двухвальная, два водо-водяных реактора типа ВМ-А. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.
Вооружение
Минно-торпедное
вооружение
8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн.

Отличительные черты ПЛ СССР от ПЛ США

  • в отличие от первых американских АПЛ, которые представляли собой экспериментальные образцы, советские АПЛ первого поколения изначально строились как серийные модели;
  • оснащались торпедами, баллистическими и крылатыми ракетами;
  • советские подлодки строились с двумя независимыми реакторами и турбинами, что с одной стороны существенно повышало скорость и надёжность, но с другой - повышало шумность.
  • Все советские АПЛ были укомплектованы водо-водяными реакторами мощностью 70 МВт, кроме одной экспериментальной АПЛ проекта 645, на которой были установлены реакторы с ЖМТ.

Основным недостатком ядерных энергетических установок первого поколения была большая протяжённость трубопроводов первого контура, что часто приводило к радиационным загрязнениям внутренних пространств на борту.

  • Обводы корпуса торпедных АПЛ изначально были оптимизированы для подводного хода. Ракетных — для надводного хода, так как старт ракет производился в надводном положении.
  • Советские АПЛ имели значительно больший, чем американские, запас плавучести, что обеспечивало выполнение одноотсечного стандарта надводной непотопляемости.

Яркий представитель первого поколения:

проект 675, 4 носовых калибра 533 мм, 16 торпед, 2 кормовых ТА калибра 406 мм, 4 торпеды,	8 крылатых ракет П-6         проект 675, 4 носовых калибра 533 мм, 16 торпед, 2 кормовых ТА калибра 406 мм, 4 торпеды, 8 крылатых ракет П-6

Второе поколение

Период охватывает примерно 1960—1975 годы. Предпосылками появления второго поколения послевоенных субмарин стало накопление опыта эксплуатации корабельных атомных энергоблоков и двигательных установок, значительный научный и технологический прогресс, а также ужесточение требований моряков к новым кораблям.

Общие отличительные черты:

  • оптимизация формы корпуса для подводного хода (подводные лодки окончательно стали подводными в полном смысле слова), что привело к росту стандартных скоростей подводного хода до 25-30 узлов, а у двух проектов советских АПЛ — свыше 40 узлов;

К-222, советская атомная подводная лодка второго поколения, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч.

К-222, советская атомная подводная лодка второго поколения, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч.

Основные характеристики
Тип корабля ПЛАРК
Обозначение проекта 661
Разработчик проекта ЦКБ-16
Главный конструктор Н. Н. Исанин
Кодификация НАТО «Papa» (рус. «Папа»)
Скорость (надводная) 19 узлов
Скорость (подводная) 44,7 (44,85) узла[2]
Предельная глубина погружения 400 м
Автономность плавания 70 суток
Экипаж 80 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 5197 т
Водоизмещение подводное 7000 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
106,9 м
Ширина корпуса наиб. 11,5 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
8,1 м
Силовая установка
  • 2 атомных реактора водо-водяного типа мощностью 2×177,4 МВт
  • 2 атомные паропроизводящие установки В-5Р паропроизводительностью 2×250 т пара в час,
  • 2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-618,
  • 2 автономных турбогенератора переменного трёхфазного тока ОК-3 мощностью 2×3000 кВт
Вооружение
Минно-торпедное
вооружение

 

  • Число торпедных аппаратов/калибр:
    4/533 (носовые)
  • Боекомплект (торпед): 12
Ракетное вооружение 10 ПУ ракет П-70 «Аметист»
  • установка новых систем гидроакустики приводила к увеличению объёма носовой оконечности;
  • появление самонаводящихся торпед позволило отказаться от кормовых торпедных аппаратов;
  • совершенствование лодочных атомных реакторов позволило резко повысить их надёжность и безопасность;
  • срок службы реактора на одном заряде топливом удлинился примерно вдвое;
  • много внимания уделялось снижению шумности ПЛ, как за счёт тщательной амортизации работающих механизмов, так и за счёт применения звукопоглощающих покрытий.

Советские подлодки

  • Большая часть АПЛ второго поколения имела стальные корпуса и была оснащена водо-водяными ядерными реакторами мощностью 90 МВт с периодом перезарядки активной зоны реактора в 8 лет.
  • Подлодочные парогенераторы стали изготавливаться в виде единого (интегрального) блока, что резко сократило протяжённость первого контура, повысило надёжность и безопасность ядерных энергоустановок.
  • Основным родом электрического тока стал переменный, вырабатываемый автономными турбогенераторами.
  • На АПЛ второго поколения начали использоваться системы электрохимической регенерации воздуха (до этого использовалась только химическая регенерация — менее эффективная и весьма опасная в обращении).

Ответственные за строительство

К проектированию лодок второго поколения дополнительно привлекли Ленинградское ЦКБ-16 (ныне подразделение СПМБМ «Малахит»), и Горьковское СКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»). Строительством занимались уже пять заводов:

  1. Севмашпредприятие,
  2. завод им. Ленинского комсомола,
  3. Ленинградский Адмиралтейский завод,
  4. Судомех (позднее объединённые и ныне известные как «Адмиралтейские верфи»),
  5. Горьковский завод «Красное Сормово».

Яркие представители второго поколения:

проект 667БДР, 4 × 533-мм и 2 × 400-мм носовых ТА, 16 торпед 533-мм, торпеды СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К, может нести до 24 мин вместо части торпед, 16 ПУ БРПЛ Р-29Р, 2 комплекта «Стрела-2М»

проект 667БДР, 4 × 533-мм и 2 × 400-мм носовых ТА, 16 торпед 533-мм, торпеды СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К, может нести до 24 мин вместо части торпед, 16 ПУ БРПЛ Р-29Р, 2 комплекта «Стрела-2М»

проект 705, шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с системой темой быстрого заряжания. Боекомплект: 18 торпед или 36 мин, а также противокорабельные ракеты «Вьюга», выстреливаемые через ТА.

проект 705, шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с системой темой быстрого заряжания. Боекомплект: 18 торпед или 36 мин, а также противокорабельные ракеты «Вьюга», выстреливаемые через ТА.

Основные характеристики АПЛ " Карелия "
Тип корабля РПКСН 2-го/3-го поколения
Обозначение проекта 667БДРМ «Дельфин»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Кодификация НАТО Delta-IV
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 320 … 400 м
Предельная глубина погружения 550 … 650 м
Автономность плавания 80 … 90 суток
Экипаж 135 … 140 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 11 740 т
Водоизмещение подводное 18 200 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
167,4 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
8,8 м
Силовая установка
  • реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 МВт,
  • 2 ППУ ОК-700А,
  • 2 ГТЗА-635,
  • 2 паровых турбины суммарной мощностью 44 100 кВт,
  • 2 турбогенератора ТГ-3000 по 3 000 кВт,
  • 2 дизельгенератора ДГ-460 по 460 кВт,
  • 2 ЭД экономического хода по 165 кВт,
  • 2 гребных вала,
  • 2 пятилопастных гребных винта
Вооружение
Минно-торпедное
вооружение
4 носовых ТА калибра 533 мм
Боекомплект (торпед): 12
533-мм торпеды САЭТ-60М[1]53-65М[2][3], ПЛУР «Водопад»
до 24 мин вместо части торпед.
Ракетное вооружение 16 баллистических ракет Р-29РМР-29РМУ2 или Р-29РМУ2.1«Лайнер»
ПВО 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»

Третье поколение

Основные характеристики
Тип корабля ТРПКСН
Обозначение проекта 941 «Акула»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Кодификация НАТО SSBN «Typhoon»
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов
(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 500 м
Автономность плавания 180 суток (6 месяцев)
Экипаж 160 человек
(в том числе 52 офицера)
Размеры
Водоизмещение надводное 23 200 т
Водоизмещение подводное 48 000 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
172,8 м
Ширина корпуса наиб. 23,3 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
11,2 м
Силовая установка
  • водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВпо 190 МВт каждый.
  • 2 турбины по 45000-50000 л. с. каждая 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт
  • Резервные:
    • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
    • Свинцово-кислотная АБ, изделие 144
Вооружение
Минно-торпедное
вооружение
ТА калибра 533 мм;
22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»
Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр. 941УМ)
ПВО ПЗРК «Игла»

 

3-е ПОКОЛЕНИЕ АПЛ

Все данные этой страницы собраны в открытых источниках

пр.941 "Акула"
23-01 пр.941 - внешний
Тяжёлый атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» вооружённая ракетным комплексом Д-19 предназначалась для нанесения ударов межконтинентальными баллистическими ракетами Р-39 по территории противника, не выходя из районов, находящихся под прикрытием собственных сил противовоздушной и противолодочной обороны.
пр.949 "Гранит"
23-02 пр.949 - внешний
Атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 949 «Гранит» вооружённая противокорабельными крылатыми ракетами 3М-45 и торпедами предназначалась для самостоятельного и во взаимодействии с другими силами ВМФ нанесения ударов крылатыми ракетами и торпедами по крупным надводным кораблям и судам противника, следующим в составе АУГ или конвоев.
пр.949А "Антей"
23-03-0 пр.949А - внешний
Атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 949 «Гранит» вооружённая противокорабельными крылатыми ракетами 3М-45 и торпедами предназначалась для самостоятельного и во взаимодействии с другими силами ВМФ нанесения ударов крылатыми ракетами и торпедами по крупным надводным кораблям и судам противника, следующим в составе АУГ или конвоев.

пр.945 "Барракуда"
23-04  пр.945 - внешний

Многоцелевая атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 945 «Барракуда» предназначена для поиска и слежения за подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, нанесения ударов ПЛ и кораблям противника.
пр.945А "Кондор"
23-05 пр.945А - внешний вид К-534
Многоцелевая атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 945 «Барракуда» предназначена для поиска и слежения за подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, нанесения ударов ПЛ и кораблям противника.
пр.971 "Щука-Б"
23-06  пр.971 - внешний вид
Многоцелевая атомная подводная лодка 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б» предназначена для поиска и слежения за подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, нанесения ударов ПЛ и кораблям противника и береговым объектам.

??.12.71 - в СКБ-143 разработан предэскизный проект многоцелевой АПЛ 3-го поколения пр.945. Дальнейшие работы переданы в ЦКБ «Лазурит».

Проект и проектант

пр.941 "Акула"

ЦКБ МТ "Рубин"

пр.949 "Гранит"

ЦКБ МТ "Рубин"

пр.949А "Антей"

ЦКБ МТ "Рубин"

пр.949"Барракуда"

ЦКБ "Лазурит"

пр.949А "Кондор"

ЦКБ "Лазурит"

пр.971"Щука-Б"

СПМБМ "Малахит"

Длина 172,8 метров 144 метра 155 метров 107 метров 110,5 метра 110,3 метра
Ширина 23,3 метра 18,2 метра 18,2 метра 12,2 метра 12,2 метра 13,6 метра
Осадка 11 метров 9,2 метра 9,2 метра 8,8 метра 9,4 метра 9,68 метра
Водоизмещение надводное 23 200 тонн 12 500 тонн 14 700 тонн 6 300 тонн 6 470 тонн 8 140 тонн
Водоизмещение подводное 48 000 тонн 16 500 тонн 19 400 тонн 8 200 тонн 8 500 тонн 10 500 тонн
Запас плавучести   32% 32%      
Глубина рабочая   520 метров 520 метров 480 метров 480 метров 480 метров
Глубина предельная 400 метров 600 метров 600 метров 600 метров 600 метров 600 метров
Скорость надводная 12 узлов 15 узлов 15 узлов 12,2 узла 12,2 узла 10 узлов
Скорость подводная 25 узлов 32 узла 32 узла 35 узлов 35 узлов 33 узла
Экипаж 160 человек 94 человека 107 человек 60 человек 65 человек 73 человека
Автономность 120 суток 120 суток 120 суток 100 суток 100 суток 100 суток
 

В начале 1980-х появились лодки третьего поколения. Они отличались существенно большим водоизмещением, более совершенным вооружением и лучшей обитаемостью. На этих лодках впервые установили оборудование для РЭБ(Радиоэлектронная борьба). В качестве материала корпуса применялись специальные стальные сплавы, а для части советских АПЛ — титан, что позволило также создать первые глубоководные ПЛ.

АПЛ К-278 «Комсомолец» имела наибольшую рабочую глубину погружения — 1000 м                                     АПЛ К-278 «Комсомолец» имела наибольшую рабочую глубину погружения — 1000 м

Общие отличительные черты:

  • Развитие подлодок в США и СССР происходило одновременно;
  • США полностью отказались от строительства неатомных ПЛ, оставив только два типа атомных подлодок: стратегические и многоцелевые. США могли привлечь в качестве союзных сил неатомных подлодок союзников по НАТО;

Последней неатомной подводной лодкой Военно-морских сил США стала субмарина класса «Барбел»

Последней неатомной подводной лодкой Военно-морских сил США стала субмарина класса «Барбел»

  • В СССР же решили не отказываться от дизель-электрических ПЛ и разрабатывать все 4 типа лодок.

К плюсам неатомных ПЛ можно отнести их ещё большую бесшумность.

Уже к середине 1970-х гг. стало понятно, что слишком большое разнообразие типов лодок создаёт множество проблем:

  1. высокие эксплуатационные издержки (в частности: усложнённость эксплуатации, необходимость переобучения личного состава, сложность перезарядки реакторов и утилизации);
  2. сравнительная дороговизна эксплуатации ПЛ;
  3. сравнительно низкая техническая надёжность.

Советские подлодки

  • Основное внимание при строительстве АПЛ третьего поколения уделялось снижению шумности.
  • Совершенствование средств обнаружения и вооружения
  • Подводные лодки оснащались блочными паропроизводящими установками ОК-650 с реакторами мощностью 190 МВт. Эти мощные энергоустановки позволяли развивать скорость подводного хода от 25 до 35 узлов (в зависимости от проекта АПЛ)
  • Системы автоматики были унифицированы для всех АПЛ третьего поколения. В состав электро-энергетических систем, сохранивших конфигурацию второго поколения, добавилось много полупроводниковых преобразователей, практически бесшумных в сравнении с электромеханическими преобразователями.
  • Значительно улучшились обитаемость ПЛ и условия размещения личного состава. На всех АПЛ были установлены всплывающие спасательные камеры, способные обеспечить одновременную эвакуацию с аварийной подводной лодки всего экипажа.

Экипаж — самая дорогостоящая подсистема АПЛ и любого другого корабля

Ответственные за строительство

Качественно новые технологии потребовали переоборудования производственных предприятий. Севмашпредприятие превратилось в крупнейший в мире судостроительный комплекс. В Горьком был построен новый производственный комплекс.

Яркие представители третьего поколения:

Ранее упомянутый К-278, проекта 685. Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.

Ранее упомянутый К-278, проекта 685. Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.

Проект 971, четыре 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц.

Проект 971, четыре 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц.

Четвёртое поколение

Проектирование подводных лодок четвёртого поколения было начато в 1977 г.

Общие отличительные черты:

Многоцелевые АПЛ четвёртого поколения сравнительно «тихие» (в сравнении с АПЛ третьего поколения), что достигается:

  1. размещением гребных винтов в кольцевых насадках
  2. использование водомётных двигательных установок
  3. использованием звукопоглощающих покрытий нового типа и рядом других мер.

Советские и российские подлодки

  • Корпуса АПЛ четвёртого поколения выполнены из маломагнитной стали и обеспечивают рабочую глубину погружения до 400 м.
  • Характерной чертой российских АПЛ 4-го поколения должна была стать энергетическая установка (ЭУ) нового типа, тепловой мощностью порядка 200 МВт с производством в ОКБ Машиностроения им. И. И. Африкантова.
  • Отличительной особенностью нового типа реактора стало интегральное моноблочное исполнение при котором сам реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе:

такое решение позволяет исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы и, тем самым, облегчает естественную циркуляцию (ЕЦ) теплоносителя на всех режимах работы реактора. Последнее является одним из факторов малошумности всей лодки

  • Активная зона реактора построена так, что её перезарядка необходима вдвое реже, чем в реакторах лодок 3-го поколения.
  • На каждой АПЛ установлена всплывающая спасательная камера, обеспечивающая при необходимости одновременную эвакуацию всего экипажа с аварийной ПЛ.

Яркие представители четвёртого поколения:

Проект 955 имеет на вооружении по 16 твердотопливных баллистических ракет «Булава». Первоначально предполагалось, что они будут нести по 20 ракет, но в 2013 году это решение было пересмотрено и число ракет оставлено прежним. Кроме того, эти ПЛ имеют по 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Проект 955 имеет на вооружении по 16 твердотопливных баллистических ракет «Булава». Первоначально предполагалось, что они будут нести по 20 ракет, но в 2013 году это решение было пересмотрено и число ракет оставлено прежним. Кроме того, эти ПЛ имеют по 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

проект 885 имеет на вооружении 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, размещённых в средней части корпуса, и 8 вертикальных шахт для запуска крылатых ракет (по 4 ракеты в шахте) нескольких типов.

проект 885 имеет на вооружении 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, размещённых в средней части корпуса, и 8 вертикальных шахт для запуска крылатых ракет (по 4 ракеты в шахте) нескольких типов.

Пятое поколение

Разрабатывается атомная подводная лодка проекта "Хаски".

Предположительный вид проекта "Хаски"

                                                     Предположительный вид проекта "Хаски"

Также, разрабатывается неатомные подводные лодки пятого поколения «Калина» и существует концепт-проект перспективной подлодки стратегического назначения для действий в Арктике «Арктур».

Макет проекта "Калина"

                                                              Макет проекта "Калина"

Макет проекта "Арктур"

                                                                    Макет проекта "Арктур"